Непрерывная эволюция консультирования — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Непрерывная эволюция консультирования

2017-08-23 193
Непрерывная эволюция консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессии, связанные с помощью людям, подпада­ющие под категорию консультирование, продолжа­ют развиваться и умножаться. По мере вступления в XXI в. границы между клинической и консультационной психологией продолжают стираться, и обе эти субдисциплины все больше и больше пересека­ются. Ниже дается краткое описание некоторых на­правлений, в которых, как нам представляется, дви­жутся консультирующие профессии по мере их не­уклонного развития и роста их числа.

Теория и исследования. Консультирование во многом объединяют общие перспективы развития с другими психологическими специальностями, а по­тому многие новые осваиваемые территории вряд ли можно считать относящимися исключительно к кон­сультационной психологии. Тем не менее одно по­нятие заслуживает особого упоминания, это компе­тентность. Еще много лет назад, когда большинство теоретиков искали мотивацию в таких идеях, как тревожность или стремление к социальному контро­лю, Уайт (White, 1959) указал на компетентность как на мотив, который необходимо принимать во внимание. Существуют способы оценки компетент­ности в повседневных жизненных ситуациях (см., например Baltes et al, 1999; Sundberg, Snowden & Reynolds, 1978). Из теоретических рассуждений о компетентности следует, что она может выступать в качестве ключевой центральной концепции, к кото­рой сходится ряд значимых линий размышления. Стили мышления влияют на самоуважение и компе­тентность, естественные способности и навыки влияют на профессиональную компетентность, ин­теллект, в его широком понимании, включающем ориентацию в жизни и адаптивные навыки, также оказывает влияние на компетентность (Bednar, Wells & Peterson, 1989; Sternberg & Kollegian, 1990).

Наряду с компетентностью и навыками в центре внимания консультационной психологии находится понятие интересов, и в клинической деятельности профессиональным и внепрофессиональным интере­сам клиентов часто уделяется серьезное внимание — чем эти люди хотят заниматься в жизни? Холланд (Holland, 1997, 1999) продолжает развивать свою теорию и разрабатывать предложенную им и широ­ко применяемую процедуру обследования «Само­направленный поиск» («Self Directed Search»). Его теория тесно увязывает интересы с особенностями личности, а также с тем, как человек вписывается в свое окружение. Клиенты могут оценить свои про­фессиональные интересы по системе из 6 осей, по­лучивших сокращенное название RIASEC; реалис­тичный (realistic) (практичность, работа с инстру­ментами, предпочтительность физического труда), исследовательский (investigative) (любовь к науке и решению проблем), художественный (artistic) (стремление к неструктурированному самовыраже­нию), социальный (social) (стремление к помогаю­щей деятельности и групповым навыкам), предпри­имчивый (entrepreneurial) (проявление интересов к ли­дерству и управлению) и традиционный (conventional) (любовь к порядку, дорожным картам и неизменно­му режиму работы).

Консультационная психология всегда оставалась в курсе эмпирических данных — именно это задава­ло направление ее попыткам разрешения сложней­ших проблем, связанных с исследованиями процессов и результатов психотерапии. Данная отрасль по­родила ряд знаменитых исследователей, в числе которых мы назовем такие имена, как Роджерс, Труакс, Каркхафф, Стронг, Паттерсон и Тайлер. Не меньшие усилия прилагают и более современные исследователи. К примеру, в таких исследователь­ских программах, как программа, разработанная Хил-лом и его коллегами (Hill, Helms, Spiegel & Tichenor. 1988a; Hill, Helms, Tichenor & Spiegel, 1988b), ана­лизировались различные эффекты влияния консуль­танта и клиента друг на друга. Хилл задается следу­ющими вопросами: чего хочет добиться консуль­тант? Как он приступает к реализации своих целей? Какова реакция клиента? Отмечая, что процесс кон­сультирования можно рассматривать как последова­тельность поворотных пунктов, Мартин и Стельма-шонек (Martin & Stelmaczonek, 1988), как и Эллиот (Elliott, 1985), работали со сферой значимых собы­тий: каков эффект конкретного события в консуль­тационном процессе — полезен он или нет? В дру­гой программе исследований изучались вопросы власти и смены периодов доминирования в консуль­тационном процессе, а также их взаимосвязь с ус­пешными результатами консультирования (Тгасеу, 1987). Аллеи Айви и их коллеги (Daniels, Rigazio-DiGilio & Ivey, 1987; Evans, Hearn, Uhlemann & Ivey, 1998) разработали систему под названием микрокон­сультирование, уделяющую пристальное внимание подробностям подготовки консультантов. Подавля­ющее большинство

исследований, посвященных консультированию, имеет значение также для кли­нической деятельности, и наоборот.

Практика. С годами сфера консультирования, как и клиническая деятельность, расширялась во многих направлениях. Особого интереса заслужива­ет то внимание, которое консультанты начали уде­лять позднему, заключительному периоду жизни. Что касается детского периода, то по мере того как новые исследования приводили все к более глубоко­му пониманию процессов индивидуального разви­тия, психологам стало очевидно, что раннее вмеша­тельство нередко может многократно окупиться в дальнейшем (эта тема обсуждается далее в главе 8, посвященной работе с детьми, и в главе 14, касаю­щейся профилактики). Сейчас доступны многие воз­можности получения образования для детей с осо­быми потребностями. Для того чтобы проинформи­ровать об этих возможностях детей и их родителей и помочь каждому ребенку найти оптимальные ус­ловия для развития, предпринимаются действия, во многом аналогичные работе, выполняемой профес­сиональными консультантами при выборе подходя­щей для конкретного индивида карьеры. Уже на протяжении многих лет консультанты работают в школах. Поначалу они специализировались на вы­явлении образовательных и профессиональных на­клонностей и выдаче соответствующих рекоменда­ций. Затем эта роль стала более разнообразной, но в то же время и отчасти неопределенной. В ряде слу­чаев качество подготовки не вполне соответствова­ло профессиональным требованиям, казалось, что роль школьного консультанта может деградировать до роли «человека, к которому посылают детей с проблемным поведением». Возникло, однако, движе­ние в помощь учащимся, основывающее спой подход на центральном положении, гласящем, что учащие­ся учатся лучше всего, когда предпринимаются попытки разрешить наиболее актуальные проблемы в их личной жизни, — концепция, но многом аналогич­ная корпоративным программам помощи сотрудни­кам. Школьные консультанты заняли свое место в команде помощи учащимся (совместно со школьны­ми психологами, социальными работниками и пер­соналом других учреждений), пытаясь предложить более широкий и гибкий диапазон услуг и программ, противостоящих резко возросшему объему проблем, с которыми сталкиваются современные учащиеся. Программы помощи учащимся нередко помогают перекинуть мост между школой и обществом, зачас­тую с участием членов их семей.

Что касается раннего и среднего зрелого возраста, консультационная психология накопила здесь богатый опыт профессиональной и образовательной деятельно­сти. Начиная со второй половины XX в. психологам-консультантам удалось свести воедино классические консультационные подходы к помощи индивидуально­му развитию и адаптации с новейшими направления­ми во многих других областях, к примеру, когнитивно-бихевиоральные подходы с нейропсихологией. Благодаря этим достижениям психологи-консультан­ты, в частности, работают в реабилитационной среде — с пациентами, перенесшими черепно-мозговые травмы или страдающими иными тяжелыми физическими де­фектами. Для таких пациентов оценка сохранивших­ся навыков и восстановление адаптивных паттернов поведения, осуществляемые психологом-консультан­том, может в буквальном смысле слова определить ту среду, в которой сможет жить пациент, а значит — и качество его жизни. Таким образом, психологи-консультанты работают в сфере нейропсихологии, психологии здоровья, геронтопсихологии — факти­чески, во всех активно развивающихся сегодня спе­циальностях. С признанием того факта, что полное излечение от тяжелых и стойких психических заболе­ваний является маловероятным, а также с учетом того, что качество жизни таких больных во многом зависит от их социальных навыков, работа с пациентами, стра­дающими тяжелыми и стойкими психическими заболе­ваниями, приобрела новую значимость. Эта работа, как правило, фокусируется на развитии и сохранении на­выков самообслуживания, социальных навыков и на­выков решения проблем, в то время как эти индивиды стараются поддерживать приемлемое качество жизни вне лечебного заведения. Классическая форма помощи людям в принятии решений, касающихся профессио­нальной и личной сфер, в частности, находит свое про­должение в деятельности по психологическому управ­лению карьерой (Kilburg, 1991), в обучении и практи­ке обновления своей жизни в зрелые годы (Hudson, 1991), в анализе паттернов трудовой деятельности, любви и обучения в период зрелости (Merriam & Clark, 1991). Лоуман (Lowman, 1991) предлагает модель об­следования карьеры, в ходе которой интегрируют­ся данные, касающиеся интересов, навыков и уме­ний и черт личности.

Еще одним важным направлением, в котором рас­крывает новые горизонты консультирование по воп­росам развития, является движение за человеческий потенциал. Сегодня тысячи людей стремятся к более полноценной и приносящей удовлетворение жизни. Эти люди пришли к пониманию того, что одного лишь успеха недостаточно, что статус и признание фактически не приносят желанных вознаграждений, и что жажда счастья посредством накопления мате­риальных вещей, по существу, суетна. Они ищут раз­вития вообще, а не в каком-то отдельно взятом отно­шении. Активную роль в эволюции этого движения сыграли психологи — наряду с философами, худож­никами, писателями и представителями мировых ре­лигий. Другой специальной областью консультирова­ния является консультирование в связи с утратой, т. е. работа с людьми, пережившими смерть близкого человека. Консультирование также продемонстриро­вало свою особую эффективность при работе с самы­ми различными популяциями, и прежде всего при решении проблем гендерных, расовых и этнических меньшинств (см., например Pedersen, Draguns, Lonner & Trimble, 1996; Sue, Ivey & Pedersen, 1996), где сен-зитивность к различиям между отдельными группа­ми клиентов и условиями окружающей их реальнос­ти все в большей степени стимулирует исследователь­скую и теоретическую деятельность.

Наконец, есть основания ожидать резкого возра­стания важности консультирования пожилых людей, находящих на закате своей жизни, по мере того как дети демографического взрыва, имевшего место пос­ле Второй мировой войны, выходят на пенсию и вступают в преклонный возраст. В наши дни все бо­лее важное значение приобретает финансовое обес­печение ухода за пожилыми людьми, а социальные гарантии безопасной и спокойной жизни в старости часто вызывают сомнения. Кроме того, пожилой воз­раст является также и временем утрат, к которым людям приходится адаптироваться, — утрат физиче­ских способностей и социальной поддержки вслед­ствие смерти друзей и близких. Консультационная психология внесла крупный вклад в улучшение ка­чества жизни этой все более многочисленной части населения. Получили развитие такие отрасли консультационной психологии, как пастырское консуль­тирование и духовное наставничество, и в Соеди­ненных Штатах эти услуги предлагаются как под эгидой различных религиозных организаций, так и независимо практикующими лицами. Пастырское консультирование при работе с клиентами любого возраста обычно фокусируется на отдельном эпизо­де или проблеме и рассматривает их с религиозной точки зрения. Духовное наставничество — широкий термин, чаще всего обозначающий постоянные и длительные отношения, в ходе которых духовный наставник или ментор на регулярной основе оцени­вает духовный рост индивида и его молитвенную жизнь. К этому процессу может подключаться лич­ное или семейное консультирование, и время от вре­мени клиенту может рекомендоваться специальное чтение, обряды, медитация или уединение. На семи­нарах значительное внимание уделяется подготовке студентов к пастырскому консультированию.

Резюме

В начале этой главы мы отметили, что существует мно­го разновидностей клинического вмешательства на различных системных уровнях. Остальная часть гла­вы была посвящена общему введению в психотерапию. Психотерапия определяется как информированное и намеренное использование психологических методов и принципов, помогающих людям изменять свое пове­дение, эмоции и мысли и двигаться в направлении выбранных целей. Продолжая тематику главы 2, в ко­торой были представлены основоположники ведущих психологических теорий (Фрейд, Скиннер, Эллис и Роджерс), в этой главе мы подробнее рассказали об их взглядах и взглядах их коллег-теоретиков.

Мы говорили о том, что психодинамическая тера­пия охватывает широкий круг подходов, направлен­ных на изучение бессознательных и детских пережи­ваний индивида. Техника свободных ассоциаций широко применяется для достижения инсайта. Пер­выми отошли от теории и практики Фрейда его ближайшие последователи; Юнг, Адлер, Хорни и Салливен. Эти теоретики ставили на первое место не сексуальные импульсы, а социальные и культурные факторы. Последующие поколения фрейдистов уде­ляли значительно больше внимания сознательному эго, чем это делал сам Фрейд, и разработали более краткосрочные методы лечения, чем требующие дли­тельного времени процедуры психоанализа.

Бихевиоральные подходы разрабатывались на ос­нове экспериментов по классическому (или респондентному) обусловливанию Павлова и оперантному обусловливанию Скиннера. Идеи Скиннера оказали глубочайшее влияние на психологию, и хотя сам он критически относился к когнитивным концепциям, впоследствии был разработан ряд эффективных когнитивно-бихевиоральных методов. На примерах работ Эллиса и Бека мы показали, насколько могут разли­чаться между собой по стилю когнитивные подходы. Как это произошло и с психодииамическим подходом, со временем бихевиористы перешли к более соци­альным и интерперсональным представлениям, что привело к развитию и укреплению позиций различ­ных форм терапии социального научения.

Гуманистическая терапия также принимает самые разнообразные формы. Между собой их объединяет то, что все они сосредоточены в большей степени на на­стоящем, чем на прошлом индивида, и значительное внимание уделяют смыслу жизни. Гуманистические разновидности терапии включают недирективную (а позднее — персоноцентрическую) терапию Роджер­са и гештальт-терапию Перлса. Трансперсональная психология, в центре внимания которой находятся ду­ховные проблемы индивидов, иногда рассматривается как «четвертая сила».

К концу XX в. в клинической психологии возник­ло несколько конкурирующих психологических школ (см., например: Smith, 1999). Одни пытались выделить общие элементы в различных направлени­ях, другие применяли конкретные техники незави­симо от теории, из которой те были заимствованы. Некоторые авторы рассматривали терапевтические отношения, или альянс, как ключевой элемент лю­бой терапии. Повсеместно стали применяться эклектические методы, а терапевты начали пользоваться концепциями и техниками, заимствованными из раз­личных источников, в попытке адаптировать лече­ние под конкретного пациента. Некоторые попыта­лись интегрировать разные виды терапии. Экономи­ческие реалии, без сомнения, и в дальнейшем будут оказывать влияние на терапевтические методы, ко­торые должны стать более краткосрочными и прохо­дить более тщательную эмпирическую проверку. Широкий спектр идей, популярных в наше время, вероятно, будет сужаться, хотя обязательно попол­нится новыми теориями и концепциями.

В конце данной главы мы представили методы кон­сультирования, использующиеся для работы с клиен­тами, не имеющими нарушений развития. Эти мето­ды, выросшие из профессиональной и образователь­ной ориентации в школах и колледжах, получили дальнейшее развитие и стали применяться и в других областях, охватывая людей самого различного возра­ста и социального статуса. Подобные консультации проводятся теперь в обычных и психиатрических больницах и клиниках. Консультирование направле­но на анализ интересов и компетенций клиента и по­могает ему принимать жизненно важные решения и строить планы на будущее. Многие профессионалы работают одновременно и в качестве консультантов, и в качестве клинических психологов.

Эта глава призвана служить для читателя вводным курсом психотерапии. В последующих главах будет более подробно рассказано о применении многих опи­санных здесь концепций и методов на практике.

Рекомендуемая литература и источники

литературу. Если мы обратимся к пособиям по психотерапии, то найдем литературу по следующим темам: гипнотерапия, игровая терапия, арт-терапия, терапия юмо­ром, консультирование и терапия, направленные на реше­ние таких проблем, как расстройства питания, злоупотреб­ление психоактивными веществами, сексуальные рас­стройства, фобии и многие другие. В качестве введения начала мы рекомендуем прочесть следующие работы: «Ру­ководство по психотерапии и изменениям поведения», из­данную глубоко уважаемыми психологами Бергиным и Гарфилдом (Allen Bergin and Sol Garfield, «A Handbook of Psychotherapy and Behavior Change», 1994). Хороший В сети Интернет вы найдете множество ссылок на психо­логическую ввод­ный курс представляет собою работа Корзини и Веддинга ^Современные виды психотерапии» (Raymond Corsini and Danny Wedding, «Current Psychotherapies», 1989). Обзор и критика содержатся в книге Уильяма Шефилда «Праг­матика в психотерапии» (William Schoefield, Pragmatics of psychotherapy: A Survey of Theories and Practices, 1988). В книге Дороти Кантор «Женщины-терапевты» можно найти теоретические дискуссии и разборы случаев из кли­нической практики (Dorothy Cantor, Women As Therapists: Multitheoretical Book, 1990). Книга Леоны Тайлер «Работа консультанта» — несомненно, лучшее пособие по консуль­тированию (Leona Tyler, The Work of the Counselor, 1965). И наконец, для того чтобы проанализировать важнейшие факторы, оказывающие влияние на терапию, прочтите гла­ву из работы ван ден Боса, Каммингса и Де Леона «Век психотерапии» (VandenBos, Cummings & DeLeon, («A Century of Psychotherapy: Economic and Environmental Influences», 1992).

 

 

ГЛАВА 8


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.