Неравномерность и противоречивость прогресса — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Неравномерность и противоречивость прогресса

2017-09-10 393
Неравномерность и противоречивость прогресса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Мировое развитие на пороге ХХ века: новые процессы и усложнение системы взаимодействия в миром сообществе.

2. Альтернативы разрешения ключевых социально-экономических и политических проблем России в начале ХХ века.

3. Первая российская революция 1905–07 гг.: стратегия и тактика основных классово-политических сил. Ход, итоги и последствия революции.

4. Государственная дума 1906–17 гг.: первый опыт российского парламентаризма.

5. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина – последняя попытка эволюционной модернизации Российской империи, причины незавершенности реформ.

6. Нарастание противоречий в мире. Россия в Первой мировой войне: крах державно-имперских амбиций, нарастание всеобщего кризиса в стране. Февраль 1917 года.

 

Термины и понятия: Русско-японская война, империализм, «Кровавое воскресенье», Манифест 17 октября, Государственная дума, парламентаризм, права и свободы, партии, хутора и отруба, революция.

Важнейшие события: реформы Витте, русско-японская война, Первая российская революция, отмена выкупных платежей, Манифест 17 октября 1905 г., издание Основных законов Российской империи 1906 г., деятельность Государственных дум I–IV созыва, Столыпинская аграрная реформа, третьеиюньский переворот, образование Антанты, Первая мировая война, начало1917 г.

Проблемы для самостоятельного изучения:

Россия в системе международных отношений начала XX века.

Русско-японская война 1904–1905 гг.

Особенности монополистического капитала в России в конце XIX – начале XX в.

Образование консервативно-монархических и либеральных политических партий в период революции 1905–1907 годов. Их программы и тактика.

Российская наука и образование в конце XIX – начале XX в.

Российская литература и искусство конца XIX – начала XX в.

Вопросы для самоконтроля:

1. Обдумайте новые явления и процессы мирового развития на рубеже XIX–XX вв.?

2. В чем состояли противоречия и трудности развития российского общества в начале XX века?

3. Какие причины вызвали революционные события 1905 года?

4. Какие социально-политические силы боролись в период революции 1905–1907 гг.?

5. Какие альтернативы развития предлагали различные политические силы в революции 1905–1907 гг.?

6. Как оценили и какие политические выводы сделали из царского «Манифеста 17 октября 1905 г.» различные политические силы?

7. Обдумайте важнейшие итоги и уроки революции 1905–1907 гг.?

8. Какие социально-экономические и политические реформы провел С.Ю. Витте?

9. В чем замысел и суть аграрной и переселенческой реформ П.А. Столыпина?

10. Покажите основные черты российского парламентаризма, проявившиеся в период работы четырех Государственных Дум?

11. Почему самодержавие распустило I и II Государственные думы?

12. Как проявляло себя правомонархическое движение в России?

13. Охарактеризуйте основные либеральные партии в России?

14. Дайте характеристику российским революционистским политическим партиям?

Вопросы для обсуждения и дискуссий:

1. Не было ли непримиримых противоречий во внешней политики Российской империи и задач внутреннего развития страны в начале ХХ века?

2. Если бы у России вдруг оказалось двадцать лет спокойного развития, удалось бы реформировать Россию по Столыпинскому сценарию?

3. Почему власть не дала реализовать либеральный сценарий?

Темы рефератов и презентаций:

1. Россия и мир на пороге ХХ века: новые процессы и усложнение международной системы взаимоотношений.

2. Николай II между вызовами модернизации и традициями абсолютизма.

3. Ускорение индустриального развития России в начале ХХ века и социально-экономические противоречия.

4. Российская внешняя политика в период правления Николая II.

5. Противоречия модернизации политической жизни Российской империи: власть и общество в думский период.

6. Национальный вопрос в Российской империи ХХ века.

7. Сборник «Вехи». Споры о месте русской интеллигенции.

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 496 с. – ISBN 978-5-394-01949-4.

URL: http://znanium.com/bookread.php?book=415074

2. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 639 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-004430-9, 1500 экз. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

3. Отечественная история. XX – начало XXI веков: учебное пособие / Под ред. А.В. Ушакова. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 448 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-8199-0463-3, 1500 экз. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=213997

4. Отечественная история. Курс лекций / С.П. Бычков, Ю.П. Дусь. – М.: Форум, 2011. – 320 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-91134-490-0, 1000 экз. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=215741

 

Дополнительная литература:

1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

2. Власть и общество. Российский политический процесс XX столетия. М., 1996.

3. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996.

4. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991.

5. Гапон Г.А. История моей жизни. М., 1990.

6. Демин В.А. Государственная дума России (1906–1917): механизм функционирования. М., 1996.

7. История России. XX век. М., 1997.

8. История России. ХХ век: 1894–1939. М., 2009.

9. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Т.1-2. М., 1992.

10. Ленин В.И. Доклад о революции 1905г. // Полное собрание сочинений. Т. 30.

11. Ленин В.И. К оценке русской революции // Полное собрание сочинений. Т.17.

12. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.

13. Черкасов П. Чернышевский Д. История императорской России. От Петра Великого до Николая II. М., 1994.

14. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.

15. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX. Энциклопедия. М., 1996.

16. Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX. М., 1995.

17. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.

18. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис. М., 2014.

19. Сороко-Цюпа О.С. Мир в начале XX века М., 1992.

20. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. М., 1991.

21. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Т.2. М., 1990.

22. Поцелуев В.А. История России ХХ столетия: основные проблемы. М., 1997.

 

Электронные ресурсы:

1. http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=841

2. http://kpfu.ru/main_page?p_sub=13055

3. http://kpfu.ru/docs/F1662030075/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF%20(1).doc

4. http://www.edu.ru/

5. http://www.magister.msk.ru/library/history/

6. http://znanium.com/

7. http://e.lanbook.com/

Тема 6. Советская Россия и мир в 1920 - 30-е годы

1. «Вторая русская смута».

2. Создание советской политической и экономической системы.

3. Развитие индустриальных стран в 1920–1930-е гг.

4. Социалистический вариант модернизации: замысел, составные элементы, особенности.

5. «Версальская система» и первые попытки складывания единого мирового пространства. Лига наций.

 

Термины и понятия: Военный коммунизм, НЭП, «большой террор», ГУЛАГ, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, концессия, кулак, культурная революция, Народный фронт, нацизм (национал-социализм), политика «умиротворения агрессора», социалистический реализм, социалистическое соревнование, социально ориентированная рыночная экономика, сталинизм, стахановское движение, тоталитарное государство, фашизм.

 

Важнейшие события: Октябрьская революция, разгон Учредительного собрания, гражданская война, подписание Брестского мира, Генуэзская конференция, полоса признания СССР, курс на форсированную индустриализацию, курс на коллективизацию, первые пятилетки, открытие Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб), Сталинградского тракторного завода, ввод в действие автозавода АМО, Саратовского завода комбайнов, пуск Днепрогэса, голод в зерновых районах страны, революция в Испании, вторжение японских войск в Маньчжурию, деятельность «Союза марксистов-ленинцев», приход фашизма к власти в Италии, Германии, начало «нового курса» Ф. Рузвельта в США, установлены дипломатические отношения с США, мятеж фашистов во Франции, первый Всесоюзный съезд советских писателей, вступление СССР в Лигу Наций, захват фашистской Италией Эфиопии, принятие новой Конституции СССР, создание Антикоминтерновского пакта (Германия, Япония, Италия), аншлюс Австрии Германией, советско-японский конфликт на озере Хасан, Мюнхенское соглашение, публикация «Краткого курса ВКП (б)», XVIII съезд ВКП (б), сделавший вывод о построении основ социализма в СССР, советско-японский конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии.

Проблемы для самостоятельного изучения:

Приход большевиков к власти.

Противоречия стран-победительниц после первой мировой войны и средства их разрешения.

Военный коммунизм, НЭП.

Образование СССР.

Причины и особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Характеристика либеральных государств.

Истоки европейского тоталитаризма.

Установление германской гегемонии в Европе.

Советская внешняя политика в 1930-е гг.: основные направления и противоречия.

Формирование плановой экономики и первые пятилетки СССР.

Изменения в области идеологии и культуры.

Политическая борьба по вопросам коллективизации.

Формирование очагов военной агрессии в 1930-е гг.

Коминтерн и гражданская война в Испании 1936–1939 гг.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие варианты выхода из кризиса предлагали демократические и тоталитарные режимы?

2. Чем было обусловлено установление тоталитарных режимов в ряде стран Европы?

3. Что было нового в политическом курсе Ф. Рузвельта? Почему США устранились от активного вмешательства в европейскую и дальневосточную политику?

4. Чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обоснуйте органическую связь фашизма и войны.

5. Определите главные особенности советской модели индустриализации. Существовала ли взаимосвязь между курсом на форсированную индустриализацию и сплошной коллективизацией?

6. Назовите причины победы И.В. Сталина и его окружения во внутрипартийной борьбе.

7. Какие цели преследовали организаторы массовых политических репрессий середине 1930-х г.?

8. Почему курс на унификацию и жесткую регламентацию духовной жизни общества стал в 1930-е гг. определяющим.

9. Какова роль репрессивных органов в формировании советской системы?

10. Почему США, олицетворяя технический прогресс того времени, стал центром мирового экономического кризиса?

11. Какие явления и факты общественно-политической жизни страны свидетельствует о том, что к 1929 г. И.В. Сталин смог окончательно установить режим личной власти.

12. Почему французским фашистам не удалось прийти к власти? Определите социальную и политическую базу Народного фронта во Франции.

13. Каковы особенности проявления мирового экономического кризиса в Германии и его последствия?

 

Вопросы для обсуждения и дискуссий:

1. Октябрь 1917 г. в истории России и мира.

2. «Великая депрессия»: итоги и уроки.

3. Судьба социал-демократии в XX веке.

4. Формирование советской элиты.

5. Почему демократическим силам не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

Темы рефератов и презентаций:

1. Кризис 1918–1920 гг. в Европе и Гражданская война в России.

2. Сравните итальянский фашизм и германский нацизм как два тоталитарных режима.

3. Сравните деятельность правительства Народного фронта во Франции и «нового курса» Ф. Рузвельта.

4. Идея европейской гегемонии и проблема европейской безопасности в конце 1920-х – 1930-е гг.

5. Повседневность 1930-х гг.

6. Формирование культа личности Сталина.

7. Конституция «победившего социализма».

8. Власть и интеллигенция.

9. Репрессии и политические процессы 1930-х гг.

10. СССР и Германия в 1930-е гг.

11. Европейская дипломатия советского государства.

12. Дальневосточная политика советского правительства.

 

Электронные ресурсы:

1. http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=841

2. http://kpfu.ru/main_page?p_sub=13055

3. http://kpfu.ru/docs/F1662030075/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF%20(1).doc

4. http://www.edu.ru/

5. http://www.magister.msk.ru/library/history/

6. http://znanium.com/

7. http://e.lanbook.com/

 

Основная литература:

1. Скворцова Е.М. История Отечества: учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 845 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=391382 ЭБС "Знаниум".

2. Нестеренко Е.И. История России: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 296 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=330409 ЭБС "Знаниум".

3. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс] / Л.И. Ольштынский. – М.: Издательство: Логос, 2012. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=469156 ЭБС "Библиороссика".

4. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2015. – 592 с.

 

Дополнительная литература:

1. Балаян Л.А. Сталин. Отец народа. М., 2011.

2. Булавка Л.А. Феномен советской культуры. М., 2008.

3. Верт Николя. Террор и беспорядок: сталинизм как система. М., 2010.

4. Виола Линн. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М., 2010.

5. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917–1991. М., 2009.

6. Гулаг: экономика принудительного труда. М., 2008.

7. Дюллен Сабин. Сталин и его дипломаты. Советский Союз и Европа. 1930–1939гг. М., 2009.

8. История сталинизма: Итоги и проблемы изучения: материалы международной научной конференции. М., 2011.

9. Кондрашин В.В. Голод 1932–1933 годов: трагедия российской деревни. М., 2008.

10. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». М., 2010.

11. Рыклин М. Свобода и запрет. Культура в эпоху террора. М., 2008.

12. 1937-й: статьи и документы / ред. Ю. Здоровов. М., 2007.

13. Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.