Тема: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

2017-09-10 874
Тема: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Закрепить рассматриваемые на уроках общие понятия для живописи и музыки.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание).

Ø К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Ø К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд…» (слушание).

Ø В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит пьеса «Облака» из симфонического цикла «Ноктюрны» К. Дебюсси.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Это более, чем музыка, и выходя из концерта, не только не испытываешь разочарования, но напротив, чувствуешь себя точно окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов!» (Н.Я. Мясковский)

II. Сообщение темы урока.

— Ребята, сегодня мы с вами будем вновь говорить о том, что общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи. Существует такое направление в этих двух видах искусства, называемое импрессионизм, в котором они опять соприкасаются, и очень близко. Как раз этому и посвящён наш сегодняшний урок.

III. Работа по теме урока.

Художники-имрессионисты

— Когда в 1874 году группа непризнанных художников организовала наконец в Париже выставку своих работ, эта экспозиция была воспринята, словно разорвавшаяся бомба. Молодые художники не хотели писать так, как было принято в официальном искусстве — приторно и бездушно. Художники-импрессионисты старались передать природу, как она есть, а если сказать точнее, воспроизвести на холсте своё впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое мгновение жизни. Живописцы применяли особую технику беглых пятен- мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.

Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы. Не случайно уже знакомый вам Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена — то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подёрнутый туманной дымкой, то опутанный инеем. Клод Моне оставил несколько таких серий картин. Он 20 раз воспроизвел свои впечатления от собора в Руане. Меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах собор растворяется в переливах света и цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца скользят по башням и аркам собора, дробясь на тысячи оттенков. Руанцы именно таким видели свой знаменитый собор каждый день, но не замечали этого. Клод Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.

Музыканты-импрессионисты

— Создание многих пейзажных образов принадлежат композиторам-импрессионистам.

Живописность присутствует уже в названии произведений: «Шаги на снегу», «Лунный свет», «Туман», «Полевые цветы», «Паруса», «Игра воды», «Отражение».

Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики/тени. Более изысканными стали ритмы, более утонченными — тембры, более терпкими — гармонии. Возможности музыки оказались созвучными живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг другу.

Рассмотрите картины П. Синьяка «Гавань в Марселе», А. Море «Порт

Манем», П. Сезанна «Берег Марны» на стр. 171.

Какие чувства они у вас вызвали?

Заслушиваются ответы детей.

— Послушайте оркестровый ноктюрн Клода Амиля Дебюсси «Облака». Как звучит эта музыка? Какие краски использует композитор? (Музыка звучит спокойно, можно сказать — отрешенно. Инструмент, играющий главную тему, звучит немного холодновато, ощущение воздушности, легкости и высоты.)

Слушая «Облака» Дебюсси, мы как бы оказываемся вознесенными над рекой и рассматриваем однообразное унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии — масса красок, оттенков, переливов, мгновенных изменений. В составе оркестра нет «тяжёлых» инструментов. Звучат только струнные и деревянные духовые инструменты, да ещё английский рожок, исполняющий саму тему облаков.

В своём вокальном творчестве композиторы-импрессионисты останавливали выбор на таких произведениях, где так же ярко выражено красочное начало.

Работа с учебником

— Прочитайте стихотворение Поля Верлена, которое легло в основу романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд».

Чтение стихотворение учащимися вслух по желанию.

— Обратите внимание на то, что в стихотворении нет ни одного глагола, оно полностью состоит из назывных предложений. Движение как будто есть, но оно застыло, как на картинке: бег жеребят, кружева пены, парус над водой просто запечатлен раз и навсегда.

Прочитайте текст на стр. 175-176, одновременно слушая романс. Ребята, помогает ли К. Дебюсси своей музыкой глубже понять образы, созданные Полем Верленом и как ему это удаётся? (Романс К. Дебюсси придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит живость, движение, но это движение —изобразительно, оно как будто запечатлено. Аккомпанемент напоминает то ли бесконечные ограды, то ли кружева пены.

Музыка романса передаёт краски моря, запах морского ветра, лёгкость и воздушность простора, в конце романса звучат воскресные колокола, звон которых доносится как бы издалека и растворяется в лазурном пространстве.)

Природа оживает в сочинениях композиторов-импрессионистов во всей неповторимости, изменчивости, немеркнущей красоте. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.

Вокально-хоровая работа

— «Ничто по музыкальности не может сравниться с заходом солнца, — восхищался Дебюсси. — А море — это всё, что есть самого музыкального!»

Ведь оно может быть спокойным, дремлющим, обласканным лучами зари; может быть взволнованным, спорящим с порывами ветра; может быть бурным и коварным при бешеном шторме.

Разучивание песни «Ты слышишь, море», муз. Зацепина.

IV. Итог урока.

— Итак, что изображают своей музыкой и картинами импрессионисты? (Они изображают природу, каждое мгновение которой переменчиво, именно это мгновение и пытаются запечатлеть импрессионисты. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Шаги на снегу», «Лунный свет», «Туман», «Полевые цветы», «Паруса», «Игра воды», «Отражение»...)

V. Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» — стр. 28.

Урок 28

Тема: «Музыкальная живопись» сказок и былин.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.