Дорога белого человека: 1876-1933 — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Дорога белого человека: 1876-1933

2017-09-10 256
Дорога белого человека: 1876-1933 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Глава XXIII

Индеец агентства

Скаут, это человек... скрупулёзная честность которого является его выдающимся качеством.

Вождь Стоящий Медведь, Земля Пятнистого Орла.

 

В 1881г, когда Белый Бык видел тридцать две зимы, главные мужчины миниконжу собрали совет, чтобы назначить новых вождей. В то время в живых остались только трое из шести главных вождей, или Мужчин Скальповых Рубах. Главные мужчины решили назвать еще пять вождей и провести Танец Солнца. Теоретически, руководство среди миниконжу было наследственным, но практически, только способный человек мог идти по следам мокасин своего отца. Когда совет собрался, двое мужчин привели в центр круга недавно назначенных вождей.

Белый Бык ничего не знал о цели этого совета, но, увидев собравшуюся толпу, поехал туда, чтобы узнать, что случилось. Когда двое избранных мужчин увидели, что он сидит на пони, возвышаясь над людьми, они растолкали толпу, взяли его за руки, и отвели в центр круга. Таким образом, он был назначен вместо своего отца, Создающего Место, и после этого получил привилегию носить рубаху из оленьей кожи, украшенную человеческими волосами. Большая Ворона был назван вторым, Коснись Туч – третьим, Белый Лебедь – четвёртым, Коснувшийся Медведя – пятым.

На этой встрече они пели песню:

Трудно быть вождём,

Но я стараюсь им быть.

Затем Создающий Место, самый старый из сменённых вождей, произнёс речь, советуя своим преемникам:

Бог видит вас. Охраняйте Блэк-Хилс и эту резервацию. Не позволяйте белым одурачить себя. Думайте головой и заботьтесь о своих людях. Будьте мудры и терпеливы. Попытайтесь прожить с людьми этого острова (Соединенные Штаты). Бог создал этих людей, как и нас. Мы не хотим бороться с ними. Крепко запомните, что мы сказали вам. Никогда не забывайте эти слова.

Любите своих людей, среди которых много беспомощных стариков и сирот. Заботьтесь о них. Дружите с хорошими мужчинами: хорошие мужчины – ваши друзья. Используйте все свои знания, чтобы построить будущее нашей молодёжи. Будьте справедливы с Великим Отцом, и попытайтесь заключить хорошую сделку – справедливое соглашение для обеих сторон. Никогда не выносите Священную Трубку, и когда вы молитесь Wakan Tanka с этой трубкой мира, он услышит вас. Не сходите с индейской тропы; это тропа Wakan Tanka, созданная для нас. Смотрите, чтобы ваши дети изучали то, что хочет Великий Отец. Попытайтесь получить хорошего агента и хорошего специального уполномоченного Индейских Дел. Поскольку мы живем теперь, всё приходит через них; пусть они будут удовлетворены. Размышляйте, думайте каждый день. Таковы мои слова.

Так Белый Бык стал членом Общества Вождей и принял тяжёлое бремя заботы о людях миниконжу. Это было тяжёлое время, когда индейцы были рассеяны по Равнинам, но в агентстве оказалось еще тяжелее.

Однако, Белый Бык двинулся по дороге белого человека с той же самой энергией, которая отличила его на военной тропе. Он построил себе бревенчатый дом, постепенно приобрел фургон и более ста лошадей. Позднее он стал прихожанином церкви, а миссионер научил его писать на собственном языке, чтобы он мог записать историю своей жизни и своего народа.

Как вождь, он часто принимал гостей из других племен, действовал как миротворец, когда ссоры возникали среди его людей, успокаивал и делал подарки соседям, понесшим тяжелую утрату, а однажды ехал весь день и всю ночь в Пир за белым доктором, и, таким образом, спас женщину. Неоднократно он действовал как офицер индейской полиции агентства, и служил судьей в своей резервации. Он также проявил своё влияние против незаконного распространения виски среди молодых людей, хотя сам при случае употреблял его, но считал, что это вредно для индейцев, и никогда не напивался пьяным.

Большая часть своей энергии он посвятил сохранению индейских земель, и сопротивлялся вторжению белых поселенцев. Не раз он отказывался от взяток, и не обращал внимания на лесть специальных уполномоченных, посланных купить земли сиу, и стойко поддерживал требования сиу за убытки по Блэк-Хилс, отнятые у них силой.

Когда Танец Призрака появился в Шайенн-Ривер, он не принял в этом движении никакого участия. Он видел, что танец был wakan, но ему было сказано, что те, кто примут участие в этом движении, будут убиты, как позже случилось в Вундед Ни.

Все же, все необходимые и полезные вещи, для него значили гораздо меньше, чем старый образ жизни охотника и воина. Пока дичь оставалась в стране сиу, он всегда был готов охотиться.

Индейцам в агентствах не разрешали иметь оружие. Однако, они тайно сделали луки и стрелы, и охотились на мелкую дичь вдоль реки. Это немного разнообразило правительственные пайки. Иногда нескольким индейцам разрешали охотиться. В 1882г Белый Бык получил такое разрешение. Ему и ещё трём индейцам разрешили охотиться с десятью белыми; сиу служили охранниками и охотниками. Они выступили в августе и направились к Бер Бьют. Они отсутствовали три месяца. Переводчик имел хорошее новое ружье, которое он отдал Белому Быку.

Когда Белый Бык был индейским полицейским, ему разрешили иметь оружие.

Немного позже, некоторые индейцы посетили Слим Бьют и видели там бизонов. Когда эти новости достигли агентства, большой охотничий отряд получил разрешение преследовать их. После того, как они разбили лагерь около Слим Бьют, то вперёд, по снегу, послали пять скаутов. Назначение скаутом было высокой честью. Скаутами были Белый Бык, Надевает Свои Мокасины, Гнедой, Черепаха и Красная Лошадь.

Скауты ночью достигли Слим Бьют. Было очень холодно. Следующим утром они поднялись на западный пик холма, и через бинокль Белый Бык увидел бизонов. Немедленно они возвратились в лагерь. В пути они подстрелили оленя и устроили банкет. Когда скауты приблизились к лагерю, то выстрелили из ружья, чтобы объявить своё прибытие. Войдя в лагерь, они обнаружили своих людей, сидящих полукругом. Лидер охотничьего отряда, Ест с Медведем, сидел в центре, держа трубку. Ест с Медведем попросил скаутов сесть около него, где снег был расчищен. Он набил трубку, и Белый Бык раскурил её, таким образом заверив, что будет говорить правду. Все скауты курили эту трубку.

Ест с Медведем, положил свои ладони на землю и расспросил скаутов.

Такова была традиция скаутов – использовать большие пальцы для обозначения бизонов. Указывая большим пальцем, означает, что скаут говорит правду.

Ест с Медведем, спросил: 'Вы видели что-нибудь?'

Белый Бык ответил: 'Да'.

Ест с Медведем спросил: 'Я хочу знать, что вы видели?'

Белый Бык ответил: 'Я видел стадо бизонов'.

Все люди были благодарны. Они стали выкрикивать: 'Hie! Hie!'

Тогда Ест с Медведем спросил: 'Достаточно ли там бизонов, чтобы накормить моих людей?'

Белый Бык ответил: 'Там столько бизонов, сколько нас всех'.

Тогда все сиу начали кричать: 'Hie! Hie!'

Ест с Медведем снова спросил: 'Достаточно ли там бизонов, чтобы покрыть моих людей?'

Белый Бык ответил: 'Более чем достаточно'.

Согласно ритуалу, расспросив скаутов четыре раза, Ест с Медведем попросил Белого Быка сказать то, что он видел.

Белый Бык ответил: 'Я видел бизонов к западу и к северу от холма. Они покрыли всю землю'.

После такого сообщения люди обрадовались. Они возвратились в лагерь и проверили своих лучших лошадей. Все были счастливы; даже лошади, казалось, понимали то, что должно было случиться. Следующим утром они переместили лагерь туда, где был хороший ручей, и было много воды. А на следующее утро они пошли охотиться.

Когда солдаты послали приказ атаковать стадо, все мужчины помчались вперёд на своих лучших лошадях. Белый Бык был среди первых четырех. Он убил трёх бизонов и остановился. Индейцы разделали добычу, упаковали мясо и отвезли его в лагерь. Следующим утром они провели вторую охоту. Стадо было настолько большое, что охотники разделились и атаковали стадо с двух сторон. Белый Бык находился между двумя группами. Он убил семь коров. Чтобы разделать их потребовалось некоторое время, и той ночью люди разбили лагерь недалеко от ручья.

На этом ручье было всего несколько старых клёнов. Поэтому, Белый Бык и три его товарища ехали всю ночь. Белый Бык что-то увидел впереди. Казалось, это был бизон. Белый Бык остановился. Когда другие трое подошли, Белый Бык сказал им, что собирается догнать этого бизона, хотя уже темнело. Он дважды выстрелил, но не попал. Затем одна корова из стада близко подошла к нему. Он выстрелил, но опять не попал. Он зарядил своё ружье для второго выстрела, когда услышал, как бизон кашлял кровью. Он понял, что бизон умирает. В темноте охотники разрезали горб коровы, чтобы узнать – насколько он был жирный. Белый Бык сказал, что корова была самой жирной, которую он когда-либо убивал.

Они разделали корову, но Белый Бык взял только заднюю четверть и мясо с одной стороны ребер. Остальное он закидал снегом. Около полуночи он возвратился к главному отряду, взял другую верховую и вьючную лошадь, а следующим утром возвратился к бизону, которого он убил. Снег не дал мясу замёрзнуть.

В тот день охотники видели еще двух бизонов и убили одного, закидав мясо снегом. Затем они увидели ещё четырех, и Белый Бык убил одного и снова спрятал мясо под снегом. На следующий день он забрал всё мясо и возвратился к лагерю. В тот день весь лагерь охотился.

Во время этой охоты Белый Бык был вооружён четырнадцатизарядной винтовкой. Было очень холодно. Он и один его товарищ первыми атаковали стадо. Он свалил четырех коров, убив каждую одним выстрелом; другие семь умерли в течение нескольких минут. Он использовал только одиннадцать патронов и сразил одиннадцать коров. Некоторые охотники добыли только одного или двух, некоторые – вообще ни одного.

Неудачники помогли ему разделать мясо, получив свою долю. Шкура, конечно, принадлежала человеку, который убил животное, хотя помощники могли позаимствовать её, чтобы упаковать мясо. Требовалось две или три лошади, чтобы перенести все мясо одного бизона, и в тот день пять вьючных лошадей были вынуждены напряженно трудиться. На одну лошадь водружали мясо, срезанное с ребер от шеи до задней четверти. В шкуру заворачивали сердце, печень и кишки. Голова была упакована на вторую лошадь, а всё остальное – на третью. Нашлось так много помощников, что ко времени, когда он доставил добычу домой – осталась только половина. Но всё равно, это была хорошая охота.

Он убил огромное число бизонов, иногда из ружья, чаще из лука. Самое большое число бизонов, которое он когда-либо убивал за одну охоту с луком – восемь. Эти восемь были его рекордом. В тот день на земле было мало снега. Он имел быструю лошадь и ехал без седла. Охотники помчались к стаду и начали стрелять. Белый Бык был одним из первых. Каждый раз он натягивал стрелу и тщательно прицеливался. Каждый раз стрела находила цель, погружаясь по самое оперенье. Он выпустил восемь стрел и убил восемь бизонов. После этого его руки настолько замёрзли, что он больше не мог стрелять. Ему пришлось спешиться и растереть руки снегом. Это случилось к востоку от Арроу Крик, около холма, где Пятнадцать Сиу Были Убиты, когда ему было двадцать четыре года.

В течение всей своей жизни Белый Бык четыре раза насквозь пронзал бизона стрелой. В первый раз, когда он сделал это, ему было девятнадцать лет. Люди отправились на охоту с вьючными лошадьми, планируя разбить лагерь на ручье, вдали от стада. Они провели окружение. Белый Бык выбрал корову и выпустил стрелу. Она вонзилась недостаточно глубоко, чтобы убить корову. Корова развернулась, и поднырнула под пони молодого человека. Белый Бык и его лошадь упали.

Как только пони встал на ноги, Белый Бык вскочил на его спину. Он подскакал к раненой корове на расстояние десять ярдов. Корова и пони остановились, но прежде, чем корова смогла снова напасть, Белый Бык натянул тетиву и выпустил стрелу. Стрела пробила корову насквозь, и вонзилась в снег. Это случилось напротив устья реки Паудер. Белый Бык тогда был на лошади со звездой во лбу.

Два года спустя, в устье реки Тонг, ранним утром охотничий отряд обнаружил бизонов. Белый Бык застрелил двух коров. Первую корову стрела прошла насквозь. Белый Бык сказал, что, взглянув на стрелу – едва можно было предположить, что ею он убил корову. Только вокруг перьев осталось немного крови.

Весной, когда ему было двадцать четыре года, ранним утром Белый Бык вышел поймать своего пони. Земля замёрзла. Возвращаясь назад, он приблизился к трехлетней корове и выстрелил в неё. Он подобрал стрелу в десяти ярдах от коровы. Она лёгко прошла насквозь.

Следующей осенью он убил трех коров. Первую корову его стрела прошла насквозь. В те дни немногие ружья могли пробить бизона насквозь. 'Начальная скорость' стрел сиу была очень высокой. 1

В сентябре 1883г Сидящий Бык и сиу Стендинг Рок присоединились к другим общинам сиу в последней большой охоте на бизонов. Они обнаружили стада к северо-западу от Слим Бьют. Они устроили три окружения. В первый раз Белый Бык убил пять бизонов, во второй – шесть, в третий – четыре. Несколько молодых людей поймали корову, теленка и четырех телок. Двое белых были с этим отрядом – Алекс и Дюпри. Они не были правительственными служащими. Дюпри был известным пограничником, в честь которого был назван город Дюпри, Южная Дакота. Он поймал шесть бизонов и вырастил их.

Однажды, во время этой охоты, Белый Бык отправился на разведку и увидел, что трое белых разбили лагерь к западу от Слим Бьют. У них была палатка и упряжка из четырёх лошадей. Белый Бык понял, что это были охотники на бизонов, поскольку бизоньи шкуры были сложены в их лагере. Незамеченный, он возвратился и сообщил об этих браконьерах.

Индейцы решили, что эти мужчины, убивающие их дичь, должны быть пойманы и задержаны. Они решили дружественно войти в лагерь белых и захватить их прежде, чем они поймут, что случилось. Три молодых человека были назначены захватить и разоружить белых. Белый Бык был одним из избранных.

Согласно плану, индейцы вошли в лагерь белых, улыбаясь и разговаривая. Когда все было готово, их лидер крикнул. По этому сигналу Белый Бык и другие индейцы схватили белых и отобрали их оружие. Никто не был даже ранен.

Белые сказали, что они прибыли из Блэк-Хилс. Индейцы приводили их домой, а старик Дюпри переводил. Пленникам было позволено уйти, если они возвратятся домой и прекратят убивать бизонов на территории резервации. Белые охотники с готовностью согласились. У этих белых было только мясо, поэтому индейцы дали им сахар, муку и кофе. Однако, индейцы забрали их оружие.

Один из белых передал индейцам слова Великого Отца в Вашингтоне, что любой человек может убивать бизонов, и когда он добудет сто шкур, Великий Отец даст ему сто шестьдесят акров земли. Он сказал, что Великий Отец хочет заморить индейцев голодом в их резервации.

Этот белый человек сказал: 'После того, как мы перебьём бизонов, мы возьмёмся за оленей. Нас послал сюда Дядя Сэм'.

Эти белые были вооружены винтовками Шарпса. Вскоре после этого Белый Бык купил лошадь за одно из этих ружей и инструменты, используемые в перезарядке патронов. Винтовка Шарпса имела 40-90 калибр, где использовались патроны приблизительно четыре дюйма длиной. Позже, Белый Бык случайно сломал ложе этой винтовки и исправил, перевязав сыромятной кожей. Теперь это ружьё находится у меня. Вождь сказал, что он хранил это ружье в чехле из оленьей кожи. Он смазывал его маслом, полученным из костей оленей и бизонов.

Белый Бык с трудом мог принять историю белых охотников за шкурами. Он сказал, что бизоны не будут спокойно стоять, пока каждый из них не будет убит. Когда один падает – все остальные бросаются бежать, хотя по своему опыту он знал, что мог бы выстрелить несколько раз. Он сказал: 'Я слышал, что многие белые врут, и индейцы также. Даже в агентстве, некоторые мужчины врут. Я не думаю, что пеший белый мог застрелить тридцать бизонов. Если бы так можно было сделать, мы, индейцы, использовали такой способ охоты'.

Последняя охота принесла сиу неприятности. Хотя они не причинили вреда трем браконьерам, белые офицеры прибыли из Блэк-Хилс и арестовали Бычьего Орла. Они забрали его с собой и посадили в тюрьму.

Вскоре после этого вождь взял себе новую жену – Платок Белого Бизона. Она прожила в его палатке пять лет и родила одного ребёнка. В 1906г Белый Бык женился на женщине юта. В 1907г Белый Бык женился на Женщине Дым: позднее они разошлись. В 1908г Белый Бык женился на Ее Платок, своей последней жене – красивой, умной женщине, которая делала превосходный кофе. Они хорошо ладили. Ее Платок сказала: 'Я никогда не ревновала'.

После волнений войны и охоты, жизнь в резервации казалась нудной. Белый Бык считал, что оставаться на одном месте было наказанием. Это было наказание для старого странника. Иногда он возмущался такому обхождению. Он был мужчиной и вождём, хотя на него смотрели, как на ребёнка.

Однажды Белый Бык был наказан. В то время скотоводы хотели арендовать земли резервации Шайенн-Ривер, предлагая очень низкую цену за акр. Индейцы провели совет, и большинство из них решили согласиться. Но Белый Бык не сдался. Он отстаивал лучшую цену, и агент посадил его на гауптвахту.

Гауптвахта находилась в здании индейской полиции. В одной камере находились три заключенных, но Белый Бык был посажен отдельно. Он находился в одиночном заключении в течение трех месяцев, поскольку агент приказал, чтобы его никто не видел.

В течение этого времени агент вызывал Белого Быка в свой офис. Каждый раз, двое судей индейского суда, три полицейских и три старика, принадлежащих племени, сидели с агентом. Каждый раз агент требовал, чтобы Белый Бык подписал арендный договор. Но Белый Бык поклялся, что не подпишет. Каждый раз он отказывался. Он не был человеком, которого можно было обмануть, когда он считал себя правым.

В конце третьего месяца агент вызвал его в четвертый раз. Он сказал: 'Я собираюсь освободить тебя. Все твои люди с Черри Крик пришли к агентству. Если хочешь, то можешь остаться с ними здесь'. Затем агент злобно добавил: 'Белый Бык, я хочу быть твоим другом. Что я могу сделать для тебя?'

Белый Бык был оскорблён. Он сказал агенту, что думал о нем. Он сказал: 'Ты правительственный агент, посланный сюда, чтобы помогать индейцам, а не обманывать их, как это делаешь ты. Ты делаешь то, что индейцам не нравится. Я не могу дружить с таким человеком'.

Белый Бык сказал: 'Ты хочешь запугать меня, а испугался сам. Ты боишься того, что уже сделал. То, что ты делаешь, для индейцев не имеет смысла. Эта резервация принадлежит индейцам, и я буду использовать всю свою власть, чтобы улучшить ситуацию. Я не хочу оставаться здесь. Я пойду домой, чтобы увидеть своего отца'.

Агент сказал: 'Как ты пойдёшь домой?' (От Черри Крик до дома Белого Быка около шестидесяти пяти миль; Белому Быку было пятьдесят два года.)

Белый Бык ответил: 'Пешком'.

Когда Белый Бык вышел из офиса агентства, один индеец встретил его и попросил его переночевать в его палатке. Это было на закате. Этот друг был хорошим человеком, и хотел узнать то, что было сказано в офисе. Он сказал, что имел только двух лошадей, но предоставит их Белому Быку и позволит ему послать их назад, с Черри Крик, с кем-то, кто мог бы доставить их к агентству.

Но Белый Бык не остался. Он оседлал одну из лошадей, а другую взял заводной. Он ехал всю ночь, и с восходом солнца добрался домой. На следующий день он послал лошадей назад.

 

1. Раны от стрел, Томас Вильсон.

 

Глава XXIV

Белый Бык захватывает ютов

 

Только самый храбрый и бесстрашный может быть справедливым.

Пословица лакота.

 

В пятьдесят семь лет Белый Бык был избран из всех американских вождей, чтобы исполнить трудную миссию. Много старых вождей было удостоены высокой чести, но немногим, действительно, была доверена такая ответственность. Этим доверием вождь справедливо гордился.

В июле 1906г несколько сотен ютов Уайт-Ривер, во главе со своими лидерами – Аппа, Соккиоффе и Красная Шапка – покинули агентство Уинта и Оурая в Юте и через Вайоминг отправились в Южную Дакоту – в земли сиу. В течение нескольких поколений они охотились на Равнинах, и не любили свою резервацию в Юте, а после переговоров с одним из их вождей (без ведома и согласия соплеменников), их земли были распределены среди частников, а резервация открыта для белых поселенцев.

Хотя юты не враждовали с белыми, губернатор Вайоминга был не рад прибытием общины индейцев, которые больше не могли прокормиться охотой. Граждане Вайоминга не хотели терпеть нахлебников, и терроризироваться ордой бездомных кочевников. Все же, федеральное правительство, которое только что предоставило ютам гражданство, не могло послать войска, чтобы вынудить индейцев возвратиться в Юту, потому что граждане Соединенных Штатов имели право свободно путешествовать. И при этом Вайоминг собирался послать милицию и, таким образом, вызвать кровопролитие.

Соответственно, Индейское Бюро послало инспектора Джеймса Маклоглина, который в начале октября нашел ютов на ручье Черного Грома. Инспектор Маклоглин, агент Стендинг Рок во время смерти Сидящего Быка, был очень способным человеком. Но он считал ютов упрямыми, угрюмыми и неуправляемыми. После нескольких дней переговоров, ему удалось убедить всего сорок шесть ютов (одна восьмая всех ютов) возвратиться в Юту. Другие юты объявили, что будут сражаться до последнего человека, но не возвратятся, и по рекомендации Маклоглина восемь эскадронов Десятой Конницы и восемь эскадронов Шестой Конницы должны были вызвать у низ благоговение. Это была щекотливая ситуация. 1

Однажды вечером Белый Бык сидел около своей хижины, когда полукровка принёс письмо. Он сказал, что это письмо было от Великого Отца в Вашингтоне, где было написано следующее:

Белый Бык, когда ты получишь это сообщение, отправляйся в Вайоминг и возьми с собой хорошего переводчика. Солдаты Соединенных Штатов и индейцы юта собираются сражаться. Найди капитана.

Следующим утром вождь поехал к Черри Крик и получил упряжку лошадей и экипаж. В переводчики он взял Генри Филдера. Шел дождь, и два дня они добирались до берега Миссури, напротив Пирра. Они пересекли реку в лодке. Из Пирра они на поезде поехали в Блэк-Хилс. Однажды, в темноте, они достигли станции к востоку от Холмов и остановились на обед.

Здесь белый человек встретил вождя и дал ему винтовку. Белый человек сказал: 'Мы видели ютов'. Весь тот день и следующий день Белый Бык ехал в двухместной коляске. В полдень он добрался до места, где, как предполагалось, расположились юты, а около девяти часов прибыл в лагерь солдат. У этих солдат было мало продовольствия, но они дали вождю немного кофе. На следующий день кто-то подстрелил антилопу. Белый Бык съел немного мяса этого животного, и следующим утром встретил командира форта Мид. На следующий день офицер и вождь направились к ютам в санитарной повозке, запряжённой четырьмя мулами. За такую опасную миссию погонщик потребовал семь долларов в день; они послали его домой.

В тот день они достигли армейского лагеря. Там они оставались четыре дня.

Капитан спросил: 'Белый Бык, ты пойдёшь к ютам?'

Белый Бык ответил: 'Мне всё равно'.

Капитан неправильно понял его и подумал, что он боится, но Белый Бык объяснил, что хочет оказаться перед всеми ютами в мире. Он спросил капитана: 'Что я должен сказать этим ютам?'

Капитан ответил: 'Эти юты могут создать неприятности. Я не знаю, что ты должен сказать им. Ты индеец и вождь. Думай своей головой'.

Позже Капитан спросил, что Белый Бык собирается сделать. Белый Бык ответил: 'Я возьму этих ютов к форту Мид. Я буду говорить с ними, и если они услышат мои слова, я позабочусь о них'.

Капитан спросил: 'Ты думаешь, что эти юты прислушаются к твоим словам?'

Белый Бык уверенно ответил: 'Да, они будут слушать мои слова, поскольку я думал о том, что сказать им о причине моего присутствия'.

Капитан сказал, что даст Белому Быку двух хороших верховых лошадей и фургон, полный пайков, которые будут готовы к следующему утру. Когда привели лошадей – одна была возбуждена, другая смирная. Белый Бык выбрал спокойную лошадь.

Юты, как говорили, находились в Монтане, на реке Паудер. Капитан Картер Джонсон (Десятая Конница), Белый Бык и переводчик ехали впереди фургона. Когда они приблизились к лагерю ютов, на вершине холма они увидели чёрные точки – головы индейских скаутов. Через миг они исчезли. Затем они увидели приближающихся воинов ютов. Они спешились

Человек с орлиным пером, привязанным к шляпе, вышел из числа ютов и спросил: 'Ты Белый Бык?'

Белый Бык ответил: 'Да'.

Тут же все юты собрались вокруг и обменялись с ним рукопожатием. Один из ютов мог говорить на языке сиу. Белый Бык предложил ему разгрузить фургон и разделить пайки. Пока индейцы разгружали фургон, шесть главных ютов, капитан Джонсон и Белый Бык сели и раскурили трубку мира. В это время Белый Бык должен был что-то сказать. Прежде, чем заговорить, он набил трубку и произнёс молитву:

Wakan Tanka, посмотри на меня;

Я не прошу ничего плохого.

Когда хочу что-то хорошее,

То приношу свою трубку мира.

Затем он сообщил ютам: 'Одна половина моего тела – вождь, другая половина – мужчина. Пока я здесь, я буду использовать только ту половину, где я вождь'.

Он выслушал их проблемы. Вождь ютов заключил с Индейским Бюро соглашение, но люди не знали о том, что ему сказали. Когда разговор был закончен, и раздача продовольствия завершена, осталась некая неудовлетворенность. Юты сказали, что не хотят получать наделы в Юте; они хотят жить вместе с сиу в Дакоте. Они сказали Белому Быку, что инспектор Маклоглин говорил с ними. Маклоглин сказал им: 'В Вашингтоне знают всех вождей. Из всех вождей – Белый Бык – единственный мудрый человек. Он племянник Сидящего Быка и известный воин'. Когда юты услышали это, то сказали Маклоглину, что хотят видеть Белого Быка.

'Теперь', сказал они, 'мы пришли, чтобы встретить тебя'.

Тогда Белый Бык произнёс речь, убеждая ютов не создавать неприятности.

Когда он закончил, один из ютов встал и сказал: 'Вождь Белый Бык, ты произнёс речь, полную здравого смысла. Мы услышали твои слова. Мы передаём себя в твои руки. Держи нас вместе. Завтра мы хотим, чтобы ты прибыл сюда, и мы пойдём туда, куда ты пожелаешь. Твои слова защитят нас. Мы не можем ходить вокруг да около твоих речей'.

Белый Бык и офицер возвратились в армейский лагерь.

Капитан сказал: 'Белый Бык, я хочу знать, что ты сказал ютам'.

Белый Бык повторил свои слова. Все офицеры были довольны. Капитан сказал: 'Белый Бык, завтра ты получишь двадцать пять солдат и пайки. Куда ты хочешь пойти?'

Белый Бык ответил: 'Я хочу пойти в форт Мид, в Блэк-Хилс'.

Белый Бык знал командира форта Мид. Он попросил сделать так, чтобы солдаты следовали за ютами на расстоянии в три мили. Ютов было почти триста человек.

Капитан Джонсон сказал: 'Белый Бык, конечно, ты лидер. Ты похож на орла, который в одной лапе держит одного кролика, а в другой другого. Ты возьмёшь солдат в одну руку, а ютов в другую'.

Следующим утром (6 ноября) было очень холодно. Когда Белый Бык прибыл в лагерь ютов, его отряд грелся. Затем глашатай назвал четырех лидеров лагеря, которые должны контролировать марш. Он сказал ютам разобрать лагерь. Было так холодно, что в день они прошли всего три мили. Метель остановила их и задержала на два дня, но, наконец, они достигли форта Мид и разбили лагерь среди деревьев.

Таким образом, Белый Бык решил проблему.

Белый Бык оставался с ютами несколько дней. Они были готовы идти вместе с ним в его резервацию. Белый Бык заявил, что попытается устроить это. Затем его переводчик заболел, и вождь решил возвратиться домой.

Перед отъездом, Белый Бык посоветовал капитану и солдатам быть осторожными, не оскорблять ни одного из ютов, обходиться с ними любезно и избегать любой неприятности. Он также советовал ютам делать всё, что попросят их сделать капитан и солдаты. Он сказал: 'Всегда думайте о боге. Я отправляюсь домой, но я вернусь. Когда я вернусь, то отведу вас в мой дом, где смогу позаботиться о вас'.

В то день, когда Белый Бык был с капитаном, ему дали стакан виски. Однажды, в молодости, он попробовал виски в типи Сидящего Быка. Его дали ему торговцы, чтобы согреться в один из холодных дней. С тех пор он не пробовал эту 'магию', но видел неприятности, которые виски вызывали в резервации. Он посоветовал капитану не давать ютам виски. Капитан и юты согласились с его советом.

Всю зиму белые продолжали убеждать ютов возвратиться в Юту, но они решили остаться в резервации Белого Быка на Шайенн-Ривер. Даже когда делегация их вождей отправилась в Вашингтон, и лично представила свои обиды президенту, они настаивали на том, чтобы остаться там, где Белый Бык мог позаботиться о них. Соответственно, в июне 1907г Белый Бык возвратился к ютам и отвел их в свой дом, где правительство предоставило им в аренду земли сиу сроком на пять лет. Они миро поселились там, и неприятности закончились.

Пока Белый Бык заботился о ютах, он женился на их женщине. Поскольку ни один из них не мог говорить на языке другого, они общались знаками. Этот брак продлился около года, когда юты возвратились в свою резервацию Уайт Рок, в штате Юта.

Когда Белый Бык вернулся к Черри Крик, в его честь сиу сложили песню. Слова песни были такими:

Солдаты боятся ютов;

Вперёд, Белый Бык.

Той зимой Белый Бык считал, что его время пришло. Он был настолько болен, что его душа покинула тело. Он видел, что с запада пришёл человек, весь в белом. Человек сказал: 'Я пришёл за тобой'.

Белый Бык поднялся и пошёл за ним. Они остановились и посмотрели на Черри Крик. Там он увидел, что с севера пришли ещё четверо мужчин. Человек в белом сказал: ' Взгляни, эти мужчины говорят, что хотят помочь тебе'. Вскоре они подошли.

Тут же из земли появились череп и рога бизона. Череп двигался, земля трескалась и дрожала, поскольку скелет вылезал наружу. Вскоре появился горб и ребра, затем передняя часть, и, наконец, весь скелет поднялся из земли. Белый Бык наблюдал. Плоть покрыла кости, шкура покрыла плоть, выросли волосы. Бизон ожил.

Бизон сказал: 'Взгляни на меня; я хочу быть твоим другом, прежде чем все мы выйдем на землю'.

Бизон сказал: 'У тебя хорошее имя, потому что ты взял его у нашего брата, бизона'.

Бизон сказал: 'Я сильный и крепкий, поэтому они назначили меня помочь тебе'.

Бизон сказал: 'Наблюдай за тем, что я ем: я ем вот это. Это делает меня сильным. Я ем четыре корня. Сделай так же'.

Все они разошлись по прерии, и нашли четыре растения. Затем, внезапно, они исчезли, и Белый Бык снова оказался в своей кровати.

Это случилось в апреле 1907г. Как только весна вступила в свои права, вождь послал свою жену, чтобы найти четыре растения, которые он описал. Она нашла их. Он съел их, и излечился.

 

 

1. Официальное сообщение об этих ютах находится в сообщениях министерства внутренних дел, 1907г. Отчет инспектора Маклоглина – Джеймс Маклоглин, Мой друг индеец. Конечно, ни один из этих должностных лиц не упоминает об услугах Белого Быка. Отчёты Военного Отдела более щедры. Годовой отчет бригадного генерала Эдварда Годфри, командующего Отделом Миссури, 12 августа 1907г.

 

Глава XXV

Самый счастливый день

 

Человек, который много отдает, будет жить долго, а эгоист будет жить мало.

Пословица лакота.

 

В старости Белый Бык был окружён честью, любовью и повиновением не только друзей из собственной общины с Черри Крик (которая считалась главной среди других общин резервации Шайенн-Ривер), но и во всех резервациях сиу. Кроме того, белые часто выбирали его.

Но самое большое общественное признание пришло к нему в 1926г, в пятидесятую годовщину сражения, в котором погиб генерал Джордж Армстронг Кастер. Белый Бык был приглашен на церемонию чествования пятидесятилетия сражения Кастера. Некоторые индейцы, приглашённые на эту церемонию, колебались. Один сказал: 'Я боюсь что, когда солдаты соберут нас вместе, то вспомнят о своих мертвых товарищах и уничтожат нас'. Но Белый Бык не боялся. Ему сказали, что там будет много народа – индейцы и белые – со всей страны. И когда он прибыл туда, то не был разочарован. Сообщали, что собралось около сорока тысяч посетителей.

Делегации сиу возглавили Джеймс Красное Облако из Пайн Ридж, Красный Томагавк ('Убийца Сидящего Быка') из Стендинг Рок, знаменитый писатель и вождь Стоящий Медведь, и многие другие. Вождь Маленький Волк привёл делегацию шайеннов из Лэйм Дир. Из своего агентства прибыло множество кроу во главе с тремя выжившими скаутами из команды Кастера: Вьющимся, Белый Человек Гонит Его и Волосатым Мокасином. Прибыли арапахо, шошоны и ри: были представлены почти все племена Северных Равнин.

Белые прибыли в специальных упряжках, автомобилях или верхом. Присутствовали выдающиеся историки – Джордж Гриннелл, Брининстул, Кэмп и Грэйс Раймонд Хебард. Губернаторы соседних штатов, представители коммерческих клубов и ведущих корпораций из соседних городов, репортеры и известные писатели, типа Мэри Робертс Рэйнхарт, кинозвезда Билл Харт (которого сиу окрестили 'Бешеный Конь') собрались вместе с тысячью туристов и зрителей. Лучшими из всех, по оценке Белого Быка, были ветераны индейских войн, включая капитана Лютера Норта, лидера скаутов пауни, и бригадного генерала Годфри, который обменялся выстрелами с Белым Быком в бою с отрядом майора Маркуса Рено в тот фатальный день, пятьдесят лет назад. Среди них Белый Бык был рад видеть солдат Седьмой Кавалерии, наследников великой славы полка. Командиром Седьмой Кавалерии был полковник Фитжью Ли.

Из всех индейцев Белый Бык был удостоен самой высокой чести. Он не только фотографировался, раздавал интервью и получал подарки, но и был выбран как представитель Красной Расы в мирных церемониях на Кастер Ридж. Утром 25 июня были проведены мирные церемонии.

Моделируя продвижение Кастера, Седьмая Конница во главе с генералом Годфри, одним из четырех выживших офицеров, проехала по хребту с юга к месту гибели Кастера.

С генералом ехали семь солдат, ветераны сражения. Седьмая Конница была разделена на пять отрядов, а на их флажках были написаны имена пяти командиров Кастера. Медленно они двигались к национальному кладбищу. С севера, огромной колонной, сотни конных индейцев в военных нарядах, во главе с восьмьюдесятью сиу и шайеннами, оставшимися в живых после сражения, двигались позади Белого Быка, чтобы встретить солдат.

Около памятника две колонны встретились. Белый Бык поднял руку ладонью вверх, в знак мира. Генерал Годфри вложил свою саблю в ножны, чтобы приветствовать вождя. Они пожали руки, и, в знак дружбы, Белый Бык подарил генералу прекрасное одеяло, а генерал Годфри дал Белому Быку большой американский флаг.

Позже, когда генерал Годфри и семь ветеранов возложили венки к памятнику, отделение Седьмой Кавалерии трижды салютовало павшим.

Затем индейцы и солдаты, разделившись на пары, медленно проехали мимо кладбища к лагерю. Они ехали как братья по оружию, от места Старой Славы, где пятьдесят лет назад они встретились в смертельной схватке.

Майор Ольсон Острандер, бывший член Восемнадцатой Пехоты, слышал, как в день сражения Плохой Суп указал Белому Быку тело Кастера. Майор попросил Белого Быка указать место, где был убит Кастер. Белый Бык немедленно подчинился. Майор спросил: 'Это место?'

Из описания сражения, данного индейцами, майор Острандер заключил, что Белый Бык, конечно, был среди тех, кто расстрелял Кастера и мужчин вокруг него. Он спросил Белого Быка: 'Это ты убил Кастера?'

Белый Бык не был уверен в этом, поскольку раньше никогда не видел Кастера, и никто не мог сказать ему, где Кастер был ранен. Он ответил, 'Возможно'.

Конечно, вождь хотел считаться убийцей столь известного врага. Но он не мог убедиться в этом. Белый Бык много думал об этом.

На следующий день были другие церемонии. Тело неизвестного солдата, недавно обнаруженного на поле битвы, было похоронено с военными почестями. Красный Томагавк и различные белые произносили речи. На месте, где Рено противостоял индейцам, бы


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.