Морфемика как раздел науки о языке. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Морфемика как раздел науки о языке.

2017-09-10 734
Морфемика как раздел науки о языке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Д.Ш. Харанутова

 

МОРФЕМИКА

(в комментариях и упражнениях)

 

 

Рекомендовано УМС БГУ в качестве

учебно-методического пособия для студентов

направления 032700.62 Филология

 

 

Улан-Удэ

 
2012

УДК 161.1 (075.8)

Х 20

 

Утверждено к печати

редакционно-издательским советом

Бурятского государственного университета

 

 

Ответственный редактор

Е.А. Бардамова

доктор филологических наук, доцент

 

Рецензенты

Г.А. Дырхеева

доктор филологических наук, доцент

Т.Ф. Долбеева

кандидат педагогических наук, доцент

 

Харанутова Д.Ш.

Х 20 Морфемика (в комментариях и упражнениях): учеб. пособие / отв. ред. Е.А. Бардамова. Изд. 2, доп. и перераб. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012. – 64 с.

 

Данное учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации по самостоятельной работе студентов с учебной и дополнительной литературой по морфемике.

 

 

© Д.Ш. Харанутова, 2006

© Д.Ш. Харанутова, дополн. и перераб., 2012

 
© Бурятский госуниверистет, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Разработанный курс по морфемике русского языка как разделу учебной дисциплины «Словообразование» предназначен для самостоятельной работы студентов-филологов дневной и заочной форм обучения и предусматривает изучение учебного материала на практических занятиях в продолжение лекционного курса.

Данная работа выполнена в соответствии с действующей программой курса «Современный русский язык. Словообразование» в высших учебных заведениях и опирается на известные классические труды в области словообразования русского языка. Морфемика – самостоятельный раздел языкознания, существуют разные концепции, и в пособии языковой материал представлен на фоне относительности тех или иных интерпретаций. Теоретическая часть строится по работам Е.А. Земской, А.Н. Тихонова, Е.В. Клобукова, И.С. Улуханова, И.А. Ширшова и др. Материал не затрагивает всех теоретических проблем современной морфемики. В практической части используется материал из методических пособий Т.А. Гридиной, Н.А. Николиной, Е.В. Клобукова.

Студенты могут работать самостоятельно. Задания к упражнениям содержат вопросы, ориентирующие на теоретический материал пособия. В каждом параграфе есть задание на повторение пройденного материала. В пособии указан порядок разбора морфемного состава и морфемной структуры слова, представлен алгоритм морфемного анализа.

Описание морфемы представлено по отношению ее признаков-параметров к плану содержания (собственно-семантические, служебно-семантические), к плану выражения (материально выраженные – материально не выраженные, регулярные – нерегулярные, уникальные – неуникальные, корневые – аффиксальные и т.д.), по функции (словообразовательные и формообразовательные).

Изучение дисциплины «Морфемика» поможет студенту сформировать владение специальной терминологией, навыками морфемного анализа, выработать умение ориентироваться в современных направлениях морфемики.

Раздел 1


МОРФЕМИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ.

Вопросы для самоконтроля

1. Все ли морфемы могут быть представлены более чем одним морфом? Подтвердите свою точку зрения конкретными фактами языка.

2. Важно ли проводить различие между алломорфами и вариантами морфем только в теоретическом плане? Существует ли необходимость учитывать данные явления в процессе овладения речевой деятельностью?

3. Что общего у алломорфов и вариантов? Чем они отличаются?

4. Какие морфемы не могут иметь вариантов (имеют только алломорфы)?

5. Чем объясняется формальное варьирование морфем?

6. С какими явлениями связано варьирование морфем в плане содержания?

 

Задания

1. Докажите, что в данных группах слов выступает одна морфема: посылать, пошлю, послал, посол; чертить, черта, черчение, подчёркивать, черкать; принимать, принять, приму; бросить, брошу, бросок, отбрасывать. Объясните, какие причины вызывают изменения в звуковом составе морфемы.

 

2. Какова правильная форма 1-го лица ед. числа глаголов пылесосить, колобродить? У глагола победить в русском языке нет формы 1-го лица ед. числа. Если бы она была, как бы она выглядела? Докажите. Образуйте аналогичную форму от несуществующего глагола перудить.

3. Определите, какие из выделенных морфов являются алломорфами, а какие – вариантами морфем. Аргументируйте свой ответ.

Соле ни(i) е – соле нь(i) е, бел ехоньк ий – беле шеньк ий, об условл ивать – об уславл ивать, кое -какой – кой -какой, с жи гать – жж ени(i)е, жит и(i) е – жить (i)ё, даль ше – глуб же.

4. а) Выпишите из текста слова, содержащие морфемы, представленные в языке одним морфом (например: мадам, кашне, наперекор, когда). Поясните, с помощью каких приемов вы смогли идентифицировать эти слова.

б) Найдите в тексте слова, содержащие морфемы, представленные совокупностью морфов (ср. песчаный, песок, пески; состариться, сделает; ребяческий, гражданский; мыслию, мыслью). Докажите тождественность морфем.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели.

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

И вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

(М. Лермонтов)

Раздел 2

 
 


МОРФЕМ

Задания

1. Определите, в каких словоформах конечные -а, -е, -о, -и являются окончанием, суффиксом или входят в состав корня:

алиби, вопреки, впереди, деньги, дружески, жалюзи, кольраби, лыжи, навеки, осадки, пари, регби, сапоги, салями,, травести;

завтра, издавна, лёжа, икебана, бра, буржуа, гримаса, добела, едва, забава, снова, отвага, слева, стара, учеба;

досье, крупье, налегке, отличие, поодиночке, вдалеке, где, долголетие, кофе, протеже, разве, реле, рисование, созвездие, средне, фойе, цыгане;

сальдо, ранчо, арго, жиголо, браво, дерево, легко, единство, железо, здорово, истинно, какао, направо, небо, недешево.

 

2. Сгруппируйте однокоренные слова, выясните значения корневых морфем. Пополните список однокоренных слов. Найдите омонимичные корневые морфемы.

Потом, попозднее, когда в водоемах хорошенько подогреется, запоют другие – водяные лягушки (Г. Скребицкий). По улицам слона водили, как видно, напоказ (И.А. Крылов). А у этой мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, а просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе (А. Гайдар).

 

У шиповника – шипы.

На шиповнике – бутоны.

Вот он блещет у тропы,

Ярко-красный и зеленый…

Он глаза мои слепит,

Он костер напоминает.

Он шиповник. Он шипит.

Искры алые роняет.

(А. Кушнер)

 

3. Выделите в данных словах корни. Определите значение каждого из сходных по звуковому составу корней (корней-омофонов) и распределите эта слова на группы в соответствии со значением корня. Для справок используйте толковые словари русского языка.

Образец: зарисовка, рисинка, рисовать, рисовод, рисовый, рисунок. В словах зарисовка, рисовать, рисунок корень -рис- `изображать с помощью графических средств`; в словах рисинка, рисовод, рисовый – корень –рис - `злак`,

1. Бесповоротно, воротник, изворотливый, косоворотка, переворот, подворотничок, разворот.

2. Зубрёнок, зубрежка, зубрить, зубровый.

3. Бесклассовый, внеклассный, деклассироваться, классный, классовый, одноклассница.

4. Косарь, косичка, косой, косо, косынка, косонька, косяк, косьба.

5. Осветительный, по-светски, рассвет, светильник.

4. Выделите в данных словах корневые морфемы (корни), подбирая родственные слова. Отметьте, какие корни выражают следующие значения: а) предмет; б) непроцессуальный признак; в) действие, процесс; г) количество.

Апельсин, бедность, бросок, варенье, выгладить, десятина, журналистка, наездник, окаменеть, пятерка, расслабиться, утроить.

 

5. Выделите в данных словах корневые морфемы:

Демократизмы, гуманизмы – идут и идут за измами измы (В. Маяковский).

6. Выделите в данных словах корни. Какие звуки чередуются в корнях родственных слов?

1. Горбатый, горбиться, сгорбленный. 2. Друзья, дружба, недруг. 3. Дымить, дымчатый, задымленный. 4. Жать, зажим, сжатие. 5. Жать, жатва, жнец, жнивье. 6. Звуковой, звучный, озвучить. 7. Махать, промах, размахивать, размашистый.

Задания

1. Проанализируйте приведенные ниже слова и найдите в них словообразовательные постфиксы:

Училась, кому-то, что-либо, выбрался, несясь, где-нибудь, чему-нибудь, какого-либо, кто-то, идите, кое-где, какой-никакой, расскажи-ка, споемте, что-либо, ну-ка, где-нибудь, узнал-таки, сказали бы.

 

2. Выделите словоформы, имеющие в своем морфемном составе постфиксы. К каким частям речи относятся эти словоформы?

1. Вижу: кто-то скачет на лихом коне (Ф.). 2. Уж верба вся пушистая раскинулась кругом (Ф.). 3. Я по-детски умилился... (Ч). 4. Но благодушно что-нибудь, на чем бы сердцем отдохнуть я мог, пошли мне! (Н). 5. Над садом облака, нахмурившись, стоят (Б). 6. Чьи-то грозные зеницы загоралися порою... (Ф).

 

2.3.2. Интерфиксы – морфемы с особым, соединительным, значением. Основным видом интерфиксов являются соединительные элементы, употребляемые при образовании сложных слов: -о-( сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух-( дв-ух-этажный), -ёх- (тр-ёх-этажный), - (пят-и-этажный).

Ряд ученых-лингвистов не считает их морфемами в общепринятом понимании. При морфемном членении слова их можно выделять подчеркиванием, скобками, параллельными черточками или обведением кружком: сам-о-лет-0 ← сам + летать. Интерфикс выполняет словообразовательную функцию, он входит в состав основы, так как не прерывают основы слова.

Иногда термин интерфикс используется для описания более широкого круга явлений всех соединительных элементов, участвующих в словообразовании и словоизменении.

Выделяются следующие виды интерфиксов:

1) соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух - (дв-ух-створчатый), -ёх- (тр-ёх-этаж-ный), -и- (сем-и-летка) и др.;

2) согласные-прокладки, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами: -л- (жи-л-ец), -в- (пе-в-ец), -j- (кофе-й-н-ый), -т- (арго-т-ическ-ий), -ш- (бгу-ш-ник).

 

Задания

1. Выпишите слова без интерфиксов, а затем сгруппируйте слова с одинаковыми интерфиксами.

Водопад, пятилетка, гололед, баснописец, семидневный, двухэтажный, звукозапись, четырехлетний, сорокалетие, спорткомплекс, белобровый, широкоплечий, благодарить, шестиэтажный, большеротый, голубоглазый, Госдума, сердцеед, пешеход, мореход, земле-делец, ледостав, Петербург, Краснодар, стопудовый.

2. В приведенных ниже словах определите, является ли сегмент между корнями, находящимся внутри слова, окончанием или интерфиксом.

Пятидесяти, пятиэтажный, трехъярусный, двухкамерный, восьмисотпятидесятилетие, двухсот, трехтысячный, трехсот.

Функциональные типы морфем

Значения, носителями которых являются аффиксальные морфы и морфемы, относятся к различным языковым сферам. Основные области их распределения – лексическая и грамматическая семантика. Благодаря этому аффиксальные морфы и морфемы участвуют в процессе не только слово-, но и формообразования. И в зависимости от этого подразделяют на словоизменительные (формообразующие) и несловоизменительные. Несловоизменительные, в свою очередь, на словообразовательные и основообразующие. Назначение первых – быть средством образования слов (шить – с-шить – сши-ва(ть); цемент – цемент-н(ый); характер – бес-характер-н(ый), фельетон – фельетон-ист; ясный – у-ясн-и(ть); вторые же используются для образования форм слова (словоформ) или их различения (береза, берез-ы, берез-е, берез-ам, берез-ами, о берез-ах).

И словообразовательные, и словоизменительные аффиксы повторяются в больших рядах слов и словоформ: ходь-б-а, стрель-б-а, кось-б-а, паль-б-а; от-крыть, от-бить, от-мыть, от-купоритъ; вод-ой, трав-ой, голов-ой, жен-ой, рук-ой, газет-ой, книг-ой. Эту особенность аффиксальных морфов отмечал еще Ф.Ф. Фортунатов.

Основообразующие не имеют словообразовательного значения, они образуют основу слова. К ним относят «тематические» глагольные суффиксы (тематические гласные) -а -,е-, -и, -у, -и т.д.(ср. дыш- а- ть, сид- е -ть) и наращения именных основ (мат- ер).

При помощи словоизменительных аффиксов образуются грамматические формы слова (школ-а, школ-ы, школ-у и т.д.). Словообразовательные аффиксы используются для образования слов (при-школь-н-ый, школь-ник), они выполняют деривационную функцию. Аффиксы, используемые в словоизменении, образуют флексию.

Задания

1. В данных словах выделите окончания. Какие грамматические значения они выражают? Отметьте слова, не имеющие окончаний.

Образец:

марк-а, коле-я. В колея окончание находится после - j -, в обоих словах –а выражает грамматические значения ж. р., ед. ч., им. п., сущ.;

парт-а – старост-а. В парт-а окончание выражает грамматические значения ж. р. ед. ч., им. п. сущ., в старост-а окончание выражает грамматические значения м. р., ед. ч., им. п. сущ.;

кружев-о – самбо. В кружев-о окончание выражает грамматические значения ср. р., ед. ч., им. п. сущ., в самбо окончание отсутствует, т.к. это несклоняемое существительное.

Трём – троим; дрова – здорова – трава; дерево – чтение -шимпанзе; идёт – слышит; калий – последний: ластоногие -милосердие; бой – злой – твой; говорят – сожалеют; сено – фламинго; неделя – милая – тебя – дразня; падаю – меню -свою.

 

2. Расчлените слова и словоформы на морфемы. Отметьте аффиксы словообразования и аффиксы формообразования (словоизменения).

Бинтовать, быстрее, возомнить, коллега, коровий, мощнейший, недолгий, ничей, поливать, полумягкий, позади, сестренка, слева, смутились, соприкасаться, укомплектовали, успевающий, ходьба.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте морфемы по их роли в организации слова.

2. Перечислите основные различительные признаки корневой морфемы и аффиксов.

3. Охарактеризуйте аффиксы по позиции морфемы в составе слова.

4. Какие функции могут выполнять морфемы в слове и словоформе? Охарактеризуйте аффиксы по выполняемой морфемой функции.

Раздел 3

 
 


Нулевые окончания

Особого внимания заслуживают так называемые нулевые окончания (они обозначаются условно значком -0, ср.: брат-0, читал-0). Нулевое окончание устанавливается только в том случае, если оно имеет определенное грамматическое значение, при этом аналогичное значение в других грамматических формах выражено обычными, ненулевыми морфемами.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются в следующих позициях:

1) у существительных:

а) в им.п. (а для неодушевленных и вин.п). единственного числа мужского рода II склонения: мальчик -0 – им. п., стол-0 – им.п / вин. п.;

б) в им.п. и вин. п. единственного числа женского рода III склонения: ночь-0; мышь-0.

в) в род. п. множественного числа разных родов: стран-0, солдат-0,болот-0.

В этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей – статей-0. Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении j исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же j прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей-0 – cтатьj-я – статьj-ями.

Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы являются окончаниями. Двухбуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями

Сравним: гений-0, гениj-я, гениj-ю; участков-ый, участков-ого, участков-ому; apмиj-я, армиj-ей; столов-ая, столов-ой и т.д.

 

2) у прилагательных:

а) в краткой форме единственного числа мужского рода: красив-0, умен-0;

б) у притяжательных прилагательных в им.п., (а у согласующихся с неодушевленными существительными и в вин.п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные прилагательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. ч И. п. син-ий лисий-0

Р. п. син-его лисьj-его

Д. п. син-ему лисьj-ему

В. п. = И. п. / Р. п.

Т.п. син-им лисьj-им

П. п. син-ем лисьj-ем.

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -uj- от существительных: мама → мам-ин-0, лиса → лис-ий-0. В косвенных падежах этот суффикс реализуется в j, который «спрятан» в йотированной гласной букве;

3) в глаголе нулевым окончанием выражается значение

а) м. р. ед. ч. в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л-0 (бы)- ср.: дела-л-а, дела-ли;

б) м. р. ед. ч., в кратких причастиях (как и в кратких прилагательных): прочита-н-0, люби-м-0.

Задания

1. Выделите слова, имеющие нулевое окончание. Объясните, почему остальные слова не входят в эту группу.

1. Напротив, напев, председателев, сплав, стремглав.

2. Белешенек, невдомек, никак, ручеёк, рыбак, эдак.

3. Главком, днем, зажим, замужем, оптом, сам, там, чернозем.

4. Ах, вгорячах, размах, страх, штрих.

3. Установите, в каких словах i является самостоятельной морфемой, в каких – частью другой морфемы.

Медвежья, овечий, рыбий, павлиний, соболий, зимний, пастуший, горячий, птичий, помещичий, лишний, ранний, собачий, низший, горький, веский, прохожий, глашатай, вожатый, будней, бредней, гуслей, кудрей, отрубей, саней, яслей, статей, мнений, ружей, путей, ложью, дочерью, тканей, степей, ночью, стая, струя, статья, семья, гостья, свечей, юношей, звенья, перьев, деревьев, крыльями, ущелье, подмастерьев, братьями, клочьев, герой, воробей, соловей, лишай, продают, обедают, гуляют, зимуют, успокоят, настроят.

 

4. Определите, в каких словоформах конечные -ей являются окончанием, суффиксом или входят в состав корня. Выделите нулевые окончания.

Злодей, иней, лебедей, лошадей, ничей, ручей, соловей, трубачей, шалфей.

 

Нулевой словоизменительный

(формообразовательный) суффикс

Словоизменительные суффиксы могут быть не только материально выраженными, но и нулевыми (они также обозначаются условно значком 0). Например, в неопределенной форме глаголов типа печь (печь-0) выделяется нулевой показатель инфинитива, присоединяемый к корню (ср. в других глаголах наличие ненулевых показателей неопределенной формы: го-во-ри-ть, нес-ти).

Нулевой суффикс повелительного наклонения выделяется в глагольных формах типа брось0, пой0, ляг0.

Форму повелительного наклонения образуют суффиксы -и- (в формах типа пиш-и) и - 0 (в формах типа делай-0-0, сядь-0-0). Чтобы понять, что данные формы образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксами -й, -дь, необходимо вспомнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-ут -→ пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю – читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта флексийная морфема – нулевой формообразующий суффикс: читай-0-0 (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа – ср.: читай-0-те).

Нулевой словоизменительный суффикс и нулевое окончание могут встретиться в одной и той же форме глагола. Так, два нулевых словоизменительных аффикса – нулевой суффикс и такое же окончание – выделяются в формах мужского рода единственного числа прошедшего времени типа нес-0-0, сох-0-0, тер-0-0 (ср. с другими формами тех же глаголов: нес-л-а, сох-л-о, тер-л-и).

 

Задания

1. Приведите соотносительные глагольные формы прошедшего времени мужского рода единственного числа. Выделите в них суффикс, выражающий значение прошедшего времени.

Читала, смогла, несла, пела, достигла, сберегла, прочла, гребла, трясла, пекла, легла, росла, увидела, увлекла, подстерегла.

 

2. От основы настоящего (будущего) времени глаголов образуйте формы единственного числа повелительного наклонения. Разделите полученные глаголы на две группы:

1) формы с материально выраженным суффиксом;

2) формы с нулевым суффиксом.

Сказать, написать, надрезать, нарезать, спеть, нести, беречь, встать, читать, гулять, возить, смотреть, причесать.

 

3.3. Нулевой словообразовательный суффикс

 

Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова шум. На первый взгляд оно состоит из корня и флексии (нулевого окончания). Однако в этом случае, как и любое непроизводное слово, оно должно прямо и непосредственно называть некий объект внеязыковой действительности, быть немотивированным. Но это не так. Носитель русского языка для объяснения того, что такое шум, использует, как правило, следующее толкование:

«Это когда шумят». И действительно, существительные с нехарактерным для них значением действия или признака являются в русском языке производными, они образованы от глаголов или от прилагательных (бегать → бег-отн-я, ходи-ть → хожд-ениj-е, син-ий → син-ев-а, строг-ий → строгоcтъ; аналогично: бежа-ть → бег, ходи-ть → ход, син-ий → синь, тих-ий → тишь), что возможно только при присоединении суффиксов. В этих словах также используется суффикс. Суффикс этот нулевой, он вносит словообразовательное значение предметности.

Для выделения нулевого словообразовательного суффикса необходимы два условия.

Слово должно:1) быть производно, мотивировано другим словом языка (поэтому гам, например, не имеет нулевого суффикса); 2) иметь словообразовательное значение, которое может выражаться ненулевым суффиксом (в данном случае оно материально не выражено: бежать → бег-0-0, бегать→ бег-отн-я).

С помощью нулевого словообразовательного суффикса образуются существительные со значением:

1) абстрактного действия, образованные от глаголов: взрывать →взрыв-0-0, входить → вход-0-0. Альтернативные суффиксы: – ениj (хожд-eниj-e), -отн- (бег-отн-я) и др.;

2) абстрактного признака, образованные от прилагательных: синий →синь-0-0, глухой → глушь-0-0. Альтернативные суффиксы: -ев-(син-ев-а), -ин- (тиш-ин-а), -ость- (строг-ость);

3) предмета или лица, имеющего отношение к действию (значение результата действия и др.), образованные от глагола (накипь-0-0 ← накипеть) или двух производящих основ – основы существительного и глагола: пароход-0-0← пар + ходить; бракодел-0-0 ←брак + делать. Альтернативные суффиксы -ник-, -ец -: теплообмен-ник ← тепло + обменивать, земледел-ец ← земля + делать.

С помощью нулевого суффикса образуются также прилагательные:

1) от глаголов: вхож-0-ий ← входить. Альтернативный суффикс –н: рез-н-ой ← резать;

2) от существительных: будн-0-ий ← будни. Альтернативный суффикс н-: лес-н-ой ←лес.

Задание

1. Докажите, что данные слова имеют нулевой словообразующий суффикс.

Зелень, вздох, учет, глубь, крик, вызов, перерыв, даль,

2. Для каждой из групп слов с нулевым словообразовательным суффиксом укажите:

а) от какой части речи образованы входящие в нее слова;

б) какое значение выражено нулевым словообразовательным суффиксом;

в) какие есть альтернативные ненулевые суффиксы для выражения данных значений.

1) Награда, надежда, ограда, пила;

2) зануда, подлиза, притвора, мямля;

3) обувь, печь, прорубь, прорезь;

4) круча, холода, суша, гуща;

5) супруга, Александра, Валентина;

 

3. 1) Подчеркните нулевой словообразовательный аффикс.

2) Найдите радиксоиды, унирадиксоиды, унификсы.

3) Укажите, какие типы аффиксов не представлены в тексте.

Нет, ни в шахматы, ни в теннис...

То, во что с тобой играют,

Называют по-другому,

Если нужно называть...

Ни разлукой, ни свиданьем,

Ни беседой, ни молчаньем...

И от этого немного

Холодеет кровь твоя.

1965. Анна Ахматова

5. Установите есть ли в перечисленных ниже словах нулевые словообразовательные аффиксы; если есть, укажите их значения.

Маркиза, Валентина, Антонина, Петрова, Петровна, заведующая, леший, глушь, интим, интеллектуал, гений, факультатив, суша, добро, Советск, Брянск, шум, гам, выборы, финансы, пропажа, дача (фазенда), дача (взятки), рябь, рассада, обувь, румяна, подлиза, первый, пятый, приезжий, золотой, свиной, отчий, патриарший, волчий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова методика выделения нулевых морфем?

2. В каких позициях представлены нулевые формообразующие суффиксы?

3. Какие условия необходимы для выделения нулевого словообразовательного суффикса?

 

Раздел 4

 
 


МОРФЕМНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ

Центральное понятие морфемики – членимость

Членимость – способность слова выделять в своей морфемной структуре как минимум два значимых элемента, т.е. разбиваться на морфемы. Граница между двумя соседними морфемами называется морфемным швом. Морфемное членение – это установление морфемных швов в слове. Членимость – основополагающее понятие морфемного анализа, диалектически связанное с понятием производности как центральным понятием словообразовательного анализа.

Как отмечал И.Г. Милославский, с одной стороны, значение многоморфемного слова не есть простая сумма значений его составляющих морфов. Оно включает в себя и определенное добавочное приращение значения, идущее как раз от значения морфов, образующих слово. С другой стороны, само членение слова на морфемы производится, как правило, с учетом лишь прямого основного значения слова без принятия во внимание значений вторичных, переносных, омонимов. В то же время членение слов типа спутник (о космическом аппарате), размазня (о человеке) не может не учитывать не только самих принципов членения, но и значения соотносительных слов, привлекаемых для сравнения. Членение слова в его переносном, или вторичном, значении может иногда не совпадать с членением этого же слова в его прямом значении.

Различают членимость слова и членимость основы слова. Например, слова зря, здесь, или, ура – нечленимые. Слова дом и домик – членимые: выделяются основа и флексия; но основа первого слова нечленима, равняется корню (дом -), тогда как в основе второго слова есть корень дом- и словообразовательный аффикс - ик.

Все слова можно разбить на два класса – слова членимые и нечленимые. К нечленимым словам относятся неизменяемые слова: несклоняемые существительные (пальто, кафе), наречия (очень, где), служебные части речи: предлоги (под, над), союзы (если, что), частицы (не, лишь), а также междометия (о, ух, ура). Каждое из этих слов состоит из одной морфемы.

Задания

1. Прочитайте отрывки из статьи Г.О. Винокура «Заметки по русскому словообразованию» (1946).

Предлагаемые заметки имеют целью поставить вопрос о том, каким образом в современном русском языке выражается членимость производных слов на выделяющиеся в них морфемы <...> как мы различаем самую производность основ этого рода, то есть тот факт, что данная основа представляет собой не одну, а две или несколько определенным образом сочлененных морфем того или иного рода <…>

Производная основа отличается от непроизводной иным отношением к предмету действительности, ею обозначаемому. Вообще отношение между словом как «обозначающим» и самим «обозначаемым» может быть двояким: слово может обозначать известный предмет действительности или непосредственно, или через установление той или иной связи между данным предметом действительности и другими. В первом случае слово служит таким обозначением соответствующей идеи, в структуре которого остается ничем не выраженной самая сущность этой идеи <...> что бы ни думали специалисты по этимологии относительно корня слова «рыба», понимание этого слова в живом акте речи совершенно не зависит от возможных по этому поводу догадок.

В отличие от этого, отношения между словом и обозначаемым им предметом мысли, в случаях вроде «настольный», «косить», «алеть», «поднести», обнаруживают такое обозначение идеи, в котором данная идея раскрывается в известной хотя бы части своих связей, формирующих, ее в живой действительности. «Настольный» значит находящийся на столе, предназначенный для этого; «косить» – работать косой; «алеть» – быть или становиться алым; «поднести» – совершить действие, обозначаемое словом «нести», в направлении полного приближения к чему-нибудь и т. д. Иными словами:, в этих случаях известная сторона отношений, существующих у данного предмета мысли, находит себе выражение в тех отношениях, которые существуют внутри самого слова.

Таким образом, есть слова, по структуре своей составляющие вполне условные обозначения соответствующих предметов действительности, и слова, составляющие в известном смысле не вполне условные, мотивированные обозначения предметов действительности, причем мотивированность этого рода обозначений выражается в отношениях между значащими звуковыми комплексами, обнаруживающимися в самой структуре этого рода слов. Эти слова и суть слова с производными основами. Вот почему значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение первичной основы, причем именно такое разъяснение значения производных основ, а не прямое описание соответствующего предмета действительности: и: составляет собственно лингвистическую задачу в изучении значений слов.

Практический вывод из сказанного состоит в том, что если при выделении из состава какой-нибудь основы получится звуковой комплекс, не обладающий каким-нибудь значением, представляющий собой пустое звукосочетание, то выделение произведено неправильно.

В слове «буженина» нет суффикса - ин -, обозначающего мясо, потому что понятие мяса здесь обозначено словом «буженина» как целым. Между тем в словах «конина», «свинина», «осетрина», «лососина» и других соответственных комплекс -ин- обозначает не просто мясо, а непременно мясо того животного, которое названо в первичной основе. Такую функцию нельзя приписать комплексу - ин - в слове «буженина» по той простой причине, что нет никакого животного, которое обозначалось бы в русском языке комплексом «бужен».

Точно так же при глаголах «заныть», «поныть», представляющих по своему значении) известную модификацию глагола «ныть», встречаем непроизводную основу «уныть», непроизводную потому, что значение ее не определимо через значение глагола «ныть»

До сих пор речь шла только о таком соотношении основ, в которых первичная, или шире – производящая, основа один раз дана внутри производной, а другой – в свободном, выделенном состоянии, без соответствующих аффиксов; ср.: «сад-овник» при «сад», «принести» рядом с «нести» и т. д. Но наряду с этим в русском языке есть очень много таких соотношений, оба члена которых представляют собой производные основы с общей производящей основой, но разными аффиксами. В этих случаях, следовательно, производящая основа выделима только путем соотнесения производных основ, а в свободном виде не существует. Такие основы, которые всегда даны только в соединении с теми или иными аффиксами, можно было бы назвать основами связанными. Ср., например, соотношение слов при-выкнутъ и от-выкнуть, где выделяется первичная основа вык неизвестная в свободном от аффиксов виде.

 

2. Законспектируйте отрывки из статьи Г.О. Винокура по следующему плану.

1. В чем отличие непроизводной и производной основ в отношении к обозначаемому ими объекту действительности?

2. Что такое мотивированность производной основы?

3. Почему по Винокуру, в слове конина есть суффикс -ин -, а в слове буженина его нет?

4. Почему глагол уныт ь не является производным от глагола ныть?

5. Что такое связанные основы (корни)? Являются ли слова со связанными корнями членимыми?

 

Морфемный разбор слова

 

Морфемный разбор – это разбор слова по составу. Цель морфемного разбора заключается в правильном выделении всех морфем в слове.

При делении слова на морфемы следует соблюдать ряд правил.

1. Выделяя морфемы, нужно сравнивать родственные по звучанию и по значению (написанию) слова и грамматические формы слов. Например, в слове челове к нельзя выделять корни чел – и век -, так как по смыслу человек не соотносится ни со словом чело, ни со словом век (человек, согласно данным толковых словарей, – э


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.