Агитация партии Бунд // Наш путь. – 1917. – 20 декабря. – С. 2. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Агитация партии Бунд // Наш путь. – 1917. – 20 декабря. – С. 2.

2017-09-01 155
Агитация партии Бунд // Наш путь. – 1917. – 20 декабря. – С. 2. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Представлено агитационное объявление было напечатано в меньшевистской газете. Составлено пензенским отделением партии «Бунд». Адресат: еврейское население г. Пензы. Объявление размещалось систематически в нескольких выпусках газеты «Наш путь», например в выпусках от 22 и 24 декабря 1917 г.

* * *

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Российская социал-демократическая рабочая партия.

Всеобщий еврейский рабочий союз «Бунд».

Граждане-евреи рабочие, мастеровые и все трудящиеся.

24 и 25 декабря состоятся выборы в пензенскую еврейскую общину. 7–8 и 9 января 1918 г. состоятся выборы делегатов на еврейский съезд от Пензенской, Симбирской и Тамбовской губ[ерний].

Каждый из вас должен принять живое участие в создании народных органов, где будут положены основы новых форм еврейской жизни в свободной демократической России.

Каждый сознательный гражданин должен хорошенько подумать, какой партии он отдаст голос.

Помните, граждане, что список № 1 – это список еврейской буржуазии и клерикалов – союз лжи и невежества.

Они хотят оживить ту допотопную общину, где царствовал мрак, где подавлялась личность и убивалось всякое стремление к лучшей светлой жизни.

Список № 6 – список сионистов. Они зовут в Сион и говорят, что король английский прогнал турок и отдает вам Палестину с миллионом арабов.

Не верьте им!

Это предвыборный выпад, чтобы заманить избирателя. Ваша жизнь, будущность ваших детей связаны с теми страданиями, где жили, страдали и боролись поколения еврейского народа.

Нет той силы, которая могла бы это изменить! Ни одного голоса этим фантазерам и лже-мессиям!

Если вы хотите создать свободную еврейскую общину, если вы хотите, чтобы на еврейском съезде властно прозвучал голос еврейской демократии, голосуйте все как один за список [курсив в тексте – Д. К.]
№ 5 всеобщего еврейского рабочего союза «Бунд», друзей народа, борцов за лучшие идеалы человечества, за свободное культурно-национальное развитие еврейских масс.

Приложение 3

Агитация партии Идише Фолкспартей // Наш путь. – 1917. –
21 декабря. – С. 2.

 

Текст написан на идише, транскрибированном кириллицей. Объявление перепечатано без всяких исправлений. В тексте присутствует ряд опечаток. Использование кириллицы связано с отсутствием еврейского шрифта в местной типографии. Данное объявление размещалось систематически в нескольких выпусках газеты «Наш путь», например в выпуске от 22 декабря 1917 г. Перевод
В. А. Дымшица, доктора химических наук, сотрудника Центра «Петербургская иудаика» в Европейском университете Петербурга.

* * *

Граждане евреи!

24-го и 25-го декабря состоятся выборы в пензенскую общину. Все на выборы! Идите сознательно, помните, что вы должны сделать.

Не голосуйте за список № 1. Это союз ассимиляторов с клерикалами, союз богатых карманов с мраком [имеется в виду мракобесие].

Не голосуйте за сионистов, для которых еврейский народ – игрушка для их фантазий, они презирают ваш язык и тем причиняют вам обиду.

Если вы хотите, чтобы община была демократической и вправду отстаивала интересы широких народных масс, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы были созданы независимые еврейские народные школы, еврейские библиотеки, госпитали, дома престарелых, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы развитие и поддержку получили еврейские ремесленники, чтобы был кредит для еврейских лавочников, чтобы было улучшено экономическое положение еврейских масс, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы позаботились о беженцах так, чтобы они смогли вернуться и устроиться на своих старых местах, голосуйте за список № 4.

За список еврейской народной партии («Фолкспартей») № 4.

 

* * *

Это же объявление на идише, транскрибированном кириллицей.

[Подзаголовок на русском языке]. Текст еврейский.

 

№ 4 Идн Биргер № 4

Дем 24-тен ун 25-тен декабр из ди [ли?] вал'н ин пензар khila (общину)! Гейте але цу вал'н! Гейте бавустаин, геденкт вос ир дарфт тон!

Штимт. Нит фарн цетл № 1. Дос из а бунд фун ассимилатор'н мит ди клерикал'н, а бунд фундер райхер кешене миг ди финцтернис.

Штимт нит фар ди Ционист'н вос дос идише фолк из а шпильцайг фар зейере фантазиес; зей фар'ахт'н айер шпрах ун мит дем айх апейн.

Вилт ир аз ди khilе зол зайн а демократише ун фартейдиг'н аф ан'эмес ди интересн'н фун ди брейте фолк-мас'н.

Штимт фар'н цет'л № 4.

Вилт ир аз с'зол гешаф'н вер'н умзисте идише фолк-шул'н идише библиотек'н, идише шпитол'н мойшев-зкейнимс.

Штимт фар'н цет'л № 4.

Вилт ир аз с'зол гештицт ун антвик'лг[т?] вер'н ди идише млохе ун дер кредит фар ди кремерс, аз с'зол ойсгебесерт вер'н ди экономише лаге фундер идише масе.

Штимт фар'н цет'л № 4.

Вилт ир аз с'зол гезоргтвер'н фар ди беженцес, аз зей зол'н зих кенен умкер'н ун айн'орденен аф зейере апте эртер.

Штимн фар'н цет'л № 4.

Фар'н цет'л фун ди «идише фолкспартей» № 4.

Приложение 4

Итоги выборов на еврейский съезд // Наш путь. – 1918. –
28 января. – С. 3.

* * *

Итоги выборов на еврейский съезд

Пока результаты выборов на Всероссийский еврейский съезд известны из Пензы, Саранска, Сызрани, Козлова, Моршанска, Алатыря, Лижуска и Борисоглебска. Список № 2 (объединенные социалисты) получили 42 голоса; список № 3 (ортодоксы) получили 1105; список № 4 (фолкспартей) получили 302 голоса, № 5 (бунда) – 777 голосов, № 6 (сионисты) получили 2000 голосов и, наконец, список № 7 [112] (Поалей-Цион) получили 106 голосов.

Приложение 5

Письмо от руководства Евсекции в Пензу // Государственный
архив Пензенской области. Ф 36. Оп. 1. Л. 86.

Это машинописный текст на идише, еврейский квадратный шрифт. Перевод В. А. Дымшица, доктора химических наук, сотрудника Центра «Петербургская иудаика» в Европейском университете Петербурга.

* * *

Евсекция[113] компартии

С. Вейрис

Дер Эмес[114] («Правда») со 2-го сентября снова начала выходить. Она будет вам послана через Центрпечать в количестве 5 экземпляров. Просим вас немедленно сообщить, получаете ли вы газету регулярно. Просим также в течение недели сообщить точный список, где и как газета распространяется. Если до 15-го октября этот список не будет прислан, то газета будет посылаться вам в меньшем количестве экземпляров или не будет посылаться вовсе.

При этом напоминаем вам о том, чтобы вы как можно внимательней и чаще информировали Дер Эмес о партийной и общей еврейской жизни.

Редакция и руководство Дер Эмес

[синяя печать на русском] «АГИТОД ГУБКОМА Р.К.П.(б)

12 октября дня 1921 г. Вход. № 85.

Приложение 6

Союз еврейской молодежи // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. – 1918. –
№ 192 (295). – 15 сентября. – С. 4.

В союзе еврейской молодежи.

Вечерние курсы.

Союз еврейской молодежи с наступающего учебного года открывает курсы для взрослых. Курсы рассчитаны на разнообразный контингент слушателей. Кроме грамоты (еврейской и русской) и арифметики, будут читаться систематические лекции по следующим предметам: история культуры, история всеобщая и еврейская, литература еврейская и русская, естествоведение, политическая география и политическая экономия.

Предлагается также целый ряд эпизодических лекций по истории социализма и рабочего движения в разных странах.

Для заведывания курсами союзом приглашен опытный работник по внешкольному образованию, преподаватель московских вечерних курсов при комиссариате по еврейским делам[115] товарищ Д. М. Мац.

 

* * *

Еврейская литература // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. – 1918. – № 192 (295). –
15 сентября. – С. 4.

 

Еврейская литература

Союз еврейской молодежи доводит до сведения еврейской публики, что у него имеется для продажи следующие последние издания еврейской литературы: ежедневная газета «Дер Эмес», еженедельный журнал «Культурун. Билдунг»[116] (орган отдела культуры и просвещения при комиссариате по еврейским делам), «Ди Кляча» – Мендэлэ Мойхер Сфорим[117], «Геклыбенэ Лидер» – Бов-Шовера[118], «Речь товарища Ленина», «Политическая экономия» – Закса, «Задача будущего» – Светлова, «Революция 48-го года» – Невского. Все книги на еврейском языке. Кроме этого, продается еженедельный журнал «Унаэр вэг»[119] («Орган Форэйнигэ[120]) и художественные сборники еврейской литературы на русском языке «Еврейский мир».

 

 

Приложение 7

Ликвидация еврейского союза молодежи // Красное знамя [бывшие Известия]. – 1919. – № 73.

* * *

Ликвидация еврейского союза молодежи

В понедельник, 3-го ноября, состоялось общее собрание членов еврейского союза молодежи с представителями раб. Клуба имени Борохова[121], еврейского клуба при Бунде и Губвнешкотдела[122], где единогласно было принято решение: союз ликвидировать, а инвентарь передать в ведение еврейских рабочих клубов. На этом же собрании была избрана ликвидационная комиссия. Как выяснилось, союз остался должным некоторым лицам некоторую сумму денег. Ликвидационная комиссия просит этих лиц указать должную им сумму в течение двух недель со дня появления настоящей заметки в газете «Красное знамя», после чего все долги будут считаться аннулированными. Комиссия также просит всех тех, у кого имеются разные вещи, передать комиссии. Адрес для писем и справок: клуб имени Борохова, Интернациональная[123], № 41, секретарю ЛиквидКом. г. Вину.

 

Приложение 8

Эпитафия с Пензенского еврейского кладбища [124]

В тексте эпитафии:

[…] – стертый, сколотый, неразборчивый текст;

{…} – перевод фрагмента неясен или невозможен;

[ ] – предположительный (конъектурный) перевод поврежденного или неясного фрагмента.

Эпитафия на идише. Надгробие содержит выемку для фотомедальона. Материал: цемент и кирпич. Памятник недалеко от надгробия, датируемого 1918 г.

 

[מ]שה נאדעלמאן א מיטגליד פון דער [בעגיער] ארגאניזאציע פון בונד […] […] […] ]Моше]Ноделман, член {…} организации Бунд {…} {…} {…}

Приложение 9

Выдержки из информационных сводок о деятельности сионистов // Государственный архив Пензенской области. Ф. р2.
Оп. 4. Д. 167. Л. 21–23 об., 30–33.

Это машинописный текст, копия. Информационные сводки для Пензенского губисполкома представляют собой обзор экономического, политического и социального положения в Пензенской губернии. Основное внимание уделяется кризису в продовольственной сфере, бандитизму и эпидемиям. Политические партии выделены в отдельный параграф, основное внимание сосредоточено на правых эсерах и меньшевиках. Сионисты упоминаются эпизодически. В данном архивном деле (№ 167) после июня 1921 г. параграф «Политические партии» становится небольшим, про оппозиционные партии в нем говорится, что вследствие предпринятых мер они дезорганизованы и проявляют слабую активность.

[...] – текст опущен Д. С. Кузнецовым, эта часть документа не приводится в данной выборке.

* * *

[Л. 21–23 об.]

Сов[ершенно] секретно Председателю Пензенского губисполкома

Информационная сводка № 10 Пензенской губернской чрезвычайной комиссии о положении губернии за время с 15 по 31 мая 1921 года.

[…]

§ 3 Политические партии и группы

[…]

Работа сионистов начинает принимать более реальные формы. Этой организацией открыт клуб[125], который посещается главным образом мелкой и крупной еврейской буржуазией. При этом клубе существуют какие-то курсы[126]. Кроме клуба местом для пропаганды сионистам служит также синагога. Часто можно видеть там председателя организации д-ра ФРИДЛЯНДА[127], выступающего с речами. В организации общего политического взгляда нет, и существует несколько течений, в некоторых случаях совершенно не сходных, и объединены они только потому, что имеют общую цель переселения в Палестину. Можно слышать принципиальные споры о том, что они будут делать, какая у них будет власть по приезде в Палестину.

[…]

Подлин[ность] за[верена] надлежащими подписями.

С подлинным верно

Информатор [подпись от руки]

Копия отослана в следующие учреждения:

1) Секретный отдел ВЧК;

2) Особый отдел Зап[асной] армии Республики и Приволж[ского] воен[ного] округа;

3) Председателю Пензенск[ого] Губисполкома;

4) —″—[128] Тамбовской Губчека;

5) —″— Нижегород. —″—[129];

6) —″— Самарской —″—;

7) —″— Симбирской —″—;

8) —″— Саратовск. —″—;

9) Рузаевской ОДТЧК[130];

10) Оперативный штаб командующего войсками Пензенской губ.

* * *

[Л. 30–33]

Сов[ершенно] секретно. Председателю Пензенского Губисполкома

Двухнедельная информационная сводка № 12

Пензенской губернской чрезвычайной комиссии о положении губернии за время с 16 по 30-е июня 1921 года.

[…]

§ 3 Политические партии и группы

После произведенных арестов активных членов противосоветских партий работа их значительно ослабла. Особенно заметно это на подпольной организации правых эсэров.

[…]

Существующая в Пензе сионистическая организация, деятельность которой освещалась несколько раз в предыдущих сводках, работу продолжает и теперь главным образом сводит ее к укреплению и развитию в еврейских массах национального чувства как оплота «социализма». Это тем более трудная задача, что в данном случае крупной еврейской буржуазии, стоящей во главе организаций, приходится действовать вместе с еврейским пролетариатом.

Настроение правого крыла организации, состоящей из руководящих сил контрреволюционного [элемента], склонно к сочувствию капиталистическим государствам по той причине, что, по их мнению, облегчить участь еврейского народа в состоянии только они[131], что, по их словам, они частью делают и теперь. Касаясь в разговорах отношений к Соввласти – сама по себе скоро развалится[132]. Доказательством этого они выставляют последние уступки Соввласти[133], которые ведут от царившего раньше ложного коммунизма[134] к прежнему режиму, где частная собственность находится под охраной законов. Один из правых сионистов, говоря о левых, едущих в Палестину с надеждой укрепления там социализма, сказал, что их считать сионистами не приходится, так как вообще социализм отрицает национальные чувства, поэтому они вносят в организацию разложение. Запрещение выезда из России за границу возбуждает большое недовольство Соввластью, и одним из выходов из этого положения они находят [в отправке][135] своих людей с эшелонами, отправляющимися в Литву с беженцами.

[…]

Подлинные подписали:

Зам Пред Губчека

Заведующий секретно-оперативным отделом ШИЙРОН

Информатор Баланин

С подлинным верно: информатор [подпись от руки]

Копия отослана в следующие учреждения:

1) Секретный Отдел ВЧК;

2) Особый Отдел Зап[асной] армии и Приволж[ского] воен[ного] округа;

3) Пред[седатель] Пенз[ского] Губисполкома;

4) —″—[136] Тамб[ского] Губчека;

5) —″— Нижегородский —″—[137];

6) —″— Симбирский —″—;

7) —″— Саратовский —″—;

8) Рузаевской ОДТЧК;

9) Оперативный штаб командующего войсками Пенз. Губернии.

 

Библиографический список

1. Бальфура декларация // Электронная еврейская энциклопедия.
Т. 1. – URL: http://www.eleven.co.il/article/10390 (дата обращения: 04.04.2015).

2. Булдаков, В. П. Российское еврейство и большевистский переворот в Петрограде, октябрь 1917 – январь 1918 г. / В. П. Булдаков // Архив еврейской истории / под ред. О. В. Будницкого; Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства. – М.: РОССПЭН, 2007. – Т. 4. – С. 92–124.

3. Бунд // Электронная еврейская энциклопедия. Т. 1. – URL: http://www.eleven.co.il/article/10791 (дата обращения: 04.04.2015).

4. Бунд. Документы и материалы. 1894–1921. – М.: РОССПЭН,
2010. – 1360 с.

5. В союзе еврейской молодежи вечерние курсы // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. – 1918. – 15 сентября. – № 192 (295). – С. 4.

6. Вишневский, К. Д. Пенза / К. Д. Вишневский // Пензенская энциклопедия. – М., 2001. – С. 436–444.

7. Всероссийский еврейский съезд. 1918 г. // Библиотека исторической информации. – URL: http://libinfo.org/index/index.php?id=58 (дата обращения: 04.04.2015).

8. Городская жизнь. Беженцы // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. – 1918. – 28 января
(10 февраля). – № 20 (223). – С. 4.

9. Государственная жизнь в Палестине // Наш путь. – 1917. –
17 декабря. – № 1. – С. 4.

10. Дело помощи. – 1916. – № 6. – 20 августа.

11. Дорман, Е. Революционный террор в России / Е. Дорман. – М., 1917.

12. Еврейская литература // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. – 1918. – 15 сентября. –
№ 192 (295). – С. 4.

13. Еврейская мысль. – 1918. – № 10. – 7 сентября.

14. Еврейский национальный фонд // Электронная еврейская энциклопедия. - Т. 2. – URL: http://www.eleven.co.il/article/11516 (дата обращения: 04.04.2015).

15. Еврейский путь. – 1917. – № 1. – 6 ноября.

16. Заговор против еврейской демократической общины // Наш путь. – 1918. – 17 мая (4 мая). – № 106. – С. 1.

17. Идише Фолкспартей // Наш путь. – 1917. – 22 декабря. – № 5. – С. 4.

18. Идн Биргер // Наш путь. – 1917. – 21 декабря. – № 4. – С. 2.

19. Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. – 1918. – № 181 (284). – 3 сентября.

20. Известия. – 1918. – № 10 (213). – 17 января (30 января).

21. Итоги выборов на еврейский съезд // Наш путь. – 1918. –
28 января. – № 31. – С. 3.

22. Кальмина, Л. Сионизм в Сибири в 1910–20-х годах: спорные моменты истории / Л. Кальмина // Проблемы еврейской истории: материалы науч. конф. Центра «Сэфер» по иудаике. – М., 2008. – Ч. 2. - С. 267–277.

23. Кондрашин, В. В. Крестьянство России в Гражданской войне:
к вопросу об истоках сталинизма / В. В. Кондрашин. – М., 2009. – 575 с.

24. Кондрашин, В. В. Пензенская губерния в годы Первой мировой войны. 1914 – март 1918 / В. В. Кондрашин. – Прага, 2014. – Кн. 2.

25. Копыл, А. Деятельность сионистских политических партий на юге Украины в 1920-е годы / А. Копыл, А. Тригуб // Проблемы еврейской истории: материалы науч. конф. Центра «Сэфер» по иудаике. – М., 2008. – Ч. 2. - С. 277–283.

26. Кременецкий, И. Участие евреев в политической деятельности России и СССР / И. Кременецкий // Сетевой портал «Заметки еврейской истории». – URL: http://berkovich-zametki.com/Nomer11/Kremen1.htm (дата обращения: 04.04.2015).

27. Кузнецов, Д. С. Пензенский еврейский некрополь конца XIX – первой четверти XX в. / Д. С. Кузнецов, Ю. В. Верхолевский // Тирош – труды по иудаике. – М., 2017. – Вып. 16. - С. 138–153.

28. Лакер, В. История сионизма / В. Лакер. – М., 2000.

29. Левин, В. И. История евреев России. Взгляд из Пензы /
В. И. Левин. – Пенза, 2003.

30. Ликвидация еврейского союза молодежи // Красное знамя. – 1919. – 15 ноября. – № 73. – С. 3.

31. Маккаби // Известия. – 1919. – 26 января. – № 19 (402). – С. 4.

32. Нам И. Евреи в Сибири в 1917 году: между сионизмом и бундизмом / И. Нам // Научные труды по иудаике. Ч. 2: материалы XVII Междунар. науч. конф. по иудаике. – М., 2010. – Т. II. – С. 198–217.

33. Наш путь. – 1917. – № 5 – 22 декабря.

34. Обвинение в агитации к еврейскому погрому // Пензенская речь. – 1917. – 25 мая. – № 11. – С. 3.

35. Общее собрание увеченных и демобилизованных евреев-воинов // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. – 1918. – 12 июля. – № 138 (241). – С. 4.

36. Общественное собрание еврейского комитета помощи жертвам войны // Пензенская речь. – 1917. – 4 июня. – № 20. – С. 1.

37. Общие сионисты // Электронная еврейская энциклопедия. -
Т. 6. – URL: http://www.eleven.co.il/article/13036 (дата обращения: 04.04.2015).

38. Объявления // Наш путь. – 1918. – 27 января. – № 30. – С. 1.

39. От комитета «Бунда» // Наш путь. – 1918. – 12 марта
(28 февраля). – № 54 – С. 4.

40. Пекный, А. И. Евреи / А. И. Пекный // Пензенская энциклопедия. – М., 2001. – С. 171–172.

41. Пекный, А. Из истории Пензы / Абрам Пекный // Газета «Информпространство». – URL: http://www.informprostranstvo.ru/ N164_2012/korni.html (дата обращения: 04.02.201 7).]

42. Пенза // Российская еврейская энциклопедия. – URL: http://rujen.ru/index.php/ПЕНЗА (дата обращения: 09.04.2015).

43. Пенза. Масштаб 1:350. Выпуск № 9. Гость А. Пекный. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=TAk18i_alTM (дата обращения: 31.01.2017).

44. Пензенская губерния в годы Первой Мировой войны. 1914 – март 1918: в 2 кн. 1917 – март 1918 / отв. сост. В. В. Кондрашин. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. – Кн. 2. - 596 с. – (Документальная история Пензенского края).

45. Белоусов, С. В. Пензенская губерния в эпоху Первой мировой войны: моногр. / С. В. Белоусов, О. А. Сухова, С. О. Юдин; под общ. ред. О. А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – 464 с.

46. Пензенская речь. – 1917. – № 6. – 18 мая.

47. Пензенский городской комитет ВКП(б). Президиум. Протоколы заседаний президиумов горкома ВКП(б). Начато 3 января 1919 г. Окончено 17 декабря 1919 г. // Государственный архив Пензенской области. Ф. 37. Оп. 1. Д. 52.

48. Пензенский губернский исполнительный комитет совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Приказы губернской чрезвычайной комиссии. Протоколы заседания пензенской губернской чрезвычайной комиссии, сводки о положении по губернии, доклад о деятельности пензенской организации сионистов. Начато
23 апреля 1920 г. Окончено 23 декабря 1920 г. // Государственный архив Пензенской области Ф. Р. 2. Оп. 4. Д. 148.

49. Пензенский губернский комитет ВКП(б). Переписка губкома РКП(б) с военным советом пензенского укрепленного района. Начато
26 июля 1919 г. Окончено 30 декабря 1919 г. // Государственный архив Пензенской области. Ф. 36. Оп. 1. Д. 92.

50. Пензенский губернский комитет ВКП(б). Протоколы заседаний коллегии по организационной и агитационной работе. Информационные протоколы, выписки из протоколов губисполкома и укомов РКП(б). Начато 4 апреля 1919 г. Окончено 21 августа 1921 г. // Государственный архив Пензенской области. Ф. 36. Оп. 1. Д. 101.

51. Пензенский губернский комитет ВКП(б). Статистические отчеты губкома РКП(б). Начато июнь 1920 г. Окончено сентябрь 1920 г. // Государственный архив Пензенской области. Ф. 36. Оп. 1. Д. 257.

52. Пензенский трубочный завод (1912–1918) // Архив Пензенской области. – URL: http://arhiv-pnz.ru/before_1917/industrial_enterprises/ industrial_companies/f183 (дата обращения: 04.02.2017).

53. Пролетарии всех стран, соединяйтесь // Наш путь. – 1917. –
20 декабря. – № 3 – С. 2.

54. Фолкспартей // Электронная еврейская энциклопедия. - Т. 9. – URL: http://www.eleven.co.il/article/14314 (дата обращения: 04.04.2015).

55. Хроника жизни евреев Екатеринослава – Днепропетровска. – URL: http://litbook.ru/article/8212/ (дата обращения: 31.01.2017).

56. Хроника. Союз самообороны граждан г. Пензы, уездных городов и иных населенных мест губернии // Пензенская речь. – 1917. – 6 декабря. – № 86. – С. 3.

57. Хрулева, О. C. «Cибирский вестник бунда» как источник по истории евреев города Томска 1917–1918 гг. / О. C. Хрулева // 150 лет периодической печати в Сибири: материалы рег. науч. конф., посвящ. 150-летию издания в Сибири «Губернских ведомостей» (Томск,
19–20 апреля 2007 г.). – Томск: ТМЛ-Пресс, 2007. – С. 201–205.

58. Шкурко, Э. Сионисты в Уфе // Проблемы еврейской истории. Материалы научной конференций Центра «Сэфер» по иудаике /
Э. Шкурко. – М., 2008. – Ч. 2. - С. 284–290.

59. Юный маккавей // Известия. – 1919. – 20 мая. – № 108 (491). – С. 4.

 

 
 

III. ОТРАЖЕНИЕ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИОНИСТОВ В САМАРСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЕ
(март–сентябрь 1918 г.)


Отмена цензуры после Февральской революции привела к невиданному росту русско-еврейской печати[138]. Еврейские политические партии, которые до февраля 1917 г. были на нелегальном либо полулегальном положении, вышли из подполья. Каждая партия имела свои собственные газеты, через которые вела пропаганду своих идей. В 1917 г. проводились демократические выборы кандидатов в местные советы и Учредительное собрание. В то же самое время проходили выборы в местные еврейские представительные органы и во Всероссийский еврейский конгресс. Все эти кампании стимулировали рост еврейской периодической литературы в 1917 г.

Еврейские газеты появляются в большом количестве и в провинциальных городах. «Еврейская мысль» была типичным примером провинциальной русскоязычной газеты. Было несколько причин, почему это издание выходило на русском языке. Во-первых, в 1915 г., во время Первой мировой войны, распоряжением военных властей были закрыты все издания на иврите и на идише, независимо от их содержания, а в 1916 г. запрет был распространен на всякие печатные произведения еврейскими либералами. Запрещен был сам еврейский печатный шрифт. Когда в 1917 г. был снят запрет с еврейского печатного слова, было уже трудно наладить вновь еврейское типографское дело. Во-вторых, Поволжье раньше находилось за чертой оседлости, вне зоны компактного проживания евреев, что не способствовало использовнию еврейского квадратного шрифта.

В Самаре газета выходила в марте–сентябре 1918 г. Таким образом, ее выпуск приходится на советскую власть и господство чехословаков и КОМУЧа. Основной упор политики газеты делался на популяризацию идеи возвращения евреев в Эрец Исроэль, освещение еврейских мероприятий от различных организаций: проведение «палестинской» недели[139], открытие библиотеки и читальни[140], проведение докладов на различные темы[141], устройство детских лагерей отдыха[142], выдача пайков для нуждающихся и содержание богадельни[143], медицинские мероприятия в Самарской общине[144].

Стоит заметить, что в Самаре большевики не стали мешать открытию «Еврейской мысли» в марте 1918 г. Это было связано с тем, что газета не отличалась агрессивной антибольшевистской риторикой. Хотя многое, конечно, зависело и от действия местных большевистских властей. К примеру, в Пензу, так же как и в Самару, приехало большое количество еврейских беженцев. В годы Первой мировой войны их число составляло 7,6 тыс.[145] В 1918 г. в Самаре проживали 10 тыс. евреев[146]. Однако в Пензе отдельной газеты не было. Пензенские сионисты давали объявления в меньшевистских газетах (которые, впрочем, большевики закрыли перед чехословацким мятежом)[147].

 

* * *

Период деятельности самарских сионистов с марта по сентябрь 1918 г. является переходным с благоприятного (для еврейских организаций) времени до начала затяжного хронического кризиса, вызванного усилившейся разрухой, войной и анархией.

В 1918 г. была открыта еврейская семилетняя школа с преподаванием идиша как учебного предмета, также был организован спортивный кружок «Маккаби». Все это стало возможно в связи с тем, что после Февральской революции 1917 г. до начала масштабных боевых действий осенью 1918 г. (второй период Гражданской войны в России) складывалась благоприятная ситуация для развития еврейских общественных и политических организаций. Не нужно забывать, что Декларация Бальфура[148] вызвала эйфорию среди еврейского народа, что позитивно отразилось на добровольных пожертвованиях для развития еврейских общественных учреждений. Кроме того, большевики были слишком заняты другими проблемами[149], а сионисты с их опытом подпольной работы сумели в данный период избежать конфронтации с местным правительством и вести деятельность, не вызывая явных у них опасений. Также, несмотря на то, что советские учреждения и пытались поставить под контроль еврейские организации, они все же не стали закрывать сионистскую газету «Еврейская мысль».

Итак, сионисты вели активную пропагандистскую работу. Особенно примечательной в этом плане является развернутая статья «Емкость Палестины»[150], в которой подчеркивалось, что сионисты стараются создать убежище для еврейского народа. Эрец Исроэль сможет вместить всех – и евреев, и арабов. Особо оговаривалось, что «Палестина представляет собой площадь, очень редко заселенную полудикими арабами […]». Территорию оценили минимум в 33 890 квадратных километров, из них 1 913 000 гектаров земли годны для земледелия. Если считать, что один минимальный крестьянский надел равен пяти гектарам, то в Эрец Исроэль можно было создать 380 тыс. крестьянских усадеб, а при необходимости – колонизировать Сирию и Месопотамию. Таким образом, во время агитации многими фактами выдавалось желаемое за действительное.

Сионисты активно разъясняли еврейскому населению свою политику: «Мы знаем, что не все еврейство переселится на нашу старую родину, что большая часть его останется в голусе[151], и интересы оставшихся здесь людей нам не менее дороги, чем переселившихся
в Палестину […] Горе еврея, где бы он ни жил, есть наше горе […]»[152].

В дальнейшем, когда власть сменилась на КОМУЧ, сионисты сначала продолжали избегать многих политических тем. Газета «Еврейская мысль» не упоминает ни взятие Самары чехословаками, ни грабежей, ни политики КОМУЧа. Отголоском тех событий является только короткое сообщение в августе о том, что помещение Совета еврейской общины временно реквизировано по распоряжению военных властей[153]. Отказ от освещения политических событий говорит о том, что главной целью общины была культурно-просветительная деятельность.

В сентябре стало ясно, что те скудные средства, которые удалось собрать в январе–июне 1918 г., были хорошим показателем. Разворачивающаяся широкомасштабная Гражданская война не способствовала успешному налогообложению. Сбор средств затруднялся из-за параллельных хозяйственных сборов «областных правительств». Мешала и плохая самоорганизация, финансовая комиссия общины почти бездействовала. В итоге в сентябре бюджет общины исчислялся 14 тыс. руб. Евреи отказывались платить или же «торговались», уплачивая гораздо меньше. И это в тех условиях, когда общине нужно было содержать три школы (300 человек), амбулаторию вместимостью 1300 человек, комиссию по социальной помощи и другие социальные объекты.

Далее представленные таблицы[154] хорошо показывают, что в 1916–1917 гг. школа выполняла ассимиляторскую функцию, русский язык был доминирующим (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Распределение недельных часов в 1916–1917 учебном году
(общие предметы преподавались на русском языке)

Предметы Приготовительный класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Еврейский язык (иврит)          
Библия        
История евреев        
Идиш  
Арифметика          
Русский язык          

 

С падением Российской империи учебная программа в еврейских школах стала более разнообразной. Количество часов иврита и идиша значительно увеличилось (табл. 2).

Последующее наступление на учителей-идишистов было тем более успешным, что в отсутствие большевиков возможности «Бунда» и «Поалей-Цион» влиять на языковую политику были значительно меньшими. Сионисты в агитационных материалах утверждали, что учебная программа, предложенная учителями-идишистами (табл. 3), вызвала серьезные трения.

 

Таблица 2

Распределение недельных часов в 1917–1918 учебном году
(общие предметы преподавались
отчасти на идише, отчасти на русском языке)

Предметы Приготовительный класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Еврейский язык (иврит)          
Библия        
Еврейская история    
Идиш        
Арифметика          
Русский язык          
География    
Ручной труд          
Пение
Естествознание          

После долгой и упорной борьбы на заседании педагогического совета местных школ было достигнуто соглашение между учителями о том, чтобы преподавание велось по прошлой программе[155] (см. табл. 2). Фактически это означало ослабление позиций идишистов.

Таблица 3

Предлагаемый план от учителей-идишистов на 1918–1919 учебный год (общеобразовательные предметы велись на идише;
грамота начиналась теперь с идиша, так как раньше – с иврита)

Предметы Приготовительный класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Еврейский язык (иврит) 6–9        
Библия        
Еврейская история    
Идиш          
Арифметика          
Естествознание          
Русский язык        
География    
Ручной труд          

 

Летом 1918 г. КОМУЧ провел выборы в органы городского самоуправления. Избирательная кампания стимулировала агитацию партий на «еврейской улице». Газета «Еврейская мысль» активно публиковала материалы самарских сионистов. Так, например, 15 августа 1918 г. было размещено обширное сообщение от имени Самарского областного органа сионистской организации[156], в котором не только были перечислены кандидаты в Думу, но и фактически изложена сионистская программа. Основной упор делался на то, что сионизм является общееврейским движением, что нет буржуазного сионизма (на что постоянно указывал «Бунд»), а также на то, что сионизм есть народное движение по преимуществу трудящихся народных масс.

Сионисты обратились во все еврейские партии с предложением образовать объединенный национальный список. Особо подчеркивалось, что они по общеполитическим вопросам стоят на одной и той же платформе с социалистическим блоком. Для них была приемлема кандидатура и несиониста, но только еврея-националиста. Из-за идеологических разногласий еврейские партии не стали создавать объединенный список. Официальный отказ от предложения сионистов объединиться отправили: «Поалей-Цион», «Бунд», Еврейская народная группа, «Свобода и традиции», Самарская организация объединенных еврейских рабочих социал-демократических партий[157]. Это и заставило сионистов выступить с отдельным списком. Между тем «Бунд», еврейские социалисты, эсеры, меньшевики, народные социалисты и группа «Единство» образовали социалистический блок[158].

Кроме того, сионисты пошли отдельным списком на выборах в Самаре еще и потому, что вопросы еврейской внутренней жизни были настолько сложны и запутанны, что разобраться в них мог только еврей, хорошо с ними знакомый[159]. И действительно, когда большевики в марте 1918 г. контролировали Самару, они регулировали деятельность еврейской общины через комиссариаты[160]. Так, например, комиссия по делам беженцев, подконтрольная большевикам, выдавала деньги всем подряд, недифференцированно, фактически обрекая действительно нуждающихся людей на голодное существование[161].

На выборах в Думу самарские сионисты выступили как политическая партия, так как знали, что не все еврейство переселится в Эрец Исроэль, что большая часть его останется в «рассеянии»[162]. Естественно, для сионистов было выгодно от имени самарского еврейства иметь своего представителя в городском самоуправлении.

Во время этих выборов сионисты призывали «ни в коем случае»
не голосовать за черносотенцев. Монархические организации были запрещены на территории КОМУЧа. По избирательным спискам трудно определить наличие черносотенных орг


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.