О детях старшей мамы Габтулла абый, Кэримэ апа, Касыймэ апа. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

О детях старшей мамы Габтулла абый, Кэримэ апа, Касыймэ апа.

2017-08-23 287
О детях старшей мамы Габтулла абый, Кэримэ апа, Касыймэ апа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Габтулла абый.

Год рождения не помню. С нашей мамой примерно одногодки. С женой Шэмси апа в Сараше они первые Советские учителя. Выше я его вспоминала эпизодически. Я его после обзаведения своим домом не помню. Описываю встречи в 35-38 годах, после смерти отца, в Республике Мари АССР. Как-то раз я с кем-то приехала из Мазар башы в Параньгу, к Габтулла абый. Кто-то из их семьи меня посадили за стол и угостили халвой. Я сижу, сильно стесняясь, есть или нет. Вот пришел Габтулла абый и говорит: «Суфие ведь поставили только остаток халвы, поэтому она стесняется и не есть». На большом блюдце поставил передо мной халву. Халву я вижу впервые. Я с удовольствием покушала и Габтулла абый спрашивает у меня: «Картошка у Мэлики уродилась хорошая ли?». Я стесняясь вместо того, что мелкая и её мало, ответила что крупная и мелкая. В том году у Малика апай картошка посаженная на поле не уродилась. Когда Габтулла абый: 2 Вэтом году ни у кого картошка не уродилась. А смотри-ка, у Малики и крупная и мелкая есть оказывается, а у нас крупной картошки вовсе нет.» Я даже после этого не смогла подправить сказанное. Уж очень оказывается я с малых лет была стеснительная.

Второй раз я Габтулла абый увидела вот когда. Я учусь в Никкилдеме 4 классе. В школу пришла инспекторская проверка. В составе группы был он, будучи инспектором или даже директором РОНО. Вот отчим Шаймордан привел их к себе на обед. Я готовила уроки. Габтулла абый сказал, что учительница очень хвалила Суфию. У меня спрашивает; «Как учеба? Не трудно ли?» Я говорю, что трудно с русским языком, и учебника у меня нет. После этого он взял мою тетрадку по русскому языку и простым карандашом слегка пометил места с ошибками и сказал: «Пока мы кушаем, ты исправь свои ошибки». Многие ошибки я исправила. «После того, как я тебе пришлю учебник, исправь оставшиеся ошибки»,- сказал он. Маме с отчимом он сказал: «Суфия одаренная, постарайтесь, чтобы она и дальше училась, и я в этом вам помогу». Через некоторое время он прислал мне учебник русского языка и тетради. Их привез мой отчим, когда съездил на базар. Впоследствии, в своей педагогической практике я использовала этот метод Габдуллы абый. Неуспевающим ученикам не старалась ставить двойки. Этот метод себя оправдал.

Вскоре, после инспекторской проверки нашего любимого учителя Ахметшина Барый абый увели как врага народа. Думали, что Барый абый в Татарстане. Они с женой и 7 летним сыном Илгизэрем жили в одной из комнат школы. После этого нас обучал молодой учитель невысокого роста по имени Вафа. Немног погодя и его увели. В ту же зиму Габтулла абый то же признан «врагом народа». На после реабилитационной педагогической конференции Шамси апа, при нескольких коллегах, с которыми я разговаривала, очень радостная подошла и сказала, что Габтуллу абый реабилитировали. Гордись, мол, я из рода Ижбулатовых. Габтулла абый был очень похож на отца. На этом все, что о нем я помню.

 

Кэримэ апа.

Она жила в Сараше с мужем Ягофаров Кэрим. Четверо детей у них было. Кэримэ апа учительница, а Карим жизни – бухгалтер. Дети Фэридэ, Фэрит (1923 г.р.), Лиф мой ровестник, и Марс. Мама помогала им по дому и меня частенько брала с собой. Играли с Лифом и за Марсом присматривали. Наблюдая за Кэримэ апа, когда она проверяла тетради у учеников, я мечтала стать учительницей. В те годы они не такие уж были бедны, как мы, но и не богатые. Кэримэ апа к маме обращается как к бабушке. Карим и Кэримэ друг друга очень уважали. Кэримэ апа очень хорошо поёт. На спектаклях исполняла песенные роли. Как-то маму взяли на спектакль. Мама этот эпизод рассказывала, когда я участвовала на спектаклях. Мама спрашивает у Каримэ апа: «Как ты на сцене так можешь смеяться?». Она отвечала: «Сначала, не показывая зрителям хрипло смеюсь, а потом повернувшись к зрителям смеюсь от души над своим хриплым смехом». Как увели Кэримэ апа и Кэрим жизни средь ночи, как врагов народа, оставив 4 детей сиротами описывать не буду. Об этом подробно описано в письме Ягофарова Фэритэ.

 

Касимэ апа

Она преподавала татарский язык и литературу в Сараше и вышла на пенсию. О её семьи ничего не знаю. Когда я заочно училась в Казанском пединституте, Касимэ апа сказала Габтукаеву Рису, что, мол, в Казани оказывается учится моя сестренка. (Он переписывался с Рауза апа). Ты её привези-ка в Сараш погостить, и отдал мою фотографию. С Габтукаевым мы кратко встретились при покупке билета в Мари АССР. Мне нужно было обязательно приехать в свою школу, т.к. предстоял ремонт и заготовка дров. Поехать в Сараш я не согласилась.

Мэликэ апа

Училась в педучилище В Барде. Времена, когда Юныс абый выгоняли из учебных заведений. О том, что Малике апа нужно закончить учебу вдали от родных мест и трудоустроиться там же поговаривали отец и Габдулла абый. Об этом рассказывала мама. Апа учительствовала в начальной школе. Когда собиралась поступать в пединститут г. Йошкар-Олы началась война. В 1935 годах в деревнях Параньгинского района ставили спектакли, один играл Хэлиля, другая Галиябану. В военные годы Мэликэ исполняла роль Галиябану. Хэлил джизни то же учитель. После демобилизации его назначили редактором Параньгинской районной газеты «ударный колхозник». Газету переименовывают «Коммунизмга» при нём. С началом войны Маликэ апа, проводив мужа на войну, остаётся с 3 детьми в Параньге. Чтоб прокормить 3 детей Маликэ апа работает в 2 смены: в начальной школе учителем и в детдоме воспитателем. Однажды из фронта письма перестают приходить. По окончании войны он пишет письмо из исправительного лагеря «Алатырь». Апа очень смелая женщина, пешком пошла в «Алатырь» и встретилась с джизни. По возвращении из войны его Параньгинские чиновники не берут на работу как бывшего в плену. В 1946 году меня РОНО Министерство направило в Йошкар-Олу в школу №6. В этой школе кадров не хватает. Обучение хоть и шло на русском языке, так же нужны были по татарскому языку. Я рассказала дирекции о Маликэ апа и жизни. Дирекция их пригласила. Сразу им предоставили жильё. После, через несколько лет работы в этой школе, они переселились в Кульбаш, где учительствовала Тахирэ апа. Построили 6 стенный дом. После войны родились Света и Фаиль. Напишу один эпизод о находчивости и решительности Маликэ апа. В то время учителя всегда в колхозах были агитаторами. Мэликэ апа была не только агитатором, но и в летний период была бригадиром в Мазар Башы. Хэлил джизни в школе Кульбаш был завучом и одновременно секретарём парторганизации колхоза. После его смерти Мэликэ апа в старости сумела поучаствовать в строительстве кооперативной квартиры для Светланы. Но в последние годы очень ошиблась переселившись к плохим внукам.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.