Отдельные и специализированные шкалы и опросники — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Отдельные и специализированные шкалы и опросники

2017-08-23 327
Отдельные и специализированные шкалы и опросники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тенденции последних десятилетий нашли отраже­ние не только в пересмотре сложных опросников, содержащих множество шкал, но и в разработке спе­циализированных шкал, предназначенных для изме­рения единичных конструктов и концептов. Одним из наиболее заметных в клинической практике сре­ди подобных тестов является «Опросник Бека для депрессии» (Beck Depression Inventory, BDI), осно­ванный на когнитивной психотерапевтической тео­рии Бека (Beck & Steer, 1993). После первой публи­кации опросника в 1961 г., который классифициро­вался тогда как структурированное психиатрическое интервью, Аарон Бек, Роберт Стир и другие ученые провели многочисленные исследования, постоянно модернизируя и улучшая этот короткий тест-само­отчет (Beck & Steer, 1987; Beck. Steer & Garbin, 1988). Тест состоит из 21 вопроса, отвечая на кото­рые субъект сообщает о том, в какой мере он испы­тывает такие симптомы, как грусть, вина, несостоятельность, социальная отчужденность и озабочен­ность соматическими проблемами. Тест прост по форме проведения и подсчету результатов, представ­ленных в форме цифр, характеризующих состояния от нормального до глубоко депрессивного. Получа­емые результаты оказываются достаточно надежны­ми, высоко коррелируя с другими индикаторами депрессии. Опросник Бека широко используется» качестве процедуры клинического скрининга, а так­же в качестве критерия депрессии, используемого в исследованиях.

Еще одним важным для клинической работы кон­структом является тревожность. Для измерения тре­вожности часто используется широко известная про­цедура «Опросник тревожности как состояния и черты личности» (State-Trait Anxiety Inventory. STAI), разработанный Чарльзом Спилбергером и его коллегами (Spielberger, 1989). STAI состоит из двух отдельных наборов по 20 высказываний в каж­дом. Для определения тревожности как черты лич­ности респондентов просят выразить свое отноше­ние к таким утверждениям, как: «Я часто волнуюсь» или «Я спокойный и раскрепощенный человек». Для определения тревоги как состояния испытуемым предлагается выразить степень своего согласия с ут­верждениями, подобными следующим: «Я расстро­ен и обеспокоен». Внутренняя надежность обеих ан­кет достаточно высока, а тестово-ретестовая надеж­ность анкеты тревоги как состояния ниже, чем для анкеты тревожности как черты личности, особенно, если человек находится в различных состояниях при заполнении обеих анкет. Спилбергер разработал так­же шкалу гнева (Spielberger et al, 1985; Spielberger & Sydeman, 1994) и отдельную шкалу, предназначен­ную для тестирования детей: «Опросник тревожно­сти как состояния и как черты личности для детей» (State-Trait Anxiety Inventory for Children, STAIC. Spielberger, 1989). "

Существует много конструктов и концептов, мо­гущих пригодиться как в клинической практике, так и в теоретических целях, и лица, проводящие тесты, не должны забывать о них. За последние десятиле­тия были разработаны многочисленные простые шкалы и короткие опросники для таких характери­стик, как. общая психиатрическая симптоматика (SCL-90-R, Derogatis, 1977), уверенность в себе (Hall, 1977), установки, предрасполагающие к разви­тию психиатрических симптомов (DAS, Beck. Brown, Steeer & Weissman, 1991), скука (Farmer 4 Sundberg, 1986), страхи (Marks & Matthews, 1979. Wolpe & Lang. 1964), стиль межличностного обще­ния (Lorr, 1990), одиночество (Peplau & Perlman. 1982), приятные и неприятные события (Levinsohr. & Amenson, 1978) и перфекционизм (Hewitt, Flett. Turnbull-Donovan & Mikail, 1991), а также для дру­гих показателей.

Проективные техники

Теперь мы переходим к совершенно иному методу осмысления личности и социоэмоционального фун­кционирования — проективному тестированию Проективные техники требуют более развитых навыков проведения, регистрации и измерения результатов, чем объективные опросники. Использующиеся в этих тестах стимулы не являются ни распечатанными высказываниями, ни тестовыми вопросами, и предъявляются в виде неструктурированного и неоднозначного материала, а цели тестирования его непонятны субъекту. Здесь уместно привести остроумное замечание Джорджа Келли (Kelly, 332), которое хорошо иллюстрирует разницу проективным и объективным методом исследования личности: «Когда субъекта просят отгадать о чем думает исследователь, мы называем это объективным тестированием; когда исследователь пытается отгадать, о чем думает субъект, мы называем это проективной техникой». Линдсей описывает стиль проективного обследования следующим образом:

Проективная техника представляет собой инструмент, который считается особенно чутким к скрытым или неосознанным аспектам поведения; она позволяет проявлягь и стимулирует широкий спектр реакций, кроме она весьма многомерна и способствует получению з1чно богатых и обильных данных о реакциях испытуемого при минимальном понимании испытуемым i теста (Lindzey, 1961, р. 45).

Проективная гипотеза гласит, что реакции чело-i относительно неструктурированную ситуацию позволяют проникнуть в его внутренний мир скрытых предрасположенностей, конфликтов и психодинамических сил. Проективную технику с энтузиазмом поддерживают психиатры и психологи психоаналитической ориентации, поскольку эта техника акцентирует внимание на бессознательном, а на конфликтах между примитивными импульсами и стремлением удовлетворять требовани­ям реального мира, в котором эти импульсы не мо­гут быть выражены напрямую.

Наиболее значительный личностный тест такого рода был разработан швейцарским психиатром Гер­маном Роршахом и опубликован в 1921 г. Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, рассматривая которые, тестируемый должен сказать, что, по его мнению, напоминает каждое пятно. Затем оценива­ющий снова возвращается к каждому из пятен и про­сит субъекта сказать, какие именно детали пятна де­лают его похожими на указанный отвечающим перцепт. Тестирующий оценивает полученные ответы с точки зрения локализации (касается ли перцепт все­го пятна или только его части), детерминант (какие особенности пятна повлияли на формирование перцепта — форма, цвет, штриховка и т. д.) — и содер­жания перцепта (человек, животное, анатомия, ланд­шафт и т. д.). Используются также и другие пока­затели, как, например, число сообщаемых ответов и количество названных «популярных» перцептов (т. е. часто узнаваемых образов). Было разработано много различных систем оценки и подсчета резуль­татов теста Роршаха, но наиболее исчерпывающая и наиболее распространенная в настоящее время сре­ди психологов система была создана Джоном Экснером (Ехпег, 1974, 1986, 1999). Несмотря на свою популярность, «Общая система Экснера» не устра­нила разногласий в кодировании ответов, субъекти­визма в их интерпретации или склонности клиници­стов полагаться в основном на свои субъективные впечатления, основанные на опыте их личного зна­комства с инструментом (Cohen, Swerdlik & Smith, 1992; Fowler, 1985; Wood, Nezworski & Stejskal, 1996). На рис. 4.2 воспроизведена карточка из теста Роршаха с изображением чернильного пятна.

Летающий человек— вампир

Разъяснение: Видно злое лицо (в середине). Человек раскинул свой плащ. У него тоненькие ножки.

Эльф (карточка рассматривалась сбоку)

Разъяснение: Вот эта часть (указывая на профиль) выглядит совсем как голова. Похоже на гномика,

игравшего с Белоснежкой, может быть, на Соню. Вот нос и ресницы.

Рис. 4.2. Карточка Роршаха с ответами

Источник: Sundberg, 1977, с. 207. Copyright © 1 977 by Prentice-Hall, воспроизводится с разрешения.

 

Другой наиболее широко распространенной про­ективной техникой является «Тест тематической апперцепции» (Thematic Apperception Test, TAT). В 1938 году Генри Мюррей (Henry Murray) и его коллеги в процессе обширных исследований личности, проводившихся в Гарвардском университете, разра­ботали тест тематической апперцепции и лежащую в его основе теорию. Тест состоит из 30 рисунков, из которых клиницист обычно отбирает 5-10. Тестиру­ющий показывает карточки по одной и просит испы­туемого составить рассказ, спрашивая его, какое со­бытие изображено па рисунке, что происходило до этого события и что случится дальше. После созда­ния рассказа клиницист просит испытуемого пред­ставить, что думают и чувствуют люди, изображен­ные на картинке (см. рис. 4.3).

«Тест тематической апперцепции» используется, скорее, в целях познания личности, чем для диагно­стики расстройств. Упоминания испытуемыми роди­тельских фигур и проблем во взаимоотношениях с родителями при проведении ТТА часто оказывают­ся важными темами обсуждения в ходе психотера­пии. Согласно теории Мюррея (Murray, 1943), ос­новные темы, использующиеся при интерпретации результатов ТТА, касаются личных потребностей, восприятия влияний окружающей среды, а также тем, связанных с главным героем рассказа. Мюррей разработал кодировочную форму для этих характе­ристик, а другие авторы опубликовали системы под­счета баллов, однако ни одна из этих систем не смог­ла приобрести того влияния, какое приобрели сис­темы Роршаха. Как правило, уровень квалификации лиц, проводящих клиническое обследование с ис­пользованием ТТА. зависит от опыта работы с ТТА, что позволяет им обращать внимание на такие показатели, как следование испытуемых указания сходство сообщаемых ими рассказов с ожидаемы темами и часто повторяющиеся пли обычно выделяемые конфликты и проблемы (Dana.

Рис. 4.3, Девочка, рассказывающая историю     по картинке из «Теста тематической апперцепции». (Carmine L. Galasso]

1985). Несмотря на это, психологам, ориентированным на исследовательскую деятельность, удалось разработать;: своих целей универсальную систему оценки резу, татов, получившую широкое признание. При помощи ТТА- подобных рисунков и точных схем кодирования Дэвид Макклелланд и его коллеги npовели широкомасштабное исследование таких потребителей. как потребность в достижениях, принадлежности, власти и интимности — главным образом,. неклинических групп (McAdams, 1988; McClelb 1961). Другие авторы создали системы оценки, сочетающие субъективный и количественный подходы, стараясь стандартизировать подсчет балле интерпретацию результатов (Bellak, 1986).


 

 

Заслуживает упоминания и ряд других проектных техник. Часто используются рисуночные тесты например «Нарисуй человека», «Нарисуй дом, дерево и человека» и гештальт-тест Бендера, Размер детали, манера рисования и в некоторых случаях возникающие у клиента ассоциации позволяют клиницисту сформулировать диагностические гипотезы. Кроме того, используется такая процедура, как завершение незаконченных предложений. Как явствует из названия этого теста, клиента просят заканчивать незавершенные предложения, при клиницисты исходят из того, что ответы или позволяют обнаружить глубинные и значимые постные характеристики. Данная проективная техника в настоящий момент является наиболее распространенной (Watkins, Campbell, Nieberd Hallmark. 1995); при этом чаще всего используется «Список незаконченных предложений Pиаpa» (Rotter Incomplete Sentence Blank) (Rot Rafferty, 1950).

Существует много других оригинальных мет побуждающих людей раскрывать перед психологами свои сокровенные мысли. Лиидсей (Lin 1961) предложил классификацию проективных техник, разбив их на пять основных групп на о форм поведения, которые они призваны вызывать) ассоциации (например, тест Роршаха, тест словесных ассоциаций); б) конструирование, (состав историй в ТТА); в) завершение (завершение предложений); г) выбор или упорядочивание (размещение предметов по категориям или в соответствии с личными предпочтениями); д) самовыражение (piсование карандашом, красками или пальцем, игра с деленными предметами). За свои психометрические свойства проективные техники подверглись кой критике. Так, если проективный тест имеет количественную систему измерения результатов валидность и надежность могут вызывать сом Многие опытные психологи, проводя тест Роршаха вообще не используют систему измерения результатов тестирования, хотя она является одной и более разработанных среди всех проективных техник; вместо этого они проводят качественный анализ личностных характеристик. Было предпринято несколько заслуживающих внимания попыток при­менения психометрических процедур к проектив­ным техникам, наиболее удачной из которых можно считать «Технику чернильных пятен» Хольцмана (HIT) (Holtzman" 1975. 1986. 1988). Измерение ре­зультатов можно проводить простыми методами и с достаточной степенью надежности, а валидность теста можно продемонстрировать путем сопостав­ления с такими критериями, как рейтинги и диаг­нозы. Применение многих проективных техник, на­пример теста Роршаха и ТТА. занимает много вре­мени по сравнению с личностными опросниками. Развитие бихевиоральных методов оценки также способствовало снижению интереса к проективным техникам. Однако несмотря на растущее разочаро­вание, усилившееся с 1960-х гг., многие психологи упорно выступают в их защиту проективных те­стов, а большинство программ подготовки клини­цистов предусматривает хотя бы минимальное овладение навыками применения проективных техник (Watkins, 1991).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.