Комментарии, касающиеся гуманистической терапии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Комментарии, касающиеся гуманистической терапии

2017-08-23 206
Комментарии, касающиеся гуманистической терапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В целом гуманистическим подходам к терапии присущ ряд объединяющих их базовых положений (см. модуль 7.10).

Одним из них выступает идея о том, что челове­ческие существа отличаются наличием врожденных процессов, направляющих эмоциональный рост. Другим общим моментом является вера в то, что ес­тественное эмоциональное развитие, как правило, находит отражение в хорошем здоровье и успешном функционировании в окружающей среде. Однако в случае сдерживания этих естественных врожден­ных тенденций могут развиться дистресс и психо­патология. Гуманистические подходы также исхо­дят из того, что устранение нездоровых ограниче­ний, осуществляемое в безопасной и терпимой среде, высвобождает процесс оздоровления и при­водит к ослаблению психопатологии и связанных с нею проблем.

Насколько полезны эти концепции роста и раз­вития человеческого потенциала для целей психо­логического вмешательства и исследований? Мы сопоставили различные виды целебной филосо­фии, входящие в состав гуманистических подхо­дов, объединяемых общим акцентом на личностном росте и позитивным взглядом на течение человечес­кой жизни. Однако многие гуманистические кон­цепции оказались слишком расплывчатыми, гибки­ми и пространными. Одним из упреков в адрес гу­манистического движения является то, что этим ориентированным на рост направлениям свойствен чрезмерный оптимизм. В этом отношении гумани­стическая психология резко контрастирует с психо­аналитической убежденностью в мощном воздей­ствии иррациональных, детских мотивов и эмоций. Если существуют люди, характеризующиеся пато­логическими психическими состояниями, неконт­ролируемой ненавистью и устойчивыми страхами — а нам известно, что такие люди есть, — то разве не­реалистично ожидать, что процесс их собственного развития сможет разрешить их личные проблемы и те социальные проблемы, которые они создают? По мнению некоторых психологов, вера в работоспо­собность идей гуманизма и личностного роста пред­ставляется почти религиозной по своему характе­ру. Ее надлежит умерить атмосферой скептицизма и строгого исследования.

В целом можно сказать, что некоторые отрасли гуманистического подхода, возникшие в 1960-х и 70-х гг., в особенности связанные с. движением за че­ловеческий потенциал и гештальт-терапией, явились совершенно новаторскими по своим методам. Геш-тальтисты часто работают с группами, где один че­ловек занимает «горячее место» и подвергается об­стрелу градом вопросов. Они могут использовать психодраму, когда участники проигрывают свои старые проблемы или пробуют себя в новых ролях. В «первичной терапии» (primal therapy) терапевт по­буждает к эмоциональной экспрессии, так называе­мому первородному крику, свидетельствующему о травме рождения. Кроме того, могут преподаваться разнообразные йогические и медитативные дисцип­лины. Крайне эклектичным явилось движение за развитие человеческого потенциала. Возможностей для изучения человеческих способностей чрезвы­чайно много, но попытки их научного анализа дале­ко отстали от усилий по их созданию. В отличие от других нововведений, большое количество исследо­ваний породил новаторский интерес Роджерса к за­писи терапевтического процесса и изучению Я-кон-цепции

 

 

МОДУЛЬ 7.9. ПОИСК СМЫСЛА - ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ДУХОВНОСТЬ И МЕДИТАЦИЯ

 

Есть ли в психологии и психотерапии место для раз­вития в направлении более осмысленного и более высокого сознания? Психология как наука слишком настойчиво акцентирует внимание на эмпиризме, ко­торый обычно понимается как возможность измерять наблюдаемые феномены. И все же нас неотступно преследуют вопросы: представляет ли собой челове­ческая жизнь нечто большее, чем материальные вещи и количественное исчисление? Суждено ли по­знанию быть ограниченным сенсорными пережива­ниями и рациональным мышлением? Основатель американской психологии Уильям Джеймс изучал разнообразные виды религиозного опыта. О транс­персональном бессознательном писал Карл Юнг. Маслоу на закате жизни был недоволен своей иерар­хией потребностей, заканчивавшейся на^самоактуа-лизации, и высказался о высшем уровне эволюции, выходящем за пределы эго. Таким образом, три су­ществовавшие на тот момент теоретические силы (бихевиоризм,психоанализ и гуманистическая пси­хология) увидели в 1960-х и 1970-х гг. рождение «четвертой силы» — трансперсональной психологии. Новый «Журнал трансперсональной психологии» охватывал такие темы, как человеческие ценности, мистицизм, космическое сознание, медитация, со­страдание и трансперсональное сотрудничество. В одной из первых книг по трансперсонапьной пси­хологии Тарт [Tart, 1975) излагает идеи дзэн-буд­дизма, йоги, суфизма и христианской мистики. Он утверждает, что идентификация с системами веро­ваний, выходящих за пределы «я», способна моти­вировать людей к стремлению стать полноценно развитыми человеческими существами, которым чужд эгоизм. Уолш и Воган [Walsh & Vaughan, 1994) констатировали, что самое разительное отличие от обычной западной психологии состоит в том, что трансперсональное направление изучает идею воз­можности выхода идентичности за пределы «эго. заключенного в кожу», и слияния с «взаимосвязан­ным единством бытия», часто присутствующим в во­сточном мышлении. Уилбер и другие авторы (Wilber, 1999; Wilber, Vaughan, Wittine S. Murphy, 1993) пи­сали о присущей трансперсональной психологии «жажде цельности», и описали эволюцию челове­ческого сознания и духовности. В своей работе по терапии Каспроу и Скоттон (Kasprow & Scotton, 1998) утверждают, что развитие через измененные состояния сознания может вести либо к психозу, либо, если этот путь будет основан на здоровом от­ношении, к креативности, альтруизму и мудрости. Многие другие психологи, хотя они вовсе не обяза­тельно употребляют термин трансперсональная, за­интересованы в увязывании психологии с духовно­стью, невзирая на тот факт, что Фрейд называл ре­лигию иллюзией, а Эллис относил религию к числу иррациональных представлений. Однако духовность не синонимична с организованной религией, и кли­ницисты работают с огромным разнообразием сис­тем верований, которых придерживаются их клиен-

ты. Саму по себе духовность нельзя причислять к па­тологии. Уильям Миллер (Miller, 1999) опубликовал под эгидой АПА книгу, которая вооружает клиници­стов практическими возможностями по использо­ванию духовных направлений. Даже скептически настроенные к религии психологи могут найти об­щую с этим направлением почву в таких понятиях, как надежда, терпимость и милосердие. Многие страдающие люди говорят о ценности молитвы и медитации. Психологи и другие специалисты, рабо­тающие с умирающими и оплакивающими кончину близких, находят, что духовность нередко помогает людям увидеть смысл как в жизни, так и в смерти.

Медитация — метод, широко применяемый транспер­сональной и духовной терапией. В своей книге «Без­молвная терапия» Рейнольде (Reynolds, The Quiet Therapies, 1980) описывает японские методы, осно­ванные на буддистских воззрениях, гласящих, что для избавления от страдания необходимо отказаться от эгоистичных привязанностей («призов для эго») и пе­реключить внимание на работу, которая должна быть сделана, и на сострадательное служение. Наряду с медитацией, данные методы предусматривают покой, управляемое размышление о своей былой жизни и активные действия по изменению паттернов своего поведения. Уолш (Walsh, 1981) предпринял обзор ли­тературы, посвященной медитации, и выступил в ее защиту как недорогой, самоконтролируемой и эффек­тивной процедуры, могущей привести к глубочайшей трансформации идентичности, стиля жизни и харак­тера взаимоотношений с миром. Уопш описал множе­ство способов приведения себя в медитативное со­стояние. Для этого нужна спокойная ситуация, где можно удобно сесть, закрыть глаза и прислушаться к внутренним переживаниям. Сессии должны быть ко­роткими и ежедневными, по 20 или 30 минут 1 или Э раза в день, если для этого имеется возможность. В медитативных практиках подчеркивается либо кон­центрация, представляющая собой способность фо­кусировать внимание на отдельном предмете или пе­реживании, например, дыхании или особых словах, либо осознавание, которое направлено на исследова­ние потока собственного сознания. Обычно начина­ющим бывает трудно сосредоточиться. Они уходят мыслями в фантазии или сиюминутные заботы. Люди, пробующие медитировать, вскоре осознают, что у них гораздо меньше контроля над собственным внимани­ем, чем им казалось, но им рекомендуют не слишком беспокоиться об этих мысленных странствиях, а про­сто вернуться сознанием к предмету концентрации или осознавания. При продолжении практики боль­шинство занимающихся медитацией сообщают о развитии способностей к прояснению ума и ощуще­нии покоя и отрешенности, которые возвышаются над стрессами повседневной жизни. Существуют данные исследований, указывающие на то, что медитация по­могает преодолеть тревожность или пристрастия, хотя некоторые сомневаются в ее эффективности по срав­нению с другими методами — например релаксацией и покоем (Marlatc & Kristeller, 1999; Shapiro, 1987).

МОДУЛЬ 7.10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

 

1.Гуманистическая терапия исходит из того, что люди обладают естественной склонностью к здо­ровому эмоциональному развитию.

2.Самоактуализация — тенденция к более слож­ным и интегрированным уровням развития.

3.Самодетерминизм означает, что люди облада­ют контролем, выбирают паттерны поведения и конструируют реальность.

4. Центральное место занимают отношения с кли­ентом.

5. Клиницисты должны быть искренними, и имен­но таковыми должен воспринимать их клиент.

6. В ходе терапии выявляется и устраняется не­конгруэнтность между переживаниями и я-концепцией.

7. Обязательным качеством терапевта является безусловное позитивное отношение — подход,
отличающийся принятием, отсутствием осужде­ния, поддержкой и эмпатией.

ДРУГИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Помимо трех главных, только что рассмотренных тра­диций — психодинамической, бихевиоральной (а так­же когнитивно-бихевиоральной) и гуманистической, на свет появились и другие яркие теоретические подходы. Одной из важнейших и обретающих все большую популярность в течение последних десяти­летий является интерперсональная терапия. В ее основе лежат работы Гарри Стэка Салливена (1892— 1949). Как уже говорилось, несмотря на то что Сал-ливен начинал свою работу в рамках психодинами­ческой, или неофрейдистской, терапии, он испытал на себе сильное влияние со стороны идей, пришед­ших из социологии и социальной психологии. Он ут­верждал, что концепция собственного «я», возникая во младенчестве, развивается как отражение манеры обращения, свойственной значимым в его жизни людям. Эти близкие отношения ведут к формирова­нию негативного или позитивного образа «я» или даже к ощущению собственной разобщенности с об­ремененными тревогой частями этого «я». У людей развиваются сохраняющиеся в течение всей жизни жизненные стили, направленные на то, чтобы по­буждать окружающих к формам поведения, помога­ющим им самим защититься от тяжелого ощущения тревоги. Эти стили могут принимать различные фор­мы психопатологии, мешающие профессиональному и социальному успеху. Тимоти Лири (Leary, 1957) использовал эту теорию для разработки получившей широкое влияние интерперсональной системы диаг­ностики стилей межличностных отношений. Среди других авторов Лорна Бенджамин (Benjamin, 1993) использовала работы Салливена и Лири при разра­ботке своей интерперсональной диагностической и терапевтической системы. Шварц (Swartz, 1999) опи­сывает, как в 1970-х гг. Клерман и Вейсман разраба­тывали интерперсональную психотерапию (ИПТ) в качестве ограниченного по срокам лечения, прежде всего от депрессии. С тех пор в ходе многочислен­ных исследований была продемонстрирована рабо­тоспособность ИПТ при лечении самых разнообраз­ных расстройств (Markowitz, 1999).

Другим важным моментом явилась разработка феминистской терапии, а также привлечение все­общего внимания к тендерным вопросам, выросшим из движения за права женщин во второй половине XX в. В клинической психологии и психиатрии ра­ботает все больше и больше женщин. В своей инте­ресной книге Дороти Кантор (Cantor, 1990) расска­зывает о лечении пациентов женщинами, придержи­вавшимися различных теоретических убеждений. Линор Уолкер (Walker. 1990, р. 81-82) перечисляет основные положения феминистской терапии: равно­правные отношения между терапевтом и клиентом, расширение женских полномочий и независимости, развитие сильных качеств у женщин вместо того, чтобы сосредоточивать свое внимание на их слабос­тях, отсутствие акцента на патологии и обвинений в адрес жертв, просвещение, затрагивающее различные поло-ролевые паттерны, а также принятие и призна­ние чувств.

Многие проблемы клиентов так или иначе связа­ны с ситуацией на работе и профессиональной карь­ерой. В нашем деловом мире, ориентированном на получение прибыли и потребление, часто возникают конфликты, касающиеся времени и сил, отдаваемых семье и работе. Некоторые клиницисты проходят под­готовку, обучаясь выступать в качестве специалиста по профессиональному и карьерному консультирова­нию, однако многим психологам приходится направ­лять клиентов к другим специалистам либо самосто­ятельно приобретать соответствующие познания. Эта область консультирования, с ее особым акцентом на образовательном и профессиональном развитии, име­ет долгую историю. В бурный период инноваций на­чала XX в., в те же годы, когда Фрейд поражал свои­ми идеями Европу и Америку, а Бине разрабатывал методики психических измерений, Фрэнк Парсонс (Parsons, 1906) опубликовал небольшую книгу под названием Choosing a Vocation («Выбор профессии»), тем самым положив начало профессиональной ори­ентации. Важную роль профессиональной деятельно­сти признавал даже Фрейд. На вопрос о важнейших жизненных целях Фрейд ответил: «Liebe und Arbeit» (любовь и работа).

Профессиональные интересы играют важную роль в жизни людей. Теория обследования и консультирования, предложенная Джоном Холландом (Holland, 1997), тесно связала профессиональные интересы с личностью и рабочей средой. Благодаря профессиональной карьере люди осознают большую часть своих жизненных устремлений, как констати­ровал Крау (Krau, 1997) в своем описании стадий развития карьеры. Статт (Statt, 1994) предпринял обзор источников получения работы, отмечая, какие формы принимает труд в самого различного рода общественных организациях. Труд нужен нам не только для того, чтобы зарабатывать на жизнь, но и для удовлетворения чувства собственной компетен­тности и значимости. Роль труда хорошо понимает­ся обществом. Следует отметить, что многие люди, такие, как домохозяйки и добровольны, работающие на общественных началах, обретают ощущение ком­петентности и значимости благодаря труду, который не оплачивается. В 1959 г. Роберт Уайт (White, 1959) высказал предположение, что компетент­ность представляет собой мотив, формирующий центральную концепцию, в которой соединяется це­лый ряд важных линий размышления. Так, напри­мер, стили мышления влияют на самоуважение и компетентность, естественные способности и навы­ки влияют на профессиональную компетентность, интеллект — в его широком понимании, включающем ориентацию в жизни и адаптивные навыки — также оказывает влияние на компетентность (Bednar, Wells & Peterson, 1989; Sternberg & Kollegian. 1990). Дру­гие области консультирования будут рассмотрены позднее.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.