Урок 42. Охрана природы зимой — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Урок 42. Охрана природы зимой

2017-09-10 608
Урок 42. Охрана природы зимой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы; укреплять бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц; продолжить изучение страниц Красной книги.

Планируемые результаты: соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа.

Учитель начинает урок с рассматривания детских работ на стенде и сообщает:

– Ребята, этот необыкновенный зимний лес „посажен“, создан нашими руками, фантазией, творчеством. Как вы думаете, от какого слова происходит слово „творчество“? А слово „творить“ с какими словами схоже? (Делать, создавать.) Значит, творить — делать, создавать что-нибудь прекрасное, замечательное. Как вам кажется, можно ли создавать и не беречь, не защищать, не любить свое творение? Не охранять его от бед? Вот и давайте представим себе, что мы с вами лесники в этом дивном лесу. Кто знает, что делает лесник? (Охраняет лес, природу.) Теперь порассуждаем. Возраст этого нарисованного леса всего несколько дней. А в нашей игре это может быть вековой лес. Он пережил уже много весен и зим. А вы, как лесники, должны ухаживать за ним во все времена года. И вот к вам приехали дети на экскурсию (учитель достает кукол-помощников) и захотели узнать, как нужно охранять природу осенью. Что бы вы могли им рассказать, объяснить? (Ответы детей.) А вот и следующие вопросы наших экскурсантов: «С кем „дружит“ ель? О каких представителях Красной книги вы можете рассказать?

(Учитель: „Подскажу вам: о ком вы узнали осенью?“)

– А теперь можно отправляться в путешествие по зимнему лесу!

3. Работа над темой

– Ребята, если вы обращали внимание, то в каждом лесу есть знаки-предупреждения о правильном поведении в лесу. Наш лес не исключение. Нужно объяснить гостям зашифрованные правила охраны природы зимой.

Дети дают свои объяснения.

Учитель дополняет описание детьми каждого знака чтением текста на с. 52—53 учебника и спрашивает, какие еще правила охраны природы зимой можно предложить.

– Теперь давайте проверим, что поняли, запомнили наши экскурсанты, и спросим их, как зимой можно участвовать в охране природы.

–Пора сделать небольшой привал и послушать «рассказ леса».

Он читает рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне» (с. 91—92).

После прочтения предлагает подумать, как лучше организовать соревнования, о которых говорится в рассказе.

4. Физминутка

5. Работа над темой (Продолжение)

– А теперь мы перейдем в самую заповедную часть нашего леса. Здесь обитают животные, которых все реже можно встретить в живой природе. И в настоящей жизни они живут в разных уголках Земли. И встреча, например, белого медведя с тигром в живой природе невозможна. Объединяет их, к сожалению, Красная книга, под обложкой которой они нашли защиту. Но в сказочном лесу все возможно, и мы можем познакомить наших гостей с удивительными обитателями лесного зоосада.

Учитель спрашивает, что дети знают о каждом из этих животных, затем читает разъяснения на с. 54—55 учебника.

– О каких представителях Красной книги России мы узнали на уроке? Какие меры охраны животных для них можно предложить? — и предлагает выполнить сначала задание № 4 на с. 29 рабочей тетради, а после того как учитель представит дополнительный региональный материал — задание № 5 на с. 29 рабочей тетради.

– Пора возвращаться из зимнего леса домой.

6. Рефлексия

– Ребята, конечно, мы понимаем, что это была игра. Но ведь названные нами правила очень важны и в настоящей жизни. Им нужно следовать на прогулке во дворе, в парке, сквере, настоящем лесу. Тогда мы останемся создателями красоты не только на бумаге, в наших рисунках, но и в настоящей жизни. Быть создателями красоты не сложно. Главное — сохранить в себе неравнодушное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе.

После этого учитель просит хорошо читающего ученика прочитать вывод урока на с. 55 учебника.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 52—55 учебника, задания № 1, № 2 и № 3 на с. 28—29 рабочей тетради.

 

Окружающий мир

 

Урок 1. ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

Задачи урока: учить детей соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; продолжить знакомство детей с художниками А. К. Саврасовым и Б. М. Кустодиевым и с главными темами их художественного творчества.

Планируемые результаты: научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на репродукции картин и рисунки на с. 58—59 учебника. Догадайтесь, о каком времени года пойдет сегодня речь. Что помогло вам это понять? Какие признаки весны вы увидели в рисунках и картинах? Кто помнит, когда по народному календарю отмечают первую встречу весны? Кто может назвать весенние месяцы по порядку? А теперь еще раз рассмотрите картины художников и попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? К какой из картин больше всего подходит стихотворение А. А. Коринфского? (Учитель читает стихотворение на с. 58 учебника.)

3. Работа над темой

– Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“1: март — рад, апрель — капель, май — вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март —..., апрель —..., май —...».

– Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере названий весенних месяцев.

– Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят?

– Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам.

Затем дети выполняют задания № 1 и № 2 на с. 32 рабочей тетради.

4. Физминутка

5. Работа над темой (Продолжение)

– Ребята, скажите, кто заметил, у какого из весенних месяцев больше всего имен? (У марта.) Это первый месяц весны, и, наверное, заждавшись весны, люди встречали его такой радостью, которая и вылилась в большое количество названий. Но у месяца марта была в старину еще одна особенность. Послушайте, пожалуйста.

Учитель читает текст «Весенний новый год» на с. 60 учебника с учениками подсчитывает, сколько дней осталось до этой даты или сколько уже прошло. Обращает внимание детей на изображение святой Евдокии, на тонкость в изображении лица и одежды, на нежность окружающего пейзажа. Объясняет, что в переводе с греческого имя Евдокия значит «благоволение».

– А теперь посмотрите на с. 58 учебника и найдите изображение Весны, сделанное по представлениям народного художника о красоте». После того как дети находят фотографию игрушки, учитель обсуждает с детьми ее особенности: в какие цвета раскрашена игрушка; какие признаки помогают определить, что эта фигурка изображает Весну-красну.

– Почему у игрушечной Весны-красны в руках птица?

Дети дают свои объяснения.

Далее один из учеников читает последний абзац на с. 60 и текст весенней заклички на с. 61 учебника.

Учащиеся рассматривают рисунок художника на с. 60 и фотографию куклы на с. 61 учебника, а затем отвечают на вопросы учителя.

– Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое „короб житушка, два — пшеничушки“? Почему так ласково названа пшеница? Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и „яичушки“? Чем порадуют девушек „перстенечки“? Какую радость приготовила весна молодым женщинам, „молодушкам“? Что за радость будет у „стариков да старушек“? Какой из подарков кажется вам самым радостным? Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.