Этап. Моделировка формы тоном — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Этап. Моделировка формы тоном

2017-09-01 882
Этап. Моделировка формы тоном 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи при тоновом решении натюрморта:

а) подчеркнутость переднего плана или композиционно-смыслового центра;

б) постепенное ослабление степени освещенности, активности лепки формы и меры проработанности светотени, по мере удаления формы в глубину рисунка;

в) единство теней по тону и фактуре штриховки (тушевки);

г) проработанность поверхностей, несущих свет, и обобщенность затененных поверхностей;

д) стилевое единство технических приемов изображения объемно-пространственных, светотоновых качеств, составляющих натюрмортную постановку;

е) выдержанность тонального масштаба изображения;

Предметы в натюрморте связаны между собой одинаковыми условиями освещения. В постановке устанавливается определенное, вполне закономерное распределение света, тени, полутонов, освещенности отдельных частей натюрморта.

Степень освещенности предмета, зависит от силы источника освещения и от угла падения светового луча.

В данной работе освещение фронтально-боковое и верхнее. Поэтому падающие тени находятся под предметами и немного падают в бок.

На освещенном предмете можно различить:

-самое освещенное место.

-теневую сторону

-переломный момент в теневой части (самая тёмная часть в тени выявляющая объемность предмета)

-плавный переход между светом и тенью

-тень от самого предмета (падающая тень)

Свет - освещенное место на предмете. Если предмет имеет глянцевую блестящую поверхность, то источник света отражается на ней светлым пятном, называемым бликом.

Тень – неосвещенное место. Все освещённые предметы имеют собственную тень (неосвещённый участок предмета) и падающую тень (тёмный участок на поверхности около предмета). Форма падающей тени зависит от направления и объема света. Собственная тень стремиться повторить контуры самого предмета. Тень, лежащая позади предмета, называется падающей тенью. Она неоднородна по светлоте и темнее тени собственной. Тень собственная светлее тени падающей, так как тень собственная освещается отраженными от предмета лучами.

Построение падающей тени зависит от трех факторов: источника света, объекта и плоскости проецирования (поверхности, на которую падает тень).

Бытовые предметы имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Поэтому, рисуя их нужно сравнивать насколько один предмет темнее или светлее другого. Кроме этого, все предметы различны по материалу, из которого они сделаны. Работая тоном, нельзя забывать об этом. Например, нельзя изображать поверхность самовара и ткань, используя один и тот же технический прием. В первом случае штрих должен быть более четким и сплавленным, во втором - более свободным, фактурным. От правильного использования технических приемов зависит точность передачи материальности изображаемых предметов.

Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины, пространственности в рисунке.

Тональное решение следует начинать исходя из общего впечатления, разбивая вначале на два тона - белый и серый.

После этого следует углубление тона.

Тономназывается степень светлоты поверхности, формы предмета. В зависимости от характера освещенности тона, поверхности предмета может быть различным.

В рисунке с помощью тона, который наносится на форму штриховкой, тушевкой создается форма объема изображаемого предмета.

Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением, так и включением светотени в рисунок. Светотень - постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительным средством, обладающим, большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний.

Для того чтобы показать глубину пространства, следует на фор - эскизе, проложить штрихами тональные отношения. При этом, обратить внимание на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесь учитываются свет и тени на предметах, тональная окраска предметов.

Следует учесть, что направление линий штриховки должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. Тон штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего.

Также тон определяется и на плоскостях, на которых стоят сами предметы натюрморта.

Художественно-образные характеристики плоской поверхности в значительной степени обогащаются в случае применения других, наряду с линией, изобразительных средств, таких, как тон.

Масштабность плоскости, ее зрительный «вес» связаны и с характером распределения на ней светлых и темных тонов. Светлый тон выражает малую зрительную «весомость». Темный тон, наоборот, утяжеляет плоскость. Различное сочетание темных и светлых частей обусловливает различную зрительную характеристику одной и той же плоской поверхности.

Тон, как и линия, служит средством создания таких качеств поверхности, как однородность и разнородность (плоскостность и глубинность). Равномерный тон поверхности выражает однородность, плоскостность. Линейно-тональное членение на основе нюансных или контрастных тональных различий дает разнородную структуру, зрительно деформирует поверхность, придает ей различные пространственные свойства (глубины, кривизны) и т. д.

Явление светлотного контраста лежит в основе приемов, изменяющих структуру плоской поверхности. Толщина и тон контура какой-либо фигуры значительно усиливают ее светлотные характеристики. Темные тона и светлые тона в различных сочетаниях активно меняют плоскостные характеристики поверхности.

Так, например, ослабление постепенного контраста предмета к фону определяет степень глубины, передает пространство экспозиции. Контрастные насыщенные световые отношения характерны для первых планов, нюансные же характерны для последующих, дальних планов.

Пространственные качества плоскости подчеркиваются контуром различной толщины, расположение предметов друг за другом, уменьшением предметов.

Плоская поверхность, равномерно заштрихованная в один тон, воспринимается, по аналогии однотонной, единой, не деформированной. Темные, насыщенные тона делают плоскость весомой, тяжелой. Наоборот, легкие, светлые, ненасыщенные цвета придают ей легкость и воздушность.

Тяжелые цвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие — увеличивают.

Нюанс в рисунке - небольшое различие одного светотеневого тона. Тщательно разработанная система оттенков способствует созданию тонкой проработке светотеневой моделировки.

Нюансные отношения дают слабо выраженные пространственные свойства, контрастные — обостряют их.

В графике контраст - резкое различие, противоположность - один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрасты служат для моделировки объема или выражения пространственных отношений. Вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.

При тональном разборе изображения, можно достигнуть глубины пространства варьированием силы нажима на карандаш и расстояния между штрихами.

Моделировка формы с помощью светотени начинается с теневой части каждого предмета. При этом собственная тень самовара темнее, чем теневая часть заварника. Это обусловлено материалом и цветом предметов. Самовар изготовлен из металла серого цвета, а заварник имеет белый окрас с легкой по тону теневой частью, как на рисунке 7.

Ранее было выявлено положение источника освещения, с учётом этого штрихуются те плоскости, которые так или иначе имеют наклонное положение к источнику освещения. Намечаются контуры падающих теней и штрихуются. Штриховка падающих теней производится от контура вглубь их. Такая штриховка помогает показать, что тень это неосвещенное пространство.

Часто студенты не понимая пространственность падающей тени начинают штриховать из глубины к контуру тени. Это приводит к плоскостности тени, иными словами складывается впечатление, что к рисунку прикрепили вырезанный двухмерный кусок тёмной бумаги. Это не правильно!

Чем дальше от контура, тем светлее пространство в тени, за счёт отражённого света от предметов. Но это не означает, что в глубине тон тени светлее чем теневая часть самого предмета. Если тень падает на плоскость близко от предмета, то она будет более активна с явно выраженным контуром. Это хорошо заметно под самоваром. А позади самовара падающая тень будет еле различима, т. к. плоскость на которую падает тень находится достаточно далеко от самовара, как на рисунке 8.

После того как общая форма каждого предмета выявлена с помощью светотени, нужно переходить к выявлению небольших форм предмета. Средняя часть самовара имеет ярко выраженные бороздки. Их нужно моделировать короткими штрихами. Эти бороздки находятся под различными углами к источнику освещения, поэтому интенсивность штриховки будет разная.

Постоянно нужно сравнивать тоновые соотношения предметов между собой. Задавать себе вопрос: «Что светлее, что темнее?» Находить правильное соотношение тона различных плоскостей.

Натюрморт помещён в определённую среду, в которой действует закон распространения света. При пересечении горизонтальной плоскости стола и дальней вертикальной плоскости, образуется воздушное пространство. В этом пространстве свет пассивен, поэтому лёгкой штриховкой необходимо пройтись по дальней вертикальной поверхности. При этом следует понимать, что вертикальная и горизонтальная части драпировок имёют свой собственный неизменный тон, различие лишь в незначительном изменении освещённости этих плоскостей.

При штриховки дальней части драпировки студенты, не понимая закон рассеивания света, делают ошибку. Дальнею часть драпировки штрихуют на много темнее чем ближнюю, горизонтальную часть. Это приводит к тому, что драпировка состоит из разных по тону материалов. Это не правильно!

Тон штриховки на переднем плане должен плавно переходить в тон дальней части натюрморта. Единственной логической резкой тоновой активностью в драпировке будет на переднем плане, где пересекаются горизонтальная и вертикальная поверхности стола. Активность будет только на не большом участке пересечения плоскостей, по мере удаления вниз от этого участка, тон плавно ослабевает.

Таким образом, выявляется воздушная перспектива в натюрморте. Передний план имеет резкие тоновые переходы, а дальний план находится в дымке, без резкой тоновой активности. Верхняя часть дальней вертикальной плоскости чуть светлее, чем нижняя часть той же плоскости.

Самыми последними и важными элементами на данном этапе являются переломный момент и рефлекс. В теневой части любого по окрасу предмета имеется переломный момент, различие лишь в его активности. Переломный момент должен штриховаться по форме предмета или приближённым к ней. Это самый темный участок теневой части предмета. Чем ближе к источнику освещения, тем сильнее активность момента. На самоваре переломный момент совпадает с расположением бороздок и активность тона сосредоточенна на самой выступающей его части, постепенно ослабевая вниз, как на рисунке 9.

Другим элементом выявляющий объемность формы является рефлекс. Рефлекс способствует иллюзорности закругления формы на плоскости бумаги. Рефлекс-отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого. Если поверхность предмета глянцевая, то рефлекс будет ярче и наоборот, если поверхность матовая, рефлекс еле различим. Рефлекс по силе тона темнее полутона. Правильно нанесённый рефлекс при прищуривании будет сливаться с собственной тенью. При недостаточной светосиле рефлекса рекомендуется пройтись по теневому контуру резинкой с острым ребром, а после нанести лёгкую штриховку, пока не будет положен нужный тон. В случаи, если рефлекс оказался чрезмерно ярким, следует затемнить его.

На ближних предметах, рефлекс будет более активен, чем на дальних.

Значение переломного момента и рефлекса очень велико при моделировке формы тоном. Они помогают рисующему создать иллюзию трёхмерности на двухмерном листе бумаги. Без них предметы казались бы плоскими, не заворачивающими в пространстве.

Итак, подводя итоги данного этапа, следует отметить, что главной задачей при рисовании натюрморта является не только тоновая моделировка предметов, но и создание иллюзии пространственности. Работа будет считаться законченной тогда, когда натюрморт будет находится в пространственной среде.

В приложении 1и 2 представлены студенческие работы исполненные в разных техниках.

ЭТАП. ОБОБЩЕНИЕ

Заключительный этап. Он предполагает процесс завершения рисунка. На этом этапе нужно еще раз провести мысленный анализ работы.

Анализ состоит, прежде всего, в следующем:

1. Рисунок рассматривается с позиции:

- перспективного построения;

- объемности, рельефности форм;

-тонового решения;

-материальности.

2. Обобщение рисунка. В том случае, когда изображаемая деталь, а возможно, и предмет разрушают цельное восприятие рисунка, то этот предмет "смягчается", если он слишком темный, и, наоборот, "уплотняется", если слишком светлый.

3. Художественная выразительность, цельность рисунка. Рисунок не должен быть «вялым» по тону, линия должна быть «живая», пластичная. Штриховка, является неотъемлемой частью художественной выразительности. Необходимо обратить внимание на манеру исполнения штриховки на переднем плане и дальнем плане, если ощущаются какие-либо несоответствия, то тут же исправляются.

Что касается цельности рисунка, на данном этапе необходимо обратить внимание на пространственную среду. Натюрморт должен находиться в одной среде - это и обеспечивает цельность рисунка, как на рисунке 10.

Рассмотренные четыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс, каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего.

Без этапа компоновки, например, трудно начинать построение формы - рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким. Без этапа конструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени, поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той, которая в натуре.

Необязательно стремиться как можно ближе подойти к изображению предмета как такового, нужно выделить светлые и темные места. Однако нужно писать не предмет отдельно, а пространство в целом как основную тему натюрморта.

Подводя итоги всего процесса рисование важно запомнить главные методы работы над рисунком:

-двигаться необходимо от «простого к сложному»

-рисунок должен соответствовать тезису от «общего к частному», а затем от «частного к общему»

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.