Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-09-10 | 403 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Значительное место в концепции культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры.
В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он выявил два фундаментальных начала европейской культуры – дионисийское и аполлонийское.
Разные полюсы человеческой культуры он отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона.
Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни.
Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций.
Он выражается через стихию звуков, обращается исключительно к слуху, и связан с первичным трагическим переживанием жизни.
Поэтому дионисийское начало воплощается в трагедии и музыке.
Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой.
Аполлонийское начало связано с замещением трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных, пластических искусствах.
Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал началось еще в античности, так как, по мнению Ницше, именно греки в полной мере ощутили трагичность бытия, а также скорбь и восторг, являющиеся первопричиной творчества.
Соединяясь и растворяясь друг в друге, эти два начала должны восстановить давно разорванное единство природы и человека.
Однажды этого удалось добиться в античной трагедии, в которой оба начала проявляют себя в равной степени.
Вновь этого удастся добиться лишь после появления сверхчеловека, который сможет окончательно примирить эти два начала.
Оценивая состояние современной ему европейской культуры, Ницше отмечает, что она находится в состоянии кризиса.
Показателями кризиса Ницше считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже развращенной и неспособной избавиться от позорных наклонностей, а также алкоголизм, который стал привычкой.
|
Свидетельством кризисного состояния европейской культуры, с точки зрения Ницше, также является широкое распространение декадентского искусства, которое служит не духовному возвышению человека, а направлено на подавление его воли.
В перспективе европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того как она достигнет низшей точки в своем развитии, начнется новый подъем и цикл повторится.
1.3. Неокантианство (баденская школа)
Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук о культуре» от «наук о природе».
Они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования.
Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития.
Для естественных наук характерен генерализирующий метод – выделяющий общее в вещах.
Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые нельзя подвести под понятие общего закона.
Для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод – подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.
По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям.
Культура имеет ценностную природу.
Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности – политической, религиозной, моральной, эстетической.
По мнению неокантианцев, ценности – это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной характер.
По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить».
|
Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.
Школа диффузионистов
В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Фридрихом Ратцелем (1844-1904) и Лео Фробениусом (1873-1938).
Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями.
Нерасторжимая связь между человеком и «землей» – основополагающий принцип разработанной им антропогеографии.
В историю науки Ратцель вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма.
Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга».
В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, распространяется по всему миру.
Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.
Диффузионисты о культуре как сочетании творчества и заимствования
Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!