Занятие 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества. Философия и мировоззрение — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Занятие 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества. Философия и мировоззрение

2017-09-10 237
Занятие 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества. Философия и мировоззрение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План семинарских занятий.

Занятие 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества. Философия и мировоззрение

План:

  1. Понятие и виды мировоззрения.
  2. Философия – мировоззрение на теоретическом уровне. Структура и функции философии.
  3. Философия и наука.

Вопросы для обсуждения:

  1. Зачем человеку мировоззрение? У всех ли людей есть мировоззрение?
  2. Какие исторические типы мировоззрения Вам известны? Что было исторически первой формой мировоззрения?
  3. Что общего у науки и философии и в чем состоит отличие научного и философского знания?

Занятие 2. Античная философия. Софисты и Сократ

  1. Философские воззрения софистов.
  2. Философия Сократа.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем заключается субъективно-антропологический поворот в философии, осуществленный софистами и Сократом?
  2. Что такое софизм?
  3. В чем заключается сущность майевтики как метода философствования Сократа?
  4. В чем состоит ошибочность этического рационализма Сократа?

Занятие 3. Эллинистическая философия

  1. Понятие и общая характеристика эллинистической философии.
  2. Эпикур и эпикуреизм.
  3. Стоицизм.
  4. Неоплатонизм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите отличительные черты эллинистической философии?
  2. Чем атомистическое учение Эпикура отличается от учения об атомах Демокрита?
  3. В чем сходство и в чем отличие эпикуреизма и стоицизма?
  4. Почему неоплатонизм потерпел поражение в споре с христианством?

Занятие 4. Философия эпохи Возрождения

  1. Возрождение как культурно-историческая эпоха.
  2. Гуманизм эпохи Возрождения.
  3. Натурфилософия эпохи Возрождения. Н. Кузанский. Дж. Бруно
  4. Философско-социологическая мысль Возрождения. Н. Макиавелли. Т. Мор. М. Монтень.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое место занимает эпоха Возрождения в культурно-историческом процессе? Что возрождали в эпоху Возрождения?
  2. Чем гуманизм эпохи Возрождения отличается от античного гуманизма?
  3. Чем отличается натуралистический пантеизм Дж. Бруно от мистического пантеизма Н. Кузанского?
  4. Что нового привнес Н. Макиавелли в философскую мысль?
  5. Есть ли связь между гуманизмом и натурфилософией эпохи Возрождения с рождением социальной утопии Т. Мора?

 

 

Занятие 5. Философия Просвещения

  1. Просвещение как культурно-историческая эпоха.
  2. Французские просветители. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.
  3. Энциклопедисты. Д. Дидро. Д’Аламбер.
  4. Французский механистический материализм. К. Гельвеций. П. Гольбах. Ламетри.
  5. Утопический социализм. А. Сен-Симон. Ш. Фурье.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое деизм? Почему деизм получил распространение в эпоху Просвещения?
  2. Почему Ж.Ж. Руссо называют отцом демократии?
  3. Как разрешить противоречие в высказываниях Вольтера, который призывал «Раздавите гадину», имея в виду церковь, а с другой – утверждал: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»?
  4. Почему материализм К. Гельвеция, П. Гольбаха и Ламетри называют механистическим?

Занятие 6-7. Философия Нового времени

  1. Английский эмпиризм. Т. Гоббс. Дж. Локк.
  2. Европейский рационализм. Б. Спиноза. Лейбниц.
  3. Субъективный идеализм. Дж. Беркли. Д. Юм.

Вопросы для обсуждения:

1. Как эмпиризм Т. Гоббса проявился в его учении о государстве?

2. В чем состоит сущность спора между Гоббсом и Декартом?

3. Как Вы понимаете слова Дж. Локка, что душа человека в момент рождения подобна чистому листу бумаги?

4. В чем состоит рационализм Спинозы и Лейбница?

5. Почему философию Спинозы характеризуют как пантеистический монизм?

6. Чем монады Лейбница отличаются от атомов Демокрита?

 

Занятие 8-9. Философия XIX века

  1. Антропологический материализм Л. Фейерабаха.
  2. Философский иррационализм (А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, С. Кьеркегор).

3. Позитивизм.

  1. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему материализм Фейербаха называют антропологическим?
  2. Почему философское учение А. Шопенгауэра называют «философией пессимизма»?
  3. В чем состоит иррационализм философии Ф. Ницше?
  4. Как Вы понимаете высказывание С. Кьеркегора, что «эстетический человек» живет минутой, «этический» – заботой о будущем, а религиозный – ощущением вечности?

 

Занятие 17. Аксиология

1. Ценности в жизни человека и общества.

2. Понятие и онтологическая природа ценностей.

3. Классификации ценностей. Этические, эстетические и религиозные ценности.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова онтологическая природа ценностей?

2. Какие типы и виды ценностей различают в философии?

3. Какие философы стояли у истоков аксиологии?

Темы докладов и сообщений

1. Роль философии в жизни человека и общества.

2. Мифология и мифологическое мировоззрение.

3. Философия и религия, сходство и различия.

4. Основные идеи древнеиндийской философии.

5. Конфуцианство и его роль для китайского общества.

6. Античная философия и современность.

7. Смысл спора сократиков и софистов.

8. Этический рационализм Сократа.

9. Утопична ли идеальная модель государства Платона?

10. Учение об обществе и этические представления Аристотеля.

11. Образ мудреца и представления о смысле жизни в позднеантичной философии.

12. Философия европейского средневековья: служение или прислуживание богословью?

13. Эстетическое как доминирующий аспект философии Возрождения.

14. Мишель Монтень о добродетелях.

15. Философия Нового Времени о государстве и праве.

16. Философия французского Просвещения XVIIIвека об обществе и человеке.

17. Философия русского Просвещения XVIII века.

18. Философия воли к власти Ф.Ницше.

19. Идея особого пути России: исторические корни и современное понимание.

20. Циолковский о бессмертии.

21. Представления В.С.Соловьева о добре и зле.

22. Философы Русского зарубежья.

23. Выдающиеся представители советской философии.

24. Специфика современного рационализма.

25. Представления о смысле жизни в философии экзистенциализма.

26. Бытие и небытие: философское понимание проблемы.

27. Виртуальное пространство и его место в жизни современного человека.

28. Уникален ли человеческий разум во Вселенной?

29. «Знать» и «понимать»: философский взгляд на проблему.

30. Человеческое мышление и искусственный интеллект.

31. Современная молодежь и наука: новые грани взаимоотношений.

32. «Конец истории» Фукуямы.

33. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

 

Темы эссе

по дисциплине ФИЛОСОФИЯ.

1. Самое меньшее благо в жизни — это богатство; самое большое — мудрость (Лессинг Г. Э.)

2. Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Декарт Р.).

3. Основа всякой мудрости есть терпение (Платон).

4. Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует (Демокрит).

5. Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Толстой Л. Н.).

6. Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания (Джеймс У.).

7. Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет (Белинский В. Г.)

8. Многознайство уму не научит (Гераклит).

9. Лучше терпеть несправедливость, чем ее творить (Сократ).

10. Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе (Марк Аврелий).

11. Когда портится хорошее, оно становится особенно плохим (Аристотель)

12. Наихудшее, чему может научиться молодежь, - легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок (Демокрит)

13. Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой (Демокрит)

14. Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор Самосский).

15. Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть (Пифагор Самосский).

16. Никто не становится хорошим человеком случайно (Платон).

17. Золото пробуют огнем, женщину - золотом, а мужчин – женщиной (Сенека ЛуцийАнней)

18. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны! (Сократ)

19. К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас (Эпиктет).

20. Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, что может быть ближе к глупости? (Эразм Роттердамский)

21. Скупость начинается там, где кончается бедность. (Пьер Абеляр).

22. С сильной любовью не могут ужиться черные подозрения (Пьер Абеляр).

23. То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости (Пьер Абеляр).

24. Добра частица есть во всяком зле, лишь надо мудро извлекать ее (Шекспир).

25. Когда нет радости, тогда надежда на будущую радость - тоже радость (Шекспир).

26. Кто светит, тот и видеть лучше будет (Шекспир).

27. Успех острого слова зависит более от уха слушающего, чем от языка говорящего (Шекспир).

28. У каждого века есть свое средневековье (Станислав Ежи Лец. польский юморист ХХ века).

29. Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием (Бенедикт Спиноза)

30. Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные (Бенедикт Спиноза)

31. Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение (Бенедикт Спиноза)

32.... Чем достойнее человек, тем большему числу людей он сочувствует (Френсис Бэкон).

33. Богатство - хорошая служанка, но негодная любовница (Френсис Бэкон).

34. В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Френсис Бэкон).

35. Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной (Френсис Бэкон).

36. Интеллект - это страсть (Рене Декарт)

37. Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий... (Рене Декарт)

38. Стыд... есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием (Рене Декарт)

План семинарских занятий.

Занятие 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества. Философия и мировоззрение

План:

  1. Понятие и виды мировоззрения.
  2. Философия – мировоззрение на теоретическом уровне. Структура и функции философии.
  3. Философия и наука.

Вопросы для обсуждения:

  1. Зачем человеку мировоззрение? У всех ли людей есть мировоззрение?
  2. Какие исторические типы мировоззрения Вам известны? Что было исторически первой формой мировоззрения?
  3. Что общего у науки и философии и в чем состоит отличие научного и философского знания?

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.