Урок 37. Зимняя жизнь птиц и зверей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Урок 37. Зимняя жизнь птиц и зверей

2017-09-10 363
Урок 37. Зимняя жизнь птиц и зверей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму.

Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Проверка Д.З. ( повторяется материал по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 31.)

3. Работа над темой

1). Вступительная беседа

– Какие птицы осенью не улетают на юг? Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)? Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? Почему они не улетают? Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой? Посмотрите на рисунок на с. 32—33 учебника. Какие птицы на нем изображены?

– А каких птиц художник не изобразил, но они зимуют вместе с нами? (Сойка, ворона, галка, сорока, кедровка (в Сибири), воробей.) А чем они питаются, оставшись на зиму с нами? (Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи, вороны и галки всеядны. Они часто питаются отходами на помойках.)

2). Рассказ учителя о птицах.

Снегирь — перелетная птица, которая гнездится на севере и прилетает к нам только на зиму. С наступлением весны снегири улетают на север. Грачи стали оставаться на зимовку в городах в связи с потеплением климата и приспособились питаться отходами в стаях с воронами и галками. И все же большинство грачей улетает в теплые края.

Лесные курообразные, остающиеся на зиму, — тетерева, глухари, рябчики, куропатки. В начале зимы эти птицы питаются ягодами брусники и клюквы, семенами растений, травами. Когда снег становится глубоким, то они переходят на древесный корм — почки и сережки берез и лещины, хвою, кончики веток. Тетерева охотно склевывают шишкоягоды можжевельника. Для того чтобы грубый корм перетирался в желудке, эти птицы осенью глотают камешки, которые остаются у них в желудках. Ночуют они обычно в снегу, в который ныряют с дерева и устраивают себе камеру. Рябчик в холодные зимы вообще почти весь день проводит в снежном «доме» (до 20 часов в день), вылетая только покормиться. Куропатки в снегу не ночуют. Они сбиваются в плотный комок, согревая друг друга.

3). Работа в учебнике.

Завершается изучение материала о зимующих птицах чтением текста о клестах на с. 33 и выполнением задания № 1 на с. 18 рабочей тетради. Учитель подчеркивает, что клесты — единственные птицы, которые выводят птенцов зимой.

4. Физминутка

5. Работа над темой (Продолжение)

1). Изучение жизни зверей зимой.

– Какие звери зимой впадают в спячку (медведь, сурок, суслик, бурундук, барсук, еж), а какие бодрствуют, но делают запасы (белка, мышь). Каких зверей мы с вами видели на экскурсии? – Лесные звери очень боятся попадаться на глаза человеку. Даже если они и живут в ближайшем лесу и даже иногда на окраинах города, при приближении человека они прячутся или убегают.

2). Работа с учебником.

чтение текста на с. 34—35 учебника с дополнениями учителя.

3). Закрепляется материал выполнением задания № 2 на с. 18—19 рабочей тетради.

6. Рефлексия

Итоги урока подводятся по вопросам рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 35 учебника.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 32—35, задание № 3 на с. 19 (В РТ).

Окружающий мир

Урок 38. НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Проверка Д.З.

Повторяется усвоение материала предыдущего урока. Дети выступают со своими сообщениями о животных.

3. Работа над темой

1). Вступительная беседа.

Переходом к теме урока могут быть ответы на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 36 учебника.

– Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком?

2). Беседа по рисунку-схеме на с. 37 учебника, чтение текста учебника на с. 36

– Какое дерево изображено на рисунке-схеме в учебнике? Какие животные изображены на ели и под ней? Почему изображены именно эти животные? Как ель помогает животным выжить в суровых зимних условиях? На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели. А как? (Мыши, делая запасы, разносят шишки в норы и тем самым помогают ели размножаться; белки и клесты, вынимая семена из шишек, часто их теряют, и семена разлетаются по ветру.)

3). Закрепление.

Для закрепления материала этой части урока выполняется задание № 1 на с. 20 рабочей тетради.

Далее дети, используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приводят другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу. (Например, осина: ее ветками, сережками и почками питаются лоси, зайцы, тетерева, глухари.)

4. Физминутка

5. Работа над темой (Продолжение)

1). Изучение взаимосвязей в животном мире.

Учитель читает текст «Как животные друг другу помогают» на с. 38 учебника.

При объяснении всего материала темы «Невидимые нити в зимнем лесу» учителю важно показать детям, что в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена нарушает всю цепь.

2). Закрепление материала.

Дети должны ответить на вопросы рубрики «Подумаем!» на с. 39 учебника и выполнить задание № 2 на с. 21 рабочей тетради. Эту работу необходимо проводить под руководством учителя. Для выполнения указанного задания в рабочей тетради рекомендуется разделить класс на группы по 3—4 человека.

6. Рефлексия

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 39 учебника.

7. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 36—38 учебника, выполнить задание рубрики «Поиграем!» на с. 39 учебника.

Окружающий мир

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.