Урок 19. Старинная женская работа — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Урок 19. Старинная женская работа

2017-09-10 647
Урок 19. Старинная женская работа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Планируемые результаты: уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; научиться выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

В начале урока учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 74.

3. Работа над темой

1.Вступительная беседа.

– Сегодня на уроке они познакомятся с важнейшим старинным женским трудом и сами постараются определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом.

(Рассказ учителя о тканях)

2.Выполнение работы

– А теперь проследим, как же в старину женщины делали такую прочную и красивую ткань. Сначала надо было вспахать землю и посеять в нее вот такие семена. Землю для этого растения пахали мужчины: для девушек — их отцы или старшие братья, для замужних женщин — их мужья или взрослые сыновья. Вот выберем по считалке с помощью волшебного клубочка мальчика и доверим ему „вспахать“ землю на этом игрушечном поле и посеять семена этого замечательного растения. Как оно называлось, вам подскажет загадка на с. 74 учебника. Это лен.

Теперь представим себе, что лен вырос и зацвел. Рассмотрите цветки льна на фотографии в учебнике (с. 74). Закройте учебник и по памяти выполните задание № 1 на с. 46 рабочей тетради.

Лен вырос, пора его убирать. Попробуем с помощью рисунков и загадки из учебника про обработку льна „выполнить“ все трудные работы. При этом нам надо будет определить, о каких работах сказано в загадке, а о каких не сказано.

4. Физминутка

5. Обычаи других народов

Прочитать рассказ «Копотиха» на с. 76 учебника, сопоставить трудовые операции по обработке льна у народа коми с рисунками на с. 74—75 учебника. Таким способом можно сравнить труд русских женщин и женщин народа коми и восстановить весь процесс обработки льна.

– Сделайте вывод, какие виды работ в старину сопровождались пением, беседой, рассказыванием сказок, а какие трудовые операции были настолько трудны, что при их выполнении женщинам было не до песен и бесед.

Далее дети читают рассказ «Димитриев день» на с. 77 учебника. При этом учитель должен обратить внимание учеников на то, что в работе со льном и русские, и карельские женщины придерживались приблизительно одних сроков. В конечном счете разница зависела от погодно-климатических условий конкретной местности. Но обычно уже после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ко дню святых Димитрия Солунского и Параскевы Пятницы, женщины садились за прялку. Также необходимо отметить, что взрослые всегда учили прясть девочек.

6. Рефлексия

В завершение урока дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 77 учебника.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 74—77 учебника, задание № 2 на с. 46 рабочей тетради.

 

Окружающий мир

 

Урок 20. ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ ОСЕНЬЮ

Задачи урока: продолжить знакомство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы.

Планируемые результаты: понять причины листопада; познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжить развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Актуализация знаний

Перед изучением материала урока актуализируются имеющиеся у детей знания об изменениях лиственного покрова деревьев и кустарников и о вечнозеленых деревьях и кустарниках с помощью рисунков на с. 78—79 и 81 учебника. Дети говорят, какие деревья и кустарники им известны, находят на с. 78—79 соответствующие рисунки листьев, а на с. 81 — плодов.

3. Работа над темой

1). Листопад.

С.80 – чтение и анализ.

К материалу учебника об этом явлении можно добавить сведения о том, что осенью постепенно замедляется движение питательных веществ от корней к листьям деревьев и кустарников, и в результате листья отмирают.

2). Вечнозеленые растения.

Рассказ учителя (с.79)

4. Физминутка

5. Правила поведения в природе

(подготовка к С.р.)

6. Закрепление по теме

Для закрепления данного материала выполняется задание № 1и №2 на с. 48 рабочей тетради.

7. Рефлексия

Дети отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!», «Проверим себя» и зачитывается вывод на с. 81 учебника.

8. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 78—80, задания № 3 и № 4 на с. 49 рабочей тетради.

 

ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА

(экскурсия)

 

Кроме образовательных целей ознакомления младших школьников с сезонными изменениями в живой природе, осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и элементы укрепления физического здоровья.

Состояние гармонии, внутреннего покоя, душевного равновесия и комфорта очень благотворно для здоровья ребенка, для становления его нравственности и экологического мышления. Восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать общую для всех красоту мира рождает в душе ребенка чувство причастности к окружающему, формирует его личную ответственность за происходящее, воспитывает потребность в добром поступке.

Наиболее благоприятное время для проведения осенней экскурсии — конец сентября, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную осеннюю окраску и сам процесс листопада ярко выражен. Погода предпочтительна солнечная. Дети должны быть в удобной обуви и теплой одежде.

В начале экскурсии учитель объявляет цели экскурсии.

Далее он говорит: «Ребята, подумайте: кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы, которые провожают лето.) Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого, периода — листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами, обитателями леса (парка), пожелаем им красоты, тепла и добра... Улыбнитесь им, почувствуйте, как улыбаются они в ответ».

Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу.

Учитель: «Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (Ответы детей.) Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад, запомните это свое открытие и приходите в лес всегда как к другу, помогайте ему, берегите... Видите, сколько радости он вам посылает!

Скажите теперь: в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, радости, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир — большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательнее сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей. Помните, как поется в детской песенке: „От улыбки хмурый день светлей...“ и „...дружба начинается с улыбки!“?

А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают шустрые синички на деревьях. А чем пахнет в лесу осенью? Отличаются ли ароматы осеннего леса от ароматов летнего и весеннего? (Пахнет опавшими листьями, грибами.)

Лесной воздух отличается чистотой и содержит особые, полезные вещества, которые вырабатывают все растения. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья».

 

Остановка 1. В мастерской художницы Осени.

Учитель: «Теперь давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. (Здесь учитель может прочитать отрывок из стихотворения И. Бунина:Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.)

 

 

А сейчас попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников. Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березах и липах листья желтые, на клене, рябине, осине — красные, даже с фиолетовыми оттенками. А на кустах сирени листья остаются зелеными до самых морозов.

А знаете, от чего листья желтеют и опадают? Этот вопрос очень сложный, поэтому ответить на него мы постараемся в школе на уроке.

Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже — осина, вишня, сирень».

Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых дома будут готовить украшение для класса.

 

Остановка 2. Пообщаемся с птицами.

Учитель: «Ребята, посмотрите, сколько вокруг птичек: воробьев, синичек, ворон. Давайте подразним их!»

Учитель просит учащихся вспомнить, как передвигается воробей, и предлагает сымитировать движение птицы: повернуться вокруг на пол-оборота и попрыгать, как воробей, считая до 10, и снова вернуться в исходное положение. Затем дети вспоминают, как «ходят» синички и вороны (если есть возможность, наблюдают за живыми объектами), и сначала быстро семенят маленькими шажками, а затем ходят по кругу вперевалочку «вороньим» шагом.

Учитель: «Вот и заканчивается наша экскурсия в осенний лес (парк). Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали, помните о них».

На обратном пути учитель подходит к деревьям, спрашивает у детей, как они называются, просит показать листья этого дерева.

В конце экскурсии учитель говорит: «Чтобы продлить радость общения с красотой осенней природы, соберите букеты из самых красивых листьев. Дома поделитесь своими впечатлениями от экскурсии с родными и подарите им букеты осенних листьев». Читает стихотворение: Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший соберем из них.

Мы букет поставим посреди стола.

Осень золотая в гости к нам пришла.

 

 

Дополнительные материалы для учителя

 

 

Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно красива она осенью, в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба.

Листопад березы самый продолжительный, длится почти два месяца. Береза — одно из первых деревьев, которые напоминают нам о приближающейся осени еще в конце лета, когда в густой зеленой листве появляются первые золотые прядки.

Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.

В народе очень давно открыли пользу препаратов из березовых почек. Их используют как витаминизирующее, мочегонное, потогонное, заживляющее средство, при расстройстве желудка и против ломоты в суставах. А какой целительной силой обладает сок березы!

 

Дуб. Очень величественное дерево. У дуба пышная, кудрявая крона, извилистые сучья, толстый ствол, покрытый корой с глубокими трещинами. Во многих русских сказках эти вековые богатыри (а их возраст может достигать 1000 и более лет) делились с людьми мудростью и силой. Считается, что в дубовом лесу хорошо себя чувствуют утомленные, ослабленные люди, страдающие пониженным давлением.

Осенью под кроной дубов много опавших желудей и мелких веточек с пожелтевшими листьями. Оказывается, у дуба есть свой секрет — он очень светолюбив. Поэтому его ветки такие извилистые. Они растут так, чтобы листья не перекрывали друг друга и каждому листочку было светло. Вот почему лишние веточки просто опадают.

Оказывается, первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках поселений древнего человека были найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад. В народной медицине дубовыми листьями и корой лечили раны, отвар употребляли при кровотечениях, авитаминозах, расстройстве желудка, как противоядие при отравлениях. А кто не знает, что простуду лечили в русской бане дубовыми вениками... Отвар коры дуба применяют для полоскания при заболеваниях полости рта и для лечения ожогов.

 

Клен. Светолюбивое широколиственное дерево. Все листья клена располагаются мозаикой в одной плоскости, чтобы собрать больше света. Листья одной ветки, разные по величине, укладываются плотно, не затеняя друг друга. Они по форме напоминают ладошку — так и кажется, что дерево протягивает свои ладошки к последнему осеннему солнышку, чтобы погреться. Листья клена очень красивы и по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды клена — крылатки — пара «крылышек», соединенная парой сросшихся семян. Созревая, крылатки распадаются, и каждое «крылышко» бережно опускает на землю свое семя. Благодаря такому «летательному аппарату» в лесу появится много всходов клена.

Тополь. Листья тополя осенью не всегда красивы. Иногда они остаются зелеными до снега, иногда — бурыми. Но не в красоте листьев главная ценность тополя. Это дерево является «чемпионом» среди многих деревьев по поглощению углекислого газа из воздуха. Подсчитано, что один тополь за пять месяцев поглощает столько углекислоты, сколько за это же время поглощают три липы, четыре сосны и семь елей, вместе взятые. Различные виды тополей широко используют в озеленении города. Высаживают преимущественно экземпляры без пуха.

Молодые листочки тополя обладают бактерицидным и заживляющим свойствами.

 

 

Осина. Это дерево сравнительно неприхотливо к климатическим условиям, однако не выносит чрезмерно сухой, а также слишком бедной питательными веществами почвы.

Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Ствол лишь в нижней части темно-серый, выше он имеет красивую серовато-зеленую окраску. Осенью очень нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета — и желтый, и красный, и чернильный, и розовый...

У осин есть одна очень характерная особенность. Ее листики начинают шевелиться даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок особенно легко изгибается вправо-влево. Вот почему так подвижны листочки осины.

В народной медицине считается, что в осиновом лесу снижается артериальное давление у людей, страдающих гипертонической болезнью.

 

 

Лиственница отличается от всех остальных хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Оттого, наверное, и назвали это красивое и стройное хвойное дерево лиственницей.

Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Недаром про лиственницу говорят: «Из семейки сосен, елок, а зимует без иголок». Хвоя дерева очень мягкая и нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых они собраны в пучки. В каждом пучке 20—60 хвоинок. Семена собраны в небольших круглых шишечках, которые темным цветом контрастно выделяются среди осенней желтой хвои.

Лиственница используется в народной медицине для изготовления витаминных сборов.

Липа

Липа долговечна (доживает до 300—400 лет), морозостойка, красива весной, когда стоит вся в розовой дымке, душистая летом, золотистая осенью. Поэтому липы издавна используют в садово-парковом строительстве.

Липа дает много тени. Она хорошо выдерживает условия современной городской среды, способна хорошо очищать воздух от примесей, поглощает вредные выбросы в несколько раз больше, чем другие древесные породы. Поселившись на шумных улицах, это красивое дерево несет с собой неповторимую красоту, свежесть и прохладу русского леса, медовый аромат цветения.

Когда липа отцветает, появляются плоды — маленькие круглые орешки. Поздней осенью орешки начинают падать. Чаще всего они падают прямо в снег.

Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину, защищающую землю от мороза так искусно, что земля в липовом лесу не промерзает даже зимой.

Листья липы плохо проводят тепло, а когда падают, сморщиваются. У листиков заворачиваются края, и между ними остается много воздуха. Действительно, для растений в липовом лесу зима немножечко «теплее». Если вы будете внимательны на весенней экскурсии, то обязательно заметите, что первые подснежники появляются под липами.

Издавна липовый чай, отвар, мед являются хорошими средствами от простуды.

 

Ясень. Посмотрите внимательно на ствол, ветки и листья этого дерева осенью: листья ярко-желтые, состоящие из нескольких маленьких листочков, между листиками — гроздья крылаток-«носиков». Это семена. Каждое из них снабжено маленьким «пропеллером», поэтому ветер уносит маленькие «вертолетики» довольно далеко от дерева завоевывать новые просторы.

А как ярко вспыхивают желтые листья ясеня в лучах осеннего солнца! Ярко, весело, ясно! Может, поэтому и получило дерево свое название.

 

 

Окружающий мир

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.