Творческие методы» в архитектурно-градостроительных социологических исследованиях — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Творческие методы» в архитектурно-градостроительных социологических исследованиях

2017-09-10 604
Творческие методы» в архитектурно-градостроительных социологических исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К новым творческим методам исследования представлений человека о городской среде, возникших в 1960-х гг. за рубежом и применяемых сегодня в отечественных исследованиях, относят: метод когнитивного (познавательного) картографирования (К.Линч, 1960; В.Л.Глазычев, 1995); метод анализа детских рисунков (Ф.Лэдд, 1977; В.Л.Глазычев, 1995); карты поведения (А.В.Степанов, 1993); различные формы «диалога», «информирования населения», «вовлечения»; метод ранжирования мест, метод стандартного описания мест, метод семантического дифференциала и другие [4].

Приемы и формы творческих методов в работе архитектора имеют место в зарубежной практике, однако методика включения таких технологий в практический процесс проектирования и реконструкции в России ещё только складывается (Р.Грац, Н.Вэйтс, В.Л.Глазычев, Е.А.Ахмедова, Е.В.Ещина и др.).

Автором учебного пособия предложены научно-методические разработки по составлению локальных программ предпроектного анализа жилой среды на основе традиционных методов и идей социально – демократического соучастия, для взаимодействия архитектора и населения в различных типах территориально-пространственных сообществ, общностей, соседствах.

Это комплекс практических программ, в который вошли ряд экспериментальных творческих методов и приемов:

1. Программа «Школа». Применялись методы: «Домашнее задание», «Студия», «Анализ детских рисунков», «Выставка-семинар», «Анкеты-плакаты», «Открытая выставка», «Предпочтения».

2. Программа «Кондоминиум». Применялись методы: «Диалог», «Интервью», «Круглый стол».

3. Программа «Мои соседи». Применялись методы: «Фотофиксация, «Ролевая игра», «Газетное приложение», «Сайт».

Восприятие и реальная оценка качества среды проживания горожанами и специалистами – архитекторами не совпадают полностью:

- специалист смотрит на город по схеме «сверху – вниз», от генерального плана к масштабу квартала, от сообщества города к соседству; оценивает среду «в целом», обобщая картину и выделяя основные «глобальные» проблемы реконструкции среды города;

- житель городского территориального сообщества, общности, соседства первоначально, видит и оценивает «мелкие» проблемы окружающей среды обитания, которые волнуют его гораздо больше; их решение он и ставит на первое место, исходя из собственных интересов и представлений.

Программы соучастия предполагали различия в методиках, но были объединены едиными целями архитектурно-градостроительных социальных исследований:

- найти пути к взаимодействию с населением городских территориальных сообществ с целью объединить усилия архитектора и жителей города в создании качественной жилой среды;

- выявить характерные положительные и отрицательные особенности состояния качества среды проживания в исследуемых территориальных сообществах с позиций населения.

Теоретические и практические разработки, полный объем материалов комплекса творческих программ собраны и представлены в монографии Е.В.Ещиной «Социально-демократические методы соучастия в градорегулирующей деятельности архитектора (на примере г.Пензы)».

В рамках учебного процесса необходимо овладеть знаниями основных творческих методов сбора социальной информации в архитектурно-градостроительных исследованиях [3, 85].

а) Метод «Выставка-семинар»

Данный метод:

- является хорошим началом привлечения общественности к обсуждению архитектурно-градостроительной проблемы со специалистами;

- возможность объявить о первых результатах исследований, выявленных в ходе работы;

- возможность прокомментировать основные цели и задачи программы, ответить на вопросы жителей;

- занимает минимум средств (канцелярские принадлежности, бумага, предоставленное заинтересованной стороной помещение);

- это хорошая возможность выявить активных участников для последующей организации более длительного диалога профессионалов и жителей городского территориального сообщества;

- постановка задач дальнейшего взаимодействия архитектора и населения.

- возможность приобрести ценный опыт по взаимодействию архитектора и общественности в обсуждении проблем, предложений по реконструкции и проектированию жилой среды.

Выставка-семинар открывается демонстрацией лучших рисунков и сочинений этапа «Домашнее задание», графическими эскиз – идеями детской студии «Архитектуры и дизайна», эскиз – идеями студенчества. На всеобщее обозрение выносятся основные проблемы, выявленные в ходе анкетирования, представленные в форме «Анкет – плакатов» и листов «Предпочтения», для организации «быстрых опросов» в течении семинара.

Графический материал, как основа в организации «Выставки-семинара», первые итоги опроса родителей, грамотно поданные специалистом в архитектуре и градостроительстве становятся серьезным аргументом при обсуждении проблем территориального сообщества с городской общественностью.

Весь процесс работы выстраивается по четкому методологическому плану, предложенному инициаторами исследования, в ходе серьёзной подготовки. К научному архитектурно-градостроительному социологическому исследованию привлекаются студенты. Для них подобный эксперимент являлся серьезной практикой в социальном проектировании. Четкость в постановке задач, организации и хода «Выставки-семинара» влияет на общее впечатление от происходящего.

Основные этапы Метода «Выставка»:

1. Формирование и монтаж выставки, графическими методами демонстрирующей основные проблемы городского территориального сообщества, выявленные в ходе предшествующего исследования: лучшие рисунки; сочинения; графические эскизы – идеи участников исследования.

* Подготовка к выставке материалов исследований:

1) этапа «Дети»: урок «Мой город», «Дом в котором я живу» (анкеты «Дети»); конкурс «Домашнее задание» (анализ детских рисунков, сочинений);

2) этапа «Взрослые»: метод вовлечения «Домашнее задание» (анкеты «Взрослые»);

3) этапа работы архитектора: фотосессия натурных обследований, картирование, эскизирование.

2. Разработка информационных листов, отражающих цели и задачи «Выставки-семинара», основные проблемы территориально-пространственного сообщества по результатам предварительного иследования.

3. Формирование и разработка «Анкет – плакатов» и листов «Предпочтения», для организации «быстрых опросов». (в т.ч., в ходе семинара).

4. Приглашение представителей территориально-пространственного сообщества на выставку методами «Информирования»: разработка пригласительных билетов для городской общественности.

5. Открытие выставки.

6. Открытие семинара.

Основные этапы Метода «Семинар»:

1. Семинар проходит в помещении зала-выставки (в течение 1-4 часов)

2. Вступительное слово:

- представление участников (Ф.И.О. присутствующих; организация);

- постановка рассматриваемых вопросов;

3. Выступления.

Основные принципы:

- краткие комментарии представленного наглядного материала.

- акцентирование внимания на необходимые аргументы;

- знакомство с опытом других, с использованием фрагментов показательных работ;

- быть конкретным - готовить иллюстрации, т.к. графический материал более понятен;

- выдвигать предложения, эскиз – идеи.

4. Завершающий этап семинара. Использование методов «Предпочтений», «Анкет-плакатов».

- подведение итогов;

- постановка задач к следующему этапу исследований [3, 176-178].

б) Метод «Анкеты - плакаты»

Данный метод применяется в ходе работы «Выставки-семинара». Наглядные плакаты развешиваются по стенам и доступны каждому. Общественность голосует за то, что нравится или не нравится, ставя цветные точки на листах для голосования. Им предоставлена возможность, сделать более детальный комментарий на специально установленных стендах..

 

в) Метод «Предпочтений»

Данный метод предложен как завершающий этап «Выставки-семинара».

1. На графическом листе отображаются основные проблемные ситуации, выявленные в ходе предшествующего исследования. Оформляются и вывешиваются на стене у выхода из зала в форме 2 - 3 таблиц - «Предпочтений».

2. Заслушиваются выступления на «Выставке-семинаре».

3. После завершения официальной части, участникам семинара предлагается заполнить таблицы «Предпочтений» с помощью условных обозначений, расположенных в «карманах» таблиц.

 

Собранные сведения, представленные на выставке и выявленные в ходе семинара, сведенные позже, специалистами архитекторами в показательные схемы и графики, позволяют перейти от социального исследования и предпроектного анализа жилой среды к следующему шагу – поиску совместного решения, выстроенных по мере актуальности, проблем.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.