Лекция 1: Сущность и классификация иностранных инвестиций — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Лекция 1: Сущность и классификация иностранных инвестиций

2017-09-10 289
Лекция 1: Сущность и классификация иностранных инвестиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1: Сущность и классификация иностранных инвестиций

Сущность, функции и мотивы иностранных инвестиций

Классификация иностранных инвестиций

Организационно - правовые формы ин.инвестиций

 

Ый вопрос

Под ин. инвестициями понимают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательских и иных видов деятельности с целью получения прибыли.

Объектами ин.инв. могут выступать:

- движимое и недвижимое имущество;

- имущественные права, включая право залога;

- вклады;

- денежные средства;

- финансовые инструменты (акции, облигации, паи и пр.);

- право требование на денежные средства, вложенные для создания экономических ценностей;

- право требования по услугам, имеющую экономическую ценность;

- право на результаты интеллектуальной деятельности;

- право на осуществление хозяйственной деятельности;

- право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов и пр.

Иностранными инвесторами по российскому законодательству могут быть:

- иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, а так же иностранные граждане;

- лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

- иностранные государства;

- международные организации, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе осуществлять инвестиции на ее территории.

Классификация форм международного движения капитала представлена на рисунке.

По источникам происхождения:

- официальный (государственный) бюджет – средства из государственного бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению правительства, а так же по решению межправительственных организаций.

 

По целям вложения

Рисунок – Формы международного движения капитала

 

- частный (негосударственный) капитал – средства частных фирм, банков и пр. участников частного бизнеса. Источниками данных средств являются собственные и заемные средства негосударственного сектора. Несмотря на относительную автономию данных средств, правительство оставляет за собой право его регулировать.

По характеру использования:

- предпринимательский капитал – средства прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. В качестве предпринимательского капитала как правило выступает частный капитал, хотя либо само государство, либо государственные предприятия так же могут вкладывать средства за рубеж;

- ссудный капитал – средства даваемые взаймы с целью получения процента. В международных масштабах в качестве ссудного капитал выступает официальный капитал из государственных источников, хотя частное кредитование так же достигает внушительных масштабов.

По цели вложения:

- прямые инвестиции – вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

- портфельные инвестиции – вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования;

- прочие инвестиции – движение капитал, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами;

- резервные активы – движение капитала, связанные с активами, которые могут быть использованы государством для покрытия сальдо платежного баланса (монетарное золото, СПЗ, резервная позиция в МВФ, иностранная валюта).

 

Функции ин. инвестиций:

1. Регулирующая.

2. Распределительная.

3. Стимулирующая.

Стратегические и психологические мотивы прямых иностранных инвестиций.

Мотивы для осуществления иностранных инвестиций базируются на стратегических решениях четырех основных типов:

- поиск новых рынков сбыта;

- поиск новых источников сырьевых ресурсов;

- поиск возможностей для ведения производства с более высокой эффективностью;

- поиск новой информации.

Психологические мотивы.

Разработчик – Иоганн Ахарони. Он исследовал поведенческие аспекты принятия инвестиционных решений. Психологические мотивы основаны на личных убеждениях менеджеров компаний, потребностях и обязательствах отдельных групп лиц. К внешним стимулам для инвестиционных решений были отнесены:

- опасение потери перспективного рынка сбыта;

- предложение поступило от лиц или организаций, мнение которых не может быть проигнорировано (государство, дистрибьюторы);

- успешная деятельность национальных конкурентов за рубежом в исследуемой сфере;

- сильная конкуренция иностранных фирм на своем национальном рынке.

Хотя приведенные стимулы не всегда служат непосредственной причиной для положительного решения о реализации иностранного инвестиционного проекта, они могут служить часто как катализаторы подобных решений.

Ой вопрос

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Классификация инвестиций

Критерии классификации Типы инвестиций
По отношению к отдельным странам Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны. Зарубежные - вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом
По источникам происхожде­ния и форме собственности Частные инвестиции - инвестиции частных экономических субъектов. Государственные инвестиции - инвестиции государственных органов или предприятий, т.е. займы и кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другим государствам. К ним также относятся государственные участия в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государственных предприятий. Смешанные инвестиции  
По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля
По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Ссудные, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода
По способу учета Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осуществляемые в течение года. Накопленные инвестиции (общие) - объем инвести­ций за весь период их осуществления, т.е. новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

 

Прямые инвестиции - это инвестиции, которые обеспечивают инве­стору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции - инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. Согласно российскому Закону «Об иностранных инвестициях» к прямым инвестициям относятся:

- приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;

- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;

- осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможен­ной стоимостью не менее 1 млн. руб.;

- реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность организации.

К портфельным инвестициям так же относят вложения в другие ценные бумаги принимающих государств - облигации, государственные долговые обязательства и т. д.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чертами:

а) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;

б) сумма этих вложения обычно выше;

в) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

г) они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования.

В международной (МВФ, Всемирного банка и т. д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций, куда включаются:

- торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);

- различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;

- кредиты, полученные от международных организаций - Всемирного банка, Международного валютного фонда, МБРР;

- банковские вклады - валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках.

 

Ий вопрос

По действующему законодательству иностранные инвестиции с точки зрения организационной формы могут привлекаться в виде совместного финансирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Совместное предприятие – это фирма образованная 2 – мя или большим числом юридических или физических лиц разных стран, с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса.

Классификация совместных предприятий представлена на рисунке 1.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

- филиал – предприятие, полностью принадлежащее иностранному инвестору.

- дочерней компании – предприятие, в котором прямой иностранный инвестор – нерезидент владеет более 50 % капитала;

- ассоциированные (зависимые) компании – предприятие, в котором прямой иностранный инвестор – нерезидент владеет менее 50 % капитала;

 

Рисунок 1 – Основные классификационные признаки совместных предприятий

 

 

По действующему законодательству РФ, ОПФ предприятия с иностранным участием является коммерческая организация с иностранными инвестициями. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОсИИ) со дня вхождения и состав ее участников иностранного инвестора и соответственно утрачивает статус КОсИИ со дня выхода иностранного инвестора (всех иностранных инвесторов) из состава ее участников. КОсИИ может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества, т.е. в тех же формах, что и российские предприятия. Государственный контроль за КОсИИ веден лишь к государственной регистрации, и не распространяется на деятельность КОсИИ.

Порядок создания и ликвидации КОсИИ регламентируется ГК РФ и соответствующими ФЗ.

 

Обратим внимание, что юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке: специального разрешения для этого не требуется;

Иностранный инвестор может приобрести доли участия в уставном капитале хозяйственных обществ, ранее созданных и действующих на территории РФ. В таком случае с момента вхождения в ее состав иностранного участника организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными Законом об иностранных инвестициях (п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

При этом реальных иностранных инвестиций на баланс организации может и не поступить. Например, российский участник общества с ограниченной ответственностью продал свою долю иностранному юридическому лицу. Стоимость доли от иностранного инвестора получило не общество, а выходящий из его состава российский участник. Тем не менее, организация считается юридическим лицом с участием иностранного инвестора.

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица подлежит аккредитации и приобретает право осуществлять предпринимательскую деятельность в России со дня его аккредитации (п. 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях). Аккредитация филиалов возложена на Министерство юстиции РФ, которое делегировало это право Государственной регистрационной палате при этом министерстве.

 

Ый вопрос

Привлечение и функционирование иностранного капитала на сего­дняшний день регламентируется широким спектром законодательных актов, которые условно можно разделить на 3 – и категории:

1. Международные договора и соглашения, участницей которых явля­ется РФ, среди них:

- многосторонние соглашения (Вашингтонская конвенция 1966 г.; Се­ульская конвенция 1988 г. [1]; Оттаванская конвенция);

- двухсторонни соглашения (в России существует типовой проект по­добного соглашения, которое Россия подписывает со многими странами, осуществляющими инвестирование на территории РФ, там рассмотрены права и обязанности, как инвесторов, так и принимающей стороны, т.е. Рос­сии).

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций – это соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих в ходе инвестици­онного процесса. Главная цель: создать более благоприятные условия для взаимных ка­питаловложений по сравнению с предусмотренными специальными норма­тивными актами или по сравнению с другими странами. В таких соглаше­ниях определяется режим для иностранного инвестора.

Иностранным инвесторам может предоставляться:

- национальный режим инвестирования, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям;

- режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами третьих стран;

- режим справедливого и равномерного обращения, предусматриваю­щий равные условия для иностранных инвесторов между конкретными стра­нами (как вы к нам, так и вы к нам).

Кроме того, в двусторонних соглашениях содержаться гарантии от экспроприации (проводимые государством принудительные, безвозмездные или возмездные изъятия, отчуждения имущества) инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только са­мих инвестиций, но и связанной с ними выгод.

Соглашения гарантируют ин­весторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала, запрет несправедливой конкуренции и т.д. Двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным зако­нодательством.

2. Соглашения об избежание двойного налогообложения [2] (более 70 до­говоров, предусмотрено ст. 232, 311 НК).

Цель: достижение между государствами соглашения, устанавливаю­щего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях. Соответст­венно договора РФ регулируют отношения по таким налогам:

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль;

- налог на имущество.

Для определения налогового статуса лица в большинстве стран мира применяют принцип резидентства и принцип территориальности.

Избежать двойного налогообложения юридического или физического лица можно двумя способами:

- путем одностороннего освобождения от налога предоставляемого в стране постоян­ного местопребывания;

- путем заключения соглашений по устранению двойного налогообложения

В международной практике используют 2 – а основных метода избе­жание двойного налогообложения:

1) Метод налоговых выплат (метод освобождения) – когда сумма прибыли, полученная филиалом в принимающей стране, не включается в расчет налоговых обязательств материнской компании в стране базирования.

 

Прибыль материнской компании – Прибыль филиалов =

Налогооблагаемая база

 

2) Метод налогового кредита – когда сумма налогов, уплаченных в принимающей стране, вычитается из суммы налоговых обязательств инве­стора в стране базирования (применяется в России).

 

Налоговые обязательства материнской компании –

налоговые обязательства филиала =

налоговые обязательства, подлежащие уплате

 

Принципиальная разница между ними состоит в том, что метод осво­бождения касается подлежащих налогообложению доходов, а метод зачета относится к уплаченным налогам (А СТАВКИ НАЛОГОВ В ПРИНИМАЮ­ЩЕЙ СТРАНЕ И СТРАНЕ БАЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫ).

 

В Российской Федерации, как правило, применяется метод налогового кредита. Одной из причин этого является то обстоятельство, что при этом значительно сужаются возможности для международного уклонения от нало­гов[3].

Применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения 80 стран (по состоянию на 01.01.2013).

ВАЖНО: Если международным налоговым соглашением, предусмот­рена иная ставка налога, чем предусмотренная Налоговым кодексом РФ, то применяется ставка, указанная в соглашении об избежании двойного налого­обложения! (Статьей 7 Налогового Кодекса РФ установлен принцип приоритета действия международ­ных соглашений России, касающихся налогообложения и сборов, над нормами национального законодатель­ства).

 

Для освобождения от уплаты налогов, проведения зачетов и получения налоговых вычетов при сдаче налоговой отчетности в Российской Федерации, налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие, что он является:

- резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избе­жании двойного налогообложения;

- а также справку, подтверждающую полученныый доход и уплату налога в иностранном государстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового Кодекса РФ, размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Следовательно, сумму налога, которая была удержана с российской организации в ино­странном государстве, не всегда в полном объеме можно принять к зачету при уплате этой органи­зацией налога на прибыль в России.

 

3. ФЗ и указы Президента РФ.

Основным документом, регламентирующим деятельность иностран­ного инвестора, на территории РФ является ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.[4]

Данный закон в первую очередь определяет основные гарантии в отно­шении ин. инвестора, его права, обязанности, ответственность, экономи­ческие основы привлечения капитала и пр.

Центральной нормой закона является «дедушкина оговорка», которая предусматривает, что на инвестора не распространяются неблагоприятные изменения в законодательстве. По отношению к нему продолжают действо­вать нормы, при которых инвестирование началось. Российское правитель­ство гарантирует в этом законе защиту от принудительных изъятий и сво­бодного перевода денег за рубеж.

ФЗ «О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в хо­зяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и национальной безопасности государства»[5], данный ФЗ принят для защиты Конституционного строя России и вводит ряд ограниче­ний для ин.инвесторов:

- ин.инвесторы не вправе заключать сделки влекущие установление контроля над организациями, имеющими стратегическое значение для эко­номики России;

- если ин.инвестор намерен приобрести в такой организации более 25 % УК, то подобная сделка подлежит согласованию на уровне Правительства РФ;

- ограничения, связанные с обязательным сохранением в собственно­сти российских организаций определенных активов:

а) для предприятий авиастроения максимальный предел уча­стия ин.инвесторов – 25 %;

б) для организаций осуществляющих воздушные перевозки - 49 %;

в) для страховых организаций – 25 %.

- ограничения, связанные с обязательным сохранением федеральной собственности отдельных видов деятельности:

а) сохранение в федеральной собственности 75 % + 1 акция – для организаций электроэнергетики;

б) сохранение в федеральной собственности и собственности российских компаний – 50 % + 1 акция – для организаций газоснабжения;

в) сохранение в федеральной собственности 100 % акций ОАО «РЖД».

Кроме того ограничения затрагивают предприятия осуществляющие производство спец.техники, вооружения, атомная энергетика, космическая деятельность, естественные монополии, разработку месторождений нефти, газа, золота и меди. Ограниченно разрабатываются те полезные ископае­мые, которые имеют стратегическое значение для оборонной промышленно­сти.

ФЗ 116 от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в Россий­ской Федерации»;

ФЗ 173 от 10.12. 2003 г. «О валютном регулировании и валютном кон­троле»;

ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.99. № 46 – ФЗ;

- ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04. 96 №39 – ФЗ;

- ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98 № 164 – ФЗ;

- ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.99. № 39 – ФЗ;

В качестве факультативных норм опосредованно влияющих на усло­вия осуществления инвестиций можно указать:

- налоговый кодекс РФ;

- таможенный кодекс РФ.

 

Ой вопрос

Процесс регулирования иностранных инвестиций в России осуществ­ляется на основе Принципов приема прямых иностранных инвестиций, раз­работанных МБРР совместно с МВФ:

− недискриминация, защита и гарантии иностранных инвесторов;

− беспрепятственный перевод валюты;

− недопущение экспроприации иностранных капиталовложений;

− обращение для разрешения споров между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу МЦУИС международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Методы государственного регулирования

привлечения иностранного капитала:

1) методы стимулирования иностранных инвестиций:

- режим функционирования иностранного капитала на территории страны – реципиента (национальный, наибольшего благоприятствования, ре­жим справедливого обращения);

- система государственных гарантий для иностранных инвесторов.

- налоговое регулирование

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реали­зации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Эти стимулы образуют основу налогового регулирования.

Инструментами налогового регулирования являются[6]:

− налоговый кредит;

− инвестиционные скидки (применяется в форме сниженных налого­вых ставок аналогично практике налогового кредита);

− налоговые каникулы;

− ускоренная амортизация;

− инвестиционные субсидии;

− льготы косвенного налогообложения, в частности снижение ставки таможенных пошлин.

- валютное регулирование (может включать и валютные ограниче­ния);

- таможенное регулирование.

Ий вопрос

Главной регулирующей структурой мирового хозяйства является Группа Семи (G 7), с обслуживающими ее международными организациями, которые принимают наиболее важные экономические и политические решения.

Начало работы группы G 7 было ответом на экономический кризис 70 - х годов. Первая встреча глав 6 – ти наиболее экономически развитых стран (США, Японии, Франции, Великобритании, Италия, ФРГ) состоялась в 1975 г. (в 1976 г. к ним присоединилась Канада).

В 1980 г. G 7 превратилась из экономической организации в геополитическую. В 1997 г. G 7 формально превратилась в G 8, к ней присоединилась Россия (на саммите в Денвере). Но G 7 продолжает существовать, всегда находятся вопросы, которые необходимо обсуждать без России, так в 2009 г. состоялась встреча «большой семерки», где обсуждалась общая проблема – мировой финансовый кризис. Россию тоже пригласили, но она все еще остается в статусе «плюс один», несмотря на то, что формально Россия полноправный член G 8.

 

Международный валютный фонд – специальное агентство ООН, учрежденное 184 государствами, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств – членов и оказание им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

В своей деятельности ВБ И МВФ дополняют друг друга, но функции у них различны. ВБ – это кредитная организация, чьей целью является содействие интеграции стран в мировое хозяйство и достижение ими долгосрочного экономического роста. ВБ кредитует развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

МВФ – действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, и кредитует страны, испытывающие серьезный дефицит платежного баланса.

Крупнейшими МФО являются Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые были созданы в 1944 г. для стабилизации мировой экономики после второй мировой войны. Вообще все международные финансовые организации были созданы по итогам Бреттон-Вудской конференции. Россия является членом обеих организаций с 1992 г. По уставу данных организаций членами МВФ могут является только страны члены-МБРР.

 

Рисунок – Группа всемирного банка[7]

 

Россия входит во все организации, кроме МЦУИ. Ядром ВБ является МБРР, деятельность всех организаций тесно координируется, но внутри ВБ существует четкое разделение труда.

Высшим руководящим органом МБРР является совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-чле­нами управляющих (министров финансов или председателей цент­ральных банков), срок полно­мочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, со­ставляет 5 лет (возможно повторное назначение).

Совет управля­ющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Решения принимаются простым большинством го­лосов, по важным вопросам необходимо собрать 85 %.

При голо­совании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка. США имеют более 17 % голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Квоты Рос­сии и Украины составляют, соответственно 1,8 и 0,8 %.

Капитал МБРР на момент создания был образован государства­ми-членами в размере 10 млрд. дол. (МБРР создан в 1944 г.). В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол.

МБРР финансирует свои кре­дитные операции из:

- собственного капитала;

- заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с американско­го рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7 % годо­вых);

- за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

МБРР является крупнейшим заемщиков, согласно стратегии ВБ, МБРР предоставляет займы:

- на цели развития или бюджетозамещающие займы, для поддержания институциональных преобразований, необходимых для создания условий, способствующих экономическому росту;

- инвестиционные займы, направленные на решение социально-экономиче­ских задач стран-заемщиков.

Часть кредитов предоставляется на платной основе, часть – безвозмездно. Кредиты предоставляются только правительству стран-заемщиков, посредством их ЦБ, МБРР строго следит за целевым использованием средств. Одной из особенностей деятельности МБРР является отказ от реструктуризации задолженности, т.к. случаев отказа в возврате не было.

 

Ый вопрос

Причины экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций весьма разнообразны. Главные – стремление поместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и диверсифицировать риск.

Специфические причины экспорта и импорта ПИИ в значительной степени пересекаются, правда, их относительная роль различна.

Факторы, определяющие прямые иностранные инвестиции:

1. Технологическое лидерство.

2. Преимущества в квалификации рабочей силы.

3. Экономика масштаба.

5. Размер корпорации.

6. Обеспечение доступа к природным ресурсам.

7. Сокращение транспортных издержек.

8. Преодоление импортных барьеров.

Факторы, определяющие экспорт и импорт капитала во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям.

Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Основными прямыми инвесторами являются ведущие индустриальные страны: США, Япония, Германия, Великобритания.

В числе развивающихся государств основными инвесторами являются нефтедобывающие (Саудовская Аравия, ОАЭ) и новые индустриальные страны (Корея, Сингапур).

К положительным последствиям иностранных инвестиций можно отнести:

- увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение платежного баланса страны;

- поступление передовых иностранных технологий, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР;

- использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

- привлечение местных капиталов и укрепление финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

- более полное использование местных природных ресурсов;

- повышение занятости, квалификации и производительности местных трудовых ресурсов;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- развитие импортозамещаемых производств и сокращение валютных расходов на оплату импорта;

- расширение экспорта и рост притока иностранной валюты;

- увеличение налоговых поступлений;

- развитие инфраструктуры;

- усиление конкуренции на национальном рынке и снижение уровня ее монополизации;

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций можно отнести:

- репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивиденды, проценты, роялти), что ухудшает платежный баланс страны;

- подавление местных производителей;

- усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

- игнорирование иностранным инвестором местных условий и особенностей;

- возможная деформация структуры национальной экономики;

- упадок традиционных отраслей национальной экономики;

- усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

- ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранных технологий, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

- ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

 

Ой вопрос

По мнению большинства экономистов, наиболее важными для экономики принимающей страны являются прямые иностранные инвестиции, объем которых за последние годы значительно возрос во всех станах мира.

Это потребовало выработки теоретических подходов к объяснению такого роста. Совокупность теорий ПИИ представлена на рисунке.

Теория объема рынка

Рисунок – Совокупность теорий ПИИ

В качестве ключевых факторов прямых иностранных инвестиций в макроэкономических теория берутся:

- различия в отдаче на капитал (теория рентабельности);

- различия в размере рынка (теория объема рынка и теория объема производства);

- различия в издержках факторов производства (теория производственного цикла);

- различия в изменениях валютного курса (теория валютного пространства).

1) Макроэкономические теории:

Основное положение в рамках этих теорий занимает теория рентабельности, т.к. различные уровни рентабельности отражают, в конечном счете влияние всех других страновых факторов. Эта теория выводится из классического предположения о том, что одной из основных целей предприятия является максимизация прибыли. Предприятие в соответствии с этим, будет расширять свою инвестиционную деятельность до тех пор, пока ожидаемая доходность дополнительной инвестиции не сравняется с предельными издержками инвестиционного проекта.

Теория рентабельности особенно активно пропагандировалась в 50 – е годы для объяснения быстрого роста прямых американских инвестиций за рубеж. В этот период американские дочерние фирмы в Европе добились большей рентабельности, чем у себя в стране (особенно в перерабатывающих производствах). Но уже к 60 – м годам не смотря на то, что уровень рентабельности в США стал выше, объем прямых американских инвестиций продолжал расти.

Теория объема рынка и производства основана на связи между прямыми иностранными инвестициями и масштабами производства в странах их размещения. Теория объема рынка основана на классической теории инвестирования предполагающей, что выше объем рынка страны (выражающийся в ВВП и ВНП) тем больше инвестиции. Однако расширение теории инвестиций на иностранные инвестиции сделано произвольно, без особого теоретического обоснования, основываясь только на эмпирических предположениях. Несмотря на многочисленные эмпирические выводы, обоснованность данной теории следует расценивать как слабую. В частности, только объем производства не может служить определяющим фактором при привлечении ПИИ. Стимулы для основания дочерних компаний обычно гораздо глубже и связанные скорее с уровнем рентабельности.

Теория объема производства так же не дает ответ на вопрос, что является решающим фактором для инвестора в выборе между иностранными и национальными инвестициями. Она лишь констатирует факт, что национальные предприятия вкладывают средства в те отрасли за рубеж, уровень оборота выше. Сравнение с национальным рынком не проводится.

Теория производственного цикла, предложена Р.Верноном и подчеркивает, что выход на международный рынок позволяет удлинить жизненный цикл существования продукта, а, следовательно, улучшить конкурентные позиции ТНК за счет расширения рыночных сегментов.

Цикл продукта на международном рынке построен по аналогии с циклом любого продукта на внутреннем рынке, но имеет свою специфику и большее количество стадий.

объем продаж


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.