Впервые на официальном государственном уровне одним из приоритетов устойчивого развития признано обеспечение достойных условий жизни человека в России. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Впервые на официальном государственном уровне одним из приоритетов устойчивого развития признано обеспечение достойных условий жизни человека в России.

2017-09-10 632
Впервые на официальном государственном уровне одним из приоритетов устойчивого развития признано обеспечение достойных условий жизни человека в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Стратегии национальной безопасности 2015 года наблюдается преемственность в изложении стратегических национальных приоритетов. Принципиальных изменений в их содержании нет. В п. 32 приоритеты представлены следующим образом:

– оборона страны;

– государственная и общественная безопасность;

– повышение качества жизни российских граждан;

– экономический рост;

– наука, технологии и образование;

– здравоохранение;

– культура;

– экология живых систем и рациональное природопользование;

– стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Количество приоритетов увеличилось достаточно формально, за счет их разукрупнения. В Стратегии национальной безопасности 2015 года социальные приоритеты были разделены каждый по отдельности – образование, здравоохранение, культура.

В представлении приоритетов новшество и в том, что разработчики отказались от характерного для Стратегии национальной безопасности 2009 года деления приоритетов на основные приоритеты и приоритеты устойчивого развития. Это связано с тем, что законодатель считает необходимым обратить внимание на равнозначность ВСЕХ стратегических национальных приоритетов в деле обеспечения национальной безопасности России.

Более всего, пожалуй, изменились меры, связанные с реализацией определенных стратегических национальных приоритетов, что ясно видно из увеличения их количества.

При таком понимании стратегических национальных приоритетов и их эффективной реализации Россия может стать страной, в которой формируется модель развития, учитывающая не только экономический уровень, но и рациональный подход к потреблению ресурсов, и всестороннее обеспечение экологической безопасности, и особенности демографической сферы. И если для современной модели характерен приоритет экономики, то на пути перехода к варианту устойчивого развития, на первое место будет выходить взаимосвязь и взаимозависимость направлений деятельности, нацеленных на выживание человечества и сохранение биосферы. Соответственно, ясно видно, что в рассматриваемой модели базовые основы связаны с будущим, формированием из настоящего достойного будущего для человечества.

Необходимо учитывать, что национальная безопасность обеспечивается путем достижения связанных между собой национальных интересов и стратегических национальных приоритетов.

По мысли А.Б. Логунова сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание национальной безопасности образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности», «система обеспечения национальной безопасности»[32].

Национальные интересы РФ. Понятие национального интереса непостоянно и меняется с развитием общества. Процессы глобализации, объективно определяющие трансформацию миропорядка в современное время, ставят новые проблемы, требуют новых подходов в определении понятия национальных интересов и приоритетов. Если посмотреть на определение дефиниции «национальные интересы РФ», то станет понятно, что они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики нашего государства. Приоритеты современного независимого развития России в значительной степени зависят от того, насколько четко и недвусмысленно сформулированы его национальные интересы, а также от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Но очевидно, что национальный интерес – это некий компромисс между очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственных органов. Национальный интерес, в том числе и нашей страны, формируется на базе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в данный момент общество. При этом формирование национального интереса в стране зависит от тех сил, которые обладают реальными властными возможностями, позволяющими реализовывать тот или иной интерес, т.е. потребности общества и государства преломляются через видение действующих в стране политиков. Из базового определения мы видим, что национальные интересы делятся на внутренние и внешние.

Интересы, естественно, не равнозначны и могут включать три взаимосвязанных блока:

1 блок – фундаментальные интересы. Они определяют необходимость выживания нации. К внутренним фундаментальным интересам относят стабильность и развитие, баланс которых делает страну устойчивой и целостной.

Внешние интересы включают в себя:

– территориальную целостность;

– политический суверенитет;

– сохранение господствующего конституционного строя;

– процветание.

2 блок – национальные ценности, т.е. национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны.

3 блок – текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Фундаментальные интересы и ценности в совокупности – это жизненно важные интересы страны, которые связаны с нашим выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством РФ, исходя из жизненно важных интересов.

Классификаций национальных интересов в науке и политической литературе много. Классификация может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость. Приведем несколько примеров, связанных с разнородными классификаторами интересов. Они могут группироваться по:

– степени общности на индивидуальные, групповые, корпоративные, общественные, национальные, общечеловеческие;

– субъектам на интересы личности, общества, государства, коалиции государств, мирового сообщества;

– сферам деятельности на экономические, внешнеполитические, внутриполитические, военные, информационные, духовные;

– направленности на совпадающие, не совпадающие, конфронтационные, параллельные и т.п.[33]

Существуют и другие основания классификации национальных интересов:

– в зависимости от степени значимости для обеспечения национальной безопасности можно выделить интересы первостепенной и второстепенной значимости;

– в зависимости от территории, с которой связаны интересы, среди них следует различать глобальные, региональные и локальные интересы;

– в зависимости от уровня нормативно-правовых механизмов реализации, на котором интересы могут и должны быть реализованы, они могут быть международно-правовые, национально-государственные и региональные;

– в зависимости от значимости для мира в целом и государств – национальными и международными;

– с учетом сферы общественной жизни, к которой относятся интересы, их можно классифицировать на идеологические, культурные, экономические, политические, социальные и т.д.

Следует учитывать, что один и тот же национальный интерес может одновременно принадлежать не к одной, а к нескольким группам [34].

Интересно по данному поводу замечание Д.В. Волобуевой, которая писала, что национальные интересы России являются конституционно-правовой категорией, так как представляют собой наиболее важные интересы государства, обусловленные потребностями самосохранения и развития российской государственности, закрепленными в Конституции РФ. Тот факт, что эти интересы могут реализовываться в различных сферах общественных отношений, не влияет на их классификацию в качестве конституционно-правовых, поскольку и само конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества.

На ее взгляд, основополагающие национальные интересы Российской Федерации отражены в ее Конституции, так как общечеловеческие ценности, будучи закрепленными в Конституции государства, приобретают свойство конституционных ценностей. Таким образом, закрепляя общечеловеческие ценности, фиксируя позитивные цели и задачи государства и являясь фундаментом развития общественных отношений, Конституция не может не содержать в себе основных и долгосрочных национальных интересов.

В преамбуле Конституции РФ говорится, что она принимается многонациональным народом России, «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство... возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократических основ, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества».

Исходя из этого, Волобуева Д.В. делала вывод, что основными или неизменными интересами для Российской Федерации являются обеспечение прав и свобод человека, сохранение суверенитета и государственного единства, построение гражданского общества, развитие демократии, решение экономических проблем, усиление позиций России и ее авторитета на международной арене[35].

В нашей стране после распада СССР первая законодательная попытка оформить категорию «национальный интерес» (в контексте «жизненно важный интерес») была предпринята в Законе РФ «О безопасности» 1992 года. В ст.1 фиксировалось, что жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

В Концепции национальной безопасности, национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Федеральный закон «О безопасности» 2010 года раздела, связанного с общими положениями, не содержит. Но если исходить из утвержденной на момент его принятия Стратегии национальной безопасности 2009 года, то там данная категория разъясняется, как, впрочем, и в Стратегии национальной безопасности 2015 года. Понятие «национальный интерес» активно используется и в ряде других доктринальных документов, например, Военной доктрине Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 года № Пр–2976)[36], Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 30 ноября 2016 года № 640) и других[37].

Перейдем непосредственно к анализу понятия «национальный интерес» в Стратегиях национальной безопасности РФ 2009 и 2015 годов (табл.3).

Таблица 3

Развитие понятия «национальный интерес» в Стратегиях национальной безопасности РФ

Стратегия национальной безопасности 2009 года Стратегия национальной безопасности 2015 года
национальные интересы Российской Федерации– это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства национальные интересы Российской Федерации – это объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития

Четко видно, что в формулировке Стратегии национальной безопасности 2015 года, в отличие от прошлого акта, однозначно ставятся на первое место потребности личности, общества и государства. Соответственно, продемонстрировано понимание, что государство не является единственным инструментом, играющим первенствующую роль в обеспечении жизнедеятельности личности и общества, их безопасности.

В Концепции национальной безопасности сами национальные интересы формулировались отдельно для разных сфер деятельности, которые были представлены в самом определении термина «национальный интерес» – экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной…

Национальные интересы по указанным сферам выглядели следующим образом:

– во внутриполитической сфер – сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершение процесса становления демократического общества, а также нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

– в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни народа;

– в духовной сфере – сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

– в международной сфере – обеспечение суверенитета, упрочение позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами –участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, повсеместное соблюдение прав и свобод человека и недопустимость применения при этом двойных стандартов;

– в информационной сфере – соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

– в военной сфере – защита ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, обеспечение условий для мирного, демократического развития;

– в пограничной сфере – создание политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

– в экологической сфере – сохранение и оздоровление окружающей среды.

Отдельно выделялись интересы личности, общества и государства.

Интересы личности состояли в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состояли в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состояли в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Достаточно красноречивы и подходы к определению собственно национальных интересов в Стратегиях национальной безопасности РФ (табл.4).

Таблица 4

Содержание национальных интересов РФ в Стратегиях национальной безопасности

 

Стратегия национальной безопасности 2009 года Стратегия национальной безопасности 2015 года
национальные интересы Российской Федерациина долгосрочную перспективу формулируются следующим образом и заключаются в: – развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; – обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; – превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира (п.21).   национальные интересы Российской Федерации: – укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; – укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; – повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; – сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; – повышение конкурентоспособности национальной экономики; – закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира (п. 30).

В Стратегии национальной безопасности 2015 года при изложении национальных интересов:

– увеличилось их количество, и это изменение связано не с развитием формальных лингвистических форм, а с новыми смысловыми акцентами;

–изменилась их иерархия, где первым интересом названа не расплывчатая либеральная идея о развитии демократии, а оборона страны;

– появилось именно среди национальных интересов упоминание о важности взаимосвязи государственных органов с институтами гражданского общества, что окончательно приводит Стратегию национальной безопасности 2015 года в соответствие с нормативной правовой базой – Федеральными законами «О безопасности» 2010 года и «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 2014 года[38];

– перенесено внимание, как справедливо отмечала Н.А. Красильникова, при определении национальных интересов с первого места на второе положение об «укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности…», и речь идет уже не столько о «развитии демократии и гражданского общества» сколько о взаимном сотрудничестве органов власти с институтами гражданского общества[39];

– выделен отдельно в качестве национальных интересов «социальный блок»: повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны, сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Однозначно, сделан вывод из недостатков Стратегии национальной безопасности 2009 года. В ней четко была прописана взаимосвязь и взаимозависимость между экономикой и вопросами национальной безопасности, но конкретно не выделялась обусловленность национальной безопасности уровнем духовно-нравственного состояния общества, патриотизма российских граждан, особенно, молодежи, который не мог основываться ни на чем ином, как традициях, самобытности и культуре нашего народа.

Принципиальные изменения наблюдаются в положениях об обеспечении национальных интересов. Стратегия национальной безопасности 2009 года трактовала данный вопрос следующим образом: основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации (п. 25). Стратегия национальной безопасности 2015 года констатирует: обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов: оборона….. (п. 31), и, далее, состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности (п. 32).Мы видим, что оборона страны поставлена на первое место.

Ко всему, именно институты гражданского общества (наряду с другими структурами) призваны создать благоприятные внутренние и внешние условия для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации (п.3). Причем относится это ко всем стратегическим национальным приоритетам.

Таким образом, между приоритетами и интересами наблюдается глубокая взаимозависимость, так как приоритеты РФ во многом обусловлены ясностью определения национальных интересов. Следует заметить, что в Стратегии национальной безопасности 2015 года никаких принципиальных расхождений в формулировке интересов и приоритетов, по сравнению с предыдущим документом, нет.

Угроза национальной безопасности. Угроза национальной безопасности РФ – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам нации и ее функциональным компонентам – личности, обществу и государству[40].

Закон РФ «О безопасности» 1992 года был тем первым нормативным правовым актом, который попытался поставить вопрос о формировании понятийного аппарата национальной безопасности. В его транскрипции «угроза безопасности» – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства(ст.3). Ко всему, в Законе отмечалось, что реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3). Соответственно, формально, на уровне закона РФ, угрозы впервые были классифицированы на внутренние и внешние.

В Концепции национальной безопасности сам термин «угроза национальной безопасности» не использовался, но впервые были четко, системно представлены угрозы национальной безопасности РФ по конкретным сферам деятельности, фактически идентичным сферам в определении категории «национальный интерес».

В Стратегии национальной безопасности 2009 года был сделан шаг в развитии типологии угроз, которые делились как на внутренние и внешние, так и классифицировались по сферам действия: военной, пограничной, экономической, информационной, экологической и других. Свое видение проблемы угроз национальной безопасности законодатель представил и в Стратегии национальной безопасности 2015 года.

Страна не находится в безвоздушном пространстве. Следует помнить, что удовлетворение национальных интересов происходит при взаимодействии РФ с другими государствами на международной арене, а также различных социальных сил внутри России. Подобный процесс, в зависимости от конкретной ситуации, может выражаться как в противоборстве, так и в сотрудничестве, что требует обязательного учета интересов друг друга. Если это столкновение в экономической сфере, то оно выражается в конкуренции, если сфера внеэкономическая, то это военно-политическое и культурно–информационное противоборство. Любая форма и сотрудничества и противоборства объективно ведет к изменению внешних и внутренних условий жизни государства. Если данные изменения не заметить, не принять определенного решения, то может возникнуть опасность, т.е. перспектива понести ущерб.

Собственно категория «опасность» в общей теории национальной безопасности в современное время все чаще вызывает интерес отечественных исследователей. И это не случайно.

Во-первых, и это вполне закономерно: вызовы, опасности и угрозы национальной безопасности России не могут оставаться без внимания. Реальная практическая деятельность требует установить некую «иерархию ответов» на опасности, четкого представления, на какую из опасностей нужно реагировать в первую очередь.

Соответственно, во-вторых, необходима конкретная теоретическая база, позволяющая понимать сущностную характеристику опасности, ее отличие, например, от угрозы.

В-третьих, существует настоятельная потребность выработки методики возможной оценки ущерба, который может принести опасность национальным интересам личности, общества, государства, так как источники борьбы с опасностями разного рода не безграничны.

Но сегодня, как справедливо отмечается рядом авторов, в общей теории национальной безопасности категория «опасность» пока не находит самостоятельного научного определения. В работах отечественных авторов опасность сводится либо к вероятности нанесения ущерба жизненно важным интересам объектов национальной безопасности, либо к возможности нанесения такого ущерба. Общим местом стало такое определение: опасность для национальных интересов – это нанесение ущерба важным национальным интересам и национальной безопасности в ограниченных (локальных) масштабах[41].

Возжеников А.В., Цыбаков Д.Л. попытались выделить сущностные характеристики опасности как понятия общей теории национальной безопасности.

1. Опасность не имеет адресной направленности и несет ущерб всем, кто попадает в зону ее проявления. У опасности нет такой сущностной характеристики, как намерение причинить ущерб кому-то или чему-то. Например, солнечная радиация вредна живым организмам, и она причиняет ущерб всем, кто попадает в зону ее воздействия, в т.ч. и личности.

2. Опасность может исходить от объективных природных явлений и процессов, а также природных процессов, вызываемых человеческой деятельностью.

3. Опасность может проистекать от непрофессионализма людей в какой–либо сфере человеческой деятельности. В сфере управления опасным представляется, прежде всего, неверный выбор вектора развития; в сфере науки опасно прийти к открытиям, которые могут уничтожить человека и все живое на планете; в сфере технологий опасно то, что зачастую мы не знаем о последствиях в отдаленной перспективе того или иного технологического новшества.

4. В отличие от угрозы, опасность значительно шире по возможности нанесения ущерба жизненно важным интересам объектов национальной безопасности.

Таким образом, по мнению авторов, опасность в контексте общей теории национальной безопасности – это способность объективных природных явлений и процессов, социальных ненаправляемых процессов и непреднамеренной деятельности людей, вызванной непрофессионализмом либо низкими знаниями, причинить ущерб жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В самом общем виде опасности можно поделить на объективные и субъективные.

Классификация опасностей в отечественной научной литературе не проведена. Она может проводиться:

– по вертикали управления – локальные, муниципальные, региональные, федеральные, международные, глобальные опасности;

– по сферам человеческой деятельности – политические, социальные, экономические экологические, информационные и другие опасности;

– по источнику возникновения – природные и социальные опасности.

Для практической деятельности по обеспечению национальной безопасности данная классификация опасностей весьма полезна, т.к. она позволяет видеть объективные и субъективные основания опасностей и принимать конкретные меры по защите жизненно важных интересов личности. В связи с тем, что социальная система обеспечения национальной безопасности подразделяется на подсистему внутренней безопасности и подсистему внешней безопасности, возникает необходимость и опасности подразделять на внешние и внутренние.

Внешними признаются такие опасности, источник возникновения которых находится за пределами Российской Федерации. Внутренними признаются такие опасности, источник возникновения которых находится на территории России.

Опасности социального характера подстерегают нас сегодня практически во всех сферах жизнедеятельности и спектр их проявления довольно обширен (терроризм, милитаризм, технологические прогрессы…) [42].

Опасности могут порождаться разными силами, и когда у одной стороны возникает цель или возможность, а может быть и то, и другое, причинить вред другой стране, то появляется угроза. Угроза – это демонстрация одним объектом желания или возможности причинить вред другому объекту (объекту воздействия).

Угроза не может быть абстрактной. Она всегда связана с целенаправленной деятельностью определенной противостоящей силы, преследующей свои интересы. Именно эти интересы тесно связаны с основными источниками угрозы. Чтобы понять содержание угрозы национальной безопасности, необходимо четко представлять, при помощи каких показателей она определяется. Соответственно, уточняем, что она обозначается:

– затрагиваемыми национальными интересами (в зависимости от этого определяется ее значимость)

– обстоятельствами, что определяет возможный ущерб при привидении угрозы в действие (обстоятельства – это, например, уровень защищенности от данной угрозы, адекватность реакции на ее проявления и т.п.)

– местом и временем проявления негативных факторов и условий

– возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы [43].

Стратегии национальной безопасности РФ 2009 и 2015 годов представляли свое видение категории «угроза национальной безопасности» (табл.5).

Таблица 5

Развитие понятия «угроза национальной безопасности» в Стратегиях национальной безопасности РФ

Стратегия национальной безопасности 2009 года Стратегия национальной безопасности 2015 года
угроза национальной безопасности– прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства угроза национальной безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам

Явно видно сокращение определения, связанное не с перечислением объектов угрозы, а введением обобщающего понятия «национальный интерес».

И в Концепции национальной безопасности, и в Стратегии национальной безопасности 2009 года, и в новом стратегическом документе угрозы представлены по конкретным сферам действия. Обратимся конкретно к материалам Стратегий национальной безопасности РФ (табл. 6).

Таблица 6

Угрозы национальной безопасности РФ по Стратегиям национальной безопасности

Сферы действия угроз Стратегия национальной безопасности 2009 года Стратегия национальной безопасности 2015 года
Военная безопасность Угрозами военной безопасности являются политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на: – достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении; – формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризация околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений; – на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки (п.30) Военные опасности и военные угрозы определяются Военной доктриной Российской Федерации (п.35)[44]
Государственная и общественная безопасность Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: – разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; – деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; – экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; – деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией (п.37)   Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются: – разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам; – деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; – деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; – деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми; – деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе; – преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности; –коррупция; – стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров (п. 43)
Повышение качества жизни российских граждан Источниками угроз национальной безопасности могут стать такие факторы, как: – кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем; – усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы; – отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов (п.47)   Угрозами качеству жизни россий

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.