Социальные институты, статусы и роли — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Социальные институты, статусы и роли

2017-09-10 2816
Социальные институты, статусы и роли 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Любая наука направлена в первую очередь на выявление наиболее устойчивых и неизменных аспектов своего предмета. Указанные аспекты образуют структуру данного предмета. Социология также стремится выявить структуру феномена социального. К социальной структуре общества следует отнести наиболее устойчивые и существенные элементы, образующие социальную систему, а также их связи и взаимоотношения (каркас общества).

Социальная структура формируется в процессе общественного разделения труда, в ходе возникающего на этой основе социального взаимодействия, в частности, обмена ресурсами. Существуют разные подходы к выявлению социальной структуры общества. Рассмотрим, на наш взгляд, один из наиболее разработанных подходов.

С этой точки зрения, социальная структура описывается как совокупность социальных институтов, социальных статусов и ролей (статусно-ролевых стандартов поведения, сформировавшихся в ходе взаимоотношений между индивидами).

Социальный институт – это исторически упорядоченная форма (процедура) осуществления социального взаимодействия индивидов и групп, направленная на удовлетворение определенной фундаментальной потребности людей. Можно сказать, что социальный институт – это наиболее устойчивый вид социального взаимодействия, ориентированный на удовлетворение основных человеческих потребностей. Социальный институт выступает как комплекс установлений и правил, а также как система социального контроля над их исполнением.

Каждый институт осуществляет вполне определенную функцию: обучение новых поколений, защита от врагов, воспроизводство людей, хозяйственная деятельность, здоровье, отдых и т. д. Социальные институты – это наиболее прочные и стабильные элементы (скрепы) в системе социальных связей, воспроизводящие и организующие социальную жизнь. Фундаментальными институтами общества являются производство, семья, религия, образование, собственность, государство и др. Все они возникли в глубокой древности. Теория институционализации является одной из центральных тем социологии.

Социальные институты характеризуются четким распределением функций участников взаимодействия, их прав и обязанностей, разделением труда, формальной регламентацией взаимоотношений и их жесткой регуляцией.

Социальный институт включает в себя рациональные установления (правила, нормы) и аппарат принуждения (в том числе контроль и санкции). Институциональная деятельность, как правило, предполагает наличие учреждений, осуществляющих управление и контроль, а также ресурсов (помещений, оборудования, квалифицированных сотрудников, финансовых средств и т. п.). Однако не следует путать понятие «социальный институт» с понятием «организация». Организация носит более локальный характер. Примером организации является система ВУЗов. Организации являются элементами и формами реализации функций социальных институтов. Наличие организаций – неотъемлемое свойство социального института.

Процесс образования социальных институтов получил название институционализации. Этот процесс подразумевает замену спонтанного поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Процесс институционализации начинается с возникновения потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий. Вслед за этим в ходе стихийного социального взаимодействия появляются необходимые для функционирования соответствующего социального института социальные нормы и правила. С принятием этих норм возникают поддерживающие их санкции. Возникает также система статусов и ролей, охватывающая всех членов института.

Социальные институты состоят из множества ячеек (позиций), которые занимают конкретные люди. Места, которые люди занимают в структуре того или иного социального института, называют социальными статусами (статусными позициями), а требования к поведению тех, кто занял эти позиции (т. е. ожидаемое поведение, соответствующее занимаемому статусу) – их социальными ролями. Статусы – это некие позиции в многомерном социальном пространстве. Примерами социальных статусов являются студент, водитель, мать, президент, мужчина, спортсмен и т.д.

В отличие от статусов роли являются динамическими характеристиками и образуют поведенческий аспект деятельности (функционирования) людей в рамках определенного социального института. Человек должен усвоить образцы поведения, связанные с той или иной статусной позицией. Социальная роль – это прежде всего ожидания и требования, предъявляемые обществом к личности, занимающей определенный статус. Эти требования, следовательно, не зависят от личностных качеств и желаний индивида. Степень регламентации поведения часто прямо пропорциональна высоте статуса.

От социальной роли как таковой следует отличать реальное ролевое поведение личности, которое во многом обусловлено уровнем "вживания" в заданную роль, характером ее личностных интерпретаций, а также жизненным опытом и психотипом личности. Вместе с тем, личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, а социальная роль – как механизм взаимодействия личности и общества.

Каждый социальный институт образует систему взаимосвязанных статусов и ролей, заставляющую образующих его людей выполнять вполне определенную функцию, направленную на удовлетворение конкретных общественных потребностей. Люди действуют здесь по заранее заданному сценарию. Статус и роль оказываются тем самым связанными между собой функциональными отношениями, в основе которых лежит общественное разделение труда. Оно возникает, когда каждый человек выполняет одну и ту же функцию. Это называется специализацией. Вследствие специализации люди вынуждены кооперироваться, обмениваться продуктами своего труда. Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальной структуры (половозрастная, профессиональная, политическая, экономическая).

Учитель (статус), преподающий знания ученикам (функция) играет определенную социальную роль. Неся те или иные затраты (обязанности в ходе взаимодействия), достигая некоторого успеха в своей деятельности, учитель ждет от общества соответствующего вознаграждения. Баланс затрат и вознаграждений создает статус человека.

Особенность статусно-ролевой структуры состоит в том, что люди меняются, а статусы и роли остаются практически в неизменном виде. Занимать одни и те же статусы и играть одни и те же роли одновременно может множество людей. С другой стороны, у одного и того же человека может быть множество различных статусов и ролей (например, отца, сына, студента, работника, водителя и т. д.) и они меняются со временем.

Рассмотрим типологизацию социальных институтов и статусно-ролевой структуры. По степени формализации социальные институты делятся на формальные и неформальные. В первом случае взаимодействие между социальными субъектами регламентируется главным образом законами, постановлениями, инструкциями и т. п., во втором – оно определяется обычаями, устными договоренностями и иными способами регламентации, не зафиксированными формально (соседство, дружба, любовь и др.).

По функциям социальные институты делятся на: экономические (макроинституты: промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы и институционально-нормативные комплексы: собственность, управление, конкуренция, ценообразование и др.), политические (государство, армия, полиция, суд, политические партии, общественно-политические движения и др.); культуры и социализации (наука, искусство, культура, образование, религия и т. д.), институт семьи.

По социально-историческим критериям выделяют традиционные (образующие традиционное общество) и модерновые (присущие индустриальным обществам) институты.

В свою очередь, социальные статусы делятся на врожденные, приписываемые, например, национальность или наследуемый титул и приобретенные (достигаемые), например, статус студента. Приписываемым является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля. В традиционном обществе большинство статусов носило наследуемый характер, в индустриальном же обществе большинство статусов достигаются личными усилиями человека, либо в результате везения.

Различают также личный и социальный статусы. Социальный (в узком значении)статус определяется принадлежностью человека к определенному классу, профессии, национальности и т. п. Личный статус связан с положением, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. В малой группе первенствующую роль играет личный статус, тогда как в широком окружении такую роль играет уже социальный статус. В результате может иметь место несовпадение статусов. Обычно это означает несовпадение рангов статусов. Несовпадение статусов возникает, во-первых, когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; во-вторых, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого статуса.

Выделяют также статусы формализованные (рабочий, инженер, директор и др.) и неформализованные (неформальные лидеры), главные и неглавные, высокие и низкие. Статус банкира, например, в нашем сегодняшнем обществе является высоким, а статус учителя – низким. В США же учитель занимает по своему статусу одно из наиболее высоких мест. Это определяется множеством факторов. Наиболее важными, в частности, являются такие факторы как система ценностей того или иного общества и уровень культуры людей. Главным является тот статус, с которым человек обычно себя отождествляет (я – студент, я – домохозяйка, я – преподаватель и т. п.). Как правило, главный статус связан с профессией или должностью.

Целостную характеристику данной стороны человеческой деятельности дает понятие статусного набора, т. е. совокупности всех статусов индивида. Каждого человека можно охарактеризовать его "статусным набором". Он включает в себя профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические качества и др. Используется также понятие "ролевого набора". Ролевой набор – это совокупность ролей, связанных с определенным статусом. Каждая роль в ролевом наборе выступает совокупностью непохожих на другие отношений, требует особой манеры поведения и общения с людьми. Например, разные манеры поведения используются при общении с подчиненными, коллегами и начальством.

Социальный статус человека связан с определенными обязанностями, правами, привилегиями и ответственностью. Все это необходимо для выполнения соответствующей данному статусу функции. Обязанности указывают, что носитель данного статуса должен делать по отношению к другим носителям статусов. Права свидетельствуют о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности жестко взаимосвязаны между собой. Выполняя те или иные обязанности, человек несет перед другими людьми определенную ответственность. Формы проявления ответственности очень многообразны.

Чем больше у человека обязанностей и чем более они важны для общества, тем больше у него прав и привилегий, тем выше ранг статуса. Ранги обычно делят на низкие, средние и высокие. Иерархия статусов порождает у людей стремление достичь более высокого статуса, чем тот, которым они уже обладают. Более высокие статусы оказываются и более престижными.

Статусные позиции связаны друг с другом через систему прав и обязанностей. Например, позиция преподавателя имеет смысл только в связи с позицией студента и ректора и т. д., а в конечном счете она определена относительно всей системы образования.

Большое значение при описании статусно-ролевой структуры общества играют понятия «статусный символ» и «статусный образ». Статусные символы – это внешние знаки отличия, разграничивающие представителей разных статусов. Например, мужчины и женщины, разные сословия носят различную одежду. Военные носят форму. Функции статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты и манеры поведения. Статусный образ – это совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о правах, обязанностях и поведении человека в соответствии с его статусом.

Человек обычно склонен отождествлять себя со своим статусом и статусным образом (статусная идентификация). Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация. Для людей характерно и статусное видение мира. Человек обычно смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом.

Вследствие статусно-ролевой дифференциации людей возникает общая социальная дифференциация общества как по горизонтали, так и по вертикали. Люди начинают располагаться на разных ступенях общественной лестницы. Общество иерархизируется, в нем возникает сложная система статусно-ролевых позиций, связанных друг с другом через систему прав и обязанностей. С развитием общества эта статусно-ролевая структура меняется.

 

Рассмотрим в качестве примера социального института институт семьи. Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом. Брак – это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая и санкционирующая их половую жизнь и устанавливающая супружеские и родительские права и обязанности. Семья является более сложной системой отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей и других родственников.

Формы и функции семьи зависят от общественных отношений и уровня культурного развития общества. Важнейшие функции семьи определяются целым рядом фундаментальных потребностей людей. Среди важнейших: репродуктивная функция (воспроизводство поколений), хозяйственно-экономическая функция, воспитательная и восстановительная функции, функция воспроизводства общественных отношений, функция социализации (передачи опыта из поколения к поколению), функция передачи статуса (сословных имуществ), функции эмоционального удовлетворения, сексуального регулирования, защитная, интегративная (сплочение усилий), коммуникативная (общение) и др. Выделяют следующие виды семьи: нуклеарная (родители и их дети), расширенная (включающая других родственников). Особенностью семьи является преобладание в ней эмоционального начала над рациональным.

Социальная стратификация

 

Расположенные друг над другом социальные слои называются стратами. В совокупности они составляют социальную стратификацию общества. Эта тема в социологии является центральной. Понятие "стратификация" заимствовано из геологии, где оно означает разрез пластов земли по вертикали. В социологии стратификация – это дифференциация страт, а страта – это социальная группа с определенным социально-экономическим статусом.

Социальная стратификация – это деление общества на слои, выражающие реально существующее в обществе социальное неравенство, а также сам процесс расслоения общества, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам.

Социальная стратификация характерна для любого общества, не только современного, но и традиционного и даже примитивного. Цель социальной стратификации как метода исследования – представление общества в разрезе по горизонтали и по вертикали. В основе этого метода лежит феномен социального неравенства, существующий вследствие непрерывного действия механизма социальной дифференциации.

В настоящее время в социологии нет единого понимания причин этого феномена. Выделяются две точки зрения: функционалистский и конфликтологический подходы.

Согласно первому социальное неравенство возникает из-за дифференциации социальных функций по их содержанию, т. е. по причине разделения труда между разными социальными группами, а также по значимости этих функций для общества, вследствие иерархизации групп, классов и слоев, выполняющих эти функции. Иерархическая лестница, как утверждает Т. Парсонс, определяется не только функциональной целесообразностью, но и господствующими в обществе ценностями.

Конфликтологический подход понимает неравенство как результат борьбы социальных групп и классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов.

Для теоретического описания социального неравенства используется понятие социального пространства. Оно многомерно. Соотнося положения индивидов в этом пространстве по таким параметрам как пол, национальность, доход, профессия и др., социологи выявляют реальное положение той или иной социальной группы, ранжируют группы по их положению на социальной лестнице. Понятие социального пространства позволяет измерять статус и диапазоны разрыва между статусами.

М. Вебер различал два вида социального неравенства: экономическое и статусное. Они в значительной мере автономны друг относительно друга. Статусное неравенство находятся "в сфере распределения престижа" (Вебер). Один из основоположников теории социальной стратификации П. Сорокин в противовес марксистской идее социально-классового деления общества, исходил из многомерности пространства стратификации, множественности стратификационных критериев.

Можно выделить различные виды социальной структуры: половозрастную, профессиональную, политическую, экономическую и др. Теория социальной стратификации выделяет различные типы стратификационных систем и способы их установления. Например, это:

1. Физико-генетическая стратификационная система. Дифференциация в ней осуществляется по полу, возрасту, физическим данным. Эта система поддерживается силой принуждения или обычая.

2. Рабовладельческая стратификационная система. Дифференциация строится на основе прав собственности и гражданства силой военного принуждения.

3. Кастовая система основана на религиозном и этническом разделении труда с помощью религиозного ритуала.

4. Сословная система в своей основе имеет обязанности перед государством и детерминируется силой права.

5. Классовая система строится в соответствии с размерами собственности (отношением к средствам производства) и регулируется рыночным обменом.

6. Соиально-профессиональная система делит людей по роду занятий и квалификации. Различение осуществляется, например, при помощи образовательных сертификатов.

7. Культурно-нормативная система дифференцирует людей по стилям жизни. Способом детерминации здесь выступает моральное регулирование или подражание.

8. Культурно-символическая система дифференциации связана с обладанием сакральным знанием (посвящением) и детерминируется религиозным, технократическим или идеологическим манипулированием и др.

В наиболее обобщенном виде, как правило, выделяют три основных социальных слоя (страты): высший (богатые), средний (средний класс) и низший (бедные). Рабочий класс обычно либо выделяют в самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами, либо разделяют: квалифицированных рабочих относят к среднему классу, а неквалифицированных – к бедным.

Главное достояние высшего класса – накопленное богатство, а не доходы. Богатые из высшего класса имеют более высокое образование и больший объем власти. Они занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии, которые лучше оплачиваются. Элиту общества составляют политические лидеры, крупные предприниматели, высшие менеджеры и деятели искусства. К зажиточным слоям общества (среднему классу) относят на Западе врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшему слою (бедным) относят неквалифицированных и сельскохозяйственных рабочих, безработных и др. Общество таким образом напоминает пирамиду, построенную на неравенстве доступа к социальным благам.

Принадлежность социальной группы к тому или иному уровню определяется на основе изучения общественного мнения по выбираемым социологам показателям. Социологические исследования свидетельствуют о преобладании в современных западных обществах среднего класса. Он составляет более 60 % от совокупного населения. В России же средний класс составляет менее 21% (данные Т. Заславской) и его структура в значительной мере иная, чем в западных странах, где, например, врачей, учителей, юристов, средних и мелких предпринимателей, служащих и квалифицированных рабочих обычно причисляют к среднему слою. Некоторые авторы вообще выражают сомнение в существовании среднего класса в России. Высший класс в России составляет примерно 0,5% от всего населения.

Многоаспектный анализ показывает, что в основе деления общества на слои, прежде всего, лежат уровень накопленного богатства и доходы людей. С их величиной коррелируют такие показатели как уровень культуры, образования, объем власти и т. п. Чем выше у человека доходы, тем выше, как правило, уровень его образования, культуры, тем большей властью он обладает. Высшие, средние и низшие слои общества, в свою очередь, также неоднородны и имеют весьма сложную структуру.

Как показали исследования социологов, общество порождает целую систему особых механизмов и институтов, поддерживающих и охраняющих сложившуюся стратификационную структуру, которые способствуют тому, чтобы богатые сохраняли свое богатство, а бедные оставались бедными. К ним относятся политические институты, институты собственности, наследования, образования и т. д. Изменение принципов социальной стратификации ведет к изменению этих институтов. Легитимация социального неравенства осуществляется через усвоение людьми определенных представлений, ценностей и норм, убеждающих их в необходимости сохранения сложившейся стратификационной структуры. Ими могут быть мифы, верования, идеологемы и др. Закреплению сложившейся структуры способствуют также законы (нормы права), механизмы социализации и опривычивания.

Важным показателем состояния общества в рамках теории социальной стратификации является социальная мобильность. Это способность (возможность) индивида или группы переходить из одного социального положения (слоя) в другое как по горизонтали, так и по вертикали. Социальная мобильность может выступать критерием демократичности того или иного общества. Чем выше социальная мобильность, тем, как правило, более демократическим является общество. В закрытых (кастовых или сословных) обществах мобильность была минимальной или вовсе отсутствовала. При рабстве, сословном или кастовом обществах люди точно знали свое место. В современных западных обществах социальная мобильность является весьма высокой, никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы это ощущаете интуитивно.

Известно множество факторов социальной мобильности – условий, влияющих на нее. На микроуровне – это непосредственное окружение индивида, его совокупный жизненный ресурс и т.д. На макроуровне – это состояние экономики, уровень развития науки и техники, характер политического режима, система стратификации, природные условия и др.

Наиболее полно принципы стратификации реализовались в США. К высшему классу там относятся 3-4%, среднему – 43-47%, Рабочему классу – 51-43%, низшему – 1-5%. В некоторых странах сохранились пережитки сословного строя6 Англия, Япония, Россия и др.

 

 

Социальные общности

 

Человек обретает свою социальную природу в ходе взаимодействия с другими людьми. Благодаря этим взаимодействиям люди включаются в те или иные социальные общности. Социальными общностями называются структуры, объединяющие людей по какому-либо признаку (профессиональному, политическому, религиозному, месту проживания и т. д.). К возникновению социальных общностей приводит процесс координации, объединения усилий, согласования действий. Социальные общности – это, прежде всего, комплексы социальных действий, ориентированных на взаимную поддержку. В их основе лежит особый тип социальных связей – солидарные связи. Их наличие повышает эффективность действий, защищенность индивидов, способность последних противостоять внешним влияниям, позволяет экономить ресурсы. Развитость и многообразие подобных общностей является существенным признаком высокого уровня организации социальной жизни. Примерами общностей являются классы, толпа, группы и др. Посредством общностей индивид включается в основные социальные процессы, институты.

Социальная общность – это не некое телесное образование, а определенным образом организованный ансамбль (система) социальных действий людей, реализующих солидарные ожидания и ориентации, особое духовное единство. Оно предполагает определенное единство целей, норм (правил) и ценностей. Только на этой основе могут возникать солидарные социальные взаимодействия.

Современная социология выделяет следующие виды социальных общностей: неинтегрированные – массы, агрегации и категории и интегрированные или контактные (обусловленные солидарной социальной связью) – аудитории, круги, толпы, группы, организации. В случае неинтегрированных общностей (множеств) отсутствуют совместные социальные действия (даже при общности целей и интересов). Пример: пассажиры транспортных средств, очередь в магазин и т. п.

Социальные категории выделяются по формальному признаку, без учета наличия социальных связей между ними. В качестве признаков могут выступать возрастные, половые, профессиональные, имущественные и т. д.

Агрегация – это локализованная общность людей, имеющих сходные цели, но не обладающих взаимной направленностью действий (пассажиры конкретного самолета, посетители определенного музея и т. п.).

Массой называются большие общности людей, характеризующиеся однотипными действиями (слушатели или зрители СМИ, покупатели, беженцы, люди, попавшие под влияние паники и т. п.). Люди в массе выступают как отдельные изолированные индивиды, не связанные друг с другом какими-либо узами или обязательствами. Каждый сам за себя. Средства массовых коммуникаций особенно объемно низводят людей до уровня масс, усердно распространяя так называемую массовую культуру.

В контактных общностях социальная связь устанавливается. Она может быть как неустойчивой, кратковременной, так и устойчивой. Аудитория – это одноразовое и непродолжительное прямое взаимодействие выступающего и множества индивидов (концерт, публичная лекция, спектакль и т. п.).

Толпой является спонтанная и кратковременная (неустойчивая) общность людей, объединенная общим импульсом (зеваки, самоорганизовавшаяся очередь, митинг, демонстрация и др.). В толпе происходят прямой обмен мнениями, подражание, спонтанные действия, но возникает и определенная координация действий, появляется импульсивный вожак.

Социальные круги – это люди, собравшиеся вместе (знакомые, профессионалы и т. п.) ради удовлетворения какой-либо потребности (в общении, в научном поиске, в престиже, в установлении деловых связей и др.).

Социальными группами называются устойчивые, целостные комплексы солидарных отношений, определенные социальные организмы, имеющие общие цели и ценности. Таковыми, например, являются семья, производственная бригада, спортивная команда. Устойчивость группе придают система взаимопомощи и эффект вознаграждения (престиж, уважение, перспективы, материальные блага) за групповую солидарность. В группе индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить он вряд ли сможет. Группы отличаются развитой структурой отношений и их институциализацией (возникновением определенных норм группового поведения, их обязательностью, наличием статусов, ролей, санкций, появлением лидера).

Различают первичные и вторичные группы. Первичные /неформальные/ группы возникают на базе личностных контактов, чувстве единства, солидарности. Например, семья, группа болельщиков и др. Вторичные группы создаются для достижения поставленных целей и носят формальный характер. Поэтому их часто называют формальными. Таковыми являются воинское подразделение, учебный класс, цех и т. д. Однако в формальных группах наряду с формальными существуют и неформальные отношения. Соответственно, наряду с формальным лидером появляется и неформальный лидер. Отношения между ними могут быть и весьма сложными.

В социологии группы часто делят на большие и малые. Большими называются группы, состоящие из большого количества людей лично друг с другом не знакомых, но имеющих опосредованные социальные связи. Это молодежь, рабочие, бизнесмены, национальные общности и т. д. В малых группах люди прямо взаимодействуют между собой, а число участников не должно превышать 15 – 20 человек. В них формируется эмоционально-психологическое единство Я и Мы. В больших же группах важным сплачивающим фактором становится идеология.

Особой, наиболее развитой разновидностью групп являются организации. Организация – это объединение людей, имеющих общие интересы, направленное на достижение определенной цели, в котором за каждым членом распределены и закреплены определенные функции (обязанности, права и ответственность). Организацию можно охарактеризовать как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность. Важнейшим признаком организации является синергия, т.е. организационный эффект. Его суть – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источниками этого эффекта выступают одновременность и однонаправленность действий, специализация комбинирование и разделение труда, кооперация и управление. Однако человек, как существо, обладающее собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения, будучи главным элементом организации, привносит в ее функционирование значительную неопределенность и порождает границы управляемости. Важнейшее средство преодоления организационной сложности – формализация отношений. Она состоит в создании стандартных образцов поведения для индивидов и их документальном закреплении в виде правил и норм.

Выделяют два типа организаций: формальные и неформальные. В формальных организациях имеется специальный административный аппарат, координирующий деятельность сотрудников организации. Однако наряду с бюрократическими принципами в организациях действуют и неформальные отношения, которые возникают в ходе общения, взаимодействия сотрудников и повышают эффективность организации.

 

 

Глава 3.

Культура

 

Термин культура происходит от латинского cultura и в буквальном переводе означает возделывание земли. Длительное время культурность ассоциировалась с начитанностью и утонченностью. Однако сегодня возникла существенно иная интерпретация этого термина.

С позиции современной социологии культура – это исключительно сложное и многоплановое явление, присущее отнюдь не только т. н. цивилизованным народам. Она является важнейшим фактором и условием самого существования человеческой социальности, ее смыслообразующим элементом. Культура сплачивает людей и регулирует взаимоотношения между ними с помощью символических феноменов: ценностей, мировоззрения, норм, традиций, критериев, правил и т. п., выступает способом символического, оценочного освоения и упорядочивания мира и действия в нем.

Культура – это генетически не наследуемая система средств, норм, ценностей и идеалов, выраженная через язык, ритуалы, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей друг с другом и со средой обитания, поддерживаются определенные структуры деятельности и общения.

Культура носит искусственный, надприродный характер, т. е. ее феномены в природе не встречаются. Таковы, например, язык, орудия труда, деньги, одежда, политические партии и др. Культурное поведение дополняет биологически-инстинктивные проявления в человеческом поведении, регулирует, а иногда и подавляет их.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.