Онытылмас еллар. / Незабываемые годы. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Онытылмас еллар. / Незабываемые годы.

2017-09-10 2702
Онытылмас еллар. / Незабываемые годы. 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Ознакомление с творчеством автопортретиста Виктора Куделькина, чтение статьи Г. Ахунова «Замандашлар портреты»/ «Портреты современников».

Взаимосвязь музыки и литературы. Изучение песен военных лет: Р. Ахметзянов «Солдатлар»/ «Солдаты», «Герман көе»/ «Германская мелодия».

Жизнь и творчество Ф. Карима. Изучение произведений поэта «Ант»/ «Клятва», «Кыңгыраулы яшел гармун» / «Зеленая гармонь с колокольчиком», «Сибәли дә сибәли» / «Моросит и моросит». Патриотизм в поэзии периода Великой Отечественной войны. Картины природы, их роль в усилении психологизма.

Творчество Т. Миңнуллина. Образ поэта М.Джалиля в драме «Моңлы бер җыр» / «У совести вариантов нет» (отрывок). Память о М.Джалиле. Памятник поэту в Казани и барельеф его соратникам.

Чтение писем военных лет. Военная тематика в литературе разных народов.

Творчество башкирского поэта М. Карима. Память о войне в стихотворении «Билгесез солдат»/ «Неизвестный солдат».

Творчество киргизского писателя Ч. Айтматова. Система образов, проблема смысла жизни человека в повести «Анам кыры»/ «Материнское поле».

Проектная работа «Наши герои». Повторение.

27. Иртә олыгайганнар. / Повзрослевшие рано.

Творчество К. Булатовой. Изображение судьеб детей военных лет в стихотворении «Башым иям»/ «Преклоняю голову» К. Булатовой.

Изображение памяти военных лет в стихотворении «Җиңү көне» / «День победы» Н. Ахмадиева, «Тулганай»/ «Щенок Тулганай» Ф. Сафина. Изображение патриотических чувств в стихотворении «Ватаным»/ «Родина» Р. Валиева.

Повторение. Тест.

28. Әдәбиятта аналар образы. / Образ матерей в литературе.

Жизнь и творчествоШ. Камала. Анализ новеллы «Буранда»/ «В метель». Эмоциональная насыщенность текста: средства и приемы. Особенности композиции.

Творчество И. Салахова. Изображение судеб людей, попавших в сталинские репрессии: отрывок из цикла «Колыма хикәяләре» / «Колымские рассказы»: «Ана тавышы» / «Зов матери».

Жизнь и творчествоС. Хакима. Образ родного края, материнской души в стихотворении «Әнкәй» / «Мамочка», сокровенные пожелания в стихотворении «Җырларымда телим…»/ «Желаю в песнях…». Лиризм и социально-философское осмысление национальных историко-культурных традиций в творчестве поэтов старшего поколения. Стихотворения «Әнкәй» / «Мамочка» Р. Миннуллина, «Су буеннан әнкәй кайтып килә»/«Мама возвращается с реки» М. Галиева.

Жизнь и творчествоШ. Хусаинова.Социально-этическая проблематика в драме «Әни килде» / «Мама приехала» Ш. Хусаинова. Формирование «критического направления» в прозе и драматургии.

Творчество Ф. Садриева. Нравственная проблематика: отрывок из романа «Таң җиле» / «Утренний ветер». Образ Нуриасмы.

Проектная работа «Моя любимая мама».

Повторение.Тест.

Юмор.

Информация о первых сатирических журналах начала ХХ века: «Чикерткә» / «Стрекоза», «Карчыга» / «Коршунь», «Уклар» / «Стрелы» и др. «Стрекоза», «Карчыга» / «Коршунь», «Уклар» / «Стрелы» и др. «Стрекоза», «Карчыга» / «Коршунь», «Уклар» / «Стрелы» и др. Их роль в развитии критической мысли.

Жизнь и творчествоГ. Камала. Конфликт в комедии Г. Камала «Банкрот». Просветительские идеи, комические средства.

Жизнь и творчествоГ. Афзала. Особенности писательской карьеры в рассказе «Юл газабы» / «Страдания в пути». Особенности комического в стихотворении Г. Афзала «Тәвәккәл әби» / «Решительная бабушка».

Пародии и эпиграммы в творчестве З. Нури.

Повторение.Тест.

30. Татар халкының сөеклеләре. / Любимцы татарского народа.

Жизнь и творчествоР. Хариса. Величие души человека, философский подтекст стихотворения «Ике гөл»/ «Два цветка» и поэмы «Гармунчы»/ «Гармонист».

Жизнь и творчествоЗульфата. Лирический герой стихотворений «Шигырем ачык» / «Стихотворение открыто», «Шундый чагы әле җанымның» / «Такое состояние моей души».

Творчество актрисы Г. Кайбицкой. Ее жизненный путь. Образаактрисы в документальной повести «Артистка» / «Актриса» Ф. Аглии.

Творчество Р. Батуллы. Своеобразие образа легендарного танцора Рудольфа Нуриева в произведении «Бию» / «Танец» (отрывок). Тест.

31. Җанлы табигать. / Природа одушевленная.

Жизнь и творчествоА. Халима. Изображение суровых военных лет и судеб детей в повести «Өч аяклы ат» / «Трёхногая кобыла».

Жизнь и творчествоГ. Хасанова. Описание явлений природы в рассказе «Беренче күк күкрәү» / «Первый гром».

Творчество К. Каримова. Реалистическая основа истории в рассказе «Тимергали бабай хикәяте» /«Рассказ Тимергали бабай».

Информация о детском журнале «Ялкын».

Обобщение пройденного материала в 8 классе.

32. Сүз көче. / Сила слова.

Краткое содержание, проблематика, основные герои и художественные особенности дастана «Идегей» (в сокращении).

Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты.

Поэма Кул Гали«Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе» - письменный памятник Булгаро-татарской литературы (XII - первая пол. ХIII вв.) Воспевание мудрости, красоты, величия чувств человека.

Повторение.Тест

33. Урта гасыр татар әдәбиятында мәхәббәт сюжетлары. / Любовные сюжеты в средневековой татарской литературе.

Тюрко-татарская литература: основные представители. Творчество Саифа Сараи.

34. Татар әдәбиятында хатын-кыз образлары. / Женские образы в татарской литературе.

Обзор: поэма Г. Кандалый «Сәхипҗәмалга» / «Сахибзямалу», роман Р. Фахрутдинова «Әсма, яки Гамәл вә җәза» / «Асма, или Деяния и наказание» (отрывок), стихотворение Г. Тукая «Татар кызларына»/ «Татарским девушкам», повесть Ф.Амирхана «Хәят» / «Хаят», А. Гилязева «Җомга көн, кич белән» / «В пятницу, вечером…», рассказ Р. Мингалима «Сап-сары көзләр» / «Золотая осень». Трансформация идейно-эстетического идеала.

Повторение. Тест

35. Татар әдәбиятында лирик башлангыч. / Лирическое начало в татарской литературе.

Татарская поэзия: пейзажная лирика (Р.Зайдулла. «Буран» / «Буря», И.Иксанова. «Тузганак» / «Одуванчик»); гражданская лирика (С. Ахметзянова. «Татар акылы» / «Татарская мудрость»); философская лирика (Ф.М. Шабаев. «Карт имән монологы»/ «Монолог старого дуба», М. Мирза. Робагыйлар. «Карыйм да бу дөньяның дүрт ягына...» /Рубаи. «Гляжу я на четыре стороны этого мира»); любовная лирика (Ф. Замалетдинова. «Ташлар» / «Камни», «Кунак көткән көн» / «День ожидания гостей», Р. Ахметзянов. «Сандугач керде күңелгә» / «Душа поет»).

Повторение.Тест.

36. «Театр элгечтән башлана». / «Театр начинается с вешалки».

Жизнь и торчество Г. Камала - одного из основоположников татарской реалистической драматургии. Основные конфликты в комедии Г. Камала «Беренче театр» /«Первый театр». Просветительские идеи, комические средства.

Сценическое творчество С.Гиззатуллины-Волжской.

Жизнь и творчество Х. Мударрисовой. Жизнь человека искусства в повести «Бәйге хакы» / «Цена счастья».

Повторение.Тест.

37. Татар әдәбиятында табиб образлары. / Образы «целителей» в татарской литературе.

Жизнь и творчество Г.Апсалямова «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы». Содержание текста, Приемы раскрытия образов врачей.

Жизненный и творческий путь С. Сулеймановой. Изучение отрывка из повести «Гөлбадран» / «Пижма»: «Дөнья бу...» / «Это – жизнь».

38. Укытучы – горур яңгырый! / Учитель – звучит гордо!

Творчество М. Магдеева. Фрагментарное изучение романа «Фронтовиклар» / «Фронтовики». Лиризм и орнаментализм в татарской прозе. Лирические отступления. Система образов.

О педколледже в Казани.

Ознакомление со стихотворениями о наставниках и учителях «Укытучы» / «Учитель» Р. Гаташа, «Укытучым» / «Мой учитель» Л. Шагирзяна, и с рассказом «Инша» / «Сочинение» В. Нуруллина.

Повторение материала. Тест.

Проектная работа «Мой первый учитель».

39. Һөнәрләр күп алар. / Изобилие профессий.

Изучение отрывка из повести Х. Сарьяна «Әткәм һөнәре» /«Отцовская профессия». Авторская позиция и особенность изображения главного героя.

Жизнь и творчество Г. Ахунова. Фрагментарное изучение романа «Хәзинә» /«Клад». Основное содержание романа. Реалистичное изображение темы нефти и нефтяников.

Жизнь и творчество И. Юзеева. Фрагментарное изучение поэмы «Таныш моңнар» / «Знакомые напевы». Образы молодого поколения, совместимость выбора профессии с идеалами молодой девушки.

Жизнь и творчество Х. Камалова. Изучение рассказа «Очучы» / «Летчик». Авторская позиция.

Жизнь и творчество М. Маликовой. Изучение отрывка из повести «Казан каласы – таш кала» / «Казань – город белокаменный». Особенности профессиональной подготовки градостроителей.

Биография С. Гараевой. Изучение ее стихотворения «Сварщик». Идейно-эстетический смысл произведения.

Повторение и обобщение изученного в 9 классе. Тест.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Примерное тематическое планирование

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};
№№ Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности учащихся
1. В давние времена. Устное народное творчество: жанры фольклора - народные сказки. Устное народное творчество – духовное наследие народов. Изображение в них национального мировоззрения и менталитета. Система образов в произведениях фольклора. Поэтические особенности: сравнения, олицетворения, метафоричность, аллегоричность. Сказки, их виды. Герои сказок. Поэтические особенности народных сказок. Отражение психологии и идеалов народов в сказках. Татарские народные сказки «Ак бүре» /»Белый волк», «Башмак»/ «Башмачки», «Абзар ясаучы төлке» /«Лисица-мастерица», «Өч кыз» /«Три сестры», «Куркак юлдаш» /«Трусливый спутник» и др. Иметь представление об устном народном творчестве вообще, и о татарском фольклоре в частности. Понимать особенности произведений фольклора. Уметь пересказывать сказки «Ак бүре» / «Белый волк», «Башмак» / «Башмачки», «Абзар ясаучы төлке» /«Лисица-мастерица», «Өч кыз» /«Три сестры», «Куркак юлдаш» /«Трусливый спутник» и др.  
2. Литературные сказки. Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов. Связь татарской литературы с фольклором. Изучение сказки К.Насыри «Патша белән карт» / «Падишах и старик». Усвоение термина литературный герой. Художественный вымысел литературной сказки Г. Тукая «Су анасы» / «Водяная». Поэтические особенности сказки – поэмы. Картина Б.Альменова «Водяная». Фольклорное начало в произведении Т.Миннуллина «Гафият турында әкият», / «Сказка о Гафияте». О кукольном театре «Әкият» в Казани. Выразительное чтение сказок. Выявление фольклорных мотивов, образов в литературной сказке. Определение отличия сказки от фантастических произведений. Ознакомление со сказкой К.Насыри. Оценка поведения падишаха и старика. Анализ образа мудрого старика. Выявление фольклорных традиций в литературной сказке. Сравнение тукаевского текста с одноименным мультфильмом. Выучить наизусть отрывок из поэмы. Ознакомление культурными учреждениями. Кукольный театр. Поисковая работа учащихся. Выполнение проектной работы. Различия образов рассказчика и повествователя, мифических героев эпических произведений. Метафорическая природа художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Умение выявлять разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
3. Система образования у татар. Медресе «Мухаммадия», Казанская учительская школа, Казанский университет. Ознакомление с художественным произведением «Мөгаллим» / «Учитель» Г. Исхаки. Авторский идеал. Лирический герой Дардеменда:стихотворение «Кил, өйрән» /«Иди, научись» Содержание лирического текста, изображение поэтом чувств-переживаний. Симво­лические образы в произведении. Жизнь и творчество Дардеменда. Ознакомление с аналитическими текстами. Закрепление знаний и об образовательной системы у татар. Составить рассказ об учительских династиях. Пересказывать содержание художественного произведения, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения. Иметь представление о движении просвитетельства. Отличать стихотворную речь от прозаической. Ознакомление с отрывком из драмы Г.Исхаки «Учитель», стихотворением Дардеменда «Иди, научись». Их интерпретация, элементы анализа.
4. Детство. Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдә калганнар» / «Оставшиеся в памяти». Анализ образа повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла. Содержание произведения. Образ Тукая в изобразительном искусстве и литературе. Ознакомление с картиной Х. Казакова «Маленький Апуш», рассказом Р.Батуллы «Тукай-Апуш», путешествие в музей Тукая в деревне Кырлай Арского района РТ Ознакомление с рассказом И. Гази «Ильдус». Изображение детской шалости. Метафоричность произведения, ирония автора. Современная детская периодическая печать – журнал «Салават күпере» / «Радуга». Пересказ произведения. Рассказать по плану. Находить созвучие между произведениями и автобиграфической повестью Г.Тукая «Оставшиеся в памяти». Судьба портрета поэта. Анализировать рассказ Р. Батуллы «Тукай – Апуш». Авторский идеал. На материале рассказа И. Гази определение особенностей художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений, адресованных детям. Повторение пройденного материала.
5. За Родину. Жизнь и творчество Г.Кутуя. Ознакомление с фантастическим произведением «Рөстәм маҗаралары» / «Приключения Рустема». Изображение военных будней, храбрость главного героя. Переплетение реальности и фантастики. Усвоить литературоведческий термин «сравнение». Жизнь и творчество М.Джалиля. Изучение стихотворения «Сагыну» / «Тоска», «Соңгы җыр» / «Последняя песня», либретто «Алтынчеч» / «Золотоволосая». Ознакомление с биографией композитора Н.Джиганова и исполнительницы главной арии М.Булатовой. Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М.Джалиля. Искусствоведческие термины: либретто, опера, ария. Жизнь и творчество Ф.Карима. Изображение поэтом суровых условий войны в стихотворениях «Кыр казы» / «Дикая гусь», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...» / «Много слов не высказано…». Привитие чувства долга перед Родиной. Творчество Ш.Галиева. Изучение баллады «Аталы-уллы солдатлар» / «Отец и сын солдаты». Литературоведческий термин «баллада». Тест. Проектная работа «Никто не забыт, ничто не забыто!» Обобщающий анализ повести Г.Кутуя. Характеристика героев. Подготовить сообщение о героизме людей во время ВОВ. Характеризовать ритмические особенности произведений М.Джалиля, выразительное чтение. Соотносить образы лирического героя и поэта. Особенности сюжета «Алтынчеч». Вымысел автора. Сценическая судьба оперы М.Джалиля «Алтынчеч». Выразительное чтение стихотворений. Выучить наизусть отрывок. Работа над ритмом, рифмой стихотворений. Воспитание патриотических чувств у детей. Анализ, интерпретация стихотворений Ф. Карима «Кыр казы» / «Дикий гусь», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...» / «Много слов не высказано…», баллады Ш. Галиева «Аталы-уллы солдатлар» / «Отец и сын солдаты». Изображение суровых условий войны в рамках одной семьи. Трагическое и героическое в произведении. Тестирование. Посковая деятельность, проектная работа.
6. Где живет счастье? Жизнь и творчество Н.Давли. Изучение его стихотворений «Бәхет кайда була?» / «Где живет счастье?», «Мин җирдә калам» / «Я остаюсь на Земле». Беседа о смысле жизни. Жизнь и творчество Ф.Хусни. Усвоение сюжета рассказа «Чыбыркы» / «Кнут» Ф.Хусни. Олицетворение, метафоричность, символический смысл произведения. Тема, идея произведения. Тест. Выразительное чтение стихотворений. Работа над ритмом, рифмой стихотворений. Воспитание патриотических чувств у детей. Анализ, интерпретация стихотворений Н.Давли. Изображение образа мальчика в рассказе «Чыбыркы» / «Кнут» Ф.Хусни. Анализ, интерпретация произведения. Форма контроля: тест. Поисковая деятельность
7. Человек – частица природы. Жизнь и творчество Р.Файзуллина. Изучение стихотворения «Табигать кочагында»/ «В объятиях природы». Бережное отношение к природе. Жизнь и творчество М. Агълямова. Эстетический идеал поэта в стихотворении «Матурлык минем белән» / «Красота всегда со мной». Изучение отрывка баллады «Җир-Ана, кояш һәм башкалар» / «Мать Земля, солнце и другие» М.Агълямова. Олицетворение. Жизнь и творчество И.И. Шишкина. Развитие речи: картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Тест. Проектная работа «Моя прекрасная Родина». Выразительное чтение стихотворения, анализ. Экологическое воспитание средствами литературы. Работа над картиной. Контроль знаний – тест. Проектная деятельность учащихся на тему: «Моя прекрасная Родина».
8. Юмор. Изучение рассказов «Пирамида» Л. Лерона, «Зульфия + я» А. Гимадиева. Приемы комического. Стихотворения Ш. Галиева «Ул кем?» / «Кто он», «Әлләкем» / «Кто-то», «Мәрзия мәсьәләсе» / «Проблемы Марзии». Комическое в стихотворной форме. Повторение и обобщение материала 5 класса. Выразительное чтение, анализ. Экологическое воспитание средствами литературы. Анализ рассказов. Знание и умение авторов передавать психологию детей. Характеристика героев. Определение юмористических приемов Ш.Галиева. Выступление с сообщениями перед классом. Обобщить литературный, фольклорный и теоретический материал, пройденный в 5 классе. Написать контрольный тест.
9. От мифа к реальности. Работа со схемой. Повторение сказок, пословиц, загадок. Происхождение мифов, их классификация. Мифы разных народов: «Шүрәле» /«Шурале», «Су иясе» /«Водяная», «Өй иясе» /«Домовой», «Дедал и Икар», «Албасты» / «Демон». Пьеса «Албасты» / «Демон» Р.Батуллы. Пословицы и поговорки. Отражение в них народной психологии и идеалов. Повторить информацию о мифах, пословицах и поговорках. Тест. Различать образы рассказчика и повествователя, мифических героев в эпическом произведении. Сущность мифических образов. Анализ мифов и мифических образов. Мифы разных народов, их просхождение. Чтение по ролям, анализ и пересказ пьесы «Албасты» / «Демон» Р.Батуллы. Знать жанровые особенности пословиц и поговорок, различать их. Использование поговорок и пословиц в монологической речи. Контроль знаний: тест.
10. Народные мелодии. Народные песни. Их виды: исторические песни, обрядовые песни, игровые песни и др. Историческая песня «Көзге ачы җилләрдә» / «Осенние холодные ветра», игровая песня «Кария - Закария». Ритм, рифма игровых песен. Песня в структуре празников: «Каравон» (русский), «Сумбеля» (татарской), «Чуклеме» (чувашский) и др. Стихотворения «Туган тел» / «Родной язык», «Туган авыл» / «Родная деревня». Изучение Государственного Гимна Республики Татарстан. Повторение пройденного. Тест. Находить общее и специфическое в народных песнях народов России. Особенности народных празников. Изучение стихотворения «Туган тел» / «Родной язык» Г.Тукая на трех языках: на татарском, русском, английском. Анализировать образ деревни в стихотворении «Туган авыл» / «Родная деревня», сравнивая с сегодняшней природой деревни. Выразительно читать текст гимна. Выучить гимн. Тестирование
11. Ценность человека.Изучение стихотворения «Өч матур сүз»/ «Три прекрасных слова» Н.Исанбет, басня «Әтәч белән Сандугач» / «Петух и соловей», стихотворение «Ана»/ «Мать» М.Гафури. Изучение поэмы-сказки «Шүрәле» / «Шурале» Г.Тукая. Идеал автора, мифологический сюжет. Изображение природы Заказанья, людей, живущих в ладу с природой, их образ жизни, быт. Сценическая жизнь «Шурале» Г.Тукая. Балет (композитор Ф.Яруллин). Творчество М.Джалиля. Изучение стихотворений из цикла «Моабитские тетради»: «Чәчәкләр»/ «Цветы», «Тик булса иде ирек» /«Была бы свобода». Жизнь и творчество А. Еники. Тема родной земли в рассказе «Туган туфрак» /«Родная земля». Замысел автора. Образ главной героини Клары. Образ старика, хранителя ценностей родной земли. Повторение раздела. Тест. Выразительное чтение стихотворения «Өч матур сүз»/ «Три прекрасных слова» Н.Исанбета, Ана»/ «Мать» М.Гафури. Аллегория: басня М.Гафури «Әтәч белән Сандугач» / «Петух и соловей». Художественная условность. Интерпретация поэмы-сказки «Шүрәле» / «Шурале» Г.Тукая. Изучение ее по частям. Используя электронный учебник, сравнить сюжет поэмы со сценами из балета. Иметь представление о татарской литературе периода Великой Отечественной войны. Знать о жизни и творчестве М.Джалиля. Выучить отрывок из программного стихотворения поэта «Чәчәкләр»/ «Цветы». Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, охарактеризовать персонажей, давать им сравнительные характеристики, охарактеризовать тружеников села. Тестирование.
12. Чудо природы – зима.Творческое наследие Г. Ибрагимова. Ознакомление с его рассказом-описанием «Кар ява» / «Снег идет». Бережное отношение к природе в стихотворениях «Кызыклы хәл» / «Интересный случай» К.Наджми, «Чыршы күлмәкләре» / «Платья ёлки» М.Файзуллиной, «Нәни чыршы» /«Маленькая ёлка» Р. Валиевой. Проектная работа «Берегите ёлок» Творчество Т.Миннуллина. Ознакомление с пьесой «Акбай һәм Кыш бабай» / «Акбай и Дед Мороз». Особенности конфликта. Повторение пройденного. Тест. Находить в текстах рассказа и стихотворений описание зимнего пейзажа. Охарактеризовать ее. Сформулировать вопросы по тексту произведений. Проектная деятельность. Анализ произведения. Подготовить сценарий на полюбившийся отрывок пьесы. Тестирование.
13. Образование и просвещение. Научная и литературная деятельность Каюма Насыри(1825-1902). Фантастический сюжет повести К. Насыри «Әбүгалисина» / «Авиценна». Просветительские идеи автора. Музей К.Насыри в деревне Ачасыр Зеленодольского района РТ. Жизнь и творчество Г. Сабитова. Ознакомление с его рассказом «Чүкеч» / «Молоток». Осознанный выбор профессии. Изучение стихотворения Г.Зайнашевой «Кем булырга?» / «Кем быть?». Изучение рассказа «Молодость Сайдаша» М. Латифуллина. Творчество А. Алиша. Ознакомление с рассказом «Әни ялга киткәч» / «Когда мама уехала отдыхать». Творчество Ф. Яруллина. Изучение рассказа «Кояштагы тап» /«Пятно на солнце» Творчество Р. Файзуллина. Тема матери в литературе. Стихотворение «Бердәнбер» / «Единственная» Повторение пройденного материала. Обобщение. Тест. Фрагментарный анализ повести К. Насыри. Художественный вымысел. Понимание просвитетельских идей К.Насыри. Пересказ рассказа «Чүкеч» / «Молоток» Г.Сабитова. Находить общее в рассказе и стихотворении Г.Зайнашевой «Кем булырга?» / «Кем быть?». Находить основные признаки стихотворной речи: стихотворение Г.Зайнашевой «Кем булырга?» / «Кем быть?». Определять виды рифм и способы рифмовки. Осмысленный выбор профессии. Образ знаменитого татарского композитора С. Сайдашева. Чтение рассказа. Пересказ сюжета. Образ мальчика. Психологический момент в воспитании молодого поколения. Образное мышление. Выразительное чтение стихотворения. Тестирование.
14. Цена дружбы. Жизнь и творчество Дардеменда. Рассказ«Ике туган» / «Два брата». Содержание текста, Образы природы. Жизнь и творчество Х.Такташа. Ознакомление с произведением «Мокамай». Эстетический идеал. Цена дружбы. Творчество Р.Хариса. Ознакомление с пьесой «Серле алан» / «Секретная поляна». Ознакомление со стихотворениями «Дуслык балы» /«Мед дружбы» Ш.Галиева, «Дуслык, чын дуслык» / «Дружба, настоящая дружба» Э.Шарифуллиной. Повторение. Тест. Уметь анализировать произведение. Чтение по цепочке. Тема для беседы: богатство и дружба. Рассказать содержание поэмы. Размышления автора о дружбе. Образ Мухамметзяна и лирического героя. Анализ, интерпретация произведения. Конфликт. Выразительное чтение.
15. Сатира.Творчество Ф.Шафигуллина. Ознакомление с его произведениями «Ике тиен акча» / «Две копейки», «Акбай и Карабай». Сатирический стиль Ф.Шафигуллина. Музей квартира писателя в г. Зеленодольске РТ. Ознакомление с переводами В. Радлова. Просветительские идеи. Ознаакомление с его рассказом «Шаян кеше» / «Шутник». Прочитать стихотворения Ш.Галиева «Атлап чыктым Иделне» / «Перешагнул через Волгу», «Курыкма, тимим» / «Не бойся, не трону». Повторение материала.Тест. Уметь находить основную мысль произведения. Подготовить сообщение о В.Радлове. Анализ произведения «Шутник». Анализ стихотворений Ш.Галиева. Тестирование.
16. Времена года. Изучение стихотворения Р.Ахметзянова «Иртә әле» / «Рано ещё», рассказа Г.Рахима «Апрель». Жизнь и творчество Г. Баширова. Изучение отрывка из повести «Родная сторона – колыбель моя»: «Язгы сабан туйлары» / «Весенние сабантуи». Ознакомление с картиной Л. Фаттахова «Сабантуй». Прочитать информацию о детском журнале «Сабантуй». Повторение и обобщение изученного в 6 классе. Выразительное чтение произведений. Найти в них описание пейзажа. Усвоение таких видов пересказа как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика. Автор и автобиографический герой повести. Изображение народного празника Сабантуй. Сравнить произведение и изображенное на картине Л.Фаттахова с реальными событиями. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими наблюдения. Написать контрольную работу.
17. Народ правдив. Работа со схемой. Повторение ранее изученных жанров фольклора. Обрядовый фольклор. Семейные (рождение ребёнка, свадьба и др.) и календарные обряды. Трансформация обрядов в письменной литературе (Ф.Бурнаш «Яшь йөрәкләр» / «Молодые сердца» (драма). Баиты, их поэтические особенности (Сак-Сок), мунаджаты («Не забуду Родину»). Фольклорные мотивы в творчестве Г.Тукая («Милли моңнар» / «Национальные напевы». Проект о Г.Тукае: «Творчество Тукая». Тест. Ознакомление с обрядами разных народов. Отражение обряда в драме Ф.Бурнаша «Молодые сердца». Изучить отрывки из драмы. Выразительно читать баиты, послушать их напев. Находить общее и специфическое в баитах тюркских народов. Изучение стихотворения «Милли моннар» / «Национальные напевы» Г.Тукая на двух языках: на татарском, русском. Выучить их наизусть. Выполнить проектную работу о Г.Тукае. Тестирование.    
18. Слово мудрецов. Творчество Ф.Амирхана. Связь татарской литературы с фольклором и мифологией. Ф.Амирхан «Ай өстендә Зөһрә кыз» / «Зухра на Луне». Символические образы. Авторский комментарий происходящих событий. Творчество Г. Ибрагимова. Изображение народной жизни («Алмачуар» / «Чубарый»). Система образов, образ Алмачуара. Любовь Закира к лошади. Национальная одежда, предметы обихода. Р.Миннуллин «Килен төшкәндә» /«Встреча невесты». Композитор Р.Яхин. Изучение стихотворения Х.Мударрисовой «Көмеш дага» / «Серебряная подкова». Повторение.Тест   Анализировать тексты. Определять особенности жанра. Определять тему и идею произведений, пересказывать сюжеты, охарактеризовать персонажей, давать им сравнительные характеристики, определять основные конфликты, пересказать основные этапы развития сюжета.  
  Судьба страны в надёжных руках. Ознакомление со стихотворением «Ил язмышы – ир язмышы» /«Судьба родины – судьба мужчины» А. Маликова, стихотворением в прозе «Сагыну» / «Тоска» Г. Кутуя. Чувства-переживания. Жизнь и творчество С.Хакима.Поэма «Бакчачылар» / «Садоводы». Стихотворение «Бу кырлар, бу үзәннәрдә...» / «В этих полях...» С.Хакима. Образ родного края, мифологизация образа родины. Особенности лирического рода. Лирический герой, его чувства-переживания. Фольклорные традиции в произведениях С.Хакима, художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Творчество Р.Тухватуллина. Изучение его повести«Җиләкле аланнар» / «Ягодные поляны». Сюжет повести. Ностальгия по детству, по прошлому. Мальчик-рассказчик и совпадающий с автором повествователь. Творчество М.Магдиева. Ознакомление с повестью «Без – кырык беренче ел балалары» / «Мы – дети сорок первого года». Лиризм. Судьба детей сурового военного времени. Повторение.Тест.   Анализ повести. Иметь представление о творчестве прозаика. Охарактеризовать сюжет произведения: тематика, проблематика, идейно-эмоциональное содержание повести. Определять функцию символических образов. Новаторство прозаика, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
20. Герой своего времени. Творчество Назипа Думави. Изображение пейзажа в стихотворении «Беренче кар» / «Первый снег». Жизнь и творчество Х. Такташа.Поэтические особенности поэмы «Алсу». Приемы повторов, рефренов в поэме. Жизненный и творческий путь Х. Туфана. «Агыла да болыт агыла»/ «Плывут и плывут облака», «Тамчылар ни диләр?» / «О чём рассказывают капли?» Дом – музей Х.Туфана в деревне Старокарметово Аксубаевского района. Г.Тавлин «Кояш болытка кергәндә»/ «Когда тучи заслоняют солнце». Повторение.Тест   Анализировать тексты. Определять особенности жанра. Определять тему и идею произведений, пересказывать сюжеты, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основные конфликты, рассказать основные этапы развития сюжета.  
21. Тема Родины. Жизненный и творческий путь А.Гилязева. Возвращение татарской литературы к национальным традициям: повесть «Өч аршын җир»/ «Три аршина земли» (отрывок). Художественное осмысление национальных черт характера человека, находящегося вдали от Родины. Жизнь и творчество И.Юзеева. Драматическое произведение «Ак калфагым төшердем кулдан» /«Выронили белый калфак из рук». Социально-этическая проблематика. Человек на чужой земле. Авторские ремарки. Образы, символы. Новизна. Творчество поэта Фаннура Сафина. Изучение стихотворения его «Туган җиремә»/ «Родной земле». Лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Творчество М.Галиева. Ознакомление с повестью «Нигез»/ «Родной очаг». Отражение трудностей военного времени. Нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные героям. Проектная работа «Моя малая Родина». Повторение.Тест. Иметь представление о татарской литературе второй половины ХХ века. Фрагментарный анализ повести А. Гилязова. Охарактеризовать образы Минвали и Шамсенур. Знать содержание и особенности драмы И.Юзеева. Новаторство драматурга, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Выделять эпитеты, сравнения; определять тон и темп чтения; создавать иллюстрацию к произведениям. Чтение, пересказ, интерпретация повести М.Галиева.
22. Добро побеждает. Жизнь и творчество Ф.Хусни Осмысление ребёнком событий войны в рассказе «Сөйләнмәгән хикәя»/ «Нерассказанная история». Жизнь и творчество Р.Хафизовой. Психология детей военных лет в рассказе «Әти кайткан көн»/ «В день возвращения отца» Р.Хафизовой. Творчество Ф.Яруллина. Своеобразное раскрытие проблем дружбы и ответственности человека за свои поступки в рассказе «Ак төнбоек»/ «Белый лотос» Ф.Яруллина, Проектная работа. Творчество Р.Корбана. Проблема взаимотношений человека и природы в стихотворении «Ярдәм итик»/ «Давайте, поможем». Своеобразие изображения детской психологии в рассказе «Биш «икеле»/ «Пять «двоек» Р.Галиуллина. Раскрытие правственных проблем в рассказе «Табыш» / «Находка» А.Ахметгалиевой. Повторение. Тест. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции в рассказах Ф.Хусни, Р.Хафизовой. Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг в рассказе Ф.Яруллина. Проектная работа. Определять тему произведения; выбирать и использовать интонационные средства выразительности; понимать и объяснять заголовок произведения; определять главную мысль; характеризовать героев; анализировать и выражать свое отношение к героям.  
23. Природе нужен доктор. М.Аглямов.«Сөйли ак каен» / «Как березы», «Учак урыннары» / «Места костров». Сила – в преданности идеалам. Проблема»исторической памяти». Многообразие жанровых форм, стилевых черт в творчестве М.Аглямова. Проблемы взаимоотношения человека и природы в стихотворении «Балык кычкыруы»/ «Крик рыбы» З.Мансурова и в рассказе «Карач»/ «Ворон» Х.Ибрагима. Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Тест. Выразительное чтение стихотворения М.Аглямова и З.Мансурова. Анализ стихотворений. Поэтические приемы. Определять тему и идею произведений, охарактеризовать персонажей, давать им сравнительные характеристики. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольный тест.  
24. Память о прошлом. Предания «Сихерче кыз»/ «Колдунья» (Татарское народное предание), «Гали тугае»/ «Пойма имени Гали» (Татарское народное предание), «Моргана» (средневековое европейское предание) и др. Трансформация преданий в литературе: М.Гафури «Хан кызы Алтынчәч»/ «Ханская дочь Алтынчеч». Легенды «Күке каян барлыкка килгән?»/ «Откуда появилась кукушка?», «Зөһрә кыз»/ «Девушка Зухра» (татарская легенда), «Мистер Стуруорм» (шотландская легенда). Трансформация легенд в литературе: Ф. Яхин «Һомай кошы»/ «Птица счастья», А.Еники «Курай»/ «Курай», Ф.Яруллин «Моңлы курай»/ «Напевы курая». Информация о национальных музыкальных инструментах. Проектная работа «Музыкальные инструменты». Повторение.Тест. Иметь представление об устном народном творчестве вообще, и о жанре легенд и преданий в частности. Уметь пересказывать предания, легенды. Анализ преданий, легенд. Иметь представление о музыкальных инструментах.  
25. Следы в истории. Жанр путевых заметок в литературе. Ибн Фадлан. «Ибн Фадланның 921 – 922 нче елларда Болгар дәүләтенә сәфәре вакытында язылган сәяхәтнамәсе»/ «Повествование о путешествии Ахмеда Ибн Фадлана, написанное во время поездки в 921-922 годах в Булгарское государство»). Жизнь и творчество Ф. Карими. Изучение его «Путешествия в Европу». Творчество М.Юнуса. Исторические события в рассказе «Су»/ «Вода». Творчество Г. Тукая. Воспевание родной земли в стихотворении «Пар ат» / «Пара лошадей». Сказочное воссоздание поездки в Казань. Лексические и фонетические средства художественной речи. Жизнь и творчество Б.Урманче. «Триптих». Творчество Н.Назми. Изучение отрывка из повести «Агыйделдә – ак пароход»/ «Белый пароход на реке Белой».Повторение.Тест Усвоение материалов о летописях. Пробудить интерес к историческому прошлому. Определить жанровые особенности произведений Г.Тукая. Учить наизусть отрывок из стихотворения («Пара лошадей»),
Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.