Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-01 | 336 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Евгений Николаевич Трубецкой известен как один из наиболее последовательных продолжателей разработанной В. С. Соловьевым философии всеединства. Сознательная, декларируемая самим Евгением Трубецким приверженность идеям Соловьева часто является причиной недооценки значимости и оригинальности его философского наследия. Так, В. В. Зеньковский в «Истории Русской философии» неоднократно отмечает, что Трубецкой был «слишком под влиянием Соловьева» для того чтобы создать нечто оригинальное [167]. Сходное мнение обнаруживает и современный исследователь: «Свое философское творчество Евгений, как и его брат Сергей, почти полностью подчинил одной цели – развитию, разъяснению и уточнению философской системы Вл. Соловьева...»[168]
Несколько иначе оценивает степень самостоятельности Е. Трубецкого Николай Бердяев. В статье «О земном и небесном утопизме» он определяет метод Трубецкого как «опыт построения самостоятельного религиозно-философского созерцания на критике Вл. Соловьева»[169]. Статья Бердяева целиком посвящена выявлению различий в идейных позициях Евгения Трубецкого и Соловьева. Эти различия, на наш взгляд, во многом обусловлены влиянием на Трубецкого своеобразно понятой философии Платона.
Особая заинтересованность Е. Н. Трубецкого социальными и политическими взглядами Платона хорошо заметна уже в его «Лекциях по философии права», изданных между 1893 и 1899 годами. Увлеченность темой заставляет его продолжить исследования в этом направлении, в результате чего в 1908 году выходит отдельная монография «Социальная утопия Платона», в которой содержится не только подробный анализ политических взглядов греческого мыслителя, но и изложение его этики и метафизики. Социальные взгляды Платона рассматриваются в данной работе в контексте всей его философской системы в теснейшей взаимосвязи с онтологией, что определяет глубину и оригинальность сделанных выводов.
|
Анализ социальных взглядов Платона Евгений Трубецкой начинает с выявления основополагающей проблемы, на разрешение которой направлена теория греческого мыслителя. Такой проблемой, с точки зрения Трубецкого, является отыскание вечного и неизменного смысла существования человека и общества: «Платон искал тот смысл человеческой жизни, ту конечную ее цель, которая всегда и везде одна и та же»[170]. Неизменная конечная цель не может существовать в пределах материального мира. Она находится в мире идеальном, поэтому оправдание жизни Платоном «заключается в осуществлении божеского начала в человеке, в достижении человеком той прекрасной, благой, нетленной формы существования, над которой не властны смерть и время»[171].
Обращает на себя внимание то, что в изложении Трубецкого, мысли греческого философа приобретают отчетливо выраженную христианскую окраску. Стремление христианизировать Платона можно считать характерной чертой русской религиозной философии XIX – начала XX веков. Здесь нельзя не вспомнить работу А. Н. Гилярова, в которой он, в частности, утверждает: «В истории образования наших идеалов платонизм и христианство представляют неразрывную силу; нельзя говорить об одном, не указывая на другое»[172]. В начале двадцатого века эта тенденция получает развитие в работах П. А. Флоренского, для которого платонизм являлся не просто системой родственной христианству, но и «мировоззрением, наиболее подходящим к религии как таковой, и терминология платонизма — языком, более всего приспособленным для выражения религиозной жизни»[173].
В отличие от Флоренского, Евгений Трубецкой не позиционировал себя как платоника и, в то же время, очевидно, что именно метафизическая система Платона составляла для него необходимое соединительное звено между рациональной философской мыслью и установлениями христианской веры. Узловым моментом этого соединения является притча о пещере, описывающая отношения между материальным миром и миром вечных идей. Резкое разведение, противопоставление этих миров, как ложного и истинного, темного и светлого, есть та установка, которая переходит к Трубецкому из философии Платона.
|
Нельзя не заметить, что идея абсолютного смысла, которую Трубецкой обнаруживает и подчеркивает у Платона, является одновременно исходной интуицией его собственной философии. Онтологизация смысла, по мнению В. В. Зеньковского, составляет «главную платоновскую установку» его философии, содержащую в себе «ключ к пониманию его исканий и построений»[174].
Характерно, что взгляды Платона на смысл жизни, как их излагает Евгений Трубецкой, и взгляды на смысл жизни самого Трубецкого, изложенные им в его философских трудах, в частности в его главной работе «Смысл жизни», также во многом совпадают. В обоих случаях Трубецкой говорит о всеобщности и неизменности смысла, который приобретает в это трактовке бытийный статус – взаимоотношение жизни и ее смысла уподобляются отношению сущности и явления, идеи и материи. Сравнивая эту идею с построениями основателя философии всеединства, Владимира Соловьева, мы обнаруживаем, что центральное для его системы понятие сущности заменяется у Трубецкого понятием смысла. Таким образом, акцент в понимании природы истинно сущего переносится из области онтологии в область гносеологии. Если для Соловьева истина связывается с существованием: истина – это то, что есть, то для Трубецкого она связывается со смыслом: истина – это то, что мыслится. Соответственно, всеединое сущее Соловьева превращается в системе Трубецкого во всеединую мысль – «единую, безусловную мысль обо всем»[175].
Трактовка Абсолюта в философии Евгения Трубецкого является не только своеобразным вариантом развития системы Соловьева, но и продолжением идей Платона – можно сказать, что Трубецкой вносит изменения в систему своего учителя, опираясь на авторитет греческого философа.
Поскольку учение об Абсолюте представляет собой определяющее звено всякой платонической системы, вносимые в него изменения, влекут за собой переосмысление ее центральных положений. Это особенно хорошо заметно на примере философии Трубецкого – понимание Абсолюта как всеединой мысли заставляет его отойти от позиции философского реализма, свойственной Вл. Соловьеву. Идея у Трубецкого в значительной мере утрачивает эйдетическую природу – из живого организма, наделенного определенной самостоятельностью, она превращается в «бесплотную» мысль, всецело зависящую от породившего ее всеединого сознания. Следствием такого понимания идеи становится учение Трубецкого о душе, согласно которому душа фактически утрачивает субстанциональность и рассматривается как «потенциальное» бытие. Расхождения с Владимиром Соловьевым в данном вопросе особенно заметны – если у Соловьева душа есть вечная субстанция, то у Трубецкого она лишь имеет возможность достичь субстанциональности и бессмертия. В результате, возможность актуальной связи между душой и телом, идеей и материей, в системе взглядов Трубецкого оказывается проблематичной.
|
Стремясь избежать пантеистического монизма, Евгений Трубецкой сталкивается с проблемой преодоления свойственного его системе дуализма. Характерно, что проблема преодоления разрыва между двумя мирами осознается им также как главная трудность философии Платона, в метафизической системе которого «божественные идеи существуют сами в себе и по себе, отдельно и независимо от явлений» [176].
Созданную Платоном социальную модель Евгений Трубецкой рассматривает в первую очередь как попытку политическими средствами разрешить философскую и жизненную задачу приближения земного мира к миру истинных сущностей. «Ответив на вопрос о смысле жизни, Платон, - пишет он, - не мог не попытаться воплотить этот смысл в современной ему действительности»[177]. При этом Трубецкой прекрасно осознает утопичность попытки «вместить безусловную правду в узкие национальные рамки греческого государства»[178]. Однако бесполезность теории Платона для политической и социальной практики не лишают ее ценности в глазах русского философа. За чуждой христианской культуре оболочкой греческого государства он прозревает «общечеловеческий, всемирно-исторический смысл». Таким образом, анализируя «Государство», Трубецкой рассматривает его содержание в своеобразном символико-аллегорическом ключе. На это ясно указывает использованная им метафора: сравнение социальной модели греческого философа с фигуркой безобразного силена, которую необходимо «рассечь ножом анализа», чтобы увидеть, что внутри она «полна божественных образов»[179]. Обращает на себя внимание то, что данная метафора взята Трубецким у самого Платона. В «Пире» Алкивиад сравнивает с фигуркой силена своего наставника – Сократа[180]. Использование Трубецким этого сравнения по отношению к философии Платона как бы указывает на сходные отношения: так же как Сократ являлся наставником для Алкивиада, мировоззрение Платона выступает в качестве авторитетного источника для Трубецкого.
|
Анализируя принципы, на которых базируется государство Платона, Евгений Трубецкой усматривает в них отражение черт абсолютной реальности. При этом в качестве первого и наиболее существенного принципа построения идеального общества он выделяет принцип единства: «восстановление внутренней целости отдельного человека и общежития»[181]. В этой установке, столь близкой его собственной философии, Трубецкой обнаруживает тесную связь с идеями христианских мыслителей и, в частности, с учением Блаженного Августина, который «видит в единстве форму царствия Божия»[182].
Следующая особенность, которую Евгений Трубецкой выделяет в построении утопического государства Платона – стремление к максимальной устойчивости и неизменности форм, к приданию государству «абсолютно неподвижного устройства»[183]. Это стремление к консервации всех государственных установлений у Платона естественно вытекает из самого понятия идеального государства. Всякое изменение, вносимое в устройство такого государства, может быть лишь отклонением от достигнутого совершенства. Для Трубецкого, однако, существенным является не достижение «земного» государственного идеала, но достижение вечной цели, которой «должны соответствовать неизменные учреждения»[184]. Устойчивость форм, присущая идеальному государству обусловлена, по его мнению, устремленностью к Абсолюту, приблизиться к которому можно лишь путем уподобления.
Еще одна особенность идеального государства Платона, которую Евгений Трубецкой связывает с глубинными смыслообразующими установками философа, имеющими этическую направленность – стремление к ограничению материальных потребностей всех слоев общества, ради их духовного совершенствования. Платоновское государство, пишет он, ведет своих сограждан к загробной вечной жизни; оно обуздывает их телесные влечения, подавляет всякие их земные интересы, стремится к искоренению их эгоизма, заботится о внутреннем их объединении в едином дружестве, воспитывает в них единомыслие и единодушие»[185]. При этом Евгений Трубецкой подчеркивает, что всеобщее уравнивание производится Платоном не с целью всеобщего обогащения, а, напротив, с целью устранения всякого богатства. В дуалистической системе Платона, как ее понимает Трубецкой, два мира разделены практически непреодолимым барьером – путь к горнему миру лежит только через радикальное отрицание материальной действительности. Идеальность абсолютного существования полностью исключает всякую чувственность.
|
Стремление к аскетизму для Евгения Трубецкого является главным связующим моментом между философией Платона и христианской этикой: «Как с христианской точки зрения царство благодати, так и с точки зрения Платона царство идей осуществляется путем совершенного воздержания человека и человеческого общества»[186]. Родственность идей порождает родственность форм – утопическое государство Платона уподобляется Трубецким средневековому монастырю. Примечательно, что Алексей Федорович Лосев, рассматривающий Платона главным образом как языческого философа, в то же время, подобно Трубецкому, обнаруживает в «Государстве» этические установки предвосхищающие принципы монастырского уклада[187].
Все перечисленные принципы организации общественного устройства с одной стороны сближаются для Трубецкого с христианскими и церковными идеалами: «К своим гражданам Платон предъявляет те же требования, какие впоследствии апостол Павел предъявлял к членам Церкви – тела Христова: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены»[188]. С другой стороны, к политической системе, описанной в «Государстве» Платона Трубецкой применяет термин «коммунизм». И, несмотря на некоторую оговорку: «коммунизм не мирской, а аскетический по своим началам», нетрудно узнать в выдвигаемых Платоном условиях – примате общего блага над личным, абсолютном равенстве возможностей и отрицании частной собственности – основные принципы коммунистического общества. Можно сделать вывод, что, анализируя утопию Платона, Евгений Трубецкой обнаруживает в ней черты тех самых социальных моделей и этических принципов, которые на протяжении истории пыталось осуществить русское общество. Идеал праведной жизни, подчиненной цели спасения души сочетается у Платона с жестким требованием справедливости, равенства и беспрекословного подчинения сословному меньшинству, радеющему о всеобщем благе.
Объединяя главную цель философии Платона и христианской религии, находя черты сходства в их основополагающих этических принципах, Трубецкой в то же время подчеркивает разницу в путях их воплощения. По его мнению, в социальной утопии Платона «следует различать между идеальной целью и никуда не годными средствами»[189]. Он указывает на то, что методы внешнего принуждения, которыми, главным образом, располагает государство, не соответствуют цели внутреннего перерождения личности. Здесь Трубецкой сталкивается с одной из центральных проблем русской философии, которую яснее всех выразил Федор Михайлович Достоевский – проблемой совмещения необходимости спасения людей с их свободой. Как христианский мыслитель Трубецкой не может оправдать насилие никакой, даже самой святой целью. Так же как и для Достоевского, для него не может быть всеобщего счастья, построенного на принуждении.
Невозможность осуществления социального идеала в пределах здешнего падшего мира – одна из ключевых идей философии Е. Н. Трубецкого. На ней базируется не только критика социальной утопии Платона, но и критика теократического идеала Соловьева. В системе взглядов Евгения Трубецкого не только утопическое государство Платона, но и всякое государство вообще оказывается непригодным для достижения главной цели человеческого существования – воссоединения с Богом.
Связь идеи и материи в философии Трубецкого рассматривается как своего рода потенция – ее полное осуществление связывается с будущим преображением падшего мира. Эту позиция, охарактеризованная Николаем Бердяевым как «небесный утопизм» [190], не является в то же время чистым дуализмом – хотя в условиях материального существования человеку не дано осуществить идеал или увидеть его воочию, но его можно провидеть и предвосхитить в духе, в сознании, в этических идеалах.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!