Концепции и теории развития личности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Концепции и теории развития личности

2017-09-10 229
Концепции и теории развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, при рассмотрении первого вопроса мы определили, что под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью. Человек - прежде всего биологическоесущество, принадлежащее к виду Homo sapiens класса млекопитающих. Но вместе с тем человек - существо социальное, он является членом общества и ведёт общественный образ жизни. То есть, психология личности детерминирована случайной жизнью, и вместе с тем в ней проявляются свойства биологические.

В психологии выделяются следующие концепции развития личности:

а) биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности определяется биологическими факторами (биология - наука о живой природе). Согласно этой концепции человек от природы предрасположен к особенностям протекания психических процессов, преступности, самосовершенствованию, определённой профессиональной деятельности, травматизму и т.д. То есть, личность лишена собственной инициативы, активности, и ее жизнь определяется фатальными биологическими факторами;

б) социологическая концепция рассматривает развитие личности, целиком зависящее от социальной среды, в которой она находится. То есть, человек пассивно приспосабливается к окружающей социосреде;

в) двухфакторная концепция. Человек развивается в результате воздействия социальной среды и биологических факторов (в первую очередь, наследственность).

Концепция – определенный способ понимания какого – либо явления. А какие существуют психологические теории личности? Известно, что теория личности – это совокупность гипотез или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности следующие:

· Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

· Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

· Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

· Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

· Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

 

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теории личности. Р.С. Немов насчитывает до 48 теорий личности и классифицирует их по пяти параметрам:

1. По способу объяснения поведения (подразделяются на психодинамические, социодинамические и интеракционистские). Так, в психодинамических теориях личность и поведение человека описываются исходя из его психологических, или внутренних характеристик; в социодинамических теориях – определяются внешними ситуациями; в интеракционистских теориях – определяются на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

 

2. По способу получения данных о личности подразделяются на экспериментальные и неэкспериментальные. Экспериментальные теории построены на анализе и обобщении данных, собранных опытным путем; неэкспериментальные теории опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и на основе этого делают теоретические обобщения.

3. По точке зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование (структурные теории выясняют структуры личностей и системы понятий, описывающих эти структуры; в динамических теориях главное – динамика в развитии личности).

 

4. Ряд теорий личности, которые возникли с появлением возрастной и педагогической психологии (т.е. развитие личности от рождения и до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности, а также проследить развитие личности в течение всей жизни человека).

 

5. Ряд теорий личности, обращающих внимание на: внутренние свойства, черты и качества личности или на ее внешние проявления (поведение, поступки). Это дает возможность выделить теории черт: с помощью описания личности на основе тестологического способа или с помощью способа объединения всех людей в типологические группы.

Рассмотрим одну из наиболее распространенных теорий (фрейдизма), создателем которой является Зигмунд Фрейд, (1856-1939),австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель метода психоанализа. С 80-х г.г. XIX в. работал в области практической медицины. Начав свои исследования как физиолог и врач–невропатолог, он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются не осознаваемые больными комплексы. Фрейд несколько лет проработал в клинике знаменитого французского невролога Ж.Шарко в Сальпетриере (Париж) и клинике Бернгейма в Нанси, где познакомился с терапией неврозов. С начала 90-х гг. З.Фрейд работал вместе с Й.Брейером, применяя метод гипнотического катарсиса (катарсис – очищение, один из методов психоанализа). В 1895 г. совместно с Й.Брейером он опубликовал работу по проблеме происхождения истерии и возможности ее лечения гипнозом. В дальнейшем Фрейд отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал концепцию о структуре личности, выделив в ней три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Учение Фрейда приобрело широкую известность в начале XX в. У него было много учеников и последователей, но чрезмерное увлечение Фрейдом проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики. В чем суть психоанализа, открытие которого, дав метод для дальнейших исследований, сделало психологию наукой, а не отдельным разделом в философии?

Согласно теории Фрейда в психике человека существует, как отмечалось выше, три сферы (области): сознание (к сознанию относится все, что осознается и контролируется человеком);

предсознание (к предсознанию относятся скрытые или латентные знания, которые в данный момент отсутствуют в сознании, но могут возникнуть при определенной мотивации): например, все знаем теорему Пифагора, но пока я о ней не сказал, она не присутствовала в вашем сознании. Видимо можно сказать или сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание – это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком;

бессознательное (оно обладает рядом свойств:

- содержание этой области не сознается, но оказывает существенное влияние на наше поведение;

- информация в области бессознательного с трудом переходит в сознание, что объясняется работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления).

 

Спрашивается: что же находится в области бессознательного и почему оно так сильно влияет на поведение человека? Как считал Фрейд, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Оно присутствует уже и у младенца, не говоря о взрослом человеке, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Эти влечения имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, так как оно оказывает этому сопротивление. Однако, несмотря на это, они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, но при этом принимают искаженную или символическую форму (в виде сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов). Для исследования этих форм был разработан метод их изучения – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

По методу свободных ассоциаций психоаналитик должен найти закономерность в способах ответа пациента на поставленные вопросы и сделать вывод о причинах возникшего состояния больного. Как правило через несколько десятков вопросов в ответах начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично анализируются сны. Фрейд считал, что во время сна снижается уровень контроля сознания, убирается преграда и перед человеком предстают сновидения, как результат частичного прорыва его влечений в сферу сознания.

Что же представляет собой влечение в виде невротических симптомов, которым З.Фрейд уделял особое внимание. Он считал, что создаваемый этим симптомом заряженный очаг надо вскрыть, так чтобы больной осознал причины его состояния и тогда невроз будет излечен. Невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека.

Фрейд считал, что основой возникновения невротических симптомов является потребность всех живых организмов в продолжении рода в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Причинами этого могут быть также и другие неприятные переживания, которые сопровождают повседневную жизнь. В результате их вытеснения в сферу бессознательного они также образуют аналогичные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых “ошибочных действиях”- забывание определенных фактов, намерений, имен, описки, оговорки и т.п. Эти явления Фрейд объяснял как следствие тяжелых, неприятных переживаний. Он считал, что оговорки или случайные описки содержат истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

В рамках данной теории Фрейд подробно остановился на механизмах человеческого поведения, выделив две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Обе эти потребности, наталкиваясь на препятствия со стороны окружающего мира, вытесняются, образуя область бессознательного, но иногда они прорываются, минуя “запреты” сознания, в виде символов.

Как это объясняет Фрейд? В структуре личности он выделяет три составляющие: ИД (“Оно”), ЭГО (“Я”), СУПЕР-ЭГО (“Сверх-Я”).

Ид -это область бессознательных инстинктов.

Эго -с одной стороны следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности.

Супер-эго - “цензор”, совокупность моральных устоев общества.

 

Таким образом, Эгонаходится в конфликте, так как требование Иди Супер-эгонесовместимы. Поэтому Эго постоянно использует защитные механизмы – вытеснение, сублимации, проекции, перенос регрессию и т.д Сублимация – это психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества (противоположно «вытеснению»).

Но так как Фрейд рассматривал живой организм как сплошную энергетическую систему, управляемую законом сохранения энергии, то если либидо (влечение) было остановлено в одном из своих проявлений, что обеспечивается социальной неприемлемостью этих эффектов со стороны Супер-эго, то из-за постоянного конфликта между Ид и Супер-эго, это находило свое выражение в другом – в различных болезненных симптомах, отражающихся на поведении человека.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.