Влияние духовной музыки на творчество — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Влияние духовной музыки на творчество

2017-09-10 472
Влияние духовной музыки на творчество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Ребята, прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова взяты из симфонии № 9 Л.В. Бетховена. Да-да, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя симфония — музыка инструментальная, которая написана для симфонического оркестра, но эта симфония особенная: чтобы показать мощь и единство людей, Бетховен в заключительной части вводит хор.

Обращение к церковным жанрам и текстам свидетельствовало об огромном влиянии духовной музыки на светское композиторское творчество. Это влияние обнаруживало себя и в таких далеких от литургической традиции жанрах, как опера, симфония, инструментальный концерт.

Звуковые образы древнерусского пения запечатлены в концертах и симфонических произведениях С.В. Рахманинова, в оперных сценах «Бориса Годунова» и «Хованщины» М.П. Мусоргского, «Псковитянки» Н.А, Римского-Корсакова.

Слушание музыкального произведения

— Откройте учебник на стр. 97, прочитайте текст. Как называл Н.А. Римский-Корсаков свою предпоследнюю оперу «Сказание о невидимом граде Китеже»? (Н.А. Римский-Корсаков называл свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» литургической.)

Что лежит в основе её сюжета? (В основе сюжета этой оперы лежат древние сказания о чудесном спасении города Китежа от нашествия татар, благодаря погружению под воды озера Светлояр. Вся музыка этой оперы как будто пропитана интонациями духовных песнопений, звоном колоколов, молитв, духовных стихов. Само действие оперы развивается скорее по законам литургии, нежели театрального спектакля.)

Прослушайте фрагмент из четвёртого действия этой замечательной оперы.

Далее проводится беседа о прослушанной музыке.

— Зарубежное хоровое искусство имеет те же истоки, что и русское—церковное пение.

Конечно, отличие проистекает из многих причин и прежде всего, из различия между православной и католической верами.

Об одной из отличительных особенностей мы с вами говорили на прошлом уроке. Что это за отличие? (Богослужение в православной церкви совершается «а капелла», то есть без музыкального сопровождения, о в католической под орган, либо другое инструментальное сопровождение.)

Страницы хоровых сочинении таких величайших мастеров хоровой музыки, как Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен озарены светом высокой веры в сосредоточение в христианских идеях всей мудрости и нравственности человечества. Освобождённость от всего житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры.

Работа с учебником

— Прочитайте стихотворение Максимилиана Волошина на стр. 99 рассмотрите фотографию внутреннего вида собора Сен-Шапель в Париже, рассмотрите репродукцию картины Клода Моне «Руанскйй собор в полдень», и вы поймёте, что церковная музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Прослушайте хорал Оивье Мессиана — выдающегося французского композитора, с именем которого связаны прекрасные страницы духовной музыки. Его фотографию вы увидите на стр. 100.

«Хорал» — немецкое слово, означающее хоровое песнопение. Мелодии хоралов отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни.

Слушание музыкального произведения.

— Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют «прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой манере, так называемым «открытым» звуком (показ).

В хоровой музыке выражен огромный диапазон художественных образов — христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы всего народа.

Есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у них собирательные: войско, крестьяне, народ и т.д. Собирательный, многоликий, многоголосный герой в опере поёт хором. Хор может быть с главными героями в полном согласии, поддерживая их во всем, а может и вступать с ними в конфликт.

Он может звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Порфирьевича Бородина, как торжественный гимн — в опере «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки (хор «Славься»).

Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.