Учебные программы по учебному предмету — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Учебные программы по учебному предмету

2017-09-10 224
Учебные программы по учебному предмету 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебные программы по учебному предмету

«Химия»

для Х–XI класcов учреждений общего среднего образования

С русским языком обучения и воспитания

(базовый уровень)

 

 


 

ХИМИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание учебного предмета «Химия» ориентировано на освоение учащимися компетенций, необходимых для рациональной деятельности в мире веществ и химических превращений на основе знаний о свойствах важнейших веществ, окружающих человека в повседневной жизни, природе, промышленности, и понимания сути химических превращений. Освоение содержания учебного предмета «Химия» предполагает формирование у учащихся понимания роли химии в решении наиболее актуальных проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке.

Компетентностная составляющая содержания химического образования обеспечивается его направленностью наосвоение учащимися способов деятельности на основе знаний о свойствах важнейших веществ, окружающих человека в повседневной жизни, природе, промышленности, и понимания сути химических превращений.Особенностью изучения на уровне общего среднего образования является и то, что на материале этого учебного предмета у учащихся должна быть воспитана убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, приобретен опыт химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту.

Базовый уровень изучения химии на III ступени общего среднего образования ориентирован на освоение учащимися обязательного минимума содержания химического образования; формирование общей культуры через решение мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач химического образования.

Цель изучения химии на III ступени общего среднего образования — формирование системы химических знаний и опыта их применения, обеспечивающей понимание естественно-научной картины мира, активную адаптацию в социуме и безопасное поведение, готовность к продолжению образования на последующих уровнях и ступенях профессионального образования.

Задачи изучения химии на III ступени общего среднего образования:

• формирование системных химических знаний, создающих основу для непрерывного образования и самообразования на всех этапах обучения и предстоящей профессиональной деятельности;

• формирование и развитие ключевых, общепредметных и предметных компетенций — знаний, умений, способов и опыта деятельности с учетом специфики химии как фундаментальной естественной науки;

• формирование и развитие у учащихся социально значимых общекультурных и личностных ценностных ориентаций, предполагающих рациональное и безопасное использование веществ в повседневной жизни.

Основополагающими при отборе и конструировании содержания учебного предмета «Химия» являются общедидактические принципы научности, доступности, системности и систематичности, историзма, связи обучения с жизнью.

Реализация данных принципов при построении учебного предмета «Химия» на уровне общего среднего образования происходит посредством учета критериев отбора содержания: целостности; научной и практической значимости; соответствия возрастным особенностям учащихся; соответствия внешним условиям социума; соответствия международным стандартам.

Методологической основой отбора и конструирования содержания химического образования на уровне общего среднего образования выступают компетентностный, системно-структурный, интегративный, культурологический и личностно-деятельностный подходы.

Компетентностный подход обеспечивает формирование у учащихся в процессе обучения химии ключевых (определяются общим содержанием образования), общепредметных (относятся к учебным предметам естественно-научного цикла) и предметных (определяются спецификой учебного предмета «Химия») компетенций, а также общекультурной компетентности. При этом особое внимание уделяется формированию у учащихся химических знаний, развитию умений и первоначального опыта творческой деятельности, связанной с химией.

В основе реализации компетентностного подхода в химическом образовании лежат принципы комплексности, преемственности, интегративности, диагностичности и гуманизации.

Cистемно-структурный подход обеспечивает на основе последовательного систематического изучения учебного предмета «Химия» формирование в сознании учащихся систем основных химических понятий, законов, теорий, фактов и методов химической науки. Одновременно он обеспечивает целостность химического образования на разных ступенях общего среднего образования через все организационные формы обучения (урок, факультативное занятие, внеклассная работа), реализуя единые цели, содержание, формы, методы и средства обучения химии в учреждениях общего среднего образования.

Интегративный подход отражает ведущую тенденцию развития современной науки — ее интегративный характер. В химическом образовании на уровне общего среднего образования он предполагает установление внутри- и межпредметных связей как механизмов и средств интеграции. При этом интегративный подход реализуется через вертикальную и горизонтальную интеграции. Вертикальная интеграция обеспечивает преемственность между отдельными разделами и блоками содержания учебного предмета «Химия» через установление внутрипредметных связей. Горизонтальная интеграция осуществляется посредством реализации межпредметных связей химии с другими учебными предметами естественно-научного цикла и математики (внутрицикловая интеграция) и гуманитарного цикла (межцикловая интеграция). В целом интегративный подход способствует формированию у учащихся целостных представлений о химической картине природы как части научной картины мира.

Культурологический подход позволяет рассматривать химическое образование как феномен культуры, а формирование культуры учащихся — как его основную цель. При этом обучение на уровне общего среднего образования должно обеспечить ученика необходимым объемом химических знаний и умений, которые должны войти в багаж каждого образованного человека.

Личностно-деятельностный подход ставит в центр образовательного процесса личность ученика, предполагает создание условий для развития его способностей и возможностей для самореализации, раскрытие индивидуальности личности в процессе выполняемой деятельности. Личностно-деятельностный подход в процессе обучения химии предполагает выполнение таких видов деятельности, которые будут обеспечивать развивающее воздействие на все сферы личности учащихся, способствуя мотивации к изучению химии и повышению качества химического образования на уровне общего среднего образования в целом.

В процессе обучения химии учащиеся выполняют следующие виды учебно-познавательной деятельности:

оперирование химической символикой, терминологией и номенклатурой (химическим языком);

моделирование химических объектов и процессов, а также способов управления ими;

установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей, построение графиков на основе применения химических законов и теорий;

наблюдение и выполнение учебного эксперимента, иллюстрирующего химические процессы и закономерности их возникновения и протекания;

получение, распознавание и доказательство состава вещества на основе реального, виртуального и мысленного эксперимента;

проведение количественных расчетов по химическим формулам и уравнениям;

прогнозирование свойств и способов получения веществ на основе их состава и строения, а также областей практического применения веществ на основе их важнейших свойств;

самостоятельный поиск, оценка и использование химической информации из различных источников (учебная и научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.);

освоение опыта практической деятельности с веществами, которые наиболее часто применяются в повседневной жизни человека, используются в промышленности и сельском хозяйстве.

Настоящая учебная программа по учебному предмету «Химия» предназначена для изучения химии в X–XI классах учреждений общего среднего образования.

Структура учебной программы предполагает изучение органической химии в X классе. Изучение учебного материала начинается с темы «Введение в органическую химию», рассчитанной на формирование необходимых компетенций, направленных на понимание основ теории строения вещества. Дальнейшее рассмотрение учебного материала базируется на сведениях об электронном строении атомов и электронной природе химической связи в молекулах органических соединений. Рассматриваются строение и свойства органических веществ основных классов. Предлагаемая последовательность учебных тем в программе позволяет раскрыть принцип усложнения строения и генетического развития от углеводородов к более сложным органическим соединениям. При изучении курса учащиеся будут знакомиться с зависимостью свойств органических веществ от строения молекул, применением органических соединений в различных сферах жизнедеятельности человека.

Изучение общей и неорганической химии предполагается в XI классе, где изучаются разделы общей химии, посвященные основным понятиям и законам, включая периодический закон; теории химической связи; закономерностям протекания химических реакций; химии растворов. Завершается курс изучением химии элементов.

При изучении курса учащиеся будут знакомиться с зависимостью свойств веществ от их строения, применением химических соединений и их превращений в различных сферах жизнедеятельности человека.

В учебной программе представлены учебные темы и примерное время на их изучение.

В соответствии с принципами компетентностного подхода оценка сформированных компетенций учащихся проводится на основе их знаний, умений и выработанных способов деятельности. В программе имеются разделы «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» для X и XI классов. Поскольку многие элементы содержания с учетом специфики предмета требуют многократного повторения, расширения и развития, требования к результатам учебной деятельности формулируются как по итогам изучения отдельных тем, так и по итогам изучения учебного предмета на протяжении учебного года. На основе этих требований осуществляется контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся, качества усвоения знаний и уровня сформированности компетенций на основе оценивания практических и письменных контрольных работ.

Для каждой темы в программе определены вопросы, подлежащие изучению, типы расчетных задач, указаны перечни демонстраций, лабораторных опытов, темы практических работ. Учителю дается право замены демонстрационных и лабораторных опытов на другие (равноценные), более доступные в условиях данного учреждения образования. По своему усмотрению учитель может увеличить число демонстрационных опытов.

Указанное в программе количество часов, отведенных на изучение учебных тем, является примерным. Оно может быть перераспределено между темами в разумных пределах (2–4 часа). Резервное время учитель использует по своему усмотрению. Кроме того, возможно изменение последовательности изучения вопросов в рамках отдельной учебной темы при соответствующем обосновании таких изменений.

X КЛАСС

Содержание учебного предмета

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 2 ч — резервное время)

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ
ХИМИЮ (9 ч)

Строение атома. Состояние электрона в атоме. Атомная орбиталь. Энергетический уровень и энергетический подуровень. s-, р -орбитали в атоме. Электронные конфигурации атомов элементов первых двух периодов (распределение электронов по орбиталям).

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь.

Особенности электронного строения атома углерода. Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Химическая связь в органических веществах, - и -связи.

Предмет органической химии.

Основные положения теории химического строения органических веществ.

Демонстрации

1. Качественное определение углерода, водорода и галогенов в орга­нических соединениях.

Тема 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (16 ч)

Алканы. Определение класса, особенности пространственного строения. Метан — простейший представитель насыщенных (предельных) углеводородов — алканов. Гомологический ряд и общая формула алканов. Гомологи, гомологическая разность.

Номенклатура ИЮПАК и тривиальные названия алканов. Структурная изомерия алканов — изомерия углеродного скелета. Физические свойства.

Химические свойства: галогенирование (реакция замещения), окисление, термические превращения (крекинг), изомеризация. Получение в промышленности (из природных источников) и в лаборатории (гидрирование соединений с кратными связями). Применение алканов.

Алкены. Определение класса и общая формула алкенов. Особенности пространственного строения. Этилен — простейший представитель ненасыщенных углеводородов — алкенов.

Номенклатура ИЮПАК и тривиальные названия алкенов. Изомерия: структурная (углеродного скелета и положения двойной связи), пространственная (цис-, транс-). Физические свойства.

Химические свойства: окисление (горение, окисление раствором перманганата калия); присоединение водорода, галогенов к алкенам. Присоединение воды и галогеноводородов к этилену. Качественные реакции на двойную связь с растворами брома и перманганата калия. Полимеризация алкенов. Понятия: полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, политетрафторэтилен. Получение алкенов (крекинг алканов, дегидрогалогенирование галогеналканов). Применение алкенов.

Диены. Углеводороды с сопряженными двойными связями.Строение молекул бутадиена-1,3 и 2-метилбутадиена-1,3 (изопрена), их молекулярные и структурные формулы. Физические свойства бутадиена-1,3 и 2-метилбутадиена-1,3.

Химические свойства бутадиена-1,3 и 2-метилбутадиена-1,3: реакция полимеризации.

Получение бутадиена-1,3 и 2-метилбутадиена-1,3 дегидрированием алканов. Применение диеновых углеводородов. Природный (изопреновый) и синтетический (бутадиеновый) каучуки.

Алкины. Определение класса и общая формула алкинов. Особенности пространственного строения. Ацетилен — простейший представитель ненасыщенных углеводородов — алкинов.

Номенклатура ИЮПАК и тривиальные названия алкинов. Структурная изомерия углеродного скелета и положения тройной связи. Физические свойства.

Химические свойства: присоединение водорода, галогенов к алкинам; галогеноводородов, воды к ацетилену; полное окисление. Качественные реакции на тройную связь с растворами брома и перманганата калия. Получение ацетилена из метана и карбида кальция. Применение ацетилена.

Арены. Определение класса и общая формула аренов ряда бензола. Особенности пространственного строения. Бензол — простейший представитель ароматических углеводородов, физические свойства.

Химические свойства бензола: реакции замещения в ароматическом ядре (галогенирование, нитрование), каталитическое гидрирование.

Получение бензола тримеризацией ацетилена, дегидрированием гексана и циклогексана. Другие представители класса (толуол, ксилолы). Применение ароматических соединений.

Взаимосвязь между насыщенными и ненасыщенными углеводородами.

Углеводороды в природе. Нефть и природный газ как источники углеводородов. Состав и физические свойства. Способы переработки нефти: перегонка, термический и каталитический крекинг. Продукты переработки нефти. Охрана окружающей среды от загрязнений при переработке углеводородного сырья и использовании продуктов переработки нефти.

Расчетные задачи

1. Вывод формул органических веществ по общей формуле, отражающей их состав.

2. Установление молекулярных формул органических веществ на основании продуктов их сгорания.

Демонстрации

2. Модели молекул насыщенных и ненасыщенных углеводородов.

3. Образцы пластмасс.

4. Образцы натурального и синтетических каучуков, резины.

5. Получение ацетилена карбидным способом.

6. Отношение ацетилена к водным растворам брома и перманганата калия.

7. Коллекция «Продукты переработки нефти».

Лабораторные опыты

1. Изготовление шаростержневых моделей молекул углеводородов.

Практические работы

1. Получение этилена и изучение его свойств (1 ч).

Тема 4. АЛЬДЕГИДЫ (5 ч)

Альдегиды. Особенности строения. Функциональная альдегидная группа. Определение класса альдегидов.

Насыщенные альдегиды: общая формула; структурная изомерия углеродного скелета.

Номенклатура ИЮПАК и тривиальные названия альдегидов. Физические свойства. Метаналь и этаналь как представители альдегидов, их состав, строение.

Химические свойства: реакции восстановления, окисления до карбо­новых кислот. Качественные реакции на альдегидную группу: «серебряного зеркала» и с гидроксидом меди(II).

Получение альдегидов окислением первичных спиртов. Получение этаналя гидратацией ацетилена. Применение метаналя и этаналя.

Демонстрации

12. Модели молекул альдегидов.

13. Окисление альдегида (реакция «серебряного зеркала»).

Лабораторные опыты

4. Окисление альдегида гидроксидом меди(II).

Расчетные задачи

4. Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Демонстрации

14. Модели молекул карбоновых кислот.

15. Растворимость карбоновых кислот в воде, действие на индикаторы.

16. Отношение олеиновой кислоты к растворам перманганата калия и брома; взаимодействие со щелочью.

Практические работы

2. Сравнение свойств карбоновых и неорганических кислот (1 ч).

Расчетные задачи

5. Определение выхода продукта реакции.

Демонстрации

17. Получение сложного эфира уксусной кислоты.

18. Образцы сложных эфиров, полиэфирных волокон и полимеров.

Лабораторные опыты

5. Исследование свойств жиров (растворимость, доказательство ненасыщенного характера остатков карбоновых кислот).

Тема 7. УГЛЕВОДЫ (8 ч)

Углеводы. Определение класса.Общая формула, строение, классификация углеводов.

Моносахариды. Глюкоза: состав, функциональные группы, строение молекулы. Линейная и циклические - и -формы молекулы глюкозы. Фруктоза — изомер глюкозы. Физические свойства глюкозы и фруктозы.

Химические свойства глюкозы: окисление до глюконовой кислоты, восстановление до шестиатомного спирта сорбита; брожение (спиртовое и молочнокислое). Качественные реакции на глюкозу: «серебряного зеркала» и с гидроксидом меди(II). Нахождение в природе, получение и применение глюкозы.

Дисахариды. Сахароза как представитель дисахаридов, ее состав. Молекулярная формула. Физические свойства. Химические свойства: гидролиз. Получение и применение сахарозы.

Полисахариды. Крахмал — природный полисахарид. Строение молекул крахмала (остатки -глюкозы). Физические свойства.

Химические свойства: гидролиз (ферментативный, кислотный); реакция с иодом (качественная реакция на крахмал).

Значение углеводов как питательных веществ.

Целлюлоза — природный полисахарид. Состав и строение молекул целлюлозы (остатки -глюкозы). Физические свойства.

Химические свойства: горение, гидролиз, взаимодействие с азотной кислотой и уксусным ангидридом с образованием сложных эфиров. Натуральные и искусственные волокна. Применение целлюлозы и ее производных.

Демонстрации

19. Окисление глюкозы (реакция «серебряного зеркала»).

20. Гидролиз сахарозы.

21. Образцы искусственных волокон и тканей.

Лабораторные опыты

6. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).

7. Изучение физических свойств крахмала. Взаимодействие крахмала с иодом.

Практические работы

3. Решение экспериментальных задач (1 ч).

Демонстрации

22. Модели молекул метиламина и этиламина.

23. Денатурация белков.

Лабораторные опыты

8. Свойства белков: денатурация, цветные реакции.

Практические работы

4. Решение экспериментальных задач (1ч).

XI КЛАСС

Содержание учебного предмета

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 2 ч — резервное время)

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ (6 ч)

Основные понятия химии. Атом, молекула, вещество. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений.

Количественные характеристики вещества: масса, количество (химическое количество), молярная масса.

Закон сохранения массы веществ.

Закон постоянства состава вещества.

Закон Авогадро. Молярный объем газа. Относительная плотность газов.

Расчетные задачи

1. Расчет объемных отношений газообразных веществ по химическим уравнениям.

2. Вычисление относительной плотности и молярной массы газов.

Демонстрации

1. Опыты, доказывающие выполнение закона сохранения массы веществ в химических реакциях.

Тема 6. НЕМЕТАЛЛЫ (18 ч)

Химические элементы неметаллы. Положение в периодической системе химических элементов. Строение внешних электронных оболочек атомов неметаллов, валентность, степень окисления в соединениях.

Водород. Водород как химический элемент и простое вещество.Физические свойства.

Химические свойства: взаимодействие с неметаллами, щелочными и щелочно-земельными металлами, оксидами металлов, гидрирование ненасыщенных органических соединений (на примере углеводородов).

Летучие водородные соединения неметаллов элементов А-групп (состав, физические свойства).

Использование водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Галогены. Галогены как химические элементы и простые вещества. Физические свойства простых веществ. Важнейшие природные соединения галогенов.

Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогеноводородных кислот, хлорирование органических соединений (на примере насыщенных и ненасыщенных углеводородов).

Хлороводородная кислота: получение и химические свойства (действие на индикаторы, взаимодействие с металлами; основными и амфотерными оксидами; гидроксидами металлов; солями).

Галогеноводородные кислоты и их соли. Качественные реакции на хлорид-, бромид- и иодид-ионы. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

Элементы VIА-группы: кислород и сера. Кислород и сера как химические элементы и простые вещества. Простые вещества кислорода и серы, аллотропия. Природные соединения кислорода и серы.

Физические свойства кислорода.

Химические свойства кислорода: окисление простых и сложных веществ (металлов, неметаллов, оксида углерода(II), сульфидов железа и цинка, органических соединений). Получение кислорода в лаборатории и промышленности.

Физические свойства серы. Состав и строение молекулы серы. Химические свойства: взаимодействие с кислородом, водородом, металлами.

Применение кислорода и серы.

Водородные соединения кислорода и серы.

Вода. Строение молекулы. Особенности физических свойств, обусловленные водородными связями.

Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами, кислотными и основными оксидами.

Сероводород: строение молекулы, физические свойства, влияние на организм человека.

Кислородные соединения серы.

Оксид серы(IV): физические свойства. Химические свойства: окисление до оксида серы(VI); взаимодействие с водой с образованием сернистой кислоты; взаимодействие с растворами щелочей с образованием сульфитов и гидросульфитов. Применение оксида серы(IV).

Оксид серы(VI), физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с водой с образованием серной кислоты.

Серная кислота как сильная двухосновная кислота. Химические свойства разбавленной серной кислоты: действие на индикаторы; взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, гидроксидами металлов, солями. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты на примере взаимодействия с медью и цинком. Сульфаты: физические и химические свойства.

Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты.

Применение серной кислоты и сульфатов (глауберова соль, сульфат магния, медный купорос).

Элементы VА-группы: азот и фосфор. Азот и фосфор как химические элементы и простые вещества. Физические свойства простых веществ. Аллотропия фосфора (белый и красный фосфор). Химические свойства азота и фосфора: взаимодействие с активными металлами (образование нитридов и фосфидов); взаимодействие с кислородом (образование оксида азота(II), оксидов фосфора(III) и (V)); взаимодействие азота с водородом. Биологическая роль и применение азота и фосфора.

Аммиак. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с кислородом (горение), водой, кислотами. Химическая реакция, лежащая в основе промышленного получения аммиака. Соли аммония. Качественная реакция на ионы аммония. Применение аммиака и солей аммония.

Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты: действие на индикаторы, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, гидроксидами металлов, солями. Окислительные свойства концентрированной и разбавленной азотной кислоты при взаимодействии с медью.

Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения азотной кислоты.

Применение азотной кислоты и нитратов.

Оксиды фосфора(III) и (V), их образование в результате окисления фосфора. Взаимодействие оксида фосфора(V) с водой с образованием фосфорной кислоты; с основными оксидами, щелочами.

Фосфорная кислота: особенности электролитической диссоциации. Химические свойства: действие на индикаторы, взаимодействие с метал­лами, основными оксидами, основаниями, солями, аммиаком. Соли фосфорной кислоты: фосфаты, гидро- и дигидрофосфаты.

Применение фосфорной кислоты и фосфатов.

Важнейшие минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные, комплексные.

Элементы IVА-группы: углерод и кремний. Углерод и кремний как химические элементы и простые вещества. Физические свойства простых веществ. Аллотропия углерода (алмаз, графит, фуллерены). Химические свойства кремния и углерода: взаимодействие с кислородом и металлами.

Применение углерода и кремния.

Оксид углерода(II): физические свойства. Токсичность оксида углерода(II). Химические свойства: взаимодействие с кислородом, оксидами металлов.

Оксид углерода(IV): физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с водой, основными оксидами, щелочами (образование карбонатов и гидрокарбонатов).

Оксиды углерода как загрязнители атмосферного воздуха.

Угольная кислота как неустойчивое соединение. Карбонаты и гидрокарбонаты. Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов.

Химические свойства солей угольной кислоты: взаимодействие с кислотами, термическое разложение.

Качественная реакция на карбонат-ион.

Применение солей угольной кислоты.

Оксид кремния(IV): немолекулярное строение, физические свойства. Химические свойства: взаимодействие со щелочами (в растворах и при сплавлении), основными оксидами (с образованием силикатов).

Кремниевая кислота: получение действием сильных кислот на растворы силикатов; дегидратация при нагревании.

Применение силикатов и карбонатов в производстве строительных материалов (цемент, бетон, стекло).

Демонстрации

13. Образцы различных неметаллов.

14. Получение водорода взаимодействием цинка с соляной кислотой.

15. Природные соединения галогенов.

16. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодид-ионы.

17. Образцы сульфатов.

18. Образцы нитратов.

19. Образцы минеральных удобрений.

20. Модели кристаллических структур графита и алмаза.

21. Реакция взаимодействия карбонатов с кислотами.

22. Превращение гидрокарбоната кальция в карбонат кальция.

Лабораторные опыты

4. Испытание индикатором растворов водородных соединений неметаллов.

5. Исследование химических свойств разбавленного раствора серной кислоты.

6. Обнаружение ионов аммония в растворе.

Практические работы

3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» (1 ч).

Тема 7. МЕТАЛЛЫ (11 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов. Особенности электронного строения атомов металлов.

Распространенность металлов в земной коре.

Физические свойства металлов.

Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, водными растворами солей. Ряд активности металлов.

Общие способы получения металлов.

Электролиз расплавов солей.

Сплавы металлов: чугун, сталь, бронза, латунь, дюралюминий.

Применение металлов и сплавов.

Строение внешних электронных оболочек атомов металлов IА, IIА и IIIА-групп, степени окисления в соединениях.

Характеристика соединений щелочных, щелочно-земельных металлов, магния и алюминия: состав, физические и химические свойства оксидов, гидроксидов, солей.

Важнейшие природные соединения щелочных, щелочно-земельных металлов, магния и алюминия.

Жесткость воды, способы уменьшения жесткости воды.

Биологическая роль и применение важнейших соединений щелочных, щелочно-земельных металлов, магния и алюминия.

Железо. Нахождение в природе, биологическая роль.

Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды, соли.

Качественные реакции на ионы железа(II) и железа(III).

Коррозия железа, методы защиты от коррозии.

Значение металлов В-групп (железо, хром, марганец, медь, цинк) и их соединений.

Демонстрации

23. Коллекция образцов металлов и сплавов.

24. Взаимодействие металлов с водой, кислородом.

25. Получение и окисление гидроксида железа(II).

26. Коррозия железа.

Лабораторные опыты

7. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

8. Обнаружение ионов кальция в растворе.

9. Амфотерные свойства гидроксида алюминия.

Практические работы

4. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» (1 ч).

Экскурсия

Экскурсия (виртуальная экскурсия) на промышленное или сельскохозяйственное предприятие (с учетом особенностей региона).

Учебные программы по учебному предмету

«Химия»

для Х–XI класcов учреждений общего среднего образования


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.