Модуль 1. Россия (СССР) в 1917-1941 гг. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Модуль 1. Россия (СССР) в 1917-1941 гг.

2017-09-10 318
Модуль 1. Россия (СССР) в 1917-1941 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Обстановка в стране к началу 1917 г.: старые проблемы в новых условиях.
  2. Расстановка общественных сил весной-осенью 1917 г.
  3. Российская социал-демократия весной-осенью 1917 г.
  4. Революция глазами обывателя.
  5. Революционные события глазами историка.
  6. Возможность «третьего пути» при «двуумвирате» Керенского-Корнилова.
  7. Кризис представительной демократии и социалистическая идея в сентябре-октябре 1917 г.
  8. «Триумфальное шествие Советской власти»: пролетарско-якобинская диктатура или пролетарско-крестьянская демократия?
  9. Выход страны из империалистической войны.
  10. Поляризация сил внутри страны весной-летом 1918 г.
  11. «Три цвета» Гражданской войны.
  12. Самоопределение народов и создание национальной государственности.
  13. Культура Советской России (1917–1920).
  14. Экономические трудности страны в 1920–1921 гг. Сущность и первые шаги НЭПа.
  15. Два подхода к решению национального вопроса в 1922 – 1924 гг.
  16. Внутрипартийная драма первой половины 1920-х гг.
  17. Курс на индустриализацию, или как свертывали НЭП.
  18. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика.
  19. Международное положение и внешняя политика СССР (1925-1935 гг.).
  20. Упрочение тоталитаризма. Диктаторский режим в СССР.

Модуль 2. Советское общество в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время (1941-1953 гг.).

  1. Международное положение и внешняя политика СССР накануне войны.
  2. Культура 1920-1930-х гг.
  3. Русское зарубежье: поиски жизненного пространства.
  4. Фашистское нашествие. Первые неудачи.
  5. Моральные и материальные трудности первого периода Великой Отечественной войны.
  6. Битва за Москву.
  7. Неустойчивое равновесие на фронтах: боевые действия зимой-летом 1942 г.
  8. Коренной перелом в ходе войны.
  9. Изгнание немецко-фашистских захватчиков с советской земли.
  10. Итоги и цена победы.
  11. Восстановление советской экономики: цена успеха.
  12. Укрепление тоталитаризма.

13. Идеология и культура.

  1. Ужесточение внешней политики в послевоенные годы.

Модуль 3. СССР в 1953-2007 гг.

1. Борьба демократической и тоталитарной тенденций после смерти Сталина.

2. Экономика СССР после смерти Сталина: альтернативы, реформы, контрреформы.

3. «Оттепель» в духовной жизни.

4. Развитие науки и образования.

5. Мирное сосуществование: успехи и противоречия.

6. Консервация политического режима в период власти Л.И. Брежнева.

7. Экономика «развитого социализма».

8. Идеологизация жизни страны в середине 60-х – середине 80- х гг.

9. Политика разрядки: надежды и результаты.

10. Реформа политической системы в 1985-1991 гг.: цели, этапы, итоги.

11. Экономические реформы: традиции и новаторство.

12. Политика «гласности»: достижения и издержки.

13. Диалектика «Нового политического мышления».

14. Переход к рынку: замыслы и первые итоги.

15. Развитие политической системы после августа 1991 г.

16. Внешняя политика России в 1991 – 1995 г.

 

IV. Контроль качества освоения дисциплины

Система оценивания результатов обучения

Дисциплина состоит из 4-х модулей: 3-х модулей учебных и 1 – го - итогового (экзамен). Всего студент может набрать max – 350 баллов, min – 150 баллов; за экзамен –от 10 до 50 баллов.

В процессе обучения студент оценивается помодульно.

Студенту, набравшему максимальную сумму балов, экзамен может быть засчитан автоматически.

В случае устного ответа на экзамене критериями оценки «отлично» являются:

- четкий, краткий, обоснованный ответ;

- правильное использование терминологии и знание хронологии событий, карты;

- уверенные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо»:

-ответ свидетельствует о твердом знании материала, но при этом допускается одна грубая ошибка или несколько неточностей в изложении фактического материала, знании карты или терминологии.

Оценка «удовлетворительно»:

-студент излагает материал фрагментарно, без логической связи или: в знаниях имеются значительные пробелы; студент знает основной материал программы, но не владеет понятиями, терминами, датами, картой.

Оценка «неудовлетворительно»:

-студент отказывается отвечать на вопросы;

отсутствуют минимальные знания и компетенции по дисциплине;

-усвоены лишь отдельные понятия и факты.

контроля.

Программа контроля

Цель контроля: диагностика уровня знаний студентов по дисциплине.

Виды контроля:

- входной контроль предполагает выполнение теста по выявлению остаточных знаний по истории и источниковедению.

- текущий контроль предполагает проверку словарей терминов и понятий, биографических и библиографических словарей; осуществляется на практических занятиях в виде ответов на вопросы.

- рубежный контроль предполагает проведение тестов в различных видах по отдельным изученным темам, контрольных работ, проведение коллоквиума, подготовку рефератов и докладов.

- итоговая форма контроля – зачет, который позволяет проверить качество усвоения теоретического материала, базовых понятий, умения четко определить проблему, хронологическую последовательность событий и изложить фактический материал.

 

Вопросы к экзамену

1. Социально-экономические изменения и политическое положение в России к 1917 г.

2. Революционные события и их развитие в феврале-марте 1917 г.

3. Политика Военного правительства и втягивание страны в Гражданскую войну (март – октябрь 1917 г.).

4. Октябрьско-ноябрьские события 1917 г. в Петрограде и Москве.

5. Политическое положение страны в ноябре 1917- начале 1918 г.

6. Международное положение и внешняя политика советской власти в 1917-1920 гг.

7. Политический портрет руководителя партии или правительства (по выбору).

8. Начальный этап Гражданской войны (весна – осень 1918 г.).

9. Изменения внешнего и внутреннего положения России и апогей Гражданской войны (конец 1918 – 1919 г.). А.В. Колчак.

10. Советско-польская война 1920 г.

11. Внутренняя политика большевистского правительства (ноябрь 1917 – весна 1918 г.).

12. Белое движение. Белогвардейские правительства и их политика. А..И. Деникин.

13. Политика, экономика и идеология “военного коммунизма”.

14. Завершающий этап Гражданской войны (1920 – 1922 гг.). Причины поражения белого движения.

15. Внутреннее и внешнее положение страны в начале 1921 г. Необходимость реформ.

16. Реформы первой половины 1920-х гг. в СССР и их итоги.

17. Создание Союза ССР.

18. Принципы внешней политики советского руководства и их реализация в 1920-е гг.

19. Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 1920-х - середине 1930-х гг.

20. Политический режим в СССР в 1920-е гг. Рост личной власти И.Сталина.

21. Изменения в области идеологии и культуры (1917 – 1920-е гг.).

22. Задачи, ход и итоги индустриализации в СССР в годы первой пятилетки. Человеческий фактор в выполнении ее планов.

23. Курс на революцию «сверху» в деревне. Методы проведения коллективизации, ее итоги.

24. Социально-экономическое развитие страны в годы второй пятилетки.

25. Общественно-политическая жизнь страны в середине 1930-х гг.

26. Международное положение СССР в конце 1920-х - середине 1930-х гг.

27. Идеология, культура и наука в СССР в 1930-е гг.

28. Российское зарубежье между двумя мировыми войнами.

29. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Мобилизация сил страны для разгрома агрессоров.

30. Коренной перелом в ходе войны. Победы Красной армии в Сталинградской, Курской и Днепровской битвах, их причины и значение. Великие полководцы и рядовые авторы Победы.

31. Советская экономика в годы войны. Перестройка промышленности на выпуск военной продукции. Развитие военно-промышленной базы в восточных районах. Экономические потери СССР.

32. Последствия войны для Советского Союза. Поиски путей ускоренного развития. Противоречия и диспропорции советской экономики.

33. Рост авторитарности власти И.В. Сталина. Новая волна массовых репрессий.

34. Культурная жизнь послевоенных лет. Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе, искусстве.

35. Кризис «верхов» после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Провозглашение курса на восстановление жизнедеятельности партии, государства, всех общественных организаций и его осуществление.

36. Реорганизация органов внутренних дел. Начало реабилитации жертв массовых репрессий 30-50-х гг. Обновление духовной жизни. Идеология и практика десталинизации.

37. Ослабление международной напряженности. Визиты советских лидеров в Китай, Индию. Нормализация отношений с Югославией. Подписание мирного договора с Австрией. СССР и страны Восточной Европы. СЭВ. Организация Варшавского договора. Усиление активности в странах «третьего мира».

38. ХХ съезд КПСС. «Закрытый» доклад Хрущева о культе личности, его восприятие в СССР и за рубежом. Перемены в руководстве.

39. Восстановление национальной автономии репрессированных народов.

40. Попытки экономических и социальных реформ. Замена отраслевых министерств совнархозами. Продажа техники МТС. Жилищное строительство. Социальная политика первой половины 1960-х гг. Организация движения за коммунистический труд.

41. Экономическая реформа 1965 г., ее направления и результаты. Борьба Л.И.Брежнева и его окружения за укрепление позиций на вершинах власти.

42. Свертывание процесса реабилитации жертв сталинского террора. Конституция 1977 г. – апофеоз идеологии «развитого социализма».

43. Развитие науки, образования и культуры в СССР с 1946 по 1985 гг.: достижения и просчеты, проблемы и противоречия.

44. СССР в 1985-1991 гг., начало перестройки политической системы, Съезды народных депутатов, переход к многопартийности. М.С. Горбачев. Выборы Президента СССР.

45. Попытка государственного переворота в СССР в 1991 г. и её провал. Распад СССР. Образование СНГ. Октябрьские события в Москве в 1993 г.

46. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации (1992-2006 гг.).

47. Становление новой российской государственности. Конституция 1993 г. Межнациональные отношения.

48. Международное положение России на современном этапе.

Темы курсовых работ

1. Октябрьская революция: величайшее событие ХХ века или трагическая ошибка?

2. Гражданская война в России глазами ее участников и очевидцев.

3. “Военный коммунизм”: политика, экономика или идеология?

4. “Союз равноправных”? (Борьба ленинской и сталинской концепций по вопросу объединения Советских республик).

5. Новая экономическая политика: поиски пути от гражданской войны к гражданскому миру.

6. Люди и темпы в годы первых пятилеток.

7. Трагедия советской деревни в период коллективизации и раскулачивания: устные свидетельства и письменные источники.

8. “Жить стало лучше, жить стало веселее…” (Противоречия жизни советского общества в 1930-е годы).

9. Успехи и неудачи советской дипломатии в 1920-1930-е гг.

10. Современная отечественная историография о формировании культа личности И.Сталина.

11. Они боролись против диктатуры Сталина (Политические портреты оппозиционеров).

12. Репрессии в Красной Армии как отражение сталинской политики «классовой борьбы».

13. За фасадом сталинского изобилия (Советская повседневность глазами современников).

14. Советская культура в 1930-е гг.: традиции и новации.

15. Палачи и жертвы (репрессии и их исполнители).

16. Зимняя война: источники и современная историография.

17. Репрессированная наука.

18. Революция 1917 г. глазами ее современников.

19. Революция 1917 г. глазами потомков.

20. Нравственные уроки Гражданской войны.

21. Трудности и успехи становления Советского государства в годы Нэпа.

22. Мемуарная литература как источник по истории России советского периода.

23. «Революция сверху» в деревне в отражении исторической литературы.

24. «Борьба за массы – основная цель коммунистической идеологии».

25. Модернизационные процессы в стране в 1930-е гг.: успехи и издержки.

26. Социокультурные трансформации советского времени.

27. Начальный этап Великой Отечественной войны: экономические аспекты.

28. Планы Гитлера в отношении СССР и их срыв в 1941 г.

29. Советское общество в годы Великой Отечественной войны.

30. Крупнейшие сражения в ходе Великой Отечественной войны: успехи и неудачи.

31. Цена Победы.

32. Послевоенные годы: трудности и успехи восстановительного периода.

33. Преобразования в общественно-политической и экономической сферах жизни страны в 1953-1964 гг.

34. Укрепление международного положения страны в 1970-1980-е гг.

35. Перестройка политической системы и экономические новации в стране в период перестройки.

36. Распад СССР: кризис системы или зрелость общества?

37. Постсоветское пространство: плюсы и минусы его существования.

38. Развитие демократического общества в стране на рубеже XX – XXI веков.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рекомендуемая литература


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.