Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-09-10 | 2816 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Любая наука направлена в первую очередь на выявление наиболее устойчивых и неизменных аспектов своего предмета. Указанные аспекты образуют структуру данного предмета. Социология также стремится выявить структуру феномена социального. К социальной структуре общества следует отнести наиболее устойчивые и существенные элементы, образующие социальную систему, а также их связи и взаимоотношения (каркас общества).
Социальная структура формируется в процессе общественного разделения труда, в ходе возникающего на этой основе социального взаимодействия, в частности, обмена ресурсами. Существуют разные подходы к выявлению социальной структуры общества. Рассмотрим, на наш взгляд, один из наиболее разработанных подходов.
С этой точки зрения, социальная структура описывается как совокупность социальных институтов, социальных статусов и ролей (статусно-ролевых стандартов поведения, сформировавшихся в ходе взаимоотношений между индивидами).
Социальный институт – это исторически упорядоченная форма (процедура) осуществления социального взаимодействия индивидов и групп, направленная на удовлетворение определенной фундаментальной потребности людей. Можно сказать, что социальный институт – это наиболее устойчивый вид социального взаимодействия, ориентированный на удовлетворение основных человеческих потребностей. Социальный институт выступает как комплекс установлений и правил, а также как система социального контроля над их исполнением.
Каждый институт осуществляет вполне определенную функцию: обучение новых поколений, защита от врагов, воспроизводство людей, хозяйственная деятельность, здоровье, отдых и т. д. Социальные институты – это наиболее прочные и стабильные элементы (скрепы) в системе социальных связей, воспроизводящие и организующие социальную жизнь. Фундаментальными институтами общества являются производство, семья, религия, образование, собственность, государство и др. Все они возникли в глубокой древности. Теория институционализации является одной из центральных тем социологии.
|
Социальные институты характеризуются четким распределением функций участников взаимодействия, их прав и обязанностей, разделением труда, формальной регламентацией взаимоотношений и их жесткой регуляцией.
Социальный институт включает в себя рациональные установления (правила, нормы) и аппарат принуждения (в том числе контроль и санкции). Институциональная деятельность, как правило, предполагает наличие учреждений, осуществляющих управление и контроль, а также ресурсов (помещений, оборудования, квалифицированных сотрудников, финансовых средств и т. п.). Однако не следует путать понятие «социальный институт» с понятием «организация». Организация носит более локальный характер. Примером организации является система ВУЗов. Организации являются элементами и формами реализации функций социальных институтов. Наличие организаций – неотъемлемое свойство социального института.
Процесс образования социальных институтов получил название институционализации. Этот процесс подразумевает замену спонтанного поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Процесс институционализации начинается с возникновения потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий. Вслед за этим в ходе стихийного социального взаимодействия появляются необходимые для функционирования соответствующего социального института социальные нормы и правила. С принятием этих норм возникают поддерживающие их санкции. Возникает также система статусов и ролей, охватывающая всех членов института.
|
Социальные институты состоят из множества ячеек (позиций), которые занимают конкретные люди. Места, которые люди занимают в структуре того или иного социального института, называют социальными статусами (статусными позициями), а требования к поведению тех, кто занял эти позиции (т. е. ожидаемое поведение, соответствующее занимаемому статусу) – их социальными ролями. Статусы – это некие позиции в многомерном социальном пространстве. Примерами социальных статусов являются студент, водитель, мать, президент, мужчина, спортсмен и т.д.
В отличие от статусов роли являются динамическими характеристиками и образуют поведенческий аспект деятельности (функционирования) людей в рамках определенного социального института. Человек должен усвоить образцы поведения, связанные с той или иной статусной позицией. Социальная роль – это прежде всего ожидания и требования, предъявляемые обществом к личности, занимающей определенный статус. Эти требования, следовательно, не зависят от личностных качеств и желаний индивида. Степень регламентации поведения часто прямо пропорциональна высоте статуса.
От социальной роли как таковой следует отличать реальное ролевое поведение личности, которое во многом обусловлено уровнем "вживания" в заданную роль, характером ее личностных интерпретаций, а также жизненным опытом и психотипом личности. Вместе с тем, личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, а социальная роль – как механизм взаимодействия личности и общества.
Каждый социальный институт образует систему взаимосвязанных статусов и ролей, заставляющую образующих его людей выполнять вполне определенную функцию, направленную на удовлетворение конкретных общественных потребностей. Люди действуют здесь по заранее заданному сценарию. Статус и роль оказываются тем самым связанными между собой функциональными отношениями, в основе которых лежит общественное разделение труда. Оно возникает, когда каждый человек выполняет одну и ту же функцию. Это называется специализацией. Вследствие специализации люди вынуждены кооперироваться, обмениваться продуктами своего труда. Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальной структуры (половозрастная, профессиональная, политическая, экономическая).
|
Учитель (статус), преподающий знания ученикам (функция) играет определенную социальную роль. Неся те или иные затраты (обязанности в ходе взаимодействия), достигая некоторого успеха в своей деятельности, учитель ждет от общества соответствующего вознаграждения. Баланс затрат и вознаграждений создает статус человека.
Особенность статусно-ролевой структуры состоит в том, что люди меняются, а статусы и роли остаются практически в неизменном виде. Занимать одни и те же статусы и играть одни и те же роли одновременно может множество людей. С другой стороны, у одного и того же человека может быть множество различных статусов и ролей (например, отца, сына, студента, работника, водителя и т. д.) и они меняются со временем.
Рассмотрим типологизацию социальных институтов и статусно-ролевой структуры. По степени формализации социальные институты делятся на формальные и неформальные. В первом случае взаимодействие между социальными субъектами регламентируется главным образом законами, постановлениями, инструкциями и т. п., во втором – оно определяется обычаями, устными договоренностями и иными способами регламентации, не зафиксированными формально (соседство, дружба, любовь и др.).
По функциям социальные институты делятся на: экономические (макроинституты: промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы и институционально-нормативные комплексы: собственность, управление, конкуренция, ценообразование и др.), политические (государство, армия, полиция, суд, политические партии, общественно-политические движения и др.); культуры и социализации (наука, искусство, культура, образование, религия и т. д.), институт семьи.
По социально-историческим критериям выделяют традиционные (образующие традиционное общество) и модерновые (присущие индустриальным обществам) институты.
В свою очередь, социальные статусы делятся на врожденные, приписываемые, например, национальность или наследуемый титул и приобретенные (достигаемые), например, статус студента. Приписываемым является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля. В традиционном обществе большинство статусов носило наследуемый характер, в индустриальном же обществе большинство статусов достигаются личными усилиями человека, либо в результате везения.
|
Различают также личный и социальный статусы. Социальный (в узком значении)статус определяется принадлежностью человека к определенному классу, профессии, национальности и т. п. Личный статус связан с положением, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. В малой группе первенствующую роль играет личный статус, тогда как в широком окружении такую роль играет уже социальный статус. В результате может иметь место несовпадение статусов. Обычно это означает несовпадение рангов статусов. Несовпадение статусов возникает, во-первых, когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; во-вторых, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого статуса.
Выделяют также статусы формализованные (рабочий, инженер, директор и др.) и неформализованные (неформальные лидеры), главные и неглавные, высокие и низкие. Статус банкира, например, в нашем сегодняшнем обществе является высоким, а статус учителя – низким. В США же учитель занимает по своему статусу одно из наиболее высоких мест. Это определяется множеством факторов. Наиболее важными, в частности, являются такие факторы как система ценностей того или иного общества и уровень культуры людей. Главным является тот статус, с которым человек обычно себя отождествляет (я – студент, я – домохозяйка, я – преподаватель и т. п.). Как правило, главный статус связан с профессией или должностью.
Целостную характеристику данной стороны человеческой деятельности дает понятие статусного набора, т. е. совокупности всех статусов индивида. Каждого человека можно охарактеризовать его "статусным набором". Он включает в себя профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические качества и др. Используется также понятие "ролевого набора". Ролевой набор – это совокупность ролей, связанных с определенным статусом. Каждая роль в ролевом наборе выступает совокупностью непохожих на другие отношений, требует особой манеры поведения и общения с людьми. Например, разные манеры поведения используются при общении с подчиненными, коллегами и начальством.
Социальный статус человека связан с определенными обязанностями, правами, привилегиями и ответственностью. Все это необходимо для выполнения соответствующей данному статусу функции. Обязанности указывают, что носитель данного статуса должен делать по отношению к другим носителям статусов. Права свидетельствуют о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности жестко взаимосвязаны между собой. Выполняя те или иные обязанности, человек несет перед другими людьми определенную ответственность. Формы проявления ответственности очень многообразны.
|
Чем больше у человека обязанностей и чем более они важны для общества, тем больше у него прав и привилегий, тем выше ранг статуса. Ранги обычно делят на низкие, средние и высокие. Иерархия статусов порождает у людей стремление достичь более высокого статуса, чем тот, которым они уже обладают. Более высокие статусы оказываются и более престижными.
Статусные позиции связаны друг с другом через систему прав и обязанностей. Например, позиция преподавателя имеет смысл только в связи с позицией студента и ректора и т. д., а в конечном счете она определена относительно всей системы образования.
Большое значение при описании статусно-ролевой структуры общества играют понятия «статусный символ» и «статусный образ». Статусные символы – это внешние знаки отличия, разграничивающие представителей разных статусов. Например, мужчины и женщины, разные сословия носят различную одежду. Военные носят форму. Функции статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты и манеры поведения. Статусный образ – это совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о правах, обязанностях и поведении человека в соответствии с его статусом.
Человек обычно склонен отождествлять себя со своим статусом и статусным образом (статусная идентификация). Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация. Для людей характерно и статусное видение мира. Человек обычно смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом.
Вследствие статусно-ролевой дифференциации людей возникает общая социальная дифференциация общества как по горизонтали, так и по вертикали. Люди начинают располагаться на разных ступенях общественной лестницы. Общество иерархизируется, в нем возникает сложная система статусно-ролевых позиций, связанных друг с другом через систему прав и обязанностей. С развитием общества эта статусно-ролевая структура меняется.
Рассмотрим в качестве примера социального института институт семьи. Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом. Брак – это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая и санкционирующая их половую жизнь и устанавливающая супружеские и родительские права и обязанности. Семья является более сложной системой отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей и других родственников.
Формы и функции семьи зависят от общественных отношений и уровня культурного развития общества. Важнейшие функции семьи определяются целым рядом фундаментальных потребностей людей. Среди важнейших: репродуктивная функция (воспроизводство поколений), хозяйственно-экономическая функция, воспитательная и восстановительная функции, функция воспроизводства общественных отношений, функция социализации (передачи опыта из поколения к поколению), функция передачи статуса (сословных имуществ), функции эмоционального удовлетворения, сексуального регулирования, защитная, интегративная (сплочение усилий), коммуникативная (общение) и др. Выделяют следующие виды семьи: нуклеарная (родители и их дети), расширенная (включающая других родственников). Особенностью семьи является преобладание в ней эмоционального начала над рациональным.
Социальная стратификация
Расположенные друг над другом социальные слои называются стратами. В совокупности они составляют социальную стратификацию общества. Эта тема в социологии является центральной. Понятие "стратификация" заимствовано из геологии, где оно означает разрез пластов земли по вертикали. В социологии стратификация – это дифференциация страт, а страта – это социальная группа с определенным социально-экономическим статусом.
Социальная стратификация – это деление общества на слои, выражающие реально существующее в обществе социальное неравенство, а также сам процесс расслоения общества, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам.
Социальная стратификация характерна для любого общества, не только современного, но и традиционного и даже примитивного. Цель социальной стратификации как метода исследования – представление общества в разрезе по горизонтали и по вертикали. В основе этого метода лежит феномен социального неравенства, существующий вследствие непрерывного действия механизма социальной дифференциации.
В настоящее время в социологии нет единого понимания причин этого феномена. Выделяются две точки зрения: функционалистский и конфликтологический подходы.
Согласно первому социальное неравенство возникает из-за дифференциации социальных функций по их содержанию, т. е. по причине разделения труда между разными социальными группами, а также по значимости этих функций для общества, вследствие иерархизации групп, классов и слоев, выполняющих эти функции. Иерархическая лестница, как утверждает Т. Парсонс, определяется не только функциональной целесообразностью, но и господствующими в обществе ценностями.
Конфликтологический подход понимает неравенство как результат борьбы социальных групп и классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов.
Для теоретического описания социального неравенства используется понятие социального пространства. Оно многомерно. Соотнося положения индивидов в этом пространстве по таким параметрам как пол, национальность, доход, профессия и др., социологи выявляют реальное положение той или иной социальной группы, ранжируют группы по их положению на социальной лестнице. Понятие социального пространства позволяет измерять статус и диапазоны разрыва между статусами.
М. Вебер различал два вида социального неравенства: экономическое и статусное. Они в значительной мере автономны друг относительно друга. Статусное неравенство находятся "в сфере распределения престижа" (Вебер). Один из основоположников теории социальной стратификации П. Сорокин в противовес марксистской идее социально-классового деления общества, исходил из многомерности пространства стратификации, множественности стратификационных критериев.
Можно выделить различные виды социальной структуры: половозрастную, профессиональную, политическую, экономическую и др. Теория социальной стратификации выделяет различные типы стратификационных систем и способы их установления. Например, это:
1. Физико-генетическая стратификационная система. Дифференциация в ней осуществляется по полу, возрасту, физическим данным. Эта система поддерживается силой принуждения или обычая.
2. Рабовладельческая стратификационная система. Дифференциация строится на основе прав собственности и гражданства силой военного принуждения.
3. Кастовая система основана на религиозном и этническом разделении труда с помощью религиозного ритуала.
4. Сословная система в своей основе имеет обязанности перед государством и детерминируется силой права.
5. Классовая система строится в соответствии с размерами собственности (отношением к средствам производства) и регулируется рыночным обменом.
6. Соиально-профессиональная система делит людей по роду занятий и квалификации. Различение осуществляется, например, при помощи образовательных сертификатов.
7. Культурно-нормативная система дифференцирует людей по стилям жизни. Способом детерминации здесь выступает моральное регулирование или подражание.
8. Культурно-символическая система дифференциации связана с обладанием сакральным знанием (посвящением) и детерминируется религиозным, технократическим или идеологическим манипулированием и др.
В наиболее обобщенном виде, как правило, выделяют три основных социальных слоя (страты): высший (богатые), средний (средний класс) и низший (бедные). Рабочий класс обычно либо выделяют в самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами, либо разделяют: квалифицированных рабочих относят к среднему классу, а неквалифицированных – к бедным.
Главное достояние высшего класса – накопленное богатство, а не доходы. Богатые из высшего класса имеют более высокое образование и больший объем власти. Они занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии, которые лучше оплачиваются. Элиту общества составляют политические лидеры, крупные предприниматели, высшие менеджеры и деятели искусства. К зажиточным слоям общества (среднему классу) относят на Западе врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшему слою (бедным) относят неквалифицированных и сельскохозяйственных рабочих, безработных и др. Общество таким образом напоминает пирамиду, построенную на неравенстве доступа к социальным благам.
Принадлежность социальной группы к тому или иному уровню определяется на основе изучения общественного мнения по выбираемым социологам показателям. Социологические исследования свидетельствуют о преобладании в современных западных обществах среднего класса. Он составляет более 60 % от совокупного населения. В России же средний класс составляет менее 21% (данные Т. Заславской) и его структура в значительной мере иная, чем в западных странах, где, например, врачей, учителей, юристов, средних и мелких предпринимателей, служащих и квалифицированных рабочих обычно причисляют к среднему слою. Некоторые авторы вообще выражают сомнение в существовании среднего класса в России. Высший класс в России составляет примерно 0,5% от всего населения.
Многоаспектный анализ показывает, что в основе деления общества на слои, прежде всего, лежат уровень накопленного богатства и доходы людей. С их величиной коррелируют такие показатели как уровень культуры, образования, объем власти и т. п. Чем выше у человека доходы, тем выше, как правило, уровень его образования, культуры, тем большей властью он обладает. Высшие, средние и низшие слои общества, в свою очередь, также неоднородны и имеют весьма сложную структуру.
Как показали исследования социологов, общество порождает целую систему особых механизмов и институтов, поддерживающих и охраняющих сложившуюся стратификационную структуру, которые способствуют тому, чтобы богатые сохраняли свое богатство, а бедные оставались бедными. К ним относятся политические институты, институты собственности, наследования, образования и т. д. Изменение принципов социальной стратификации ведет к изменению этих институтов. Легитимация социального неравенства осуществляется через усвоение людьми определенных представлений, ценностей и норм, убеждающих их в необходимости сохранения сложившейся стратификационной структуры. Ими могут быть мифы, верования, идеологемы и др. Закреплению сложившейся структуры способствуют также законы (нормы права), механизмы социализации и опривычивания.
Важным показателем состояния общества в рамках теории социальной стратификации является социальная мобильность. Это способность (возможность) индивида или группы переходить из одного социального положения (слоя) в другое как по горизонтали, так и по вертикали. Социальная мобильность может выступать критерием демократичности того или иного общества. Чем выше социальная мобильность, тем, как правило, более демократическим является общество. В закрытых (кастовых или сословных) обществах мобильность была минимальной или вовсе отсутствовала. При рабстве, сословном или кастовом обществах люди точно знали свое место. В современных западных обществах социальная мобильность является весьма высокой, никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы это ощущаете интуитивно.
Известно множество факторов социальной мобильности – условий, влияющих на нее. На микроуровне – это непосредственное окружение индивида, его совокупный жизненный ресурс и т.д. На макроуровне – это состояние экономики, уровень развития науки и техники, характер политического режима, система стратификации, природные условия и др.
Наиболее полно принципы стратификации реализовались в США. К высшему классу там относятся 3-4%, среднему – 43-47%, Рабочему классу – 51-43%, низшему – 1-5%. В некоторых странах сохранились пережитки сословного строя6 Англия, Япония, Россия и др.
Социальные общности
Человек обретает свою социальную природу в ходе взаимодействия с другими людьми. Благодаря этим взаимодействиям люди включаются в те или иные социальные общности. Социальными общностями называются структуры, объединяющие людей по какому-либо признаку (профессиональному, политическому, религиозному, месту проживания и т. д.). К возникновению социальных общностей приводит процесс координации, объединения усилий, согласования действий. Социальные общности – это, прежде всего, комплексы социальных действий, ориентированных на взаимную поддержку. В их основе лежит особый тип социальных связей – солидарные связи. Их наличие повышает эффективность действий, защищенность индивидов, способность последних противостоять внешним влияниям, позволяет экономить ресурсы. Развитость и многообразие подобных общностей является существенным признаком высокого уровня организации социальной жизни. Примерами общностей являются классы, толпа, группы и др. Посредством общностей индивид включается в основные социальные процессы, институты.
Социальная общность – это не некое телесное образование, а определенным образом организованный ансамбль (система) социальных действий людей, реализующих солидарные ожидания и ориентации, особое духовное единство. Оно предполагает определенное единство целей, норм (правил) и ценностей. Только на этой основе могут возникать солидарные социальные взаимодействия.
Современная социология выделяет следующие виды социальных общностей: неинтегрированные – массы, агрегации и категории и интегрированные или контактные (обусловленные солидарной социальной связью) – аудитории, круги, толпы, группы, организации. В случае неинтегрированных общностей (множеств) отсутствуют совместные социальные действия (даже при общности целей и интересов). Пример: пассажиры транспортных средств, очередь в магазин и т. п.
Социальные категории выделяются по формальному признаку, без учета наличия социальных связей между ними. В качестве признаков могут выступать возрастные, половые, профессиональные, имущественные и т. д.
Агрегация – это локализованная общность людей, имеющих сходные цели, но не обладающих взаимной направленностью действий (пассажиры конкретного самолета, посетители определенного музея и т. п.).
Массой называются большие общности людей, характеризующиеся однотипными действиями (слушатели или зрители СМИ, покупатели, беженцы, люди, попавшие под влияние паники и т. п.). Люди в массе выступают как отдельные изолированные индивиды, не связанные друг с другом какими-либо узами или обязательствами. Каждый сам за себя. Средства массовых коммуникаций особенно объемно низводят людей до уровня масс, усердно распространяя так называемую массовую культуру.
В контактных общностях социальная связь устанавливается. Она может быть как неустойчивой, кратковременной, так и устойчивой. Аудитория – это одноразовое и непродолжительное прямое взаимодействие выступающего и множества индивидов (концерт, публичная лекция, спектакль и т. п.).
Толпой является спонтанная и кратковременная (неустойчивая) общность людей, объединенная общим импульсом (зеваки, самоорганизовавшаяся очередь, митинг, демонстрация и др.). В толпе происходят прямой обмен мнениями, подражание, спонтанные действия, но возникает и определенная координация действий, появляется импульсивный вожак.
Социальные круги – это люди, собравшиеся вместе (знакомые, профессионалы и т. п.) ради удовлетворения какой-либо потребности (в общении, в научном поиске, в престиже, в установлении деловых связей и др.).
Социальными группами называются устойчивые, целостные комплексы солидарных отношений, определенные социальные организмы, имеющие общие цели и ценности. Таковыми, например, являются семья, производственная бригада, спортивная команда. Устойчивость группе придают система взаимопомощи и эффект вознаграждения (престиж, уважение, перспективы, материальные блага) за групповую солидарность. В группе индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить он вряд ли сможет. Группы отличаются развитой структурой отношений и их институциализацией (возникновением определенных норм группового поведения, их обязательностью, наличием статусов, ролей, санкций, появлением лидера).
Различают первичные и вторичные группы. Первичные /неформальные/ группы возникают на базе личностных контактов, чувстве единства, солидарности. Например, семья, группа болельщиков и др. Вторичные группы создаются для достижения поставленных целей и носят формальный характер. Поэтому их часто называют формальными. Таковыми являются воинское подразделение, учебный класс, цех и т. д. Однако в формальных группах наряду с формальными существуют и неформальные отношения. Соответственно, наряду с формальным лидером появляется и неформальный лидер. Отношения между ними могут быть и весьма сложными.
В социологии группы часто делят на большие и малые. Большими называются группы, состоящие из большого количества людей лично друг с другом не знакомых, но имеющих опосредованные социальные связи. Это молодежь, рабочие, бизнесмены, национальные общности и т. д. В малых группах люди прямо взаимодействуют между собой, а число участников не должно превышать 15 – 20 человек. В них формируется эмоционально-психологическое единство Я и Мы. В больших же группах важным сплачивающим фактором становится идеология.
Особой, наиболее развитой разновидностью групп являются организации. Организация – это объединение людей, имеющих общие интересы, направленное на достижение определенной цели, в котором за каждым членом распределены и закреплены определенные функции (обязанности, права и ответственность). Организацию можно охарактеризовать как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность. Важнейшим признаком организации является синергия, т.е. организационный эффект. Его суть – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источниками этого эффекта выступают одновременность и однонаправленность действий, специализация комбинирование и разделение труда, кооперация и управление. Однако человек, как существо, обладающее собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения, будучи главным элементом организации, привносит в ее функционирование значительную неопределенность и порождает границы управляемости. Важнейшее средство преодоления организационной сложности – формализация отношений. Она состоит в создании стандартных образцов поведения для индивидов и их документальном закреплении в виде правил и норм.
Выделяют два типа организаций: формальные и неформальные. В формальных организациях имеется специальный административный аппарат, координирующий деятельность сотрудников организации. Однако наряду с бюрократическими принципами в организациях действуют и неформальные отношения, которые возникают в ходе общения, взаимодействия сотрудников и повышают эффективность организации.
Глава 3.
Культура
Термин культура происходит от латинского cultura и в буквальном переводе означает возделывание земли. Длительное время культурность ассоциировалась с начитанностью и утонченностью. Однако сегодня возникла существенно иная интерпретация этого термина.
С позиции современной социологии культура – это исключительно сложное и многоплановое явление, присущее отнюдь не только т. н. цивилизованным народам. Она является важнейшим фактором и условием самого существования человеческой социальности, ее смыслообразующим элементом. Культура сплачивает людей и регулирует взаимоотношения между ними с помощью символических феноменов: ценностей, мировоззрения, норм, традиций, критериев, правил и т. п., выступает способом символического, оценочного освоения и упорядочивания мира и действия в нем.
Культура – это генетически не наследуемая система средств, норм, ценностей и идеалов, выраженная через язык, ритуалы, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей друг с другом и со средой обитания, поддерживаются определенные структуры деятельности и общения.
Культура носит искусственный, надприродный характер, т. е. ее феномены в природе не встречаются. Таковы, например, язык, орудия труда, деньги, одежда, политические партии и др. Культурное поведение дополняет биологически-инстинктивные проявления в человеческом поведении, регулирует, а иногда и подавляет их.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!