Тема 1. Общая характеристика младшего школьного возраста — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 1. Общая характеристика младшего школьного возраста

2017-09-10 214
Тема 1. Общая характеристика младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первые месяцы обучения в школе первоклассники проявляют ряд нехарактерных для них особенностей. Сложность учебной деятельности и необычность переживаний вызывают часто тормозную реакцию у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных. Дети бывают неловкими, их двигательные навыки на время ухудшаются, они роняют вещи, задевают предметы и т.п.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения социального опыта. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление.

1. Факторы, влияющие на поведение ученика-первоклассника

Выделяется ряд факторов, влияющих на поведение учащихся в начале обучения:

- к ним относится резкое изменение режима всего дня. Многие дети после занятий в школе предоставлены самим себе, должны сами распределять свое время, что им плохо удается, дезорганизует и утомляет их. Дополнительное утомление создает и то, что с приходом в школу ребёнок все время занимается напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду его день по преимуществу был заполнен увлекательной игрой.

- влияют на ребенка и новые взаимоотношения. Вначале он поглощен только учебой, мало входит в контакт с одноклассниками и некоторое время чувствует себя чужим, а в детском саду в процессе коллективных игр он постоянно вращался со сверстниками.

- вся жизнь в школе связана с личностью учителя, а позиция педагога школы по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада. Отношения с воспитателем были более интимными, он выполнял по отношению к ребенку в какой-то степени функции родителей, а отношения с учителем складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными.

- часто далек бывает для первоклассников и общешкольный коллектив. В нем они чувствуют себя еще беспомощными "малышами", тогда как в детском саду сами опекали малышей, заботились о них. Все это влияет на поведение ребенка.

2. Особенности развития личности ученика младших классов

Как же развивается личность школьника в процессе обучения?

- в основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому первое время пребывания ребенка в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр.

- остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу.

- особо значима для дальнейшего развития личности младшего школьника, как и дошкольника, потребность во внешних впечатлениях. Именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные, в том числе и познавательные потребности: потребность овладевать знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность.

В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения. Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни мотивы возникают в самом процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности. Другие лежат за пределами учебного процесса. Они, в свою очередь делятся на широкие социальные мотивы (хорошо работать, овладеть профессией) и узколичные. В них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку).

Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность в общении удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет взаимоотношения младших школьников. Учебная деятельность, будучи индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных связей и взаимоотношений.

На 2-3 году обучения отношение школьника к коллективу класса меняется. Личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, вместе участвуют в общественной жизни.

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте лежат в основе кон­тактных дружеских группировок, так называемых "малых групп". Часто эти малые группы и сложившиеся в них отношения становятся для дошкольника более значимыми, чем специальные уставные организации и коллективы. В малых группах, как правило, есть свои лидеры. У них складываются свои нормы поведения, свои интересы.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.