Кафедра Государственного управления — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кафедра Государственного управления

2017-09-10 350
Кафедра Государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

 
 


Кафедра Государственного управления

И национальной безопасности

Только для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ

Курс: «Проблемы национальной безопасности»

Специальность: «Мировая экономика»

Тема занятия: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

Вид занятия: лекция

Время: 2 учебных часа (80 мин)

 

 

МОСКВА 20102

 

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

 
 


Кафедра Государственного управления

И национальной безопасности

Экз. №1

Только для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ МАГИСТРОВЛЕКЦИИ

Курс: «Проблемы национальной безопасностиУправление персоналом госслужбы»

Специальность: Специальность:: «Мировая экономика»

Тема занятия: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

Вид занятия: лекция

Время: 2 учебных часа (80 мин)

 

 

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

протокол №

от «___» __________20102 г.

 

 

МОСКВА 20102

Целевая установка занятия

 

Дать понятие управления персоналом.

Раскрыть понятие и сущность национальной безопасности.

основное содержание законов и принципов управления.

32. Довести содержание и взаимосвязь видов безопасности. функций и методов управления.

Дать слушателям основные положения по содержанию и принятию управленческих решений.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

Учебные вопросы, основные методические приёмы Распределение времени, мин
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Наименование дисциплины, курса и специальности, цель и задачи курса. Тема лекции, учебные вопросы, цель; связь лекции с предыдущими и последующими занятиями; отчётность, задачи дисциплины. Рекомендуемая литература. Введение в управление персоналом До 10
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.Понятие и сущность национальной безопасности. Основные категории теории управления Сущность управления.Безопасность как категория. Основные этапы Подходы к безопасности как к процесса управленияу и как к состоянию. Законы управления.Особенности современного международного развития, влияющие на категорию и определение безопасности. Принципы управления.Исторический аспект категории безопасности. Определение безопасности из «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и содержание основных Сущность функций управления. Сущность методов управлениясоставляющих элементов этого определения. Основные объекты национальной безопасности. Угрозы и их классификация. 2.Виды безопасности и их взаимосвязь. Управленческие решения Сущность решения и требования, предъявляемые к нему.Негативная и позитивная безопасность. Основные фазы при принятии и организации выполнения управленческих решений. Содержание, взаимосвязь и формы поддержания глобальной, международной, и региональной безопасности. Политическая, экономическая, социальная, информационная и военная безопасность. Основные функции политики обеспечения национальной безопасности.этапов выработки решения. Основные этапы организации выполнения решений. Требования к процессу выработки решения.   До 30     До 35    
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Подведение итогов лекции: напомнить тему и учебные вопросы; обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции; ответить на вопросы; дать рекомендации по самостоятельному изучению вопросов лекции; объявить тему следующего занятия. До 5

Решение указанных проблем позволит повысить эффективность кадрового обеспечения государственной службы, пополнить органы государственного управления и организации высококвалифицированными специалистами, способными эффективно трудиться в условиях современного общества, а также сформировать современную систему управления персоналом государственной службы.

В любой организации важнейшими задачами руководителей являются создание благоприятных условий для выполнения функциональных обязанностей персоналом, а также отбор высокопрофессиональных кадров для замещения вакантных должностей. Решение указанных задач требует знания руководящим составом организации основ управления персоналом, что позволит снизить долю ошибки в принятии кадровых решений. Кроме того, в соответствии с концепцией государственной службы в современных условиях руководителям всех рангов необходимо осуществлять глубокий анализ новых кадровых процессов и отношений, понимать их сущность, содержание и уметь влиять на них.

Понятие «управление персоналом» в управленческой практике появилось сравнительно недавно, но при этом через понятие «персонал» еще в 1888 году в Энциклопедии военных и морских наук под главной редакцией генерал лейтенанта Леера (том 3, С.-Петербург) дается определение понятию «кадры». В дальнейшем понятие «персонал» определяется в «Толковом словаре русского языка» издания 1939-го года (том 3) как «все служащие какого-нибудь учреждения».

Под понятием управления персоналом будем понимать целенаправленную деятельность руководящего состава, определяющую организацию работы с ним со стороны функциональных органов управления на основе кадровой политики и формирующую необходимое поведение персонала организации.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта управленческой деятельности организаций позволяет сформировать главные цели управления персоналом, в первую очередь, обеспечение кадрами, исходя из требований к должности, организация их эффективного использования, обеспечение служебного, профессионального и социального развития.

Управление персоналом – достаточно универсальная, с точки зрения своего распространения и применения, наука. Она охватывает проблематику всех сфер деятельности организаций и, прежде всего, управленческую деятельность. Сегодня в области управления персоналом накоплен определенный опыт и научный материал, разработаны достаточно эффективные методы и теории.

Задачами изучения дисциплины являются:

формирование современного взгляда на проблемы национальной безопасности России и определение особенностей контроля над вооружениями в международных отношениях;

изучение учебных вопросов с позиций системного подхода, исторического анализа, структурно-функционального анализа;

изучение основных международных и национальных механизмов поддержания безопасности и реализации политики в области разоружения и нераспространения ОМУ, их эволюции в системе международных отношений;

Безопасность с момента зарождения человечества является важнейшей потребностью человека. Как философская категория она выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира.

Категория «"ббезопасность"» не абсолютна - – она относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретным объектом (или сферой) человеческой деятельности и окружающего мира.

Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений, является источником кризисов и конфликтов и потому лежит в основе блокирования стран, имеющих совпадающие либо сходные цели в мировой политике. Высшие же интересы международного сообщества, а именно интересы выживания человеческой Ццивилизации, диктуют необходимость формирования различных по масштабу систем безопасности, которые бы отвечали устремлениям если не всех, то большинства субъектов внешнеполитических отношений. Что же следует понимать под безопасностью, а тем более –- ее различными по масштабу системами?

Политологи и специалисты в области международных отношений дают целый ряд определений безопасности применительно к мировому сообществу в целом, государству, обществу, социальной группе или международной организации. Все эти определения могут быть сведены к двум группам.

Первая отождествляет безопасность с неким состоянием (стабильности, защищенности, устойчивости), в то время как вторая сводит безопасность к некоему процессу (готовности реагировать на угрозы, предпринимать меры и т.п.).

Большинство определений безопасности связывают ее с неким состоянием, исключающим или снижающим степень угроз войн и военных конфликтов, кризисных ситуаций в политике и экономике. Сведение безопасности только к исключению или уменьшению военных угроз является не достаточно корректным, так как это не адекватно жизненным тенденциям и реалиям, хотя бы с точки зрения характерных особенностей современного международного развития. Напомню, что таковыми сегодня являются:

исключительная взаимозависимость государств, прежде всего –- экономическая;

революционные изменения в технике и технологии, способные буквально перевернуть миропонимание и обеспечить глобальное превосходство (информационная революция);

рост числа международных организаций (сейчас их уже более 70 тысяч);

бурное развитие интеграционных процессов;

парадигма национальной идеи как инструмента политики, экономики и идеологии;

переход от сугубо военного определения стратегической стабильности к его комплексному пониманию.

Существует более адекватное"продвинутое" современному состоянию мира определение, согласно которогому безопасность (особенно будущая) –- это готовность государства, общества и мирового сообщества в целом адекватно оценить возникающие перемены в природе, обществе, экономике, идеологии, технике и технологии, обеспечив тем самым собственную трансформацию без скачков, потрясений и революций. Это определение трактует безопасность как некий процесс обеспечения «"спокойного"» (иногда называемого устойчивым) развития.

Рассмотрим еще одно встречающееся определение. «"Безопасность мирового сообщества, государства, общества, социальной группы или международной организации - – ээто защищенность их устойчивого существования и прогрессивного развития, предполагающая предупреждение, предотвращение и нейтрализацию опасных (кризисных) состояний, создающих угрозу существованию этих субъектов»".

Как известно, различают негативную и позитивную безопасность. Негативная - это безопасность в смысле Ст.51 Устава ООН, предусматривающая право на самооборону, т.е. - гарантирующая ответные акции в случае агрессии.

Негативная безопасность в международных отношениях (обеспечение парирования угроз преимущественно военными средствами) была основой внешней политики и дипломатии в течение практически всей истории человечества. Последние три десятилетия 20 века привели к практически полной утрате возможностей социально-экономического развития в условиях обеспечения негативной безопасности (на фоне т.н. "паразитического экономического роста за счет создания, производства и продажи оружия"). При этом практически все ее концепции базировалась на достаточности военной и экономической мощи, перманентно проявляющимся в дуализме "действие-противодействие", результатом проявления которого практически всегда и во всем была т.н. "игра с нулевой суммой" - в военной области, в политике или идеологии. Такой инструментарий в те годы хорошо ли, плохо ли, но обеспечивал стабильность в международных отношениях и во внутреннем, и во внешнем ее проявлениях.

Позитивная безопасность более конструктивна - это ликвидация причин кризисных ситуаций или конфликтов, т.е. комплекс превентивных мер обеспечивающих ту самую защищенность, уверенность, стабильность и гарантии будущего.

Термин «"национальная безопасность"» (НБ) американского происхождения, он появился в политическом лексиконе в начале 20 века. В1904 г. в своем послании Конгрессу США президент Теодор Рузвельт оправдывал захват зоны Панамского канала интересами НБ США. В 1947 г. Конгресс США принял закон о НБ, согласно которому был создан Совет НБ, с задачей консультировать президента по вопросам НБ, которая охватывает все аспекты внутренней, внешней и военной политики. Ныне в США в проблемы НБ включаются все жизненно важные интересы страны, общества и граждан.

Вопросы национальной безопасности России имеют тоже хоть и небольшую историю, которая выглядит следующим образом.

В 1991 г. создается Совет безопасности при Президенте СССР, а затем при Президенте России. В 1992 г. принимается закон «"О безопасности"».

В 1996 г. аппаратом Президента РФ разработан проект «"Политики НБ РФ на 1996-2000 г.»."

В последнем документе дано определение «национальной безопасности». Это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Основания для предпочтения данного определения заключаются в том, что оно опирается на ряд ключевых понятий, относящихся как к категориям политологии, так и конституционного и международного права. Это такие понятия, как личность, общество и государство; внутренние и внешние угрозы (в политической, военной, экономической, социальной, информационной, энергетической и экологической областях); конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы), закрепляет основные конституционные права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах, конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права; права́ человека — права, образующие основу правового статуса личности. Составляют ядро конституционного права правовых государств (т.н. Права́ и свободы человека и гражданина). В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — «Всеобщая декларация прав человека ООН». В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства; качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих можно выделить (в значительной мере условно) следующие основные компоненты: уровень здоровья и продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, образ жизни населения; уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения. Это: размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

защищенность, предполагающая возможность гарантированного парирования угроз (путем их предупреждения, предотвращения или нейтрализации); государственный суверенитет – это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права; устойчивое развитие – процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений; оборона – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории.

НБ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних, внешних и трансграничных угроз, а также устойчивого существования и прогрессивное развитие страны.

Основания предпочтительности данного определения заключаются в том, что оно опирается на такие ключевые понятия, как:

жизненно важные интересы;

внутренние, внешние и трансграничные угрозы (в военной, экономической, политической, социальной, информационной и экологической областях);

защищенность, предполагающая возможность гарантированного парирования угроз (путем их предупреждения, предотвращения или нейтрализации);

Потребность – это нужда в чем-либо. Есть биологические и социальные потребности. Высшим уровнем соцпотребностей являются потребности в самореализации и самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. Потребности объективны. Они выражают взаимосвязь субъекта и условий его деятельности и обнаруживают себя в неосознанных влечениях и сознательных мотивах поведения.

Потребности, осознанные обществом, классами, социальными группами и индивидуумами, выступают в качестве их интересов. Осознание интересов носит комплексный характер, включает в себя формы общественного сознания - политическую, правовую и философскую.

Сферы проявления.

Угрозы. Несмотря на изменения, происшедшие в мире за последние годы, в основе современных отношений остаются принципы силового баланса и силового взаимодействия. Хотя необходимо отметить, что возросла роль экономического, научно-технического, информационного и политического аспектов взаимодействия.

Что такое угроза?

Классификация угроз имеет значение при создании и функционировании системы обеспечения НБ. Также большое значение в организации деятельности по обеспечению НБ имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз НБ, отражение человеком этого явления сплошь и рядом не совпадает с реальным положением. Порой искажения в восприятии угрозы могут достигать значительных масштабов. Более того, угроза реально существует, формируется, а субъекты безопасности могут не знать об этом, не осознавать надвигающейся катастрофы.

Классификация угроз по степени субъективного восприятия:

Потребность - это нужда в чем-либо. Есть биологические и социальные потребности. Высшим уровнем соцпотребностей являются потребности в самореализации и самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. Потребности объективны. Они выражают взаимосвязь субъекта и условий его деятельности и обнаруживают себя в неосознанных влечениях и сознательных мотивах поведения.

Потребности, осознанные обществом, классами, социальными группами и индивидуумами, выступают в качестве их интересов. Осознание интересов носит комплексный характер, включает в себя формы общественного сознания - политическую, правовую и философскую.

Угрозы. Несмотря на изменения, происшедшие в мире за последние годы, в основе современных отношений остаются принципы силового баланса и силового взаимодействия. Хотя необходимо отметить, что возросла роль экономического, научно-технического, информационного и политического аспектов взаимодействия.

Классификация угроз имеет значение при создании и функционировании системы обеспечения НБ. Также большое значение в организации деятельности по обеспечению НБ имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз НБ, отражение человеком этого явления сплошь и рядом не совпадает с реальным положением. Порой искажения в восприятии угрозы могут достигать значительных масштабов. Более того, угроза реально существует, формируется, а субъекты безопасности могут не знать об этом, не осознавать надвигающейся катастрофы.

Глобальная безопасность находит свое выражение в форме решения экологических проблем, связанных, среди прочего, и с гонкой вооружений. Многие нынешние военные, политические и экономические конфликты порождаются неспособностью мирового сообщества должным образом использовать окружающую среду и глобальные природные ресурсы. Кроме того, деятельность военных ведомств является одной их серьезных причин возникновения экологических проблем. Международная гонка вооружений, особенно в ядерной области, уже привела к серьезной экологической деградации Планеты.

Международная безопасность - состояние защищенность системы международных отношений от угрозы их дестабилизации, конфронтации, войн, и вооруженных конфликтов. Если сравнивать это определение с определением глобальной безопасности, то мы увидим, что оно в основном ориентировано на предотвращение и парирование угроз военного характера. И это не случайно, поскольку именно эти угрозы способны вызвать наиболее резкую дестабилизацию международной остановки, внести наиболее глубокие и деструктивные изменения в систему современных международных отношений. Хотя экономические, экологические и информационно-идеологические факторы сегодня способны вызвать не менее мрачные угрозы, чем те, которые связаны с военной сферой.

Очередной уровень безопасности - безопасность региональная - состояние защищенности взаимоотношений государств региона, способных вызвать дестабилизацию обстановки, военные кризисы и вооруженные конфликты регионального масштаба. Данное определение по смыслу практически совпадает с определением международной безопасности, отличаясь лишь пространственными масштабами.

Военный аспект региональной безопасности связан с многосторонними усилиями, направленными на прекращение локальной гонки вооружений. Политический аспект региональной безопасности связан с сокращением вмешательства в дела соседних стран данного региона. Региональное торговое сотрудничество является ключевым экономическим фактором, определяющим этот вид безопасности. Перспективы его поддержания связываются с преодолением, в целом, стихийного характера международной политической системы с некоторыми стабильными (двумя или несколькими) центрами власти. Учитывая развитие и распространение оружия массового уничтожения, проблемы региональной безопасности приобретают в этих условиях всеобщий характер, создавая угрозу стратегической стабильности и международному миру.

Вышеприведенные виды безопасности определяются, в первую очередь, действием следующих основных факторов: подходами субъектов международных отношений к соблюдению норм и принципов международного права, их внутренней политикой, а также - военно-политической и экономической ситуацией в регионах и в мире в целом.

Формы поддержания глобальной, международной и региональной безопасности могут быть самыми различными, что обуславливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран-участниц, их ориентацией (политической, военной, экономической и т.д.). Роль соответствующих политических систем, их влияние на решение международных проблем может быть также самой разнообразной и зависеть от "удельного веса" стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением внешнеполитического курса, отвечающего совместным интересам мирового сообщества. Второй учебный вопрос:

Негативная безопасность в международных отношениях (обеспечение парирования угроз преимущественно военными средствами) была основой внешней политики и дипломатии в течение практически всей истории человечества. Последние три десятилетия 20 века привели к практически полной утрате возможностей социально-экономического развития в условиях обеспечения негативной безопасности (на фоне т.н. «паразитического экономического роста за счет создания, производства и продажи оружия»). При этом практически все ее концепции базировалась на достаточности военной и экономической мощи, перманентно проявляющимся в дуализме «действие-противодействие», результатом проявления которого практически всегда и во всем была т.н. «игра с нулевой суммой» – в военной области, в политике или идеологии. Такой инструментарий в те годы хорошо ли, плохо ли, но обеспечивал стабильность в международных отношениях и во внутреннем, и во внешнем ее проявлениях.

Позитивная безопасность более конструктивна – это ликвидация причин кризисных ситуаций или конфликтов, т.е. комплекс превентивных мер обеспечивающих ту самую защищенность, уверенность, стабильность и гарантии будущего.

Глобальная безопасность находит свое выражение в форме решения экологических проблем, связанных, среди прочего, и с гонкой вооружений. Многие нынешние военные, политические и экономические конфликты порождаются неспособностью мирового сообщества должным образом использовать окружающую среду и глобальные природные ресурсы. Кроме того, деятельность военных ведомств является одной их серьезных причин возникновения экологических проблем. Международная гонка вооружений, особенно в ядерной области, уже привела к серьезной экологической деградации Планеты.

Международная безопасность – состояние защищенность системы международных отношений от угрозы их дестабилизации, конфронтации, войн, и вооруженных конфликтов.Если сравнивать это определение с определением глобальной безопасности, то мы увидим, что оно в основном ориентировано на предотвращение и парирование угроз военного характера. И это не случайно, поскольку именно эти угрозы способны вызвать наиболее резкую дестабилизацию международной обстановки, внести наиболее глубокие и деструктивные изменения в систему современных международных отношений. Хотя экономические, экологические и информационно-идеологические факторы сегодня способны вызвать не менее мрачные угрозы, чем те, которые связаны с военной сферой.

Очередной уровень безопасности – безопасность региональная.Это состояние защищенности взаимоотношений государств региона, способных вызвать дестабилизацию обстановки, военные кризисы и вооруженные конфликты регионального масштаба. Данное определение по смыслу практически совпадает с определением международной безопасности, отличаясь лишь пространственными масштабами.

Военный аспект региональной безопасности связан с многосторонними усилиями, направленными на прекращение локальной гонки вооружений. Политический аспект региональной безопасности связан с сокращением вмешательства в дела соседних стран данного региона. Региональное торговое сотрудничество является ключевым экономическим фактором, определяющим этот вид безопасности. Перспективы его поддержания связываются с преодолением, в целом, стихийного характера международной политической системы с некоторыми стабильными (двумя или несколькими) центрами власти. Учитывая развитие и распространение оружия массового уничтожения, проблемы региональной безопасности приобретают в этих условиях всеобщий характер, создавая угрозу стратегической стабильности и международному миру.

Вышеприведенные виды безопасности определяются, в первую очередь, действием следующих основных факторов: подходами субъектов международных отношений к соблюдению норм и принципов международного права, их внутренней политикой, а также – военно-политической и экономической ситуацией в регионах и в мире в целом.

Формы поддержания глобальной, международной и региональной безопасности могут быть самыми различными, что обуславливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран-участниц, их ориентацией (политической, военной, экономической и т.д.). Роль соответствующих политических систем, их влияние на решение международных проблем может быть также самой разнообразной и зависеть от «удельного веса» стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением внешнеполитического курса, отвечающего совместным интересам мирового сообщества.

Рассмотрим еще один аспект классификации видов безопасности по направлениям ее проявления. Это такие виды безопасности, как:

Политическая безопасность

Экономическая безопасность

Социальную безопасность

Информационная безопасность

Военная безопасность

Политическая безопасность – состояние защищенности политической системы, которая гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность, целостность и высокий международный авторитет государства.

Неотъемлемым признаком политической безопасности государства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики. Другими словами суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государственной территории, и независимость в международных отношениях.

Вспомним слова нашего великого соотечественника, историка Николая Михайловича Карамзина: «Безопасность собственная есть высший закон в политике...».

Экономическая безопасность – состояние жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.

Социальную безопасность можно определить как состояние защищенности социальной среды, в которой происходит развития личности, различных групп населения, общества и государства, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.

Информационная безопасность – это состояние защищенности всех сфер общественной жизни, сознания и психики граждан, а также управленческих структур и лиц, принимающих решения от негативного информационного воздействия, недопущения утечки закрытой общественно ценной информации и постоянной готовности к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Военная безопасность – состояние межгосударственных отношений и обороноспособности государства, при котором до минимума сведена вероятность войны и отсутствует необходимость расширенного развития программ вооружения. Военная безопасность содержит внешний и внутренний аспекты. Внешний – отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы извне (наличие современных вооруженных сил, системы коллективной и всеобщей безопасности, вхождение в состав военно-политических союзов и др.). Внутренний – связан с милитаризацией экономики и других сфер общественной жизни, усилением политической роли армии внутри страны. О военной безопасности правомерно говорить при наличии реальных военных угроз национальным интересам. Понятие оборонная безопасность отражает сферу деятельности государства и общества по подготовке к отражению возможных военных угроз. Военная безопасность достигается широким комплексом мер, осуществляемых в политической, экономической, военной, информационной и других сферах деятельности государства.

ДоцентПрофессор

С.Миронов

Анализ и оценка угроз, выработка на основе концептуальных принципов комплекса мер по их локализации и ликвидации – главное предназначение системы обеспечения национальной безопасности многих государств мира.

Говоря о безопасности, различают такие ее виды, как:

· политическая безопасность;

· экономическая безопасность;

· энергетическая безопасность;

· военная безопасность;

· социальную безопасность;

· информационная безопасность;

· продовольственная безопасность;

· экологическая безопасность и др.

В последнее время наблюдается тенденция к расширению толкования безопасности, к комплексному рассмотрению военных, экономических, социальных, информационных, экологических, культурных и всех других аспектов жизнедеятельности человечества. Но при этом следует иметь в виду, что, как бы ни были взаимосвязаны эти сферы, каждая из них имеет свои специфические угрозы, средства противодействия им, собственную логику противостояния угроз и средств защиты от них, инструменты противодействия и закономерности происходящих процессов.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

 
 


Кафедра Государственного управления

И национальной безопасности

Только для преподавателей


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.