Специфика обучения взрослого человека — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Специфика обучения взрослого человека

2017-09-10 1448
Специфика обучения взрослого человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Попытаемся разобраться в предпосылках, которые формиру­ют социально-андрагогическую специфику обучения как деятель­ности взрослого человека. Потребность в обновлении информации является базовой человеческой потребностью и во многом определяет поведение каждого из нас. Необходимость постоянного обновления знаний, умений, навыков, приобретения до­полнительного образовательного опыта обусловлена:

— постоянным появлением в жизни взрослого человека про­блем, решение которых требует от него дополнительного приоб­ретения знаний, умений, навыков, опыта деятельности, смены установок, объективно становящихся источником мотивации к обучению;

— наличием у людей любого возраста своих информационных запросов;

— способностью человека к обучению независимо от его воз­раста, в силу природной динамики структур, отвечающих в орга­низме за процессы обновления информации и позволяющих ком­пенсировать последствия возрастного ослабевания, затухания ряда познавательных функций;

— накоплением каждым из нас в ходе жизнедеятельности опы­та, способного становиться содержательной основой образования для других и для себя (при условии его осмысления).

К сожалению, в нашем обществе еще существует социальный стереотип восприятия образования как чего-то для других, для внешнего предъявления (на уровне аттестата, свидетельства или иного документа). На самом деле само происхождение слова под­сказывает, что прежде всего это путь создания собственного не­повторимого образа. И путь этот простирается через все простран­ство жизнедеятельности каждого из нас. Продолжая анализ спе­цифики образования взрослых, попробуем разобраться в том, за­чем современному взрослому человеку учиться; выяснить, чему он может учиться, у кого, где и как.

Современное понимание обучения как направленного инфор­мационного взаимодействия человека с миром, окружающими людьми, самим собой делает очевидным необходимость его про­должения на протяжении всего периода жизни. Однако в содер­жательном и деятельностном отношении на каждом из этапов это происходит по-разному. Образовательная информация может нес­ти для взрослого различную смысловую нагрузку. Она зависит от того, зачем в данный момент «по жизни» человеку требуется про­должить обучение.

На разных этапах жизнедеятельности перед разными людьми встают аналогичные задачи: самосохранения и развития как при­родного существа (продолжительность жизни, здоровье, воспита­ние потомства); реализации как существа социального (адапта­ция и мобильность на рынке труда), культурного (соответствие уровню развития культуры и цивилизации, современное представ­ление о мире), духовно активного (экзистенциальная проблема­тика, самореализация, духовное развитие). Способность осозна­ния и сохранения своей сущности в изменяющемся мире пред­стает как одна из главных задач жизни, которую невозможно ре­шить вне контекста пожизненного образования. Что же должно стать универсальным содержанием такого образования?

Круг тем, предназначенных для обязательного освоения в ходе жизнедеятельности, обусловлен общностью для всех людей:

возрастной проблематики (кризисы возраста, гормональные эпохи);

последовательной смены образовательной ситуации (воспитан­ник детского сада, школьник, студент и т.д.);

принятия и смены аналогичных семейных ролей (дети, внуки — супруги — родители — теща, тесть, свекр, свекровь — (пра) дедушка, (пра) бабушка и др.);

экзистенциональных кризисов (поиски смысла жизни);

типичных социальных и социально-психологических, стрессовых ситуаций (смена работы, переезд, миграция, уход из жизни близ­ких, выход на пенсию и др.);

выполнения общественной миссии, носящей знаковый характер (служба в армии, работа в структурах власти);

решения нравственных проблем, имеющих вечный характер (Доб­ро и Зло, Благо, Долг и т.д.).

Кроме того, на фоне разнообразия информационных потреб­ностей и запросов, отличающих сегодня взрослых и взрослею­щих людей друг от друга, общее для всех (инвариантное) содер­жание обучения формируется в зависимости от потребностей времени.

Например, в настоящее время в структуру содержания обуче­ния входят:

— формирование картины мира, адекватной уровню развития современного знания;

— умение работать с информационными потоками в условиях изменяющегося общества;

— культура коммуникации в системах «человек—человек», «че­ловек—компьютер», «человек—компьютер— человек»;

— освоение проектной деятельности как способа изменения действительности;

— освоение новых социально-экономических реалий;

— сохранение здоровья;

— изучение и освоение собственного человеческого потенциа­ла развития;

— духовное развитие в ноосферную эпоху.

Будучи одинаково новым и необходимым для всех, это содер­жание должно осваиваться параллельно в системе школьного, ву­зовского и всех видов образования взрослых.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.