Тема 3. Черепные нервы (i-Vi пары). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 3. Черепные нервы (i-Vi пары).

2017-09-10 228
Тема 3. Черепные нервы (i-Vi пары). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ

 

Введение (актуальность темы)

Поражение черепных нервов может сопровождать различные заболевания головного мозга. Так, нарушение функции обонятельного нерва (I пара черепных нервов) позволяет на ранних стадиях определить процессы в передней черепной ямке. Знание особенностей топической диагностики поражения зрительного анализатора (II пара черепных нервов) на разных уровнях позволяет топически локализовать очаг поражения головного мозга. Симптомы поражения группы глазодвигательных нервов (III, IV, VI пары) сопровождают ряд патологических состояний, например сдавление и отек головного мозга. Зоны чувствительной иннервации, обеспечение функции жевательных и височных мышц определяет тройничный нерв (V пара).

Таким образом, определение симптомов поражения черепных нервов и умение выявлять их является основой топической диагностики заболеваний нервной системы.

2. Цель:

· обучение студентов основам топической диагностики поражения I–VI пар черепных нервов, методике исследования их функций, распознанию симптомов поражения среднего мозга (альтернирующие синдромы).

3. Задачи:

Студент должен знать:

· топографическую анатомию ствола головного мозга;

· анатомию и физиологию I–VI пары черепных нервов;

· синдромы поражения разных отделов ствола головного мозга.

Студент должен уметь:

· исследовать функции обонятельного нерва (I пара);

· исследовать функции зрительного нерва (II пара);

· исследовать функций глазодвигательных нервов (III, IV, VI пары);

· исследовать функции тройничного нерва (V пара);

· распознавать альтернирующие синдромы среднего мозга.

Студент должен владеть:

· методикой специального опроса и обследования пациентов с поражением I–VI пар черепных нервов и среднего мозга.

4. Основные учебные вопросы (план)

· Анатомия I, II, III, IV, V, VI пар черепных нервов.

· Методы исследования функции I–VI пар черепных нервов.

· Синдромы поражения I–VI пар черепных нервов.

· Альтернирующие синдромы среднего мозга.

5. Вспомогательные материалы по теме:

· таблицы и схемы строения нервной системы;

· муляж головного мозга, макеты черепа и позвоночника, муляжи топических срезов головного и спинного мозга;

· наборы учебных рентгенограмм, компьютерных, рентгеновских и магниторезонансных томограмм пациентов с поражением I–VI пары черепных нервов;

· наборы учебных таблиц по I–VI парам черепных нервов;

· приспособления и наборы для исследования неврологического статуса (набор для исследования обоняния и вкуса, камертоны, шпатели, пипетки, неврологические молоточки, иглы);

· методические рекомендации для студентов по общей неврологии;

· учебные задачи для студентов по курсу частной неврологии;

· тексты лекций по общей и частной неврологии;

· учебно-методическое пособие к практическому занятию для студентов.

Материалы для контроля за усвоением темы

· Компьютерная программа для тестового контроля по анатомии и клинике черепных нервов.

· Ситуационные задачи по неврологии и нейрохирургии.

7. Задания для самоподготовки и УИРС

1. Диагностика офтальмоплегии при различных нозологических формах поражения глазодвигательных нервов.

2. Прозопалгии (лицевые боли).

3. Исследование функций глазодвигательных черепных нервов у пациентов, находящихся в коматозном состоянии.

Реферат занятия

Клиническая анатомия и физиология черепных нервов:

I пара –– обонятельный нерв (n. olfactorii)

Чувствительный нерв, обеспечивающий восприятие запахов. Клетки первых нейронов обонятельного пути располагаются в слизистой оболочке верхнего носового хода в области верхней раковины и носовой перегородки. Дендриты образуют рецепторы, а аксоны группируются в fila olfactoria, которые в виде тонких нитей входят через продырявленную пластинку решетчатой кости в полость черепа и заканчиваются в обонятельной луковице, где находятся тела вторых нейронов обонятельного пути. Аксоны вторых нейронов формируют обонятельный тракт и заканчиваются у клеток третьего нейрона в первичных обонятельных центрах. Аксоны третьих нейронов совершают частичный перекрест, проходят через fasciculus uncinatus et comissura anterior к корковому анализатору обоняния (парагипокамповой извилине) своей и противоположной стороны.

Одностороннее поражение обонятельных структур в полушариях головного мозга не дает симптомов выпадения обоняния. При раздражении коркового конца обонятельного анализатора возникают обонятельные галлюцинации. Аносмия чаще возникает при заболеваниях слизистой оболочки носа при ЛОР-патологии. Односторонняя аносмия может наблюдаться при опухоли базальных отделов лобной доли, вследствие компрессии обонятельной луковицы или обонятельного тракта.

Симптомы поражения:

Нарушение восприятия запаха –– аносмия (отсутствие обоняния).

Гиперосмия –– повышенное обоняние (чаще при истерии).

Паросмия –– извращенное ощущение запаха (шизофрения, поражение крючка парагиппокампальной извилины).

Обонятельные галлюцинации –– поражается крючок парагиппокампальной извилины.

Обонятельный нерв может служить входными воротами для криптогенных инфекций мозга и менингеальных оболочек.

Методика исследования: при помощи набора пробирок с ароматическими веществами (камфора, ментол, сосновый экстракт, одеколон, туалетное мыло) исследуют обоняние в отдельности с каждой стороны. Нельзя использовать вещества резко раздражающие слизистую носа (нашатырный спирт, уксусная кислота), которые одновременно воздействуют и на окончания тройничного нерва.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.