История развития анатомии и физиологии в Республике Беларусь — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития анатомии и физиологии в Республике Беларусь

2017-09-10 577
История развития анатомии и физиологии в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 1. Введение

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских работников.

Анатомия — это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Свое название получила от метода исследования – рассечения или препарирования (греч. anatemne – рассечение).

Физиология — (от греч. physis – природа, logos – учение) наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

В свою очередь из анатомии выделились гистология — учение о тканях и цитология — наука о строении и функции клетки.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

На современном этапе развития науки различают:

- Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

- Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

- Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия — строение тела человека в зависимости от возраста.

- Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

При изучении анатомии и физиологии, как и других биологических наук, необходимо исходить из целостности организма и его единства с внешней средой. Все органы в живом организме связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и представляют общую сложную систему. Имеет место также тесная связь между организмом и условиями его существования - внешней средой. По определению И. П. Павлова происходит постоянное приспособление деятельности организма к изменению окружающей среды, "уравновешивание между организмом и внешней средой".

 

Методы исследований

Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке.

В первую группу входят:

1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) — позволяет изучать. строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;

3) метод распиливания замороженных трупов — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;

4) метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;

5) инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
6) микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.

Ко второй группе относятся:

1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;

2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;

3) антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;

4) эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.

Методы физиологии.

Для исследования физиологических процессов используют:

1) наблюдение – применялось с первых шагов развития физиологии. При этом объект изучения обычно находится в естественных условиях без специальных воздействий на него.

2) эксперимент

Для исследования физиологических процессов обычно используют экспериментальные методы:

а) метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей. Использовался на ранних этапах развития физиологии.

б) фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов. Разработал Павлов.

в) метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок – катетеров – вводят различные лекарственные препараты.

г) метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы.

д) инструментальные методы – электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов. Данный метод широко применяется в физиологических исследованиях.

В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа (метод перфузии).

Острый эксперимент (кратковременный) предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.

Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложения фистул, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).

Метод перфузии. Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолированно от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа.

Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.

 

Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

Анатомическая терминология

В анатомии пользуются различными терминами для определения положения частей тела и органов. При этом условно принято рассматривать тело человека в вертикальном положении с опущенными руками и обращенными кпереди ладонями. Через тело проводят также условно взаимно перпендикулярные плоскости - сагиттальную, фронтальную и горизонтальную и оси - сагиттальную, поперечную и вертикальную. Сагиттальная плоскость проходит в переднезаднем направлении, фронтальная - параллельно поверхности лба и горизонтальная - параллельно линии горизонта. Сагиттальная плоскость, проводимая строго посредине тела и разделяющая его на две равные половины (правую и левую), называется срединной. Для тела человека характерна двубоковая симметрия: правая и левая половина тела являются похожими.

Наиболее распространенными общими анатомическими терминами, характеризующими положение органов по отношению к плоскостям и осям, являются следующие.

Верхний (superior) и нижний (inferior).

Клетки

Клетки живого организма обладают сложными функциями. Основными жизненными проявлениями клеток являются обмен веществ, раздражимость (свойство отвечать на изменение условий) и способность к размножению (делению). Сложность функций клеток определяет их строение и химический состав.

Клетки различимы, как правило, только под микроскопом (величина их измеряется в микронах). Растительные клетки имеют более или менее правильную, чаще прямоугольную, форму. Форма животных клеток разнообразна: они могут быть призматическими, отростчатыми, шаровидными и т. д. Общим в строении различных клеток является то, что каждая клетка (рис. 1) состоит из ядра и цитоплазмы с клеточной мембраной (оболочкой). Вещество клетки по своим физико-химическим свойствам представляет коллоидную систему, состоящую из сложных органических соединений - белков, жиров и углеводов, а также из воды и неорганических солей. Белки клетки образуют основу ее различных структур и определяют основные жизненные свойства клетки. Жиры вместе с белками входят в состав некоторых структур клетки, например клеточной оболочки и митохондрий, и являются энергетическим материалом. Углеводы служат источником значительной части энергии, необходимой для жизненных процессов клетки, и входят в состав многих биологически важных веществ, например ферментов. Вода находится в связанном состоянии с белками и другими органическими соединениями и вместе с неорганическими солями определяет физико-химические свойства вещества клетки как коллоида. Следует отметить, что соли в веществе клетки содержатся в определенных концентрациях и поддерживают постоянство осмотического давления внутри клетки.

Важным компонентом клетки являются ферменты, или энзимы - вещества белковой природы, выполняющие роль биологических катализаторов. Выделено большое количество ферментов, каждый фермент принимает участие в определенной химической реакции. Под влиянием этих ферментов все химические обменные процессы в клетках происходят с удивительной быстротой и последовательностью.

Исследованиями последнего времени подробно изучены химическая структура и роль так называемых нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК). ДНК содержится только в ядре клетки, РНК имеется как в ядре, так и в цитоплазме. С наличием ДНК связано воспроизведение самих нуклеиновых кислот, рибонуклеиновая кислота (различают несколько видов РНК) участвует в синтезе белков. В живой клетке белки и другие органические вещества не сохраняются неизмененными, они непрерывно разрушаются и создаются вновь. При этом между клеткой и окружающей ее средой происходит постоянный обмен веществ.

Цитоплазма. Цитоплазма по объему составляет обычно большую часть клетки. В состав цитоплазмы входит до 20% белков, около 80% воды и 1 - 3% других веществ (жиры, углеводы, соли). С помощью обычного и особенно электронного микроскопа установлено, что в цитоплазме имеется сложная система различных тонких структур. Одни из них обнаруживаются постоянно и называются органоидами клетки. К числу органоидов относятся эндоплазматическая сеть (эргастоплазма), рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр и другие образования.

Эндоплазматическая сеть представлена мембранами, образующими канальцы и полости, по которым происходит передвижение веществ внутри клетки. Рибосомы располагаются на мембранах эндоплазматической сети и имеют форму мельчайших (субмикроскопических) телец; в них происходит синтез белков.

Митохондрии представляют крошечные тельца длиной около 1,5 μ; они имеют сложное субмикроскопическое строение и содержат ферменты, при участии которых протекают химические реакции, обеспечивающие клетку энергией. Одновременно в митохондриях синтезируются вещества, содержащие запасы энергии; главным из них является аденозин-трифосфорная кислота.

Лизосомы разнообразны по своей форме и величине, они содержат ферменты, которые переваривают различные вещества, поступающие в клетку, в том числе инородные частицы органической природы.

Клеточный центр состоит из одного или двух мелких Зерен (центриоли), окруженных ободком цитоплазмы, и принимает участие в процессе деления клетки. Помимо органоидов, в цитоплазме могут быть и непостоянные включения, появляющиеся при некоторых физиологических состояниях клетки (например, зерна пигмента в клетках эпителия кожи при загаре).

Клетки специализированных тканей имеют также особые структуры, связанные со специфическими функциями этих клеток (например, сократительные миофибриллы в мышечных клетках).

 


Рисунок 2. Схема строения клетки.

 

Клеточная мембрана (оболочка), отделяющая цитоплазму от окружающей среды у животных клеток, очень тонкая. Она выполняет механическую защитную роль и регулирует поступление в клетку нужных для нее веществ и удаление из клетки продуктов обмена. Клеточная мембрана связана с мембранами эндоплазматической сети.

Ядро. Ядро находится обычно в центре клетки, имеет сравнительно постоянную, чаще шаровидную или овальную форму. Вокруг ядра, отделяя его от цитоплазмы, находится пронизанная отверстиями (порами) ядерная оболочка. Через эту оболочку происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой. До 95% веса ядра составляют белки и нуклеиновые кислоты, т. е. вещества, без которых жизнь невозможна. Каждое ядро содержит 1 - 2 ядрышка; в них происходит синтез нуклеиновых кислот. Важнейший компонент ядерного вещества составляют хромосомы, которые выявляются в делящихся клетках. Хромосомы состоят из белковой основы и ДНК. Количество хромосом у каждого вида организмов строго постоянно (у человека 23 пары). С хромосомами связана наследственная информация (передача наследственных свойств организма). Исследованиями последних лет установлено, что генетически функциональным веществом в хромосомах является дезоксирибонуклеиновая кислота.

Межклеточное вещество. В организме, кроме клеток, имеется межклеточное вещество, которое не имеет клеточного строения. Межклеточное, или промежуточное, вещество, как о том говорит само название, располагается между клетками. Строение межклеточного вещества разнообразно и зависит от функций той ткани, в состав которой оно входит. Наиболее развито межклеточное вещество в группе соединительных тканей, особенно в таких, которые выполняют в организме механическую функцию. В межклеточном веществе различают волокнистые структуры и однородное основное вещество. Различные волокна мало упругие, клейдающие (коллагеновые) и хорошо растяжимые, эластические - располагаются в основном веществе; волокна как бы впаяны в него. Всем этим видам межклеточного вещества, как и клеткам, присущ обмен веществ. Как и клетки, эти структуры развиваются, стареют, разрушаются и вновь образуются в организме. Межклеточное вещество существует в организме только по взаимосвязи с клетками.

 

Организм как целое

Организм представляет единую систему. В сложном организме клетки и межклеточное вещество образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединены в системы. Все клетки, ткани, органы и системы органов тесно связаны друг с другом и взаимно друг на друга влияют.

В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиляцию) и распад органических веществ (диссимиляцию).

В клетках и тканях происходит постоянное расщепление сложных веществ, входящих в их состав, на более простые. Одновременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, постоянно поступающих в клетки и ткани извне. Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет которой совершаются все процессы в органах и тканях (сокращение мышц, работа сердца, мозга и т. д.), в том числе и ассимиляция.

В процессе жизнедеятельности организма, в основе которой лежит обмен веществ, устанавливается тесная связь и взаимодействие между различными органами и системами органов. Рассмотрим это положение на примере скелетной мышцы. В мышце, как и в других органах, происходит обмен веществ. Поэтому необходимо постоянное поступление питательных веществ и кислорода, которые доставляются кровью по кровеносным сосудам. В свою очередь в кровь эти питательные вещества поступают из пищеварительной системы, а кислород - из дыхательной системы (через легкие). Образующиеся в процессе обмена продукты распада из мышц поступают в кровь, доставляются в органы выделения и через них выводятся наружу. Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращениям сердца, работа которого, как и других органов регулируется нервной системой и т. д.

Взаимосвязь между различными системами органов проявляется и в согласованном изменении их деятельности. Усиление деятельности одного органа или системы органов сопровождается изменениями и в других системах. Так, во время физической работы резко возрастает обмен веществ в мышцах, что приводит к согласованному изменению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем органов.

Зависимость между отдельными органами и всем организмом выявляется при заболеваниях. Патологические изменения в том или ином органе отражаются на других системах органов. Из принципа целостности организма вытекает положение о том, что заболевания различных органов нужно рассматривать не только как местное нарушение, а как болезненное состояние всего организма.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение терминам «анатомия» и «физиология».

2. Расскажите об известных ученых Беларуси в области анатомии и физиологии.

3. Какие методы исследования применяются в анатомии.

4. Какие методы исследования применяются в физиологии.

5. Назовите наиболее распространенные анатомические термины.

6. Расскажите о строении животной клетки.

7. Дайте понятие об органе и системе органов.

8. Организм как целое.

9. Понятие о регуляции функций организма.

 

Лекция № 1. Введение

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских работников.

Анатомия — это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Свое название получила от метода исследования – рассечения или препарирования (греч. anatemne – рассечение).

Физиология — (от греч. physis – природа, logos – учение) наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

В свою очередь из анатомии выделились гистология — учение о тканях и цитология — наука о строении и функции клетки.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

На современном этапе развития науки различают:

- Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

- Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

- Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия — строение тела человека в зависимости от возраста.

- Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

При изучении анатомии и физиологии, как и других биологических наук, необходимо исходить из целостности организма и его единства с внешней средой. Все органы в живом организме связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и представляют общую сложную систему. Имеет место также тесная связь между организмом и условиями его существования - внешней средой. По определению И. П. Павлова происходит постоянное приспособление деятельности организма к изменению окружающей среды, "уравновешивание между организмом и внешней средой".

 

Методы исследований

Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке.

В первую группу входят:

1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) — позволяет изучать. строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;

3) метод распиливания замороженных трупов — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;

4) метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;

5) инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
6) микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.

Ко второй группе относятся:

1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;

2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;

3) антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;

4) эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.

Методы физиологии.

Для исследования физиологических процессов используют:

1) наблюдение – применялось с первых шагов развития физиологии. При этом объект изучения обычно находится в естественных условиях без специальных воздействий на него.

2) эксперимент

Для исследования физиологических процессов обычно используют экспериментальные методы:

а) метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей. Использовался на ранних этапах развития физиологии.

б) фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов. Разработал Павлов.

в) метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок – катетеров – вводят различные лекарственные препараты.

г) метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы.

д) инструментальные методы – электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов. Данный метод широко применяется в физиологических исследованиях.

В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа (метод перфузии).

Острый эксперимент (кратковременный) предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.

Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложения фистул, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).

Метод перфузии. Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолированно от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа.

Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.

 

История развития анатомии и физиологии в Республике Беларусь

Развитие анатомической науки в Беларуси тесно связано с открытием в 1921 г. медицинского факультета в Белорусском государственном университете. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С. И. Лебедкин, который возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института с 1922 по 1934 г. Главным направлением его исследований были изучение теоретических основ анатомии, определение взаимоотношений между формой и функцией, а также выяснение филогенетического развития органов человека. Свои исследования он обобщил в монографии "Биогенетический закон и теория рекапитуляции", изданной в Минске в 1936 г. Вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов посвящены исследования известного ученого Д. М. Голуба, академика АН БССР, который возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 г. За цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы и реиннервации внутренних органов Д. М. Голубу в 1973 г. присуждена Государственная премия СССР.

Последние два десятилетия плодотворно разрабатывает идеи С. И. Лебедкина и Д. М. Голуба профессор П. И. Лобко. Основной научной проблемой коллектива, который он возглавляет, является изучение теоретических аспектов и зако-номерностей развития вегетативных узлов, стволов и сплетений в эмбриогенезе человека и животных. Установлен ряд общих закономерностей формирования узлового компонента вегетативных нервных сплетений, экстра- и интраорганных нервных узлов и др. За учебное пособие "Вегетативная нервная система" (атлас) (1988) П. И. Лобко, С. Д. Денисову и П. Г. Пивченко в 1994 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.

Целенаправленные исследования по физиологии человека связаны с созда-нием в 1921 г. соответствующей кафедры в Белорусском государственном университете и в 1930 г. в МГМИ. Здесь изучались вопросы кровообращения, нервные механизмы регуляции функций сердечно-сосудистой системы (И. А. Ветохин), вопросы физиологии и патологии сердца (Г. М. Прусс и др.), компенсаторные механизмы в деятельности сердечно-сосудистой системы (А. Ю. Броновицкий, А. А. Кривчик), кибернетические методы регуляции кровообращения в норме и патологии (Г. И. Сидоренко), функции инсулярного аппарата (Г. Г. Гацко).

Систематические физиологические исследования развернулись в 1953 г. в Институте физиологии АН БССР, где было взято оригинальное направление на изучение вегетативной нервной системы.

Значительный вклад в развитие физиологии на Беларуси внес академик И. А. Булыгин. Свои исследования он посвятил изучению спинного и головного мозга, вегетативной нервной системы. За монографии "Исследования закономерностей и механизмов интерорецептивных рефлексов" (1959), "Афферентные пути интерорецептивных рефлексов" (1966), "Цепные и канальцевые нейрогуморальные механизмы висцеральных рефлекторных реакций" (1970) И. А. Булыгину в 1972 г. присуждена Государственная премия БССР, а за цикл работ, опубликованных в 1964-1976 гг. "Новые принципы организации вегетативных ганглиев", в 1978 г. Государственная премия СССР.

Научные исследования академика Н. И. Аринчина связаны с физиологией и патологией кровообращения, сравнительной и эволюционной геронтологией. Он разработал новые методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.

Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

Анатомическая терминология

В анатомии пользуются различными терминами для определения положения частей тела и органов. При этом условно принято рассматривать тело человека в вертикальном положении с опущенными руками и обращенными кпереди ладонями. Через тело проводят также условно взаимно перпендикулярные плоскости - сагиттальную, фронтальную и горизонтальную и оси - сагиттальную, поперечную и вертикальную. Сагиттальная плоскость проходит в переднезаднем направлении, фронтальная - параллельно поверхности лба и горизонтальная - параллельно линии горизонта. Сагиттальная плоскость, проводимая строго посредине тела и разделяющая его на две равные половины (правую и левую), называется срединной. Для тела человека характерна двубоковая симметрия: правая и левая половина тела являются похожими.

Наиболее распространенными общими анатомическими терминами, характеризующими положение органов по отношению к плоскостям и осям, являются следующие.

Верхний (superior) и нижний (inferior).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.