Тема 3. Становление самосознания дошкольника — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 3. Становление самосознания дошкольника

2017-09-10 651
Тема 3. Становление самосознания дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребёнок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели среднего и младшего дошкольного возраста.

Сравнение самооценки дошкольников в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень её объективности ("переоценка", "адекватная оценка", "недооценка"). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью её результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребёнка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить своё положение в системе личных отношений.

Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными, как показали исследования В.А.Горбачевой, Р.Б.Стеркиной, для формирования динамической самооценки у старших дошкольников являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч и в классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Усвоение нравственных норм происходит на основе его ориентации на других людей, особенно на взрослых. Образцы поведения, которым следует ребенок, вначале воплощаются в образе конкретного человека - папы, мамы, дедушки и т.д., а затем становятся более обобщенными и отвлеченными.

Особенности самосознания детей шестилетнего возраста

В формировании самосознания у ребёнка особое значение имеет шестой год жиз­ни. Л.С.Выготский, исследуя характерные черты этого возраста, отмечал, что ребёнка, находящегося в преддверии школьного обучения, отличает прежде всего утрата детской непосредственности, возникновение сознательного отношения к самому себе, к своим действиям и поступкам. Это означает, что появляются новые, высшие формы регуляции действий. Важнейший личностный смысл для ребёнка приобретает предстоящая ему учебная деятельность.

Уровень развития самосознания детей этого возраста определяется, по Д.Б.Эльконину, социальной зрелостью ребёнка, той степенью ответственности, которую он принимает на себя за свои действия и поступки.

ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Требования к детям, поступающим в школу.

Содержание психологической готовности определяется той системой требований, которые предъявляет к детям школа. Связаны они с изменением социальной позиции ребёнка, с тем новым местом, которое он стал занимать в обществе с поступлением в школу, а также со спецификой учебной деятельности. От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.

При переходе к школьному возрасту появляются высокоопосредованные формы регуляции деятельности, которые опираются на социально заданные нормы, социально выработанные способы действий. Психологическая готовность к школе включает в себя и готовность к принятию этих норм и способов действия. Старший дошкольник должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоциональ­но-этической; он должен быть готов к социальной позиции школьника.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.