Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных (фрагменты) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных (фрагменты)

2017-09-10 454
Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных (фрагменты) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«К вам обращаю речь мою, юные воспитанники врачебные науки! Цветите и спейте здесь; отверзите ум и сердце ваше к восприятию благотворной росы в поучениях мудрых наставников ваших!

А как все науки ваши, подобно источникам, изда­лека от разных стран текущим, должны сливаться здесь, при одре болящих — в сей учебной больнице, имеющей пять разных отделений, где предлежат пятьдесят больных, ожидающих вашей помощи и своего облегчения, то я, желая споспешествовать всеми силами, чтобы сей новый наш Клинический институт принес вам и Отечеству всю возможную пользу, по долгу звания моего, предприемлю изложить обязанности ваши здесь при постелях больных и преподать прочные правила, служащие основанием деятельному врачебному искусству; дабы вы, вступив в службу, и в мужестве и в старости следовали наставлениям, кои опытность многих лет приносит вам в дар».

Пойдем со мною, любезные юноши, во глубину врачебные науки! Но прежде нежели я приступлю к исследованию сих трех отношений, на коих основывается лечение, предварительно скажу вам, что простонародные лечебники учат лечить каждую болезнь по ее только имени; что умозрительная о болезнях наука, патология, учит отнимать причины болезни; что опытная врачебная наука, терапия» учит основательному лечению самой болезни, а врачебное искусство, практика или клиника, учит лечить собственно самого больного. По теории и по книгам почти все болезни исцеляются, а на практике и в больницах много больных умирает. Книжное лечение болезней легко, а деятельное лечение больных трудно. Иное наука, иное искусство; иное знать, иное уметь.

…Предвижу, что многие ученые люди восстанут противу меня на брань, будут стараться изобличить меня как бы в грубой ошибке и может быть преклонят вас на свою сторону, но и тогда со смирением буду говорить им, что и они содержат истину, но в неправде. Вам же, друзья мои, я еще чаще и громче буду всегда повторять одно и то же, что не должно лечить болезни по одному только ее имени; не должно лечить и самой болезни, для которой часто и названия не находим; не должно лечить и причин болезни, которые часто ни нам, ни больному, ни окружающим его неизвестны; ибо давно уже удали­лись от больного, или не могут быть от него устранены; а должно лечить самого больного, его состав, его органы, его силы. Еще повторяю: вот вам вся тайна моего лечения, которую приношу вам в дар, предоставляя вам на произвол, следовать ли сему моему учению, или нет». «Как зодчий рассматривает весь дом, чтоб прочно починить оный; как земледелец исследует почву земли для благопотребного возделания и удобрения: так точно и врач при лечении болезни первою должностью поставляет рассмотреть больного и вникнуть во всё его существо для восстановления его здравия, то есть для укрепления тех частей, которые расслабли; для ослабления тех, кои к своему вреду избыточествуют силами; либо для очищения органов и растворения огустевших соков».

«Вторая должность врача есть вникнуть в причины болезней и искать их вне больного. Щастлив тот, кто нашел корень болезни! Щастлив тот, кто приобрел навык познавать истинные причины вещей. Сии причины болезней суть естественны всякому человеку, но в науке нашей называются неестественными, может быть потому, что люди, водимые страстьми и похотьми, искажают и самый чин естества, как то: гладом и объядением, пьянством и леностью, не трудами рук, но работою ног, то-есть неподобною пляскою; дневным сном, полунощными пиршествами, напряжением ума, легким одеянием зимою, зноем полудня, хладом полунощи и душевными возмущениями: гневом и злобою, завистью и честолюбием, роскошью либо скупостью, ревностью или отчаянием и всякими печалями житейскими, в мрачном житии нашего нощи попеременно преходящими.

Третья должность врача есть познание самой болезни. Как от плодов познается древо, так из существенных припадков познается болезнь. Каждая болезнь, как некое существо живое, имеет свою особенную породу и вид, говорит о себе в переменах, показывает себя в поприщах, являет силу свою в возмущениях.. Врач, чем чаще ее видит, чем продолжительнее с нею беседует, чем внимательнее смотрит на ее мановения, иногда поблажая ее своевольству, а в другую пору укрощая свирепство ее браздами и ранами: тем короче познакомится с сею враждебною гостьею, занимающею дом больного, которая ежели усилится, то выживет из дому самого хозяина. Чтобы узнать болезнь подробно, нужно врачу допросить больного: когда болезнь его посетила в первый раз; в каких частях тела показала первые ему утеснения; вдруг ли напала как сильный неприятель, или приходила, яко тать в нощи? Где первее показала свое насилие: в крови ли, в пасо­ке, в чувственных жилах, в орудиях пищеварения, или в оболочках, одевающих тело снаружи и снутри и проч.? Какие с того времени ежедневные происходили перемены, и какие употреблены врачевания, с пользою или со вредом?

Наконец, должно исследовать настоящее положение болезни в больном; искать, где она избрала себе ложе: и для сего нужно врачу пробежать все части тела больного, начиная с головы до ног, а именно: первее всего надобно уловить наружный вид больного и положение его тела, а потом исследовать действия душевные, зависящие от мозга: состояние ума, тоску, сон; вглядеться в лицо его, глаза, лоб, щеки, рот и нос, на коих часто как на картине печатлеется и даже живописуется образ* болезни.

Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного; но ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты. Из сего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выйграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее…

 

 

Тема 11. – Медицина и фармация России в XVIII-XIX веках. Развитие отечественной фармации в 19 – начале 20 века. Роль выдающихся российских химиков в развитии фармации. Регламентация аптечной деятельности: государственные фармакопеи, аптекарский устав, аптекарская такса. Фармацевтическое образование.

Цели: Формирование ОК – 1, ОК- 3, ОК – 8.

Показать тесную связь истории отечественной химии и фармации. Охарактеризовать вклад выдающихся отечественных химиков в развитие теории и практики фармации. Дать характеристику развития аптечного дела в России 19 века. Охарактеризовать аптечное дело России 19 века.

План семинара:

  1. Развитие научных исследований в области фармации в первой половине XIX века. Вклад великих русских ученых-химиков А.А. Воскресенского, Н.Н. Зимина, Ф.И. Гизе, Н Э. Лясковского, П.А. Ильенкова в развитие фармации.

2. Вклад российских ученых-химиков второй половины XIX и начала XX века в развитие фармации в России (A.M. Бутлеров, Д.И. Менделеев, A.M. Зайцев, Н.Д. Зелинский, А.Е. Фаворский и др.).

3. Роль ведущих отечественных ученых (Т.А. Смеловского, А.П. Нелюбина, А.И. Иовского, В.А. Тихомирова, Ю. К. Траппа и др.) в развитии научной фармации (теории и практики) и фармацевтического образования.

4. Становление и развитие фармацевтического образования. Женское фармацевтическое образование.

5. Аптечное дело в России 19 века. Устройство аптек. Регламентация деятельности аптекарей.

Основная литература:

1. Семенченко В.Р. История фармации. Учебник. - М., 2011.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

4. Сборники по народной медицине.

5. Лекционный материал.

 

Темы рефератов, литература:

  1. Изготовление лекарств в России в XVIII – XIX вв.
  1. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. Изготовление порошков и кондитерских лекарственных форм в России в конце XVIII – начале XX вв. // Фармация. – 1996. – №1.
  2. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. Изготовление жидких лекарственных форм в России в конце XVIII – начале XX вв. // Фармация. – 1997. – №1.
  3. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. Изготовление пилюль России в конце XVIII – начале XX вв. // Фармация. – 1997. – №2.
  4. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. Изготовление мазей в России в конце XVIII – начале XX вв. // Фармация. – 1997. – №5.
  5. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. Изготовление настоев и отваров в России в конце XVIII – начале XX вв. // Фармация. – 1997. – №6.
  6. Семенченко В.Ф. История фармации. Москва 2003.
  7. Егоров В. А., Абдулманова Е.Л. История фармации. – Самара, 2002 (на электронном носителе).

 

 

  1. Русские фармакопеи в XVIII – начале XX вв.
  1. Багирова В. Л., Рышкова Н. Е. История российской фармакопеи. // Фарматека. –1997. – №4.
  2. Надель Н. Первый печатный каталог лекарственных средств: из истории русской фармации. // Фармация. – 1971.– № 2.
  3. Натрадзе А. Г. Русские и советские фармакопеи. – М.: Медицина, 1978.
  4. Семенченко В.Ф. История фармации. Москва 2003.
  5. Егоров В. А., Абдулманова Е.Л. История фармации. – Самара, 2002 (на электронном носителе).
  1. Аптечное дело в России в XIX веке – начале XX века.
  1. Сало В. М. Состояние аптечной сети в России в первой половине XIX в. // Фармация. – 1990.– №4.
  2. Сало В. М. Порядок открытия аптек и отпуска лекарств в первой половине XIX в. // Фармация. – 1992.– №1.
  3. Сало В. М. Устройство и оборудование аптек в первой половине XIX в. // Фармация. – 1974.– №6.
  4. Сало В. М. Аптечное законодательство в России в начале XX в., правила открытия аптек // Фармация. – 1992.– №2.
  5. Сало В. М. Внеаптечная торговля лекарственными средствами во второй половине XIX в. // Фармация. – 1975.– №3.
  6. Бояринцева З. И., Тольцман Т. И. К вопросу о лекарственном обслуживании сельского населения в дореволюционной России // Аптечное дело.– 1961.– №4.
  7. Королёва М. Г. Московские аптеки во второй половине XIX и в начале XX вв. // Аптечное дело.– 1960.– №4.
  8. Королёва М. Г. Московские аптеки в первой половине XIX в. // Аптечное дело. – 1960.– №3.
  9. Семенченко В.Ф. История фармации. Москва 2003.
  10. Егоров В. А., Абдулманова Е.Л. История фармации. – Самара, 2002 (на электронном носителе).
  1. Фармацевтическое производство и технологии лекарственных средств в России в XIX – в начале XX вв.
  1. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. История технологии жидких лекарственных форм до середины XX в. // Фармация.– 1999.– №5.
  2. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. Развитие технологии инъекционных форм в конце XIX – в первой половине XX вв. // Фармация.– 1998.– №1.
  3. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. Изготовление жидких лекарственных форм в России в конце XVIII – в начале XX вв. // Фармация.– 1997.– №1.
  4. Натрадзе А. Г. Очерк развития химико-фармацевтической промышленности в СССР. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1977.– С. 66-90.
  5. Семенченко В.Ф. История фармации. Москва 2003.
  6. Егоров В. А., Абдулманова Е.Л. История фармации. – Самара, 2002 (на электронном носителе).
  1. Вклад отечественных ученых-химиков в развитие фармации (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, А.М. Зайцев, В.А. Тихомиров, Н.Д. Зелинский, А.Е. Фаворский и др.)

1. Азимов А. Краткая история химии. – М.: Мир, 1983 г.

2. Балезин С. А., Бесиков С. Д. Выдающиеся русские ученые – химики. – М.: Учпедгиз, 1953.

3. Соловьев Ю. И. История химии в России. Научные центры и основные направления исследований. – М.: Наука, 1985г.

4. БМЭ

5. Егоров В. А., Абдулманова Е.Л. История фармации. – Самара, 2002 (на электронном носителе).

 

Тестовые задания

1. В 1888-1900 гг. были опубликованы «Основы фармакогнозии», «Учебник фармакогнозии», «Курс фармакогнозии» и др. Кто автор? 1)А. Фаворский 2)В. Тихомиров 3)Н. Зелинский 4)Т. Ловиц

2. Кто из крупных отечественных фармацевтов провел 1822 г. химический анализ Кавказских минеральных вод, а в 1825 г. издал «Полное историческое, медико-топографическое, физикохимическое и врачебное описание Кавказских минеральных Вод» 1) А. Нелюбин 2)Т. Ловиц, 3)Н.Карпинский 4)С. Крашенинников

3. Кто открыл реакцию восстановления ароматических нитросоединений, послужившую основой новой отрасли химической промышленности - анилинокрасочной, снискал мировую славу синтезом анилина 1)Д. Менделеев 2)Н. Зинин 3)А. Бутлеров 4)Т. Ловиц

4. Какой из перечисленных трудов был первым отечественным научным фармацевтическим трудом? 1) «Описание простонародных лекарств» Н. Я. Озерецковского 2)«Врачебное веществословие» Н. М. Максимовича-Амбодика 3)Способ испытывать чистоту и непреложность химических произведений лекарственных» В. М. Севергина 4)«Слово о пользе химии» М. В. Ломоносова 5)«Фармакография» А. П. Нелюбина

5. Кто из русских ученых открыл явления катализа и биокатализа? 1)М. В. Ломоносов 2)А. М. Бутлеров 3)Д. И. Менделеев 4)К. С. Кирхгоф 5)Т. С. Ловиц

6. Где был открыт первый научно-исследовательский медицинский институт? 1)В Германии 2)Во Франции 3)В России

7. Когда в Зап. Европе было введено женское фармацевтическое образование 1)В эпоху Возрождения 2)В конце XVII века 3)В XVIII веке 4)В конце XIX

8. Кто был создателем метода хроматографии? 1)Т. Е. Ловиц. 2)П. Эрлих. 3)М. С. Цвет. 4)А. Мартин и Р. Синг.

9. Что такое препаративная химия? 1)Система методов выделения и очистки органических веществ из природных источников 2)Система методов синтеза органических соединений 3)Система методов получения органических солей из минерального сырья 4)Методы экстракции физиологических активных веществ из растительного и животного сырья

10. Когда возникла химиотерапия и началась химиотерапевтическая технологическая эпоха? 1)После возникновения иммунологии 2)В результате развития микробиологии и паразитологии 3)Как следствие создания теории строения органических соединений 4)В результате сознательного поиска средств, убивающих патогенные микроорганизмы 5)В результате эмпирического использования синтетических препаратов в качестве лекарственных средств

11. Какое первое синтетическое лекарство было введено в практику? 1)Аспирин 2)Хинин 3)Сальварсан 4)Фенацетин (феноскиацетанилид).

12. Когда и где была введена система аптекарских мер и весов? 1)В Англии в ХIХ в. 2)В Италии в ХIII в. 3)Во Франции во время Великой Французской Революции ХVIII в. 4)В Древнем Риме в V в до н.э.

13. В какой стране впервые была введена для аптекарских мер весов метрическая система? 1)Во Франции при создании первой фармакопеи на французском языке в 1837 г. 2)В Германии в 1872 г. в «Pharmacopaea Germanica».3)В Брандербурге в «Dispensatorium Branderburgensis».

14. Где было создано первое специализированное фармацевтическое высшее учебное заведение? 1)В Германии в ХV в. 2)В Италии в ХII в. 3)Во Франции в ХIХ в.

15. Кто из ученых в 1838 г. опубликовал «Начертание фармации», первый отечественный труд, посвященный теоретическому обоснованию целого ряда фармацевтических операций 1)А. Нелюбин 2)А. Иовский 3)Ю. Либих 4)Т. Ловиц

16. Назовите автора первого официального учебника в России по Materia Medica, где были открыты фармацевтические отделения «Руководство к изучению фармакогнозии» 1)*Ю. Трапп 2)Л. Змеев 3)А.Тихомиров 4)А. Нелюбин

17. Кто в 1895 году основал первый в России бактериологический институт? 1)*Г. Габричевский 2)И. Мечников 3)Г. Минх 4)И. Павлов

18. Чья диссертация «О спрессованных медикаментах или таблетках (1900 г.)» положила начало развитию в России новой лекарственной формы 1)А. Пель 2)*Л. Ильин 3)Л. Чугаев

19. Когда был открыт первый фармацевтический институт в Петербурге? 1)В 1719г. 2)В 1819г. 3)*В 1919г.

20. Когда в России было основано Фармацевтическое общество? 1)В 1765 г. 2)*В 1819 г. 3)В 1883 г.

21. Когда была основана в Московском Университете кафедра фармации? 1)В 1755 г. при открытии Университета 2)*В 1804 г. при утверждении Университетского устава 3)В 1930 при преобразовании Медицинского факультета университета в 1-й Московский Государственный Медицинский институт

Письменые вопросы и задания

1. Укажите роль отечественных ученых в развитии фармации конца 19- начала 20 века.

Деятели Научные теории в области фармации Практика фармации Фармацевтическое образование
Иовский А. И.        
Нелюбин А. П.        
Смелевский Т. А.        
Тихомиров В. А.        
Трапп Ю. К.        

2. Укажите авторов перечисленных трудов:

№ п/п Название, год выхода в свет Автор
1. «Полное историческое, медико-топографическое, физикохимическое и врачебное описание Кавказских минеральных Вод», 1825 г. «  
2. О химическом строении веществ», 1861 г.  
3. «Руководство к изучению фармакогнозии», 1858 г.  
4. «Учебник фармакогнозии», «Курс фармакогнозии», 1888-1900 гг.  
5. «О спрессованных медикаментах или таблетках», 1900 г.  

3. Зарисуйте схему крупного частного фармацевтического производственного объединения начала 20 века.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.