Чем дальше в будущее входим, — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Чем дальше в будущее входим,

2017-09-10 445
Чем дальше в будущее входим, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

Учебно-методическое пособие

Фармацевтический факультет

 

Издание одобрено и рекомендовано к печати

Центральным методическим советом

Смоленской государственной медицинской академии

 

 

 

Смоленск

 

ББК 52.82

УДК 615.1 (091)

О-76

 

 

Рецензенты:

Н. О. Крюкова - к.фарм.н., доцент кафедры управления и экономии фармации;

Т. Е. Лямина, - к.ф.н., доцент кафедры философии, истории медицины с курсом психологии и педагогики

 

 

О-76 Остапенко В. М.

История фармации: учебное пособие. Фармацевтический факультет / В. М. Остапенко, С. В. Нагорная, Е. Л. Коноплева. - Смоленск: СГМА, 2014. – 100 с.

 

 

Учебне пособие предназначено для рациональной организации самостоятельной работы студентов по усвоению ими содержания учебной дисциплины «История фамации», и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программы для специальности 060301 Фармация. Дисциплина входит в базовую часть; гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

Учебное пособие рекомендовано Центральным методическим советом ГОУ ВПО СГМА Росздрава № __ 18 декабря 2014 г.

 

ББК 52.82

УДК 615.1 (091)

 

© Остапенко В. М., Нагорная С. В., Коноплева Е. Л., 2014.

 

ГОУ ВПО СГМА Минздрава России, 2014

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В. Шефнер

Предисловие

 

История фармации относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. В основу преподавания курса положены идеи преемственности со следующими дисциплинами: всеобщая история; история России; философия; биоэтика; основные медико-биологические и клинические дисциплины.

История фармации - это наука о развитии медицинских знаний и медицинской деятельности в соответствии с развитием человеческого общества. Как самостоятельная университетская дисциплина она имеет почти 200-летнюю историю. Она изучает становление и развитие медицины в различные исторические эпохи, и позволяет раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира. Изучение эволюционного пути развития медицинских знаний способствует освоению исторического метода мышления.

История фармации, сохраняя и обобщая медицинские традиции, изучая вклад выдающихся представителей медицины в сокровищницу медицинских знаний человечества, формирует соответствующие профессиональные и общекультурные компетенции. Освоение истории медицины повышает общую и профессиональную культуру, интеллектуальность и национальное самосознание врача, приятие разнообразия мира, школ и учений. Такие знания могут дать профессиональную интерпретацию и оценку научных достижений и открытий в области стоматологии, определить их место в развитии данной специальности.

Таким образом, комплексное преподавание общей и частной истории медицины составляет единую систему историко-медицинской подготовки будущего врача-стоматолога.

 

Методические указания

Для изучения предмета «история фармации» отводится 72 аудиторных часа в 3 семестре(из них: 16 – лекции, 32 – семинары). Промежуточная аттестация проводится в виде зачета.

В предлагаемом пособии в соответствии с учебным планом включены темы по истории фармации первобытного общества, Древних цивилизаций, Арабской и Западноевропейской цивилизаций, отечественной медицине.

Предлагаемые дидактические материалы включают планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы по темам. Являясь дополнением к учебникам и лекционному материалу, пособие ориентировано на организацию самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. Оно включает темы докладов и рефератов с перечнем необходимой для их подготовки литературы, дискуссионные вопросы и вопросы для самоконтроля, проблемные задания и упражнения, ключевые понятия, перечень знаменательных дат в истории фармации. При подготовке к семинарским занятиям ряд заданий, отмеченных ***, необходимо выполнить письменно: ответить на проблемные вопросы, заполнить таблицы, составить глоссарий или библиографический список по изучаемой проблеме и т.д. В пособии приводятся требования к оформлению рефератов с указанием использования справочного материала и технических средств (создания мультимедийных презентаций), тематика творческих работ.

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

  • - учение о здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения; взаимоотношения «врач-пациент» и «врач-родственники»;

§ - выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;

Уметь:

  • - грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; пользоваться медицинской терминологией.

Владеть:

§ - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий.

 

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) компетенций:

- ОК-1 - способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

- ОК 3 - Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию.

- ОК-8 - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

План семинара

1. Здравоохранение Смоленска и Смоленской губернии в конце XIX начале XX века.

2. Периоды истории СГМА.

3. Достижения и особенности основных периода СГМА

4. Ведущие руководители и представители научных школ СГМА.

5. Основные научные направления и перспективы развития СГМА.

Основная литература:

1. Смоленский государственный медицинский институт (1920 -1970). Смоленск. 1970.

2. Актовая речь ректора академии проф. В.Г.Плешкова, посвященная 80-летию СГМА. Смоленск. 2000.

3. Смоленская государственная медицинская академия в лицах и фотографиях: Справочное издание. - Смоленск, 2004.

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Тестовые задания

1. Университет в г. Смоленске был открыт: 1)1919 г.;2)1918 г.; 3)1920 г.; 4)1917 г..

2. Медицинский факультет при университете был преобразован в самостоятельное
высшее учебное заведение - Смоленский государственный медицинский институт:
1) 4апреля 1920 г.;2) 18 апреля 1930 г 3) 4 апреля 1944 г.4) 18 апреля 1933 г

3. К 1933 г в Смоленском медицинском институте были организованы два новых факультета: 1)санитарно-профилактический и факультет охраны материнства и младенчества; 2)педиатрический и стоматологический; 3)санитарно-профилактический и стоматологический; 4)охраны материнства и младенчества и лечебный факультеты

4. В 1936 году СГМИ было присвоено на короткое время имя: 1) Н.А. Семашко; 2)3. П. Соловьева; 3)В.И.Ленина; 4)Г. Н. Каминского

5. Занятия в Смоленском медицинском институте после освобождения г. Смоленска начались в: 1)1942 г; 2)1943 г; 3)1944 г; 4)1945 г.

6. В 1950 году решением Министерства здравоохранения РСФСР ректором СГМИ был назначен воспитанник института: 1)Н.Б.Козлов; 2)Ф. С. Быков; 3)Г. М. Стариков; 4)В. К. Серёжников; 5)В.А. Батанов

7. Педиатрический факультет в Смоленском государственном медицинском институте был открыт: 1)1945 г; 2)1963 г; 3)1966 г; 4)1980 г.

8. Первым директором Смоленского медицинского института был: 1)В. К. Серёжников; 2)В. А. Батанов; 3)А. А. Оглоблин; 4)Ф. С. Быков; 5)А.Т. Петряева; 6)И.Я. Сендульский.

9. Во время Великой Отечественной войны Смоленский медицинский институт был эвакуирован в: 1)г. Воронеж; 2)г. Саратов; 3)г. Новосибирск; 4)г. Челябинск.

10. Первый послевоенный выпуск врачей в количестве 61 человека состоялся: 1)в 1946 г; 2)в 1945 г; 3)в 1944 г; 4)в 1943 г.

11. Первым защищал кандидатскую диссертацию в стенах родного института в 1956 году: 1)Г. М. Стариков; 2)А. А. Оглоблин; 3)А.Т. Петряева; 4)Н.Б.Козлов; 5)К.В.Пунин.

12. Ректором института с 1978 г. был назначен: 1)Ф.С.Быков; 2)В. К. Серёжников; 3)Н. Б.Козлов; 4)В. Г. Плешков

13. Фармацевтический факультет в Смоленском государственном медицинском институте был открыт: 1)1968 г; 2)1986 г; 3)2000 г; 4)2002 г.

14. Кафедра клинической фармакологии СГМА была организована: 1)1982 г; 2)1985 г; 3)1994 г; 4)1998 г.

15. Смоленский государственный медицинский институт был преобразован в Смоленскую государственную медицинскую академию: 1)1984 г; 2)1988 г; 3)1994 г; 4)1998 г.

Первоисточники по теме

Академик РАЕН, д.м.н. В.г. Плешков (Актовая речь 4 апреля 2000 г.)

«Годы и люди»

(80 лет Смоленской государственной академии)

"Как мало прожито,

Как много пережито"

С. Надсон

 

Глубокоуважаемые члены Ученого совета, коллеги!

4 апреля 2000 года исполняется 80 лет Смоленской государственной медицинской академии. Начало пути академии относится к сложному времени, 1917 год провозгласил первое в мире советское государство. С первых дней существования советская власть столкнулась с огромными трудностями. В 1918 году начались иностранная военная интервенция и гражданская война. Сложная санитарно-эпидемическая ситуация в стране, связанная с империалистической войной, еще более обострилась - распространение эпидемических заболеваний приобретало угрожающие размеры. Борьба с эпидемиями стала иметь первостепенное государственное значение. Решение этой проблемы было тесно связано с кадровым вопросом, т.к. часть российской интеллигенции не была на стороне революции. Молодому государству необходимы были свои специалисты, в том числе и в области медицины.

В годовщину Октября в 1918 году в древнем русском городе Смоленске, был открыт университет. Открытие нового университета явилось событие огромного общественно-государственного значения. Это было одно из первых завоеваний в культурной жизни страны. Первым ректором университета был профессор Виктор Константинович Серёжников.

Необходимость срочной организации лечебно-профилактической помощи населению и отсутствие специалистов заставили комиссию по организации университета во главе с губернским отделом народного образования еще в октябре 1919 года поставить вопрос о необходимости открытия медицинского факультета. Тогда же правление Совета университета во главе с ректором профессором В.К. Серёжниковым возбудило соответствующее ходатайство. В январе 1920 года партийные и общественные организаций Смоленска обратились в Наркомпрос и Наркомздрав республики с предложением о создании медицинского факультета. Предложение было поддержано народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским и Высшим медицинским Советом.. 4 апреля 1920 года Ученый Совет Наркомздрава принял решение об открытии медицинского факультета в составе Смоленского государственного университета. Ректор университета и деканы медфакультета вели энергичную работу по подбору профессорско-преподавательского состава, по приобретению необходимой аппаратуры, инструментария и прочего оборудования для кафедр и клиник вновь организуемого медфака.

Однако на первых порах деятельности факультета возникла угроза закрытия университета. Это было связано с тем, что в связи с эвакуацией войск Западного фронта из Минска в Смоленск, в здании университета (здание бывшего епархиального училища, ныне здание Смоленского государственного педагогического университета) предполагалось разместить штаб фронта. В тогдашних условиях это означало фактическое закрытие университета. Только личное вмешательство В.И.Ленина помогло сохранить за университетом занимаемое здание.

Возникли и новые испытания. В декабре 1920 года в связи с необходимостью сокращения средств на содержание высших учебных заведений, а также трудностями их размещения в городе, было принято решение о сокращении их числа. Комиссия, прибывшая в Смоленск 20 декабря 1920 года, под председательством профессора А.Волгина, на месте выявив жизнеспособность Смоленского университета и, в частности, медфака, указала на необходимость его сохранения

В 1922 году в связи с сокращением сети вузов, содержащихся на государственные средства, в число снятых с государственного бюджета попал и Смоленский университет. В сложных условиях восстановительного периода местные партийные, советские и профессиональные органы, прекрасно понимая значение высшего учебного заведения для Западного края, немедленно приняли смелое решение взять на себя расходы по содержанию университета, о чем возбудили соответствующее ходатайство. 11 октября 1922 года коллегией Наркомпроса это ходатайство было удовлетворено.

В 1923 году вновь возник вопрос о судьбе университета и медфака. 15 мая 1923 года в Смоленск был командирован представитель комиссии Совнаркома по установлению сети вузов профессор А.И. Некрасов, который детально ознакомился с педагогическим коллективом, постановкой учебного процесса на медфаке. 25 мая 1923 года коллегия Главного профессионального образования, изучив выводы комиссии, вынесла решение: «Признавая оборудование и постановку учебного дела в Смоленском университете удовлетворительным, Главпрофобр считает возможным его дальнейшее существование в составе факультетов медицинского и педагогического на местные средства...».

Однако Совнарком 4 сентября 1923 года принял постановление сохранить на бюджете педагогический факультет, а медицинский передать на местный бюджет.

Начались кропотливые поиски местных источников средств для обеспечения существования медфака. Студенты и научные работники своими силами обрабатывали землю в подсобном хозяйстве, заготавливали дрова и т.д.

1924 год был исключительно тяжелым в жизни медицинского факультета. Достаточно сказать, что в течение года медфак трижды закрывали и вновь открывали! Лишь 8 августа 1924 года Совнарком своим постановлением включил Смоленский университет в сеть вузов страны. Этим решением в Смоленском университете был окончательно закреплен медицинский факультет.

В деле сохранения и развития медицинского факультета большую роль сыграли: ректор университета профессор В.К.Сережников, профессора: В.В. Алякритский, В.В. Бутыркин, Д.С. Воронцов, М.А. Дыхно, В.В. Станчинский, А.А. Оглоблин, М.И.Певзнер, И.О. Михаловский, А.В.Ильин, В.Л.Пацевич и другие.

Несмотря на все трудности, к концу первого пятилетия на медицинском факультете были организованы 34 кафедры с лабораториями и клиниками, которые были обеспечены квалифицированными кадрами. На всех кафедрах профессорско-преподавательского состава насчитывалось 84 человека, а студентов обучалось 745.

В 1925 году на медфаке работало 26 профессоров - питомцев известных университетов дореволюционной Рос­сии. Обладая большим запасом знаний и опыта, высокой культурой, они вовлекали в активный творческий процесс сотрудников и студентов. Недостающие для учебного процесса приборы, муляжи, диапозитивы - все изготавлива­лось и добывалось совместными усилиями. В короткий срок были изданы или использовались в рукописях учебники, пособия, курсы лекций профессоров В.В. Бутыркина, Б.А. Герна, В.В. Алякритского, И.О. Михаловского, А.Н.Иванова, П.Л. Познанина и другие. По этим руководствам занимались не только студенты нашего факультета, но и многих меди­цинских вузов страны. В неразрывной связи с учебным процессом проводи­лась активная научно-исследовательская работа. Примечательно, что научная разработка многих вопросов велась на материалах Смоленской губернии, что помогало местным органам здравоохранения правильно строить мероприятия по профилактике и борьбе с болезнями.

Несмотря на труднейшее время, на факультете сохранялась преемственность с крупнейшими отечественными ме­дицинскими школами: руководителями кафедр стали проф. В.В. Бутыркин {анатомия} - ученик П.Ф. Лесгафта, продолжателя известной школы В.Грубера; проф. Д.С. Воронцов (физиология) - ученик знаменитого русского физиолога Н.Е.Введенского; К.В. Пунин (терапия) - ученик М.В.Яновского (школа С.П.Боткина); В.Э. Линберг (хирургия) - школа С.И. Спасокукоцкого; А.В.Ильин (психиатрия) - школа академика В.М.Бехтерева и другие.

Картина первых лет жизни медфака была бы не полной, если не отметить обширную лечебную работу молодого коллектива. Основной контингент как стационарных, так и амбулаторных больных составляли жители не только Смоленской, но и соседних - Гомельской, Витебской, Брянской и других областей.

За медицинским факультетом прочно укреплялась репутация научно-медицинского центра Западной области, способного обеспечить высококачественную подготовку специалистов и оказывать квалифицированную медицинскую помощь населению.

Ректорами университета были: с 1923 по 1929 гг. профессор Н.Н. Ровинский, в 1929 - 1930 гг. профессор Р.И.Белкин. Деканами факультета также были известные ученые и организаторы, профессора: В.Л.Пацевич (1920-1921); М.А. Дыхно (1922-1926); З.Н. Гржебин (1926-1927); Б.Э. Линберг (1927-1929); М.Я. Сендульский (1929-1932).

В 1928 году в связи с реконструкцией народного хозяйства в стране был поставлен вопрос «Об улучшении подготовки новых специалистов (втузов)». В резолюции, принятой Пленумом ЦК ВКП (б) в 1929 году, говорилось о необходимости сокращения сроков подготовки специалистов, увеличении их количества, о переподчинении вузов из системы Наркомпроса ведомственным Наркоматам. 18 апреля 1930 года приказом Народного Комиссариата по просвещению № 231 в соответствии с решением СНК СССР медицинский факультет при университете был преобразован в самостоятельное высшее учебное заведение - Смоленский государственный медицинский институт. Закончился университетский период существования медфака, и институт вступил в период самостоятельного развития. Первым директором института был назначен заведующий кафедрой социальной гигиены Федор Степанович Быков, крупный организатор советского здравоохранения.

Становление нашего института совпало с периодом значительных перемен в области здравоохранения. В нача­ле 30-х годов в стране была принята развернутая программа мероприятий, в т.ч. предусмотренных правительст­венными постановлениями «О подготовке врачей» (1934), «О повышении заработной платы медицинским работникам и об увеличении ассигнований на здравоохранение» (1935), «О подготовке стоматологических и фармацевтических кадров...» (1936) по улучшению медицинского обслуживания населения, улучшению преподавания в медвузах и т.д.

Одной из забот руководства молодого института явилось неослабное внимание вопросам комплектования высших учебных заведений учащейся молодежью, подбор лучшего социального состава студенчества. Важная роль в комплектовании института студентами принадлежала рабфаку. В комплексе разнообразных мероприятий были создание филиалов медрабфака в районах области, организация на местах общеобразовательных рабочих курсов по подготовке в высшее учебное заведение.

До 1931 года медицинский институт имел в своем составе всего лишь один лечебно-профилактический факультет с двумя отделениями (дневным и вечерним). К 1933 роду были организованы два новых факультета: санитарно-профилактический с эпидемиологическим отделением и факультет охраны материнства и младенчества с двумя отделениями: педиатрическим и акушерско-гинекологическим. С 1932 года был открыт охматмладовский факультет, предназначенный для привлечения наиболее активных представителей общества с целью решения проблем охраны материнства и младенчества (борьба с беспризорностью, заболеваемостью и даже безграмотностью).

За три года самостоятельного существования институт значительно увеличил контингент студенчества. На 1 января 1933 года обучалось 910 студентов, на рабочем факультете (без филиалов на периферии) - 440, заочников - 100 человек.

Однако добиться действительного повышения качества подготовки врачей, отвечающих высоким требованиям, возможно, было только при создании соответствующей материальной базы. Кроме того, Смоленский мединститут обеспечивал широкий фронт работ Западного научно исследовательского института (ЗОНИ). Именно поэтому Ф.С.Быков писал в 1935 году: «Строительство - вот лозунг ближайшего дня для медицинского института. В дополнительном строительстве учебных помещений заложены его широкие перспективы, и мы убеждены в том, что во второй пятилетке институт будет полностью обеспечен материальной базой».

В 1935 году медико-техническим советом Наркомздрава РСФСР был утвержден генеральный план капитального строительства, согласно которому, в том же году началось строительство большого учебного корпуса полезной площадью 11 584м2, студенческого общежития полезной пло­щадью 12 487м2, физико-химического корпуса, жилых корпусов для профессоров, преподавателей и т.д.

В 1933 году дирекция мединститута, библиотека и ряд кафедр расположились в здании бывшего дворянского собрания на ул. Глинки, где находился в последующем ректорат до 1985 г. В 1934 году был построен 3-этажный «химический» корпус, для кафедр общей химии, биохимии и фармакологии. Прекрасными базами института стали по­строенные клиника уха, носа и горла (1934), хирургиче­ский корпус (1935), детская больница (1940). Большую энергию и настойчивость в строительстве клиник, наряду с руководством института, проявили профессора А.А. Оглоблин, А.Т. Петряева, И.Я. Сендульский и др.

К 1939 году трудности с учебными помещениями для теоретических кафедр в основном были разрешены. Одновременно с вводом новых площадей шло оборудование кафедр и лабораторий, оснащение лечебных баз. Улучшились и материально-бытовые условия жизни студенчества обеспеченность стипендиями, общежитиями. Охват стипендиями в 1935 году составлял 91%.

Важным фактором становления нашего вуза являлась забота руководства о подготовке научных кадров, которая началась уже с первых лет существования факультета. Эти кадры черпались из среды наиболее способных и трудолюбивых студентов. Интересующиеся той или иной дисциплиной студенты с разрешения профессора начинали работать на кафедре, выполняя обязанности препаратора. Если студент подавал надежды, что он будет успешно работать и в дальнейшем, ему представляли платную должность препара­тора, а затем оставляли работать на кафедре после окончания вуза. Такой путь от студента-препаратора до профессора прошли многие питомцы нашего вуза: профессора Н.А.Юденич, Л.И.Фалин, В.Г.Молотков, В.А.Юденич, В.А.Юсин, В.В.Анисимова-Алекоандрова и многие другие.

В 1935 году профессорско-преподавательский коллектив Смоленского медицинского института насчитывал 125 человек, из них профессоров - 21, доцентов - 11, ассистентов - 83, преподавателей - 10. Большая часть кафедр была укомплектована специалистами, которые успешно вели наряду с учебной, лечебную и научно-исследовательскую работу. Имена многих профессоров этого периода были гордостью института и известны всей стране: С.М. Дерижанов, М.П. Изаболинский, Н.В. Марков, И.Я. Сендульский, И.О. Михаловский, А.А. Оглоблин, К.В. Лунин и другие. Все они активно сотрудничали с ЗОНИ, а многие были руководителями секций и подразделений.

Многие исследования имели не только важное теоретическое и практическое значение, но и определяли развитие целых направлений в стране: работы В.А.Баташова по переливанию крови, С.М. Дерижанова по патологической анатомии, работы Г.Г. Дубинкина по хирургической анато­мии пищевода, И.Я.Сендульского по онкологии и склероме верхних дыхательных путей и т.д.

Из других работ, вышедших в эти годы, следует выделить монографии: А.Я. Дамского «Урология. Руководство для студентов и участковых врачей» (1936), С.М. Некрасова «Лимфатические узлы шеи и головы» (1938), Н.В. Маркова «Пересадка мочеточников в толстую кишку у женщин» (1941) и другие. К 1935 году - пятнадцатилетне­му юбилею института - на его кафедрах было подготовлено 30 аспирантов.

Итоги 15-летней деятельности коллектива были отражены в юбилейном сборнике, вышедшем в 1935 году. Среди многочисленных гостей, прибывших на юбилейный праздник института, был Народный комиссар здравоохранения с 1934 года, первый Нарком здравоохранения СССР Григорий Наумович Каминский. В своем выступлении и в специальном приказе он высоко оценил деятельность коллектива в целом, ряда известных ученых профессоров: И.О. Михаловского, К.В. Пунина, И.Я. Сендульского, А.С. Чемолосова, А.А. Оглоблина, Н.В. Макарова, М.Н. Певзнера, А.Я. Дамского, С.М. Дерижанова, а также директора института Ф.С.Быкова.

Исторические материалы свидетельствуют, что на короткое время нашему институту было присвоено имя первого наркома здравоохранения СССР Григория Наумовича Каминского. Г.Н. Каминский был арестован в 1937 и расстрелян в 1938 году.

В 1937 году Ф.С. Быков был отстранен от руководства институтом и с 1938 года директором медицинского института стал Василий Абрамович Батанов, выпускник медфака Смоленского университета.

Однако сегодня мы должны отдать должное первому директору Федору Степановичу Быкову, сыгравшему неоценимую роль в становлении нашего института. Родился он в 1891 году в Архангельской губернии. После окончания Архангельского медицинского училища работал фельдшером, проявив себя как организатор здравоохранения. В силу острой нехватки специалистов-медиков, преданных советской власти, по решению Наркомата здравоохранения, в 1921г. был организован ускоренный курс медицинского факультета при II Московском университете (факультет «Красной профессуры»). Федор Степанович удостоился чести быть командированным на этот факультет, по окончании которого возглавлял Архангельский губздравотдел и губком «Медсантруд».

В 1929 году, по распоряжению наркома здравоохранения РСФСР, Федора Степановича Быкова перевели в г. Смоленск, где он был назначен сначала проректором универ­ситета, а затем директором СГМИ. С началом Великой Отечественной войны он добровольно явился в военкомат и был назначен начальником фронтового госпиталя, с кото­рым прошел до Восточной Пруссии. После войны занимался организацией здравоохранения в Москве и как опытный педагог и организатор был направлен в 1947-1948 гг. в Югославию, позже в КНР для обмена опытом работы. Награжден многими правительственными наградами. Умер в 1952 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

К началу Великой Отечественной войны институт стал одним из крупнейших в стране медицинский вузов с двумя факультетами: лечебным и педиатрическим, на которых обучалось 2635 студентов. Он имел прекрасные учебные корпуса. В институте работало 20 профессоров, докторов медицинский наук и более 40 кандидатов наук. Оснащение теоретических и клинических кафедр обеспечивало возможность проведения учебно-методической и научно-исследовательской работы на высоком уровне. Только за 1936-1941 гг. было защищено 14 докторских и 34 канди­датских диссертаций. Сотрудники института принимали са­мое активное участие в общественной жизни города и области, особенно по вопросам здравоохранения.

Руководство и весь коллектив мединститута оказывали большую практическую помощь стоматологическому ин­ституту, который базировался на его кафедрах и осуществил два выпуска врачей-стоматологов в 1940 и 1941 го­дах. Летом 1941 года институт готовился к 21 выпуску врачей, который состоялся 30 июня 1941 года в условиях войны. Багрово-черное облако пожаров окутало город, был слышен тревожный вой сирен и гул вражеских самолетов -в такой обстановке, прямо на улице директор института В.А. Батанов прощался со своими питомцами и вручал ди­пломы.

Война временно прервала деятельность Смоленского медицинского института, часть ценного имущества инсти­тута была эвакуирована в г. Саратов. Ушли на фронт ди­ректор института В.А. Батанов, профессора Г.Г. Дубинкин, М.З. Попов, Г.С. Марголин, преподаватели И.П. Баловнев, В. А. Емельянов, Ф.Т. Иванов, Е.В. Курликов, А.Е. Киселев, доценты К.К. Комешко, В.Г. Молотков, ассистенты Г.М. Стариков, М.У. Стунжас и многие другие. Все они, воюя на различных фронтах Отечественной войны, работая в медсанбатах и госпиталях, оказывая медицинскую помощь защитникам Родины, честно и добросовестно выполняли свой гражданский и профессиональный долг, проявляя мужество и героизм.

Многие преподаватели института были эвакуированы и работали в различных институтах страны, продолжая готовить врачебные кадры, показывая самоотверженным трудом пример доблестного служения Родине (А.А. Оглоблин, К.А. Нижегородцев, И. П. Нещадименко, К. В. Пунин, А. Т. Петряева, Н.А. Юденич, В.А. Юденич, С.М. Некрасов и дру­гие).

Многие выпускники и студенты нашего института проявили себя в тяжелых условиях оборонительных боев и в тылу противника как настоящие патриоты Родины (П. Незымаев, П. Шестерикова и другие.). Защищая свободу и независимость нашей Родины, отдали свою жизнь преподава­тели: С. И. Короткий, А. В. Горохов, Н.И. Кузнецов, А.Н. Савелова; студенты: Нина Чуркина, Иван Андреев; председатель профкома института Павел Прусаков; врачи - питомцы института: Л.Ф. Поклад, С.Г. Закатов, Т.Н. Разбаш, М.З. Гинзбург и многие другие. В честь погибших на средства коллектива института и студентов на территории медгородка был сооружен памятник-обелиск, торжественное открытие которого состоялось в октябре 1967 года. С тех пор к его подножию постоянно ложатся цветы, здесь встречаются ветераны, выпускники, здесь звучат воспоминания и слова благодарности защитникам Родины.

Проходят годы, приходят новые поколения студентов и преподавателей, но память о тех, кто отстоял свободу Родины, останется в истории академии навсегда.

25 сентября 1943 года был освобожден Смоленск, в котором было разрушено 94% промышленных, культурных и бытовых объектов. Очень сильно пострадал и медицинский институт: учебные здания (за исключением главного) и общежития были сожжены или разрушены, не осталось ни учебного, ни научного оборудования, ни библиотеки. В огне погибло большинство лечебных учреждений - все надо было создавать заново.

29 октября 1943 года было принято постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства г. Смоленска». В связи с этим откомандирован из рядов Советской Армии директор института В. А. Батанов, многие профессора, преподаватели, студенты. В родной институт вернулись преподаватели: Л. С. Гиршберг, А. Я. Дамский, Г. Г. Дубинкин, А.Н. Картавенко, К.К. Комешко, С.М. Некрасов, А.А. Оглоблин, А.Т. Петряева и многие другие. Началась активная подготовка к занятиям. Был объявлен прием на 1 курс в количестве 300 человек. Начали работать кафедры. Для их оснащения приходилось собирать уцелевшее оборудование по городу, ремонтировать приборы, присланные из других институтов, восстанавливать аудитории и лаборатории.

Еще шла война... В октябре 1944 года в Смоленском медицинском институте начались занятия на всех 5-ти курсах. Работать и жить приходилось в неотапливаемых помещениях за столами, сколоченными на скорую руку, не хватало одежды, продуктов. Студентам и преподавателям приходилось выполнять еще много других видов работ, чтобы обеспечить жизнедеятельность института. Только любовь к Родине, своей Alma Mater и неиссякаемая вера в Победу советского народа помогли выстоять в это трудное время.

В июле 1945 года состоялся первый послевоенный выпуск врачей в количестве 61 человека. Это было второе рождение института, который, подобно мифологической птице Феникс, возродился из пепла.

В 1950 году решением Министерства здравоохранения РСФСР ректором Смоленского медицинского института был назначен воспитанник института доцент Григорий Михайлович Стариков, который до конца жизни, в течение 27 лет, оставался на этом посту. За его плечами были война, большой опыт организаторской работы, он умел подбирать кадры и организовывать коллектив для решения поставленных задач.

К 1952 году институт значительно пополнился учебным и научным оборудованием. Вырос уровень учебно-методической, лечебной и научно-исследовательской работы. В 1953 году Президиум Верховного Совета СССР за самоотверженный труд наградил большую группу сотрудни­ков института. Орденом Ленина были награждены профес­сора: А.А.Оглоблин, К. А. Нижегородцев, К.В.Пунин, В.А. Юденич, Л.А. Шангина, Н.А. Юденич; доценты: А.А. Смирнов, Н.М. Соколов; ассистент Л. К. Пастухова. Орденом Трудового Красного Знамени - профессора: Г.Г. Дубинкин, В.Г.Молотков, М.З.Попов; доценты: В.В. Анисимова-Александрова, И.П.Баловнев, Н.П.Быковский, К.К. Комешко, ассистент Н.Р. Лейцингер. Орденом "Знак Почета": профессора А.Н. Картавенко, С.М.Некрасов, доцент З.С.Горбунова. Медалью «За трудовую доблесть» доценты: Г.М.Стариков Е.П.Корзунова, А.И.Митрофанов, ассистенты: О.И.Дмитриевская, А.И.Зотова, Л.Н.Сахаров, И.Г.Прошин. Медалью «За трудовое отличие»: старший преподаватель В.Н. Плисова, ассистенты: Л.И. Быковская, Г.Д. Голованова, А.А. Козлова, Е.С.Новикова.

В 1956 году Смоленский медицинский институт получил право принимать к защите кандидатские диссертации, что значительно подняло его авторитет и стимулировало преподавательский коллектив к скорейшему завершению диссертационных работ. Первым защищал кандидатскую диссертацию в стенах родного института в 1956 году Н.Б.Козлов.

В 1960 году свой 40-летний юбилей коллектив института встречал в расцвете творческих сил и успехов, умножении славных традиций. В этом же году был открыт вечерний факультет.

Повышение качества подготовки специалистов потребовало уделить особое внимание методической работе. Для координации методической работы кафедр была создана Центральная методическая комиссия, которой руководили в разные годы наиболее опытные профессора: В.Г. Молотков, В.А. Юденич, В.С. Яснецов и другие.

В связи с перспективами дальнейшего улучшения стоматологической помощи населению Министерство здравоохранения РСФСР разрешило Смоленскому государственному медицинскому институту в 1963 году открыть стоматологический факультет. На 1 курс было принято 100 человек. Большой вклад в становление факультета и организацию стоматологической помощи внесли профессора Г.М.Стариков, В.Я.Яснецов, декан факультета с 1963 по 1999 год профессор С.Е.Филичкин, Заслуженные деятели науки: А.Г.Шаргородский, А.Т.Бусыгин, профессора: М.В.Бусыгина, Л.М.Цепов, М.Г.Аболмасов и другие.

Приказом министра здравоохранения РСФСР от 5.02.66 года при Смоленском ме


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.