Развитие идей философии права у стоиков и эпикурейцев — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развитие идей философии права у стоиков и эпикурейцев

2017-09-10 482
Развитие идей философии права у стоиков и эпикурейцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определенное развитие на философию права и государства оказали стоики и эпикурейцы.

Учение стоиков возникло в конце IV века до н.э. В это время произошла резкая дифференциация общества на богатых и бедных. Стоицизм – это мораль человека отчаявшегося. Основным в учении является понятие внутренней свободы. Человек становится человеком только в процессе нравственного совершенствования личности. Идеал стоиков – человек равнодушный, бесстрашный и свободный. От человека не зависит ни честь, ни слава, ни богатство. Даже здоровье близких не зависит от него. Но человек – это часть природы, где все строго взаимообусловлено. В мире господствует фатальная необходимость, и каждый должен ей следовать. «Непокорного тащит судьба», – считали стоики. Нравственный идеал – Сократ. Все внешнее ему безразлично, важна только внутренняя свобода. Пусть мир разлетится вдребезги, мудрец стряхнет с себя осколки. Последнее убежище для стоиков – самоубийство, если жизнь невыносима. Основное начало этики стоики сводили к естественному закону, так как люди должны жить согласно с природой. Все мироздание стоики рассматривали как естественное государство, подчиненное естественному праву. В соответствии со своей концепцией государства стоики рассматривали человека как гражданина не только отдельного «малого государства», но и как гражданина всего человечества. Некоторые из них выступали даже за создание единого всемирного государства. Такой взгляд стоиков на отношение человека к государству отрицал необходимость для гражданина безусловного подчинения последнему.

Главные представители стоической школы – Зенон и Хрисипп (IV–III вв. до н.э.). В первые века н.э. стал развиваться стоицизм на римской почвe, причем, в основном разрабатывались моральные и религиозные идеи стоического учения. Представителем стоиков является, например, Сенека (4–65 гг. н.э., Испания). Он утверждал, что человек слаб, беспомощен, однако философ должен проявлять непоколебимую стойкость при всех бедствиях и крушениях. Все люди равны, в том числе и преступники.

Основателем учения эпикурейцев является афинянин Эпикур (341–270 гг. до н.э.). Природа, по Эпикуру, развивается без вмешательства богов. Свобода человека – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Обуздание страстей и желаний разумом и довольство немногим – отличительная черта свободного человека. Главная цель государства, по Эпикуру, – обеспечение безопасности граждан. Государство и право – это договор людей между собой об общей пользе и взаимной безопасности. Принцип и критерий справедливости приме­ним лишь к участникам договорного общения. Справедливость представляет собой естественное право с содержанием, изменяющимся в зависимости от места, времени и обстоятельств. В конструкции соотношения естественного права и закона, по Эпикуру, движущим началом и вместе с тем источником «естественных представлений о справедливости» являются изменяющиеся практические потребности взаимного общения людей. С изменением этих потребностей – изменяются и представления об общеполезном, то есть о том, что составляет содержание справедливости. Здесь справедливость (естественное право с изменяющимся содержанием) выступает как критерий соответствия закона изменяющимся потребностям людей, а также их изменяющимся «естественным представлениям о справедливости».

Эпикуровская договорная трактовка государства и права подразумевает равенство, свободу и независимость членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерализма и либерального индивидуализма, как считают современные философы. Важная линия связи тянется от договорно-правовой концепции Эпикура к идеям общественного договора Нового времени.

История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима. В Риме философские начала, выработанные греческими мыслителями, были применены к вопросам положительного права. «Нигде ярче и определеннее не выражена сущность тогдашних воззрений на естественное право, чем у наиболее замечательного представителя римской мысли – Цицерона. Он энергично предостерегает от приема, который так характерен для очень многих современных ученых, а именно – стремления найти сущность права в одних лишь нормах положительного права без помощи философии. В красноречивых словах он характеризует естественный закон, неписаный, вечный, родившийся вместе со своим источником – божественным разумом, неизмененный везде и всегда, стоящий выше всех положительных законов»[9].

Таблица 1. Сопоставление философских идей эпикурейцев и стоиков

Черты различия
Основные категории Эпикурейцы Стоики
Основное благо. Наслаждение. Добродетель (презрение к земным благам).
Отношение к Богу. Боги не занимаются человеческим миром. Бог – душа, разум мира.
Свобода воли. Полная свобода воли. Свобода воли только в добродетели.
Детерминизм. Пророчество и вера в проведение являются суеверием. Все предопределено.
Душа. Материальна, смертна. Божественна, бессмертна до очередного пожара.
Сходные элементы школ
Основные категории Материализм. Материализм – элемент Платонизма.
Отношение к наслаждению. Наслаждение должно быть «статическим» – стремиться к равновесию и тихим радостям, а не к более страстным наслаждениям. Наслаждение презирают, но счастье прекрасно – свобода от страсти и треволнений, чувство, что твои дела ни от кого не зависят.
           

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.