Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-08-23 | 206 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В целом гуманистическим подходам к терапии присущ ряд объединяющих их базовых положений (см. модуль 7.10).
Одним из них выступает идея о том, что человеческие существа отличаются наличием врожденных процессов, направляющих эмоциональный рост. Другим общим моментом является вера в то, что естественное эмоциональное развитие, как правило, находит отражение в хорошем здоровье и успешном функционировании в окружающей среде. Однако в случае сдерживания этих естественных врожденных тенденций могут развиться дистресс и психопатология. Гуманистические подходы также исходят из того, что устранение нездоровых ограничений, осуществляемое в безопасной и терпимой среде, высвобождает процесс оздоровления и приводит к ослаблению психопатологии и связанных с нею проблем.
Насколько полезны эти концепции роста и развития человеческого потенциала для целей психологического вмешательства и исследований? Мы сопоставили различные виды целебной философии, входящие в состав гуманистических подходов, объединяемых общим акцентом на личностном росте и позитивным взглядом на течение человеческой жизни. Однако многие гуманистические концепции оказались слишком расплывчатыми, гибкими и пространными. Одним из упреков в адрес гуманистического движения является то, что этим ориентированным на рост направлениям свойствен чрезмерный оптимизм. В этом отношении гуманистическая психология резко контрастирует с психоаналитической убежденностью в мощном воздействии иррациональных, детских мотивов и эмоций. Если существуют люди, характеризующиеся патологическими психическими состояниями, неконтролируемой ненавистью и устойчивыми страхами — а нам известно, что такие люди есть, — то разве нереалистично ожидать, что процесс их собственного развития сможет разрешить их личные проблемы и те социальные проблемы, которые они создают? По мнению некоторых психологов, вера в работоспособность идей гуманизма и личностного роста представляется почти религиозной по своему характеру. Ее надлежит умерить атмосферой скептицизма и строгого исследования.
|
В целом можно сказать, что некоторые отрасли гуманистического подхода, возникшие в 1960-х и 70-х гг., в особенности связанные с. движением за человеческий потенциал и гештальт-терапией, явились совершенно новаторскими по своим методам. Геш-тальтисты часто работают с группами, где один человек занимает «горячее место» и подвергается обстрелу градом вопросов. Они могут использовать психодраму, когда участники проигрывают свои старые проблемы или пробуют себя в новых ролях. В «первичной терапии» (primal therapy) терапевт побуждает к эмоциональной экспрессии, так называемому первородному крику, свидетельствующему о травме рождения. Кроме того, могут преподаваться разнообразные йогические и медитативные дисциплины. Крайне эклектичным явилось движение за развитие человеческого потенциала. Возможностей для изучения человеческих способностей чрезвычайно много, но попытки их научного анализа далеко отстали от усилий по их созданию. В отличие от других нововведений, большое количество исследований породил новаторский интерес Роджерса к записи терапевтического процесса и изучению Я-кон-цепции
МОДУЛЬ 7.9. ПОИСК СМЫСЛА - ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ДУХОВНОСТЬ И МЕДИТАЦИЯ
Есть ли в психологии и психотерапии место для развития в направлении более осмысленного и более высокого сознания? Психология как наука слишком настойчиво акцентирует внимание на эмпиризме, который обычно понимается как возможность измерять наблюдаемые феномены. И все же нас неотступно преследуют вопросы: представляет ли собой человеческая жизнь нечто большее, чем материальные вещи и количественное исчисление? Суждено ли познанию быть ограниченным сенсорными переживаниями и рациональным мышлением? Основатель американской психологии Уильям Джеймс изучал разнообразные виды религиозного опыта. О трансперсональном бессознательном писал Карл Юнг. Маслоу на закате жизни был недоволен своей иерархией потребностей, заканчивавшейся на^самоактуа-лизации, и высказался о высшем уровне эволюции, выходящем за пределы эго. Таким образом, три существовавшие на тот момент теоретические силы (бихевиоризм,психоанализ и гуманистическая психология) увидели в 1960-х и 1970-х гг. рождение «четвертой силы» — трансперсональной психологии. Новый «Журнал трансперсональной психологии» охватывал такие темы, как человеческие ценности, мистицизм, космическое сознание, медитация, сострадание и трансперсональное сотрудничество. В одной из первых книг по трансперсонапьной психологии Тарт [Tart, 1975) излагает идеи дзэн-буддизма, йоги, суфизма и христианской мистики. Он утверждает, что идентификация с системами верований, выходящих за пределы «я», способна мотивировать людей к стремлению стать полноценно развитыми человеческими существами, которым чужд эгоизм. Уолш и Воган [Walsh & Vaughan, 1994) констатировали, что самое разительное отличие от обычной западной психологии состоит в том, что трансперсональное направление изучает идею возможности выхода идентичности за пределы «эго. заключенного в кожу», и слияния с «взаимосвязанным единством бытия», часто присутствующим в восточном мышлении. Уилбер и другие авторы (Wilber, 1999; Wilber, Vaughan, Wittine S. Murphy, 1993) писали о присущей трансперсональной психологии «жажде цельности», и описали эволюцию человеческого сознания и духовности. В своей работе по терапии Каспроу и Скоттон (Kasprow & Scotton, 1998) утверждают, что развитие через измененные состояния сознания может вести либо к психозу, либо, если этот путь будет основан на здоровом отношении, к креативности, альтруизму и мудрости. Многие другие психологи, хотя они вовсе не обязательно употребляют термин трансперсональная, заинтересованы в увязывании психологии с духовностью, невзирая на тот факт, что Фрейд называл религию иллюзией, а Эллис относил религию к числу иррациональных представлений. Однако духовность не синонимична с организованной религией, и клиницисты работают с огромным разнообразием систем верований, которых придерживаются их клиен-
|
|
ты. Саму по себе духовность нельзя причислять к патологии. Уильям Миллер (Miller, 1999) опубликовал под эгидой АПА книгу, которая вооружает клиницистов практическими возможностями по использованию духовных направлений. Даже скептически настроенные к религии психологи могут найти общую с этим направлением почву в таких понятиях, как надежда, терпимость и милосердие. Многие страдающие люди говорят о ценности молитвы и медитации. Психологи и другие специалисты, работающие с умирающими и оплакивающими кончину близких, находят, что духовность нередко помогает людям увидеть смысл как в жизни, так и в смерти.
Медитация — метод, широко применяемый трансперсональной и духовной терапией. В своей книге «Безмолвная терапия» Рейнольде (Reynolds, The Quiet Therapies, 1980) описывает японские методы, основанные на буддистских воззрениях, гласящих, что для избавления от страдания необходимо отказаться от эгоистичных привязанностей («призов для эго») и переключить внимание на работу, которая должна быть сделана, и на сострадательное служение. Наряду с медитацией, данные методы предусматривают покой, управляемое размышление о своей былой жизни и активные действия по изменению паттернов своего поведения. Уолш (Walsh, 1981) предпринял обзор литературы, посвященной медитации, и выступил в ее защиту как недорогой, самоконтролируемой и эффективной процедуры, могущей привести к глубочайшей трансформации идентичности, стиля жизни и характера взаимоотношений с миром. Уопш описал множество способов приведения себя в медитативное состояние. Для этого нужна спокойная ситуация, где можно удобно сесть, закрыть глаза и прислушаться к внутренним переживаниям. Сессии должны быть короткими и ежедневными, по 20 или 30 минут 1 или Э раза в день, если для этого имеется возможность. В медитативных практиках подчеркивается либо концентрация, представляющая собой способность фокусировать внимание на отдельном предмете или переживании, например, дыхании или особых словах, либо осознавание, которое направлено на исследование потока собственного сознания. Обычно начинающим бывает трудно сосредоточиться. Они уходят мыслями в фантазии или сиюминутные заботы. Люди, пробующие медитировать, вскоре осознают, что у них гораздо меньше контроля над собственным вниманием, чем им казалось, но им рекомендуют не слишком беспокоиться об этих мысленных странствиях, а просто вернуться сознанием к предмету концентрации или осознавания. При продолжении практики большинство занимающихся медитацией сообщают о развитии способностей к прояснению ума и ощущении покоя и отрешенности, которые возвышаются над стрессами повседневной жизни. Существуют данные исследований, указывающие на то, что медитация помогает преодолеть тревожность или пристрастия, хотя некоторые сомневаются в ее эффективности по сравнению с другими методами — например релаксацией и покоем (Marlatc & Kristeller, 1999; Shapiro, 1987).
|
МОДУЛЬ 7.10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
1.Гуманистическая терапия исходит из того, что люди обладают естественной склонностью к здоровому эмоциональному развитию.
2.Самоактуализация — тенденция к более сложным и интегрированным уровням развития.
3.Самодетерминизм означает, что люди обладают контролем, выбирают паттерны поведения и конструируют реальность.
4. Центральное место занимают отношения с клиентом.
5. Клиницисты должны быть искренними, и именно таковыми должен воспринимать их клиент.
6. В ходе терапии выявляется и устраняется неконгруэнтность между переживаниями и я-концепцией.
7. Обязательным качеством терапевта является безусловное позитивное отношение — подход,
отличающийся принятием, отсутствием осуждения, поддержкой и эмпатией.
ДРУГИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Помимо трех главных, только что рассмотренных традиций — психодинамической, бихевиоральной (а также когнитивно-бихевиоральной) и гуманистической, на свет появились и другие яркие теоретические подходы. Одной из важнейших и обретающих все большую популярность в течение последних десятилетий является интерперсональная терапия. В ее основе лежат работы Гарри Стэка Салливена (1892— 1949). Как уже говорилось, несмотря на то что Сал-ливен начинал свою работу в рамках психодинамической, или неофрейдистской, терапии, он испытал на себе сильное влияние со стороны идей, пришедших из социологии и социальной психологии. Он утверждал, что концепция собственного «я», возникая во младенчестве, развивается как отражение манеры обращения, свойственной значимым в его жизни людям. Эти близкие отношения ведут к формированию негативного или позитивного образа «я» или даже к ощущению собственной разобщенности с обремененными тревогой частями этого «я». У людей развиваются сохраняющиеся в течение всей жизни жизненные стили, направленные на то, чтобы побуждать окружающих к формам поведения, помогающим им самим защититься от тяжелого ощущения тревоги. Эти стили могут принимать различные формы психопатологии, мешающие профессиональному и социальному успеху. Тимоти Лири (Leary, 1957) использовал эту теорию для разработки получившей широкое влияние интерперсональной системы диагностики стилей межличностных отношений. Среди других авторов Лорна Бенджамин (Benjamin, 1993) использовала работы Салливена и Лири при разработке своей интерперсональной диагностической и терапевтической системы. Шварц (Swartz, 1999) описывает, как в 1970-х гг. Клерман и Вейсман разрабатывали интерперсональную психотерапию (ИПТ) в качестве ограниченного по срокам лечения, прежде всего от депрессии. С тех пор в ходе многочисленных исследований была продемонстрирована работоспособность ИПТ при лечении самых разнообразных расстройств (Markowitz, 1999).
|
Другим важным моментом явилась разработка феминистской терапии, а также привлечение всеобщего внимания к тендерным вопросам, выросшим из движения за права женщин во второй половине XX в. В клинической психологии и психиатрии работает все больше и больше женщин. В своей интересной книге Дороти Кантор (Cantor, 1990) рассказывает о лечении пациентов женщинами, придерживавшимися различных теоретических убеждений. Линор Уолкер (Walker. 1990, р. 81-82) перечисляет основные положения феминистской терапии: равноправные отношения между терапевтом и клиентом, расширение женских полномочий и независимости, развитие сильных качеств у женщин вместо того, чтобы сосредоточивать свое внимание на их слабостях, отсутствие акцента на патологии и обвинений в адрес жертв, просвещение, затрагивающее различные поло-ролевые паттерны, а также принятие и признание чувств.
Многие проблемы клиентов так или иначе связаны с ситуацией на работе и профессиональной карьерой. В нашем деловом мире, ориентированном на получение прибыли и потребление, часто возникают конфликты, касающиеся времени и сил, отдаваемых семье и работе. Некоторые клиницисты проходят подготовку, обучаясь выступать в качестве специалиста по профессиональному и карьерному консультированию, однако многим психологам приходится направлять клиентов к другим специалистам либо самостоятельно приобретать соответствующие познания. Эта область консультирования, с ее особым акцентом на образовательном и профессиональном развитии, имеет долгую историю. В бурный период инноваций начала XX в., в те же годы, когда Фрейд поражал своими идеями Европу и Америку, а Бине разрабатывал методики психических измерений, Фрэнк Парсонс (Parsons, 1906) опубликовал небольшую книгу под названием Choosing a Vocation («Выбор профессии»), тем самым положив начало профессиональной ориентации. Важную роль профессиональной деятельности признавал даже Фрейд. На вопрос о важнейших жизненных целях Фрейд ответил: «Liebe und Arbeit» (любовь и работа).
Профессиональные интересы играют важную роль в жизни людей. Теория обследования и консультирования, предложенная Джоном Холландом (Holland, 1997), тесно связала профессиональные интересы с личностью и рабочей средой. Благодаря профессиональной карьере люди осознают большую часть своих жизненных устремлений, как констатировал Крау (Krau, 1997) в своем описании стадий развития карьеры. Статт (Statt, 1994) предпринял обзор источников получения работы, отмечая, какие формы принимает труд в самого различного рода общественных организациях. Труд нужен нам не только для того, чтобы зарабатывать на жизнь, но и для удовлетворения чувства собственной компетентности и значимости. Роль труда хорошо понимается обществом. Следует отметить, что многие люди, такие, как домохозяйки и добровольны, работающие на общественных началах, обретают ощущение компетентности и значимости благодаря труду, который не оплачивается. В 1959 г. Роберт Уайт (White, 1959) высказал предположение, что компетентность представляет собой мотив, формирующий центральную концепцию, в которой соединяется целый ряд важных линий размышления. Так, например, стили мышления влияют на самоуважение и компетентность, естественные способности и навыки влияют на профессиональную компетентность, интеллект — в его широком понимании, включающем ориентацию в жизни и адаптивные навыки — также оказывает влияние на компетентность (Bednar, Wells & Peterson, 1989; Sternberg & Kollegian. 1990). Другие области консультирования будут рассмотрены позднее.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!