Кафедра нормальной физиологии и медицинской физики — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кафедра нормальной физиологии и медицинской физики

2017-09-10 435
Кафедра нормальной физиологии и медицинской физики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.И. ЕВДОКИМОВА»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ФИЗИКИ

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь № 10

 

к практическим занятиям по темам

 

Физиология висцеральных функций

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Общая редакция: С.С. Перцов, В.П. Дегтярев, Н.Д. Сорокина

Составители: Н.В. Климина, Л.В. Кучерова, А.Ю.Козлов

МОСКВА, МГМСУ 2017

ББК 28.707 р30

Р13

УДК 612.825.1-018 (075.85)

 

Рецензенты: профессор кафедры нормальной физиологии РУДН,

д.м.н. Б.Б. Радыш

заведующий кафедрой нормальной физиологии

Новгородского ГУ, д.м.н. профессор А.В.Котов

 

М 54 С.С. Перцов, В.П. Дегтярев, Н.Д. Сорокина, Н.В. Климина, Л.В. Кучерова, А.Ю.Козлов

 

Рабочая тетрадь №10 к практическим занятиям по курсу «физиология висцеральных функций» – М.: МГМСУ, 2017, 68 с.

 

Рабочая тетрадь № 10 предназначена для подготовки и оформления практических занятий по курсу «физиология висцеральных функций».

 

 

ББК 28.707 р30

 

© МГМСУ, 2017.

© С.С. Перцов, В.П. Дегтярев, Н.Д. Сорокина, Н.В. Климина, Л.В. Кучерова, А.Ю.Козлов

 

 

ПИСЬМО И.П. ПАВЛОВА К МОЛОДЕЖИ

 

Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность.

С самого начала своей работы приучите себя к строгой последова­тельности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем попы­таться взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь – он неиз­бежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать чер­ную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы под­нять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "теории" – пустые потуги.

Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытай­тесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценивали вас, всегда имейте мужество ска­зать себе: я невежда.

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорство­вать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь, что "мое" и что "твое"', но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье – это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от челове­ка. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

Что же говорить о положении молодого ученого у нас? Здесь ведь ясно и так. Кому многое дается, но с него многое спросится. И для моло­дежи, как и для нас, вопрос – чем оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина.

СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

И НОРМ БИОЭТИКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

З А Н Я Т И Е № 1 «» __________ 2017

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Введение в предмет «нормальная физиология» и в раздел «Физиология висцеральных функций»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Предмет физиология. Связь физиологии с другими естественными и медицинскими науками.

2. Понятие о внутренней среде организма и гомеостазе.

3. Понятие о функции, уровни и механизмы её регуляции.

4. Понятие о регуляции функций. Виды регуляций физиологических функций (механическая, нервная, гуморальная, нейро-гуморальная). Аналитический и системный подходы в изучении физиологических процессов и функций.

5. Принцип саморегуляции гомеостатических констант организма. Учение о функциональных системах.

Литература для подготовки к занятиям приведена

В конце рабочей тетради

Пищеварение в желудке

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Пищеварение, его значение. Пищеварительный конвейер, особенности его организации и функционирования.

2. Общие принципы нейро-гуморальной регуляции функций пищеварительного конвейера.

3. Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.

4. Механизмы голода и насыщения.

5. Функциональная система поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови и анализ ее компонентов.

6. Роль и значение пищеварения в полости рта в функциональной системе питания.

7. Понятие мастикациографии и мастикациограммы. Фазы мастикациограммы и принципы анализа.

8. Особенности мастикациограммы при жевании пищи различной консистенции.

9. Пищеварение в полости рта, его роль и значение. Механическая и обработка пищи в полости рта.

10. Моторный компонент жевания. Биомеханика жевания.

11. Особенности жевательных движений при пережевывании пи­щи различной консистенции.

12. Методы изучения механической функции жевания (электромиография).

13. Секреторный компонент жевания.

14. Слюнные железы. Роль слюнных желез в пищеварительной функции полости рта.

15. Состав и свойства и функции слюны.

16. Приспособительный характер слюноотделения в ответ на поступление в ротовую полость пищевых и отвергаемых веществ.

17. Процесс глотания, его фазы и механизм саморегуляции.

18. Функции желудка. Пищеварение в желудке.

19. Роль желудка в пищеварительном конвейере.

20. Секреторная деятельность желудка. Количество, свойства и состав желудоч­ного сока. Различие секретов пилорических и фундальных желёз желудка.

21. Функции соляной кислоты и других компонентов желудочного сока.

22. Фазы желудочной секреции: сложно-рефлекторная (мозговая), её безусловно­й условно-рефлекторные компоненты; нейрогуморальная, ее желудочный и кишечный компоненты.

23. Влияние нервных (симпатических и парасимпатических) и гуморальных факторов на секреторную функцию же­лудка.

24. Экспериментальное изучение механизмов регуляции секреторной функции желудка.

25. Моторная деятельность желудка.

26. Виды сокращений желудка, механизм их воз­никновения и роль в процессах механической обработки пищи.

27. Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную функ­цию желудка.

 

Питательных веществ в крови

 

 

 

ВЫВОД: (Указать, что является системообразующим фактором в функциональной системе).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Амилолитическое действие слюны на крахмал животных
№ пробирки              
Содер- жание Амилаза Крахмал Буфер рН=7.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=7.0 Ами-лаза Дистиллир.вода Буфер рН=7.0 Дистиллир.вода Крахмал Буфер рН=7.0 Дистиллир. вода Мальтоза Буфер рН=7.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=2.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=9.0
Условия инкубации в термостате Предва-рит. кипячение, 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С
Реактив Бене-дикта. Окраска              
KI Окраска              

ВЫВОД: (Объяснить изменение амилолитической активности слюны в зависимости от pH и воздействия высокой температуры. Отметить, при каких значениях рН наблюдается лучшее переваривание крахмала амилазой).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Нарисовать схемы операций)

 

Изолированные желудочки по:

 

Гейденгайну 2. Павлову

 

На схемах обозначить: 1 - большая кривизна желудка,

2 - малый желудочек,

3 - блуждающий нерв,

4 - кровеносные сосуды и симпатические нервы.

 

С фистулой Басова

 

 

На схемах обозначить: 1 - желудок,

2 - фистула Басова,

3 - концы перерезанного пищевода,

4 - миска с пищей,

5 - кусочки пищи, выпадающие из начального отдела пищевода.

ВЫВОД: (Отметить, какие фазы желудочной секреции позволяют изучать рассмотренные методы самостоятельно или в их сочетании и почему).

 

 

РАБОТА № 4. Исследование переваривающей способности пепсина желудочного сока (выполняется на виртуальной модели)

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить переваривающую способность пепсина в зависимости от рН желудочного сока.

ХОД РАБОТЫ: Пепсин желудочного сока гидолизует белки до мелких фрагментов (пептиды, дипептиды). В эксперименте используется синтетический белок (BAPNA), который является прозрачным и бесцветным. При действии на него пепсина он изменяет цвет на желтый разной интенсивности в зависимости от степени переваривания белка. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Pepsin» (Пепсин). Установить в прибор 6 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них пепсин, белок, кислотно-щелочной буфер, дистиллированную воду. Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 6 пробирок поместить в термостат на 1 час при t=37°C. После инкубации оценить оптические свойства содержимого пробирок в спектрофотометре.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Переваривание белка пепсином
Номер пробирки            
Содержание пробирок Пепсин Белок Буфер рН=2,0 Пепсин Белок Буфер рН=2,0 Пепсин Дистиллированная вода Буфер рН=2,0 Дистиллированная вода Белок Буфер рН=2,0 Пепсин Белок Буфер рН=7,0 Пепсин Белок Буфер рН=9,0
Условия инкубации в термостате Предва-рительное кипячение 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С
Цветность пробирок. Данные спектро-фотометрии            

ВЫВОД: (Объяснить, почему раствор в одних пробирках остается прозрачным, а в других изменил цвет. Отметить, при каких значениях рН происходит наибольшее переваривание белка).

 

Подпись преподавателя -

З А Н Я Т И Е № 3 «» __________ 2017

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Значение и роль пищеварения в двенадцатиперстной кишке.

2. Функции поджелудочной железы. Количество, свойства и состав сока поджелудочной железы. Роль его компонентов в осуществлении пищеварения.

3. Саморегуляция секреции поджелудочной железы.

4. Нервная и гуморальная регуляция панкреатической секреции. Влияние на секрецию поджелудочной железы различных пищевых веществ.

5. Печень – полифункциональный орган.

6. Количество, свойства и состав желчи. Ее функции.

7. Роль желчи в пищеварении. Желчеобразование и желчевыделение, их регуляция.

8. Пищеварение в тонкой кишке. Полостное и пристеночное пищеварение, их взаимосвязь.

9. Моторная деятельность тонкой и толстой кишки.

10. Особенности пищеварения в толстой кишке.

11. Понятие всасывания. Представление о выраженности всасывания веществ в различных отделах пищеварительного тракта.

12. Понятие о сопряженности процессов пищеварения и всасывания.

13. Факторы, влияющие на процесс всасывания веществ в пищеварительном тракте.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

Рисунок распределения капелек масла в каплях воды и желчи

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Активность липазы при переваривании жиров в присутствии желчи
№ пробирки            
Содержание пробирок Липаза Расти-тельное масло Желчь Буфер рН=7,0 Липаза Расттельное масло Дистиллированная вода Буфер рН=7,0 Липаза Дистил-лированная вода Желчь Буфер рН=9,0 Дистиллированная вода Растительное масло Желчь Буфер рН=7,0 Липаза Растительное масло Желчь Буфер рН=2,0 Липаза Растительное масло Желчь Буфер рН=9,0
Инкуба-ция в термостате 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С
Показа-тель рН-метрии            

ВЫВОД: (Объяснить показатели рН-метрии в исследуемых пробирках. Отметить условия, при которых переваривание жиров осуществляется наиболее полно).

 

 

Кишечника

(Видеофильм, «Практикум …», работа № 4.15, с. 139)

Тонкая и толстая кишки обладают автоматией, но гуморальные факторы мо­гут изменять ее выраженность, действуя непосредственно на мышечные волокна и нейроны интрамуральных нервных узлов.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что кишечник обладает автома-тией, и что на ее проявление оказывают влияние гуморальные факторы.

СХЕМА РАБОТЫ

На схеме обозначить:

1. Лягушка

2. Толстая кишка

3. Соединяющая лигатура

4. Писчик

5. Кимограф

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схема кимограммы сокращений толстой кишки лягушки.

 

На кимограмме обозначить сокращения: фоновое (Ф) и под влиянием ацетил­холина (АЦХ), адреналина (А). Стрелки отмечают момент аппликации АЦХ и А.

ВЫВОД: (Описать изменения в моторике кишечника, вызванные действием аце­тилхолина и адреналина).

 

Подпись преподавателя -

 

ЗАНЯТИЕ № 4 «» __________ 2017

ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

Используйте вопросы предшествующих занятий данных разделов.

СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

1. Значение работ И.П. Павлова, лауреата Нобелевской премии 1904 года за разработку проблем физиологии пищеварения, для понимания роли желез пи­щеварительного тракта в осуществлении процесса пищеварения и регуляции их пищеварительной функции.

2. Принципы регуляции деятельности пищеварительного тракта (пищеварительно­го конвейера). Рефлекторные, гуморальные и местные механизмы регуляции, их роль в различных отделах пищеварительного тракта.

3. Механизмы приспособительной секреции пищеварительных желез (слюнных, же­лудочных, поджелудочной, кишечных).

4. Роль двенадцатиперстной кишки в регуляции образования и секреции пищеваритель­ных секретов желудка, поджелудочной железы, печени.

5. Роль полости рта в формировании функциональной системы питания, состоя­ния сенсорного насыщения, регуляции секреторной и моторной функции желу­дочно-кишечного тракта.

6. Запальный желудочный сок, его значение.

7. Физиологическая роль рвотного рефлекса.

8. Гормоны желудочно-кишечного тракта, их классификация.

9. Изменения секреторной и моторной функций пищеварительного тракта, аппе­тита и насыщения при старении.

10. Методы изучения функций органов пищеварения у человека (зондирование, эндоскопия, рентгеноскопия и рентгенография, электрогаст­рография, эндорадиозондирование, ультразвуковое исследование).

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УИ и СРС.

1. Функциональная система, обеспечивающая постоянство питательных веществ в крови.

2. Гормоны желудочно-кишечного тракта, их роль в регуляции деятельности пищеварительной системы.

3. Механизмы регуляции желудочной секреции.

4. Эндо- и экзокринная функция поджелудочной железы, связь между ними.

5. Нервные и гуморальные механизмы внешнесекреторной функции поджелудочной железы.

6. Двенадцатиперстная кишка – центральное звено в регуляции согласованной деятельности желудка, поджелудочной железы, печени.

7. Роль печени в пищеварении. Регуляция образования и выделения желчи.

8. Мембранное пищеварение.

9. Пищеварительный конвейер. Физиологические процессы, лежащие в основе его деятельности.

10. Физиологические механизмы голода и насыщения.

11. Механизмы всасывания веществ в желудочно-кишечном тракте.

12. Использование радиоизотопных методов для изучения про­цессов гидролиза и всасывания питательных веществ.

РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА. Физиология крови.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРЕДМЕТА «Физиология крови»:

1. Усвоить знания, необходимые для принципиального понимания механизмов поддержа­ния постоянства внутренней среды организма; свертывания крови; групповой совместимос­ти крови; кроветворения и его регуляции, иммунитета.

2. Получить представление о лабораторно-клинических методиках исследования крови: определения гемоглобина крови колориметрическим методом; скорости оседания эритроцитов; количества эритроцитов и лейкоцитов; групповой принадлежности крови.

ЗАНЯТИЕ № 5 «» __________ 2017

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

 

1. Понятие о внутренней среде организма и ее компонентах (кровь, лимфа, межкле­точная жидкость).

2. Понятие о крови, системе крови.

3. Количество, состав крови.

4. Функции крови, их общая характеристика.

5. Понятие о физиологических константах. Представление о мягких и жестких конс­тантах. Основные константы крови (количество гемоглобина, вязкость, удельный вес, плотность, гематокрит, форменные элементы, скорость оседания эритроцитов, белки плаз­мы крови и их соотношение, онкотическое давление, кислотно-основное равновесие, соот­ношение О2и СО2, питательные вещества), их величина и функциональное значение.

6. Представление о саморегуляторном принципе механизма поддержания констант кро­ви. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства рН крови.

7. Понятие о гемолизе, его видах и плазмолизе. Понятие об осмотическом давлении крови.

8. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их функции. Понятие об эритро-, лейко- и тромбоцитопоэзе, их нервной и гумораль­ной регуляции.

9. Гемоглобин, его соединения и их функциональное значение.

10. Представление о защитной функции крови и ее проявлениях (фагоцитоз, иммунные реакции, свертывание крови).

11. Представление о системе регуляции агрегатного состояния крови (РАСК), ее функции и компоненты (свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы крови).

12. Понятие о процессе свертывания крови (гемостазе), его значение.

13. Основные факторы, участвующие в процессе свертывания крови (тканевые, плаз­менные, тромбо-, эритро- и лейкоцитарные), их функциональная характеристика.

14. Представление о внешней (тканевой) и внутренней (кровянной) системах сверты­вания крови, фазах свертывания крови, процессах ретракции и фибринолиза.

15. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови.

16. Понятие о первой и второй противосвертывающих системах крови. Представление о принципах их функционирования.

17. Представление о функциональной системе, обеспечивающей поддержание жидкого состояния крови.

18. Группы крови. Разновидности систем групп крови. АВ0-система групп крови. Резус-фактор. Представление о резус-принадлежности крови.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

Величина СОЭ исследуемой крови в пробе 1 - мм/час.

 

Величина СОЭ исследуемой крови в пробе 2 - мм/час.

ВЫВОД: (сравнить полученные данные с нормой).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схема функциональной системы поддержания постоянства

осмотического давления в организме.

ВЫВОД: (Указать, что является системообразующим фактором в данной функциональ­ной системе).

 

 

Работа №3. Определение групп крови и резус- фактора.

(«Практикум…», работа № 3.12, с.91, работа № 3.13, с.95).

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Научиться определять группу крови с использованием цоликлонов.

 

ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать «Blood analysis», эксперимент «Blood Typing». Взять кювету для определения групп крови (Blood Typing slide dispenser) и поместить ее на стол. Добавить кровь из флакона Sample 1 в кювету. Добавить цоликлоны: анти-А, анти-В, анти-Rh в соответствующие ячейки. Тестовые полоски (Stirring Sticks) помещать поочередно в ячейки кюветы: синий цвет - гр. «А»; желтый цвет - гр «В»; белый цвет - Rh — фактор. После использования каждую тестовую полоску убрать в желтый контейнер. Далее кювету с кровью поместить на столик с кнопкой «Light» и нажать кнопку. Отметить наличие реакции агглютинации нажатием negative (-); positive (+). Зарегистрировать данные нажатием «Record data». Убрать кювету с кровью в желтый контейнер. Повторить процедуру с кровью из флакона Sample 2. Перенести результаты опыта в тетрадь.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

(отметить с какими анти-факторами произошла реакция агглютинации: negative (-); positive (+)).

 

пробы с анти-А с анти-В с анти-Rh
       
       

Таблица для определения групповой принадлежности исследуемой

крови в системе АВ0.

Цоликлоны Наличие (+) или отсутствие (-) агглютинации в кап­лях цоликлонов при смешивании их с кровью группы:
I (0) II (A) III (B) IV (AB)
Анти-A - + - +
Анти-B - - + +

 

ВЫВОД: (назовите групповую принадлежность исследованной крови и обоснуйте пра­вильность такого вывода; укажите, для реципиентов с какими группами крови она может быть донорской).

 

СХЕМА РАБОТЫ

Схематический рисунок пробирок (отразить цвет и прозрачность содержимого)

 

I II III

2 мл физ. раствора 2 мл физ. раствора 2 мл дист. воды

и 3 к. крови. 5 к. нашатырного спирта и 3 к. крови.

и 3 к. крови

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(заполнить таблицу)

№ пробирки Характер цвета и прозрачности содержимого пробирки Наличие (+) или отсутствие (-) гемолиза, его вид
I    
II    
III    

ВЫВОД: (описать механизмы полученных видов гемолиза).

 

Подпись преподавателя

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

 

1. Понятие процесса выделения. Его значение для поддержания постоянства парамет­ров внутренней среды организма.

2. Выделительные органы. Представление об их участии в реализации выделительной функции организма. Понятие о главных и второстепенных выделительных органах.

3. Почка – главный выделительный орган, ее общая морфо-функциональная характеристика.

6. Принципиальное строение нефрона, его основных компонентов. Схема кровоснабжения нефрона.

7. Значение воды для организма. Представление о факторах, определяющих распреде­ление и перемещение воды в организме. Понятие выделения.

8. Выделительные и гомеостатические функции почки.

9. Представление об основных положениях фильтрационно-реабсорбционно-секреторной теории образования мочи.

10. Механизм фильтрации крови в почке (клубочковой фильтрации).

11. Понятие первичной (начальной) мочи, её отличие от крови.

12. Понятие реабсорбции, её обязательной (облигатной) и избирательной (факультативной) формах на уровне собирательных трубок и канальциевого аппарата нефронов.

13.Представление об активных и пассивных процессах, лежащих в основе реабсорбции. Понятие пороговых и непороговых веществ.

14. Механизм регуляции процесса фильтрации крови в почке.

15. Механизмы регуляции процесса реабсобции. Роль основных гуморальных факторов: альдостерона и антидиуретического гормона.

16. Представление о процессе секреции в почечных канальцах.

17. Понятие вторичной (конечной) мочи, её отличие от первичной.

18.Представление о невыделительных функциях почек (регуляция объёма жидкости, осмотического давления, кислотно-основного равновесия, количества неорганических и органических веществ, давлния крови, кроветворения).

19. Мочевыводящие органы, их функция. Механизм мочеиспускания, его регуляция.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Радиус приносящего сосуда Радиус выносящего сосуда Давление в мензурке мм рт.ст. Давление в клубочке Клубочковая фильтрация Объём мочи
0,4 0,4        
0,55 0,4        
0,55 0,35        

ВЫВОД: (отметить, как влияет изменение радиуса: а) приносящего и б) выносящего сосудов клубочка на фильтрацию).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

Радиус приносящего сосуда Радиус выносящего сосуда Давление в мензурке, мм рт.ст. Давление в клубочке Клубочковая фильтрация Объём мочи
0,55 0,35        
           

 

ВЫВОД: (отметьте, какое влияние оказывает фильтрационное давление на величину диуреза).

 

 

РАБОТА № 3. Влияние гормонов на процесс мочеобразования. (выполняется на виртуальной модели нефрона). («Практикум …», работа № 4.34, с.174).

Цель работы: Убедиться в том, что объём образованной мочи изменяется под действием гормонов антидиуретического (АДГ) и альдостерона.

ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел Физиология почки (Renal System Physiology) из главного меню, в разделе Experiment - Simulating glomerular filtration. Нажмать «Гормон» (Hormone) в окне Data Sets блока управления данных. Градиент концентрации должен быть равен 1200 мосм. Нажать Start. Записать объем образовавшейся мочи (Record Data). Взять пипетку из флакона с АДГ и поднести к открывшейся крышке над канальцем. Нажать Start. Записать результаты. Повторить эксперимент, используя альдостерон.

Концентрационный градиент Альдостерон АДГ Объём мочи
  - -  
  + -  
  - +  

ВЫВОД: (опишите механизм изменения количества образованной мочи под влиянием АДГ и альдостерона).

 

Подпись преподавателя –

 

ЗАНЯТИЕ № 8 «» __________ 2017

ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

Используйте вопросы предшествующих занятий данных разделов.

СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

1. Представление о влиянии на уровень основного обмена степени функционирования различных желёз внутренней секреции.

2. Понятие питания. Представление о физиологических нормах питания, диетическом и лечебном питании.

3. Понятие биологической полноценности питательных веществ (белков, жиров).

4. Суточная потребность в белке в зависимости от возраста, вида труда, состояния организма. Понятие азотистого равновесия, положительного и отрицательного баланса азота.

5. Суточная потребность в жирах, углеводах, минеральных солях и витаминах.

6. Закон изодинамии питательных веществ (Закон Рубнера), его ограничения.

8. Представление о физиологических основах рационального питания и принципах составления пищевых рационов.

9. Представление об основных видах нарушения обмена веществ в организме.

10. Понятие о гипо- и гипертермии. Представление об условиях, механизмах и значе­нии возникновения этих состояний, возможных неблагоприятных последствиях их чрезмер­ной выраженности.

11. Понятие о коэффициенте очищения.

12. Понятие об инкреторной функции почек (эритропоэтины, простагландины, ренин и др).

13. Представление об основных положениях фильтрационно-реабсорбционно-секреторной теории образования мочи.

14. Представление о выделительной и невыделительных (барьернозащитная, терморе­гуляторная) функциях кожи.

15. Количество, состав, функции и константы крови.

16. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства рН крови.

17. Гемолиз, его виды. Понятие об осмотическом давлении крови.

18. Форменные элементы крови, их функции.

19. Гемоглобин, его соединения и их функциональное значение.

20. Защитные функции крови.

21. Гемостаз. Основные факторы, участвующие в процессе свертывания крови.

22. Противосвертывающие системы крови.

23. Группы крови. АВ0-система групп крови.

24. Резус-фактор. Представление о резус-принадлежности крови.

СХЕМА РАБОТЫ

На схеме обозначить:

1. Сердце.

2. Серфин (крючок).

3. Соединительная лигатура.

4. Рычажок Энгельмана.

5. Штатив.

ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Frog cardiovascular physiology»(физиология сердечно-сосудистой системы лягушки), выбрать эксперимент «Electrical stimulation» (Электрическая стимуляция). На экране осциллографа (справа наверху) регистрируется кардиограмма. Под экраном в левом окошечке показано значение ЧСС, ударов в мин. (heart rate, bpm), в правом – характеристика ЧСС: 1) исходная (heart rate normal), 2) изменение ЧСС (heart rate changing), 3) стабильная (heart rate stable). Зарисовать кривую кардиограммы в протокол.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Кимограмма сокращений сердца (рисунок с монитора)

 

На кимограмме обозначить:

1. Систола предсердий (1А),

желудочка (1Б).

2. Диастола

3. Общая пауза

 

ВЫВОД. (1. Отметить последовательность фаз кардиоцикла лягушки. 2. Рассчитать длительность кардиоцикла при заданной частоте сердечных сокращений).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Кимограмма сокращений сердца (рисунок с монитора)

На кимограмме обозначить:

1. Обычное сокращение.

2. Экстрасистолическое сокращение (экстрасистола).

3. Компенсаторная пауза.

 

Стрелкой обозначить момент начала действия раздражителя.

ВЫВОД. (1. Отметить, какой вид экстрасистолы имеет место в данном опыте. 2. Объяснить механизм возникновения компенсаторной паузы.)

РАБОТА № 3. Влияние раздражения вагосимпатического

СХЕМА РАБОТЫ

На схеме обозначить:

1. Сердце.

2. Раздражающие электро-

ды.

3. Стимулятор.

4. Серфин.

5. Связующая лигатура.

6. Рычажок.

7. Штатив.

ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Frog cardiovascular physiology»(физиология сердечно-сосудистой системы лягушки), выбрать эксперимент «Electrical stimulation» (Электрическая стимуляция). Взять мышью электрод с надписью Vagus nerve stimulation (стимуляция вагуса) и поставить его в гнездо на штативе стимулятора. Установить частоту стимуляции – 40 стимулов в сек. Порядок проведения эксперимента: зафиксировать исходную ЧСС, на стимуляторе нажать клавишу Multiple stimulus (многократная стимуляция), наблюдать уменьшение ЧСС вплоть до остановки сердца. При продолжении стимуляции наблюдается увеличение ЧСС – «ускользание» сердца из-под влияния вагуса до установления стабильного уровня ЧСС - heart rate stable. Отметить, что ЧСС на стабильном уровне ниже, чем исходная. На стимуляторе нажать клавишу Stop stimulus (остановить стимуляцию). Отметить возвращение ЧСС к исходному уровню (heart rate normal). Убрать электрод из стимулятора.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Кимограмма сердечных сокращений до и после

раздражения вагуса (рисунок с монитора).

 

 

На кимограме обозначить:

1. Фоновые сокращения.

2. Опытные сокращения под влиянием возбуждения вагуса.

 

Стрелка вверх – момент начала раздражения вагуса, вниз - момент окончания раздражения.

 

ВЫВОД. ( 1. Отметить характер парасимпатических и симпатических влияний на сердце. 2. Указать причины проявления сначала парасимпатического, а затем симпа­тического влияний при раздражении смешанного вагосимпатического ствола).

СХЕМА РАБОТЫ

На схеме обозначить:

1. Сердце.

2. Серфин.

3. Рычажок.

4. Штатив.

5. Связующая лигатура.

ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Frog cardiovascular physiology»(физиология сердечно-сосудистой системы лягушки), выбрать эксперимент «Modifiers of heart rate » ( влияние гуморальных факторов на частоту сердечных сокращений ). На экране осциллографа регистрируется кардиограмма сердца лягушки. Над осциллографом представлен набор раствором активных веществ. После введения растворов ионов Са++ и К+ стабильного состояния сердца не наступает, ЧСС все время изменяется в течение нескольких мин., пока не прекратится действие раствора. Поэтому в протоколе необходимо фиксировать значения ЧСС (ударов в мин.) - heart rate (bpm). Данные в таблицу (Record Data) не записывать!

а. Влияние ионов Са++ на ЧСС сердца лягушки.

Зафиксировать исходную ЧСС, взять пипетку с раствором Са++ (Calcium ions), поднести к сердцу, нажать «Ввод». Зафиксировать в протоколе изменения ЧСС (heart rate changing). Отметить небольшое увеличение амплитуды сокращения сердца, нажать кнопку начала отмывки препарата раствором Рингера (23 Ringers) и дождаться восстановления исходной ЧСС (heart rate normal).

б. Влияние ионов К+ на ЧСС сердца лягушки.

Зафиксировать исходную ЧСС, взять пипетку с раствором К+ (Potassium ions), поднести к сердцу, нажать «Ввод». Зафиксировать в протоколе изменения ЧСС (heart rate changing). Отметить снижение амплитуды сокращения сердца, нажать кнопку начала отмывки препарата раствором Рингера (23 Ringers) и дождаться восстановления исходной ЧСС (heart rate normal).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Кимограммы сокращений сердца до и после действия на него гумо­ральных факторов – ионов Са++(А), К+(Б), адреналина (В).

 

На каждой из кимограмм

обозначить:

А 1. Фоновые сокращения.

 

Б 2. Начало действия гумо- рального раздражителя.

 

В 3. Опытные(вызванные)

сокращения.

 

ВЫВОД. (Объяснить причины наблюдавшихся в опыте изменений деятельности сердца).

 

 

Подпись преподавателя

ЗАНЯТИЕ № 10 «» __________ 2017

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Периферическое кровообращение. Нейро-гуморальная регуляция сосудистого тонуса. Микроциркуляция.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Понятие системного кровообращения или системной гемодинамики.

2. Функциональная классификация кровеносных сосудов (сосуды котла или упру­го-растяжимые, резистивные или сопротивления, обменные, емкостные или депонирующие, шунтирующие), их морфо-функциональная характеристика


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.252 с.