Семинар 1. Культура речи. Орфоэпические нормы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семинар 1. Культура речи. Орфоэпические нормы

2017-09-10 1166
Семинар 1. Культура речи. Орфоэпические нормы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар 1. Культура речи. Орфоэпические нормы

1. Понятие культуры речи

2. Уровни владения культурой речи

3. Критерии хорошей речи

4. Понятие орфоэпических норм.

5. Что такое орфоэпия?

6. Трудности произношения гласных звуков.

7. Произношение согласных звуков.

8. Особенности русского ударения.

9. Нормы ударения.

10. Орфоэпические словари.

Литература

Основная: 1. Дополнительная: 3, 5, 6, 8. Интернет-ресурс: 7,8,10,14.

 

Информация о домашнем задании

Упр. 1. Распределите слова на 2 группы характера произношения согласного перед Е.

Темп, тенденция, бактерия, депо, пионер, де-юре, де-факто шинель, диспансер, сессия, коктейль, деканат, конгресс, отель, секс, сексуальный, музей, патент, штемпель, тема, термо, детектив, эксперт, идентичный, термин, свитер, антитеза, тет-а-тет, теннис, кредо, кофе, лотерея, тембр, тире, шоссе, консенсус, фанера, претензия, термодинамика, Одесса, брЮнет, шатен, критерий, орхидея, тент, кларнет, штемпель.

Произнесите эти слова, пользуясь орфоэпическим словарем.

 

Упр. 2. По приведенным образцам образуйте некоторые формы прилагательного, причастия, глагола. Поставьте ударение.

Образец: весёлый – (они) в Е селы, (он) в Е сел, (оно) в Е село, (она) весел А; вр Е дный – вр Е дны, вр Е ден, вр Е дно, вредн А.

Дешевый, дорогой, молодой, правый (верный, справедливый).

 

Образец: вз Я тый – вз Я ты, вз Я т, вз Я то, взят А.

Начатый, принятый, проданный, созданный.

 

Образец: бр А ть – бр А ли, бр А л, бра А ло, брал А.

Взять, занять, начать, понять.

Попробуйте сформулировать закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.

Запомните существительные с неподвижным ударением. Г О спиталь – г О спитали; гр У нт – гр У нты; кварт А л – кварт А лы; св А т – св А ты; шр И фт – шр И фты.

 

 

Семинар 2. Лексические и фразеологические нормы

1. Минимальная значимая единица языка слово.

2. Понятие лексической нормы.

3. Лексическое значение слова и его особенности.

4. лексическое значение заимствованных слов.

5. Многозначные и однозначные слова, омонимы.

6. Синонимы, антонимы, паронимы.

7. Лексическая сочетаемость слов.

8. Фразеологизмы

Основная: 1. Дополнительная: 3, 5, 6, 8. Интернет-ресурс: 7,8,10,14.

Упр. 1. Объясните различия между приведенными паронимами и составьте предложения с каждым из них.

Факт – фактор, командированный – командировочный, одеть – надеть, абонент – абонемент, выборный – выборочный, отборный – отборочный, неизмеримый – несоизмеримый, будний – будничный, добровольный – добровольческий.

Упр. 2. Составьте правильные сочетания прилагательных и числительных с заключенными в скобках существительными.

Единый, один (момент, миг), карий, коричневый (глаза,

костюм), крепкий, сильный (дружба, впечатление), тяжелый,

тяжкий (рюкзак, наказание), истинный, настоящий, подлинный,

натуральный, заправский (друг,. человек, аметист, документ,

охотник).

 

Упр. 3. По книге Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова…» или по фразеологическому словарю определите значение образных выражений (подумайте, в каких ситуациях их можно использовать):

авгиевы конюшни; альфа и омега; аннибалова клятва; ариаднина нить; аркадская идиллия; аттическая соль; ахиллесова пята; бальзаковский возраст; блудный сын; благорастворение воздухов; бесплодная смоковница; вавилонское столпотворение; воздушные замки; восьмое чудо света; выпить чашу до дна; геркулесов труд; геростратова слава; глас вопиющего в пустыне; гордиев узел; дама с камелиями; дамоклов меч; дары данайцев; демьянова уха; драконовские законы; железная пята; запретный плод; золотое руно; избиение младенцев; каинова печать; калиф на час; каменный гость; квасной патриотизм; кисейная барышня; козел отпущения; колосс на глиняных ногах; краеугольный камень; крокодиловые слезы; лебединая песня; летучий голландец; львиная доля; манна небесная; меньшая братия; перейти Рубикон; пиррова победа; прокрустово ложе; рыцарь печального образа; улыбка авгура; яблоко раздора.

 

Семинар 3. Морфологические нормы.

Особенности употребления имен существительных и прилагательных

 

1. Особенности употребления имен существительных.

2. Употребление форм рода имен существительных.

3.Употребление форм числа имен существительных.

4.Употребление падежных форм имен существительных.

5. Особенности употребления имен прилагательных.

Основная: 1. Дополнительная: 3, 5, 6, 8. Интернет-ресурс: 7,8,10,14.

Семинар 7. Языковые и жанровые особенности

Семинар 1. Культура речи. Орфоэпические нормы

1. Понятие культуры речи

2. Уровни владения культурой речи

3. Критерии хорошей речи

4. Понятие орфоэпических норм.

5. Что такое орфоэпия?

6. Трудности произношения гласных звуков.

7. Произношение согласных звуков.

8. Особенности русского ударения.

9. Нормы ударения.

10. Орфоэпические словари.

Литература

Основная: 1. Дополнительная: 3, 5, 6, 8. Интернет-ресурс: 7,8,10,14.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.