Этико-Деонтологическое обеспечение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Этико-Деонтологическое обеспечение

2017-09-10 760
Этико-Деонтологическое обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Проводите общий осмотр осторожно, внимательно, последова­тельно.

2. Беседуйте с пациентом тихим голосом, при этом осторожно на­блюдайте за поведением пациента.

3. Постарайтесь сочетать доверительную беседу с проведением об­щего осмотра пациента.

4. Прикасайтесь к пациенту только теплыми, чистыми руками.

5. Обращайтесь к пациенту только на "Вы".

6. При осмотре пациента не употребляйте медицинскую терминоло­гию, непонятную для пациента, постарайтесь не ранить пациента словом, неловким движением.

7. При проведении осмотра применяйте только положительные ин­тонации Вашего голоса.

8. Чаще улыбайтесь своему пациенту.

9. Внушайте пациенту надежду о скором выздоровлении.

10.Постарайтесь убедить пациента в разрешении всех его проблем.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для организации и осуществления качественного ухода медсестра ис­пользует сестринский процесс, который начинается с первого этапа - этапа сестринского обследования. На этом этапе медсестра собирает информа­цию о пациенте.

Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 14 основных жизненно-важных потребностей, так как основная цель ухода - это создание условий для удовлетворения этих потребностей.

Этим сестринское обследование отличается от врачебного. Врач со­бирает информацию о болезни, ее причинах, механизме развития и так да- ^ лее. Медсестра обеспечивает пациенту качество жизни в болезни, поэтому ей необходима информация об основных жизненно важных потребностях пациента: способе их удовлетворения, удовлетворение каких потребностей нарушено, какова адаптация пациента к условиям жизни с факторами рис­ка.

Существует пять источников информации о пациенте, о них уже го­ворилось в предыдущем модуле. Это:

1. Сам пациент.

2. Немедицинское окружение пациента: родственники, знакомые, со­седи по палате.

3. Медицинское окружение: врачи, медсестры, бригады скорой по­мощи, санитарки.

4. Медицинская документация: амбулаторная карта, история болезни, выписки об обследовании, анализы.

5. Специальная медицинская литература: справочники по уходу, стандарты сестринской деятельности, атлас манипуляционной тех­ники, перечень сестринских диагнозов, журнал "Сестринское де­ло".

Всю информацию о пациенте можно разделить на две большие груп­пы:,_____^,__ ^У ~~-~- —•

I. Субъективная информация, она включает в себя оценку своего со­стояния самим пациентом и его немедицинским окружением.

II. Объективная информация о пациенте, полученная в результате:

1) осмотра пациента,

2) от медицинского окружения пациента,

3) изучения медицинской документации,

4) изучения специальной медицинской литературы.

(Сам пациент является источником как субъективной, так и объек­тивной информации.

Исходя из этого, медсестра собирает информацию двумя методами: субъективным и объективным.

Субъективный метод включает в себя жалобы пациента на свое само­чувствие. Это субъективное мнение пациента о том, как проявляется у не­го нарушение той или иной потребности. Но пациент обычно жалуется лишь на то, что, по его мнению, наиболее важно или на то, что больше всего его беспокоит. Поэтому медсестра также расспрашивает пациента более подробно об удовлетворении каждой из 14 основных жизненно-важных потребностей. Также необходимо расспросить пациента о наличии в его образе жизни факторов риска.

Если по каким-либо причинам пациент не может рассказать о себе, то медсестра расспрашивает его немедицинское окружение.

Объективный метод включает в себя:

1) наблюдение медсестры за тем, как пациент удовлетворяет свои 14 основных жизненно-важных потребностей;

2) расспрос медицинского окружения;

3) изучение медицинской документации;

4) изучение специальной медицинской литературы в отношении дан­ного пациента.

Остановимся конкретно на первом объективном методе сбора инфор­мации, наблюдении медсестры за тем, как пациент удовлетворяет свои жизненно-важные потребности (ЖВП)

Правила и техника внешнего осмотра:

Объективное обследование пациента начинается с общего осмотра. Для медсестры метод объективного исследования имеет наиболее суще­ственное значение, так как он дает наиболее полную объективную инфор­мацию о пациенте. Поэтому медсестра должна хорошо владеть этим мето­дом исследования. :

Обследование пациента проводится медсестрой последовательно, на­чиная с наблюдения за удовлетворением низших физиологических по­требностей. Наблюдение необходимо проводить при рассеянном дневном свете или ярком искусственном освещении, причем источник света дол­жен находится сбоку, так более рельефно выделяются контуры различных частей тела.

Наблюдение за удовлетворением потребности ЕСТЬ, ПИТЬ.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - измерение роста, массы тела.

Определение роста стоя проводят с помощью ростомера. Пациент должен быть без обуви.

- У женщин с высокой прической при измерении роста волосы должны быть распущены.

- Пациент должен стоять без напряжения.

Алгоритм действия медсестры при измерении роста (стоя):

1. Поставьте пациента на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой так, чтобы он касался ростомера тремя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством).

2. Голову слегка наклонить, чтобы верхний край наружного слухово­го прохода и нижний край глазницы расположились на одной ли­нии, параллельно полу.

3. Медсестре встать сбоку от пациента.

4. Опустить на голову пациента планшетку.

5. Отсчет проводите по нижнему краю планшетки.

6. Запишите данные роста пациента в температурный лист.

Алгоритм действия медсестры при измерении роста (сидя):

1. Пациента посадить на скамейку, спиной к стойке ростомера так, чтобы он касался ростомера крестцом и межлопаточным простран­ством.

2. Голову слегка наклонить так, чтобы наружный край глазницы и козелок ушной раковины были на одной горизонтали.

3. Медсестре встать сбоку от пациента.

4. Опустите планшетку на голову пациенту.

5. Отсчет проводите по нижнему краю планшетки.

6. Запишите данные роста пациента в температурный лист.

Определение массы тела (взвешивание).

Массу тела пациента определяют на медицинских весах, которые пе­ред взвешиванием должны быть выверены и отрегулированы.

Следует соблюдать правила взвешивания пациента: проводить взве­шивание натощак, в одной и той же одежде, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, без обуви.

Внимание! На весах две гири: большая - десятки, маленькая - в пределах одного десятка килограммов и граммы.

Алгоритм действия медсестры при определении массы тела пациента:

1. Отрегулируйте весы.

2. Поставьте пациента на середину площадки весов, предварительно постелив медицинскую клеенку.

3. Откройте затвор весов.

4. Продвигайте гири на весах влево до тех пор, пока уровень коро­мысла весов не совпадет с контрольным.

5. Закройте затвор.

6. Посмотрите и запишите данные в температурный лист.

, Масса тела в норме в среднем определяется по формуле: РОСТ - 100. Например. Рост человека 163 см, таким образом нормальный вес его должен составлять 63 кг.

Наблюдение за удовлетворением потребности ДЫШАТ Ь.

Удовлетворение потребности ДЫШАТЬ обеспечивает организм чело­века кислородом, необходимым для его нормальной жизнедеятельности. Различают внешнее и внутреннее дыхание. Внешнее дыхание - это достав­ка кислорода в кровь, внутреннее дыхание - перенос кислорода из крови к органам и тканям организма.

Внешнее дыхание

В легких, имеющих богатое кровоснабжение, постоянно происходит газообмен, в результате чего кровь насыщается кислородом и осво­бождается от углекислого газа. В альвеолы легких кислород поступает че­рез дыхательные пути при дыхании. Частота, глубина и ритм дыхания ре­гулируются дыхательным центром, расположенным в головном мозге. По­вышение содержания углекислого газа в крови вызывает возбуждение ды­хательного центра, приводящее к увеличению вентиляции легких (то есть, увеличению частоты, глубины и ритма дыхательных движений), а пони­жение - угнетает деятельность дыхательного центра, то есть к уменьше­нию вентиляции легкого (уменьшению частоты, глубины и ритма дыха­тельных движений).

В физиологических условиях дыхательные движения грудной клетки совершаются за счет сокращения главных дыхательных мышц, межребер­ных, диафрагмы и мышц брюшной стенки. Дыхание состоит из фаз вдоха и выдоха, который осуществляется в определенном постоянном ритме -16-20 в минуту у взрослых и 40-45 в минуту у новорожденных. Ритм дыха­тельных движений - дыхательные движения через определенные проме­жутки времени. Если эти промежутки одинаковые - дыхание ритмичное, если нет - аритмичное. При ряде заболеваний дыхание может быть по­верхностным или, наоборот, очень глубоким. Частота дыхания зависит и от положения тела: лежа - 14-16 в минуту, в вертикальном положении - 18-20. Изменяется частота дыхания в зависимости от режима физической ак­тивности: 12-14 в минуту во время сна, учащение при физической нагруз­ке. По продолжительности соотношение вдоха и выдоха, как 1:3

Различают три типа дыхания:

1) Грудной тип - дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во вре­мя вдоха расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха сужи­вается и незначительно опускается. Такой тип дыхания характерен для женщин.

2) Брюшной тип - дыхательные движения осуществляются в основ­ном за счет сокращения мышц диафрагмы и мышц брюшной стенки. Дви­жение мышц диафрагмы повышает внутрибрюшное давление, и при вдохе брюшная стенка смещается вперед. При выдохе диафрагма расслабляется и поднимается, что смещает брюшную стенку назад. Этот тип дыхания еще называют диафрагменным. Он встречается преимущественно у муж­чин.

3) Смешанный тип - дыхательные движения совершаются одновре­менно при помощи сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Такой тип встречается чаще всего у спортсменов.

При нарушении удовлетворения потребности ДЫШАТЬ может по­явиться одышка, то есть, нарушение ритма, глубины или частоты дыха­тельных движений.

В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания различают три вида одышки:

1) Инспираторная - затруднен вдох. Это бывает например, при попа­дании в дыхательные пути инородного тела или при любом меха­ническом препятствии.

2) Экспираторная - затруднен выдох. Такой тип одышки характерен для бронхиальной астмы, когда происходит спазм бронхов и брон­хиол.

3) Смешанный - затруднен и вдох и выдох. Такой тип одышки харак­терен для заболеваний сердца.

Если одышка резко выражена, заставляет пациента занимать вынуж­денное сидячее положение - такая одышка называется удушьем. Внезап­ный приступ удушья называется астмой.

Кроме описанных выше видов патологической одышки, различают физиологическую одышку, возникающую при значительной физической нагрузке.

При нарушении удовлетворения потребности дышать может изме­няться частота дыхательных движений. Если частота дыхательных движе­ний больше 20, такое дыхание называют ТАХИПНОЭ, если меньше 18-БРАДИПНОЭ.

Иногда одышка носит определенный характер и имеет соответ­ствующее название:

- дыхание Куссмауля

- дыхание Биота

- дыхание Чейн-Стокса

Таким образом критерием (признаком) внешнего дыхания является частота и ритм дыхания. В норме дыхание ритмичное, частота дыхатель­ных движений 16-20 в минуту.

Определяя частоту дыхательных движений, медсестра должна сделать вид, что она определяет частоту пульса. Следует отвлечь пациента от подсчета дыхательных движений, так как пациент будет стараться ей по­мочь и дышать при этом глубже, а значит, изменится качество дыхания.

Алгоритм подсчета числа дыхательных движений:

1. Возьмите пациента за руку так же, как для исследования Ps на лу­чевой артерии (тем самым отвлеките его внимание).

2. Другую руку положите на грудную клетку (при грудном типе ды­хания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыха­ния).

3. Подсчитайте число вдохов в 1 минуту.

Число дыхательных движений (частота) регистрируется в темпера­турном листе графическим способом.

Кашель - это защитный рефлекторный акт в виде резкого выдоха, при котором из дыхательных путей вместе с воздухом удаляются инородные вещества (слизь, мокрота, пыль), которые раздражают слизистую дыха­тельных путей.

Различают кашель:

по продолжительности:

• приступообразный

• непрерывный

• периодический

по тембру:

• лающий

• сиплый

по наличию мокроты:

• сухой

• влажный

Мокрота - это секрет слизистой дыхательных путей. Выделение мок­роты при кашле наблюдается при заболеваниях органов дыхания. С диаг­ностической целью определяют количество и свойства мокроты:

• запах

• цвет

• консистенцию

Внутреннее дыхание

Сердечно-сосудистая система обеспечивает доставку крови к органам и тканям путем поддержания определенного давления и скорости крово­тока в сосудистом русле. Критериями обеспечения внутреннего дыхания являются показатели пульса, артериального давления, а также цвет кож­ных покровов и слизистых.

Определение цвета кожных покровов и слизистых:

- бледность

- гиперемия (покраснение)

- цианоз (синюшность)

- желтушность

Определение артериального пульса.

Пульс (Ps) - это колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему. Характер пульса зависит от:

1) величины и скорости выброса крови сердцем,

2) состояния стенки артерии (эластичность).

Артериальный пульс ОБЫЧНО определяют на лучевой артерии.

Алгоритм определения пульса на лучевой артерии.

1. Пальцами правой руки охватите кисть пациента в области лучеза-пястного сустава.

2. Первый палец расположите на тыльной стороне предплечья.

3. II - IV пальцами нащупайте пульсирующую лучевую артерию и прижмите ее к лучевой кости.

4. Определяйте характеристики пульсовых волн в течение 1 минуты.

5. Необходимо определять пульс одновременно на правой и левой лучевых артериях, сравнивая их характеристики, которые в норме должны быть одинаковыми.

6. Данные, полученные при исследовании пульса на лучевой артерии, записывают в историю болезни или амбулаторную карту, отмеча­ют ежедневно красным карандашом в температурном листе. В графе "П" (пульс) представлены значения частоты пульса от 50 до 160 в одну минуту.

В диагностических целях можно определять пульс на других артери­ях:

на СОННОЙ При низком артериальном давлении чаще всего пульс на лу-АРТЕРИИ чевой артерии обнаружить очень трудно, поэтому производят

подсчет пульса на сонной артерии. Исследовать пульс надо поочередно с каждой стороны без сильного давления на арте­рию. При значительном давлении на артериальную стенку возможны: резкое замедление сердечной деятельности, вплоть до остановки сердца, обморок, головокружение, судо­роги. Пульс пальпируется на боковой поверхности шеи кпе­реди от грудино-ключично-сосцевидной мышцы между верх­ней и средней третью.

на БЕДРЕННОЙ Пульс исследуют в паховой области при выпрямленном АРТЕРИИ бедре с небольшим поворотом кнаружи.

на ПОДКОЛЕН- Пульс исследуют в подколенной ямке в положении пациента НОЙ АРТЕРИИ лежа на животе.

на ЗАДНЕЙ Пульс исследуют за внутренней лодыжкой, прижимая к ней

БОЛЫЫЕБЕР- артерию.

ЦОВОЙ

АРТЕРИИ

на АРТЕРИИ Пульс исследуют на тыльной поверхности стопы, в прокси-ТЫЛА СТОПЫ мальной части первого межплюсневого пространства

АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ - (АД)

Это давление крови на стенки артерий. Оно зависит от:

- величины сердечного выброса

- тонуса артериальной стенки

Кроме этих основных факторов, на величину АД оказывает влияние также количество циркулирующей крови, ее вязкость, колебания давления в брюшной и грудной полостях и многие другие факторы.

Максимального уровня АД достигает во время сокращения (систолы) левого желудочка сердца. При этом из сердца выталкивается около 70 мл крови. Давление это называется систолическим. В норме оно достигает 100-140 мм рт. ст. АД выражается в единицах - миллиметр ртутного стол­ба (мм рт. ст.).

Во время паузы между сокращениями желудочков сердца (то есть диастолы), стенки аорты и крупных артерий начинают сокращаться и про­талкивать кровь в капилляры. Давление крови постепенно падает и к кон­цу диастолы достигает максимальной величины: 60-90 мм рт. ст.. Это дав­ление называется диастолическим.

Разница между систолическим и диастолическим АД - это ПУЛЬСО­ВОЕ давление

О величине АД можно судить после его определения с помощью ап­парата сфигмоманометра (тонометра). Основой методики является аус-культация (выслушивание).

Достоверные показатели будут получены при измерении АД у паци­ента в положении сидя или лежа на обеих руках после 10-15 минут отды­ха. Измеряется не менее 3-х раз с интервалом в 5 минут. Берется средний показатель.

В норме величина АД зависит от индивидуальных особенностей, об­раза жизни.

АД - величина лабильная, изменчивая.

В течение дня АД колеблется: утром АД ниже, а вечером - выше. С возрастом АД постепенно повышается. Это обусловлено и физической, и психоэмоциональной нагрузкой.

Несмотря на значительные колебания уровня АД, в организме су­ществуют сложные механизмы регуляции уровня АД, которые стремятся вернуть АД к норме. Часто наблюдаются нарушения механизмов регуля­ции нормального уровня АД.

Повышение АД называется артериальной гипертензией, Понижение АД называется артериальной гипотензией.

АД фиксируется в виде цифровой дроби в истории болезни (в амбула­торной карте). В температурном листе - графически в виде столбика верх­няя граница обозначает систолическое АД, а нижняя - диастолическое АД.

Алгоритм измерения АД:

Измеряют АД обычно 2-3 раза с промежутками 5 минут, при этом воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью.

1. Положите манжетку тонометра на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки.

Закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.

2. Положите правильно руку пациента в разогнутом положении, ла­донью вверх, мышцы расслаблены.

3. Соедините манометр с манжеткой. Стрелки манометра должны быть на нулевой отметке шкалы.

4. Нащупайте пульс на плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.

5. Закройте вентиль на груше и накачайте в манжетку воздух. Воздух „нагнетайте до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям

манометра не превысит примерно 30 мм рт. ст. тот уровень, при котором перестает определяться пульсация лучевой артерии.

6. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 20 мм рт. ст. в секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонен-

г\# доскопом выслушивайте тоны на плечевой артерии и следите за показателями шкалы манометра.

7. При появлении над плечевой артерией первых звуков отметьте v, уровень систолического давления.

8. Отметьте величину диастолического давления, которая соответст­вует моменту полного исчезновения тонов на плечевой артерии.

9. Данные измерения АД запишите в виде дроби (в числителе - сис­толическое давление, а в знаменателе - диастолическое).

Подчеркиваем еще раз! АД нужно измерять 3 раза. За достоверный брать средний результат, так как учитывается реакция сосудов на сжатие (может быть спазм, в таком случае АД выше).

Наблюдение за удовлетворением потребности ВЫДЕЛЯТЬ

Накопление жидкости в тканях или полостях организма называется отеками. Отеки бывают скрытыми и явными.

Явные отеки определяют по изменению сглаживающего рельефа оп­ределенных частей тела. Например, нога в области голеностопного сустава и стопы имеет определенный рельеф (изгибы, костные выступы). При на­личие отеков эти выступы и изгибы исчезают (сглаживаются). Определить явные отеки можно также путем надавливания на кожу и подкожную жи­ровую клетчатку пальцем в месте, где они близко соприкасаются с костью, например, передняя поверхность голени в средней ее трети. При наличии отеков на этом месте образуется отчетливая ямка, которая длительное время не исчезает. Кожа в области отека становится сухой, гладкой, блед­ной, шелушащейся, мало чувствительной к теплу. На коже отпечатывают­ся складки белья. Защитные свойства кожи при отеках понижаются. В свя­зи с этим медсестра должна быть очень внимательна при уходе за пациен­тами.

Появлению явных отеков предшествует скрытый период задержки жидкости (скрытые отеки), который проявляется уменьшением количества выделяемой мочи и нарастанием массы тела.

Скрытые отеки определяются следующим образом:

1) Проводят контрольное взвешивание пациента. Под контрольным I взвешиванием понимают ежедневное взвешивание пациента на одних и

тех же весах, в одно и то же время (утром натощак) в одной и той же оде­жде и при опорожненном мочевом пузыре и кишечнике. Если вес нараста­ет, это говорит о наличии скрытых отеков.

2) Измерение водного баланса пациента. Под водным балансом пони­мают соотношение количества потребленной и выделенной за сутки жид­кости. В норме за сутки должно потребляться 1,5-2 литра воды, а выде­ляться 70-80% выпитого.

Отеки могут появиться не только в тканях, но и полостях. Скопление жидкости в определенной полости имеет свое название:

- в брюшной полости - асцит;

- в грудной полости - гидроторакс;

- обширные отеки всего тела называются анасарка.

Наблюдение за физиологическими отправлениями:

В норме у человека стул ежедневно в одно и то же время. Характер стула:

стул оформленный (колбасовидной формы), от светлого до темноко-

ричневого цвета, без патологических примесей (слизь, кровь, гной).

Мочеиспускание несколько раз в день (в зависимости от выпитой жидкости) безболезненное, моча соломенно-желтого цвета, прозрачная, с нерезким запахом.

Наблюдение за удовлетворением потребности ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

Известны физиологические колебания температуры в течение дня: разница между утренней и вечерней температурой составляет в среднем 0,3-0,5 градусов.

У людей пожилого и старческого возраста температура тела несколь­ко ниже, чем у молодых и среднего возраста. В раннем детском возрасте отмечается особая неустойчивость температуры тела с большими колеба­ниями в течение дня.

В норме температура тела несколько повышается после приема пищи, выполнения физической нагрузки, выраженном эмоциональном состоя­нии, у женщин в период беременности и менструальном периоде. У здоро­вых людей в норме температура тела колеблется в зависимости от физио­логического состояния в пределах 0,5 °С. Также в норме температура тела, измеряемая на коже (в естественных складках) ниже на 0,5-0,8 °С темпе­ратуры на слизистых (полость рта, прямая кишка, влагалище).

Температура тела в подмышечной области в норме 36-37 °С.

Исходя из вышесказанного, температуру тела принято измерять два раза в день - утром после сна и натощак (7-9 часов) и вечером после днев­ного отдыха и перед ужином (17-19 часов).

В отдельных случаях (по назначению врача), температуру тела изме­ряют через каждые 3 часа - что называется измерение профиля температу­ры. Если температуру необходимо измерять чаще, то врач указывает необ­ходимый интервал времени при назначении профиля температуры.

Температуру тела обычно измеряют максимальным медицинским термометром. Он имеет корпус из тонкого стекла, один конец которого за­нимает резервуар с ртутью. От него отходит капилляр, запаянный на дру­гом конце. Ртуть нагреваясь и увеличиваясь в объеме, поднимается по ка­пилляру^ вдоль которого расположена шкала термометра. Шкала рассчита­на на определение температуры тела с точностью до 0,1 °С, для чего на ней имеются соответствующие деления. Медицинским термометром мож­но измерить температуру тела от 34 °С до 42 °С. Термометр показывает максимальную высоту подъема столбика ртути и поэтому называется мак­симальным. Но самостоятельно ртуть не может опуститься в резервуар, так как этому препятствует резкое сужение капилляра в нижней его части.

ВНИМАНИЕ! Возвратить ртуть в резервуар можно только после встряхивания термометра до снижения столбика ртути ниже 35 °С.

После проведения манипуляции термометр необходимо подвергнуть дезинфекции: погружение полное или 4/5 длины резервуаром вниз в 3% раствор хлорамина на 15 минут, или в 3% раствор перекиси водорода на 80 минут. Емкость, содержащая дезраствор, должна быть из темного стек­ла, так как на свету раствор быстро теряет свои свойства.

ВНИМАНИЕ! В связи с тем, что у пациентов наблюдаются кож­ные аллергические реакции на хлорамин, после дезинфекции термометр обязательно промыть под проточной водой Затем термометры вытирают и хранят в сухом виде в стакане на дно которого кладут вату

ВНИМАНИЕ! Термометр сделан из тонкого хрупкого стекла. При работе с ним необходима осторожность. Перед проведением ма­нипуляции необходимо убедиться в целостности термометра!

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПРИБОРА­МИ СОДЕРЖАЩИМИ РТУТЬ

I Медицинский термометр в процессе работы может быть разбит. Сама ртуть, которая при этом быстро растекается на мелкие шарики, не прино­сит вреда. Опасны пары ртути!

ВНИМАНИЕ: пары ртути являются нейротоксическим ядом!

Поэтому необходимо сразу собрать и утилизировать ртуть. При этом необходимо удалить пациентов из помещения. Собрать ртуть можно при помощи пылесоса или мякиша свежего хлеба, как бы промокая им шарики

ртути. Собранную ртуть необходимо поместить в герметически закрытый стеклянный сосуд. После этого тщательно вымыть руки.

Алгоритм измерения температуры тела пациенту:

1. Убедитесь в целостности термометра.

2. Встряхните термометр, чтобы столбик ртути был ниже отметки 35 °С.

3. Осмотрите подмышечную впадину на предмет воспалительных яв­лений и повреждений кожи.

4. Протрите кожу в подмышечной впадине сухим полотенцем.

5. Поставьте термометр так, чтобы резервуар со ртутью полностью был окружен складками кожи.

6. Измеряйте температуру тела в течение 10 минут. <

После измерения температуры тела показания термометра заносят в индивидуальный температурный лист. Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого пациента, поступающего в ста­ционар. Помимо температуры, в нем регистрируют показания пульса, АД.

ВНИМАНИЕ! Показания температуры, пульса, АД регистрируют в температурном листе графическим способом, для чего слева вертикально имеются соответствующие шкалы "Т", "П", "АД". В некоторых температурных листах есть еще шкала "Д" для гра­фической регистрации частоты дыханий в 1 минуту (см. темпера­турный лист). В нижней части температурного листа записыва­ют данные массы тела, количество выпитой и выведенной за сут­ки жидкости в мл (водный баланс), данные о дефекации ("стул") у пациента и проведенной санитарной обработке обозначают зна­ком +.

ВНИМАНИЕ! Чтобы правильно нанести данные t, Ps, АД, необ­ходимо рассчитать "цену" деления соответствующей шкалы.

Графа "День пребывания в стационаре" разделена на две половины "У" (утро) и "В" (вечер). Утреннее значение регистрируется точкой (синей или черной пастой) в графе "У", вечернее - в графе "В". При последова­тельном соединении точек получается температурная кривая.

Наблюдение за удовлетворением потребности ДВИГАТЬСЯ Положение в постели:

активное - пациент самостоятельно двигается в пределах назначенно­го режима двигательной активности;

пассивное - пациент не может самостоятельно двигаться; вынужденное - положение, которое пациент занимает для облегчения^ своего состояния (уменьшения боли, одышки, кашля).

В норме движения в суставах без ограничений, безболезненные.

Наблюдение за удовлетворением потребности ОБЩАТЬСЯ.

Состояние сознания:

Сознание ясное - пациент правильно ориентируется в собственной > личности, времени, месте.

Сознание расстроено - пациент не ориентируется, часто наблюдается речедвигательное возбуждение. Сознание выключено:

- оглушение - отмечается двигательная и речевая заторможенность, сохранена реакция на словесный и болевой раздражитель;

- сопор - нет реакции на словесные раздражители, сохранена реакция на болевой раздражитель;

- кома - нет реакции ни на словесный, ни на болевой раздражитель.

Вся полученная информация о пациенте документируется в сестрин­ской истории болезни, куда записываются объективные и субъективные данные конкретно по каждой потребности. В конце медсестра делает вы­воды: удовлетворение каких потребностей нарушено, и какова адаптация пациента к условиям жизни с факторами риска. Затем ежедневно, на про­тяжении всего ухода, медсестра отображает динамику субъективного и объективного состояния пациента в температурном листе и дневнике на­блюдения за пациентом (см. учебную историю болезни).

 

ГЛОССАРИЙ

АНАСАРКА - водянка (отек всего тела)

АНТРОПОМЕТРИЯ - изменение роста, массы тела

ГИПЕРТОНИЯ - повышение артериального давления

ГИПОДИНАМИЯ - малоподвижный образ жизни

ГИПОТОНИЯ - снижение артериального давления

КАРДИОМОНИТОР - аппарат для наблюдения за работой сердечно-сосудистой системы

КОМА - "спячка" (потеря сознания)

СОПОР - бессознательное состояние с сохранением рефлексов

ФОНЕНДОСКОП - трубка для выслушивания

ЦИАНОЗ - "синюха"

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны ЗНАТЬ:

- сферы и способы обучения;

- педагогические приемы.

УМЕТЬ:

- оценить потребность в обучении;

- оценить исходный уровень знаний, умений пациента;

- мотивировать обучение;

- оценить способность к обучению;

- определить содержание обучения;

- организовать обучение;

- составить индивидуальный план обучения и реализовать его;

- оценить качество и эффективность обучения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Определение сестринской педагогики. Сущность.

2. Определение обучения в сестринском деле.

3. Задачи обучения в сестринском деле.

4. Сферы обучения.

5. Методы обучения.

6. Приемы обучения.

7. Понятия формальных и неформальных методов обучения.

8. Мотивация к обучению.

9. Способность, определение, виды.

10. Готовность пациента к усвоению информации.

11. Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"ПЕДАГОГИКА - ЕСТЬ ВЕЧНЫЙ ПУТЬ В ЦАРСТВО ЗНАНИЙ"

Е. С.Маковецкая

Предметом педагогики как области научного познания является вос­питание и обучение.

ОБУЧЕНИЕ - неотъемлемая часть педагогической деятельности. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук­репить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

2) максимальная адаптация к болезни.

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспе­чивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состо­ит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близ­кие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего ос­новных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профес­сиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обу­чения пациента, а в случае необходимости, и его близких.

Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ: их три:

- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения;

- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;

- ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умст­венной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необыч­ной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоцио­нально.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской дея­тельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятедьность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и спе­циальных знаний.

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

- словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

- наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, раз­личные виды шприцев, ингаляторы и так далее)

- практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, сме­на повязок, введение инсулина и так далее)

Например: (шаги по измерению АД, см. ниже задачу).

Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими бло­ками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.

ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

1) Восприятие (наблюдение).

2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделе­ние опорных сигналов).

3) Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобще­ние, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной об­становке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполне­ния привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), пред­ставляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового об­раза жизни).

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закре­пить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструк­тора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация сти­мулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепле­ния и восстановления своего здоровья.

МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Мотивы делят на три группы:

1) социальные (пациент и.общество)

2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть позна­вательный интерес

УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.