Программа по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьного обучения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Программа по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьного обучения

2017-09-10 244
Программа по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьного обучения

В связи с поступлением 6-7 летнего ребенка в школу, меняется его социальный статус – период дошкольного детства закончился, вчерашний дошкольник стал первоклассником.

Статус школьника требует от ребенка определенных навыков: напряженного умственного труда, активизации внимания, умения сосредотачивать внимание на малоинтересной на начальном этапе учебной деятельности, сохранять оптимальную работоспособности в течение всего урока, удерживать правильную рабочую позу длительное время.

Кроме того, ребенка окружают незнакомые ему дети – одноклассники, с которыми придется выстраивать новые отношения, что для некоторых детей становится настоящей проблемой, так как увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами нередко отрицательно сказывается на умении общаться со сверстниками.

Незнание правил поведения в школе и на уроке так же замедляет процесс адаптации. Требование от учеников выполнения школьных правил может вызвать у первоклассников отрицательную реакцию, сопротивление тому, что им непонятно, для чего нужно выполнять эти правила, что приводит к неумению контролировать и регулировать свое поведение. Им кажется, что учитель пытается оказать на них давление, “подстроить под себя”, поэтому они нарушают правила поведения, как только педагог ослабит внешний контроль.

Дополнительная сложность в адаптации возникает у детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они более чувствительны к изменениям в своей жизни и более остро реагируют на новые условия. Нередко круг общения этих детей ограничен семьей и врачами, многие дети по состоянию здоровья не посещали дошкольные учреждения, поэтому их коммуникативные навыки находятся на более низком уровне, чем навыки их нормально развивающихся сверстников. Сниженный уровень развития познавательных умений и способностей может привести к ситуации неуспешности в обучении, что в свою очередь может послужить причиной повышенной школьной тревожности. Кроме того, еще одна сложность заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться с детьми условно нормативного развития.

Поэтому данная программа включает в себя такие психологические составляющие как социальный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный компоненты.

Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.

Таким образом, сочетание различных психологических и педагогических техник и методов в рабочей модульной программе, позволяет смягчить и ускорить процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в начальной школе.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (1 класс).

Цель.

Создание социально-психологических условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в начальной школе.

Задачи.

1. Развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами

2. Формирование у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

3. Воспитание желания и умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

4. Развитие взаимопомощи и поддержки в игровой и продуктивной совместной деятельности.

5. Развитие способности видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.

6. Развитие доброжелательного отношения к окружающим;

7. Формирование внутренней позиции школьника, устойчивой адекватной самооценки

8. Снижение тревожности

9. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе

10. Помощь обучающимся в усвоении школьных правил.

Сроки реализации программы: сентябрь-октябрь.

Разделы программы.

Форма и режим занятий.

Занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительность 30-35 минут, форма работы – групповая, максимальное количество учеников в группе 15 человек.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия

2. Основная часть

3. Рефлексия занятия

4. Ритуал прощания

Формы работы:

1. Тренинги

2. Беседы, дискуссии

3. Игры (подвижные, словесные).

4. Работа со сказкой

5. Релаксация

Система оценки достижений планируемых результатов.

Диагностика (групповая/индивидуальная):

1. Определение эмоционального отношения к школе (“Домики”, модификация О.А. Ореховой).

2. Анкета для определения школьной адаптации Н.Г. Лускановой.

3. Анкета для родителей М.Р. Битяновой.

4. Социометрия.

Планируемый результат.

1. Низкий уровень школьной тревожности.

2. Устойчивая адекватная самооценка.

3. Позитивное отношение к себе и своей личности.

4. Доброжелательное отношение к сверстникам.

5. Проявление взаимопомощи и умение договориться в совместной работе.

6. Принятие и соблюдение школьных правил.

7. Положительное отношение к школе, к обучению, к педагогу.

8. Овладение приемами эмоциональной регуляции поведения.

Тематическое планирование.

Вводная часть: знакомство

Тема Цель № занятия
Будем знакомы! Знакомство учеников друг с другом, создание благоприятного эмоционального фона  
Я рада тебя видеть, ты рад меня видеть! Продолжение знакомства учеников друг с другом, создание благоприятного эмоционального фона, сплочение коллектива  

Введение в школьную жизнь

Тема Цель № занятия
Я – школьник Осознание своего нового статуса школьника  
Для чего нужно ходить в школу Осознание своего нового статуса школьника  
Игры в школе Дать представление о том, что такое “урок” и “перемена”  
Правила школьной жизни Знакомство учеников с правилами школьной жизни  
Правила школьной жизни Продолжение знакомства с правилами школьной жизни  
Собираем свой портфель Представление о готовности к урокам в школе, для чего нужен первокласснику портфель  
Оценка Дать детям представление об оценке, формировать ее реалистичное восприятие  
Списывание и подсказка Дать представление о том, к чему приводит списывание и подсказка, понятие чужой ошибки  

Автор –Пехтерева Е.А.

Программно-методическое обеспечение:

1. С.И. Тукачева “Адаптационные занятия с первоклассниками”.

2. Н.В. Пилипко “Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками”.

3. О.В. Хухлаева “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет”.

4. О.В. Хухлаева “Тропинка к своему Я”.

5. Н.В. Слободянник “Я учусь владеть собой”.

6. М.А. Панфилова “Лесная школа”.

7. О.Ю. Машталь “Лучшие методики развития внимания у детей”.

8. О.Ю. Машталь “Подготовка ребенка к школе”.

 

 

Программа по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьного обучения

В связи с поступлением 6-7 летнего ребенка в школу, меняется его социальный статус – период дошкольного детства закончился, вчерашний дошкольник стал первоклассником.

Статус школьника требует от ребенка определенных навыков: напряженного умственного труда, активизации внимания, умения сосредотачивать внимание на малоинтересной на начальном этапе учебной деятельности, сохранять оптимальную работоспособности в течение всего урока, удерживать правильную рабочую позу длительное время.

Кроме того, ребенка окружают незнакомые ему дети – одноклассники, с которыми придется выстраивать новые отношения, что для некоторых детей становится настоящей проблемой, так как увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами нередко отрицательно сказывается на умении общаться со сверстниками.

Незнание правил поведения в школе и на уроке так же замедляет процесс адаптации. Требование от учеников выполнения школьных правил может вызвать у первоклассников отрицательную реакцию, сопротивление тому, что им непонятно, для чего нужно выполнять эти правила, что приводит к неумению контролировать и регулировать свое поведение. Им кажется, что учитель пытается оказать на них давление, “подстроить под себя”, поэтому они нарушают правила поведения, как только педагог ослабит внешний контроль.

Дополнительная сложность в адаптации возникает у детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они более чувствительны к изменениям в своей жизни и более остро реагируют на новые условия. Нередко круг общения этих детей ограничен семьей и врачами, многие дети по состоянию здоровья не посещали дошкольные учреждения, поэтому их коммуникативные навыки находятся на более низком уровне, чем навыки их нормально развивающихся сверстников. Сниженный уровень развития познавательных умений и способностей может привести к ситуации неуспешности в обучении, что в свою очередь может послужить причиной повышенной школьной тревожности. Кроме того, еще одна сложность заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться с детьми условно нормативного развития.

Поэтому данная программа включает в себя такие психологические составляющие как социальный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный компоненты.

Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.

Таким образом, сочетание различных психологических и педагогических техник и методов в рабочей модульной программе, позволяет смягчить и ускорить процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в начальной школе.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (1 класс).

Цель.

Создание социально-психологических условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в начальной школе.

Задачи.

1. Развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами

2. Формирование у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

3. Воспитание желания и умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

4. Развитие взаимопомощи и поддержки в игровой и продуктивной совместной деятельности.

5. Развитие способности видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.

6. Развитие доброжелательного отношения к окружающим;

7. Формирование внутренней позиции школьника, устойчивой адекватной самооценки

8. Снижение тревожности

9. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе

10. Помощь обучающимся в усвоении школьных правил.

Сроки реализации программы: сентябрь-октябрь.

Разделы программы.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.