Сурское море-96: поход первый — КиберПедия

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сурское море-96: поход первый

2017-09-01 243
Сурское море-96: поход первый 0.00 из 5.00 0 оценок

Нынешнее лето в Пензе выдалось на редкость жарким и засушливым. В начале и в середине июля были дни, когда температура воздуха в тени доходила до + 360С. Очень тёплыми были и ночи. В самый пик жары нам, однако, осуществить давно задуманный поход с ночёвкой на Сурское море в силу различных причин не удалось. К тому же Виктор Дубинин и Игорь Тужилов, взяв с собой палатку, подались в Крым, и их участие отпало само собой. Первоначально поход был запланирован на 20-21 июля, но затем его отложили ещё на неделю. Тем временем немного похолодало, но дождей по-прежнему не было. В последний момент от участия в походе отказался Миша Эскин, и в итоге в походе 27-28 июля приняли участие 6 человек: автор статьи с женой Еленой, Александр и Неля Голяковы, Борис Хейфец и Кира Сдобина, причём для Киры это был первый поход с ночёвкой, начиная с 1990 года, когда она вместе с нами ходила к «Дубу». Поход решено было сделать комбинированным – часть участников (я, Лена и Борис) отправлялась в путь на велосипедах, остальные – на мотоцикле Саши Голякова.

Утро 27 июля выдалось солнечным и тёплым. Сбор всех участников похода был назначен у Саши Голякова в Ахунах. Наш веломотопоход решили провести следующим образом: сначала выезжают велосипедисты, затем Голяков с Кирой на мотоцикле; мы встречаемся у плотины Сурского гидроузла, добираемся вместе до стоянки, а потом Саша едет на мотоцикле в Ахуны и привозит Нелю.

Итак, в 10.15 я, Лена и Боря, сев в сёдла своих «железных коней», отправились в дорогу. К сожалению, раньше выехать из Ахун нам не удалось, и вновь, как и два года

- 13 -

назад, добираться до моря пришлось по жаре: к полудню температура воздуха приблизилась к отметке + 300С. Но обо всём по-порядку.

Первоначально мы планировали ехать по Золотарёвской трассе до поворота на село Возрождение, а затем от Возрождения двигаться просёлком к Муравьёвке до плотины. Но в последний момент мы с Леной передумали и поехали через Бурчиху. До Бурчихи добрались без проблем, набрали на даче яблок, налили воды из колодца в пластиковую бутылку и тронулись дальше. Здесь я хочу отметить, что на избрание данного пути повлияло то, что Ленин племянник Виталий незадолго до нашего похода ездил на велосипеде этим маршрутом к Сурскому морю и сказал, что проехать там можно, только на отдельных участках встречается песок. Но едва мы отъехали от Бурчихи по направлению к Возрождению, как выяснилось, что песок на дороге был не на «отдельных участках», а почти везде, и нам пришлось тащить гружёные велосипеды на себе. Да, если бы перед походом прошли дожди, то данная дорога была бы очень даже неплохой – по мокрому песку можно катить, как по асфальту, но, увы, нам приходилось вести нелёгкую борьбу с сухим сыпучим песком, и если бы не окружавший дорогу лес, то у нас вполне могло создаться впечатление, что мы путешествуем по Каракумам или Сахаре.

Около 11 часов мы добрались до с.Возрождение, выехав из леса прямо к «замку» то ли «нового русского», то ли кого-то из большого начальства, окружённого высоченным забором с сигнализацией. Проехав немного по асфальтированной дороге, ведущей к автобусной остановке, мы покинули село и снова углубились в лес по песчаной просёлочной дороге по направлению к Муравьёвке. Немного отойдя (именно отойдя, а не отъехав!) от Возрождения, мы сделали попытку свернуть вправо по казавшейся широкой лесной дороге, на которой не было песка. Но эта дорога вскоре привела нас в тупик – на поляну, где когда-то велись лесозаготовительные работы. Сделав изрядный крюк по лесному бездорожью в надежде выбраться на какую-нибудь тропу, мы опять вернулись на прежнюю песчаную дорогу. Солнце припекало всё сильнее, и тащить на себе велосипеды становилось всё труднее, пришлось несколько раз останавливаться для краткого отдыха. Пропустив ещё одну дорогу, сворачивающую вправо, из-за опасения снова попасть в тупик, мы окончательно застряли в песке и безнадёжно выбились из графика движения. Следующую просеку мы пропускать уже не стали, и, хотя она была сильно заросшей, проехать по ней нам удалось. Вот только Лена едва не потеряла в кустах свою спортивную кофту, а вот песенники, лежавшие сверху в её плохо завязанном рюкзаке, всё же потерялись, но это обнаружилось уже на стоянке. В 13.10 мы наконец-то выбрались к Муравьёвке, а ещё через несколько минут – к плотине Сурского моря, где нас уже около двух часов ожидали Саша и Кира. Одного взгляда на нас им было достаточно, чтобы догадаться, что нам в дороге пришлось несладко, особенно Лене, ведь она всё-таки была представительницей слабого пола, хотя и держалась в пути молодцом. Саша нам рассказал, что тоже далеко не везде проехал нормально, но всё же мотоцикл есть мотоцикл, хотя и изрядно нагруженный!

Мы решили ехать на ту же стоянку, где я уже был с Леной и Борей в 1994 году. Я объяснил Голякову, где встречаемся, и он с Кирой поехал в объезд верхней дорогой, а мы сделали попытку проехать нижней, более короткой дорогой. Но нас не пустил по ней охранявший плотину омоновец со здоровенной овчаркой, весьма недружелюбно лаявшей на трёх велосипедистов. Я всё-таки решил не ехать в объезд, а немного пройдя лесом, опять выйти на нижнюю дорогу, что и проделал вместе с Леной. А вот Борис, которому надоело продираться по кустам, поехал вслед за Сашей и кружил по лесу ещё час. Мы же, обманув охрану, приехали на условленную развилку даже раньше Саши и Киры, а затем уже вместе с ними проехали на стоянку. Сгрузив вещи и оставив с ними Киру

- 14 -

Голяков в 14.30 умчался в Ахуны за Нелей. Вскоре добрался до стоянки и Хейфец.

Но расположиться на этой стоянке нам, увы, не удалось: заявились два омоновца, один старый знакомый с блок-поста, другой – «новенький», с автоматом на плече. Они сказали нам, что мы находимся в запретной двухкилометровой зоне, нас видно с плотины, и попросили переместиться немного вверх по течению. Спорить с ними не было никакого смысла, мы ответили, что покинем эту стоянку, только немного перекусим. Ведь часы показывали уже 16 часов, а во рту с тура не было ни крошки!

После перекуса я пошёл вверх по течению пешком по «партизанской тропе» вдоль берега и в полукилометре обнаружил две подходящих стоянки. Оставив Бориса дожидаться Сашу и Нелю, я с Леной и Кирой с вещами переместился на новое место. Из двух стоянок мы выбрали одну, на наш взгляд, более уютную, закрытую от посторонних глаз высокими деревьями. Погода тем временем немного изменилась: начал дуть сильный ветер, поднявший волну в водохранилище, небо затянула сплошная облачность, но она была высокой и совсем не похожей на те низкие свинцовые тучи, что сопровождали нас в прошлогоднем походе на Акульку. Источник питьевой воды оказался совсем рядом, хотя я его сразу не приметил и один раз сходил за водой к дальнему роднику. Все, кто добирался сюда на велосипедах, сильно устали, и я, чтобы прийти в себя, окунулся в Сурское море. Вода была тёплой (примерно 230С), немного зеленоватой от водорослей и чистой, а вот пляжик возле стоянки оказался, мягко говоря, не слишком удобным: небольшие, но острые камни больно кололи босые ноги. Искупавшись и взбодрившись, я с Леной и Кирой принялся устанавливать одну из палаток (мою, у которой было всё в комплекте).

В 17 часов послышался треск мотоцикла, и на нашей стоянке появились Саша с Нелей, а следом за ними – Борис. Вторую палатку, взятую напрокат у Сергея Ситникова на его работе, я ставил с помощью Лены, Бориса и Саши (пришлось вырубать стойки и колышки), а Неля с Кирой отправились по дрова. Я с Сашей тоже вскоре к ним присоединился. Боря разжёг костёр, и пока нажигались угли для шашлыка (Неля замочила в винном соусе куриные окорочка), Голяков и Хейфец искупались в Сурском

море, а вот дамы в этот вечер зайти в воду так и не рискнули. Ветер тем временем утих, и на поверхности водохранилища воцарилась тишина, практически не нарушаемая даже всплеском рыб.

Шашлыки изжарились, мы собрали стол и в 19 часов сели ужинать. Под куриные окорочка пошли в ход моё домашнее вино и «брынцаловская» водка фирмы «Ферейн», привезённая Борей, кто что хотел. Затем пили чай из лесных трав со сладостями. После ужина Лена, Кира, Неля и Боря сели играть в домино, а мы с Сашей поочерёдно пели

- 15 -

песни под его походную гитару. Кроме того, я и Борис по разу искупались уже в надвигающихся сумерках.

В десять часов вечера доминошникам стало ничего не видно, и все расположи-лись возле костра, ведя неторопливые разговоры и слушая песни в исполнении двух Александров. С наступлением темноты в окружающих нас кустах стали раздаваться разные шорохи – там шныряли как мелкие, так и более крупные зверьки. Один из зверей произвёл особенно сильный шум возле нашей палатки, испугав проходившую мимо Лену. Мы ещё подумали: не кабан ли к нам заглянул на огонёк? Я, взяв у Бориса фонарик и посветив им в кустах, обнаружил, что такой сильный шум производили ежи, гоняющиеся за мышами. Правда, их было много – не менее десятка. Кроме этого шуршания, изредка слышались крики ночных птиц, а вот рыба в Сурском море почти не гуляла. Вечер был тёплый, комары нам практически не докучали, спать не хотелось. Саша взял с собой бинокль, чтобы обозревать окрестности, и в полночь я вместе с ним и Борей разглядывал через окуляры мерцающие огоньки туристских и рыбацких костров на противоположном берегу, а также электрические огни плотины и деревни Камайка. Первой уснула на матраце прямо возле костра Сдобина, а затем в сон потянуло и меня. В два часа ночи мы разбрелись по палаткам: в одной расположились я, Лена и Борис, во второй – все остальные. Ночь, как и вечер, оказалась тёплой – мы даже не застёгивали полог палатки. Я спал довольно крепко и проснулся первый раз в половине восьмого утра.

В нашем лагере царила тишина. Выйдя к реке, я увидел Голякова, который стоял по колено в воде и ловил рыбу своей телескопической удочкой. Он занимался рыбалкой уже с 6 часов утра и в итоге поймал 6 окуней на уху (всем по рыбке). Погода в это утро была великолепной: вчерашние тучи рассеялись без следа, ветра не было, взошедшее из-за леса солнце ослепительно сияло на голубом небе. Я вернулся в палатку и продремал ещё до 9 утра, а затем встал уже окончательно и отправился чистить картошку на завтрак, в то время как Боря и Саша занялись костром.

Наши дамы почивали до 10 утра и поднялись к завтраку, состоявшему в основном из картошки с тушёнкой. Перед завтраком мы с Борисом освежились в Сурском море, окончательно прогнав сонливость. Солнце между тем поднималось всё выше над горизонтом, и вскоре вновь стало жарко. У участников похода начался безмятежный пляжный отдых: все улеглись на матрацах и подстилках, кто на солнце, кто в тени. Саша с Борей принялись играть в шахматы, остальные просто дремали. Затем Кира с Нелей на надувных матрацах отправились в водное путешествие и, заплыв на них за мысок, скрылись из виду, пробыв там довольно долго. Саша уже начал немного беспокоиться, когда «лягушки-путешественницы» наконец возвратились на сушу.

Моя супруга тем временем почистила рыбу для ухи, варить её стали Неля и Кира, а Лена, Боря и я тоже на надувных матрацах поплыли по Сурскому морю. Перед этим я, впрочем, от души наплавался и без матраца. С матраца же мне удалось прижать к берегу и изловить солитёрного подлещика. Мне в этой рыбной ловле активно помогала жена. Пока мы гонялись за рыбой, уха была уже готова. Вот только попробовать её Неле не удалось: она в 14.30 вместе с мужем на мотоцикле покинула стоянку. Обедали мы без них, но Саше уху, конечно же, оставили: ведь он должен был вернуться за Кирой, и вообще, в том, что мы в этот день ели настоящую уху из свежевыловленной рыбы, а не из консервной банки, целиком его заслуга.

Ожидая Сашиного возвращения, мы потихоньку стали сворачивать лагерь. Сутки, что мы провели на стоянке на берегу Сурского моря, пролетели удивительно быстро. Около 17 часов на своём «Минске» вернулся Голяков, отведал ухи и чая, и в 17.30 мы тронулись в обратный путь. Поехали мы на сей раз другой дорогой, разведанной Сашей. Сначала около 6-ти километров ехали лесом, причём Александр, ехавший с Кирой

- 16 -

впереди, периодически поджидал нас и выполнял роль «Ивана Сусанина».

Примерно за три километра до Золотарёвской трассы, когда нам осталось проехать прямой участок по бугристой лесной дороге, на которой, к счастью, отсутствовал злосчастный песок, и, убедившись, что мы не заблудимся, Саша с Кирой умчались в Ахуны, а троица велосипедистов потащилась вслед за ними. По лесу мы ехали ровно час, а затем уже выбрались на асфальтированную Золотарёвскую трассу.

Ещё раз вернусь к описанию погоды: после обеда на небе появились облака, они закрыли солнце, стало прохладней, и ехать было приятно. Когда мы уже преодолели по трассе примерно половину пути (а ехать пришлось около 17-ти км), на нас даже покапал дождь, но такой слабенький, что даже толком не сумел смочить пыль на дороге. После лесного бездорожья катить по асфальту было одно удовольствие, несмотря на усталость и на обгонявшие нас автомашины, которые обдавали нас смрадом выхлопных газов, который, впрочем, быстро улетучивался благодаря окружавшему нас со всех сторон лесу. Всего же по трассе до Ахун мы проехали в течение 1 часа 20 минут, завершив путе-шествие головокружительным спуском от Ахунского лесокомбината.

Александр Белов (Митрофанов), июль 1996г. Фото автора.

Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Учредитель, редактор и компьютерный дизайнер Александр Митрофанов Адрес редакции: г. Пенза, ул. Суворова д.44 кв.45 Телефоны: (8412)55-26-17; 89273928462 Электронная почта: [email protected] [email protected] Номер подписан в печать 7 августа 2017 года Тираж выпуска 80 экземпляров Отпечатано на принтере «Canon MF3010EX»

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...