Краткая история клинической психологии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Краткая история клинической психологии

2017-08-23 394
Краткая история клинической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что предшествовало появлению специальности кли­нического психолога, которую мы описали в этих кратких примерах? Что объединяет всех представи­телей данной профессии? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны провести обзор основных ис­торических событий и тех тенденций, которые сфор­мировали этот раздел психологии.

Хотя профессия клинического психолога суще­ствует не более ста лет, ее исторические корни ухо­дят далеко в историческое прошлое, о чем свидетель­ствует рис. 1.1. Люди, жившие в древней Греции и Индии, средневековом Лондоне и колониальной Америке, сталкивались, как и наши современники, с проблемами адаптации к социальной среде и труд­ностями личного характера. Наследственные факто­ры и столкновение с внешними опасностями с пер­вых дней жизни вызывали у первобытного человека предрасположенность к расстройствам и стрессам. В каждой культуре существуют традиционные спо­собы преодоления психологических трудностей; при этом, как правило, прибегают к помощи особых лю­дей, которые играют ту же роль, что и современные психологи или представители специальностей, свя­занных с психическим здоровьем населения (Frank & Frank, 1991). Дельфийский оракул в Древней Гре­ции*(,* Оракул — место, обыкновенно в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, а также само прорица­ние божества. Оракулы давались в различных формах: при помощи жребия, знамений, снов, в форме изречений. Суще­ствование оракулов было во многом обусловлено культом Аполлона — важнейшего бога-прорицателя. В Греции и Малой Азии Аполлону принадлежало множество храмов. Однако Дельфы на протяжении веков были центром религиозной жизни античного мира. Дельфийский оракул давал информацию по культовым вопросам, устанавливал иску­пительную кару при очищении от пролитой крови, выска­зывал советы по законодательству, прорицал возможные будущие политические события. — Прим. ред.)

старейшины-прорицатели индейских племен, знахари в Центральной Африке, священники и пас­торы в течение многих веков помогали людям при­нимать решения о том, каким образом поступать

в тех или иных ситуациях, как воспринимать неумо­лимые требования окружающей среды и как можно изменить «неадекватные» психологические установ­ки и формы поведения. Даже в наши дни некоторые люди, испытывая трудности, предпочитают обра­щаться за консультацией к астрологу или предска­зателю, а не к клиническому психологу или друго­му представителю профессиональных служб. Каж­дый человек усваивает определяемые культурой представления и нормы, и клиницисту при работе с людьми необходимо принимать во внимание эти факторы.

Идеи, легшие в основу клинической психологии, восходят к античному миру и отражены в древних письменных текстах. Как показано на рис. 1.1, древнегреческие философы развивали научные взгляды на мир, включая исследование человечес­кой природы. Аристотеля (родившегося в 384 г. до н. э.) считают первым психологом. Слово «психо­логия» происходит от двух греческих слов: psyche (дуновение, душа, источник жизни) и logos (речь, слово, причина), однако использование этого сло­ва в качестве названия науки, безусловно, имело место лишь много веков спустя. Гиппократ (родив­шийся в 460 г. до н. э.) впервые применил медицин­ский подход к аномальным психическим феноме­нам, и этот подход постепенно вытеснил бытовав­шие ранее метафизические и демонологические концепции. (Более подробное описание биографий ученых, указанных на рис. 1.1, см. в книге Sargent & Mayman, 1959.) Научные представления о чело­веческой природе с течением веков неоднократно переживали периоды взлетов и падений, но никог­да полностью не исчезали с горизонта культуры. Даже в XV-XVI вв., в разгар инквизиторских про­цессов над ведьмами, находились просвещенные люди, которые выступали против господствовавше­го мировоззрения своей эпохи.

I. Период раннего развития

В конце XIX в. в Европе и Америке психология по­лучила признание как самостоятельная наука. Три со­циальных фактора, вызвавшие значительные измене­ния в жизни общества, сделали признание психоло­гии как науки возможным и необходимым. Первым из этих факторов явилась промышленная революция, под воздействием которой возрос поток семей пере­селенцев и происходило формирование нового скла­да бюрократических и межличностных взаимоотноше­ний во многих сферах общественной жизни. Второй фактор связан с развитием науки и возрастающим до­верием к ней, благодаря чему наука стала двигателем человеческого прогресса. Третьим фактором явился новый взгляд на человеческую природу, пробудив­ший, в дополнение к рационализму и гедонизму XVIII в., интерес к романтизму и мистицизму, к при­митивным и иррациональным аспектам психики, ка­ковым является, например, гипноз.


Первая психологическая лаборатория была осно­вана Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в 1879 г., а первые практические приложения количественных и статистических измерений к психическим харак­теристикам людей, свидетельствовавшие о возрос­шем влиянии науки, были предприняты в 1880-х гг. Фрэнсисом Голтоном. В то же самое время Уильям Джеймс в США исследовал другие аспекты психо­логии, формируя философские понятия, укрепляв­шие позиции научного подхода. Зигмунд Фрейд на­чал свою психотерапевтическую практику в Вене и в 1900 г. опубликовал одну из первых своих книг «Толкование сновидений*, которая вызвала большой интерес к психологическим аспектам психиче­ских заболеваний и их клиническому пониманию.

Термин «клиническая психология» был введен научный лексикон Лайтнером Уитмером, амери­канским учеником Вундта. Уитмер основал первую психологическую клинику, которая была открыта ври университете Пенсильвании в 1896 г. Уитмер отстаивал необходимость тщательного обследования пациентов, которое нужно проводить до начала лечения, и был глубоко предан своей еще только за­рождающейся профессии (McReynolds, 1996). Его работа с детьми из беднейших кварталов Филадель­фии явилась одним из первых примеров профилак­тической терапии. Вскоре круг клинических психо­логов значительно расширился, а психиатрические клиники стали включать в свой штат психологов, а также работников различных социальных служб.


Лайтнер Уитмер (1867-1956) в мантии академика. Именно Уитмер основал первую психологическую:линику, ввел в научное обращение термин «клиниче­ская психология» и стоял у истоков этой дисциплины

Начало XX в. явилось бурным периодом реформ, связанных с появлением новых идей, перспектив развития науки и новых технологий. Большинство людей верили в научный прогресс и надеялись, что психология во многом сможет ему содействовать. В США и некоторых других странах появились за­коны, ограничивавшие детский труд и предоставляв­шие женщинам право голоса; изменились налоговая.• правовая системы.

 

Бывший пациент психиатриче­ской клиники Клиффорд Бирс (Clifford Beers) напи­сал книгу «Разум, нашедший себя» (The Mind That Found Itself, 1908), в которой дал научное описание своего заболевания. Позднее Бирс основал первое.

Общество психогигиены. В этот же период влиятель­ные психологи — Фрейд, Макдаугал, Дьюи, Адлер, Юнг, Уотсон и другие исследователи — публикуют важнейшие из своих работ. В этих работах были за­ложены основы концептуальных систем, объединяв­ших вокруг себя различных ученых. Психология разделилась на несколько отдельных школ, которые полемизировали друг с другом по многим существен­ным вопросам. Острейший и наиболее глубокий из этих теоретических конфликтов, сохранивший свою актуальность и до наших дней, связан с ответом на вопрос: считать ли психологию наукой о сознании или наукой о поведении. Лишь спустя многие десятилетия возникли тенденции к синтезу различных концепций. Сейчас большинство ученых соглашаются с тем, что психология — это наука о человеческом опыте (experience) — понятии более общем по сравнению с понятием сознания (mind), и человеческой деятельно­сти (action) — понятии более общем по сравнению с понятием поведения (behavior). Мы надеемся, что клиническая психология поможет людям добиться заметных улучшений в сфере мышления, практичес­кой деятельности и в эмоциональной сфере.

В 1900-1920-е гг. изменились методы и инструмен­ты, которыми пользовались психологи и специали­сты других гуманитарных служб. Наиболее важную роль среди них приобрел тест интеллекта (in­telligence test), имевший большое значение не только потому, что обеспечивал научный подход к измере­нию основных личностных характеристик, но также потому, что на его основе были созданы разнообраз­ные методы оценок, которые используются и совер­шенствуются и в наши дни. Работа Бине (Binet), в которой описывалась первая шкала интеллекта, была опубликована в 1905 г. Вскоре в Европе и США по­явились переводы этой работы и отзывы на нее, а сама шкала и ее модификации стали использоваться на практике. В период Первой мировой войны амери­канские психологи разработали групповые тесты ин­теллекта, явившиеся результатом развития ориги­нальных идей Бине в новых направлениях. Первая серия этих тестов (серия: Армейский тест Альфа, Army Alpha) позволяла успешно тестировать детей и взрослых как индивидуально, так и в группах. Вторая серия (серия: Армейский тест Бета, Army Beta) пред­ставляла собой невербальные тесты, которые могли использоваться для тестирования групп испытуемых, не знавших английского языка или не умевших пи­сать. В 1920-е гг. психологи ввели в научный обиход понятия надежности (reliability), валидности (va­lidity) и сформулировали нормы, определившие об­щие принципы тестирования.

В начале XX в. появились также личностные тес­ты. В 1904 г. Юнг предложил тест словесных ассо­циаций для исследования сферы бессознательного. В 1917 г., когда другие психологи работали над тес­тами интеллекта, Вудворт (Woodworth) составил вопросник, названный им «Таблица личностных данных» (Personal Data Sheet), который использо­вался для выяснения характера психических откло­нений у призывников. Этот инструмент исследова­ния личности стал первым из многочисленных личностных вопросников. Именно в эти годы клиничес­кая психология была признана как самостоятельная дисциплина. Хотя в 1892 г. была организована Аме­риканская психологическая ассоциация (American Psychological Association), в которую входило 30 че­ловек (сейчас она объединяет более 100 000 чело­век), до 1919 г. в ее рамках не существовало секции клинической психологии. В 1907 г. Уитмер подгото­вил первый выпуск журнала «Психологическая кли­ника» (The Psychological Clinic), который появился вскоре после основания в 1906 г. «Журнала абнормальной психологии» (Journal of Abnormal Psycho­logy). Фотография обложки первого выпуска «Пси­хологической клиники» приводится в модуле (встав­ке) 1.1. Во многом именно благодаря деятельности Уитмера современные психологи имеют возмож­ность входить в профессиональные организации и публиковать статьи, в которых излагают свои точки зрения на проблемы клинической психологии

 

II. Период консолидации

Двадцатые-тридцатые годы явились периодом стре­мительного роста количества научных исследований, накопления психологических научных знаний и фор­мирования стандартной структуры психологических служб. В сфере идей и концепций доминировала пси­хоаналитическая школа Фрейда, хотя Адлер, Юнг и другие «диссиденты», отколовшиеся от этой школы, также имели своих последователей. Бихевиористские идеи Джона Уотсона оказывали значительное влия­ние на научные психологические исследования, хотя в области клинической психологии это влияние про­явилось несколько позже.

Однако клиническая практика того времени была лишь отдаленно связана с теоретической психологи­ей. Деятельность большинства клиник, в которых работали клинические психологи, была сосредоточе­на на проблемах детской психологии, в то время как господствовавшие тогда теории личности касались преимущественно психологии взрослого человека. Вслед за открытием первой Детской консультацион­ной клиники (Child guidance clinic) Уильямом Хели в Чикаго в 1909 г. появилось много подобных меди­цинских учреждений. В их штат входила терапевти­ческая группа, состоявшая из психиатра (он являл­ся руководителем группы), психолога и работника социальной службы, за каждым из которых закреп­лялись строго определенные обязанности. Психолог занимался тестированием детей, проводил интервью и помогал в разрешении проблем, связанных со вза­имоотношениями в школе. Психологов считали спе­циалистами преимущественно в области образова­ния, а не медицины. Психотерапией занимались лишь немногие специалисты того времени, за исклю­чением тех, кто прошел практическую подготовку в области психоанализа и имел возможность вести частную практику с кредитоспособными взрослыми людьми, платившими за лечение крупные суммы. К тому же в США для получения лицензии на откры­тие частной психоаналитической практики стали все чаще и чаще требовать получения медицинской

степени, несмотря на то, что Зигмунд Фрейд возражал против этого ограничения (Freud, 1950).

Командная работа клинических специалистов не вызывала особых трений между ними, отчасти, ве­роятно, потому, что большинство клинических пси­хологов того времени имели ученую степень магис­тра, и лишь немногие из них имели ученую степень доктора*.(Ученая степень магистра, промежуточная между ученой степенью бакалавра и доктора, присваивается после годич­ного обучения в аспирантуре или интернатуре. Степень доктора позволяла вести частную практику. — Прим. ред.

Вследствие этого они рассматривали себя скорее как технический персонал, а не как независимых практикующих специалистов. Однако такая органи­зация зарождающейся профессии таила в себе ряд проблем, особенно остро вставших на повестку дня в 40-50-е гг., когда уровень подготовки клинических психологов в США резко возрос и возникло значи­тельное пересечение функций психиатров и психо­логов.

Серьезные изменения произошли во время и не­посредственно после Второй мировой войны. Амери­канские психологи принимали активное участие в работе военных госпиталей, где проходили лечение многие ветераны. Теперь психологи чаще работали со взрослыми, чем с детьми, и вынуждены были за­ниматься психотерапией столь же часто, как и тес­тированием или консультированием. Деятельность клинических психологов становилась все более тес­но связанной уже не столько с обучением, как это на­блюдалось в предшествующие десятилетия, сколько с медициной. Во время войны для любого человека, имевшего хоть какое-то психологическое образова­ние, находилось очень много работы, но теперь пси­хологи, выполнявшие те же обязанности, что и пси­хотерапевты, не хотели мириться с более низким статусом. Этот конфликт стал особенно острым в послевоенные годы и отчасти не устранен до сих пор.

В 1930-е гг. возникла и другая группа психологов, считавших психологию прикладной и практической дисциплиной, которые попытались открыть кон­сультативные студенческие центры при университе­тах и колледжах. Это движение возглавлял универ­ситет Миннесоты. Здесь конфликта с медиками и психиатрами с самого начала удалось избежать, по­скольку психологам отводилась роль организаторов всего терапевтического процесса. В течение военных и послевоенных лет консультирующие психологи значительно расширили сферу своей деятельности, сотрудничая с психотерапевтами и специалистами других медицинских профессий и предоставляя свои услуги взрослым людям, среди которых было много ветеранов и участников войны. Теперь консультиро­вание не ограничивалось только проведением тестов в школах и университетах и оказанием помощи в выборе профессии, но было связано также с терапи­ей и реабилитацией людей, страдавших от различных физических и психических проблем; таким об­разом, специальности психолога и психотерапевта все более перекрывались.

В 20-40-х гг. психологи разработали и ввели в практику много новых методов диагностики и тес­тирования. На основе оригинальных тестов Бине были разработаны многочисленные тесты, которые использовались в различных целях и для различ­ных групп людей. Появились новые личностные оп­росники, такие как Миннесотский многопрофиль­ный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI), полные версии кото­рого были опубликованы в 40-х гг. Широкое приме­нение получили новые техники исследования лич­ности, среди которых одной из наиболее популяр­ных стала проективная техника (projective technique). Использование этой техники базируется на предпо­ложении о том, что в интерпретации субъектом нео­днозначных или неопределенных стимулов находит отражение бессознательная психическая деятель­ность и структура личности индивида. Эта идея осо­бенно импонировала психологам, придерживающим­ся психоаналитической ориентации, и привержен­цам психодинамического подхода*.(* Психодинамический подход берет начало от методов и принципов психоанализа, исходящего из динамического по­нимания психических явлений «как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенден­ций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга» (3. Фрейд). - Прим. Ред)

Проективный тест Роршаха, включавший анализ 10 чернильных пятен, до сих пор является одним из наиболее популярных и широко используемых тес­тов, в основе которых лежит психодинамический под­ход. Разработанный в процессе исследований лично­сти, проводившихся в Гарвардском университете, Тест тематической апперцепции (ТАТ, также проек­тивный тест), состоит из 20 картинок, изображающих различные сцены и жизненные ситуации, по каждой из которых испытуемый должен сочинить рассказ. Психологи разрабатывали также нейропсихологические тесты для диагностики различных типов когни­тивных изменений, связанных со структурными и функциональными нарушениями мозга. Кроме того, в этот период был разработан Опросник устойчивых профессиональных интересов (Strong Vocational In­terest Blank), при создании которого учитывались об­ширные данные многочисленных исследований, опи­сывавших различия между представителями разных профессий с точки зрения их склонностей, антипатий и предпочтений, касавшихся различных видов дея­тельности и условий труда.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.