Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-08-23 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В XX в. специалисты различных направлении (психиатрия, сестринское дело, социальная работа и пр., не считая психологии) разработали и охарактеризовали сотни профилактических программ, призванных опосредовать негативное влияние факторов риска и усилить позитивное воздействие защитных факторов от младенческих до преклонных лет. Хорошим образчиком охарактеризованных программ с охватом жизненного цикла является работа «Четырнадцать унций профилактики» (Fourteen Ounces о] Prevention) (Price, Cowen, Lorion & Ramos-McKay. 1988). Мы приведем лишь несколько примеров описанных в литературе профилактических программ. Чтобы показать актуальность дебатов вокруг эффективности профилактических программ, мы приводим примеры как удачных, так и неудачных исследований. Для более детального обзора мы отсылаем заинтересованных читателей к работам Esterling, L'Abate, Murray & Pennebaker (1999) и Mrazek & Haggerty (1994). Некоторые исследования, связанные с профилактикой, упоминаются также в других главах нашей книги.
Примеры универсальных профилактических программ
Универсальные (или первичные) профилактические вмешательства призваны охватывать целые популяции, и исследователи часто останавливаются на школах по двум причинам: профилактикой, по возможности, лучше заниматься на ранних этапах жизни, а школы обеспечивают поперечный срез популяции, если их администрация заинтересована в повышении благополучия детей. К самым частым мишеням подобного вмешательства можно причислить агрессию, самоконтроль, академическую успеваемость и предотвращение расстройств с нарушением поведения. Так, в ходе многостороннего исследования, призванного усовершенствовать социальные навыки и навыки чтения у детей начального школьного возраста в 19 школах в районе Балтимора, Келлам, Рибок, Иалонго и Майер (Kellam, Rebok, Ialongo & Mayer, 1994) выявили, что вмешательства, касавшиеся социальных навыков, оказывали долговременный эффект на общие уровни агрессии. Любопытно, что предусмотренное проектом улучшение навыков чтения позитивно сказалось как на овладении чтением,
|
так и на уровне агрессии. Аналогичный проект, который объединил тренинг педагогов в управлении поведением с компонентами решения проблем в классе, принес такие же результаты. Более того, программа, реализованная Хокинсом, Лактином, Манделлом и Озиемковска (Hawkins, Laktin, Mandell & Oziemkowska, 1992), продемонстрировала позитивное воздействие на делинквентность. потребление алкоголя и успеваемость в школе по сравнению с не принимавшими участия в программе контрольными субъектами через 4 года после завершения проекта.
Однако универсальные профилактические программы не всегда приводят к успеху. Например, С пенс (Spence, 1998) описывает два исследования, мишенью которых была подростковая депрессия (Clarke, Hawkins, Murphy & Sheeber. 1993). где достижений было мало, а то и вовсе никаких. Эти вмешательства были краткосрочными, собирали учащихся лишь на 3-5 групповых встреч примерно по 50 минут каждая, во время которых давалась общая информация о депрессии и описывалось лечение. Во втором исследовании были добавлены кое-какие краткосрочные поведенческие вмешательства. Эти вмешательства не пошли на пользу детям-участникам. Небольшой краткосрочный эффект испытали мальчики, однако и он исчез при оценке через 12 недель после завершения программы.
Недостаток влияния отдельных универсальных профилактических вмешательств может быть связан с рядом факторов. Иногда эти программы плохо подкованы теоретически и не опираются сугубо на ту информацию, что содержится в научной литературе. Следовательно, переменные определены неадекватно и касаются большей осведомленности в профилактике. Кроме того, хотя одним из основных преимуществ универсальных профилактических вмешательств обычно является применение вмешательств «в малых дозах» (кратких и относительно дешевых), отсутствие в них интенсивности также может выступить одним из их крупнейших недостатков. Во многих случаях развитие проблем, связанных с множественными факторами риска, может потребовать более интенсивных вмешательств, нежели те, что возможны при помощи механизмов первичной, или универсальной, профилактики.
|
Примеры селективных профилактических вмешательств
За последнюю половину XX в. профилактические программы продемонстрировали значительный интерес к идентификации нарушении и применении вмешательств в группах высокого риска. Эти программы в типичных случаях фокусировались на детях, подверженных социоэкономической депривации, трудностям переходных периодов, на детях родителей с психопатологией, детях, переживших травмы; детях, чьи родители разъехались или развелись, и детях, подвергающихся множественным факторам риска (Spence, 1998). Многие такие программы оказались чрезвычайно успешными (пример селективной профилактической программы для взрослых см. в модуле 14.3).
МОДУЛЬ 14.3. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЛИЦ, ОПЕКАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
«Программа для групп равных и профессионально руководимых групп в поддержку семейных опекунов» [The Peer and Professionally Led Groups to Support Family Caregivers program) (Toseland, Rossiter S. Labrecque, 1989) была призвана сократить психологические, эмоциональные и социальные факторы риска, с которыми сталкиваются взрослые дети, оказывающиеся в роли лиц, ухаживающих за престарелыми родителями. В данном конкретном исследовании эффективность групп поддержки под руководством профессионалов сравнивалась с таковой у групп, руководимых непрофессиональными сверстниками. Условия вмешательств сопоставлялись друг с другом и контрольными очередниками, которые не получали никаких суппортивных групповых услуг. В протоколах профессиональных групп и групп равных применялись суппортивные техники, которые были сосредоточены на озвучивании реакций на стрессовые ситуации, выражении групповой
поддержки и подтверждении способностей к копингу. Кроме того, в группы с профессиональным руководством были включены традиционные образовательные компоненты и компоненты,связанные с решением проблем. И в группах равных, и в профессиональных группах показатели психиатрических симптомов, а также копинга и компетенции были лучше по сравнению с контрольными группами. Кроме того, в обеих группах вмешательства была продемонстрирована большая коммунитарная осведомленность и, похоже, лучше развились и использовались системы социальной поддержки. Эти результаты проявились через короткое время и сохранялись при оценках через 1 год. Оказалось, что группы под водительством равных получали больше неформальной поддержки, чем группы под руководством профессионалов, стремившиеся сфокусироваться на высоко структурированных навыках и знаниях [Toseland, 1990).
|
Одна такая программа раннего профилактического вмешательства сфокусировалась на сокращении материнских факторов риска, посещая на дому беременных девочек-подростков и молодых женщин и проводя с ними тренинг навыков родительского воспитания, оказывая социальную поддержку и предоставляя информацию о контрацепции и продолжение обучения. У матерей, участвовавших в программе во время беременности и на протяжении второго года жизни ребенка, наблюдалось значительное снижение числа преждевременных родов и доказанных случаев насилия над детьми. В соответствующих исследованиях выяснилось, что социоэкономически неблагополучные дети, чьи семьи участвовали в надомных профилактических программах, демонстрируют улучшенные социальные навыки и когнитивные способности.
С учетом высокой частоты разводов в наши дни обычной мишенью вторичных профилактических программ стало опосредование негативного влияния распада семьи. Применение ряда программ (см., например, Hodges, 1991) привело к снижению тревоги, повышению поведенческой компетенции, повышению учебной компетенции, повышению способности решать проблемы и снижению самообвиняющих чувств при сравнении детей расставшихся родителей, участвовавших в программе, с детьми расставшихся родителей, не участвовавших в программе (Spence, 1998).
|
Как и в случае универсальных профилактических вмешательств, селективное профилактическое вмешательство даже с самыми лучшими намерениями может быть неэффективным, а то и усугубить проблему. Например, Дишиои и Эндрюс (Dishion & Andrews, 1995) в исследовании, нацеленном на профилактику нарушения поведения и злоупотребления психоактивными веществами у подростков с четырьмя и более факторами риска (плохие отношения с родителями, отсутствие интереса к учебе, проблемные паттерны поведения, опыт употребления токсических веществ, употребление подобных веществ в семье и стрессовые жизненные события), была получена любопытная смесь результатов. Программа усовершенствования навыков родительского воспитания продолжительностью в 12 сессий привела к значительному урежению семейных конфликтов, проблемного поведения в школе и тенденции к снижению токсических злоупотреблений. Однако выяснилось, что групповые вмешательства при работе с мальчиками из категории высокого риска дали обратные результаты — оказалось, что такие мальчики, участвуя в групповых вмешательствах с целью наработки социальных навыков, чаще демонстрировали поведенческие проблемы в школе и злоупотребляли психоактивными веществами. Поэтому представляется, что вмешательство данного типа фактически может быть противопоказано мальчикам из группы высокого риска (Dishion, McCord & Poulirt, 1999). Возможно, что групповые собрания таких мальчиков способны упрочить девиантное поведение.
Еще одной серьезной проблемой в отношении подростков и взрослых является распространение ВИЧ-инфекции и больных СПИДом. Подробнее об этом см. в материале модуля 14.4. Множество профилактических программ охватывает представителей всех возрастов. Примеры характеристик см. у Price et al., 1988.
Примеры показанных профилактических вмешательств. Профилактические вмешательства данного типа предназначены для людей, «у которых при обследовании обнаружены проявленный фактор риска, заболевание или аномалия, переводящие их в группу высокого риска развития психопатологии в будущем» (Spence, 1998, р. 308).
МОДУЛЬ 14.4. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ПСИХОЛОГИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЯ И СПИДА?
Чем могут психологи помочь в профилактике одной из серьезнейших болезней, поразивших человечество? Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), был открыт лишь в последнюю четверть XX в. и распространился по миру подобно пожару. Им были инфицированы свыше 30 миллионов человек во всем мире, и ежедневно заражается еще более 16 000 человек. О'Лири (O'Leaгу, 1999) сообщила, что, как и было рассчитано, в 1997 г. от СПИДа во всем мире умерли 11,7 миллиона человек. Она также указала на то, что женщины все чаще заражаются ВИЧ гетеросексуальным путем. В отдельных странах ВИЧ-инфицированные составляют высокий процент в популяции (свыше 20% в некоторых странах южнее Сахары — по данным отчета ООН за 1998 г.). Больше всего ВИЧ-инфицированных в Индии — 4 миллиона человек. Вирус передается при контакте с«физиологическими жидкостями, в основном через сперму, вагинальный секрет или кровь. Два самых распространенных пути передачи — незащищенный половой акт с инфицированным лицом и общее пользование нестерильными иглами в среде наркоманов. Другими путями являются передача вируса от матери плоду еще до рождения, переливание инфицированной крови и случайные контакты с инфицированными субстанциями (Carey, 1998). Почти все эти пути передачи имеют выраженные поведенческие составляющие, а потому должны поддаваться психологическому вмешательству. Значительно сократить можно даже передачу вируса от матери ребенку, если своевременно лечить их противовирусными препаратами. Наверное, в будущем появятся техники инокуляции, но даже тогда сохранятся многие поведенческие аспекты для профилактических программ.
|
В ходе оценочных интервью психологи могут выяснить, что клиенты способны свободно выражать свои страхи или уклончиво намекать на свою ВИЧ-инфицированность. Многих клиентов смущает обсуждение их сексуальных привычек и наркомании. Кое-кто не имеет понятия о медицинских терминах СПИД и ВИЧ, а сами эти термины обрекают человека на предвзятое отношение (Herek, 1996). Поэтому психологи должны внимательно слушать, создавать атмосферу расслабленности и конфиденциальности и, наконец, обращаться с прямыми вопросами. Кроме оценки риска ВИЧ-инфицированности психолог должен быть готов к консультированию на предмет снижения риска, которое подразумевает рекомендацию пройти проверку на ВИЧ-инфекцию, просвещение относительно основных проблем передачи вируса и более интенсивную личную терапию. Кэри (Carey, 1998) приводит источники информации в Соединенных Штатах, например Национальный Центр синтеза и анализа информации о СПИДе (телефон 800-458-5231).
На веб-странице Калифорнийского университета в Сан-Франциско даются ссылки на гораздо более подробную информацию [www.hivinsite.ucsf.edu/ resources].
Огромная проблема, которую представляют собой ВИЧ и СПИД, требует профилактических вмешательств, выходящих далеко за рамки обследования и личного консультирования. Вот что говорят по поводу индивидуально-сфокусированных мероприятий Латкин и Ноултон [Latkin & Knowlton, 2000, p. 262):
1) они не изменяют социальные структуры и групповые нормы, которые поддерживают поведение; 2) они не доходят в положенный срок до достаточно большого числа людей; 3) в естественных условиях когниции, эмоции и мотивации, которые возникают при воплощении в жизнь рискованного поведения, могут весьма и весьма отличаться от тех, что наблюдаются в клинических условиях, тем самым ограничивая успешную профилактику передачи ВИЧ из одного социального контекста в другой.
Латкин и Ноултон выдвигают теорию социального влияния на изменение поведения и иллюстрируют практическое применение прикладных программ. Основные концепции теории социального влияния исходят из большей социальной системы — таких мак-росоциальных факторов, как бедность и расизм, — переходя к основным идеям на более микросоциальном системном уровне. Полезными идеями, которые стоит помнить, являются групповые нормы, сети взаимодействующих людей и условия поведения. Роджер Баркер разработал экологическую концепцию поведенческих условий (Barker, 1965,1978), которая рассматривает места человеческого взаимодействия (микрогеографические) с точки зрения границ, видов деятельности и особых положений, которые люди могут занимать в то или иное время: например, «shooting gallery» (заведение, торгующее наркотиками, амер. сленг. — Прим. перев.), где собираются люди, вводящие себе наркотики внутривенно. В своем всестороннем анализе условий поведения Уикер (Wicket-, 1987) указывает на важность того, что люди думают или как судят об этих условиях.
Латкин со своими коллегами выполнили серию исследовательских работ, применяя теорию социального влияния, особенно в бедняцких районах Балтимора. Так, Латкин, Манделл, Влахов, Озиемковска и Челентано (Latkin, Mandell, Vlahov, Oziemkowska S. Celentano, 1996) провели экспериментальное исследование полезности просвещения о СПИДе с участием 117 наркоманов, вводивших наркотики внутривенно. Через 18 месяцев выяснилось, что непросвещенные (контрольная группа) предавались рискованному поведению почти в 3 раза чаще, чем члены экспериментальной группы. Эти исследователи также прибегли к социальному влиянию и модели уполномочивания для тренировки нынешних и бывших потребителей наркотиков внутривенно в плане профилактики ВИЧ-инфекции в своих кругах (Latkin, 1998). Другие исследователи указывают на сложности, сопряженные с проблемами наркомании. Хокинс, Лактин, Манделл и Озиемковска (Hawkins, Laktin, Mandell S. Oziemkowska,
1999) изучили нормы 642 наркоманов, которые входили в группу высокого риска по ВИЧ-инфекции и вводили препараты внутривенно. Исследователи удрученно заключили, что устные декларации никак не влияли на пользование нестерильными иглами и что вообще дела говорили громче слов. Поведенческая профилактическая работа в данной области сопряжена с колоссальными трудностями.
Были созданы многочисленные программы для работы с детьми, демонстрирующими низкие или субклинические уровни агрессии, нарушения поведения и интернализирующих нарушений. В прицеле одного такого исследования было развитие нарушения поведения в группе деструктивных детсадовцев, происходивших из социоэкономически неблагоприятной среды (Tremblay, Pagani-Kurtz, Vitaro, Masse & Pihl, 1995). Это двухгодичное профилактическое исследование вмешательства включало в себя экстенсивную программу усовершенствования навыков родительского воспитания и сфокусированный на детях тренировочный компонент, подразумевавший навыки решения социальных проблем, развитие просоциальных навыков и навыков самоконтроля, что проводилось в групповых условиях в присутствии сверстников-равных. По сравнению с произвольно распределенными контрольными сверстниками-равными, дети из семей, участвовавших в этой программе, продолжали выказывать меньшую деструктивность, большую учебную компетенцию и лучше посещали школу. Однако оказалось, что к 15 годам все эти достижения сошли на нет. В документах судов по делам несовершеннолетних не удалось найти никакой разницы между поступками групп вмешательства и контроля. Итак, чем же было вмешательство — успехом или неудачей? Тремблэй с коллегами (Tremblay et al., 1995) утверждают, что их программа имела успех, покуда продолжалась. Эти авторы настаивают на возможности сохранить позитивные сдвиги, если включить в программы вмешательств ряд побудительных сессий — периодические собрания, сфокусированные на решении проблем, разрешении конфликтов, самоконтроле и вырабатывании академических навыков.
Ряд других долгосрочных проектов пока идет своим чередом. Один такой проект под названием «Объединение интересов семей и учителей» (LIFT), проводящийся в Орегонском Центре социального научения, описан в материале модуля 14.5.
Еще один долгосрочный профилактический проект — многосторонний проект FAST Track (Conduct Problems Prevention Research Group, 1999; McMahon, Greenberg & the Conduct Problems Prevention Research Group, 1995). Данное исследование, затрагивающее агрессивных, непокорных детей дошкольного возраста и их семьи, одновременно проводится в Университете Вашингтона, Университете Дьюка, Университете штата Пенсильвания и Вандербильтском университете. Вмешательство, адресованное
детям и их родителям, длится несколько лет и фокусируется на тренинге социальных навыков, отношениях со сверстниками, лечебном просвещении и родительском тренинге. Время от времени семьи подвергаются обследованию, и проект будет продолжаться в течение 2003 г. Согласно предварительным публикациям, налицоурежение проблемного поведения, повышение социальной компетенции, усиление позитивных интеракций со сверстниками, снижение пользования специальными образовательными услугами, урежение паттернов гиперактивно-деструктивного поведения и повышение академической компетенции у детей, участвующих в программе, по сравнению с контрольными группами сверстников. Кроме того, по данным этого проекта, в группах вмешательства родители стали реже прибегать к физическим наказаниям, у них повысилось удовлетворение, повысилась родительская эффективность и родители стали активнее участвовать в школьной жизни. Проект FAST Track будет продолжен, чтобы подарить грядущему примечательные и полезные сведения.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!