Многообразие форм собственности в рыночной экономике. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Многообразие форм собственности в рыночной экономике.

2017-09-10 253
Многообразие форм собственности в рыночной экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собственность есть историческая категория. В соответствии с характером производственных отношений, присущих конкретному способу производства, различают исторические типы собственности, обладающие совокупностью специфических признаков.

Выделяют различные формы присвоения или формы собственности. К ним относятся: 1) формы индивидуального присвоения; 2) формы коллективного присвоения; 3) формы общественного присвоения.

В рамках той или иной формы могут быть те или иные виды. Так:

1) индивидуальная собственность (личную, частную трудовую, частную капиталистическую);

2) коллективная собственность (товарищества, кооперативную, акционерную, совместное производство);

3)общественная собственность (общегосударственную, муниципальную).

Тема 2.2 Общие типы организации производства:

1)Натуральная и товарная формы хозяйства;

2)Основные категории товарного хозяйства;

3)Теория стоимости и теория предельной полезности.

Натуральная и товарная формы хозяйства. Натуральное хозяйство - это такая система организационно - экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.

Для натурального хозяйства характерны:

1) замкнутость системы организационно-экономических отношений;

2) ручной универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды;

3) прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство - распределение - потребление», то есть созданная продукция распределяется между участниками производства, минуя обмен, и идет в потребление.

Товарное хозяйство - это такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке.

Для товарного хозяйства характерны:

1) открытость системы организационно-экономических отношений;

2) разделение труда и как следствие этого обмен товарами;

3) косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле: «производство-обмен-потребление».

Изготовленная продукция поступает на рынок для обмена на другие изделия и лишь затем попадает в сферу потребления. Рыночный обмен устанавливает экономические связи между производителями и потребителями товаров.

Основные категории товарного хозяйства. Производство товаров существует с периода первобытнообщинного строя до настоящего времени.

Причинами развития товарного производства является:

1) общественное разделение труда;

2) хозяйственное обособление людей.

Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников. При капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором становятся товаром не только результаты труда, но и сама рабочая сила человека.

Элементарной клеточкой товарного хозяйства является товар.

Товар - это созданная трудом общественная полезность, предназначаемая для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

Товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость.

Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных количественных пропорциях.

Пропорция обмена зависит от величины стоимости, воплощенной в товарах. Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость.

Теория стоимости и теория предельной полезности. Трудовая теория стоимости.

Основное содержание трудовой теории стоимости (Уильям Петти, Адам Смит, Давид Риккардо, Карл Маркс) заключается в следующих положениях:

1) разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции;

2)стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества.

Стоимость - воплощенный в товаре общественный труд.

1) сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Различают простой и сложный труд. Сложный труд - это помноженный простой труд. Сведение всех видов сложного труда к определенному количеству простого труда - это редукция труда;

2) труд имеет внутреннее мерило - рабочее время;

3) различают индивидуальное рабочее время (работника, предприятия) и общественно необходимое рабочее время (рыночное). Стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем;

4) общественно необходимое рабочее время - это время, которое затрачивается на изготовление продуктов.

Согласно закону стоимости рыночная стоимость полезных вещей определяется общественно необходимым рабочим временем.

Если трудовая теория стоимости дала объяснение стоимости, исходя из затрат общественного труда, то теория предельной полезности (Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк) дала объяснение стоимости и цены благ (услуг) с позиции экономической психологии потребителя полезных вещей. Основные положения этой теории заключаются в следующем:

1) полезность нельзя отождествлять с собственными свойствами товаров.

Полезность - это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

Ценность (синоним стоимости) блага - это понимание человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния;

2) полезные блага делятся на два вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (воздух);

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них; именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность;

3) человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ.

При этом ценность каждого блага будет зависеть, во-первых, от важности удовлетворения потребности, а во-вторых, от степени ее насыщения;

4) в процессе личного потребления действует закон убывающей полезности.

Степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение;

5) ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

 

Тема 2.3 Деньги:

1) возникновение и сущность денег. Закон денежного обращения;

2) понятие и типы денежных систем;

3) предложение денег. Банковский мультипликатор;

4) спрос на деньги.

Возникновение и сущность денег. Закон денежного обращения. Деньги - особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. Поскольку золото стало общепризнанным воплощением стоимости, оно стало выступать своего рода эталоном - измерителем стоимости всех товаров.

С появлением денег простой товарообмен, совершавшийся по формуле: Т1 - Т2 был замещен обращением по формуле: Т1 - Д - Т2 Деньги превратились в незаменимого и влиятельного посредника в обмене одного блага на другое.

Экономическая роль денег проявляется в их функциях.

Деньги прежде всего осуществляют функцию меры стоимости - измеряют стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, - его цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах).

В функции средства обращенияденежные средства выступают в качестве посредника в обращении, которое совершается по формуле: Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар). В данном случае деньги не задерживаются надолго в руках покупателей и продавцов и переходят из рук в руки, выполняя рассматриваемую функцию мимолетно. Это обстоятельство привело в конечном счете к замене полноценных денег неполноценными.

Если продавец получил за свой товар деньги, но не стал сразу же расходовать их на покупку нужных ему вещей, то процесс обращения прерывается. Тогда деньги начинают выполнять функцию средства образования сокровищ, они накапливаются в качестве представителя богатства вообще. Функцию сокровища выполняют не только золотые монеты, но и слитки, изделия из золота - сам денежный материал во всех его видах.

При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) деньги выполняют функцию платежного средства. Ими расплачиваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погашения задолженности. В такой роли денежные средства используются и вне сферы товарного обращения в случаях, если выплачивается заработная плата, выполняются всякого рода финансовые обязательства (по займам, по налогам, за аренду земли или помещения и т.п.).

В международной торговле осуществляется функция мировых денег, последние стали выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран.

Функцию мировых денег длительное время выполняло золото. На смену золотых монет в ХХ веке пришла искусственная денежная единица.

Отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег:

1) средство образования сокровищ;

2) мировые деньги.

В современных условиях в основном выполняются три функции денег:

1) мера стоимости;

2) средство обращения;

3) средство платежа.

В рыночной экономике с деньгами связаны процессы инфляции. Инфляция (вздутие) - это заполнение сферы обращения сверх действительной потребности национального хозяйства. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте); б) к товарам; в) к иностранным валютам. Вследствие этого в первом случае происходит повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во втором случае растут цены товаров. В третьем случае падает курс национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам.

Понятие и типы денежных систем. Денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения и законодательно установленная государством.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения:

-система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты);

-система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и поэтому кредитные и бумажные деньги могут быть обменены на золото.

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах: наличной и безналичной. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денежных средств.

Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

Предложение денег. Банковский мультипликатор. Предложение денег - это совокупность платежных средств, обращающихся в экономике в данный момент. Деньги выпускаются в обращение государственным казначейством и эмиссионным банком.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемые денежныеагрегаты. К ним обычно относятся следующие:

1) агрегат М-1 - «деньги для сделок» - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги;

2) агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако, они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - позволяют осуществлять накопление денег. Неслучайно их называют «почти деньгами».

Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. Мы также в дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

Каким образом деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком.

Обращение денег в хозяйственном обороте образует денежный рынок. На денежном рынке норма ставки процента, с одной стороны, определяется спросом на деньги и их предложением, а с другой стороны, рынок – это сеть финансовых институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

Спрос на деньги. Спрос на деньги, вытекает из двух функций денег - быть средством обращения и средством сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключениясделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором - оспросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Транзакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления как запланированных, так и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется, главным образом, общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному ВНП.

Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активовопределяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки.

Тема 2.4 Рынок и его законы:

1) рыночное хозяйство как высшая ступень развития товарного производства;

2) сущность и основные элементы рыночного механизма;

3) преимущества и недостатки рыночной экономики;

4) инфраструктура рынка. Трансакционные издержки;

5) виды рынка.

Рыночное хозяйство как высшая ступень развития товарного производства. Рынок является одним из достижений мировой цивилизации.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Рыночные отношения включают:

1) отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

2) обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

3) процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

4) кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

5) процесс функционирования рыночной инфраструктуры, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие элементы.

Рынок функционирует при определенных условиях.

Условия формирования рынка можно разделить на две группы. Первая группа связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

1) реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной);

2) демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию;

3) создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товаров и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования ресурсов. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

К важнейшим функциям относятся:

1) функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены, в результате производство начинает сокращаться;

2) стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

3) функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

4) регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

5) функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Сущность и основные элементы рыночного механизма. Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения.

Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном гео­графическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие: спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение выступает в качестве стимула к применению наиболее экономичных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т д.

Преимущества и недостатки рыночной экономики. Рыночная экономика имеет определенные преимущества, заключающиеся в том, что она:

1) способствует более эффективному распределению и использованию ресурсов;

2) гибко реагирует на изменяющиеся условия производства;

3) обеспечивает свободу выбора и действий как потребителей, так и производителей;

4) способствует созданию условий для внедрения достижений НТР, новых технологий, методов организации и управления производством;

5) нацеливает производителей на удовлетворение потребности людей и повышение качества товаров и услуг.

Рыночной экономике присущи определенные недостатки, заключающиеся в том, что она:

1) не гарантирует получение доходов;

2) не гарантирует полной занятости;

3) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

4) слабо стимулирует внедрение мероприятий по защите окружающей среды;

5) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования.

Инфраструктура рынка. Трансакционные издержки. Инфраструктура экономики в целом различается на:

1) производственную;

2) социально-бытовую;

3) рыночную.

Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей и под отраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в народном хозяйстве. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования общественного производства. При этом различают внешние и общие условия. Внешние условия - это совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают, главным образом, косвенное влияние на развитие общественного производства. Общие условия производства включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое снабжение и систему продвижения товаров; заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции; объекты электроэнергетики.

Социально - бытовая инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности населения. Эта сфера производства услуг и духовных благ. Она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом и связью по обслуживанию населения.

Рыночная инфраструктура - это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их работы, совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.

Виды рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура рынка определяется:

1) формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

2) структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

3) особенностями сферы товарного обращения;

4) уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

5) видами торговли, используемыми в стране.

Рынки можно подразделить по следующим критериям:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки материальных благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы;

2) рынки можно классифицировать по товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров; рынки сырья и материалов и т.д.;

3) образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: внутрирегиональные; межрегиональные; национальные; международные (мировые).;

4) по степени ограничения конкуренции различают: монопольный; олигопольный; межотраслевые рынки;

5) по видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции;

6) с учетом соблюдения законности в экономике рынки делятсяна: легальные, официальные; нелегальные «теневые», «черные» и т д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:

1) рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

- товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;

- рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.;

2) рынки факторов производства. В их состав входят:

- рынки недвижимости;

- орудий труда;

- сырья и материалов;

- энергетических ресурсов;

- полезных ископаемых.;

3) финансовые рынки. Это:

- рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;

- кредитные рынки;

- рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;

- валютно-денежные рынки.;

4) рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.;

5) рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики.

В условиях рынка производство товаров связано с удовлетворением спроса отдельных групп потребителей.

Сегмент рынка - это часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки.

Сегментация рынка - это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.