В подготовительнЫЙ период обучения грамоте — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

В подготовительнЫЙ период обучения грамоте

2017-09-01 557
В подготовительнЫЙ период обучения грамоте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тиринова О.И.,

кандидат педагогических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования НИО,

доцент кафедры белорусского и русского языкознания

факультета начального образования БГПУ

 

ДидактическИЙ сценариЙ

ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Предложение»

Учебный материал

основной:

1. Учебное пособие по обучению грамоте, входящее в состав УМК, по которому осуществляется образовательный процесс в общеобразовательном учреждении:

· Сторожева, Н.А. Букварь. Учебное пособие для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Народная асвета, 2010. – С. 4–5;

· Клышка, А.К. Букварь. Учебник для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Народная асвета, 2010. – С. 4–5.

дополнительный:

1. Плакат «Карта изучения темы “Речь. Предложение. Слово”» – стилизованный рисунок с изображением островов: «Речь устная иписьменная», «Предложение», «Слово», «Слог», «Ударение».

2. Сюжетные картинки: мальчик в тетради пишет слова; мальчик и девочка разговаривают друг с другом; мальчик набирает текст на компьютере; журналист (в руках микрофон) берёт интервью; девочка подписывает конверт, рядом на столе лежит открытка; театр: на сцене актёры, в зале – зрители; девочка читает книгу; мальчик в наушниках перед компьютером, на экране – его друг; папа читает газету; девочка в наушниках слушает магнитофон; мама читает журнал; семья смотрит телевизор, на экране – диктор новостей; вывеска «Хлеб» над дверью магазина; дедушка в лесу с корзиной грибов зовёт внуков; мужчина держит в руках телефон, на экране телефона – текст (сообщение); женщина разговаривает по телефону.

3. Две аудиозаписи одного текста (первая запись – без интонационного оформления отдельных предложений и без пауз между ними, вторая –
с правильными паузами и интонациями) или два конверта с письмами от Сороки-белобоки и Мудрой Совы – для игровой ситуации «Осенние новости».

4. Сюжетная картинка «Мамины помощники», разрезанная на части. Каждая часть имеет свой мини-сюжет: папа моет посуду; девочка протирает пыль; мальчик пылесосит; малыш складывает в коробку игрушки – для игровой ситуации «Собери картинку».

5. Задания проверочной работы по теме «Предложение».

Оборудование:

1. Карточка с вопросительным знаком.

2. Карточки – условные обозначения для устной и письменной речи (по аналогии с картой изучения темы) или две куклы – одна с конвертом, вторая –
с наушниками или микрофоном.

3. Мобильный телефон.

4. Оборудование для прослушивания аудиозаписи.

5. Кукла, изображающая литературного героя (Незнайку, Петрушку, Буратино или другого героя по выбору учителя).

 

Организационная форма проведения урока: коллективно-распределенная форма организации учебной деятельности учащихся.

Как можно организовать урок (методы и задания)

I. Сообщение темы и постановка цели урока

Оборудование для этапа урока:

1) плакат «Карта изучения темы “Речь. Предложение. Слово”»

(на плакате открыт только изученный остров «Речь»);

2) карточка с вопросительным знаком.

 

Учитель обращается к учащимся:

–Начинаем урок русского языка. На прошлом уроке мы с вами отправились в путешествие по этой удивительной стране. На нашей карте ещё много неоткрытых островов, за каждым из них прячутся секреты русского языка.

Первый остров нами уже «открыт» – мы узнали, что люди общаются друг с другом с помощью речи (обращается к карте, указывает на первый «открытый» остров). Узнали, что речь бывает устная и письменная (указывает на сюжетные картинки острова «Речь»).

Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране русского языка и обязательно сделаем новое открытие – «откроем» новый остров. Наша цель – узнать, из чего состоит речь. (Учитель демонстрирует карточку с вопросительным знаком. Можно прикрепить её на закрытый остров «Предложение». В течение урока учитель обращается к карточке с вопросом: «На какой вопрос ищем ответ?»).

Итак, отправляемся в путешествие.

 

Решение конкретно-практической задачи.

Варианты организации работы.

Вариант 1. Коллективная работа.

Работа организуется коллективно. Вызванный ученик размещает картинку в левую или правую часть доски. Все ученики проверяют (желательно использовать средства обратной связи для включения в работу всех учащихся).

Учитель предлагает учащимся доказать правильность своего решения.

 

Вариант 2. Индивидуальная работа.

Каждый ученик получает карточку с изображением ситуации общения. Учащиеся образуют два круга. В первый круг становятся ученики с карточками, на которых изображена письменная речь, во второй – устная речь.

Организуется командная взаимопроверка.

Вариант 3. Парная работа.

На каждой парте – набор картинок с ситуациями общения.

Первый вариант отбирает себе картинки, на которых изображена письменная речь, второй – устная речь.

Учитель поясняет правила игры. Картинки берутся по очереди и только по одной штуке. Прежде чем взять картинку, необходимо объяснить свой выбор соседу по парте. Если сосед соглашается с вашим объяснением, вы забираете картинку себе. Далее игра продолжается – теперь ваш сосед должен выбрать нужную картинку.

Повторяется задание: первый вариант (учащиеся встают) – письменная речь, второй вариант (учащиеся встают) – устная речь.

 

Последовательность работы.

Постановка проблемы.

– Как вы думаете, почему, когда мы слушали новости Сороки-белобоки, мы ничего не поняли или поняли неправильно? А у Мудрой Совы нам всё понятно?

Последовательность работы.

Устное восприятие текста.

1.1. Учитель читает текст монотонно, без остановок между отдельными предложениями:

«Тима проснулся сам Тузик дремал под столом папа читал газету».

– Понравился рассказ? Всё ли понятно? Почему непонятно?

1.2. Чтение текста с неправильными паузами:

«Тима проснулся. Сам Тузик дремал. Под столом папа читал газету».

1.3. Текст читается правильно:

«Тима проснулся сам. Тузик дремал под столом. Папа читал газету».

– А теперь всё понятно?

2. Анализ текста:

– Что мы узнали из рассказа о Тиме? (Тима проснулся сам.)

– О Тузике? (Тузик дремал под столом.)

– О папе? (Папа читал газету.)

3. Обобщение учителя:

– Этот рассказ состоит из 3 частей. Каждая часть выражает понятную всем, законченную мысль. Высказывание, выражающее законченную мысль, называется предложением. Значит, в этом рассказе 3 предложения. Сказать предложение – значит сообщить что-то о чём-нибудь или о ком-нибудь.

 

Вариант 3. Игровая ситуация «SMS»

Оборудование: мобильный телефон

Последовательность работы.

Последовательность работы.

Создание игровой ситуации.

Учитель сообщает, что картинка, которую он приготовил для урока, рассыпалась на части. Нужно попытаться восстановить целую картинку по её частям.

Последовательность работы.

1. Составление рассказа по большому рисунку «Отдых на берегу реки» с опорой на его фрагменты (серию маленьких рисунков).

Учащиеся рассматривают большой рисунок на развороте станиц букваря. Организуется беседа по его содержанию. Рассказ составляется по опорным вопросам учителя.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что описывая содержание большого рисунка, мы последовательно описываем содержание его отдельных фрагментов (частей). Эти отдельные части большого рисунка нарисованы отдельно в виде маленьких картинок.

Учащиеся рассматривают серию рисунков под большой картинкой. Рассказывают, что нарисовано на каждом маленьком рисунке, по опорным вопросам учителя: «Кто изображён? Что он (она, они) делает (делают)? Скажите всё, что узнали».

 

 

Большая картина Речь

¯ ¯

Маленький рисунок Предложение

 

Обобщение учителя:

– Большую картинку можно разделить на более мелкие картинки (рисунки), а из этих частей (маленьких рисунков) можно восстановить всю большую картинку.

Так и наша речь делится на отдельные предложения. Рассказ можно разделить на предложения, а из предложений составить рассказ.

Сказать предложение – значит сообщить что-то о чём-нибудь или о ком-нибудь.

– Какое предложение мы составили о собачках? О девочках? О мальчике? И т.д.

– Давайте придумаем продолжение рассказа – составим ещё одно предложение о лете. Попробуйте выразить свою мысль о лете в предложении.

 

3-й приём. Составление предложения с целью выражения конкретной мысли. В основе приёма – создание собственного высказывания (предложения) как средства общения.

Оборудование: мяч; предметная картинка «мяч».

 

Последовательность работы.

Игра «Скажем больше».

Оборудование: раздаточный материал – карточки-схемы предложений.

 

Учитель определяет тему (школа, осень, магазин, цирк и др.) или демонстрирует любой предмет (карандаш, мяч, ромашка, игрушка и др.). Нужно придумать как можно больше предложений на заданную тему или о предмете. За каждое предложение ученик получает карточку-схему предложения. В конце игры идёт подсчёт, сколько всего предложений про мяч придумал класс.

Наташа умеет вязать.

VIII. Заключение. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итог урока, хвалит всех учащихся за работу, отмечает активность и старательность отдельных учеников.

Учитель сообщает, что цель урока достигнута (мы узнали, что наша речь состоит из предложений), но впереди ещё много новых открытий, которые учащимся предстоит сделать на уроках русского языка.

Приложение

По теме «Предложение»

Дидактическая цель – проверитьумение выделять предложения из потока речи и правильно определять их количество с опорой на готовые схемы.

 

Оборудование для учащихся: индивидуальные листы для выбора правильного ответа из трёх предложенных. Листы подписываются учителем до урока.

 


Задание для устного предъявления учащимся

 

Послушайте.

Моя мечта сбылась. Я учусь в первом классе.

Наш класс очень дружный.

Определите количество предложений. Выберите правильный ответ.

Методика проведения

1. Целеполагание. Учитель объясняет, с какой целью будет выполняться задание. Например: «Проверим, как мы научились выделять из речи отдельные предложения».

Выполнение проверки.

Учитель медленно читает текст. Учащиеся слушают, проверяют правильность выбора ответа.

 

Варианты проведения проверочной работы:

 

1. Учитель по своему усмотрению можетизменить знак для фиксации правильного ответа. Например, вместо знака «+» можно использовать знак «V» или предложить учащимся закрасить квадрат с правильным ответом определённым цветом.

 

2. Варианты ответов предъявляются учащимся не индивидуально на листах, а коллективно – на доске. Каждому варианту ответа соответствует определённый цвет или цифра (1, 2, 3). У учащихся – цветные карточки-сигналы или веера с цифрами для выбора правильного ответа.

3. Для выполнения проверочной работы учащимся раздаются 4 карточки, на каждой – схема одного предложения. После прослушивания текста ученики выкладывают на парте необходимое количество карточек – схем предложений.

Образец карточки:

 
 

 


По усмотрению учителя карточки со схемами предложений могут быть заменены полосками цветной бумаги, счётными палочками, карандашами.
В этом случае учащимся предлагается показать столько полосок (карандашей, счётных палочек), сколько предложений в тексте.

Тиринова О.И.,

кандидат педагогических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования НИО,

доцент кафедры белорусского и русского языкознания

факультета начального образования БГПУ

 

ДидактическИЙ сценариЙ

ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Предложение»

В подготовительнЫЙ период обучения грамоте

(1 класс)

На основе дидактического сценария изучения темы учитель самостоятельно разрабатывает конспект урока, выбирая оптимальный вариант с учётом уровня подготовки учащихся класса.

Тема урока. Предложение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Что учащиеся знают к началу урока:

q люди общаются друг с другом с помощью речи;

q речь бывает устной и письменной.

 

Цели урока:

образовательные:

· закрепление представлений учащихся об устной и письменной речи;

· усвоение понятия «предложение»;

· формирование умения выделять предложение из потока речи;

· освоение способа изображения предложения с помощью схемы;

развивающие:

· развитие речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию предложения (умение понижать и повышать голос);

· развитие синтаксического строя речи: составление предложений по картинке, по заданной теме, по вопросам, по схеме.

воспитательные:

· воспитание внимательного отношения к окружающим людям в ситуации использования средств устной и письменной речи;

· освоение культуры общения: умение точно, ясно излагать свою мысль в предложении.

 

Цели урока на языке учащихся:

Сегодня мы продолжим путешествие по стране русского языка и обязательно сделаем новое открытие. Мы узнаем, что такое предложение, научимся выделять из речи отдельные предложения и изображать их
с помощью схемы.

 

Ключевые вопросы для учащихся:

1. Из чего состоит наша речь?

2. По каким признакам можно узнать предложение?

3. Как записать предложение без букв?

НаЧтоБуду (на что буду обращать внимание):

Основные результаты урока:

1) усвоение существенных признаков предложения;

2) освоение способа выделения предложения из потока речи;

3) освоение способа схематического изображения предложения.

Существенные признаки предложения:

1) предложение выражает законченную мысль;

2) в предложении о ком-либо или о чём-либо говорится, что-то говорится;

3) предложение имеет интонационную законченность (завершённость).

 

Способ выделения предложения из потока речи:

1. Выделение в речевом потоке смысловых звеньев сообщения, выражающих законченную мысль.

2. Выделение грамматической структуры предложения (без введения терминов) с помощью постановки вопросов:

Ø О ком (о чём) говорится в предложении?

Ø Что о нём (о ней, об этом) говорится?

Ø Всё ли сказано?

3. Определение интонационной законченности (завершённости) предложения.

 

Способ изображения предложения на схеме:

1. Предложение изображаем длинным прямоугольником.

2. Начало предложения изображаем вертикальной чертой.

3. В конце предложения ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.

.

?

!

Учебный материал

основной:

1. Учебное пособие по обучению грамоте, входящее в состав УМК, по которому осуществляется образовательный процесс в общеобразовательном учреждении:

· Сторожева, Н.А. Букварь. Учебное пособие для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Народная асвета, 2010. – С. 4–5;

· Клышка, А.К. Букварь. Учебник для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Народная асвета, 2010. – С. 4–5.

дополнительный:

1. Плакат «Карта изучения темы “Речь. Предложение. Слово”» – стилизованный рисунок с изображением островов: «Речь устная иписьменная», «Предложение», «Слово», «Слог», «Ударение».

2. Сюжетные картинки: мальчик в тетради пишет слова; мальчик и девочка разговаривают друг с другом; мальчик набирает текст на компьютере; журналист (в руках микрофон) берёт интервью; девочка подписывает конверт, рядом на столе лежит открытка; театр: на сцене актёры, в зале – зрители; девочка читает книгу; мальчик в наушниках перед компьютером, на экране – его друг; папа читает газету; девочка в наушниках слушает магнитофон; мама читает журнал; семья смотрит телевизор, на экране – диктор новостей; вывеска «Хлеб» над дверью магазина; дедушка в лесу с корзиной грибов зовёт внуков; мужчина держит в руках телефон, на экране телефона – текст (сообщение); женщина разговаривает по телефону.

3. Две аудиозаписи одного текста (первая запись – без интонационного оформления отдельных предложений и без пауз между ними, вторая –
с правильными паузами и интонациями) или два конверта с письмами от Сороки-белобоки и Мудрой Совы – для игровой ситуации «Осенние новости».

4. Сюжетная картинка «Мамины помощники», разрезанная на части. Каждая часть имеет свой мини-сюжет: папа моет посуду; девочка протирает пыль; мальчик пылесосит; малыш складывает в коробку игрушки – для игровой ситуации «Собери картинку».

5. Задания проверочной работы по теме «Предложение».

Оборудование:

1. Карточка с вопросительным знаком.

2. Карточки – условные обозначения для устной и письменной речи (по аналогии с картой изучения темы) или две куклы – одна с конвертом, вторая –
с наушниками или микрофоном.

3. Мобильный телефон.

4. Оборудование для прослушивания аудиозаписи.

5. Кукла, изображающая литературного героя (Незнайку, Петрушку, Буратино или другого героя по выбору учителя).

 

Организационная форма проведения урока: коллективно-распределенная форма организации учебной деятельности учащихся.

Как можно организовать урок (методы и задания)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.