Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу

2017-09-01 298
Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренажёр

По русскому языку

Для начальной школы

 

Фразеологизмы

 

Методическое пособие

для учителей начальной школы

 

 

 

Оглавление

 

Пояснительная записка  
Тема 1. Звуки и буквы.  
Тема 2. Слог и перенос.  
Тема 3. Сочетания жи, ши,  
Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу.  
Тема 5. Сочетания чк, чн, щн.  
Тема 6. Ударение.  
Тема 7. Безударные гласные, проверяемые ударением.  
Тема 8. Непроверяемые безударные гласные.  
Тема 9. Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.  
Тема 10. Правописание разделительного мягкого, твёрдого знака.  
Тема 11. Правописание приставок и предлогов.  
Тема 12. Не с глаголами.  
Приложение. История происхождения выражений.    
Фразеологизмы в картинках.  
Литература  

Пояснительная записка

Русский язык богат не только пословицами и поговорками, но и крылатыми выражениями. Они имеют глубокий смысл и передают из поколения в поколение народную мудрость.

Большое значение в развитии речи учащихся играют фразеологизмы. Они составляют национальное богатство языка, точно, метко и образно характеризуют различные стороны окружающей действительности. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше дети их будут знать, тем точнее и красочнее смогут выразить свою мысль.

Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.

Кроме того, фразеологизмы содержат богатый словарный материал для закрепления орфограмм и правил русского языка. Именно эти возможности использованы в данной методической разработке, которая позволяет активизировать работу учащихся на уроках русского языка, облегчает восприятие сложных правил правописания орфограмм в слове.

Рабочую тетрадь можно использовать на орфографических минутках, языковых разминках, а также при работе со словарными словами как дополнение к учебнику «Русский язык» любого учебно-методического комплекта, а также для повторения и закрепления изученного материала.

 

Тема 1. Звуки и буквы

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся мягко.

 

Карточка 1

Встреч… за круглым ст…лом.

Время от времени.

Д…ржать кам…н… за пазухой.

Называт… вещи св…ими именами.

Потерять голову.

 

Карточка 2

Впаст… в немилост….

Вет…р в г…л…ве.

Мастер на все руки.

Кто в лес, кто по др…ва.

Ут…рет… нос.

Карточка 3

Не ударит… л…цом в гря…ь

Не сн…сить г…л…вы.

Хр…нить м…лчание

З…рубит… на н…су.

Хуже гор…кой ред…ки.

 

Карточка 4

Гл…за бы мои не видели.

Д…ржи к…рман ш…ре.

Бумага всё стерпит.

Д…ржать ухо востро.

Вертит…ся в г…л…ве.

 

 

 
   

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся твёрдо.

 

 

Карточка 1

Палка о двух к…нцах.

Ум за разум з…ходит.

Ябл…ко раздора.

З…л…тые руки.

Мухи (не)обидит.

 

Карточка 2

Вол…сы дыбом встали.

П…л…жить к…нец.

Пускат… пыл… в гл…за.

Буква в букву.

Пал…чики …ближешь.

Карточка 3

По доброй воле.

Р…зыграт… как по нотам.

Спрятат… к…нцы в воду.

З…в…зать разг…вор.

С горем пополам.

 

Карточка 4

По горячим сл…дам.

В…дит… за нос.

Гл…за разб…жалис….

З…л…тые горы сулит….

Ябл…ку негде упаст….

 

 

 
   

 

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в этих фразеологизмах.

 

Карточка 1

С м…нуты на м…нуту.

Решетом воду носит….

Выйти сухим из в…ды.

В гл…зах р…бит.

П…вернуться негде.

Карточка 2

Время от вр…мени.

Сидет… сл…жа руки.

Гл…за на мокром месте.

Н…дут…ся как мыш… на крупу.

Рано или поз(?)но.

Карточка 3

М…нутное дело.

Переел…ват… из пустого в порожнее.

Л…жат… мёртвым грузом.

Ч…рным по белому.

Знать как св…и пят… пал…цев.

Карточка 4

Дат… з…лёную ул…цу.

Т…жёлая рука.

В…рит…ся в собственном с…ку.

На скорую руку.

Ставит… на одну доску.

 

 
   

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков

 

Карточка 1

Зу… на зу… не поп…дает.

Из к…нца в к…нец.

На гл…зах у кого-либо.

Много в…ды ут…кло.

Палка о двух к…нцах.

 

Карточка 2

З…дирать нос.

Л…цом к л…цу.

Как с гуся в…да.

Хр…нить как зеницу ока.

В одно мгновение.

Карточка 3

Тише в…ды, ниже тр…вы.

Выпл…кат… все гл…за.

Не в бро…ь, а в гла….

См…треть б…л…ш…ми гл…зами.

Как один ч…ловек.

 

Карточка 4

Вын…сти на св…их плеч…х.

Кусат… себе локти.

На свой страх и риск.

Сест… на св…его к…н…ка.

 

Тема 2. Слог и перенос

Вставьте пропущенные буквы. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

 

Карточка 1

Принят… за чистую монету.

Ч…рным по белому.

Сулит… з…л…тые горы.

Среди белого дня.

Наг…ворить с три короба.

 

Карточка 2

З…л…тых дел мастер.

Ска…ка про белого быч(?)ка.

Белыми нитками ш…то.

З…л…тые руки.

Хот… тр…ва не расти.

Карточка 3

Гл…за на мокром месте.

Искат… вчерашний ден….

Хуже гор…кой ре…ьки.

Под горяч…ю руку.

Д…ведёшь до белого каления.

 

Карточка 4

Перемыват… косточ(?)ки.

Ходит как в воду опущенный.

Тол…ко пятки з…сверкали.

Их в…дой не разол…ёшь.

Кал…чом (не)выманишь.

 

 

 
   

 

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

 

Карточка 1

Не ударит… л…цом в гря…ь.

Кр…вит… душой.

Идти на убыл….

Читат… между строк.

Вкрив… и вкос….

 

Карточка 2

Пл…стис… в хв…сте.

Т…птат…ся на месте.

Д…ржат… …зык за зубами.

В…ртет…ся под н…гами.

Ябл…ку негде упасть.

Карточка 3

Вдол… и поперёк.

П…вернут…ся негде.

Быт… на сед…мом небе.

Стрич… под одну гр…бёнку.

Рано или поздно.

 

Карточка 4

Убит… двух зайцев.

З…блудиться в трёх соснах.

Сем… пятниц на н…деле.

Сем…потов с…шло.

Сплошь и рядом.

 

Тема 3. Сочетания жи, ши

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

 

Карточка 1

Ж...ть ч…ж..м умом.

Ж…ть св…им умом.

В…прос ж…зни и смерти.

Между ж…знью и смерт…ю.

За здорово ж…вёшь.

 

Карточка 2

Навострить уш….

З…девать за ж…вое.

По свеж…м сл…дам.

Ч…ж…ми руками жар загр…бать.

Дрож…т как …синовый лист.

Карточка 3

Вскруж…ть гол…ву.

Пол…ж…ть зубы на полку.

Бит… баклуш….

Ле…ть вон из кож….

Держ.. карман ш…ре.

 

Карточка 4

Хоть кол на г…лове теш….

Ш…ворот-навыворот.

Ж…ть на ш…рокую ногу.

Уйти несолоно хлебавш…

Задеть за ж…вое.

 

 

Карточка 1

Г...л…ва на пл…ч…х.

Родит…ся под сч…стливой зв…здой.

За сем…ю печ…тями.

Испит… гор…кую ч…шу.

В ч..с по ч…йной ло…ке.

 

Карточка 2

Встреч…ть в штыки.

Ходяч…я энциклопедия.

Отвеч…ть г…л…вой.

Вос…мое ч…до света.

Ходят с пр…тянутой рукой.

Карточка 3

Ч…чело г…роховое.

Ч…вство локтя.

Смотрет… ч…ж…ми гл…зами.

Полная ч…ша.

Почва уходит из-под ног.

 

Карточка 4

Б…жать, как от ч…мы.

Битый ч…с.

Валит… в одну куч….

Нач…ть с чистого л…ста.

Переполнит… ч…шу терпения.

 

 

 
   

 

Тема 5. Сочетания чк,чн, нщ

Вставьте пропущенные буквы. К словам с безударной гласной в корне или сомнительной согласной напишите проверочные слова.

 

Карточка 1

Первая ласточ(?)ка.

Хле... насущ(?)ный.

В…сеть на ниточ(?)ке.

М…лоч(?)ные реки и кисел…ные б…р…га.

Шапоч(?)ное знакомство.

 

Карточка 2

Первая ласточ(?)ка.

Как сел…дей в бочке.

Перемыват... косточ(?)ки.

Ска…ка про белого быч(?)ка.

Попался на удоч(?)ку.

 

 

Карточка 3

Без суч(?)ка, без задоринки.

Бит… в одну точ(?)ку.

Блюдеч(?)ко с г…лубой каёмоч(?)кой.

Божий одуван(?)чик.

Втирать оч(?)ки.

Карточка 4

Дать сто оч(?)ков вперёд кому-либо.

Ло…ка дёгтя в боч(?)ке мёда.

Молоч(?)ные реки, кисел…ные б…рега.

Одетый с иголоч(?)ки.

Попасть в точ(?)ку.

 

 

Тема 6. Ударение

Поставьте ударение в словах. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите имена существительные и разделите для переноса.

 

Карточка 1

На все четыре стор…ны.

Как св…и пять пал…цев.

Заблудит…ся в трёх соснах.

По пал…цам пересчитат….

Встат… с левой н…ги.

 

Карточка 2

Как гром среди ясного неба.

Подлит… масло в огон….

Вст…влять палки в к…лёса.

Как с луны св…лился.

Разыграть как по нотам.

Карточка 3

Не верит… св…им ушам.

Бабушка надвое ск…зала.

Длинный …зык.

Одна н…га здесь, другая там.

П…терять почву под н…гами.

 

Карточка 4

Витат… между небом и з…млёй.

Как небо от з…мли отлич…ться.

Как в…ды в рот н…брал.

Не вешат… носа.

 

 

Тема 7. Безударные гласные,

проверяемые ударением

 

Карточка 1

Ломать гол…ву.

З...л…тые руки.

Путаться под н…гами.

Пятое к…л…со в телеге.

Светлая г…л…ва.

 

Карточка 2

Ветреная г…л…ва.

Бр…саться в гл.за.

Вверх н…гами.

Все гл…за выпл…кать.

Вол…сы дыбом встали.

 

Карточка 3

Вор…тить нос.

(Вы)х…дить (из)себя.

Г…ра с плеч.

Г...л…ва кругом идёт.

Д…ржать …зык за зубами.

 

Карточка 4

Д…ржать в ежовых рук…вицах.

Желторотый пт…нец.

Прогл…тить …зык.

Пускать пыль в гл…за.

Прятат… гол…ву в п…сок.

 

Карточка 5

Н…сить (на)руках.

З...в…рить кашу.

З…сучив рук…ва.

Как г…ра с плеч.

Как с гуся в…да.

 

Карточка 6

Ст…ять г…рой.

З…крывать гл…за.

Г…л…ва вскруж…лась.

Тише в…ды, ниже тр…вы.

(На)край света б…жать.

 

Карточка 7

З...л…тые руки.

На вес зол...та.

За тридевять з…мель.

Моё дело ст…р…на.

Сулить з...л…тые горы.

 

Карточка 8

В гл…за г…в…рить.

Ходуном х…дить.

З…л…тые горы сулить.

Гл…за разб…гаются.

 

Карточка 9

Св…дить к…нцы с к…нцами.

См…треть правде в гл…за.

Тише в…ды, ниже тр…вы.

Вертится в г…л…ве.

 

Карточка 1

Идти пр…мой д…рогой.

Белая в…рона.

Ч…л...век с б…льшой буквы.

Бр…сать на вет…р сл…ва.

К…рова …зыком сл…зала.

 

Карточка 2

Найти общий …зык.

М…дведь на ухо н…ступил.

З…лёная ул…ца.

Злой …зык.

Стреляный в…р...бей.

 

Карточка 3

Хв…таться за с…ломинку.

Ждать у моря п…годы.

Ябл…ку негде упасть.

Два с...п…га пара.

Ни к с...лу ни к гор…ду.

 

Карточка 4

Н…сить воду решетом.

При царе Г…рохе.

Витать в...бл…ках.

Сем.. пятниц на н…деле.

Буря в ст…кане в…ды.

 

Карточка 5

Ж…ть как кошка с с…бакой.

Жечь свои к…р…бли.

Прокладывать д…рогу.

Идти св...ей д…рогой.

…зык прогл…тить.

 

Карточка 6

Буря в ст…кане в.ды.

М…двеж…я услуга.

Гус… свин…е не т…варищ.

Труслив, как за…ц.

Вставлят… палки в к…лёса.

 

Карточка 7

Болтлив, как с…рока.

В…ртеться, как белка в к…лесе.

В…рон считат….

Ч…ловек с головой.

…зык без костей.

 

Карточка 8

Труслив, как за…ц.

Тянуть за …зык.

Мокрый, как кур…ца.

Ч…рный день.

Острый на …зык.

 

Карточка 9

Как об стенку г…рох.

Ру…ким …зыком сказано.

Быть не в св…ей т…релке.

…зык до Киева д…ведёт.

Бр…сать камни в чей-либо ог…род.

 

Карточка 10

…зык сл…мать можно.

Шут г…роховый.

С…рока на хв…сте принесла.

Х…рошего помаленьку.

Ябл…ко раздора.

 

Карточка 11

См…треть как б…ран на новые в..рота.

С к…рабля на бал.

Прятать гол..ву в п…сок.

После дождич(?)ка в ч…тверг.

Отпл…тить той же м…нетой.

Вставать с п…тухами.

 

Карточка 12

Первый парен… на д…ревне.

Ни в какие в…рота (не)лезет.

М…роз по коже.

Мал…ч…к на побегушках.

Игра в одни в…рота.

Г…в..рить на разных …зыках.

 

На конце и в середине слова

 

Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова.

 

Карточка 1

Играть в ко…ки-мы…ки.

Купит… к…та (в)ме…ке.

Лё…кая рука.

Лё… тронулся.

Измерят… на гла….

 

Карточка 2

Не св…дить гла....

Нал…мать дро....

Глуп как про...ка.

Х…дить на задних ла….ках.

Хоть пру... пруди.

 

Карточка 3

Быть не из ро…кого десятка.

С глазу на гла....

Т…чить зу....

Сбит…ся с но....

Лё…кая рука.

 

Карточка 4

С лё...ким сер(?)цем.

Лё… тронулся.

Как скво… землю пров…лился.

Как сне... на гол...ву.

Видеть наскво....

 

Карточка 5

Ни в ска…ке сказат…, ни пером описат….

Медве… на ухо н..ступил.

У..ки на макушке.

Зу… на зу… не попадает.

Со всех но….

Стоят… на задних ла(?)ках.

 

 

Мягкого, твёрдого знака

В словах с пропущенными буквами выделите корень, вставьте необходимую орфограмму, разделите на слоги.

 

Карточка 1

М…двеж…я услуга.

Заяч…я душа.

Ни днём ни ноч…ю.

С.баку с…ел.

Волк (в)овеч…ей шкуре

 

Карточка 2

Плакать в три руч…я.

Водой не разол…ёшь.

В.рона в павлин.их пер…ях.

Между жизн…ю и смерт…ю.

Пол…вать гряз…ю.

 

Карточка 3

На распут…е.

За сем…ю замками.

Груд…ю ст…ять за что-либо.

Сер(?)це кров…ю обл…вается.

Пуд соли с…есть.

 

Карточка 4

Л…ёт как из ведра.

Шубы не сош…ёшь.

По щ…ч…ему велен…ю.

Т…жёл на под…ём.

Даже бров…ю не шевельнул.

 

Карточка 1

Язык (до)Киева (до)ведёт.

Как рыба (в)в…де.

(На)шла к…са (на)камень.

(С)водить к…нцы (с)к…нцами.

Делать (из)мухи сл…на.

 

Карточка 2

(Вы)водить (на)чистую воду.

(Вы)х…дить сухим (из)в…ды.

Как в…ды (в)рот (на)брал.

(До)поры (до)времени.

(На)ступить (на)…зык.

 

Карточка 3

Рукой п…дать.

(Вы)х…дить (из)терпения.

Дом п…строить (на)п…ске.

Нос не д…рос.

В…дить (за)нос.

 

Карточка 4

Камень (на)сер(?)це.

Ставить (на)одну доску.

Когда рак (на)г…ре свистнет.

(В)втираться (в)доверие.

(С)биться (с)ног.

 

Карточка 5

Как (с)Луны (с)валился.

Ему (про)Фому, а он (про)Ерёму.

Прыгать (от)радости.

Сидет… как (на)иголках.

(С)ходить (со)сцены.

 

 
   

 

 

Тема 12. Не с глаголами.

Раскройте скобки, к словам с пропущенными буквами подберите проверочные.

 

Карточка 1

(Не)верить св…им гл…зам.

(Не)знал, куда гл…за д...вать.

(Не)ударить в грязь л…цом.

Комар носа (не)подточит.

К…нцов (не)соберёшь.

Явился – (не)запылился.

 

Карточка 2

Звёз… с неба (не)хватает.

В…дой (не)разол…ёшь.

Хоть тр…ва (не)расти.

(Не)видеть дал…ше собственного носа.

Руки (не)д…ходят.

Всех дел (не)переделаешь.

 

Карточка 3

Маковой р…синки во рту (не)было.

(Не)нах…дить себе места.

(Не)вешать носа.

За словом в к…рман (не)полезет.

(Не)видать как св…их ушей.

И ухом (не)п…вёл.

 

Карточка 4

(Не)упускать из виду.

Гл…за бы мои (не)глядели.

(Не)видать света белого.

(Не)знать с какими гл…зами появиться

…зык (не)поворачивается.

Карточка 5

Глазом (не)моргнул.

(Не)идёт в гол…ву.

Даже бров…ю (не)шевельнул.

(Не)дать шагу сделат….

Зу… на зу… (не)попадает.

Калачом (не)з…манишь.

 

Карточка 6

(Не)упускать из виду.

Носа (не)высунешь.

В подмётки (не)годит(?)ся.

(Не)выходит из г…л…вы.

(Не)сходить с …зыка.

Гроша ломаного (не)стоит.

 

Карточка 7

Кусок в горло (не)лезет.

От з…мли (не)видать.

Ни в какие в…рота (не)лезет.

(Не)верить св…им ушам.

Кашу маслом (не)испортишь.

Дареному коню в зубы (не)смотрят.

 

Провалиться сквозь землю.

Эти слова встречаются в двух видах. Иной раз - как клятвенная формула: «Провалиться мне сквозь землю, если я лгу!» В других случаях - как гневное заклятие: «Провались ты сквозь землю!» И там и тут они восходят к древним представлениям об аде, подземном обиталище усопших грешников, где их души испытывают страшные мучения. Есть и другие варианты этой поговорки: «провалиться в тартарары» (то есть «в Тартар» - древнегреческий ад) или просто «провалиться на этом месте», и так далее. Смысл повсюду один и тот же. Нередко она имеет значение: пропасть, бесследно потеряться.

 

Пускать пыль в глаза – хвастаться тем, чего на самом деле нет, обманывать.

Предполагают, что первоначально это выражение имело прямое значение: бывали случаи, что в кулачном бою и в самом деле бросали пыль в глаза противнику и таким обманным способом побеждали его. Потом был запрещён такой способ «победы». А выражение это стало употребляться переносно в значении: «хвастаться, создавать ложное впечатление».

 

Распускать нюни – проявлять слабость, унывать.

«Нюни» - так в народе называют мокрые опущенные губы, какие обычно бывают у плачущего человека.

 

Светлая голова – умный человек.

В этом выражении слово голова употребляется в переносном значении «ум, разум».

 

Спит с открытыми глазами – настороженный человек.

Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всё видят. А если точнее, то плёнка, прикрывающая глаза, совсем тоненькая, прозрачная.

 

Уйти несолоно хлебавши – остаться неудовлетворённым, разочароваться, не получить того, на что рассчитывал.

На Руси соль была дорогим продуктом. Тогда варили, пекли без соли, а солили пищу уже за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить своё почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А сидевшему в дальнем конце стола, иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши.

 

Умыть руки – снять с себя всякую ответственность за что-либо, объявить о своем неучастии в деле.

В древнем восточном обычае: человек, не виноватый в преступлении, омывал водой руки и во всеуслышание заявлял: «Я не повинен в сем». Или: «Руки мои чисты». Это равнялось торжественной клятве.

Филькина грамота – безграмотно составленный документ.

Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское. Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп. В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами. За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь. Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».

Чучело гороховое – безобразно, нелепо одетый человек, вызывающий насмешку. Чучело – пугало, которое устанавливают в огородах для отпугивания птиц. Такое чучело-пугало уславливалось чаще всего на гороховых полях. Это насмешливое выражение и возникло из сравнения безобразно, безвкусно одетого человека с таким пугалом.

 

Чепуха на постном масле – ерунда.

Коровье масло (сливочное) было дорогим, а постное (льняное или конопляное) - дешёвым. Hа постном масле готовились скудные кушанья для простого люда, понятие "на постном масле" означало второсортность продукта, заведомую дешёвку. То есть, чепуха на постном масле это не просто ерунда, а ерунда сугубая.

 

Шарашкина контора – контора жуликов, обманщиков.

Этот фразеологизм возник в живой разговорной речи, и имеет негативный характер. Слово шарашкина связано этимологически со словом шарашь (шваль, голытьба, жульё).

 

Шиворот навыворот – сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать.

Было время, когда выражение «шиворот-навыворот» связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во времена Ивана Грозного провинившегося барина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу под свист и улюлюканье уличной толпы.

Шапочное знакомство – поверхностное знакомство.

Друзья при встрече пожимали друг другу руки, близкие друзья или родственники обнимались, а просто знакомые – приподнимали шляпу.

 

Шут гороховый – пустой человек, чудак, служащий всеобщим посмешищем.

Раньше, на поле, засеянное горохом, ставили пугало – шут гороховый. Во время святочных забав в числе действующих лиц был ряженный, окутанный гороховой соломой. В конце Масленицы возили соломенное чучело – шута горохового. Гороховой соломой украшали себя и скоморохи.

 

Явился – не запылился - выражение раздражения по поводу чьего-либо нежелательного прихода.

Этот оборот собственно русский. Когда слугу посылали с поручением куда-либо, а он являлся назад в незапыленной одежде и обуви, это говорило о недобросовестном выполнении поручения или о его невыполнении, т. к. пройти какое-то расстояние по пыльной дороге и не запылиться было невозможно.

 

Язык проглотить – молчать.

Оберегая свои секреты, восточные (да и не только восточные) владыки окружали себя глухонемыми телохранителями, а если немых от природы силачей недоставало, не стеснялись урезать языки обычным воинам. Ничего не скажешь, метод надёжный, вот только к гонцам его применить невозможно, ведь гонец обязан передать поручение на словах, поскольку доверять тайны бумаге было бы по меньшей мере опрометчиво. Однако гонца могли перехватить, взять в плен и пытками или колдовством вырвать у него военную тайну. Hа этот случай давался строгий приказ: попав в плен, гонец должен был откусить собственный язык и проглотить его. Откусить - понятно, но глотать-то зачем? А на всякий случай, а то вдруг чародеи врага заставят разговориться откушенный язык... А так, языка нет и говорить некому.

Есть у этого же словосочетания иной смысл. Ведь язык это не только орган речи, он, кроме того, перемешивает пищу при жевании. И если еда оказывается очень вкусной, то кажется, что и язык готов проглотить вместе с угощением. «Язык проглотишь» – т.е. очень вкусно

«Я покажу тебе, где раки зимуют» – говорили так, если кого-то хотели очень сильно наказать.

Выражение связано с историей нашего народа. Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это было делом очень трудным и небезопасным, так как приходилось много часов доставать их со дна ледяной реки. Многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение.

 

 

Фразеологизмы в картинках (Приложение)

 

Литература

 

  1. Толковый словарь крылатых слов и выражений. – М.: «Мартин», 2007.
  2. Школьный фразеологический словарь русского языка. В.П. Жуков, А.В.Жуков. – М.: «Просвещение», 2006.
  3. В.В. Волина «Весёлая грамматика». – М.: Знание, 1995.
  4. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Учим русский с увлечением – 2». – М.: 5 за знания, 2005
  5. «Начальная школа», № 12, 1990 г. Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка.
  6. «Начальная школа», № 7, 2001 г. Почему мы так говорим?
  7. «Начальная школа», № 2, 2002 г. Почему мы так говорим?
  8. «Начальная школа», № 7, 2002 г. Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами.
  9. Интернет http://frazbook.ru//

Тренажёр

По русскому языку

Для начальной школы

 

Фразеологизмы

 

Методическое пособие

для учителей начальной школы

 

 

 

Оглавление

 

Пояснительная записка  
Тема 1. Звуки и буквы.  
Тема 2. Слог и перенос.  
Тема 3. Сочетания жи, ши,  
Тема 4. Сочетания ча, ща, чу, щу.  
Тема 5. Сочетания чк, чн, щн.  
Тема 6. Ударение.  
Тема 7. Безударные гласные, проверяемые ударением.  
Тема 8. Непроверяемые безударные гласные.  
Тема 9. Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.  
Тема 10. Правописание разделительного мягкого, твёрдого знака.  
Тема 11. Правописание приставок и предлогов.  
Тема 12. Не с глаголами.  
Приложение. История происхождения выражений.    
Фразеологизмы в картинках.  
Литература  

Пояснительная записка

Русский язык богат не только пословицами и поговорками, но и крылатыми выражениями. Они имеют глубокий смысл и передают из поколения в поколение народную мудрость.

Большое значение в развитии речи учащихся играют фразеологизмы. Они составляют национальное богатство языка, точно, метко и образно характеризуют различные стороны окружающей действительности. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше дети их будут знать, тем точнее и красочнее смогут выразить свою мысль.

Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.

Кроме того, фразеологизмы содержат богатый словарный материал для закрепления орфограмм и правил русского языка. Именно эти возможности использованы в данной методической разработке, которая позволяет активизировать работу учащихся на уроках русского языка, облегчает восприятие сложных правил правописания орфограмм в слове.

Рабочую тетрадь можно использовать на орфографических минутках, языковых разминках, а также при работе со словарными словами как дополнение к учебнику «Русский язык» любого учебно-методического комплекта, а также для повторения и закрепления изученного материала.

 

Тема 1. Звуки и буквы

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся мягко.

 

Карточка 1

Встреч… за круглым ст…лом.

Время от времени.

Д…ржать кам…н… за пазухой.

Называт… вещи св…ими именами.

Потерять голову.

 

Карточка 2

Впаст… в немилост….

Вет…р в г…л…ве.

Мастер на все руки.

Кто в лес, кто по др…ва.

Ут…рет… нос.

Карточка 3

Не ударит… л…цом в гря…ь

Не сн…сить г…л…вы.

Хр…нить м…лчание

З…рубит… на н…су.

Хуже гор…кой ред…ки.

 

Карточка 4

Гл…за бы мои не видели.

Д…ржи к…рман ш…ре.

Бумага всё стерпит.

Д…ржать ухо востро.

Вертит…ся в г…л…ве.

 

 

 
   

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните согласные, которые при произношении слышатся твёрдо.

 

 

Карточка 1

Палка о двух к…нцах.

Ум за разум з…ходит.

Ябл…ко раздора.

З…л…тые руки.

Мухи (не)обидит.

 

Карточка 2

Вол…сы дыбом встали.

П…л…жить к…нец.

Пускат… пыл… в гл…за.

Буква в букву.

Пал…чики …ближешь.

Карточка 3

По доброй воле.

Р…зыграт… как по нотам.

Спрятат… к…нцы в воду.

З…в…зать разг…вор.

С горем пополам.

 

Карточка 4

По горячим сл…дам.

В…дит… за нос.

Гл…за разб…жалис….

З…л…тые горы сулит….

Ябл…ку негде упаст….

 

 

 
   

 

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в этих фразеологизмах.

 

Карточка 1

С м…нуты на м…нуту.

Решетом воду носит….

Выйти сухим из в…ды.

В гл…зах р…бит.

П…вернуться негде.

Карточка 2

Время от вр…мени.

Сидет… сл…жа руки.

Гл…за на мокром месте.

Н…дут…ся как мыш… на крупу.

Рано или поз(?)но.

Карточка 3

М…нутное дело.

Переел…ват… из пустого в порожнее.

Л…жат… мёртвым грузом.

Ч…рным по белому.

Знать как св…и пят… пал…цев.

Карточка 4

Дат… з…лёную ул…цу.

Т…жёлая рука.

В…рит…ся в собственном с…ку.

На скорую руку.

Ставит… на одну доску.

 

 
   

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков

 

Карточка 1

Зу… на зу… не поп…дает.

Из к…нца в к…нец.

На гл…зах у кого-либо.

Много в…ды ут…кло.

Палка о двух к…нцах.

 

Карточка 2

З…дирать нос.

Л…цом к л…цу.

Как с гуся в…да.

Хр…нить как зеницу ока.

В одно мгновение.

Карточка 3

Тише в…ды, ниже тр…вы.

Выпл…кат… все гл…за.

Не в бро…ь, а в гла….

См…треть б…л…ш…ми гл…зами.

Как один ч…ловек.

 

Карточка 4

Вын…сти на св…их плеч…х.

Кусат… себе локти.

На свой страх и риск.

Сест… на св…его к…н…ка.

 

Тема 2. Слог и перенос

Вставьте пропущенные буквы. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

 

Карточка 1

Принят… за чистую монету.

Ч…рным по белому.

Сулит… з…л…тые горы.

Среди белого дня.

Наг…ворить с три короба.

 

Карточка 2

З…л…тых дел мастер.

Ска…ка про белого быч(?)ка.

Белыми нитками ш…то.

З…л…тые руки.

Хот… тр…ва не расти.

Карточка 3

Гл…за на мокром месте.

Искат… вчерашний ден….

Хуже гор…кой ре…ьки.

Под горяч…ю руку.

Д…ведёшь до белого каления.

 

Карточка 4

Перемыват… косточ(?)ки.

Ходит как в воду опущенный.

Тол…ко пятки з…сверкали.

Их в…дой не разол…ёшь.

Кал…чом (не)выманишь.

 

 

 
   

 

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

 

Карточка 1

Не ударит… л…цом в гря…ь.

Кр…вит… душой.

Идти на убыл….

Читат… между строк.

Вкрив… и вкос….

 

Карточка 2

Пл…стис… в хв…сте.

Т…птат…ся на месте.

Д…ржат… …зык за зубами.

В…ртет…ся под н…гами.

Ябл…ку негде упасть.

Карточка 3

Вдол… и поперёк.

П…вернут…ся негде.

Быт… на сед…мом небе.

Стрич… под одну гр…бёнку.

Рано или поздно.

 

Карточка 4

Убит… двух зайцев.

З…блудиться в трёх соснах.

Сем… пятниц на н…деле.

Сем…потов с…шло.

Сплошь и рядом.

 

Тема 3. Сочетания жи, ши

 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

 

Карточка 1

Ж...ть ч…ж..м умом.

Ж…ть св…им умом.

В…прос ж…зни и смерти.

Между ж…знью и смерт…ю.

За здорово ж…вёшь.

 

Карточка 2

Навострить уш….

З…девать за ж…вое.

По свеж…м сл…дам.

Ч…ж…ми руками жар загр…бать.

Дрож…т как …синовый лист.

Карточка 3

Вскруж…ть гол…ву.

Пол…ж…ть зубы на полку.

Бит… баклуш….

Ле…ть вон из кож….

Держ.. карман ш…ре.

 

Карточка 4

Хоть кол на г…лове теш….

Ш…ворот-навыворот.

Ж…ть на ш…рокую ногу.

Уйти несолоно хлебавш…

Задеть за ж…вое.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.53 с.