Тема 10. Конкуренция в сфере инноваций — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 10. Конкуренция в сфере инноваций

2017-09-10 176
Тема 10. Конкуренция в сфере инноваций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конкуренция в сфере инноваций. Определение радикальной и нерадикальной инновации. Эффект эффективности и эффект замещения. Скорость освоения инновации и имитация инноваций. Паретто – доминируемое и Паретто –доминирующее равновесия. Системы государственного стимулирования исследований и разработок.

 

Раздел 4. Монополия и государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на отраслевых рынках

Тема 11. Монополия и потери общества

Методы оценки чистых потерь общества от монополии. Факторы способствующие увеличению потерь общества от монополии - межотраслевое взаимодействие, эффект дохода, изменение предельной полезности денег, ценовая дискриминация, длительность монопольной власти. Альтернативные издержки монополии. Х- эффективность.

 

Тема 12. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов

Цель проведения государственной отраслевой политики. Типы и инструменты государственной политики по регулированию конкуренции на отраслевых рынках. Методы и задачи государственного регулирования деятельности естественных монополий. Антимонопольная деятельность государства. Разукрупнение монопольных фирм.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Таблица 4.1 - Виды самостоятельной работы студентов

Номер темы дисциплины Вид самостоятельной работы студентов (СРС) Трудоемкость, часов
     
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Изучение теоретического материала  
Подготовка к практическому занятию  
  Итого: в АЧ/ в ЗЕТ 36/ 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Концепции фирмы, классификация фирм.

  1. Самостоятельное изучение теоретического материала по теме « Организационно-правовые формы предприятий и типы их внутренней структуры управления»

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Теория отраслевых рынков: учебное пособие/ Е.Б.Клолбачев [и др.]; Под ред. Е.Б.Колбачев. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2012, 270 с.
  2. Юсупова А.Т. Теория отраслевых рынков: учебное пособие для вузов.- Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005ю209 с.
  3. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник для вузов.- Москва:ИНФРА -М:НФПК,2010,441с
  4. Быков Е.С., Жуланов Е.Е, Левда Н.М. Экономика отрасли: учебное пособие; Пермский государственный технический университет. –Пермь: Изд-во ПГТУ,2008.-422 с.

Дополнительная литература

1. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности: в 2-х т.: Пер. с англ. – 2-ое изд., испр. СПб.: Экономическая школа, 2000

2. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика: Учеб. Для вузов в 2 т./Гальперин В.М., Игнаоьев С.М., Моргунов В.И., ред. В.М. Гальперин. – СПб: Изд-во СПб: Экон.шк. 2003

3. Хэй. Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: в 2 т.: пер. с внгл. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ: Экон.шк..: Высш.к.экон., 1999. Т1

4. Экономика отрасли: Учеб.пособие/Пелих А.С., Джуха В.М., Курицин А.В., ред. А.С. Пелих. – 4-е изд.перераб. и доп. – Ростов- на – Дону: Феникс, 2004. 446 с

  1. Подготовка к практическому занятию по теме: Определение масштабов деятельности фирмы на основе существующих концепций

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Общие положения по выполнению контрольной работы

Выполнение контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков» призвано стимулировать самостоятельную работу студентов по изучению основ теории отраслевых рынков; оно направлено на формирование знаний основных экономических категорий, развитие навыков логического мышления, обобщения и умения делать соответствующие выводы.

Целью выполнения контрольной работы является углубление знаний, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов, закрепление практических навыков по основным темам курса. Ознакомившись с литературой, студент должен проверить свою способность правильно ответить на вопросы, предложенные по каждой теме изучаемой дисциплины.

Каждый студент получает от преподавателя дисциплины свой вариант контрольной работы. Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в той последовательности, которая определена вариантом. Вначале переписывается содержание вопроса, затем дается ответ.

Требования к выполнению контрольной работы

Каждый вариант контрольной работы включает 4 задания:

  • Реферат.
  • Определение категорий. По данному виду задания следует привести наиболее точное определение указанных терминов.
  • Тестовое задание.
  • Задачи, требующие приведения всего хода решения.

Рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата

Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимой профессиональ­ной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью реферата студент может глубже постигать наиболее сложные проблемы дисциплины, учиться лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда.

Реферат является первой ступенью на пути освоения навыков проведения научно-исследовательской работы. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением».

Различают два вида реферата:

- репродуктивный – воспроизводит содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы.

- продуктивный – содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляется в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и в нем сопоставляются различные точки зрения по исследуемой проблеме.

Студент для изложения материала может выбрать любой из рассмотренных видов реферата.

  • Работа с темой реферата

 

Начинать знакомство с темой реферата лучше всего с чтения обобщающих работ по данной проблеме, постепенно переходя к узкоспециальной литературе. При этом следует сразу же составлять библиографические выходные данные (автор, название, место и год издания, издательство, страницы) используемых источников.

На основе анализа прочитанного и просмотренного материала по данной теме следует составить тезисы по основным смысловым блокам, с пометками, собственными суждениями и оценками. Предварительно подобранный в литературных источниках материал может превышать необходимый объем реферата, но его можно использовать для составления плана реферата.

 

  • Формулирование цели и составление плана реферата

Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.

Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Формулирование цели реферата рекомендуется осуществлять при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т. д.

Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно необходимо думать над составлением плана, при этом четко соотносить цель и план работы. Правильно построенный план помогает систематизировать материал и обеспечить последовательность его изложения.

Наиболее традиционной является следующая структура реферата:

Титульный лист.

Оглавление (план, содержание).

Введение.

1. (полное наименование главы).

1.1. (полное название параграфа, пункта);

1.2. (полное название параграфа, пункта).

2. (полное наименование главы). Основная часть

2.1. (полное название параграфа, пункта);

2.2. (полное название параграфа, пункта).

Заключение (выводы).

Библиография (список использованной литературы).

Приложения (по усмотрению автора).

Титульный лист оформляется в принятой в университете форме.

Титульный листрасполагается на отдельном листе без указания «Титульный лист». Элементами информации, помещаемыми на титульном листе, являются:

- полное официальное название учебного заведения;

- тема реферата;

- исполнитель контрольной работы;

- преподаватель;

- место и год выполнения контрольной работы.

Оглавление (план, содержание) включает названия всех глав и параграфов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие их начало в тексте реферата. Наименование и нумерация разделов в содержании должны в точности соответствовать тем, которые содержатся в тексте реферата.

Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи работы, указываются используемые материалы и дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основная часть реферата может быть представлена одной или несколькими главами, которые могут включать 2-3 параграфа (подпункта).

Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому.

Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию главы (параграфа). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т. е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр.

Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатур. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом.

Заключение (выводы). В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме, рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата. Заключение по объему не должно превышать 1,5-2 страниц.

Библиография (список использованной литературы) – здесь указывается реально использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Источники объединяются в группы:

- нормативно-правовые акты;

- учебники, монографии, другие книги;

- статьи, опубликованные в периодической печати;

- электронные источники информации.

В каждой группе источники размещаются в алфавитном порядке.

Приложения. В приложения могут быть помещены вспомогательные материалы, необходимые для полноты контрольной работы, а, именно, графики, таблица, расчеты и т.п.

  • Требования к оформлению реферата

По оформлению реферата предъявляются следующие требования:

- текст представляется в компьютерном исполнении, без стилистических и грамматических ошибок.

- текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через полуторный межстрочный интервал на листах формата А4 (210 х 297 мм). Для набора текста в текстовом редакторе Microsoft Word рекомендуется использовать шрифты: Times New Roma, размер шрифта – 14.

- поля страницы: левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см, верхнее – 2 см. Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см);

- выравнивание текста на листах должно производиться по ширине страницы;

- каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части, заключение и т. д.) начинается с новой страницы;

- заголовки разделов, введение, заключение, библиография набираются прописным полужирным шрифтом;

- не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков;

- после заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится;

- расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала;

- формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все пояснения используемых в них символов;

- иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые приводятся по тексту работы, должны иметь нумерацию;

- ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы;

- все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется внизу в центре страницы;

- титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

- объем реферата в среднем – 20-25 страниц (без учёта приложений);

- в библиографии (списке использованной литературы) должно быть не менее десяти источников;

- если в реферате есть приложения, то они оформляются как продолжение реферата на последующих его страницах. Размещаются приложения в порядке появления в тексте ссылок на них. Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» написанного прописными буквами, и порядкового номера приложения. Каждое приложение должно иметь заголовок. Каждое приложение с указанием его номера (без названия) заносится в содержание отдельной строкой прописными буквами.

- все структурные части реферата собираются в той же последовательности, как они представлены в структуре.

 

  • Критерии оценки качества реферата преподавателем

 

Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат оценивается преподавателем по следующим критериям:

- достижение поставленной цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов);

- уровень эрудированности автора по изученной теме (знание автором состояния изучаемой проблематики, цитирование источников, степень использования в работе результатов исследований);

- личные заслуги автора реферата (новые знания, которые получены помимо основной образовательной программы, новизна материала и рассмотренной проблемы, научное значение исследуемого вопроса);

- культура письменного изложения материала (логичность подачи материала, грамотность автора);

- культура оформления материалов работы (соответствие реферата всем стандартным требованиям);

- знания и умения на уровне требований стандарта данной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих понятий и идей;

- степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всестороннее раскрытие темы, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению);

- качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов);

- использование литературных источников.

Объективность оценки реферата преподавателем заключается в определении его положительных и отрицательных сторон, по совокупности которых он окончательно оценивает представленную работу. При положительном заключении реферат допускается к защите, о чем делается запись на титульном листе. При отрицательной оценке реферат возвращается на доработку с последующим представлением на повторную проверку с приложением замечаний, сделанных преподавателем.

Внимание.

- Не допускается сдача скачанных из сети Internet рефератов, поскольку, во-первых, это будет рассматриваться как попытка обмана преподавателя, во-вторых, это приводит к формализации получения знаний, в-третьих, в мировой практике ведется борьба с плагиатом при сдаче рефератов вплоть до отчисления студентов. В подобном случае реферат не принимается к защите и вместо него выдается новая тема.

- Студент, не подготовивший и не защитивший реферат, не может быть допущен к экзамену по дисциплине «Теория отраслевых рынков».

  • Подготовка к защите и порядок защиты реферата

Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).

Порядок защиты реферата:

- краткое сообщение, характеризующее цель и задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения;

- ответы студента на вопросы преподавателя;

- отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.

Советы студенту:

- готовясь к защите реферата, Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Тут же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 15-20 минут и не раскрыть существа вопроса. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации;

- вступление должно быть очень кратким – 1-2 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность);

- целесообразнее вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать;

- рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении;

- строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов;

- не пытайтесь рассказать больше за счет ускорения темпа, но и не мямлите;

- будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям;

- не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны;

- прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать;

- Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу Вы не готовы (это вина не преподавателя, а Ваша).

Пример определения термина

Эффект масштаба – это соотношение между относительным изменением величины затрат факторов производства и относительным изменением объема выпуска продукции. Характер эффекта масштаба может быть различным, так как при увеличении в одинаковой пропорции всех производственных факторов эффективность производства может вырасти, остаться неизменной или снизиться. Соответственно различают: положительный (растущий), постоянный (неизменный) и отрицательный (снижающийся) эффекты масштаба.

Пример решения задачи

Задача. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста имеет следующий вид: Р = 50 – 10Q, а функция валовых (совокупных) издержек ТС = 5Q2 + 20Q + 5. Определите:

а) объем производства, обеспечивающий монопольной фирме максимальную прибыль (Q*);

б) оптимальную для монополиста цену (Р*).

Решение. Поскольку условием максимизации прибыли является равенство предельных издержек и предельного дохода, определим их величину и приравняем друг к другу.

Предельные издержки выводятся из функции валовых (совокупных издержек):

МС = ТС`(Q) = 10Q + 20.

Предельные доходы выводятся из функции валового (совокупного дохода) и функции спроса:

ТR = Р · Q = (50 – 10 Q) Q = 50Q – 10Q2;

MR = TR`(Q) = 50 – 20Q.

Приравняем полученные функции предельных издержек и предельного дохода и определим величину оптимального объема производства:

10Q + 20 = = 50 – 20Q;

30Q = 30;

Q* = 1 тыс. ед.

Оптимальная цена выводится из функции спроса:

Р = 50 – 10Q = 50 – 10 · 1;

Р* = 40 руб.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.