Структура системы национальной безопасности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Структура системы национальной безопасности

2017-09-10 808
Структура системы национальной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Любая система должна иметь следующие основные характеристики: компоненты; отношения (связи, посредством которых осуществляется взаимодействие между компонентами); границу; цель; внешнюю среду; вход, выход; интерфейс; законы, правила, ограничения функционирования. Исходя из того, что система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство, выведем элементы системы национальной безопасности государства и раскроем связи между ними.

Система национальной безопасности обладает всеми признаками сложных системных образований и включает в себя как материальные (объекты, субъекты, технические и другие средства), так и идеальные (цели, задачи, принципы организации) составные части. Это доказывается следующим:

Во-первых, элементы системы национальной безопасности соединены определенной структурой, внутренними системообразующими связями. Существенной особенностью этой структуры является многоаспектность связей и взаимодействий.

Во-вторых, будучи объединенной структурными компонентами система национальной безопасности приобретает важнейшее интегративное качество - способность целенаправленного воздействия на объекты системы национальной безопасности.

В-третьих, система национальной безопасности обладает таким стержневым признаком системы, как единство и целостность. Единство обеспечивается ее общими целями, основами, принципами, организационными нормами, преемственностью и непрерывностью, охватом всего спектра субъектов и объектов безопасности. Целостность национальной безопасности как системы состоит в том, что все ее структурные элементы закономерно обусловлены и объективно необходимы.

В-четвертых, система национальной безопасности имеет свои внешние системообразующие и системосохраняющие связи. В них обнаруживается ее качественное отличие от других явлений и систем. Оно состоит, прежде всего, в том, что посредством функционирования системы национальной безопасности осуществляется целевое воздействие на объекты безопасности.

В-пятых, система национальной безопасности - это управляемая система. Ее структурные компоненты, как и сама система в целом, в определенных пределах могут адаптироваться, сохранять относительную устойчивость и самостоятельность. В своем генезисе они не остаются неизменными, а непрерывно развиваются вместе с обществом, государством, политикой, проводимой его руководством.

В-шестых, система национальной безопасности имеет свои функции, которые в широком плане состоят в разрешении противоречий и приведении объекта безопасности в соответствие с требованиями, предъявляемыми к нему политикой обеспечения национальной безопасности государства.

Под структурой системы в общем виде понимается определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей в пространстве, характеризующее строение или устройство чего-либо. В основу построения структуры системы национальной безопасности мы положим точку зрения М.С. Кагана, который считает, что в функциональном составе структуры деятельности (читай национальной безопасности) возможно вычленение трех основных элементов: субъекта, наделенного активностью и направляющего ее на объекты и других субъектов; объекта, на который направлена активность субъекта; и активности (читай - управление), выражающейся в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом связи с другими субъектами.

Для более детальной характеристики элементов структуры системы национальной безопасности всю совокупность ее составляющих элементов, с учетом места, роли и характера проявления их функциональной сущности, разделим на две подсистемы: организационно-функциональную и содержательную.

I. Организационно-функциональная подсистема. В организационно-функциональную подсистему входят: объекты и субъекты системы национальной безопасности, идейно-теоретическая основа и законодательная база, а также органы управления всей системой национальной безопасности. Рассмотрим элементы организационно-функциональной подсистемы.

Эффективность функционирования системы национальной безопасности в огромной степени зависит от правильного определения ее субъектов и объектов. На практике научно-обоснованное понимание сущности и особенностей субъекта и объекта позволит избежать крупных просчетов и ошибок в процессе формирования требуемого уровня национальной безопасности. Субъекты и объекты - главные взаимодействующие структурные элементы системы национальной безопасности. Субъекты воздействуют на объекты с целью формирования у них определенных качеств и свойств.

1. Объекты системы национальной безопасности государства. Опыт организации национальной безопасности показывает, что наиболее целесообразно выделить три группы объектов системы национальной безопасности.

Первая группа объектов - это государство. Основные составляющие этой группы - незыблемость конституционного строя, суверенитет и территориальная целостность государства, нации и этносы, проживающие на ее территории, имидж (государства, страны, нации), политическая, экономическая, духовная и социальная стабильность, безусловное обеспечение законности и поддержания правопорядка, развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Защитник принципа народного суверенитета Ж.-Ж. Руссописал: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

Ко второй группе объектов представляется возможным отнести общество. Здесь необходимо сосредоточить усилия на упрочении демократии, сохранении культуры и духовности, создании правового и социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовного состояния.

Проведенный ФСО России (2012) соцопрос показал, что проблемы, наиболее волнующие россиян распределяются сверху вниз в следующей последовательности: рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов (68,5%), низкий уровень доходов, плохое материальное положение (59%), рост наркомании, алкоголизма (42,6%), низкий уровень медицинского обслуживания (41,7%), коррупция, взяточничество во властных структурах (40%), плохие жилищные условия, проблемы ЖКХ (37,9%), недостаточная социальная защита населения (35,5%), невозможность найти работу, безработица (30,6%), кризис морали, культуры, нравственности (29,7%), плохая экологическая ситуация (25,%%), высокий уровень преступности (24,1%), конфликты на национальной, религиозной почве (11,6%), угроза террористических актов (9,9%), несвоевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий, пособий (8,5), проблемы теплоэнергоснабжения (7,9%).

Как отмечают эксперты Общественной палаты Российской Федерации, сегодня наше общество переживает заметную дезинтеграцию и атомизацию. Сформировалась специфическая зона изолированности граждан. Фактически, можно говорить о том, что у все большего количества людей сформированной зоной комфорта становится их жилье, а точнее – квартира. Именно квартира, а не многоквартирный дом, в противном случае, учитывая общее состояние ЖКХ в нашей стране, этот вопрос был бы существенно более острым. Россияне редко принимают участие в собраниях жильцов и собственников домов. Пока люди не чувствуют непосредственной угрозы своей семье, привычной «среде обитания», они редко готовы объединяться для решения совместных задач.

К третьейгруппе объектов относится человек(личность). Он имеет разные статусные положения, нередко противоречивые, а то и противоположные политические и идеологические интересы, не совпадающие или не совместимые с интересами других индивидов. Его поведение, деятельная активность определяется не только внешними, но и внутренними состояниями (потребностями, интересами, ценностями, мотивами). Он способен принимать самостоятельные решения, которые могут соответствовать или не соответствовать требованиям тех систем, в которые он входит - от полного совпадения, до полного неприятия. Прогнозирование этого поведения всегда сложно и не всегда возможно.

2. Субъекты системы национальной безопасности государства. Особуюроль в системе национальной безопасности играют ее субъекты -государство и его институты, общество (социальные слои и группы), совокупность государственных учреждений, общественных, религиозных и других объединений, а также отдельных лиц, призванных специально заниматься проблемами национальной безопасности, и располагающих определенными силами и средствами для выполнения своих функций.

Основным субъектом системы национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Необходимо отметить, что государство выступает как в роли объекта, так и в роли субъекта системы национальной безопасности.

В соответствии с законодательством и своим назначением государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на своей территории. Гражданам, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Органы государственной власти и управления, политические институты государства определяют цели национальной безопасности, необходимые для их достижения пути, силы и средства, формы и методы, организуют взаимодействие государственных и общественных структур, политических партий, наконец, непосредственно принимают решения на применение сил и средств обеспечения национальной безопасности. При этом их политическое воздействие на объекты системы национальной безопасности осуществляется не само по себе, а через ряд факторов. Основными из них являются:

политические, включающие: борьбу за власть в стране, регионе между национально-политическими группировками, политическими партиями, движениями, объединениями, кланами; сепаратистские тенденции в государстве, его субъекте, регионе, муниципалитете; уровень стабильности конституционного строя, политического режима и его способность решать задачи обеспечения национальной безопасности; рост числа субъектов политики; расширение функций сил обеспечения национальной безопасности по решению внутригосударственных задач обеспечения национальной безопасности и др.;

социально-экономические, вбирающие в себя разрыв экономических связей и связей промышленного комплекса; ухудшение или улучшение снабжения сил обеспечения национальной безопасности современными средствами, как следствие - ускоренное моральное и материальное старение средств обеспечения национальной безопасности; ухудшение условий труда, быта, отдыха представителей сил обеспечения национальной безопасности; снижение жизненного уровня общества; усиление социального напряжения в обществе и др.;

морально-психологические, включающие развертывание идеологической компании по дискредитации власти; навязывание ей комплекса вины за неудачи при выполнении задач обеспечения национальной безопасности; усиление социальной напряженности в обществе и в силах обеспечения национальной безопасности, вызванное постоянной угрозой жизни в регионах обеспечения национальной безопасности страны и т.д.;

профессиональные, связанные с усложнением организации подготовки сил обеспечения национальной безопасности вследствие кризиса и нестабильности общества, падением престижа государственной службы и увеличением степени риска при исполнении служебных обязанностей и др.

Действие этих факторов происходит как непосредственно, так и опосредованно, хотя грань между ними подвижна и в большей степени зависит от активности субъектов системы национальной безопасности. Так, например, в соответствие с Конституцией РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Он утверждает Стратегию национальной безопасности, а в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указы Президента, его выступления в СМИ имеют огромное значение для эффективности действий сил обеспечения национальной безопасности, формирования здорового общественного мнения в стране, правильного отношения населения к выполнению задач в сфере обеспечения национальной безопасности. Согласно Конституции РФ, Совет Федерации утверждает Указы Президента о введении военного положения, решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами страны. Государственная Дума разрабатывает и принимает федеральные законы, в том числе по вопросам статьи «национальная безопасность» в бюджете России, войны и мира и др. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, национальной безопасности, реализации внешней и внутренней политики государства. Федеральное Собрание оказывает воздействие на общество как принятыми законами, так и самим ходом обсуждения этих законов, различного рода заявлениями, постановлениями по вопросам обеспечения национальной безопасности, выступлениями сенаторов и депутатов в СМИ и перед избирателями. Не меньшее значение имеют решения Правительства РФ, выступления его членов.

Особое место в общей структуре субъектов национальной безопасности занимает гражданское общество (политические партии, общественные и религиозные объединения, различные союзы, ассоциации и другие негосударственные институты). Они, как свидетельствует жизнь, способны оказывать существенное воздействие на уровень и объекты национальной безопасности через СМИ, выступления своих представителей в органах государственной власти и т.п.

По данным доклада «Гражданское общество в модернизирующейся России» (2011) сегодня ширина и глубина - вовлеченности населения в деятельность организаций гражданского общества как социальной, так и политической направленности составляет 33,7%. При этом социальная база российского гражданского общества составляет не менее 90% взрослого населения. «Ядро» социальной базы гражданского общества составляют 7,7% взрослых россиян, которые декларируют свое членство и (или) участие в деятельности общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, гражданских инициатив, вовлеченность в отношения добровольчества и филантропии, готовность объединяться с другими людьми для каких-либо совместных действий, если их идеи и интересы совпадают, а также демонстрируют определенный уровень информированности об организациях третьего сектора и гражданских инициативах. В «сателлит ядра» входит практически каждый четвертый взрослый россиянин (26,6%), не участвующий в деятельности НКО и гражданских инициатив, однако готовый объединяться с другими для совместных действий, занимающийся благотворительностью в широком смысле, информированный об общественных объединениях и других негосударственных некоммерческих организациях, гражданских инициативах.

Статистические и социологические результаты последних лет показывают, что организации гражданского общества в России сегодня наиболее активно проявляют себя в следующих областях политической жизни: защита гражданских, политических прав и свобод (25%), участие в политических выборах всех уровней (22%) и отстаивание прав и интересов отдельных социальных групп - пенсионеров, военнослужащих, молодежи и т.д. (18%).

Конечно, общественные объединения не имеют таких возможностей, какими располагают государственные органы. Их деятельность в основном носит контрольный характер. Они выявляют потенциальные и реальные опасности и угрозы различного вида, информируют о них соответствующие государственные органы и общество в целом, мобилизуют общественное мнение на борьбу с ними. Однако следует отметить, что в перспективе, в ходе упрочения демократических основ общества, роль общественных объединений, как субъектов системы национальной безопасности, скорее всего, будет возрастать.

Опыт контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе, гражданской войны на территории Украины, вооруженных конфликтов в других горячих точках показывает, что одним из основных субъектов системы национальной безопасности являются средства массовой информации - т.н. «четвертая власть», оказывающие огромное воздействие на морально-психологическое и духовное состояние нации. Вот как охарактеризовал СМИ 37-й Президент США Ричард Никсон: «Выгоднее вложить один доллар в СМИ, чем 10 долларов в оружие: оружие вряд ли заговорит вообще, а СМИ с утра до ночи не закрывают рта». По выразительности, объемности и эффективности информационно-психологического воздействия они не имеют себе равных. Применяя военную терминологию, можно утверждать, что контроль над СМИ в процессе реализации планов по обеспечению безопасности национальных интересов государства, в условиях кризиса эквивалентен «господству в воздухе в современной войне».

В России в 2012 г. было зарегистрировано более 94 тыс. средств массовой информации. При этом доля негосударственных СМИ в информационном поле за последние годы значительно уменьшилась. Местные власти активно концентрируют масс-медиа в своих руках. Во многих регионах газеты и телекомпании объединяются в крупные холдинги, при этом их финансирование из региональных бюджетов увеличивается. Учредителями большинства региональных и до 80% муниципальных газет выступают органы региональной и муниципальной власти. А кто платит, как известно, и заказывает музыку. Стремление к опеке над СМИ вполне естественно для российской политической власти, оказавшейся в новых условиях. Как в центре, так и на местах она озабочена созданием и поддержанием в рабочем состоянии надежных и упорядоченных каналов коммуникации с обществом и прессой как рупором общественных настроений. В какой-то степени это можно назвать попыткой наладить диалог с российским обществом, чем и объясняется возникновение в последние годы различных инициатив, определяющих контуры присутствия государства в сфере массовой информации. В качестве примера можно назвать государственные программы, осуществляемые на разных уровнях ответственности («Электронная Россия», «Электронное правительство», «Активный гражданин» и т.д.), появление объединений, призванных нормализовать взаимоотношения государства и общества (на федеральном уровне это Гражданский Союз, «Медиа-Союз» и др.).

По результатам исследования ВЦИОМ (2012), центральное телевидение остается самым массовым источником информации для россиян и основным средством воздействия на общественное сознание: его используют 98% жителей современной России. На втором месте – региональное, местное телевидение (87%). Далее следуют региональная (71%) и центральная пресса (71 и 70% соответственно). Интернет в качестве источника информации предпочитают 60% россиян, центральное и местное радио – 57% и 54% соответственно. Наименее востребованными оказались зарубежные СМИ (42%). При этом уровень доверия к большинству источников информации в течение последних лет снижается: в первую очередь, это касается телевидения - как центрального (с 75% до 69% за два года), так и местного (с 67% до 56%). Меньше становится тех, кто не сомневается в правдивости центральной и региональной прессы (с 52% до 42%), центрального (с 45% до 35%) и местного радио (с 39% до 30%). Единственный источник информации, степень доверия к которому растет – Интернет (с 27% до 35%).

Выделенные нами объекты и субъекты, несмотря на внешнюю разобщенность, все же составляют единую структуру. При этом каждый субъект использует свои формы, методы и средства воздействия на объекты системы. Вместе с тем взаимодействие между этими структурными элементами системы не является односторонне направленным - от субъекта к объекту. Необходимо видеть в этом взаимодействии и обратную связь.

Что же еще, кроме субъектов и объектов, входит в систему национальной безопасности?

3. Важнейшей составляющей системы национальной безопасности государства является ее идейно-теоретическая основа. Достаточно очевидно, что для нормального функционирования любой системы необходимо наличие определенной программы. Применительно к политической, духовной, социальной и информационной сферам национальной безопасности государства в этой роли выступает так называемая руководящая идея. Великий русский писатель Л.Н. Толстой так охарактеризовал значение идеи в развитии какого-либо учения: «Идея - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни».

В идейно-теоретической основе можно выделить две основные группы элементов – общегосударственный и стратегический. Первая группа – это социально-политические концепции, касающиеся системы национальной безопасности в целом. Вторая группа – это положения в конкретной сфере безопасности.

Стержень идейно-теоретических основ составляет Стратегия (концепция, или другое название) национальной безопасности государства.Стратегия не только стержень идейно-теоретической основы, она играет особую роль и среди элементов всей системы национальной безопасности. Эта особая роль состоит в том, что она, будучи одним из элементов системы национальной безопасности, одновременно призвана заниматься обоснованием в целом состава и характера функционирования всей этой системы, роли и места остальных ее элементов в обеспечении национальной безопасности. В Стратегии сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики по обеспечению национальной безопасности, главная цель и средства ее достижения. На основе общей Стратегии обычно разрабатываются система правовых норм по обеспечению национальной безопасности, а также частные концепции, программы, доктрины и планы по обеспечению безопасности в отдельных сферах жизни общества: духовной, экономической, по­литической, экологической, научной, военной и т.д.

Определенная часть идейно-теоретических основ системы национальной безопасности обычно содержится и в других важнейших общегосударственных документах. К ним, применительно к России, можно отнести: Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы о чрезвычайном и военном положении, Федеральный Закон «О безопасности», стратегии, доктрины, планы (программы) экономического, социально-политического и духовного развития страны на длительный срок, а также другие законы и законодательные акты, регламентирующие организацию жизнедеятельности в обществе в целом или его отдельных сферах. И чем глубже будет проработана в этих документах их концептуальная, идеологическая и теоретическая основа, тем совершеннее и эффективнее будет их организационно-правовая часть.

В качестве идейно-теоретических основ системы национальной безопасности могут быть использованы также отдельные положения документов международных и региональных организаций по безопасности (ООН, ОБСЕ, ОДКБ и др.), двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по проблемам обеспечения безопасности.

4. Значительную роль в обеспечении эффективного функционирования системы национальной безопасности играет наличие хорошо продуманного и высокоорганизованного управляющего элемента, призванного координировать усилия всех субъектов системы национальной безопасности на всех уровнях. Главное назначение органов управления состоит в установлении между элементами системы национальной безопасности целесообразных и устойчивых связей и отношений, обеспечении ее оптимальности. Поскольку функционирование системы национальной безопасности представляет собой процесс, то он осуществляется на основе целенаправленной организационно-управленческой деятельности, включающей в свою структуру субъектов, объекты, цели, задачи, средства этой деятельности, а также ее конечные результаты.

Главным носителем, агентом организационно-управленческой деятельности выступают ее субъекты, непосредственно реализующие цели и задачи национальной безопасности. Их деятельность осуществляется не только внутри системы, но во вне,- в сфере политико-общественно-государственной. Органы управления имеют определенную иерархию, «зоны» компетенции и распределения ответственности.

Если попытаться обозначить сложившуюся ныне в России иерархию органов управления, опираясь на конституционные положения и другие законодательные акты, практику принятия политических решений по вопросам национальной безопасности, то ее можно представить следующей иерархией:

Государственно-политический уровень - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами - Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Комитет по обороне и Комитет по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы, Комитет по обороне и безопасности Совета Федерации).

Административный уровень - Правительство Российской Федерации.

Организационно-управленческий уровень – Совет Безопасности Российской Федерации и другие органы управления регионального и муниципального уровня.

Следует отметить, что в последние годы все больше высказывают свое право на непосредственное осуществление гражданского контроля за деятельностью органов управления российские общественные объединения. Их задача состоит в осуществление некоторых форм гражданского контроля в рамках компетенции и легитимности деятельности общественных движений, их некоторых представителей.

Процесс деятельности органов управления осуществляется на основе принципов, которые, с одной стороны, являются методологической основой организационно-управленческой деятельности, а, с другой, - задают ценностно-нормативные ориентиры для его практического осуществления, реализации целей этих субъектов. Тем самым структура органов управления наполняется конкретным содержанием, достигаются объективированные результаты их функционирования, безусловно, при наличии соответствующих условий. На примере некоторых, по нашему мнению, наиболее важных компонентов (политический, законодательный, научный, управленческий, организационный) рассмотрим результаты объективации целей органов управления в ее промежуточные и конечные результаты.

Политический компонент: Цели деятельности органов управления: создание и развитие сил и средств обеспечения национальной безопасности, способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности России, безопасность граждан и других жизненно важных интересов личности, общества и государства. Результаты объективизации целей деятельности органов управления: прогнозирование и оценка политических, морально-психологических, информационных, военных и других угроз, источников опасности; разработка политики государства в области национальной безопасности; обоснование содержания Стратегии национальной безопасности Российской Федерации; укрепление сотрудничества и взаимодействия между органами управления других дружественных государств; совершенствование деятельности СМИ по объективному освещению проблем национальной безопасности.

Законодательный компонент: Цели деятельности органов управления: создание и развитие законодательной базы национальной безопасности, поэтапное осуществление модернизации правовой среды, адекватной обстановке и условиям в этой сфере. Результаты объективизации целей деятельности органов управления: разработка федеральной программы законопроектных работ, проектов нормативных правовых актов по вопросам национальной безопасности России; обеспечение законности решений, принимаемых органами управления всех уровней по вопросам национальной безопасности; недопущение деятельности в сфере национальной безопасности организаций и личностей, преследующих политические или корыстные цели.

Научный компонент: Цели деятельности органов управления: научно-теоретическое и методологическое обеспечение процесса функционирования системы национальной безопасности России. Результаты объективизации целей деятельности органов управления: создание обобщающих научно-теоретических трудов о сущности, содержании и тенденциях развития национальной безопасности; разработка научных форм, методов и способов подготовки и применения сил и средств обеспечения национальной безопасности; выработка и обоснование эффективных управленческих решений по устойчивому и сбалансированному развитию всей системы национальной безопасности Российской Федерации.

Управленческий компонент: Цели деятельности органов управления: оптимизация функционирования системы национальной безопасности России, модернизация ее структуры, позволяющей решить возложенные на нее задачи в изменяющихся условиях внешней и внутренней обстановки. Результаты объективизации целей деятельности органов управления: четкое и своевременное доведение принимаемых решений в сфере национальной безопасности до исполнителей; централизация и децентрализация управления системой национальной безопасности России на определенных уровнях управления; организация каналов обратной информации о состоянии защищенности объектов системы национальной безопасности; коррекция (при необходимости) управленческих решений и воздействий; разработка высокоэффективных автоматизированных систем управления системой национальной безопасности Российской Федерации.

Организационный компонент: Цели деятельности органов управления: приведение всех элементов национальной безопасности в единую систему. Результаты объективизации целей деятельности органов управления: организация взаимодействия органов управления с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в интересах оптимизации процесса функционирования системы национальной безопасности; повышение эффективности административно-правового регулирования ее функционирования; материальное и моральное стимулирование творчества, инициативы, высокого профессионализма субъектов и объектов безопасности, а также сил обеспечения национальной безопасности.

Что касается средств реализации целей органов управления, то они весьма разнообразны. Их можно условно представить четырьмя основными группами:

рационально-теоретические - идеи, концепции, теории, научные положения, программы, методы, формы, способы, приемы научного познания и др.;

эмоционально-психологические – авторитет и имидж органа управления, разнообразные методы и формы его воздействия на объекты управления и др.;

директивно-предписывающие - нормы и требования законов и подзаконных актов, распоряжений, приказов, директив и др.;

информационно-технические - средства связи, компьютерные и автоматизированные системы, программное обеспечение, СМИ, кино, - видео, - аудиоаппаратура и др.

Поскольку для достижения целей пригодны не любые средства, а лишь те, которые соответствуют им как с точки зрения целесообразности, так и допустимости, и оправданности, то согласование целей и средств деятельности органов управления придает системе национальной безопасности целостность, целеустремленность, устойчивость и позволяет достигать эффективных результатов.

5. Как и любой управленческий процесс, функционирование и развитие системы национальной безопасности должно осуществляться не волюнтаристским способом, а быть четко регламентировано. В связи с этим существенное значение для всей системы, с точки зрения ее эффективного функционирования, имеет наличие в ее структуре соответствующей законодательной базы, которая должна служить правовой основой для всех объектов и субъектов системы национальной безопасности. Особенность реализации функций законодательной базы состоит в правовом регулировании их действий с помощью и на основе права. Объектом этого регулирования может быть не только внутренняя сторона их деятельности, но и сфера деятельности всего населения страны. Это объясняется тем, что процесс обеспечения национальной безопасности государства обусловливается не только факторами, протекающими внутри него, но и многими внешними воздействиями, а также характером отношений общества к ним. Поэтому в системе национальной безопасности большую роль играет не только федеральное законодательство, касающееся функционирования системы национальной безопасности, но и правовые нормы, содержащиеся в документах, регламентирующих жизнедеятельность страны в целом. В данном случае речь идет о том, что законодательно устанавливаются порядок планирования, организации и функционирования всех субъектов и объектов, так или иначе входящих в систему национальной безопасности, их права и обязанности. Однако практика обеспечения национальной безопасности показывает, что проблема разработки законодательной базы, в этой сфере на современном этапе, с научной и практической точки зрения, еще глубоко не исследована. Причина заключается в том, что в современных условиях спектр задач национальной безопасности стал значительно шире, и прежде такой задачей в объеме государства органы управления и субъекты системы национальной безопасности не занимались.

6. В национальной безопасности, как и в любой системе, важную роль играют связи, которые представляют собой способы воздействия, взаимодействия или отношения элементов между собой, обусловливающие ее структуру и функционирование во времени и пространстве. Связь в системе национальной безопасности - это выражение совместимости функционирования или развития двух и более элементов ее объекта или двух объектов, а также субъектов. Система национальной безопасности обладает связями различными по своей природе. Среди них различаются информационные связи, связи управления, причинные связи, связи соответствия, взаимодействия, генетические связи, принадлежности, предпочтения, последовательности и др.

Как правило, процессу функционирования системы национальной безопасности предшествует активизация причинных и информационных связей, которые затем включают связи управления, взаимодействия, нормативно-правовые и т.д. Но особо следует выделить связи последовательности и предпочтения, поскольку они помогают отыскать наиболее верное решение по формированию заданного уровня обеспечения национальной безопасности и избрать для этого наиболее эффективные силы и средства. Здесь мы подходим вплотную к понятию обратной связи. Ее важность для функционирования системы национальной безопасности трудно переоценить. Механизм обратной связи обеспечивает устойчивость и равновесие системы в ее взаимодействии со средой воздействия и является всеобщей объективной закономерностью - авторегуляцией уровня безопасности. В процессе функционирования системы национальной безопасности именно обратная связь выступает в качестве механизма учета различий между целью процесса и его результатом, механизм устанавливает равновесие системы, корректируя процесс урегулирования ее состояния. Следует обратить внимание на специфику проявления обратной связи в процессе функционирования системы национальной безопасности, которая выражается в возможности запаздывания реакции и большого временного промежутка между действием и реакцией на него. Причины этого коренятся в сложности взаимодействия субъектов и объектов системы национальной безопасности, что создает одну из самых больших трудностей как в своевременной реакции, так и в оценке эффективности функционирования системы национальной безопасности.

II. Содержательная подсистема. Содержательную подсистему системы национальной безопасности образует деление всей совокупности реальных и потенциальных опасностей и угроз в зависимости от характера их с


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.