И. Кант и критический поворот западной мысли — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

И. Кант и критический поворот западной мысли

2017-09-10 911
И. Кант и критический поворот западной мысли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иммануил Кант родился в 1724 в г. Кенигсберге, умер в 1804 г. там же. Происходил из семьи ремесленника, в которой было 12 детей. Поступил в Кенигсбергский университет, изучал математику, естественные науки и философию. Основные работы «Критика чистого разума» (1781 г.), «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» (1783 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.).

В университете г. Кенигсберга Кант провел всю жизнь, он остается верным ему до выхода в отставку (1801 г.) Его жизнь внешне бедна событиями. Отличаясь пунктуальностью, он достиг высочайшей упорядоченности в личной и общественной жизни (местные жители проверяли по нему часы). Кант любил проводить свободное время в кругу близких друзей, ценил компанию красивых и воспитанных женщин, но ни разу не был женат.

Творческую жизнь И. Канта можно разделить на два периода: докритический (по 1770 г.) и критический. В первый период интересы И. Канта носят ярко выраженный естественно-научный и натурфилософский характер. В это время им написан трактат «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой обосновывается космогоническая гипотеза, получившая название теория Канта – Лапласа.

Второй период связан с написанием работы «Критика чистого разума», которую он завершал целых 16 лет. Название этого периода «критический» призвано обозначить существо нового подхода Канта к задачам философии. Юм, Ньютон, Руссо оказали существенное влияние на Канта. Новый подход Канта состоит в исследовании условий возможности самих предметов философского интереса (познания, религии, морали) и критического догматизма.

Исходный пункт философии Канта удобнее всего пояснить той позицией, которую занял мыслитель в историческом споре рационалистов и эмпиристов. Кант попытался синтезировать эти два направления, удержав в своем синтезе то, что казалось ему истинным и, отклонив то, что казалось ему ложным.

Кант признал справедливость суждений эмпириков, утверждавших опытную природу нашего знания, но отклонил их идею о разуме как «о чистой доске», на которой лишь природа пишет свои письмена. «Путем самонаблюдения нетрудно убедиться в том, что в нашей душе нет чистых идей (например, причинности), свободных от всякого опытного содержания, от тех или иных конкретных причин и следствий», – считал он.

Вместо врожденных идей Кант вводит понятие об априорных формах созерцания и рассудка. Эти формы принадлежат субъекту, а не объекту. Они характеризуют структуру чувственного восприятия и рассудочного мышления и ни в коем случае не присущи вещам самим по себе. Однако эти формы не врожденные, так как это означало бы решение вопроса об их реальном происхождении, что, по Канту, превосходит наши возможности, опирающиеся на метод самонаблюдения или доказательство посредством разума. Бесспорно то, что общие формы познания и содержания нашей душевной жизни даны нам в единстве своего существования. Само название «априорный» взято Кантом из терминологии средневековой логики, где этим термином обозначался ход умозаключения от предыдущего к последующему. Термин употреблялся им в значении обуславливающего, определяющего начала (то есть формы созерцания или рассудка ответственны за организацию опытного содержания).

Формы познания
Данные опыта получили название апостериорных элементов нашего сознания, то есть они всегда оказываются «заключенными» в априорные формы. Процесс познания можно представить таким образом: акт познания – действие субъекта, как проявление его активности:

       
 
   

 


Рисунок 9 Общие формы познания у Канта.

И. Кант ограничил возможности человеческого разума. Если эмпирики и рационалисты считали, что познать можно все, то Кант ввел понятие «априорные формы чувственности и рассудка», он ограничил процесс познания. Теперь доступ к вещам самим по себе оказывается невозможным именно из-за этих форм, так как вещи в себе непознаваемы. Мы можем знать лишь мир явлений, но не то, что является в нем. В то же время явление – это не только данные опыта, но и формы познания, в котором они закреплены.

Таким образом, являющийся нам мир предстает в качестве целого, проникнутого законом и порядком, источником которых являются априорные формы познания. Как убедились эмпирики, всеобщность и необходимость нельзя вывести из опыта. Истоки законов мира, как он нам дан в опыте, заключены в самом нашем уме и потому, с точки зрения Канта, рассудок законодательствует в природе. Последнее необходимо понять не как произвол рассудка, но как видение природы под формой закона и закономерности.

Различие мира явлений и мира вещей позволяет И. Канту ввести важные для него категории «трансцендентального» и «трансцендентного». Трансцендентальный – имеющий признаки априорности. Трансцендентный – указывает на нахождение чего-либо за границами опыта.

 

Таблица 3. Априорные формы чувственности и рассудка

Пространство и время Категории: качества, отношения количества, модальности.
Природа их непонятна Обоснование априорного характера категорий и принципов, без которых нельзя осмыслить ни один предмет опыта.
Общие формы нашего созерцания (математика, геометрия, арифметика) базируются на пространстве и времени. В этом ограниченность рассудка – в опыте.  

 


Этим объясняется неизменность математических теорем. Поскольку формы пространства и времени будут всегда выражены объективно (как формы явлений), то математика приложима к любой части опыта, а потому, согласно Канту, мера научности знания измеряется степенью использования этим знанием математики.

В третьей части «Критики чистого разума» философ отвечает на вопрос: «Как возможна метафизика?» В составе человеческого познания мы обнаруживаем склонность к объединению рассудочных операций под формой идеи. Каковы же априорные идеи чистого разума? По Канту их три: душа, мир, Бог. Они лежали в основе естественного стремления к объединению всего нашего познания, подчиняя его единым целям. В этом смысле они обладают априорным характером. Вместе с тем, в отличие от категорий рассудка, идеи имеют отношение не к содержанию опыта, а к чему-то, лежащему за пределами всякого опыта. По отношению к рассудку идеи разума выступают, таким образом, как обозначение, в сущности, никогда не достижимой задачи; средством познания чего-либо, лежащего за пределами опыта, они стать не могут. Ведь из факта существования этих идей в нашем уме отнюдь не следует факт их действительного существования.

Идеи разума имеют исключительно регулятивное значение, и науки, которые сделали своим предметом изучение Души, мира и Бога с помощью разума, столкнулись с проблемой: насколько можно познать мир при помощи разума?

 

Основные разделы Метафизики:

1) рациональная психология (наука о душе);

2) рациональная космология (учение о мире в целом);

3) рациональная теология (учение о Боге).

Методы метафизических наук ведут к антиномиям; то есть мы с одинаковым успехом можем доказать прямо противоположные утверждения (например, ограниченность и бесконечность пространства мира во времени, бытие Бога и его отсутствие).

Метафизика не может быть наукой. Предмет познания – за пределом опыта, а потому – достоверность знания невозможна.

Возможно ли представить их себе непротиворечивым образом? Такая возможность открывается нам не на путях научного познания, но лишь с помощью практического разума, то есть на почве нравственности.

Третий предмет исследования «Критики» Канта – практический разум, то есть мораль. Это сфера действия человеческой воли, направленная на овладение реальностью. Здесь Кант должен выявить: «Что есть чистый практический разум», а это в свою очередь позволит очертить его сферу. Практический разум действует в сфере ноуменов, а теоретический – в сфере феноменов. В этом смысле Кант возвышает веру над разумом, отдавая ей пальму первенства.

Источник морального действия заключен в законе, в этом по Канту состоит автономность морали. Поступки человека лишены такой чистоты. Морален поступок тогда, когда обусловлен действием морального закона, автономного по своей природе. Этот моральный закон – категорический императив Канта. Императив – объективный практический принцип, значимый для всех. Кант выделяет два вида принципов:

– гипотетический ( предполагает цель, ради которой следует действовать. «Если хочешь что-то, то действуй таким-то образом»);

– категорический ( волевая направленность принципа существует независимо от цели, он обусловлен собственным законом. Этот закон применим для всех людей, во всякое время, во всяком месте. «Поступай согласно максиме, которая вто же время сама может стать всеобщим законом». «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и не относись к нему как средству…»).

И. Кант утверждал, что человек обладает свободой воли, бессмертием души, и существование бога обязано своей действительностью моральному закону, и в этом смысле религия основана на морали.

Само существование Бога необходимо потому, что добродетель в мире, подчиненном механической причинности, никогда не будет увенчана счастьем, и справедливость, требующая воздаяния добродетели, свидетельствует о существовании интеллигибельного мира с всесильным Богом, воздающим по заслугам.

 

Философия права И. Канта

1) Центральным понятием являлась категория «свободы» – это независимость человека от принуждающего произвола кого бы то ни было;

2) это единичное первоначальное право, присущее каждому человеку, так как он – часть человеческого рода;

3) право должно основываться на свободе, лишь в ней человек находит свое абсолютное самосознание. (Исходя из понятия свободы, И. Кант определяет, что право относится только к внешним отношениям между людьми);

4) право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы;

5) естественное право разделяется на частное (регулирует отношения индивидов как собственно гражданское право) и публичное (определяет отношения между людьми, объединенными в государство, как членами единого целого);

6) основные обязанности права, которые вытекают из анализа понятия свободы, определяются необходимостью обеспечить для гражданского общества реализации следующих принципов:

- свободу каждого члена как человека;

- равенство его с каждым другим подданным;

- самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

7) важную роль играет законность: ее нет во внутренней области человеческого духа. Законность играет большую роль во внешней сфере действия человека, для которой необходимы правовое регулирование и защита со стороны государства;

8) государство устанавливается через первоначальный договор между людьми, где каждый отказывается от своей внешней свободы, чтобы получить ее вновь под эгидой государства при определенной роли права;

9) законодательная, исполнительная и судебная власть должны быть разделены. Законодательная власть является верховной и должна принадлежать воле народа. Судебная власть должна находиться в руках присяжных – представителей, назначенных самим народом;

10) формы властвования, основывающиеся на различии субъектов верховной власти, можно разделить на:

- автократию – власть одного;

- аристократию – власть некоторых;

- демократию – власть всех.

Историческая заслуга И. Канта в исследовании философии права состоит в выявлении многочисленных взаимосвязей между правом и моралью, свободой воли человека и необходимостью государственного принуждения, а также в выявлении источника происхождения различных видов права.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.