Жизнь – это постоянный поиск баланса — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Жизнь – это постоянный поиск баланса

2017-09-10 240
Жизнь – это постоянный поиск баланса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Импровизацию можно сравнить с умением кататься на велосипеде, горных лыжах и доске для сёрфинга. Эти виды спорта характеризуются непредсказуемостью, а также отсутствием линейности и стабильности. Все меняется каждую секунду. Чтобы не упасть, мы должны постоянно балансировать. Человек по своей природе стремится к спокойствию и безопасности, поэтому некоторым такие виды спорта не по душе.

Даже если мы на какое-то время ощущаем под ногами твердую землю, можно быть уверенным в том, что эта ситуация изменится. Впрочем, сложности неизбежны и зачастую приводят к тому, что жизнь меняется к лучшему. «Хаос неизбежен», – говорю я своим студентам. Писатель Алан Уотс [44]был по своей сути импровизатором и одну из своих книг назвал The Wisdom of Insecurity («Мудрость ненадежности»). Он понимал, что одна из главных особенностей жизни – это нахождение баланса.

У меня хронический тендинит [45], поэтому я занимаюсь физиотерапией для укрепления мускулов ног. Ежедневно я делаю следующее упражнение: стоя, я балансирую на обрезанном определенным образом цилиндре из пенопласта. В течение минуты я должна простоять на одной ноге на ровной стороне цилиндра, закругленная часть которого соприкасается с полом. Первые попытки устоять на шатком цилиндре закончились полной неудачей. Я не сумела устоять и секунды на ускользающей из-под ноги поверхности. Тогда я начала выполнять упражнение в дверном проеме, держась за него руками и таким образом сохраняя баланс. С гордостью я показала эту технику моему физиотерапевту, которая закатила глаза и сказала: «Нет, нет, нет! Не надо упрощать себе жизнь. Тебе надо бороться, потому что только в этом случае твои мышцы научатся исцеляться. Ты искусственно поддерживаешь баланс руками и сводишь на нет результаты упражнения. А тут важна именно ненадежность и нахождение баланса. Суть в том, что ты обязана бороться».

Поддерживая баланс, мы чувствуем, что живы. Наши ощущения постоянно меняются: в одно мгновение кажется, что положение стабильно, в следующую секунду баланс утерян. Это приводит к тому, что мы привыкаем к отсутствию стабильности. Мы принимаем это как норму жизни и перестаем бояться. А иногда потеря равновесия напоминает нам о бренности и хрупкости и о том, что надо ценить каждый неидеальной и нестабильный момент, который мы проживаем. Возможно, подобно сёрфингистам, мы начнем чувствовать силу волны, красоту окружающей нас стихии и станем лучше понимать наше место в этой вселенной.

 

Седьмое правило

Смотрите фактам в лицо

 

• Не стоит бороться с реальностью.

• Принимайте людей такими, какие они есть.

• Работайте с тем, что у вас есть.

• Важны только факты. Может быть, вы не всё замечаете.

• Жизнь – это постоянный поиск баланса.

• Ненадежность и непостоянство – норма жизни, от которой никуда не деться.

 

Восьмое правило

Не сбивайтесь с курса

 

Бог выдал приказ каждому из нас. Смысл жизни каждого человека в том, чтобы узнать и выполнить этот приказ, который учитывает наши способности и таланты.

Сёрен Кьеркегор [46]

 

В любой импровизированной сцене должен быть смысл. Импровизаций без темы и смысла не бывает. Актеры собираются на сцене для того, чтобы вместе создать историю, разгадать загадку, придумать песню и порадовать аудиторию. Дома мы импровизируем для того, чтобы починить сломанную рамку для фотографии, дать добрый совет, помочь соседу, сдержать обещание, творчески подойти к приготовлению завалявшихся в холодильнике продуктов и сохранить дружбу. На работе импровизация помогает закончить проект в срок, успокоить требовательное начальство или решить любую возникшую проблему с минимальными затратами времени и сил.

В любой жизненной ситуации и каждую секунду мы не должны забывать о нашей цели. Глупо спрашивать себя: «Что я сейчас хочу делать?» Правильный вопрос: «Где моя цель и что я сейчас должен делать?» Разница как в постановке вопроса, так и в ответе принципиальная. В современной культуре очень часто задают вопрос (репортеры, психоаналитики, доктора и т. д.) «Как вы себя чувствуете?», словно самое главное в жизни – это наши эмоции. Однако это не так, потому что чувства недолговечны и переменчивы и, следовательно, не могут служить логическим обоснованием наших действий. Слово «цель» включает в себя и моральную составляющую. Мы говорим о «правильно поставленной цели», или о том, что «правильно или нужно делать в тот или иной момент». Все это предполагает сознательный выбор. Отвечая на вопрос о своей цели, мы намечаем направление, в котором должны двигаться.

Какая цель стоит перед вами сейчас? Не торопитесь и подумайте. Может быть, вы хотите пустить свою жизнь на самотек. Или, может, вы стараетесь отложить решение важной проблемы и поэтому отвлекаете себя чтением этой книги? Возможно, вы изучаете импровизацию и страстно желаете раскрыть секрет этого магического искусства? Может быть, эту книгу вам дали почитать друзья и вы хотите понять, почему они это сделали? А может, вы просто убиваете время и ждете, пока высохнет выстиранное белье? Одно и то же действие может быть вызвано разными причинами. Определитесь, приближает ли то или иное действие к вашей цели, стоит ли вам продолжать или лучше приложить свои силы к чему-нибудь другому.

Перед Рождеством я зашла в огромный ТРЦ Hillsdale и начала любоваться украшениями и рассматривать товары, предназначенные для заманивания покупателей. Я оказалась в магазине нижнего белья и принялась перебирать мягкие роскошные халаты. Признаюсь, я обожаю мягкие вещи, особенно из флиса [47], который считаю божьим даром нашим современникам. Слегка прикасаясь рукой к висящим в ряд пушистым флисовым пижамам, я услышала внутренний голос: «Патрисия, ты вообще зачем сюда пришла?» – и вспомнила, что зашла в торговый центр для того, чтобы купить подарок сестре. Я вышла из магазина нижнего белья, зашла в другой, осмотрелась и увидела набор форм для выпечки. Я поняла, что именно они-то мне и нужны. После этого я должна была возвращаться домой, чтобы работать над этой главой. Напоминания о цели было достаточно для того, чтобы я вышла из магазина мягких соблазнов и нашла то, ради чего приехала в торговый центр.

Конечно, когда-нибудь я еще смогу побродить по магазину, чтобы просто получить удовольствие и насладиться мягкостью флисовых пижам. Но это будет в другой раз.

Восьмое правило может помочь навести порядок в деловых и личных отношениях. Анна прожила с Алленом семь лет. Аллен работал архитектором, и его работодатель предложил ему новую, более интересную и хорошо оплачиваемую работу в Антанте. Супруги долго спорили о том, стоит ли перебираться в другой город. Анна не желала переезжать и обижалась на Аллена, который не хотел прислушиваться. Тогда Анна задала себе вопрос: «Как я отношусь к Аллену?», ответ на который вызвал массу противоречивых эмоций. Анна изменила вопрос: «Какую цель я преследую, живя с ним?» И ситуация немного прояснилась. Она хотела построить с ним свою жизнь. Она хотела, чтобы каждый из партнеров заботился о благополучии другого. Анну в этом городе ничего не держало, и она решила согласиться на переезд. На какое-то время она позабыла о том, что их объединяло, но когда вспомнила, испытала сильное облегчение.

Когда наплыв чувств мешает вам принять решение, рассмотрите вопрос с точки зрения цели, и все станет гораздо понятней. Цели бывают разными, и каждое наше действие имеет внутренний смысл.

 

Попробуйте

«Какова моя цель сейчас?» Используйте этот вопрос как флюгер. Задавайте его себе, когда не знаете, какое решение лучше принять или что делать. Действуйте после того, как у вас появится четкий ответ на этот вопрос.

 

Как определить свою цель?

 

Определение цели предполагает рассмотрение краткосрочных и долгосрочных планов и намерений. Моя жизнь проходит без осложнений, если я не сбиваюсь с намеченного курса. Один мой знакомый, известный писатель, повесил над своим рабочим столом лист бумаги со словами: «Только ты сам в состоянии сделать то, что требует от тебя реальность». Эту фразу можно истолковывать по-разному. С одной стороны, все, что я делаю, так или иначе приносит пользу другим (задачи, которую ставит перед тобой реальность, не избежать). С другой стороны, я не должна забывать о своих талантах и месте, в котором нахожусь. Что останется несделанным, если этого не сделаю я? Какую задачу судьба уготовила исключительно для меня? Я могу ответить на эти вопросы, только когда пойму, за что отвечаю и о ком забочусь. В первую очередь это, конечно, моя семья. Никто не снимал с меня обязанностей жены, дочери и тети. В данный момент я единственная тетя у моего племянника Натана. Как тетя я хорошо выполняю свои обязательства? Может быть, я могла бы давать ему больше?

Вы можете ответить на вопрос о цели исходя из ваших талантов и увлечений. Что мне дается легко? Что дается естественно? Что у меня хорошо получается? Что мне нравится делать? Может быть, мои таланты, способности и увлечения помогут найти ответ на вопрос о своей цели?

 

Попробуйте

Что останется несделанным, если этого не сделаю я? Подумайте о ваших талантах, преимуществах, уникальности, а также задачах, которые вы решаете. (Если вы думаете, что мир не заметит вашего исчезновения, то глубоко ошибаетесь.) Ради чего вы появились на свет? Если вы ведете дневник, ответьте на этот вопрос письменно.

 

Восьмое правило

Не сбивайтесь с курса

 

• Бессмысленных импровизаций не бывает.

• Не позволяйте чувствам взять верх над рассудком.

• Во всем, чем мы занимаемся, заложен смысл. Даже в самых незначительных вещах.

• Следите за тем, куда вы движетесь в этой жизни.

• Если вы не попадаете в цель, цельтесь точнее.

• Чаще спрашивайте себя: «В чем моя задача?»

• Что останется несделанным, если этого не сделаете вы?

 

Девятое правило

Цените подарки

 

Один из основных принципов повара – последователя дзен заключается в понимании того, что ничто не существует само по себе. Все взаимосвязано.

Бернард Глассман [48], Рик Филдс [49], Instructions to the Cook («Инструкции поварам»)

 

Для профессионального импровизатора стакан всегда наполовину полон. Возможностей масса, надо их только увидеть. Ваш стакан до краев наполнен вкуснейшим напитком, да и вы на самом деле находитесь на пирушке. Куда бы вы ни повернулись, вас окружают те, кто готов вам помочь. Вполне возможно, вы просто этого не замечали. Если вы это заметите, ваша жизнь изменится к лучшему. Вы в буквальном смысле окружены подарками, и вам надо научиться их замечать.

Хотим мы этого или нет, но мы смотрим на мир с определенной точки зрения, она во многом определяет ценность, которую имеют для нас все явления и вещи. Я могу посмотреть на мир с трех точек зрения.

1. Замечать только плохое в этом мире (это критический метод, который часто используется в системе высшего образования). В этом случае «я» принимает гипертрофированные формы.

2. Оценивать мир объективно (научный метод). При использовании этого метода «я» и все остальные исчезают.

3. Видеть во всем подарки (метод импровизатора). При использовании этого метода большое влияние на вас оказывают окружающие.

А вы с какой точки зрения наблюдаете реальность? Мой метод по умолчанию критический. Я замечаю то, что меня не устраивает и что мне не нравится в той или иной ситуации. Я очень хорошо знакома с тем, как люди могут причинить мне боль или подвести. Я усилием воли должна заставить себя забыть прошлый опыт и переключиться на объективное видение. Объективность требует, чтобы я изменила свою эгоистичную точку зрения. Большинство людей не готовы смотреть на мир, ожидая увидеть в нем подарки. Попробуйте увидеть мир именно с это точки зрения, и результаты могут вас приятно удивить, особенно если вы никогда этого не делали.

Чувство собственности может стать серьезным препятствием для такого взгляда на мир. Если вы воспринимаете что-то как свое, вам сложно увидеть в нем подарок. «Я купил этот стул. Он мой». Чувство собственности может даже распространяться на предметы в общественных местах. Если я выбрала кресло в кинотеатре, а потом ненадолго отошла, чтобы, вернувшись, увидеть, что оно занято, я могу немного разозлиться, потому что кто-то занял «мое» место. Это же просто смешно, не правда ли? В кинозале нет моих кресел. Все, что мы имеем, во многом создано усилиями других людей. Чтобы это увидеть, необходимо «поменять оптику». Человек все-таки не хозяин этого мира, он только временно пользуется его благами. Особое значение подобным взглядам придавали американские индейцы.

Импровизатор, придерживающийся этого правила, чувствует себя в безопасности. Он на сцене не один. Его окружают подарки, и вокруг него много щедрых людей, которые эти подарки дарят. Я хочу, чтобы вы стали одним из этих людей. Для этого вам понадобятся новые глаза или, по крайней мере, новые очки. Мое осознание этой истины пришло в сельской местности в Японии.

 

Видеть мир новыми глазами

 

Одним июльским утром 1987 года мы приехали в храм Сен-Кобо в городе Кувана. Я предвкушала то, что должно было произойти, и немного волновалась. Стояла жара, и влажность была высокой. Я приехала на неделю в дзенский монастырь для проведения странной практики, в ходе которой должна была исследовать свой долг перед миром. Я знала, что должна выполнить эту практику. Я даже не могла сказать почему, но внутренний голос подсказывал, что я обязана это сделать.

Мои глаза привыкли находить недостатки в том, что меня окружает, замечать, как неправильно ведут себя другие люди и кто из них слишком глуп. Критиковать легко. Многие поднаторели в этом и стали настоящими профессионалами. Практику, которую я должна была освоить, создал в начале XX века японский бизнесмен Ёсимото Исин. Эта практика называется найкан, она нисколько не похожа на популярное в наше время «позитивное мышление» и дает возможность увидеть реальность прошлого и настоящего новыми глазами.

Мне предстояло кое в чем разобраться. Я должна была ответить на три вопроса. Что в этой жизни я получила от других людей? Что дала им я? Какие неудобства я им могла причинить и какие проблемы создать? Эти вопросы относятся к наиболее важным отношениям и людям в жизни человека. В ходе упражнения человек рассматривает свою жизнь в хронологическом порядке: самые ранние воспоминания, детский сад, школа и т. д. Это своего рода медитация. Упражнение начинается с размышления о матери (или о человеке, который заботился о вас сразу после рождения).

По четырнадцать часов в день я сидела на соломенной циновке и исходя из моей собственной системы ценностей пыталась понять, что в моей жизни было подарком, а что носило отрицательный характер. Я обдумывала свои отношения с отцом и матерью, а также наиболее близкими друзьями и учителями. На каждый сеанс размышления было отведено приблизительно девяносто минут, после чего передо мной появлялся человек, которому я должна была рассказать, какие выводы сделала. Тихо, а иногда и со слезами на глазах я рассказывала ему, какие детали моей жизни всплыли в памяти и что я поняла за это время. Человек слушал, давал мне следующее задание, кланялся и уходил.

Я была поражена результатами этой практики. Я увидела мир, в котором получила гораздо больше, чем дала. Я увидела свою жизнь с совершенно другой стороны и поняла, что в моем собственном кино я была не звездой, а всего лишь одним из множества актеров. Я смогла увидеть свою жизнь с точки зрения других, и от этого мое существование наполнилось новым смыслом.

Каждый импровизатор должен открыть для себя этот реалистичный взгляд на мир. Мы обязаны увидеть и оценить то, что другие делают для нас, и признать нашу зависимость от других людей. Впрочем, чтобы это понять, совершено необязательно ездить в Японию и сидеть в душном монастыре. Для этого достаточно посмотреть вокруг.

Вы сидите, читая эти строки? По всей вероятности, вы сидите на стуле, диване или кровати, которые поддерживают вес вашего тела. Скорее всего, вы даже не думаете о тех, кто создал предмет мебели, на котором сидите. Однако кто-то придумал, произвел и привез его вам домой. Кто-то, вполне возможно, вы сами, за него заплатил. Многие незнакомые вам люди участвовали в создании этого предмета или доставляли его в ваш дом. Можно утверждать, что стул, на котором вы сидите, а также все имевшие отношение к его созданию и транспортировке люди оказывают вам услугу. Вы можете этого не замечать, можете испытывать или не испытывать чувство благодарности, но стул поддерживает ваш вес и обеспечивает комфорт. Этот стул – подарок вам.

 

Незаметные подарки

 

В 1997 году мой муж построил дом, в котором мы будем жить и после выхода на пенсию. Муж проследил, чтобы в каждой комнате было достаточно розеток, чтобы нам было удобно в любом месте подключиться к электросети. Мы долго прожили в старом доме в Сан-Франциско, в котором была всего одна электрическая розетка на комнату, и Рон решил, что в нашем будущем жилище недостатка в розетках не будет. Скажу честно, я не слишком много времени уделяю размышлениям о количестве электрических розеток. Но сегодня я обратила на них внимание. В это субботнее утро мне не надо было никуда бежать и я могла понежиться в кровати под моим любимым лоскутным одеялом. Я лежала и рассматривала комнату. Слева от кровати находится окно, закрытое деревянными жалюзи. Каждое утро я открываю эти жалюзи – это часть моего утреннего ритуала. Под подоконником я заметила двойную электрическую розетку. Мы уже семь лет живем в этом доме, и до этого я ее не замечала. Розетка была готова оказать мне услугу и терпеливо ждала своего часа.

Я была удивлена этим в общем-то банальным открытием. Розетка уже несколько лет находилась в моем поле зрения, но я ее не замечала. Может быть, я еще что-то не заметила? Может быть, прямо у вас перед глазами есть то, что способно упростить вашу жизнь, но вы этого не замечаете? Существуют ли люди, вклад и помощь которых вы недооцениваете? Возможно, вы считаете, что эти люди «делают свою работу», а вы пользуетесь плодами их труда? Кто именно ваши благодетели?

Если я приму точку зрения, согласно которой я принимаю подарки, то пойму, что нахожусь в долгу перед многими людьми. Возможно, некоторые не хотят принимать эту точку зрения именно потому, что не желают чувствовать себя обязанными. Но с другой стороны, если мы будем считать себя богатыми, получив так много, нам захочется вернуть свой долг. Понимание того, что человек многим обязан другим, становится моральным стимулом для активного участия в культуре дарителей. В антропологическом исследовании The Gift («Дар») Льюис Хайд [50]пишет о том, что подарок – это находящийся в движении феномен, постоянно удаляющийся от нас. Мы совершенно не обязаны одаривать тех, от кого получили тот или иной подарок. Главное – мы должны поддерживать энергию дарения в постоянном движении.

В картине 2000 года «Заплати другому» (Pay It Forward) с Кевином Спейси [51]рассказывается об учителе средних классов, который дает ученикам задание придумать и претворить в жизнь идею, способную изменить мир. Одиннадцатилетний мальчик решает сделать доброе дело троим людям, которых просит «заплатить другому», то есть сделать три добрых дела для трех других людей. В результате включается цепная реакция добрых и бескорыстных поступков.

Вот уже более двадцати пяти лет я регулярно оплачиваю проезд по платному мосту для себя и следующей за мной машины. Таким образом, я могу дарить подарки совершенно незнакомым людям. Эту идею я заимствовала у рыжеволосой и щедрой студентки Морин, которая несколько недель шила лоскутное одеяло, а потом подарила его незнакомому бомжу на улице. Мне всегда интересно, как люди будут себя вести, когда узнают, что плату за проезд по мосту за них внес совершенно незнакомый человек. Я всегда слежу за их реакцией через зеркало заднего вида. Люди реагируют по-разному, кто-то с подозрением, а кто-то с радостью. Один водитель чуть не попал в аварию, догоняя меня. Когда я остановилась на красный сигнал светофора, он вышел из машины, подарил мне букет цветов и сказал: «Спасибо за то, что вы заплатили за меня. Это было самым приятным событием, которое произошло со мной за последние годы». Другие водители старались побыстрее уехать, опасаясь, что я что-то потребую от них за оказанную услугу. Несмотря на то что я делаю доброе дело, далеко не все воспринимают его таковым. Не в моих силах повлиять на то, как люди относятся к моему подарку.

Существуют материальные подарки, а есть подарки в виде поддержки и одобрения. Об этом мне напомнил текст открытки, которую я недавно получила: «Лучшие вещи в мире – не вещи». Часто лучшим подарком становятся одобрение и благодарность. Каждый из нас имеет неограниченное количество добрых слов, которыми он может поделиться с другими. Выскажите признательность почтальону, который в любую погоду приносит вам почту. Поблагодарите сына за то, что он вымыл посуду, а жену за то, что она вынесла мусор или подстригла газон. Посмотрите вокруг себя и поблагодарите людей за все хорошее, что они для вас делают. Вы помните, что после урагана бригады уборщиков убирали с улиц поваленные деревья и мусор? Мы всегда громко жалуемся, когда нас что-то не устраивает, а благодарим ли мы тех, кто оказывает нам услугу, упрощая нашу жизнь? Многие люди выполняют сложную и неблагодарную работу для нас. Пусть и часа не проходит без того, чтобы вы не поблагодарили тех, кто делает нашу жизнь удобной и приятной.

 

Попробуйте

Благодарите людей, делающих неблагодарную работу. Обращайте внимание на тех, кто занимается сложным и неблагодарным трудом. Машите им руками и выкрикивайте слова благодарности. Обязательно упоминайте, за что именно вы им благодарны.

 

В системе высшего образования не принято высказывать слов благодарности. Ученый должен в своем тексте сослаться на цитату другого автора, однако люди редко благодарят своих коллег за проделанную работу. Система высшего образования основана на стремлении найти ошибки и недочеты в работе других. В нашей культуре принято критиковать и ценится умение находить недостатки и громко о них заявлять. Критический подход развивает ум, но оставляет сердце пустым. Мы перестаем видеть хорошее и доброе. Такой взгляд на жизнь надо менять.

Посмотрите вокруг. Благодарите людей, признавайте их заслуги и ценность, не жалейте слов благодарности для членов семьи и незнакомцев. Развивайте красноречие благодарности, находите новые слова и обороты для выражения признательности. Чем чаще вы будете выражать благодарность, тем богаче станет ваш мир.

 

Понимание взаимозависимости

 

Мы в этом мире не одни. Импровизатор видит, что ему помогает множество разных людей. Можно верить в миф о человеке, который сделал себя сам, а можно – в нашу взаимозависимость. Это более реалистичный взгляд, в том числе и на человеческие отношения. Иногда так просто позабыть, что мы не одни. Вы, вероятно, сидите и читаете эту книгу в одиночестве. Возможно, вы думаете: «Вот я один и читаю книгу. Разве это не так?» Да, это так. Хотя вы можете и не замечать некоторых принципиальных деталей. Давайте внимательно рассмотрим этот вопрос. Посмотрите вокруг. Всмотритесь в детали.

В начале главы мы говорили о том, на чем вы сидите. Какие люди, источники энергии и предметы вносят сейчас вклад в ваше существование? Может быть, страницы книги освещает лампа? Каким образом вы получили эту книгу? Кто способствовал тому, что вы держите ее в руках? Откуда взялись деньги на приобретение этой книги? Вы можете ответить, что сами на нее заработали. Все верно. Зарплату вам выплатил ваш работодатель. Благодаря персоналу бухгалтерии и сотрудникам банка вы получили наличные, которые потратили на приобретение этой книги.

Я пишу эти слова на ноутбуке, предоставленном мне Стэнфордским университетом. Администратор факультета университета Рон купил этот ноутбук в магазине электроники в пригороде города. Университетский системный администратор поставил на ноутбук необходимые программы и зарегистрировал машину на мое имя в описи университетского имущества. Так что я пользуюсь ноутбуком благодаря вкладу этих двух людей. Однако на них список людей, участвовавших в создании и транспортировке компьютера, не заканчивается. В порту грузчики сняли с корабля контейнер и поставили коробку с компьютером в грузовик, который отвез ее в магазин электронных товаров. Покупка была оплачена Кейт из административного отдела университета. Получается, что я и ей обязана.

Импровизатор понимает, что он связан и завязан на других людей. Все, что мы делаем (или не делаем), имеет значение. Мои усилия или мое пренебрежение мельчайшими деталями приводят к определенным последствиям. Это утверждение иллюстрирует известное изречение: «Взмах крыльев бабочки на одном конце земного шара может вызвать ураган на другом». В телесериале «Новая Жанна Д’Арк» (Joan of Arcadia) показана такая взаимозависимость. Бог, имеющий много обличий и предстающий в виде школьного сторожа, невоспитанного восьмилетнего мальчика и бомжа, дает ученице старших классов Жанне простые советы и указания. Герои, говорящие от лица Бога, советуют Жанне вступить в научный кружок, начать учиться игре на пианино или устроить распродажу ненужных вещей. В конце каждого эпизода зрители узнают, как цепочка на первый взгляд несвязанных между собой действий приводит к добрым делам. Например, в научном кружке Жанна знакомится с мальчиком, отец которого работает судебным приставом и забирает за долги автомобили. Один из недавно конфискованных им автомобилей оснащен ручным управлением и выставлен на продажу. Брат Жанны инвалид, и ему нужен именно такой автомобиль. Таким образом, «случайная встреча» помогает брату Жанны. Только в конце эпизода зрители понимают, что ничего случайного на свете не бывает.

Картина «Эта прекрасная жизнь» (It’s a Wonderful Life) с Джимми Стюартом [52]также великолепно демонстрирует этот принцип. Герой, роль которого исполняет Стюарт, задолжал банку и решает покончить жизнь самоубийством. Когда он уже готов броситься с моста в воду, перед ним появляется ангел-хранитель и показывает ему, каким был бы мир, если бы он не появился на свет. Герой поражен тем, какую пользу принесли окружающим даже самые незначительные его поступки.

Мы можем не замечать, как наши самые будничные действия помогают окружающим, и не оценивать поддержку, которую оказывают нам другие. Девятое правило помогает нам развить чувство благодарности и стать более реалистичными. Реалистичный подход очень полезен, особенно если человек попал в тяжелую ситуацию.

Однажды на Рождество мы с мужем ехали на праздничный обед. Невнимательный водитель в машине за нами не заметил, что мы остановились, чтобы пропустить поворачивающий впереди нас автомобиль, и врезался в нашу машину. От удара она въехала в стоящий перед нами автомобиль. Двойное столкновение меня очень испугало. Водители вышли из машин и начали обвинять друг друга. Мы с Роном задержали дыхание и сосредоточились на том, за что можем быть благодарны в сложившейся ситуации. Мы не стали тратить время на выяснение, кто прав, а кто виноват, и не стали усугублять ситуацию криками возмущения. Мы думали только о том, что никто не пострадал и помощь уже в пути.

Используйте такой подход в своей жизни. Научитесь ценить то, что вы получаете. Обобщений наподобие «я благодарен за все, что имею» явно недостаточно. Вы должны увидеть многочисленные и конкретные случаи помощи и поддержки. Если вы благодарны, будьте благодарны за что-то конкретное. Я глубоко убеждена, что общая фраза «спасибо за все» свидетельствует о лености души произносящего ее, который не хочет понять, чем именно он обязан другому человеку. Как вы думаете, какая фраза выражает признательность лучше: «Спасибо за все, тетя Гейл» или «Спасибо за то, что пригласила нас к себе на праздники, спасибо за вкуснейшее тушеное мясо и мой любимый лимонный пирог. И спасибо за то, что ты пригласила и моего приятеля, с которым мы делим комнату в общежитии. Нам у тебя было очень удобно спать, и твои лоскутные одеяла оказались очень теплыми. Игра в слова, которую ты нам предложила, была чрезвычайно интересной. Пожалуйста, поблагодари дядю Клода за то, что он встретил нас в аэропорту. Кстати, его советы по поводу аспирантуры были очень дельными»? Может быть, не всегда обязательно приводить подробный перечень того, за что вы благодарны, однако всегда старайтесь говорить о конкретных вещах.

Жизнь может дарить нам разные подарки. Друг может терпеливо целый час ждать вас в пункте скорой помощи, сотрудник гипермаркета сходит на склад, чтобы найди нужный вам товар, уборщица поменяет цветы в вазе в вашем гостиничном номере, учительница не забудет принести книгу, которая, по ее мнению, пойдет вам на пользу, тренер переставит вентиляторы в спортзале так, чтобы вам не дуло. Все дело в деталях. Ищите их, и вы не ошибетесь.

 

Попробуйте

Составьте список подарков, которые вы сегодня получили. Обращайте внимание на детали. Кто из незнакомых вам людей сделал вам сегодня подарок? Точно опишите подарки и тех, от кого вы их получили [53].

Вот несколько пунктов из моего списка подарков за сегодняшний день:

«Муж вынес мусор, который у нас забирают раз в неделю».

«Наш страховщик заполнил за нас отчет о несчастном случае».

«Почтовый служащий взвесил мою посылку и высчитал цену отправления».

«Соседка угостила помидорами ее собственного сорта, которые выросли у нее в огороде».

«Рабочие чинят дорогу напротив нашего дома».

«Мой принтер распечатал набросок этой главы».

«Меня греет электрический обогреватель».

 

Попробуйте

Кто ваши далекие помощники? Кто из удаленных от вас во времени и пространстве людей в данный момент помогает вам своим трудом? Представьте себе этого дарителя и проследите путь его усилий до сегодняшнего дня.

Вот занятная игра, в которую вы можете сыграть с друзьями и членами семьи, возможно, во время путешествия [54].

Например: официантка принесла обед автомеханику, который починил машину электрика, на которой тот поехал на работу в здание факультета университета, в котором сидит администратор Рон, купивший компьютер, на котором я набираю эти строки.

 

Как видите, важно каждое звено этой цепи. Мой личный комфорт зависит от огромного количества действий, совершенных разными людьми. Взаимозависимость – это реальность. Поняв это, вы получите ответ на вопрос о нашем месте во вселенной.

 

Попробуйте

Практикуйте благодарение. Посчитайте, сколько раз в день вы можете сказать людям «спасибо». Благодарите громко и находите для этого разные слова («спасибо», «очень мило с вашей стороны», «весьма признателен», «очень приятно»).

 

Попробуйте

Каждый день пишите по одному благодарственному письму или е-мейлу. Не забудьте упомянуть, за что именно вы благодарны.

 

Девятое правило

Цените подарки

 

• Живите исходя из принципа «Стакан всегда наполовину полон».

• Цените детали.

• Кто и что помогает вам в этот момент?

• Благодарите тех, кто делает неблагодарную работу.

• Что вы делаете, чтобы отблагодарить людей?

• Пусть круговорот подарков никогда не останавливается.

• Важны даже самые незначительные действия. Все, что мы делаем, может помочь другим.

• Пусть «спасибо» станет вашей мантрой.

 

Десятое правило

Пожалуйста, ошибайтесь

 

Научиться жонглировать несложно. Сложнее научиться делать так, чтобы шары падали.

Энтони Фрост, Improvisation in Drama («Импровизация в драматическом театре»)

 

В нашей классной комнате висит плакат с надписью «Если вы не ошибаетесь, значит, вы не занимаетесь импровизацией». Ошибки – это наши друзья и партнеры по игре. Без них невозможно жить. Мы не считаем, что ошибок надо избегать, поэтому они являются частью нашей работы. Десятое правило гласит, что импровизатор должен ценить и лелеять свои ошибки. Начните ошибаться, и вы тут же перенесетесь в мир приключений.

Такое отношение к ошибкам складывается не сразу. У ошибок плохая репутация, и мало кто любит их делать. Нам представляется, что после каждой нашей ошибки ряд судей с каменными лицами поднимают таблички с баллами, как после выступлений спортсменов-фигуристов. «Слава богу, – говорит мой муж, – что нас не судят олимпийские судьи». Было бы неплохо пересмотреть подход общества к ошибкам, которые совершенно естественны для людей и даже могут привести к положительным результатам. Ошибки публичных персон, заминки и выход за рамки написанных спичрайтерами текстов делают их более человечными и похожими на нас с вами. Публике нравится, когда актер или оратор сбивается, оговаривается и пытается найти нить повествования, если, конечно, этот человек не смущается и не стесняется допущенного им ляпа.

Говоря «пожалуйста, ошибайтесь», я призываю сделать что-то неожиданное и рискованное, покинуть вашу зону комфорта, гарантирующую отсутствие ошибок, и смело двинуться вперед по нехоженным тропам. В качестве примера можно привести черепах, которые ползут вперед только тогда, когда высунут голову из панциря. По-моему, неплохой пример для подражания. Иногда я даже прошу студентов совершить за занятие по крайней мере одну ошибку, подавляющую их эго, чтобы это стало привычным для них. Здесь важна не столько сама по себе ошибка, сколько то, что человек предпринимает после нее. Вот пример того, как поступают в подобных случаях профессионалы.

Импровизационная труппа True Fiction Magazine давала новогоднее представление. Публика предложила сценку под названием «Битва монахинь». Действующими лицами были сестры-монахини Агнесс, Мэри и Клэр. Где-то в середине действа викарий постучался в двери монастыря. Дверь ему открыла Диана, которая играла в постановке сестру Агнесс. Викарий сказал, что ищет сестру Агнесс. Диана забыла, что это имя ее героини, и ответила: «Сейчас я ее позову». Она сделала несколько шагов, после чего поняла, что спрашивали ее. «Ой, я забыла. Сестра Агнесс – это же я. Все мы, сестры, на одно лицо». Публике очень понравилось, как она вышла из положения.

Иногда под словом «ошибка» мы подразумеваем какой-либо незапланированный результат, на который не рассчитывали. Например: «Было ошибкой купить билет на этот кинофильм». Действительно, может быть, картина и оказалась не такой интересной. Можно сколько угодно стенать по этому поводу, но правильным вопросом самому себе в данной ситуации будет не вопрос «Зачем я это сделала?», а «Что от этого я могу получить? Что любопытное несет мне этот поворот событий?». Конструктивная реакция на ошибку – это признание ошибки и поиск путей, как использовать ее с пользой для себя. Художники именно так и поступают – они стараются обыграть подтек краски. Все идет не так, как вы планируете? Внимательно следите за развитием ситуации и ждите выгодного для вас момента. Может быть, поблизости кинотеатра, в котором вы смотрели скучную картину, находится ресторан, который вы давно хотели посетить. Держите уши востро и глаза открытыми.

Призывая вас совершать ошибки, я не утверждаю, что детали не имеют значения. Напротив. Детали решают все. Десятое правило – не индульгенция невнимательности. Если отсутствие внимания с вашей стороны приводит к неудобству для окружающих, вы, без всякого сомнения, обязаны извиниться. Нельзя быть невнимательным, но и не стоит быть излишне внимательным. Главное – это гибкость и умение не пасовать перед трудностями.

Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон в попытках найти оп


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.