В чем причина проблем в общении? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В чем причина проблем в общении?

2017-08-23 227
В чем причина проблем в общении? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная психология

1 вопрос Предмет и задачи соц. псих. Современные проблемы соц. псих. в России

Социальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.

Люди живут и трудятся, вступают во взаимодействие и общение друг с другом, проявляют определенные чувства, конкретным образом относятся к себе и окружающему миру. Все это – общественная жизнь, отражающаяся в их сознании как психологическая реальность. Социальная психология как наука изучает эту реальность, выражая ее в виде системы социально-психологического знания, которая включает в себя:

– научные представления о многочисленных и разнообразных социально-психологических явлениях и процессах, условиях, закономерностях и механизмах их возникновения и функционирования, а также отраслях социальной психологии;

– наиболее общие взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного ею опыта осмысления общественной жизни и общественных отношений, конкретных результатов ее исследований.

Первоначально возникающими (базовыми) общественно-психологическими явлениями выступают взаимодействие, межгрупповые и межличностные отношения, общение и взаимное восприятие людей. По сравнению с ними все остальные социально-психологические явления и процессы (например, настроения и чувства людей, психологический климат в различных социальных группах и т. д.) вторичны.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Социальная психология – это наука, изучающая закономерности познания людьми друг друга, и их взаимоотношения и взаимовлияние.

Предметом изучения социальной психологии являются различные социальные контакты между людьми.

Объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц (классы, нации, корпорации).

Разделы социальной психологии:

Социальная психология личности;

Социальная психология общения и межличностных взаимоотношений;

Социальная психология групп;

Задачами социальной психологии выступают:

1. Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

2. Всестороннее осмысление и обобщение данных: а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.

3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.

4. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.

5. Социально-психологический анализ взаимодействия межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность и поведение.

6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.

7. Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.

8. Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.

9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.

10. Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.

11. Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

12. Социально-психологическая интерпретация сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного влияния людей друг на друга.

13. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач социальной психологии может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.

 

 

2 вопрос Общение как социально-психологическое явление: структура, уровни, функции, виды.

Общение является одним из важнейших понятий в психоло­гии. Вне общения невозможно понять и проанализировать про­цесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития. По словам Г. М. Андреевой, общение выступает как способ цементирования индивидов и вместе с тем, как способ раз­вития самих индивидов.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, не­посредственном и опосредованном.

При этом под непосредст­венным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой общения лю­дей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредо­ванного общения. Опосредованное общение может рассмат­риваться как неполный психологический контакт при помо­щи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи меж­ду участниками общения. Очевидно, что появление письмен­ности, книгопечатания, а затем и различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников усвоения человеческого опыта, многократно ус­ложнило систему человеческого общения. Далее, различают межличностное и массовое общение.Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участни­ков. Оно подразумевает известную психологическую бли­зость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Массовое общение — это множественные, непосредствен­ные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. К важным видам массового общения следует отнести так же искусство как эстетическое общение. Эстетическое общение, с одной стороны, разворачивается как своеобразное массовое общение (театральный спектакль, литературные вечера и так далее), с другой стороны, искусство само часто представляет собой особое художественное моделирование общения лю­дей и является как бы заменителем некоторых других его форм.

Общаясь с другими людьми, че­ловек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сло­жившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психиче­ского развития человека.

По своему значению общение многофункционально. Мож­но выделить, по крайней мере, пять важнейших функций об­щения.

- общение выполняет в коллективной человеческой деятельности связующую роль. (Эта функция может быть условно названа «прагматической». В этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения лю­дей в процессе любой совместной деятельности.)

- Второй по порядку, но не по значению может быть на­звана «формирующая» функция общения (Здесь общение, выступает как важнейшее ус­ловие формирования и изменения психического облика че­ловека.)

- В качестве третьей может быть названа т. н. «подтверж­дающая» функция общения. (Иначе говоря, в процессе обще­ния с другими людьми человек получает возможность по­знать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвер­диться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке.)

- Четвертая функция общения состоит в организации и под­держании межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от ин­тимно-личностных до сугубо деловых) для любого, человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных по своему знаку. Эмоциональное от­ношение к другому человеку практически всегда может быть выражено в терминах «симпатии — антипатии», «нравится—не нравится».

- пятая функция обще­ния — внутриличностная. В данном случае общение челове­ка с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что «...человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

 

3 вопрос Общение как перцепция: механизмы, «эффекты», каузальная атрибуция.

(общение как познание и понимание людьми друг друга)

Возникновение и успешное развитие процесса межличностного общения возможно лишь, в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, восприни­мают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность.

Таким обра­зом, процесс восприятия одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть обще­ния и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

(Рассмотрим на гипотетическом примере, как в общем ви­де разворачивается процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого).) (это отношение чаще всего носит эмоциональный ха­рактер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится»).

ПРИМЕР Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает прибли­жающегося пешехода.

(если человек спокоен, другого человека воспримет спокойно, если человек мнительный, воспримет с подозрением на плохое) процесс социальной перцепции ма­жет быть представлен в виде следующей схемы:

- особенности поведения наблюдателя;

наблюдатель - (внешний облик и поведение наблюдаемого) – оценка – (психологические особенности наблюдаемого) – отношение – (предполагаемое поведение наблюдаемого).

Таким образом, мы определяем социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека.

В целом, в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение создание собственной стратегии поведения. Можно также выделить четыре основных функции со­циальной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.

Можно говорить о существовании механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого се­бя в процессе общения с ним, и обеспечивающих прогнози­рование поступков партнера по общению.

К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при ко­тором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по об­щению. То есть, происходит уподобление себя другому.

Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный от­клик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представ­лять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция (в дословном переводе — привлечение) мо­жет быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к не­му устойчивого позитивного чувства. В данном случае по­нимание партнера по общению возникает благодаря форми­рованию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Таким образом, раскрывая другим в процессе общения свой внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатст­вам собственной души.

Обращаясь к третьей группе механизмов социальной пер­цепции, обеспечивающих прогнозирование поведения парт­нера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека — механизм каузальной атрибу­ции — или причиной интерпретации.

В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения партнера. В условиях дефицита такой информации индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе гово­ря, осуществлять приписывание другому определенных моти­вов и оснований тех или других действий и реакций

 

4 вопрос Коммуникативная сторона общения

(общение как обмен информацией)

Понятие о коммуникации. Межличностную коммуникацию можно определить как:

· Процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;

· Ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-либо в ответ и т.д.

Человеческая коммуникация имеет некоторые особенности:

1. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Схематично коммуникация может быть изображена так: S ~ S. Следовательно, имеет место обмен информацией.

2. Люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

3. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. То есть «все должны говорить на одном языке».

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Глоссарий. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).

Структура коммуникативного процесса Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) - коммуникатор

ЧТО? (передается) - сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) - канал

КОМУ? (направлено сообщение) - аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - эффективность.

В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информа­ция, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс. Важно помнить, что коммуникативные процессы между людьми существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах; меж­личностная коммуникация и по своему содержанию, и по своей форме обладает важными специфическими чертами. Специфика межличностной коммуникации раскрывается, прежде всего, в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существовании различ­ных уровней передачи информации (вербального и невер­бального).

Выделяют два вида средств передачи информации – вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация

Вербальные – это речь. Речь - это процесс пользования языком. Язык - это система знаков и символов.

Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении - беседа, разговор. Будучи средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, такая речь обладает несколькими отличительными особенностями. Это - так называемая фатическая речь, основная цель которой - говорить, чтобы высказаться и встретить понимание.

Невербальная коммуникация

Речь - основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество иных способов, среди которых - жесты, мимика, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас (например, обстановка в комнате).

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

1) выразительных движений тела - так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т. д.);

2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.);

3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником);

4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).

Коммуникация – это обмен информацией между общающимися сторонами.
Структура коммуникативного акта (процесса).
1. Коммуникатор – инициатор сообщения. Тот, кто передает информацию.
2. Реципиент – адресат (кому).
3. Сообщение, информация – что.
4. Канал связи – средства передачи информации.
5. Эффект – усвоение информации.
6. Обратная связь – реакция реципиента на сообщение.

 

 

5 вопрос Интерактивная сторона общения

(организация взаимодействия в процессе общения)

Процесс взаимодействия или интерактивная сторона общения – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны прежде всего с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам важно не только об­меняться информацией и наладить взаимопонимание, но и ор­ганизовать обмен действиями, спланировать общую деятель­ность, выработать формы и нормы совместных действий.

Содержание интерактивной стороны общения можно проиллюстрировать конкретными примерами. Говоря что-нибудь приятное человеку, мы подходи к нему поближе, наклоняемся, пытаемся заглянуть в глаза. И, напротив, в случае передачи неприятной информации или конфликта, мы стараемся отойти подальше, у нас появляется различные защитные жесты, взгляд становится пристальным и немигающим и т.д.

Важное значение имеют факторы организации процесса общения(дистанция между взаимодействующими людьми; взаимная ориентация; наличие внешних барьеров).

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие. Целью этого воздействия является перестройка, изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний).

Интерактивная сторона общения имеет три основных фактора, которые оказывают важное значение. Речь идет о дистанции между людьми, взаимной ориентации, наличии внешних барьеров. Необходимо охарактеризовать каждый из них.

Дистанция между людьми будет зависеть от специфики их взаимодействия. Так, при произнесении приятной информации другому человеку, мы стремимся подойти ближе и заглянуть ему в глаза. И, наоборот, в неприятной ситуации будем стараться подальше отойти.

Ориентация подразумевает особенности расположения собеседников по отношению друг к другу. Например, "лицом к лицу", либо же "лицом к затылку" и прочее.

Очень важным является зрительный контакт. Как показывают исследования, человек будет смотреть в глаза своему собеседнику, если захочет показать преданность и любовь. Либо же при желании продемонстрировать силу и агрессию.

Внешний барьер будет способствовать ухудшению качества взаимодействия. При налаживании отношений рекомендуется удалять стулья, столы, сумки и прочее.

Поэтому очень важной является интерактивная сторона общения. Психология каждого человека должна постоянно приспосабливаться к ее особенностям, чтобы взаимодействие было более продуктивным.

 

 

6 вопрос Профессиональные, возрастные и индивидуальные особенности восприятия и понимания людьми друг другу. Трудности и дефомации общения. Пути оптимизации.

Восприятие человека человеком – целостное отражение человека человеком в их чувственно временных и пространственных связях и отношениях.
Понимание человека человеком – психический процесс включения информации о человеке в прежний опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздействия.

Возрастные особенности восприятия человека человеком.

Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь» через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений. Развитие ребенка – с момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до высших форм сознательного отражения, свойственных взрослому. Восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и труде.

Развитие восприятия внешнего облика другого человека характеризуется также тем, что с возрастом люди отмечают большее количество признаков в выделяемых ими частях лица, тела, экспрессии воспринимаемого человека. Если первоклассник может выделить сравнительно небольшое количество признаков, указывающих на размер, контур, положение, цвет и другие особенности того или иного элемента физического облика, то старшие видят и называют в тех же самых элементах большое число различных особенностей.

Сравнение восприятия человека испытуемыми разных возрастных групп, проведенное А.А. Бодалевым показывает, что по мере формирования индивида как субъекта познания возрастает степень точности отражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке испытуемыми черт физического облика, особенностей оформления внешности человека, так и его выразительного поведения, выполняемых им действий.

Отражая облик одних и тех же людей, испытуемые преломляют его через ту систему образно-понятийного знания о людях, которая у них к этому времени сложилась. И она у каждого человека индивидуально своеобразна, потому что индивидуально своеобразен опыт труда, познания и общения, который в каждом случае формировал эту систему. Поэтому и характер осмысливания разными испытуемыми облика одних и тех же людей также всегда более и менее различен.

Профессиональные особенности восприятия человека человеком

Непременным условием превращения каждого человека в субъекта познания других людей является деятельность, включаясь в которую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений. Не требует особых доказательств факт, что каждый человек познает других людей не ради праздного любопытства. Формирующиеся у него образы людей и понятия о личности служат целям регуляции его деятельности, его поведения в общественной среде — в производственном и учебном коллективах, в семье, на отдыхе и пр..

Трудности общения - коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения. Т. о. возникают без предварительных намерений, протекают внешне бесконфликтно, однако сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью общением, отрицательными эмоциями.

Человек неотделим от общества. Но при этом почти половина людей испытывает некоторые трудности в общении, от небольших проблем до выраженного страха (социофобии).

Психологический дискомфорт в общении может проявляться по-разному. Одни быстро устают от общения, поэтому вынуждены постоянно искать новые знакомства, более комфортные. Другие замыкаются в своем вымышленном мире, сведя общение к минимуму. Третьи продолжают общаться, но при этом испытывают неуверенность в себе, дискомфорт и даже страх. Вполне естественно, что от отрицательных ощущений хочется избавиться.

Как добиться успеха?

Путь к успеху во всех сферах жизни лежит через правильное общение, которому можно и нужно научиться. Для этого с одной стороны необходимо освоить основы психологической грамотности, в том числе научиться распознавать различные психологические особенности человека, освоить признаки всех типов личности, на основе которых можно прогнозировать действия собеседника. Такой подход позволит лучше понять и правильно оценить человека, выбрать наиболее подходящий стиль поведения, направить беседу в нужное русло, что и станет залогом успеха.

С другой стороны никак не обойтись без самопознания, раскрепощения, поднятия собственной самооценки, избавления от комплексов и неуверенности. Освоив оба направления, человек сможет действительно получать наслаждение от общения.

Поднять самооценку самостоятельно бывает непросто, но необходимо. Именно психологическое напряжение от убеждения, что окружающие критически его воспринимают и осуждают, предвзятое отношение к самому себе, неправильная оценка собственных достоинств и сил приводят к стеснительности, замкнутости и самоуничижению, препятствующим нормальному общению.

 

 

Деформации общения связанны с отклонением от норм взаимодействия, которые приняты в обществе и соответствуют мировым стандартам. Мировые стандарты в области международного права регулируют социальные отношения, а они, в свою очередь, влияют на нормы конкретного межличностного общения, учитывая социокультурную и этнопсихологическую специфику.

Основные критерии, которые характеризуют нормальное состояние социальных отношений, должны базироваться на гарантиях свободы совести, слова, на праве собственности, передвижения, тайны переписки, телефонных разговоров, на нормах морали и культуры. Названные ценности формируют основу нормальных, цивилизованных отношений, а отклонение от них приводит к деформации социальных отношений и общения.

Прежде деформации социальных отношений вызывают деформацию сообществ, групп и личности как субъекта общения. Речь идет о социальной патологии, которая проявляется в искажение шкалы ценностей, приоритетов личности, ее «Я-образа», самооценки, в утрате культуры, нравственности, самоуважения и достоинства человека, в приобретении индивидом признаков комплекса неполноценности, в росте проституции, наркомании, числа самоубийств и т.п.

 

7 вопрос Теория трансактного анализа Эрика Берна.

Трансактный анализ – это теория личности и взаимоотношений американского учёного Эрика Берна.

Для исследования межличностных отношений Берн предложил использовать так называемую единицу социального взаимодействия, которую он назвал трансакцией. Таким образом, получилось определение, которое легло в основу его будущей теории.

Трансакция – это единица социального взаимодействия, включающая в себя стимул и реакцию.

Трансакция переводится как договор, соглашение.

Простейшей и самой частой трансакцией в нашей жизни является обычное приветствие. Когда один человек говорит: «Привет!», т.е. посылает свой стимул, а второй ему отвечает: «Здравствуй!» - даёт ответную реакцию.

Иногда это произносится нами на ходу и на этом всё заканчивается, а в других случаях является началом длительного общения.

Независимо от продолжительности трансакций, мы можем при этом испытывать разные чувства. К сожалению, не всегда те, которые мы ожидаем.

Из-за чего же тогда возникают очень частые разногласия между людьми, если всё выглядит, казалось бы, так просто?

Отвечая на этот вопрос, Э.Берн высказал своё предположение о том, как устроена наша личность.

Вы замечали, что в разное время, в зависимости от обстоятельств мы испытываем разные чувства? Мы называем это настроением. На самом деле в это время мы и мыслим по-другому, и поведение наше в чём-то меняется. Всё это вместе: чувства, мысли и поведение, является нашим эго-состоянием, т.е. состоянием нашего я. Потому, что эго переводится, как Я.

В разное время мы можем быть весёлыми, грустными, задумчивыми, озабоченными, беспечными, принципиальными. Всех вариаций не перечесть.

А Э. Берн смог во всём этом многообразии найти особую закономерность. Он выделил три эго-состояния, и дал им точные образные названия. Внутренний Родитель, внутренний Ребёнок и внутренний Взрослый. Для наглядности он изобразил это графически, потому что диаграммы эго-состояний и трансакций помогают лучше воспринимать излагаемый материал.

Практически никто из нас не может знать, в каком из этих эго-состояний мы можем оказаться в любой определённый момент времени.

Поэтому, когда встречаются два человека, их как будто шесть.

И от того, в каком эго-состоянии будет находиться каждый из собеседников, будет зависеть итог их общения.

Э.Берн выдели три вида трансакций.

Первую группу трансакций он назвал параллельными. Когда реакция исходит из того состояния, в которое послан стимул. Такие трансакции могут быть между одноимёнными эго-состояниями и разными.

Далее он выделил пересекающиеся трансакции. Когда реакция исходит не из того состояния, куда послан стимул. Их тоже может быть несколько вариантов.

И, наконец, трансакции могут быть скрытыми или двухуровневыми. Когда мы говорим одно (социальный уровень), а подразумеваем другое (психологический уровень).

Психологический уровень проявляется в жестах, мимике, или, когда люди используют такие слова, в которых содержится скрытый смысл.

Э.Берн для каждого вида трансакций определил правила.

Виды конфликтов

Существует немало разновидностей классификаций конфликтов. В зависимости от основных критериев оценки, эти классификации могут быть различными. Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды конфликтов.

1.Внутриличностные конфликты. Чаще всего этот вид конфликтов возникает в ситуациях, когда желания и личные потребности человека входят в диссонанс с его сознательными целями или правилами, принятыми в социуме.

2.Индивидуально-групповые конфликты. Чаще всего такие конфликты носят психологический характер и определяются различными ценностными структурами, принятыми у сторон конфликта. То, что для одного человека ценно и обязательно, для другого может ценностью не являться или являться антиценнностью.

3. Межличностные конфликты. Этот вид конфликтов, наряду с внутриличностным, является наиболее распространённым, а, поскольку внутриличностные чаще всего остаются незамеченными окружающими, во всяком случае, у социализированных личностей, то межличностные конфликты можно с уверенностью назвать самыми часто встречающимися.

4.Межгрупповые конфликты. Это могут быть конфликты между структурными подразделениями на предприятии, различными организациями, например, не выполняющими своевременно свои обязательства. Кроме того, в различных социальных группах нередки межгрупповые конфликты, которые проявляются между формальными и неформальными группами.

5. Отдельно следует выделить конфликты на профессиональной почве или, как их ещё нередко называют, производственные конфликты. Здесь выделяют несколько подвидов конфликтов: организационные (они могут быть как межличностные, так и межгрупповые или индивидуально-групповые), иерархические (конфликты подчинённости или несогласия с решениями вышестоящей инстанции), межфункциональные (например, связанные с принятием решения по использованию той или иной технологии для реализации проекта), формально-неформальные. Последний подвид конфликтов характерен в том случае, если сотрудников предприятия связывают не только профессиональные, но и личностные (родственные, дружеские) связи.

 

9 вопрос Динамика конфликта. Способы и приемы урегулирования конфликта.

Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.

Конфликт – это динамичный, развивающийся процесс. Выделяют следующие основные стадии его развития: предконфликтная ситуация (скрытая, латентная стадия), открытый конфликт и стадия его завершения.

Предшествующая открытому конфликту латентная стадия – это формирование всех его структурных элементов. Прежде всего, возникает причина конфронтации и проявляются ее участники, а затем возникает осознание сторонами противостояния сложившейся ситуации как конфликтной. Динамика конфликта может развиваться далее, если на первой стадии основные противоречия не будут разрешены мирно и полюбовно.

Вторая стадия – это переход его участников к конфликтном


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.