Тема 3. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 3. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

2017-09-10 226
Тема 3. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Психические новообразования подросткового возраста

Определяющая характер личностного развития особенность подростка - это бурное развитие его самосознания. В подростковом возрасте формируются взаимосвязанные компоненты личности - самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Они выступают в качестве мощного фактора развития личности подростка.

Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Сравнивая себя с окружающими, подросток создаёт собственные идеалы, которые и выступают в качестве программы его собственного самовоспитания. Таким образом, при нормальном развитии личности подростка весьма важно, чтобы его самооценка была бы адекватной, т.е. объективной. Основным условием формирования адекватной самооценки подростка является та оценка его, которую он получает от окружающих. Если эта оценка объективна, то у подростка формируется и объективная самооценка. Если же окружающие подростка люди переоценивают или же недооценивают его, то и самооцен­ка у него формируется неадекватной.

Структурным центром развития личности в этот период у подростка становится потребность быть и считаться взрослым. Заявляя свои права на новое к нему отно­шение со стороны мира взрослых подросток может встретить четыре реакции на свои действия:

- углубление противоречий в конфликтах со взрослыми. Родители продолжают полностью руководить жизнью подростка так же, как и в младшем возрасте, не считаясь с его желаниями. Он же, отстаивая своё право на самостоятельность, протестует в самой различной форме;

- противоречия проявляются эпизодически в силу непоследовательности самой позиции взрослых и постепенно могут быть разрешены при упорстве и настойчивости со стороны подростка;

- противоречия постепенно исчезают по мере развития ребёнка, так как взрослые последовательно осознают изменения в его личности и новые его требования;

- противоречий вообще не возникает, если взрослые выстраивают свои отношения с подростком с учётом закономерностей его взросления.

2. Психология "трудных" подростков.

Результатом нарушений в развитии личности подростков является формирование так называемого феномена "трудности". Выделяются следующие виды направленности "трудных" подростков:

- направленность отсутствует (10%). Подросток не думает о будущем, ему важен сегодняшний день, удовольствия настоящего момента. Сильно поддаётся чужому вниманию, настроение поминутно меняется, критерии положительного и отрицательного не определены, считает хорошим то, что помогает получить удовольствие, а плохим - то, что мешает ему жить, как ему хочется. Мотивы поведения случайны и противоречивы.

- направленность на себя (52%). Ярко проявляется эгоизм, подросток думает только о себе, потом о тех, кто ему близок, дорог, поддерживает отношения с теми, с кем выгодно держать связь. С остальными, по его мнению, не следует считаться. Стремиться из любого дела, поручения, извлечь пользу для себя, удовольствия, выдвинуться, заслужить награду. Мотивы построены на выгоде для себя. Критерии положительного и отрицательного вытекают из эгоистического представления о своём превосходстве, о пользе для себя.

- направленность носит конфликтный характер (21%). В духовном мире идёт борьба между добром и злом, хорошие и плохие поступки перемежаются. Критерии положительного определены, но не достаточно чётко, критерии отрицательного не определены. Мотивы поведения вытекают из настроения в большей мере, нежели из анализа обстоятельств.

- направленность носит антисоциальный характер (17%). Подросток считает себя особой личностью, прощает себе все недостатки, но нетерпим к недостаткам других, критерии положительного вытекают из завышенной самооценки, критерии отрицательного - из пренебрежительного отношения к сверстникам, родителям, учителям. С коллективным мнением не считается, но стремится взять его под свой контроль.

Негативные проявления психики подростков обусловлены, в основном, негативными влияниями на них окружающих их взрослых. При этом наблюдаются следующие взаимосвязи поведения взрослых и негативных личностных качеств "трудных" подростков, порождаемых этим поведением:

- отрицательный пример взрослых - признание силы кулака, угодничество, неверие в будущее, отрицательный идеал, узость интересов;

- аморальное поведение взрослых - лицемерие, недисциплинированность, своеволие, оправдывание собственных недостатков, уход в себя;

- жестокость в обращении с детьми - хитрость, коварство, мстительность, разочарование в людях, обидчивость;

- излишняя родительская любовь - ложь, ябедничество, капризы, своеволие, са­мовлюблённость;

- равнодушие к ребёнку, чёрвствость окружающих - отчаяние, злость к людям


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.